Научная статья на тему 'Декоративно-прикладное искусство в образовательной области «Технология»'

Декоративно-прикладное искусство в образовательной области «Технология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1001
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декоративно-прикладное искусство в образовательной области «Технология»»

собственной игры, к этому времени зачастую уже успевают потерять интерес к занятиям на виолончели. Мы убеждены, что начинать вибрировать необходимо как только ребенок приобрел первоначальные навыки ведения смычка и изучил основные штрихи.

Вибрато является одним из важнейших факторов управления звуком. Оно «разнообразит звуковую палитру, расширяет возможности трактовки произведения и усиливает его эмоциональное воздействие на аудиторию» [1, с. 97].

Методу раздельного обучения при работе над постановкой правой и левой рук, организации целесообразных игровых движений у начинающих виолончелистов автором также посвящено специальное методическое пособие, в котором представлено много упражнений (в том числе в игровой форме). Как подтверждает наша практика, благодаря их использованию дети значительно быстрее и легче усваивают основы постановки.

Игра в ансамбле дает учащимся не только яркие музыкальные впечатления, но и способствует закреплению навыков, приобретенных на уроках специальности, развитию музыкального вкуса, воспитанию исполнительской дисциплины.

Игру в ансамбле можно вводить как только дети усвоили ноты.

В качестве особой формы ансамбля мы практикуем дуэт «солиста» и «аккомпаниатора», так как считаем очень полезным, когда виолончелисты выступают в качестве концертмейстера у своих же товарищей по виолончельному классу. Это дает им возможность услышать себя «словно с другой стороны», после чего дети обычно начинают лучше чувствовать и своего концертмейстера при работе над виолончельным репертуаром по специально-

сти. Другая форма - дуэт двух виолончелистов, один из которых аккомпанирует другому. Заметим, что дети с большим удовольствием аккомпанируют друг другу, причем у каждого есть возможность выступить и в той и в другой роли.

Для того чтобы у начинающих учащихся сохранился интерес к игре на виолончели, необходимо при планировании уроков по специальности учитывать следующее:

- любой вид работы не может занимать много времени, задания должны быстро сменять друг друга, а педагог при этом - чутко реагировать на реакцию ученика;

- после заданий, требующих умственного напряжения, следует переключаться на более легкие виды работы, дающие возможность эмоционально-двигательной разрядки;

- «эмоциональное crescendo», то есть через каждые 2-5 минут не только меняются формы работы, но и добавляются новые виды действий, стимулирующие развитие художественно-образного мышления учащихся, дающие простор их творческой активности. Урок прекращается «на пике» эмоционального подъема, и дети ждут следующего урока с желанием и интересом.

Литература

1.Агарков О.М. Вибрато в игре на скрипке. - М.: Музыка, 1956.

2.АуэрЛ.С. Моя школа игры на скрипке. - М., 1965.

3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1982.

4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания -М., 1990.

5. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. -М., 1972.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Т.Ф. Лазарева,

заслуженный учитель РФ, доцент кафедры дизайна костюма Московского открытого социального университета

Существующие в настоящее время программные материалы по образовательной области «Технология» решают задачи многостороннего развития и воспитания учащихся, что определяется современными требованиями социальной и производственной сфер [1]. Реализация учебных задач в технологии позволяет развить общетрудовые навыки, коммуникабельность и интеллект. В процессе творческой деятельности учащихся формируются: активная позиция, социальная адаптация, умение принять быстрое и правильное решение. Кроме этого, в учебно-воспитательном процессе современной школы стоят задачи гуманизации, духовного возрождения и эстетического воспитания учащихся, опирающиеся на национальные традиции в культуре и искусстве. Художественная обработка конструкционных материалов опирается на основы народного декоративно-прикладного искусства и в школьном возрасте обладает большими познавательными, развивающими и воспитывающими возможностями. «Восприятие культуры во всей ее полноте и подлинности дает рано начавшееся систематическое общение с искус-ством»[2]. Это позволяет развить такие качества как нравственность, эстетическое и эмоциональное восприятие окружающей действительности, национальную гордость за достижения предков. «Декоративно-прикладное искусство - одна из важнейших областей народного творчества; в 48

