Научная статья на тему 'Курс по выбору: «От "почемучек" к "потомучкам"»'

Курс по выбору: «От "почемучек" к "потомучкам"» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРС ПО ВЫБОРУ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ELECTIVE COURSE / RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершинина Н. А.

Представлена программа курса по выбору для студентов педагогического факультета, направленная на формирование умений будущего учителя организовать развитие интеллектуальных способностей школьников в процессе исследовательской и проектной деятельности, усвоение ими принципов логического мышления в ходе кружковой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The elective course "research and project activities of children of primary school age"

Nowadays, the organization of research activities of children is considered as a powerful innovative educational technology to enhance the effectiveness of teacher's and learner's work in the classroom, as well as during out-of-school activities. The program of the elective course for students of pedagogical faculty aims at development of a circle of intellectual and creative abilities of primary school children in the process of research and project activities, development of creative, critical, logical thinking, as well as problem-solving skills.

Текст научной работы на тему «Курс по выбору: «От "почемучек" к "потомучкам"»»

г

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

Н.А. ВЕРШИНИНА, преподаватель Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара

Курс по выбору: «От “почемучек” к “потомучкам”»

Представлена программа курса по выбору для студентов педагогического факультета, направленная на формирование умений будущего учителя организовать развитие интеллектуальных способностей школьников в процессе исследовательской и проектной деятельности, усвоение ими принципов логического мышления в ходе кружковой работы.

Ключевые слова: курс по выбору, исследовательская и проектная деятельность, универсальные учебные действия, творчество.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Важнейшей задачей при этом является формирование у школьников универсальных учебных действий, умений учиться, способностей к саморазвитию и самосовершенствованию. Этому способствует исследовательская и проектная деятельность школьников как на уроке, так и во внеурочное время.

В связи с тем, что учителя ещё не готовы к организации исследовательской работы младших школьников в условиях нового стандарта, мы предлагаем изучать формы и методы такого рода исследовательской работы детей на курсах по выбору в педагогических вузах, а также на курсах повышения квалификации учителей.

Разработанная нами программа кружка «От “почемучек” к “потомучкам”» способствует освоению учащимися универсальных учебных действий, исследовательских компетенций. Она направлена на:

• формирование умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, навыков выделять и формулировать познавательные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• развитие готовности к самостоятель-

ным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

• формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

• развитие навыков системного, поискового, изобретательского мышления через рассмотрение событий, предметов, явлений, веществ в их развитии, изменении, применении;

• формирование познавательного интереса и способности детей к творчеству через введение их в мир проблемных ситуаций и изобретательских задач;

• развитие творческого воображения через специальные игры, упражнения, тренинги, приемы фантазирования [1].

Занятия кружка проводятся в форме коллективно-творческой деятельности. Дети приобретают навыки познания мира, партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми, культуры общения. При этом отправной точкой в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала детей младшего школьного возраста является развитие их общих способностей.

При проведении кружка используются:

- специально организованные занятия по всем разделам программы с использованием компонентов исследовательской и проектной деятельности обучения, совместная экспериментальная деятельность

Научный дебют

159

учителя с детьми, где решаются различные мыслительные задачи, проблемные ситуации, придумываются образы, явления, загадки, сказки;

- ролевые игры;

- самостоятельная творческая деятельность детей.

Приведем пример программы кружка первого года обучения.

1. Понятие фантазирования.

Основная мысль: фантазированию можно научиться; для того чтобы интересно придумывать, надо бороться с психологической инерцией.

Формы работы: Учитель дает задачу-ситуацию, дети должны отгадать ее, задавая вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет».

2. Развитие ассоциативности. Критерии новизны.

Основная мысль: ассоциации часто помогают понять сущность предмета.

Формы работы: «игра в ассоциации»: пофантазировать, на что похожи рисунки и предметы. Создание ассоциативных загадок. Раскрыть значение ассоциативности для творческого мышления.

3. Игры со словами.

Основная мысль: анализ структуры слова позволяет играть с ним.

Формы работы: придумывание новых игр и сказок при помощи анализа слов.

4. Объекты.

