Петрова Наталья Борисовна
Petrova N.B.
МОУ Гимназия №1, г. Жуковский
Gymnasium №1.
Коммуникативно-творческая деятельность на уроках иностранного языка и механизмы их организации
Communicative - creative activities in the classroom foreign language and
mechanisms of their organization
Аннотация: В статье представлены виды детской интеллектуальной и творческой деятельности на английском и испанском языках и их организационные методы. Статья определяет суть применения инновационных технологий в английском и испанском языках занятий как средство повышения результатов и развитие творчества в обучении. В статье также исследованы результаты детского творчества и развития через различные инновации: проекты, ролевые игры, деятельность, критическое мышление, технологии, ПК. Это обобщение опыта инновационных педагогических форм. Был сделан анализ методов познавательной деятельности учащихся и их стимулирования для создания наилучшего потенциала развития.
The Abstract: Types of children’s intellectual and creative activity in English and Spanish classes and its organizational methods. The article defines the essence of innovative technologies application in English and Spanish classes as a way of increasing the outcome and developing creativity while teaching. The article also studies the results of children’s creative activity development via various innovations, as follows: projects, role-playing, acting, critical thinking technologies, PC usage. This is to summarize the experience of innovative teaching forms usage. There has been done the analysis of methods of students’ cognitive activity stimulation for their best potentiality development.
Ключевые слова: Уроки иностранного языка в школе, коммуникативно -творческая деятельность в школе.
Keywords: Lessons of foreign language in school, communicative and creative activity in
school.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у младших школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, элементы техноло-
гии “Языкового Портфеля”, ИКТ, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении.
В истории педагогики проблема становления способности к творчеству всегда вызывала множество споров и сегодня характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения.
Процесс формирования творческой личности исследовали В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.Г. Вяткин, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, В. А. Сластенин, В.Г Разумовский, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин, М.П. Эрдниев. В исследованиях В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, A.B. Брушлинского, Л.Г. Вяткина, З.И. Калмыковой отмечается важная роль школьного образования для формирования творческих способностей, так как именно детский возраст является сензитивным периодом для их развития.
Закономерности учебно-творческой деятельности выявлены В. И. Андреевым, Т. В. Кудрявцевым, Ю.Н. Кулюткиным, В. Г. Разумовским, А. И. Матюшкиным, М. И. Махмуто-вым.
Основная задача заключается в выборе методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника инновационной деятельности.
Инновационная деятельность - это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у младших школьников, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности. Важным компонентом является создание комфортных психологических условий, в которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.
Именно для среднего и старшего звена школы, в которой обучение ребенка совпадает с периодом его интенсивного личностного развития, особенно актуально использование метода проекта, ролевых игр, драматизации.
Технология, стимулирующая интересы школьников и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Использование на уроках элементов технологии “Языковой Портфель” позволяет повысить мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, что, как правило, ведет к повышению результативности обучения; обеспечивает личностно - ориентированный характер обучения, условия для проявления креативности и творческой самореализации младших школьников в образовательной среде. Этому способствует работа детей с третьим разделом -“Моя копилка” (Досье) и их участие в выставках.
Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка учат школьников организации своей деятельности, умению мыслить, грамотному и осмысленному чтению, умению сотрудничать и т. д. (см. Приложение).
Одной из главных целей на уроке английского и испанского языков является формирование интеллектуальной развитой творческой личности. В связи с этим, на первый план выходят определённые требования к такой личности - креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, устойчивая мотивация познавательной деятельности. Подготовить ребенка и подростка к взрослой жизни - это значит, прежде всего, развивать у него потребность к творческой активности, к самостоятельному поиску ответов на вопросы, пути
решения каких-либо жизненных трудностей и конечно совершенствовании и реализации своих дарований и способностей.
Что стоит за понятиями творчество, творческая деятельность, творческая личность? Имеет смысл обозначить конкретные проявления творчества в предметной сфере. Урок английского языка позволяет в полной мере развивать творческий потенциал учащихся, способствует развитию творческой активности, вовлекает всех обучающихся в учебную деятельность, которая должна быть на уроке мотивированной и достаточно интересной.
Существуют несколько методов коммуникативного обучения, активно применяемых на уроках иностранного языка.
Это требует создания педагогической ситуации общения на уроке, позволяющей ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в нескольких этапах:
1. Обсуждение с учащимися не только достигнутых целей, но и того, что понравилось - не понравилось и почему, что следует изменить.
2. Оценивание не только правильность ответа учащегося, но и как ученик рассуждал, какой способ деятельности использовал. Параметры оценки следующие: правильность, самостоятельность, оригинальность.
Сопоставительный анализ компонентов предметной компетенции и методов коммуникативного обучения помогли в определении основных направлений деятельности:
• Отбор содержания, средств обучения, приёмов и форм работы, влияющих на процесс познания (коллективные формы работы, использование элементов проблемного обучения, повышение плотности урока)
• Ориентация на познавательные интересы учащихся и создание условий для реализации их личностных возможностей, в том числе через работу с одарёнными уч-ся (подготовка уч-ся к участию в НПК, олимпиадах, конкурсах)
• Внедрение в образовательный процесс продуктивных образовательных технологий
• Создание ситуации успеха к выбору и самостоятельному творческому использованию полученных знаний и умений в развитии речевой компетенции.
