Научная статья на тему 'Пути повышения мотивации на уроках английского языка'

Пути повышения мотивации на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8463
990
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / АКТИВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / THE ENGLISH LANGUAGE / MOTIVATION / TEACHING / TEACHER’S ACTIVITY / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боричевская Елена Михайловна

Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации на уроках английского языка. Рассматриваются различные методы, способы и средства повышения мотивации к предмету: создание на занятиях языковой среды, использование видеоматериалов, песен, стихотворений на английском языке, применение Интернет-ресурсов на уроках, организация самостоятельной работы учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of motivation at the English lessons. Different methods, ways and means of motivation increasing for studying English such as using communicative activities, watching videos, singing, listening songs, interactive exercises, reading different texts in original using Internet resources are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Пути повышения мотивации на уроках английского языка»

Боричевская Елена Михайловна

учитель английского языка МБОУ «Борисовская СОШ № 2» (п. Борисовка, Белгородская область, Российская Федераци)

УДК 811.1

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

THE WAYS OF MOTIVATION'S INCREASING AT THE ENGLISH

LESSONS

Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации на уроках английского языка. Рассматриваются различные методы, способы и средства повышения мотивации к предмету: создание на занятиях языковой среды, использование видеоматериалов, песен, стихотворений на английском языке, применение Интернет-ресурсов на уроках, организация самостоятельной работы учащихся.

Ключевые слова: английский язык, мотивация, обучение, активность учителя, иноязычная коммуникация, коммуникативная компетенция.

The article deals with the problem of motivation at the English lessons. Different methods, ways and means of motivation increasing for studying English such as using communicative activities, watching videos, singing, listening songs, interactive exercises, reading different texts in original using Internet resources are considered in the article.

Key words: the English language, motivation, teaching, teacher's activity, communication, communicative activities.

На протяжении многих лет в области педагогики и психологии уделяют много внимания вопросу мотивации. В настоящее время является общепринятым тот факт, что мотивация играет огромную роль при изучении иностранных языков. Исследователи приводят данные о снижении мотивации от класса к классу. До начала изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся высокая мотивация. Но в процессе овладения иностранным языком отношение учащихся меняется, так как им необходимо преодолевать разнообразные трудности. В результате уменьшается мотивация, снижается успеваемость, которая, в свою очередь, влияет негативно на мотивацию. Изучение проблемы повышения мотивации в ходе изучения английского языка является сейчас актуальным. Определение путей повышения мотивации при изучении английского языка и является целью данной статьи.

Исходя из актуальных потребностей и специфики изучения предмета, важным фактором в обучении речевому общению на английском языке является мотивация усвоения иностранного языка. Рассматривая понятие мотивации, исследуемого И.А. Зимней, считается, что «мотив - это то, что

208

объясняет характер, данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [4, с. 72].

В педагогической литературе описаны достаточно подробно два вида мотивов: внутренние и внешние. Внутренние - это мотивы, которые развиваются под воздействием собственных мыслей обучаемого, его переживаний, стремлений, в результате чего появляется осознание внутренней необходимости.

Некоторые исследователи считают, что внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала. К ним относятся: долг, обязанность (учащийся должен изучать данный предмет, чтобы получить положительную оценку); оценка.

Существует много мнений по определению видов мотивов, которые формируются при изучении английского языка. Так, В.Д. Шадриков считает, что «мотивация обусловлена потребностями и целями личности, идеалами человека, условиями его деятельности» [7, с. 95]. Р.А. Готлиб полагает, что «мотивация - это такая движущая сила, которая побуждает человека успешному изучению иностранного языка» [3, с. 123]. Таким образом, мотив рассматривается как внутреннее побуждение учащегося к учебной деятельности, вызванное личными потребностями самого обучаемого.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться. Но как только начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.

Мотивация - это прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.

Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранного языка, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы.

Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую [1, с. 69].

Как известно, интерес как мотив играет важную роль в обучении школьников иностранному языку. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности, хорошо овладевают материалом, у них формируются прочные речевые умения и навыки.

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: умения декламировать стихотворения, развивая произносительные навыки, инсценировать ту или иную ситуацию, как литературную, так и жизненную, петь на иностранном языке, умения реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию о событиях и фактах, соблюдать речевой этикет, широко знакомиться с традициями, обычаями и культурным наследием англоговорящих стран. Вся деятельность учащихся на уроке подчинена главной коммуникативной цели преподавания английского языка.

Данные уроки проводятся в рамках тем школьной программы, но включают самый разнообразный дополнительный материал, тем самым расширяя лексическую и речевую базу учащихся, выводя их способности на более высокий уровень владения иностранным языком. В своей работе можно использовать урок-КВН, урок-соревнование, урок-путешествие. На таких уроках ребята чувствуют себя более раскрепощенно, не остается ни одного равнодушного ученика, каждый старается внести свой вклад в данный урок.

Также не стоит забывать, что научно-технический прогресс с необыкновенной скоростью вторгается в нашу жизнь, а многие дети уже в раннем возрасте начинают пользоваться компьютером. Учитель должен учитывать эту тенденцию и разговаривать с детьми на языке, который им интересен. То есть для повышения мотивации учащихся следует включать в

свои уроки элементы новых технологий с использованием компьютера [2, с. 53].

Изучая иностранный язык, необходимо создавать такие условия в образовательно-познавательной деятельности, которые способствуют развитию у обучаемого высокого уровня познавательного интереса к изучению английского языка. Большую роль в повышении мотивации играют различные виды работы, применяемые преподавателем на уроке: уроки-обсуждения разных тем; уроки-общения по Интернету (эффективен как вариант самостоятельной подготовки); круглые столы; мини-конференции в группах; уроки-тесты; уроки-презентации.

