Научная статья на тему 'Педагогические условия развития социально-проектной культуры школьников'

Педагогические условия развития социально-проектной культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЕКТНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SOCIAL-PROJECT CULTURE / OF ART-PROJECT ACTIVITIES / SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Явгильдина Зилия Мухтаровна, Ефимова Любовь Петровна

В статье раскрывается понятие «социально-проектная культура», обосновываются педагогические условия развития социально-проектной культуры школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Явгильдина Зилия Мухтаровна, Ефимова Любовь Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPING SOCIAL-PROJECT CULTURE BASICS IN SCHOOLCHILDREN

The article explores the concept of «social-project culture» and suggests the pedagogical conditions for developing the social-project culture basics in schoolchildren

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития социально-проектной культуры школьников»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №2(32)_

УДК 37.013.43

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

© З.М.Явгильдина, Л.П.Ефимова

В статье раскрывается понятие «социально-проектная культура», обосновываются педагогические условия развития социально-проектной культуры школьников.

Ключевые слова: педагогические условия, социально-проектная культура, проектная творческая деятельность, школьники.

Актуальной и приоритетной задачей образования в современных условиях является развитие личности, которая обладает самостоятельностью, умением быстро адаптироваться в изменяющихся ситуациях, творчески и комплексно подходить к решению любых проблем и образованию в течение всей жизни.

Одним из возможных способов эффективного решения данной задачи, на наш взгляд, является развитие социально-проектной культуры школьников в процессе творческой проектной деятельности. В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами развития социальной, проектной культуры школьников, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и реализация педагогических условий.

Раскрытие основного понятия нашего исследования - «социально-проектная культура», ее сущностных характеристик и содержательного наполнения делает необходимым осмысление категорий «проектная культура» и «социальная культура».

На сегодняшний день научная энциклопедическая литература насчитывает более тысячи определений понятия «культура» [1: 8]. По мнению доктора культурологических наук А.С.Запесоц-кого, «вся масса этих определений распадается на два подхода: один - ценностный, то есть, что ценно в деятельности человека и результатах этой деятельности - то и есть культура; второй подразумевает, что культура - это вообще все то, что не природа» [1: 8]. Поэтому в ситуации осознаваемого всеми культурного плюрализма, в рамках нашего исследования для определения социально-проектной культуры рассмотрим подробнее ее составляющие: проектную и социальную формы.

Профессор Московского педагогического государственного университета Ю.Л.Хотунцев под проектной культурой понимает знания, умения и готовность определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта:

сбор, анализ и использование полезной для выполнения проекта информации; выдвижение спектра идей, выбор оптимальной идеи; организация и выполнение работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений; оценка проекта и его презентация [2: 3]. В данном определении автор представляет описание алгоритма работы над проектом.

В нашем исследовании мы будет придерживаться определения доктора психологических наук И.А.Зимней, которая рассматривает проектную культуру как «общую форму реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления» [3: 15]. В своем определении автор подчеркивает необходимость развития проектной культуры человека независимо от сферы его деятельности и профессиональной направленности.

Проектная культура тесно связана с социальной культурой, так как в ее основе лежит определенный алгоритм действий для решения различных социальных проблем отдельного человека и общества в целом.

Доктор философских наук Э.В.Тадевосян определяет социальную культуру как «систему представлений, ценностей, норм и правил поведения, общих для людей, связанных с определенным образом жизни, и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы» [4: 116]. Стремление автора описать социальную культуру с разных позиций отражает изначальную сложность данного явления.

Специалист в области социологии и культурологии Б.С.Ерасов определяет социальную культуру как «духовный компонент человеческой деятельности, составную часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека» [5: 12]. Данное определение еще раз подчеркивает неразрывную связь социальной культуры с практической деятельностью человека.

Изучение понятий «проектная культура», «социальная культура» позволяет рассматривать социально-проектную культуру как комплекс, включающий знания, умения, навыки, приобретенные в процессе художественной, исследовательской, социальной и проектной деятельности и отражающий способности человека создавать творческий продукт, удовлетворять эстетические, духовные, социальные и иные потребности индивидов и социальных групп.

Развитие школьников может успешно осуществляться при соблюдении педагогических условий, которые ведущие отечественные педагоги рассматривают как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психологическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение [6: 36].

На развитие социально-проектной культуры учащихся будут влиять педагогические условия, среди которых мы выделяем: вовлечение учащихся в творческую деятельность по восприятию и оценке художественных произведений и собственного творчества, использование инте-гративного подхода в организации творческой проектной деятельности, обеспечение деятельно-стного характера усвоения социального опыта. Экспериментальная работа по реализации данных условий осуществлялась на базе МБОУ «Гимназия №96» г.Казани и МБОУ «Гимназия №3» г.Чистополя по авторской интегрированной программе «Арт-Перекресток» для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Целью программы является развитие социально-проектной культуры, творческих способностей учащихся в условиях проектной деятельности. Представленная программа включает в себя четыре взаимосвязанных раздела, каждый из которых завершается выполнением проекта на заданную тему: «В музее», «Город мечты», «Книжная история» и «Мое рабочее пространство».

