чинения. В 2-х тт. - М.: 1981. Т.1. 6. Shepard, Odell. Pedlar's Progress. The Life of Bron-
3. Олькот Л. М. Маленькие женщины. - М., б/г. son Alcott. - Boston, 1937.
4. Олькот Л. М. Маленькие мужчины. - СПб., 1883. 7. Louisa May Alcott her Life, Letters and Journals
5. Олькот Л. М. Семь братьев и сестра. - СПб., 1908. edited by Ednah D. Cheney. - Boston, 1898.
УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ВИОЛОНЧЕЛИСТА
С. В. Степанова,
преподаватель Норильского колледжа искусств
К числу основных задач обучения игре на виолончели в младших классах можно отнести: привитие детям любви и интереса к музыке, накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса, выявление и всестороннее развитие музыкальных и творческих способностей, формирование начальных музыкальных представлений, исполнительских и вокально-интонационных навыков, приобретение теоретических сведений по музыкальной грамоте и др.
Признавая безусловную необходимость применения общих методов обучения (таких как наглядность, доступность и др.), мы также попытаемся выделить специальные методы, особенно эффективно влияющие на формирование исполнительских умений и навыков, художественно-образного мышления у начинающих виолончелистов, и рассмотреть их более подробно.
Прежде всего, это метод развивающего обучения, который направлен на широкое и универсальное развитие каждого ученика. Выделим некоторые принципы, на основе которых обучение игре на виолончели на уроках по специальности может быть действительно развивающим:
- расширение репертуара и используемого на уроках музыкального материала за счет обращения к большему количеству произведений, освоение многого в противовес концентрации усилий на немногом;
- ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала, установка на овладение необходимыми исполнительскими умениями и навыками в сжатые отрезки времени;
- использование в ходе урока возможно большего диапазона сведений музыкально-исторического и музыкально-теоретического характера, а также сведений из области смежных видов искусств, то есть интеллектуализация урока;
- отказ от пассивных способов деятельности учащегося и акцент на такую работу, при которой с максимальной полнотой проявились бы его самостоятельность и творческая инициатива.
Метод развивающего обучения включает в себя несколько специфических видов и форм преподавания, к которым относятся:
1) интеллектуализация учебно-образовательного процесса в специальном классе виолончели, проявляющаяся в ориентации педагога на расширение общего кругозора учащегося, обогащение его сознания и пополнение запаса знаний. По Г.Г. Нейгаузу, учить - «значит сообщать точные знания и развивать разум, способность мыслить, то есть обогащать интеллект» [3, с.115].
2) формирование активного, самостоятельного художественно-образного мышления. Самостоятельную деятельность учащихся К.Д.Ушинский считал «главным условием того, чтобы обучение явилось средством воспита-
ния» [4, с. 37].
3) эскизное разучивание (музыкальных произведений, этюдов, упражнений и т.д.) - одна из специфических форм деятельности в арсенале музыканта, как учащегося, так и сложившегося мастера.
В рамках такого разучивания, если оно осуществляется планомерно и систематически, происходит неуклонное накопление учащимся разнообразных сведений, углубляется его профессиональная эрудиция и формируются необходимые музыкально-интеллектуальные качества.
Рассмотрим теперь другой специальный метод интенсивного обучения. В основе любой методики интенсивного обучения лежит принцип «погружения», при котором обучаемому практически сразу дается блок необходимых знаний, умений и навыков. Учащийся тем самым ставится перед необходимостью быстро начать - петь, играть на инструменте (соло и в ансамбле), формулировать и решать технические, художественные и исполнительские задачи одновременно. Целью данного метода, помимо воспитания у ребенка хорошего художественного вкуса и свободной ориентации в нотном тексте, является возрождение такой чудесной традиции, как домашнее музицирование.
Отметим, что еще в начале XX столетия, создавая концепцию ассоциативного мышления ребенка, Б. Л. Яворский высказал мысль, что «на определенном этапе музыкальное развитие, художественный и исполнительский опыт детей сливаются воедино» [5, с. 188].
Именно на начальном этапе обучения необходимо стремиться развивать художественно-образное мышление ученика в синтезе с адекватным освоением средств выразительности.
В результате обобщения собственного педагогического опыта, мы органично выделяем в качестве компонентов интенсивного обучения методы, разработанные и много лет эффективно используемые:
- метод раннего освоения вибрато;
- метод раздельного обучения при работе над постановкой правой и левой рук;
- метод раннего приобщения к игре в ансамбле.
Большое значение придавалось нами также использованию метода вариативности [2, с. 75], который предлагал Л. Ауэр для работы над динамикой фразы. На наш взгляд, данный метод близок к универсальному и может с успехом применяться в процессе работы над различными приемами виолончельной игры (особенно на начальной стадии обучения).
Среди инструменталистов еще распространена точка зрения о врожденности способности к извлечению хорошего звука и вибрато. Исходя из собственного педагогического опыта, мы не можем согласиться с данным мнением. Поскольку именно вибрация придает звуку художественную выразительность, дети, не получая удовольствия от
собственной игры, к этому времени зачастую уже успевают потерять интерес к занятиям на виолончели. Мы убеждены, что начинать вибрировать необходимо как только ребенок приобрел первоначальные навыки ведения смычка и изучил основные штрихи.
