Научная статья на тему 'Содержание и принципы методики обучения в малых группах сотрудничества на уроке иностранного языка'

Содержание и принципы методики обучения в малых группах сотрудничества на уроке иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и принципы методики обучения в малых группах сотрудничества на уроке иностранного языка»

родской научно-практической конференции. - М., МШУ, 2000.

2. Сборник нормативных документов. Технология. -М.: Дрофа, 2004.

3. Т.Я. Шпикалова Народное творчество в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее рализации. -

Диссерт. на соиск. уч. степени докт. пед. наук. - М., 1998.

4. С.С. Константинова. История декоративно-прикладного искусства. - Конспект лекций. - Р. на Д.: Феникс, 2004.

5. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы. Мин. обр. РФ. - М., Просвещение, 1992.

СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА

НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

С.Л. Бояринцева,

аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков МПГУ

«Личность выступает в качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер и особенности протекания этих процессов» [1, с. 63]. Если речь идёт о лично-стно-ориентированном обучении, то при выборе форм и методов организации деятельности учащихся на уроке нужно исходить из этого положения. Следовательно, необходимо создавать условия для совместной деятельности учащихся, которая активизирует их учебную, познавательную, творческую, коммуникативную деятельность и способствует социальной адаптации школьников. Методика обучения в сотрудничестве может создать такие условия на уроке иностранного языка.

Теоретические основы обучения в сотрудничестве сформировались под влиянием идей теории социальной взаимозависимости (Кофка, Курт Левин), теории развития познания (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский), теории поведения (Скиннер, Хоманс, Тибо, Келли). Основа обучения в сотрудничестве - позитивная взаимозависимость. Создание позитивной взаимозависимости предполагает выполнение ряда условий, а именно: во-первых, чёткое формулирование выполнимого, доступного для группы задания. Все члены группы должны знать, что именно им предстоит сделать. Во-вторых, необходимо создание позитивной взаимозависимости целей. Участники должны отдавать себе отчёт в том, что каждый из них достигает своей цели только при условии, что и его товарищи тоже добьются своего. Позитивная взаимозависимость ведёт к тому, что группа сплачивается вокруг общей цели и начинает действовать во имя её достижения. В-третьих, требуется установление связи между взаимозависимостью целей и позитивной взаимозависимостью других видов (взаимозависимостью ролей, ресурсов, заданий и поощрений/оценок). Сочетание различных видов взаимозависимости приводит к осознанию индивидуальной ответственности за общий успех и успех каждого (взаимная ответственность и взаимные обязательства). Личная и коллективная ответственность за выполнение группового задания стимулируют личные контакты членов группы. Стимулирующее взаимодействие членов группы проявляется в том, что они оказывают друг другу помощь и поддержку, обмениваются друг с другом информацией, ресурсами и при необходимости обучают друг друга, организуют в группе обратную связь, устраивают в группе дискуссии для обсуждения разных точек зрения на проблему, достойно ведут себя по отношению друг к другу. Для того чтобы обучение в сотрудничестве было по-настоящему успешным, нужно прививать определённые социальные навыки. Обучение социальным навыкам - непременное условие академических успехов. В процессе обучения в сотрудничестве приобретают навыки социального поведения (умение быть лидером, принимать решения, брать на себя ответствен-

ность, улаживать конфликты и общаться с другими людьми). Ещё одним элементом обучения в малых группах сотрудничества является сама технология совместной работы, её организация, включающая обсуждение различных способов достижения целей, стоящих перед коллективом, и поддержание нормальных рабочих отношений. Тщательный анализ результатов совместной работы и поиск путей её интенсификации - непременные условия успешного сотрудничества. Основные принципы обучения в малых группах сотрудничества - «одно задание на группу, один комплект методического обеспечения, одна «награда» на группу, персональная ответственность каждого ученика за выполнение своей части задания, равные возможности достижения успеха для каждого ученика, в зависимости от его способностей, уровня обученности» -соблюдаются во всех случаях, при обучении любому предмету, в том числе при обучении иностранным языкам [4, с. 35].

Принципы определяют содержание. В соответствии с принципами обучения в сотрудничестве целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеников на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь также эффект социализации, формирования коммуникативных умений. С самого начала группа имеет как бы двойную задачу: «с одной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной творческой цели, а с другой стороны, социальную или, скорее, социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо» [4, с. 33]. Наряду с академической целью ставиться цель социализации учащихся. Человек становится полноценным членом общества, усваивая социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности и саморазвитием. Целью является овладение социальными навыками. Социальные навыки (обязанности) - «набор способов и приёмов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и использует для жизни в обществе...» [2, с. 140]. Достижение академической цели связано с овладением коммуникативными навыками и умениями, интеллектуальными навыками и умениями (навыками и умениями критического и творческого мышления).

