вития способности использовать языковые средства в различных ситуациях общения, овладения навыками социального поведения связано с понятием социализации. Язык выступает как средство общения, познания, самореализации и социальной адаптации. В настоящее время ин-тегративной целью обучения иностранному языку является иноязычная коммуникативная компетенция, под которой понимается способность и реальная практическая готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение средствами иностранного языка и формирование которой подразумевает формирование языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Содержание методики обучения в малых группах сотрудничества при овладении иноязычной коммуникативной компетенцией можно представить условно состоящим из трех компонентов: лингвистического (языковые знания и навыки, речевые умения), социокультурного (социокультурные знания и умения, социальные навыки), учебно-познавательного (навыки и умения интеллектуальной деятельности). Их можно представить в виде наложения трех сфер, взаимопроникающих друг в друга, что подтверждает условность этого деления. Специфика целей и задач обучения иностранному языку такова, что академические цели могут совпадать с целями социализации и могут быть подчинены общей цели форми-
рования иноязычной коммуникативной компетенции. На уроке иностранного языка обучение в сотрудничестве используется с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс на разных этапах обучения: при формировании грамматических, лексических навыков, при формировании речевых умений с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, уровня их обученности. Эффективность и целесообразность использования методики определяется логикой познавательной деятельности, которая лежит в основе процесса формирования и развития коммуникативной компетенции.
Литература
1. Джонсон Д., Джонсон Р. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве - Спб.: Экон. шк., 2001.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
И. С. Хамитов,
аспирант кафедры ОТД ФТиП МПГУ
Образовательная область «Технология» (ООТ) призвана обучать школьников самостоятельной практической деятельности, обеспечивать овладение политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики, экологических проблем производства, предпринимательской деятельности формировать практические навыки анализа информации, воспитывать нравственно-трудовые качества, ценные для общества мотивы трудовой деятельности, обеспечивать реализацию интересов и способностей учащихся, т.е. одной из целей ООТ является формирование у учащихся технологической культуры [1].
Технологическая культура - культура преобразующей, творческой природосообразной (экологически оправданной) деятельности, включает знания, умения и навыки (когнитивный уровень), эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный уровень) и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия (конативный уровень). Технологическая культура включает 10 граней (учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося): культура труда, графическая культура, культура дизайна, информационная культура, предпринимательская культура, культура человеческих отношений, экологическая культура, культура дома, потребительская культура, проектная культура [2-4].
Технологическая культура формируется в течение всего периода изучения Технологии, а результаты налицо при практической проектной деятельности школьников, при презентации проектов и т.д. А достаточно ли этого для того, чтобы определить уровень технологической культуры
учащихся? Ведь с окончанием школы у учеников не прекращается формирование технологической культуры. Значит, у школьников на некотором этапе обучения или во время выпуска мы можем определить только какой-то уровень данной культуры.
Для проверки уровня сформированности технологической культуры учащихся общеобразовательных школ необходимо представить критерии по каждому отдельному элементу этой культуры, что позволит более объективно определить данный уровень.
Эти критерии следующие.
1. Культуры труда:
• уровень знаний (проверка с помощью теста);
• организация рабочего места (проверка при выполнении практического задания);
• соблюдение ПТБ и личной гигиены (проверка при выполнении практического задания);
• владение различными способами обработки материалов, энергии и информации (проверка при выполнении практического задания и проектного изделия на презентации).
2. Графической культуры:
• уровень знаний (проверка с помощью теста);
• умение читать и выполнять чертежи, технические рисунки, наглядные графические пособия с соблюдением ГОСТ, ЕСКД (проверка во время выполнения практического задания и оформление пояснительной записки на презентации);
• способность выражать средствами графики идеи, намерения, проекты (проверка во время презентации проекта, оформление пояснительной записки).
3. Культуры дизайна:
• уровень знаний (проверка с помощью теста);
• способность подбирать цвета и формы (проверка во время презентации проекта, проектное изделие);
• способность выбирать оригинальные идеи (проверка во время презентации проекта, проектное изделие);
• оформление интерьера комнаты (проверка во время деловой игры).
4. Информационной культуры:
• уровень знаний (проверка с помощью теста);
• умение выбирать информацию из СМИ (проверка во время выполнения и презентации проекта);
• владение ПК: набор и редактирование текста, создание простых рисунков, использование электронной почты и Интернета (проверка во время выполнения практического задания и презентации проекта);
• способность доступно излагать полученную информацию (проверка во время презентации проекта).
