Научная статья на тему 'Проектные методы в развитии креативности младших подростков на уроках иностранного языка'

Проектные методы в развитии креативности младших подростков на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ / КРЕАТИВНОСТЬ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / PROJECT METHODS / CREATIVITY / JUNIOR TEENAGER / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седова Наталья Ефимовна, Колентионок Екатерина Николаевна

В последние годы проектная деятельность стала частью образовательного процесса в нашей школе. Накоплен определенный опыт создания творческих проектов с учащимися. Статья посвящена специфике проектных методов в развитии креативности младших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Седова Наталья Ефимовна, Колентионок Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project Methods in Teenagers' Creative Development at the English Lessons

During last years project activity became a part of educative process in our school. And we have some experience of making creative projects with our students. The article is devoted to teenagers' creative development by means of the project method. We describe our experience in creative development and our project activity with students.

Текст научной работы на тему «Проектные методы в развитии креативности младших подростков на уроках иностранного языка»

УДК 373.1.013 ББК 74.261.7

Седова Наталья Ефимовна

доктор педагогических наук, профессор г. Комсомольск - на - Амуре Колентионок Екатерина Николаевна аспирант г. Комсомольск -на - Амуре Sedova Natalia Efimovna Doctor of Pedagogics,

Professor Komsomolsk-on-Amur Kolentionok Ekaterina Nikolaevna Post-graduate Komsomolsk-on-Amur

Проектные методы в развитии креативности младших подростков на уроках иностранного языка Project Methods in Teenagers’ Creative Development at the English Lessons

В последние годы проектная деятельность стала частью образовательного процесса в нашей школе. Накоплен определенный опыт создания творческих проектов с учащимися. Статья посвящена специфике проектных методов в развитии креативности младших подростков.

During last years project activity became a part of educative process in our school. And we have some experience of making creative projects with our students. The article is devoted to teenagers’ creative development_by means of the project method. We describe our experience in creative development and our project activity with students.

Ключевые слова: проектные методы, креативность, младший подросток, иностранный язык.

Key words: project methods, creativity, junior teenager, foreign language.

В качестве главного результата модернизации образования объявлена готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Для достижения этого результата, школе необходимо стратегическое направление на развивающее образование. При этом именно креативное мышление ученика, его учебная деятельность были бы в центре внимания педагога, психолога, а не методы и технологии их преподавания.

В этом аспекте именно проектная деятельность, на наш взгляд, соответствует новым задачам образования и является одним из элементов модернизации содержания образования.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Проблема проектной деятельности школьников в условиях технологического образования является не новой.

Она рассматривалась со стороны педагогических закономерностей (П.Р. Атутов, П.Н. Андрианов, МБ. Павлова, В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Ю.Л. Хотунцев и др.) и методических особенностей (Н.Л, Бронников, И.И Колесниченко, Г.И. Крутиков, З.В. Литова, П.С. Самородский, Г.В. Пичугина, М.В. Хохлова и др.). Но в теоретическом знании обоснование проектной деятельности, понимание ее содержания не нашло своего отражения хотя до сих пор проектные методы не потеряли своего инновационного характера.

Как показывает анализ научно-методической литературы, обучение проектированию в настоящее время является прерогативой средних и высших профессиональных учебных заведений инженерно-технической направленности. Остальные звенья образовательного процесса в этом задействованы недостаточно. В то же время, как отмечают известные отечественные ученые (В.В. Рубцов, И.А. Зимняя, Н.Н. Нечаев, В.Ф. Сидоренко и др.), обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром, т.е. проектного мышления во многом снимающего противоречия технологического этапа современного общественного развития в целом, и образования в частности.

Проектную деятельность подростков психологи считают структурообразующей для построения учебного пространства в подростковой школе. Автор

концепции проективного образования Г.Л. Ильин исходит из понятий проектной культуры и проективного творческого мышления. Особенностью проектной культуры является стремление создать что-то новое в материальной и духовной сферах.

Стремление найти лучшее, свое, отличное от других решение определяет основную мотивацию обучения в проектном образовании. Метод проектов возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней -стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления.

Таким образом, проект — это такая открытая и динамичная форма организации и учебной деятельности учащегося, и педагогической деятельности учителя, которая предполагает их выбор и творческие решения. В проекте основное содержание деятельности определяется учащимся самостоятельно и на основе выбора, что позволяет не только мотивированно усваивать самостоятельно отобранную информацию, но и накапливать опыт конструирования своей деятельности и предметного содержания.

В последние годы проектная деятельность стала частью учебного процесса в нашей школе. Накоплен определенный опыт создания творческих проектов с учащимися. Проектную деятельность можно рассматривать и как особое направление внеклассной работы, углубляющее расширяющее знания по предметам. Это могут быть и информационные и исследовательские проекты.

Например, пятиклассникам, которым еще мало знакома работа с проектами, вначале мы предлагаем творческие мини-проекты: при изучении алфавита, их мини-проект заключался в создании открытки, презентующей одну из букв и ее правила чтения. Предоставлялась свобода творчества, работала их фантазия, воображение. Затем, согласно тематике учебного пособия авторов К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман они выполняли проект - презентацию своей комнаты. Наиболее интересным для них оказался проект по теме «school» - школа. Учащиеся предлагали варианты расписания, правил поведения в волшебной школе. Они сравнивали свою школу, ее расписание, правила и волшебную. Сообщали, в какой школе хотели бы учиться. Детям предлагалась значимая для младших подростков проблема и это вызвало у них огромный интерес. Развитие креативности происходило через самоуправление и свободу выбора, свободу творчества.

