ЛИН ГВОДИДАКТИКА
ББК Ш141.2-2+Ш103.2
ПРОЕКТНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Л.К. Гейхман, Л.А. Теплоухова
PROJECT AND COMMUNICATION COMPETENCES AS INTEGRAL OUTCOMES OF THE PROJECT FLT APPROACH L.K. Geykhman, LA. Teploukhova
Рассматриваются условия, содержание и результаты использования метода проектов при обучении иностранным языкам. Авторы анализируют сущность используемого метода, его комплексный характер, перспективы решения образовательных задач. Авторы предлагают рассматривать интегральные результаты проектного обучения в виде триады «проект - коммуникативная компетентность -проектная компетентность» и обосновывают этот вывод анализом проведенного исследования.
Ключевые слова: проект, метод проектов, компетентность, иностранные языки, обучение, образование, личностно-ориентированный подход, педагогическая технология.
The article reveals the conditions, content and outcomes of implementing the project approach into foreign language teaching. The authors analyse the essence of the methodology used, its complexity and educational prospective. «The project - communicative competence - project competence» are considered and proved as integral outcomes of the project FLT approach.
Keywords: project, project approach (methodology), competence, foreign languages, teaching, education, personal-oriented approach, pedagogical technology.
Переосмысление традиционных подходов к образованию стало центральной идеей коренной перестройки современной школы и многочисленных реформаторских программ и концепций в сфере образования последних десятилетий, взявших ориентир на личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.
Ориентация на личность учащегося определяет и современную концепцию языкового образования, основными тенденциями которого являются:
• личностно-ориентированный подход к обучению иностранным языкам;
• построение процесса обучения иностранным языкам на деятельностной основе, направ-
ленной на формирование коммуникативной компетентности;
• необходимость приобщения к образу сознания другого народа через диалог культур.
Говоря о коммуникативной компетентности в области иностранного языка1, мы имеем в виду способность и готовность учащихся использовать иностранный язык в разнообразных ситуациях общения в соответствии с нормами данного языка, при работе с иноязычной информацией в совокупности знаний социолингвистического и социокультурного планов.
Кроме того, направленность процесса обучения на практическое овладение иностранным язы-
Гейхман Любовь Кимовна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной лингвистики и информационных технологий образования ГОУ ВПО ПГТУ (Пермь). E-mail: [email protected]
Теплоухова Лариса Александровна, преподаватель иностранного языка, МОУ Гимназия № 6, аспирантка кафедры прикладной лингвистики и информационных технологий образования ГОУ ВПО ПГТУ (Пермь). E-mail: [email protected]
Lyubov K Geykhman, DrSc (education), professor Perm state technical university, head of the department of applied linguistics and information technologies in education. E-mail: [email protected]
Larisa A. Teploukhova, FL instructor, Gymnasia No 6, Perm state technical university, post graduate of the department of applied linguistics and information technologies in education. Scientific Supervisor
- Professor Geykhman Lyubov Kimovna, DrSc (education). E-mail: [email protected]
Лин гводидактика
ком ставит своей целью не только подготовить учащегося к иноязычной коммуникации в заданных программой пределах, но и способствовать формированию и развитию личности, готовой принимать нестандартные решения, чтобы приобретаемые учеником знания стали инструментом раскрытия его интеллектуального, духовного и творческого потенциала, а не самоцелью обучения.
Наиболее актуальной педагогической технологией, обеспечивающей решение поставленных перед образованием задач, является метод проектов. На современном этапе развития методики отечественными исследователями показаны возможности и преимущества использования потенциала метода проектов в обучении иностранным языкам (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, В.В. Копылова и др.).
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии2, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Теоретические основы проектного обучения исследовались в работах С.В. Абрамовой, В.В. Гузеева, Е.С. Заир-Бек, Г.Л. Ильина, И.И. Ильясова, Е.И. Казаковой, В.М. Монахова, В.Н. Степанова, Е.В. Титовой, Ю.Н. Турчаниновой, Ю.Л. Хотунце-ва, А.В. Хуторского, Н.Г. Чаниловой, Г.П. Щедро-вицкого, Н И. Юртаева.
Отечественные исследователи В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Д.Г. Левитес, Е.С. Полат, И.Д. Че-чель рассматривают проектное обучение как целостную технологию обучения, способствующую овладению учащимися методологическими знаниями, умениями и навыками самообразования; как средство развития способностей учащихся, исследовательских умений, социальных навыков и т.д.
Анализ специфики использования метода проектов на занятиях по иностранному языку показал, что его применение в современных условиях строится на основе системного, личностно-дея-тельностного, творчески-ориентированного подходов, обеспечивающих построение и функционирование целостного процесса формирования личности учащегося (O.A. Артемьева, ИЛ. Бим, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, A.A. Леонтьев, Р.П. Мильруд, A.A. Миролюбов, Е.И. Пассов, Е.С. Полат, Г.В. Рогова и др.).
Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет создавать такие ситуации, в основе которых был бы обмен мыслями, а язык стал бы средством формирования и формулирования этих мыслей. В нем заложена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для учащегося проблемы.