Основная мысль: при исследовании нужно использовать признаки и действия объектов и метод фокальных объектов.

Формы работы: сочинять загадки, придумывая действие объекта, описывая его признаки.

5. Приемы фантазирования.

Основная мысль: исследовательской

работе помогает знакомство с приемами фантазирования.

Формы работы: игры «Круги по воде», «Произвольная приставка », «Что потом? », «Творческая ошибка», «Оживление», «Увеличение-уменьшение», «Ускорение-замедление ». Метод Робинзона.

6. Подведение итогов первого года обучения.

В программе предлагаемого вузовского курса по выбору планируется ознакомление студентов с работой факультатива не только в 1-м классе, но и во 2-4-м классах. В соответствии с требованиями ФГОС НОО мы считаем весьма важным именно практическое знакомство младших школьников с особенностями исследовательской работы, когда работа на уроке всех детей в рамках исследовательскихзаданий и проектов дополняется внеурочной работой на факультативе, предназначенном для развития креативности мотивированной части детей. Наши наблюдения показывают, что недостаточное внимание к подобной работе с учащимися (начиная с начальной школы) в дальнейшем приводит к тому, что выпускники школ, сталкиваясь в вузе с необходимостью собственной исследовательской работы, испытывают колоссальные затруднения. В результате страдает качество рефератов, курсовых работ, научных докладов и выпускных квалификационных работ. Только раннее начало подобной работы, буквально с первого класса школы, поможет устранить в дальнейшем эту студенческую беспомощность, а в перспективе будет способствовать развитию вузовской науки.

Литература

1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболе-това М.3. и др. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010. 120 с.; Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 152 с.; Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя / Под ред. А.Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2011. 176 с.

160 Высшее образование в России • № 11, 2011

VERSHININA N. THE ELECTIVE COURSE “RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE”

Nowadays, the organization of research activities of children is considered as a powerful innovative educational technology to enhance the effectiveness of teacher’s and learner’s work in the classroom, as well as during out-of-school activities. The program of the elective course for students of pedagogical faculty aims at development of a circle of intellectual and creative abilities of primary school children in the process of research and project activities, development of creative, critical, logical thinking, as well as problem-solving skills.

Key words: elective course, research and project activities, universal learning activities, creativity. _____________

Е.В. КУЛИКОВА, ст. преподаватель

МГУП им. Ивана Федорова

Практики повышения мотивации при изучении английского языка

Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации студентов технических вузов к изучению английского языка. Рассматриваются различные методы, средства и способы повышения мотивации к данному предмету: создание языковой среды на занятии, использование в учебном процессе видеосюжетов, песен на английском языке, аутентичных текстов, применение Интернет-ресурсов, организация самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: английский язык, мотивация, иностранный язык, обучение.

В настоящее время российское образование претерпевает качественные изменения: модернизируется концепция образования, вводится двухуровневая система подготовки специалистов, внедряются новые технологии и инновационные методики. Однако основа образовательной деятельности: субъектность педагогического взаимодействия, мотивация учащегося на процесс учения и его результат - остается неизменной. И.А. Зимняя не случайно называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности, будь то труд, общение или познание, и определяет следующие факторы, способствующие развитию мотивации к овладению, в частности, иностранным языком [1]:

1) формирование познавательно-коммуникативной потребности;

2) конструирование содержания учебного предмета, имеющего воспитательное, развивающее и общеобразовательное значение для учащихся;

3) применение личностно-деятельностного подхода.

Первое предполагает, что иностранный язык, как и родной, - это средство общения, для осуществления которого необходима потребность, и ее надо формировать. Второе указывает на необходимость предметносмыслового содержания, которое удовлетворяло бы данную потребность. Третье означает, что в центре обучения стоит обучаемый с его индивидуально-психологическими особенностями: цель и смысл обучения определяются именно с позиции обучаемого.

Следует отметить, что иностранный язык в плане мотивированности студентов находится в привилегированном положении по сравнению с другими предметами общеобразовательного цикла. В современном обществе востребованы специалисты со знанием английского языка, да и само владение английским языком считается престижным. Знание иностранного языка в настоящее время приобретает прежде всего социальный смысл, определяемый зака-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.