Если в 5 классе проекты были краткосрочными, то в 6 классе работа над проектом велась более основательно с элементами исследования. Им мы предлагаем информационные или исследовательские проекты. Первый тип проектов направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении: ознакомление с информацией, ее анализ и обобщение. Второй подразумевает деятельность учащихся, направленную на решение исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. Подобные проекты помогают преодолеть традиционную дробность и обрывочность знаний об окружающем мире. В основе проекта лежит, какая - либо проблема. Чтобы ее решить учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

Например, тема «London» - Лондон. Задача детей состояла в презентации какой-либо достопримечательности Лондона.

Необходимо отметить, что на первом этапе организации проектной деятельности лучше сформулировать несколько проблем, чтобы у учащихся была

возможность выбрать вид проекта и организационную форму выполнения. В теме проекта должна была заключена значимая проблема.

По правилам проведения такого типа проекта, проект должен быть эстетически оформлен и выполнен в виде рисунка. Работа была организована по группам. Ученики в группе (3-4 чел.) выбирали задания из нескольких вариантов себе сами (по способностям) и приступали к его решению. Основная задача-доминанта в учебно-воспитательном процессе данной работы, была проверка знаний, умений и навыков по темам

В итоге было представлено 5 проектов.

1 - Биг-бен. (от имени большого Бена). 2. Трифальгарская площадь. (проект представлял адмирал Нельсон.) 3. Тауэр. (макет. - экскурсия по музею) 4. Вестминстерское аббатство. 5. Букингемский дворец. (королева проводила экскурсию по дворцу)

Детям надо было найти дополнительную информацию и, при необходимости, перевести ее на английский язык. Оценивались: умение представить информацию на иностранном языке, оригинальность формы презентации проекта, наглядность.

Свобода творчества выражалась в том, что они самостоятельно выбирали достопримечательность, форму презентации проекта (методом мозгового штурма). Проект разрабатывали при консультативной роли учителя. Это повлияло на развитие их инициативности, активности. Работа детей заинтересовала и дети сами предложили тему следующего проекта - «my town - Komso-molsk» -мой город Комсомольск. отметим, что тема, не предусмотренная рамками данного УМК, было дано только несколько упражнений с вопросами о твоем районе города. Шестиклассникам было дано домашнее задание - найти карту города. Затем, на уроке, дети разработали путеводитель, составляли и разыгрывали диалог «на улице города».

В результате анализа знаний, пришли к выводу, что учащиеся, разрабатывающие проект, показали уровень знаний на порядок выше, предлагали свои,

оригинальные варианты решения проблем. Такая форма работы несет творческое начало, развивает активные формы мышления.

Результаты превзошли все наши ожидания. В совместной учебной работе над этим проектом изменился характер взаимоотношений, как между учащимися, так и между учащимися и учителем, учитель стал равным партнером в работе, при этом они совместно осваивали такие стороны работы как целеполага-ние, планирование, контроль, и учет работы., когда при классно-урочной системе обучения эти стороны работы на себя обычно берет учитель. Уроки имели выход на практические действия учеников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему повысилась мотивация учащихся к изучению иностранного языка. Учащиеся имели возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников.

Исходя из выше изложенного, существенным в контексте нашего рассуждения представляется то, что именно в проектной деятельности в период школьной жизни ребенка можно и нужно развивать их креативность. В подростковом возрасте дети обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.

Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности младших подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.

Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не находится места для оценки оригинальности замысла и для творческого подхода, то про-

цесс учения теряет в глазах младших подростков свою привлекательность; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.

Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных. Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный креативный образовательный продукт (практический или теоретический), которым смогут воспользоваться другие.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранному языку, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала.

Таким образом, работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала, учащихся вообще, и для развития творческих способностей в частности: развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то, сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении.

В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося. Следовательно, в процессе исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, естественным становится

участие в диалоге культур. Это доказывает что, данная форма организации учебной деятельности имеет ряд достоинств и приносит положительные результаты: работа над проектом вызывает большой интерес у учащихся, разнообразит урок, помогает развить различные способности, укрепляет межличностные отношения. Таким образом, обеспечивается возможность для развития креативности учащихся.

Библиографический список

1. Воронцов А.. Формула собственного маршрута. Проектная деятельность как путь к взрослению.//Газета для учителей и родителей «1 сентября» Издательский дом «Первое сентября». -2001. №78, стр. 3.

2. Ильин Г. Л. Научно-педагогические школы: проективный подход. Монография. М., 1999.-151 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. //Вестник образования, 2002.- №6.- С. 11-40.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001, № 1756-р.

4. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении. // Школьные технологии №5, -2002. - стр. 116-118, 120.

5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе. - 2000 - №2 - с 3 - 10

6. Радионов В. Ступницкая М. Проектная деятельность в школе. // Школьный психолог. Издательский дом «Первое сентября». № 46 (332). - 2004. стр. 24-25.

Bibliography

1. Il’yin, G.L. Scientific-Pedagogical Schools: Projective Approach”. - М., 1999. - 151 p.

2. Lebedeva, L. I., Ivanova E. V. Project Method in a Productive Education// School Technologies. - №5. - 2002. - P. 116-118, 120.

3. Polat, E.S. Project Method at the English Lessons // Foreign Languages at School. - 2000.

- №2. - P. 3-10.

4. Radionov, V., Stupnitskaya, M. Project Activity at School / Newspaper “1st September”

- № 46 (332). - 2004. - P. 24-25.

5. The Conception of Russian Education Modernization Up to 2010 //Bulletin of Education, 2002. - №6. - P. 11-40.

6. Vorontsov, A. Fformula of Self-Development. Project Activity as a Way to Growing Up. // Newspaper “1st September”. - 2001. - №78. - P. 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.