Анализ основных методологических и теоретических подходов к исследованию возможных
способов применения метода проектов как эффективного средства формирования коммуникативной компетентности показал, что метод проектов в процессе изучения иностранного языка позволяет интегрировать различные виды иноязычного речевого общения для решения определенных информационных, исследовательских проблемных задач. Проектная деятельность ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, дает возможность переместить акцент с лингвистического компонента на содержательный и сосредоточить их внимание не на языке, а на проблеме, способствуя осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка, включая процесс освоения иностранным языком в продуктивную творческую деятельность. Учебный процесс при этом строится не с точки зрения приоритетов учебного материала, а с точки зрения развития личности ученика, исходя из ее интересов, способностей, возможностей.
Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, - разработку проблемы целостно, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.
Проектная деятельность, выходящая за рамки класса и школы в другие образовательные пространства, даст учащимся возможность самоопределиться в обществе через освоение опыта собственной деятельности и общения в различных сообществах, даст им способность реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. Именно поэтому проектная деятельность понимается многими учёными и методистами как целостное обучение, осуществляемое на учебном и вне-учебном материале, охватывающее весь спектр жизнедеятельности учеников и соответствующее новому требованию перехода школы от монодея-тельностного к полидеятельностному принципу организации деятельности ребёнка, охватывающей различные сферы жизни.
По Т.И. Шамовой суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты3. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов. Ею же сформулированы основные теоретические позиции проектного обучения:
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- глубокое, осознанное освоение базовых зна-
ний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
- гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Г.К. Селевко считает, что проектное обучение ориентировано на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Г.К. Селевко4 определяет проектное обучение как метатехнологию, использующую в своей основе исследовательские и деятельностные подходы, направленные на самостоятельное приобретение знаний, развитие способностей применять эти знания к жизненным ситуациям, на развитие важнейших компетенций для современной жизни.
Выделены следующие методологические принципы проектного обучения:
• концептуальность, т.е. опора на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований (гуманистическая педагогика, педагогика свободного воспитания, педагогика сотрудничества, педоцентристские и неоп-рагматические философские воззрения);
• системность, т.е. представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций, обусловленных стройной логической схемой;
• воспроизводимость, т.е. применение на любых этапах обучения, в работе с обучающимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности;
• универсальность, т.е. адаптация к особенностям всех без исключения учебных дисциплин.
Организация образовательного процесса в рамках проектной деятельности требует соблюдения и реализации ряда принципов, выделяемых в современной теории образования, в частности таких, как
1) принцип естественности, т.е. проблема, которую выбирают учащиеся, должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим и т.д.;
2) принцип осознанности учащимися и самих проблем, и целей, и задач, которые они ставят перед собой, предвидение ими хода исследования и его результатов;
3) принцип самодеятельности, так как учащийся может овладеть ходом исследования в проекте только через проживание его, т.е. через собственный опыт;
4) принцип наглядности, который может реализоваться лучше всего, когда ребёнок в ходе проектной деятельности исследует проблему не столько по книгам, сколько в реальных условиях жизни;
5) принцип культуросообразности, когда важно учитывать те традиции миропонимания, которые существуют в разных культурах, и те традиции взаимодействия, которые существуют в
данной социальной общности (в языковой педагогике этот принцип - так же как и метод обучения -терминологически обозначается понятием «диалог культур»).
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоцио-нально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий -проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
Учебный проект - это такой способ обучения, при котором учащийся убеждается сегодня в том, что образование - сила, способная преобразовать его жизнь и жизнь окружающих к лучшему
Проектное обучение активизирует истинное учение, потому что
• личностно ориентировано;
• использует множество дидактических подходов;
• самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
• поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
• позволяет учиться на собственном опыте и опыте других не начетнически, а в конкретном деле;
• приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт своего собственного труда.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70 % учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.
Большинство исследователей, занимающихся вопросами введения проектного обучения в школьную систему образования, разделяют результаты выполнения проекта (анализ продукта) и «педагогические эффекты от включения учащегося в добывание знаний», способности и умения, формирующиеся во время работы в проекте. Однако большее внимание уделяется оценке результатов выполнения проектной работы, оценке качества продукта.
Первый результат - это собственно та видимая часть айсберга, которая и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а применение этого массива в деятельности (как и что применено) для достижения поставленной цели.
Лингводидактика
Второй (скрытый) - это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получили качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебнопознавательной деятельности.
Этот результат может фиксироваться через систему диагностик, включающих оценку*
• развития коммуникативных навыков учащихся (проведение психологической диагностики),
• уровня сформированное™ навыков работы с новыми информационными технологиями (тестирование по информационным технологиям по проверке навыков составления презентаций),
• практического использования полученных знаний и формирования устойчивых межпредметных связей (проведение лабораторного эксперимента).
Проведенное исследование применения метода проектов в обучении иностранным языкам показало его дополнительную интегральную педагогическую эффективность в виде таких результатов, как коммуникативная компетентность и проектная компетентность учащихся.