Методика обучения в сотрудничестве предъявляет определённые требования к процессу обучения иностранному языку. Специфика предмета «иностранный язык», в свою очередь, накладывает отпечаток на особенности реализации этой методики на уроках иностранного языка. Специфика предмета заключается в том, что цель овладения иностранным языком является в то же время и средством. Обучение иностранному языку идёт в процессе раз-

вития способности использовать языковые средства в различных ситуациях общения, овладения навыками социального поведения связано с понятием социализации. Язык выступает как средство общения, познания, самореализации и социальной адаптации. В настоящее время ин-тегративной целью обучения иностранному языку является иноязычная коммуникативная компетенция, под которой понимается способность и реальная практическая готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение средствами иностранного языка и формирование которой подразумевает формирование языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Содержание методики обучения в малых группах сотрудничества при овладении иноязычной коммуникативной компетенцией можно представить условно состоящим из трех компонентов: лингвистического (языковые знания и навыки, речевые умения), социокультурного (социокультурные знания и умения, социальные навыки), учебно-познавательного (навыки и умения интеллектуальной деятельности). Их можно представить в виде наложения трех сфер, взаимопроникающих друг в друга, что подтверждает условность этого деления. Специфика целей и задач обучения иностранному языку такова, что академические цели могут совпадать с целями социализации и могут быть подчинены общей цели форми-

рования иноязычной коммуникативной компетенции. На уроке иностранного языка обучение в сотрудничестве используется с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс на разных этапах обучения: при формировании грамматических, лексических навыков, при формировании речевых умений с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, уровня их обученности. Эффективность и целесообразность использования методики определяется логикой познавательной деятельности, которая лежит в основе процесса формирования и развития коммуникативной компетенции.

Литература

1. Джонсон Д., Джонсон Р. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве - Спб.: Экон. шк., 2001.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

И. С. Хамитов,

аспирант кафедры ОТД ФТиП МПГУ

Образовательная область «Технология» (ООТ) призвана обучать школьников самостоятельной практической деятельности, обеспечивать овладение политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики, экологических проблем производства, предпринимательской деятельности формировать практические навыки анализа информации, воспитывать нравственно-трудовые качества, ценные для общества мотивы трудовой деятельности, обеспечивать реализацию интересов и способностей учащихся, т.е. одной из целей ООТ является формирование у учащихся технологической культуры [1].

Технологическая культура - культура преобразующей, творческой природосообразной (экологически оправданной) деятельности, включает знания, умения и навыки (когнитивный уровень), эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный уровень) и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия (конативный уровень). Технологическая культура включает 10 граней (учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося): культура труда, графическая культура, культура дизайна, информационная культура, предпринимательская культура, культура человеческих отношений, экологическая культура, культура дома, потребительская культура, проектная культура [2-4].

Технологическая культура формируется в течение всего периода изучения Технологии, а результаты налицо при практической проектной деятельности школьников, при презентации проектов и т.д. А достаточно ли этого для того, чтобы определить уровень технологической культуры

учащихся? Ведь с окончанием школы у учеников не прекращается формирование технологической культуры. Значит, у школьников на некотором этапе обучения или во время выпуска мы можем определить только какой-то уровень данной культуры.

Для проверки уровня сформированности технологической культуры учащихся общеобразовательных школ необходимо представить критерии по каждому отдельному элементу этой культуры, что позволит более объективно определить данный уровень.

Эти критерии следующие.

1. Культуры труда:

• уровень знаний (проверка с помощью теста);

• организация рабочего места (проверка при выполнении практического задания);

• соблюдение ПТБ и личной гигиены (проверка при выполнении практического задания);

• владение различными способами обработки материалов, энергии и информации (проверка при выполнении практического задания и проектного изделия на презентации).

2. Графической культуры:

• уровень знаний (проверка с помощью теста);

• умение читать и выполнять чертежи, технические рисунки, наглядные графические пособия с соблюдением ГОСТ, ЕСКД (проверка во время выполнения практического задания и оформление пояснительной записки на презентации);

• способность выражать средствами графики идеи, намерения, проекты (проверка во время презентации проекта, оформление пояснительной записки).

3. Культуры дизайна:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.