ХХ веке тесно связано с дизайном» [3], является сферой создания материальных и духовных ценностей, активно воздействует на процесс воспитания учащихся, формирует творческую активность, позволяет овладеть навыками. Учебно-воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства изучались

A.В. Бакушинским, Г.В. Лабунской, Н.П. Саккулиной, Е.В. Пестель, В.Ф. Шехтель, Е.А. Флериной. Вопросы использования декоративно-прикладного искусства в процессе обучения рассматривали В.С. Кузин, Т. С. Комарова, О.С. Молотобарова, А.С. Хворостов, В.В. Корешков, П.В. Лосюк, Р.А. Бардина, Н.Б. Халезова, В.А. Барадулин, Л.К. Шевчук, Ю.Б. Максимова. Методику образования и воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства исследовали Т.Я. Шпикалова, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хворостов, В.С. Кузин, К.Е. Ералин,

B.А. Скворцов. Несмотря на имеющиеся исследования по проблеме использования декоративно-прикладного искусства в учебном процессе, перед образовательными учреждениями сегодня стоит проблема поиска путей для его дальнейшего совершенствования. Одним из средств решения этой задачи является использование в обучении и воспитании учащихся 1-11 классов различных видов декоративно-прикладного искусства в образовательной области «Технология». В программный материал «Технология»

включены такие виды художественно-декоративной обработки текстиля и других материалов, как вышивка ручная и машинная, ковроткачество, лоскутная техника, вязание крючком и спицами. В вариативных программах могут быть представлены и другие виды творчества, такие как гильоширование, техника росписи по ткани, изготовление объемных форм аппликации и искусственных цветов, плетение кружева на коклюшках, народный и исторический костюмы, выжигание по ткани, бисероплетение и вышивка бисером. Особая роль по сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства и его развития отводится школам с этнокультурным компонентом. Некоторые общеобразовательные школы работают по вариативным блокам-модулям или программам, включающим прикладные техники. Обучение школьников изготовлению изделий в техниках народных промыслов так же позволяет «решить задачу обучения учащихся навыкам и приемам традиционной художественной обработки материалов разных видов» [4]. Знания учащихся формируются в репродуктивной и продуктивной формах обучения (проект в материале, олимпиады, конкурсы, выставки). Важным методическим условием организации занятий по использованию декоративно-прикладного искусства на уроках технологии является правильный выбор методов и методических приемов в соответствии с целями и задачами программ обучения, передовыми педагогическими технологиями, индивидуальными особенностями учащихся, сложностью учебных задач, материально-техническим оснащением учебного процесса, профессионализмом преподавателя. Наиболее продуктивна форма, основанная на компонентном усвоении содержания образования в соответствии с педагогическими способами организации методов. Методы выполняют определенную учебную или воспитательную роль или служат средством реализации другого метода. Информацию о декоративном искусстве учащиеся получают в объяснениях, рассказах, дискуссиях, текстах, беседах с мастерами народного творчества, демонстрациях объектов (видеофильмы, слайды, компьютерные иллюстрации, музейные экспонаты, старинные предметы одежды и быта), экскурсиях в музеи и комбинаты прикладного искусства. Инструктивно-репродуктивный метод включает упражнения, беседы, демонстрации преподавателем приемов работы с последующим повторением учащимися. Реализация проблемного метода осуществляется посредством исследовательского, частично-поискового и метода проблемного изложения. Методы проблемного обучения в технологии часто сопровождают проектный метод и решение творческих задач, позволяющие активизировать самореализацию и творческие способности школьника. Частично-поисковый метод помогает учащимся решить задачу с помощью подсказки учителя на примере новой ситуации. Исследовательский метод помогает учащимся самостоятельно решать творческие задачи, поставленные учителем. В работе по декоративно-прикладному искусству могут использоваться различные типы уроков: упражнения, вариации, импровизации, позволяющие учителю создать условия творческого участия ученика в учебном процессе. Ролевая игра, уроки-образы и уроки-праздники являются формой коллективного творчества учащихся. Практическая направленность уроков формотворчества и экспериментирования - это апробирование возможностей учащихся на практике [5]. Таким образом, использование разнообразных методов и методических приемов по обучению школьников 1-11 классов на