Уроки английского языка - многоаспектны и включают работу над всеми или нескольким видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением, письмом. Многообразие заданий позволяет производить частую смену деятельности, что способствует поддержанию интереса учащихся на протяжении всего урока, тем самым повышая его эффективность.
Пожалуй, никакой другой аспект речевой деятельности не обладает такими возможностями как чтение. Работа с текстовым материалом проводится в три этапа: предтекстовой, текстовой и послетекстовой. При работе на предтекстовом этапе необходимо использовать способности учащихся к воображению, фантазии, которые, безусловно, отражают их индивидуальность. Одним из активизирующих упражнений, побуждающих учащихся к речемыслительным творчеству, является такой вид работы, как «Warming-Up for Reading».
На первом этапе учащимся предлагается лишь заглавие текста с заданием высказать свои предположения о тематике текста и лексических единицах, которые данный текст может содержать. На втором этапе учащимся предлагается сам текст, работая с которым они анализируют, совпали их предположения или нет, и записывают главную идею теперь уже прочи-
танного текста. Данный вид работы может быть использован при работе с учащимися любой возрастной группы и может выполняться как индивидуально, так и в паре.
Текстовой этап может включать в себя разнообразные упражнения по содержанию текста, которые также могут побуждать учащихся к творческой самостоятельности, к неожиданным ассоциациям, к собственным вариантам решения проблемы.
Составление своего рассказа на базе прочитанного - ещё один способ взаимодействия всех элементов языка и реализации умения учащихся импровизировать. В качестве заданий на послетекстовом этапе можно организовать дискуссию, ролевую игру, провести опрос мнений, написать письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение. Заинтересованность учащихся в изучении иностранного языка позволяет использовать на данном этапе такие современные технологии как минипроектные работы, связанные с поиском дополнительной информации по тематике текста, которую ученик может представить в виде коллажа, информационного или рекламного листа или презентации. Это дополнительная возможность для развития речевой инициативы, применять речевые образцы в новых ситуациях и активизирует употребление не только отдельных структур и выражений, над которыми ведётся работа в данный момент, но и большого количества сопутствующего языкового материала[4, с24 ].
Проектное обучение также предполагает перенос знаний и умений в новую ситуацию. Участие учащихся в создании проекта дает им возможность не только использовать ранее приобретенные знания, но дает широкий простор для творческой деятельности каждого вовлеченного в проект. Кроме того, они вырабатывают коммуникативные навыки при совместной работе над проектом, умение четко и ясно излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме. Работа над проектом дает возможность вовлекать учащихся, независимо от их уровня языковой подготовки, в коллективную деятельность, направленную на достижение общей цели, работать в команде При проведении проектной работы проводятся следующие этапы:
I. Comprehensive language input. Намечаем проблему и определяем источники получения знаний для ее решения: энциклопедии, журналы, познавательные программы телевидения, Интернет и т. п.
II. Processing. Обрабатывается вся масса информации и определяются критерии оценки данной информации с тем, чтобы проанализировать ее и выделить из нее наиболее существенные элементы, способствующие решению задачи.
III. Comprehensive language output. Предполагает собой наличие выходной информации по данному проекту, причем результат данной деятельности может быть различным в зависимости от индивидуальных возможностей или способностей участников проекта. Это может быть индивидуально написанное сочинение или проект, составленный группой учащихся совместно.
Одним из условий для развития креативных способностей является создание атмосферы успеха, так как отсутствие её ведёт к крушению желания учиться. Создание ситуации успеха оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество их знаний.
Театральное искусство - одна из активных форм познания и неотъемлемая часть школьного языкового образования.
Театральный проект на основе сценарного подхода - это технология, которая включает для исследования выявленной проблемы театрально-игровую деятельность в качестве основного средства активизации познавательных возможностей личности в условиях творческого взаимодействия с другими.
Основными функциями театрально-игровой деятельности, которые неразрывно связаны между собой и представляют системное единство, выступают: функция, обеспечивающая целостность рационального и эмоционального познания; когнитивная функция; ценностно-ориентирующая (общекультурная); социализирующая; художественно-эстетическая; здоровьесберегающая .
Таким образом, иностранный язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни.
1. Аульбекова Г. Д. Педагогическая техника учителя. Алматы, 2005.
2. Гойхман О.Я, Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М. ИНФРА-М, 2001.
3. Байшашева К.У. Формирование готовности к самопрезентации будущих специалистов.// Материалы международной конференций «Проф. С.М. Исаев: теоретические и методические проблемы казахского языкознания». Алматы, 2008.
3. Грушевицкая Т.Г., Попков В. Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
4. В.А.Мещерякова. I LOVE ENGLISH. М. 1999.
5. Л.Э. Шапирова. Возможности коррекционной работы с гиперактивными детьми в процессе изучения английского языка. М. 2009.
[5, с. 12]
ЛИТЕРАТУРА