Вибрато является одним из важнейших факторов управления звуком. Оно «разнообразит звуковую палитру, расширяет возможности трактовки произведения и усиливает его эмоциональное воздействие на аудиторию» [1, с. 97].
Методу раздельного обучения при работе над постановкой правой и левой рук, организации целесообразных игровых движений у начинающих виолончелистов автором также посвящено специальное методическое пособие, в котором представлено много упражнений (в том числе в игровой форме). Как подтверждает наша практика, благодаря их использованию дети значительно быстрее и легче усваивают основы постановки.
Игра в ансамбле дает учащимся не только яркие музыкальные впечатления, но и способствует закреплению навыков, приобретенных на уроках специальности, развитию музыкального вкуса, воспитанию исполнительской дисциплины.
Игру в ансамбле можно вводить как только дети усвоили ноты.
В качестве особой формы ансамбля мы практикуем дуэт «солиста» и «аккомпаниатора», так как считаем очень полезным, когда виолончелисты выступают в качестве концертмейстера у своих же товарищей по виолончельному классу. Это дает им возможность услышать себя «словно с другой стороны», после чего дети обычно начинают лучше чувствовать и своего концертмейстера при работе над виолончельным репертуаром по специально-
сти. Другая форма - дуэт двух виолончелистов, один из которых аккомпанирует другому. Заметим, что дети с большим удовольствием аккомпанируют друг другу, причем у каждого есть возможность выступить и в той и в другой роли.
Для того чтобы у начинающих учащихся сохранился интерес к игре на виолончели, необходимо при планировании уроков по специальности учитывать следующее:
- любой вид работы не может занимать много времени, задания должны быстро сменять друг друга, а педагог при этом - чутко реагировать на реакцию ученика;
- после заданий, требующих умственного напряжения, следует переключаться на более легкие виды работы, дающие возможность эмоционально-двигательной разрядки;
- «эмоциональное crescendo», то есть через каждые 2-5 минут не только меняются формы работы, но и добавляются новые виды действий, стимулирующие развитие художественно-образного мышления учащихся, дающие простор их творческой активности. Урок прекращается «на пике» эмоционального подъема, и дети ждут следующего урока с желанием и интересом.
Литература
1.Агарков О.М. Вибрато в игре на скрипке. - М.: Музыка, 1956.
2.АуэрЛ.С. Моя школа игры на скрипке. - М., 1965.
3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1982.
4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания -М., 1990.
5. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. -М., 1972.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Т.Ф. Лазарева,
заслуженный учитель РФ, доцент кафедры дизайна костюма Московского открытого социального университета
Существующие в настоящее время программные материалы по образовательной области «Технология» решают задачи многостороннего развития и воспитания учащихся, что определяется современными требованиями социальной и производственной сфер [1]. Реализация учебных задач в технологии позволяет развить общетрудовые навыки, коммуникабельность и интеллект. В процессе творческой деятельности учащихся формируются: активная позиция, социальная адаптация, умение принять быстрое и правильное решение. Кроме этого, в учебно-воспитательном процессе современной школы стоят задачи гуманизации, духовного возрождения и эстетического воспитания учащихся, опирающиеся на национальные традиции в культуре и искусстве. Художественная обработка конструкционных материалов опирается на основы народного декоративно-прикладного искусства и в школьном возрасте обладает большими познавательными, развивающими и воспитывающими возможностями. «Восприятие культуры во всей ее полноте и подлинности дает рано начавшееся систематическое общение с искус-ством»[2]. Это позволяет развить такие качества как нравственность, эстетическое и эмоциональное восприятие окружающей действительности, национальную гордость за достижения предков. «Декоративно-прикладное искусство - одна из важнейших областей народного творчества; в 48
ХХ веке тесно связано с дизайном» [3], является сферой создания материальных и духовных ценностей, активно воздействует на процесс воспитания учащихся, формирует творческую активность, позволяет овладеть навыками. Учебно-воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства изучались
A.В. Бакушинским, Г.В. Лабунской, Н.П. Саккулиной, Е.В. Пестель, В.Ф. Шехтель, Е.А. Флериной. Вопросы использования декоративно-прикладного искусства в процессе обучения рассматривали В.С. Кузин, Т. С. Комарова, О.С. Молотобарова, А.С. Хворостов, В.В. Корешков, П.В. Лосюк, Р.А. Бардина, Н.Б. Халезова, В.А. Барадулин, Л.К. Шевчук, Ю.Б. Максимова. Методику образования и воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства исследовали Т.Я. Шпикалова, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хворостов, В.С. Кузин, К.Е. Ералин,
B.А. Скворцов. Несмотря на имеющиеся исследования по проблеме использования декоративно-прикладного искусства в учебном процессе, перед образовательными учреждениями сегодня стоит проблема поиска путей для его дальнейшего совершенствования. Одним из средств решения этой задачи является использование в обучении и воспитании учащихся 1-11 классов различных видов декоративно-прикладного искусства в образовательной области «Технология». В программный материал «Технология»