В качестве первого педагогического условия развития социально-проектной культуры учащихся мы выдвигаем необходимость вовлечения учащихся в творческую деятельность по восприятию и оценке художественных произведений, собственного творчества и приобретению знаний искусствоведческого характера. Для реализации данного условия мы провели серию бесед с учениками экспериментальных школ, направленных на акцентирование значимости изучения художественных, эстетических и нравственных областей, как неотъемлемой деятельности человека всесторонне развитого, образованного и культурного. Например, на вводном уроке в рамках раздела «В музее» (8 класс) все вышеназванные

задачи были реализованы через знакомство учащихся с историей возникновения искусства, живописи, музеев и т.д. В процессе беседы расширились представления учащихся о музее как хранителе культурных ценностей, на конкретных примерах была раскрыта важность и необходимость культурной преемственности через изучение мировой культуры и искусства. Для усиления мотивационной составляющей изучения данной области был проведен опрос учащихся о предпочтениях в выборе конкретных музеев как для виртуального посещения, так и для реального экскурсионного маршрута. В рамках изучения раздела «Книжная история» (9 класс) была проведена беседа, целью которой было продвижение идей пользы и необходимости чтения как важнейших факторов духовной жизни школьников. В процессе беседы был выявлен уровень читательской культуры школьников и создана атмосфера, при которой чтение становилось предметом социального одобрения, проявляемого в простой и понятной для ученика форме. Реализация данного условия способствовала расширению читательской аудитории, повышению качества и разнообразия круга чтения, формированию престижного образа читающего человека.

Вторым педагогическим условием развития социально-проектной культуры школьников является использование интегративного подхода в организации проектной деятельности учащихся с опорой на изобразительное искусство. Причины и основания для интеграции учебных предметов могут быть различны, но все же наиболее глубока основа объединения, когда выявляются поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели обучения. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие проектного, образного и творческого мышления. Интегрированные уроки также предполагают развитие творческой активности учащихся, что позволяет использовать содержание всех учебных предметов, способствует привлечению сведений из различных областей науки, культуры, искусства, с обращением к явлениям и событиям окружающей жизни. В процессе экспериментальной работы мы осуществляли интеграцию четырех предметов: изобразительного искусства, литературы, русского языка и истории. Как показала практика, интеграция способствовала развитию интереса учащихся к творческой проектной деятельности и привела к хорошим результатам усвоения не только учебной программы на всех этапах эксперимента, но и побудила к поиску новой информации в различных областях. Так, после проведения теоретических и практических занятий в рамках раз-

ЗМЯВГИЛЬДИНА, Л.П.ЕФИМОВА

делов «В музее» и «Книжная история» ученики 8-9 классов выполнили индивидуальные проекты, которые были представлены на творческих конкурсах и научно-практических конференциях. В результате дополнительной подготовки и самостоятельной работы ученики достигли хороших результатов в творческой проектной деятельности: проект Хузиева А. на тему «Google Chrome - браузер нового поколения» получил диплом I степени Всероссийского дистанционного конкурса «Браузер - окно в интернет» (Новосибирск, 2012 г.); проекты Тютчевой Е. и Хаса-новой К. на темы: «Максимилиан Волошин - художник и поэт» и «Путеводитель "Аксеновские места Казани"» были отмечены дипломами Всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в ХХ1 веке» (Казань, 2013 г.).

Третьим педагогическим условием развития социально-проектной культуры учащихся является обеспечение деятельностного характера усвоения социального опыта в процессе работы над коллективным социальным проектом, являющимся контрольной формой проверки усвоенных знаний, умений и навыков. На наш взгляд, только практически решая ту или иную социальную проблему, можно сформировать способности учащихся к социальному переживанию, к пониманию красоты, доброты и гармонии окружающего мира. Итоговое занятие каждого раздела проходит в форме творческого отчета, презентации коллективного или индивидуального проекта. Важным аспектом деятельности учащихся является то, что школьники усваивают алгоритм работы над проектом и его детальную структуру. В результате, после проведения теоретических и практических занятий раздела «В музее» учащиеся 8 класса представили 4 коллективных проекта на темы: «Музей информационных технологий», «Путешествие по музеям мира», «Музей загадочных предметов» и «Музей нашего воображения». В процессе работы над проектами учащиеся применяли знания из различных об-

ластей: истории искусств, основ композиции, формообразования, цветоведения и колористики, что способствовало развитию социально-проектной культуры школьников, формированию самостоятельности детского творчества и развитию проектных навыков.

Таким образом, выявленные, обоснованные и реализованные в опытно-экспериментальной работе педагогические условия развития социально-проектной культуры школьников, а именно: вовлечение учащихся в творческую деятельность по восприятию и оценке художественных произведений, использование интегративного подхода в организации проектной деятельности учащихся, обеспечение деятельностного характера усвоения социального опыта - способствуют эффективному развитию социально-проектной культуры, творческого мышления и проектных навыков учащихся, необходимых для создания творческого продукта, удовлетворяющего эстетические, духовные, социальные и иные потребности индивидов и социальных групп.

1. Культурология как наука: за и против // Вопросы философии. - 2008. - №11. - С. 3 - 31.

2. Хотунцев Ю.Л. Технология - часть мировой культуры: материалы X Международной конференции по технологическому образованию школьников «Технологическое развитие в условиях модернизации образования». - М.: МИОО, 2004. - С. 3 - 4.

3. Зимняя И.А. Проектная методика обучения английскому языку в школе // Иностранные языки в школе. - 1993. - №3 - С. 9 - 15.

4. Словарь-справочник по социологии и политологии. - М.: Знание, 1996. - 272 с.

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология: учебник для студентов высших учебных заведений. - Издание третье, доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.

6. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPING SOCIAL-PROJECT CULTURE BASICS IN SCHOOLCHILDREN

Z.M.Yavgildina, L.P.Efimova

The article explores the concept of «social-project culture» and suggests the pedagogical conditions for developing the social-project culture basics in schoolchildren.

Key words: pedagogical conditions, social-project culture, of art-project activities, schoolchildren.

Явгильдина Зилия Мухтаровна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории искусств и мировой художественной культуры Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: zilia.javgi@gmail.com

Ефимова Любовь Петровна - аспирант кафедры теории искусств и мировой художественной культуры Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: lubov@artefimova.ru

Поступила в редакцию 17.05.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.