И если в отношении коммуникативной компетентности такой результат свидетельствует о достижении поставленных целей обучения иностранным языкам, то компетентность в проектной деятельности не столь очевидна, но не менее важна в контексте задач современного образования.
Вполне очевидно, что метод проектов, будучи комплексным методом, предполагающим по своей сути использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, обучение в сотрудничестве, способен решить целый комплекс задач, связанных с оптимизацией учебного процесса по иностранному языку при условии соблюдения основных требований, предъявляемых к его использованию.
Проектирование как процесс представляет собой закономерное, качественное изменение (развитие) состояния как проектируемых объектов (процессов, систем), так и самих субъектов проектирования.
Традиционное обучение является предметным, оно формирует «лоскутное» мировоззрение, поскольку совокупность монопредметных знаний не позволяет формировать системное мышление и системное видение мира. Проблема межпредметных связей все еще далека от своего решения и вряд ли будет решена в рамках традиционного обучения в связи с тем, что педагог до сих пор остается «моно-предметным». Содержание образовательных программ усложняется, при этом дефицит времени не позволяет серьезно включать межпредметные связи, а мотивация учения при доминирующем монологическом обучении крайне низка.
Образованность как совокупность преподнесенных и усвоенных предметных знаний, ценностей, ограниченный опыт коллективных отношений и творческой внутрипредметной деятельности
уже не соответствуют реалиям не то что завтрашнего, но и сегодняшнего времени.
Развитие начинается там, где личность сталкивается с проблемой, противоречием и необходимостью их разрешения. Проектирование полипроблемно. Оно требует самоопределения проектировщиков в ценностях проектирования, реализации логики проектирования в совместной деятельности.
Оно требует и умения отстаивать собственное мнение, и высказывать суждения и умозаключения, и учитывать и принимать мнения других, подчиняя личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексировать над своими индивидуальными результатами и результатами коллективного труда.
Поскольку под образованностью понимается индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт, постольку формирование проектной компетентности обеспечивает эту образованность, высвечивая ее новые грани.
Проблемы с содержанием проектных компетентностей, способами их формирования, проявления и анализа возникают в тех образовательных практиках, которые уходят от знаниевой, традиционной системы обучения: развивающее обучение, педагогика совместной деятельности, педагогика самоопределения и другие. В таких системах остро встают вопросы: что такое компетентность, чем она отличается от знаний, умений, навыков? Попытки определения компетентности уже существуют. Так, в рамках развивающего обучения компетентность определяется как «мера включенности человека в деятельность». Понятие компетентности включает не только когнитивную и операцио-нально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую. Следовательно, она всегда личностно окрашена качествами конкретного человека, проявляется как личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт.
Тенденции мирового социально-экономического и политического развития указывают на необходимость формирования метапредметных (ключевых) компетенций. Под ключевыми компетенциями сегодня понимаются наиболее общие (универсальные) способы действия, позволяющие человеку достигать результатов в личном и профессиональном становлении и развитии.
Есть все основания рассматривать проектную компетентность как одну из ключевых компетентностей.
Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К
первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, уметь работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам деятельности. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль.
Можно составить список умений и навыков, которые формируются в проектной деятельности и составляют технологическую основу проектной компетентности.
Рефлексивные умения
■ Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.
■ Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения
■ Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
■ Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.
■ Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста).
■ Умение находить несколько вариантов решения проблемы.
■ Умение выдвигать гипотезы.
■ Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умения и навыки работы в сотрудничестве
■ Навыки коллективного планирования.
■ Умение взаимодействовать с любым партнером.
■ Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.
■ Навыки делового партнерского общения.
■ Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские умения и навыки
■ Умение проектировать процесс (изделие).
■ Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
■ Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
■ Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения
■ Умение инициировать учебное взаимодей-
ствие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
■ Умение вести дискуссию.
■ Умение отстаивать свою точку зрения.
■ Умение находить компромисс.
■ Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки
■ Навыки монологической речи.
■ Умение уверенно держать себя во время выступления.
■ Артистические умения.
* Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
■ Умение отвечать на незапланированные вопросы.
При правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, а также создании системы такой работы в рамках учебной программы это позволяет школьникам не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения.
Исследованы вопросы организации и проведения проектной деятельности учащихся основной школы при обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе для формирования коммуникативной иноязычной компетентности. Определена специфика организации проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочное время. Разработана система заданий для подготовки к проектной деятельности и для ее проведения. Показана реальная возможность реализации межпредметных связей в преподавании иностранных языков. Дано теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности метода проектов в формировании коммуникативной компетентности учащихся на среднем этапе обучения иностранным языкам.
Значимость проведенного исследования состоит в том, что внедрены в образовательный процесс обучения иностранным языкам система проектной деятельности и программа ее реализации; апробирован критериально-диагностический инструментарий по определению уровней проектной компетентности; разработаны методические рекомендации по организации различных видов проектной деятельности.
1 Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (подход и модель). Изд-во Пермского университета, 2002. С. 260.
2 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.. Народное образование, 1998. С. 256.
3 Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М.. Академия, 2006. С. 384.
4 Селевко Г.К. Цит. соч.
Поступила в редакцию 2 ноября 2009 г.