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока и различных типах уроков в зависимости от цели, поставленной учителем. Презентации возможны на уроках любых возрастных групп, начиная с начальной школы. Учитывая возрастные особенности младших школьников, следует делать их яркими, веселыми, увлекательными, включая загадки и игры. Для школьников среднего звена можно включать лексико-грамматические упражнения, образцы диалогов и тексты для чтения, а также элементы тестовых заданий для тренировки в формате единого государственного экзамена. Старшеклассники сами умеют создавать презентации, что целесообразно использовать в проектной работе и при завершении изучения темы.

Каковы же преимущества использования компьютерных презентаций на уроках английского языка? Одно из наиболее важных - это повышение мотивации к изучению предмета через успешность в учебной деятельности. Многие ученики умеют создавать презентации и делают это достаточно хорошо. Если класс при изучении той или иной темы испытывает трудности, учитель может адаптировать учебные материалы под особенности учащихся. Одной из самых ярких положительных сторон презентаций является возможность использования разнообразного иллюстративного материала: рисунков, фотографий, схем, диаграмм и графических композиций, в результате чего происходит воздействие сразу на несколько видов памяти -зрительную, слуховую, эмоциональную и даже моторную. Уроки-презентации помогают формировать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать навыки самостоятельной работы и контролировать знания, умения и навыки [5, с. 117].

Говоря о компьютерных презентациях, следует сказать и о некоторых проблемах, возникающих в процессе работы. На подготовку таких уроков требуется большое количество времени. Сами материалы, например, страноведческого характера, нужно искать в Интернете и дополнительных

источниках, так как в системе народного образования найти что-то нужное достаточно проблематично. Пользование Интернетом требует некоторых материальных затрат, а проведение уроков - дополнительных сил и энергии. Но многое оправдывается тем, что дети с радостью работают в мультимедийном кабинете и хорошо запоминают то, что хотел донести до них учитель. Использование презентаций разнообразит учебный процесс и позволит вовлечь детей в познавательную деятельность. А подготовка презентаций самими школьниками имеет явно практическую направленность, так как в дальнейшем им придется работать на предприятиях и в организациях, где презентации являются насущной необходимостью для успешной работы и выполнения своих функциональных обязанностей.

Также одним из методов повышения мотивации является использование проектной методики. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости - аудио или музыкальное оформление [8, с. 153].

Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.

При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них следующие нравственные ценности: взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком [4, с. 110].

Говоря о формах проведения занятия, особое внимание на уроке заслуживает такая форма как ролевая игра. Этот вид учебной деятельности является групповым. Ролевая игра основана на совместных действиях,

коллективной форме выполнения задания. Она предусматривает умение руководствоваться в своем поведении интересами товарищей, стимулирует интерес к импровизации, заставляет принимать самостоятельные решения. Все это также, безусловно, пробуждает интерес к предмету и стимулирует положительную мотивацию [6, с. 98].

На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Наряду с игровыми приемами на уроках можно применить приём «Образы», который способствует развитию у учащихся навыков говорения, творческой инициативы. Это умение передать образы средствами английского языка, используя формы вербальной и невербальной коммуникации.

Прием «Опиши и изобрази» является одним из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот прием универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики.

Например, для развития коммуникативных способностей можно использовать песни. Песни интересны учащимся тем, о чем они говорят и в какой музыкальной форме они представлены. Песни мотивируют деятельность учащихся: о чем-либо сообщить, поинтересоваться, то есть фактор коммуникации должен занимать первое место.

Также использование стихов и рифмовок позволяет прочно запомнить основные грамматические модели и использовать их в повседневной практике. Кроме того, процесс обучения превращается в увлекательную игру, что поддерживает интерес к данному предмету.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке: совершенствовать умение аудирования; пополнять словарный запас; формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности [5, с. 136].

Итак, признавая ведущую роль мотивации в обучении английскому языку, учителю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях данного образовательного учреждения. При рассмотрении проблем мотивации и поиске путей ее формирования, недопустимо упрощение ее понимания, т.к. формирование мотивации - это не

перекладывание учителем в головы учащихся уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов - это, в первую очередь, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационно-ценностной сферы. При этом при овладении иноязычной культурой вовсе небезразлично, какие мотивы побуждают учащегося к осуществлению деятельности.

Для создания адекватной мотивации используются различные методы и средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня приобретают поисковые и исследовательские. Формированию прочной мотивации учения способствует игра при активном ее использовании на уроках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы: Учебное пособие / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 2007. - 168 с.

2. Бочарова Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения / Л.Н. Бочарова // Иностранные языки в школе. - 1996. - №3. - С. 50-58.

3. Готлиб Р.А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р.А. Готлиб // Социологические исследования. - 2009. - № 2. - С. 122-127.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. - Изд. 2-е, допол. и передел. / И.А. Зимняя. - М.: Университетская книга; Логос, 2008. - 382 с.

5. Косогова А.С. Педагогика. Практическая педагогика, история образования и педагогической мысли: Учебное пособие / А.С. Косогова, Н.В. Калинина. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2017. - 224 с.

6. Фурсенко С.В. Грамматика в стихах = Poems for kids: веселые грамматические рифмовки английского языка: Учебное пособие / С.В. Фурсенко. - Санкт-Петербург: КАРО, 2013. - 160 с.

7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. -Изд. 2-е, допол. и передел. / В.Д. Шадриков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. -318 с.

8. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды / П.М. Якобсон; Под ред. Е.М. Борисовой. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.