5. Предпринимательской культуры:
• уровень знаний (проверка с помощью теста);
• способность анализировать и осуществлять рекламу (проверка во время презентации проекта);
• умение определять себестоимость продукции и рассчитывать затраты и прибыль (проверка во время презентации проекта);
• стремление к предпринимательской деятельности (проверка во время презентации проекта).
6. Культуры человеческих отношений:
• уровень знаний (проверка с помощью теста);
• соблюдение правил этики в общении с одноклассниками, с учителями (проверка во время деловой игры);
• соблюдение дисциплины, такта речи (проверка во время деловой игры и презентации);
• наличие культуры одежды (проверка во время презентации проекта).
7. Экологической культуры:
• уровень знаний (проверка с помощью теста);
• соблюдение экологических требований на уроках технологии (проверка во время выполнения практического задания);
• способность оценить загрязнение окружающей среды и качество воздуха (проверка во время презентации проекта).
8. Культуры дома:
• уровень знаний (проверка с помощью теста);
• способность анализировать затраты (проверка во время деловой игры);
• способность вести здоровый образ жизни (проверка во время деловой игры);
• умение выполнять различные домашние работы (выполнение практической работы);
• умение соблюдать семейные отношения для создания семейного уюта (проверка во время деловой игры).
9. Потребительской культуры:
• уровень знаний (проверка с помощью теста);
• способность нести разумные расходы (проверка во время деловой игры);
• способность охарактеризовать товар по его символам, товарным знакам, штрих-коду (проверка во время практического задания);
• владение законом «О защите прав потребителей» (проверка тестом).
10. Проектной культуры:
• уровень знаний (проверка с помощью теста);
• способность к творчеству (проверка во время презентации проекта);
• способность планировать работу (проверка во время презентации проекта);
• владение различными способами обработки материалов, энергии и информации (проверка при выполнении практического задания и проектного изделия на презентации);
• умение анализировать результаты своей работы (проверка во время презентации проекта);
• умение излагать идею (проверка во время презентации проекта);
• способность к дискуссии (проверка во время презентации проекта).
Учитывая вышеперечисленные критерии, и для более объективного определения уровня сформированности элементов технологической культуры необходимо, кроме тестирования и презентации проекта, добавить еще два этапа проверки технологической подготовки школьников. Это выполнение практического задания, как во всероссийских олимпиадах по технологии, и проведение деловой игры.
Этапы проведения проверки следующие.
1. Проверка уровня знаний. Уровень знаний выступает как первый критерий сформированности каждого элемента технологической культуры учащихся, т.к. для выполнения каких-либо действий нужно знать их.
2. Выполнение практического задания. Одной из важнейших задач предмета технологии является формирование практических умений, необходимых учащимся для дальнейшего профессионального обучения и использования в повседневной жизни.
3. Проведение деловой игры. Деловые игры помогут при выявлении таких элементов технологической культуры, которые нельзя проверить ни тестами, ни практическим заданием, ни презентацией. В частности - при проверке критериев культуры человеческих отношений, потребительской культуры и культуры дома. Т.к. ученик может знать те или иные требования перечисленных элементов технологической культуры, а выполняет их он или нет, мы узнаем с помощью деловой игры.
4. Презентация проекта. Презентация является заключительной стадией проектной деятельности и становится итогом данной работы, где определяются и оцениваются все виды работ, которые осуществлял ученик или группа учеников. Отметим, что данную стадию многие называют защитой проекта и в первых изданиях экспериментальной программы Ю.Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко по технологии она тоже выделяется как защита. Но данное понятие последней стадии проектирования только частично раскрывает суть этой процедуры. Ведь, в конечном счете, ученик представляет свой проект, рекламирует, презентует. Отсюда и термин «презентация проекта», которая выявляет результат проектной деятельности школьников.
Литература
1. Программа «Технология. Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы». Научные редакторы Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1996, 1997, 2000, 2001, 2002, 2005.
2. Хотунцев Ю.Л. Программа «Основы технологической культуры» // Школа и производство. - 2002. - № 7.
3. Хотунцев Ю.Л. Формирование технологической культуры школьников в образовательной области «Технология». Материалы V Международной конференции «Проблемы формирования технологической культуры и социально-трудовая адаптация школьников». - М., 1999.
4. Хотунцев Ю.Л. Проблема формирования технологической культуры учащихся // Педагогика. - 2006. - № 4.