уроках технологии позволяет преподавателю сформировать различные виды знаний в ходе освоения приемов преобразования текстильных и других материалов, используя приемы декоративного искусства и ремесел. Накопление знаний в области народного искусства является одним из мотивов для активной пробы сил в области декоративной деятельности. В процессе творческого преобразования окружающего мира учащиеся выходят за рамки учебной деятельности, обогащаются новыми навыками, постепенно занимают значимое место среди сверстников. Накопление знаний и участие школьников в практической деятельности обращают их внимание на сферы производства предметного мира в культуре человека, способствуют профессиональной ориентации, повышают дальнейшую социальную защищенность в обществе. Вариативные программы по технологии, включающие декоративно-прикладное искусство опираются на интегрированные уроки образовательных областей «Технология» и «Искусство». Восстановление и сохранение семейных, национальных и региональных традиций происходит в интегрированной работе школьного музея и уроков технологии. В преподавании образовательной области «Технология» учитываются социокультурные, региональные и местные особенности. При этом широко используются современные формы работы с применением аудиотехники и видеотехники, современное программно-методическое обеспечение, компьютерные технологии, Интернет. Реализация системы этнокультурного компонента в специализированных школах по образовательной области «Технология» определяется базисным стандартом с углубленным изучением прикладных ремесел. Перед современной школой стоят задачи по формированию у подрастающего поколения идеалов и принципов, морально-нравственных критериев жизни и модели достойного поведения. При использовании многолетнего народного опыта, лучших образцов традиционной культуры возможна ориентация духовно-нравственной сферы школьников на ценности отечественной культуры, обладающей богатым потенциалом для развития их творческих способностей, социальной адаптации, реабилитации и коррекции психофизических отклонений (в специальных образовательных учреждениях), формирование экологического сознания учащихся в процессе изучения декоративно-прикладного искусства в образовательной области «Технология». Руководствуясь принципами реализации качественного технологического образования, в образовательную область «Технология» для учащихся 1-11 классов органично включены и преподаются отдельные виды декоративно-прикладного искусства. Тщательный отбор материала и применение соответствующих методов и методических приемов играют немаловажную роль в формировании национального самосознания путем сохранения и развития декоративно-прикладного искусства, традиций и обрядов народа, накопленных веками и являющихся частью культуры нашей страны. Изучение разделов декоративно-прикладного искусства в сочетании с деятельностным подходом к обучению учащихся в образовательной области «Технология» играет значительную роль в творческом развитии, эстетическом воспитании, социализации обучающейся молодежи, сохранении культуры нации.

Литература

1. Ю.Л. Хотунцев. «К концепции совершенствования преподавания образовательной области «Технология» в культуросообразной среде» - Материалы Московской го-

родской научно-практической конференции. - М., МПГУ, 2000.

2. Сборник нормативных документов. Технология. -М.: Дрофа, 2004.

3. Т.Я. Шпикалова Народное творчество в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее рализации. -

Диссерт. на соиск. уч. степени докт. пед. наук. - М., 1998.

4. С.С. Константинова. История декоративно-прикладного искусства. - Конспект лекций. - Р. на Д.: Феникс, 2004.

5. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы. Мин. обр. РФ. - М., Просвещение, 1992.

СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА

НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

С.Л. Бояринцева,

аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков МПГУ

«Личность выступает в качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер и особенности протекания этих процессов» [1, с. 63]. Если речь идёт о лично-стно-ориентированном обучении, то при выборе форм и методов организации деятельности учащихся на уроке нужно исходить из этого положения. Следовательно, необходимо создавать условия для совместной деятельности учащихся, которая активизирует их учебную, познавательную, творческую, коммуникативную деятельность и способствует социальной адаптации школьников. Методика обучения в сотрудничестве может создать такие условия на уроке иностранного языка.

Теоретические основы обучения в сотрудничестве сформировались под влиянием идей теории социальной взаимозависимости (Кофка, Курт Левин), теории развития познания (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский), теории поведения (Скиннер, Хоманс, Тибо, Келли). Основа обучения в сотрудничестве - позитивная взаимозависимость. Создание позитивной взаимозависимости предполагает выполнение ряда условий, а именно: во-первых, чёткое формулирование выполнимого, доступного для группы задания. Все члены группы должны знать, что именно им предстоит сделать. Во-вторых, необходимо создание позитивной взаимозависимости целей. Участники должны отдавать себе отчёт в том, что каждый из них достигает своей цели только при условии, что и его товарищи тоже добьются своего. Позитивная взаимозависимость ведёт к тому, что группа сплачивается вокруг общей цели и начинает действовать во имя её достижения. В-третьих, требуется установление связи между взаимозависимостью целей и позитивной взаимозависимостью других видов (взаимозависимостью ролей, ресурсов, заданий и поощрений/оценок). Сочетание различных видов взаимозависимости приводит к осознанию индивидуальной ответственности за общий успех и успех каждого (взаимная ответственность и взаимные обязательства). Личная и коллективная ответственность за выполнение группового задания стимулируют личные контакты членов группы. Стимулирующее взаимодействие членов группы проявляется в том, что они оказывают друг другу помощь и поддержку, обмениваются друг с другом информацией, ресурсами и при необходимости обучают друг друга, организуют в группе обратную связь, устраивают в группе дискуссии для обсуждения разных точек зрения на проблему, достойно ведут себя по отношению друг к другу. Для того чтобы обучение в сотрудничестве было по-настоящему успешным, нужно прививать определённые социальные навыки. Обучение социальным навыкам - непременное условие академических успехов. В процессе обучения в сотрудничестве приобретают навыки социального поведения (умение быть лидером, принимать решения, брать на себя ответствен-

ность, улаживать конфликты и общаться с другими людьми). Ещё одним элементом обучения в малых группах сотрудничества является сама технология совместной работы, её организация, включающая обсуждение различных способов достижения целей, стоящих перед коллективом, и поддержание нормальных рабочих отношений. Тщательный анализ результатов совместной работы и поиск путей её интенсификации - непременные условия успешного сотрудничества. Основные принципы обучения в малых группах сотрудничества - «одно задание на группу, один комплект методического обеспечения, одна «награда» на группу, персональная ответственность каждого ученика за выполнение своей части задания, равные возможности достижения успеха для каждого ученика, в зависимости от его способностей, уровня обученности» -соблюдаются во всех случаях, при обучении любому предмету, в том числе при обучении иностранным языкам [4, с. 35].

Принципы определяют содержание. В соответствии с принципами обучения в сотрудничестве целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеников на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь также эффект социализации, формирования коммуникативных умений. С самого начала группа имеет как бы двойную задачу: «с одной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной творческой цели, а с другой стороны, социальную или, скорее, социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо» [4, с. 33]. Наряду с академической целью ставиться цель социализации учащихся. Человек становится полноценным членом общества, усваивая социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности и саморазвитием. Целью является овладение социальными навыками. Социальные навыки (обязанности) - «набор способов и приёмов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и использует для жизни в обществе...» [2, с. 140]. Достижение академической цели связано с овладением коммуникативными навыками и умениями, интеллектуальными навыками и умениями (навыками и умениями критического и творческого мышления).

Методика обучения в сотрудничестве предъявляет определённые требования к процессу обучения иностранному языку. Специфика предмета «иностранный язык», в свою очередь, накладывает отпечаток на особенности реализации этой методики на уроках иностранного языка. Специфика предмета заключается в том, что цель овладения иностранным языком является в то же время и средством. Обучение иностранному языку идёт в процессе раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.