г
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
Н.А. ВЕРШИНИНА, преподаватель Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара
Курс по выбору: «От “почемучек” к “потомучкам”»
Представлена программа курса по выбору для студентов педагогического факультета, направленная на формирование умений будущего учителя организовать развитие интеллектуальных способностей школьников в процессе исследовательской и проектной деятельности, усвоение ими принципов логического мышления в ходе кружковой работы.
Ключевые слова: курс по выбору, исследовательская и проектная деятельность, универсальные учебные действия, творчество.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Важнейшей задачей при этом является формирование у школьников универсальных учебных действий, умений учиться, способностей к саморазвитию и самосовершенствованию. Этому способствует исследовательская и проектная деятельность школьников как на уроке, так и во внеурочное время.
В связи с тем, что учителя ещё не готовы к организации исследовательской работы младших школьников в условиях нового стандарта, мы предлагаем изучать формы и методы такого рода исследовательской работы детей на курсах по выбору в педагогических вузах, а также на курсах повышения квалификации учителей.
Разработанная нами программа кружка «От “почемучек” к “потомучкам”» способствует освоению учащимися универсальных учебных действий, исследовательских компетенций. Она направлена на:
• формирование умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, навыков выделять и формулировать познавательные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• развитие готовности к самостоятель-
ным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
• формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
• развитие навыков системного, поискового, изобретательского мышления через рассмотрение событий, предметов, явлений, веществ в их развитии, изменении, применении;
• формирование познавательного интереса и способности детей к творчеству через введение их в мир проблемных ситуаций и изобретательских задач;
• развитие творческого воображения через специальные игры, упражнения, тренинги, приемы фантазирования [1].
Занятия кружка проводятся в форме коллективно-творческой деятельности. Дети приобретают навыки познания мира, партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми, культуры общения. При этом отправной точкой в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала детей младшего школьного возраста является развитие их общих способностей.
При проведении кружка используются:
- специально организованные занятия по всем разделам программы с использованием компонентов исследовательской и проектной деятельности обучения, совместная экспериментальная деятельность
Научный дебют
159
учителя с детьми, где решаются различные мыслительные задачи, проблемные ситуации, придумываются образы, явления, загадки, сказки;
- ролевые игры;
- самостоятельная творческая деятельность детей.
Приведем пример программы кружка первого года обучения.
1. Понятие фантазирования.
Основная мысль: фантазированию можно научиться; для того чтобы интересно придумывать, надо бороться с психологической инерцией.
Формы работы: Учитель дает задачу-ситуацию, дети должны отгадать ее, задавая вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет».
2. Развитие ассоциативности. Критерии новизны.
Основная мысль: ассоциации часто помогают понять сущность предмета.
Формы работы: «игра в ассоциации»: пофантазировать, на что похожи рисунки и предметы. Создание ассоциативных загадок. Раскрыть значение ассоциативности для творческого мышления.
3. Игры со словами.
Основная мысль: анализ структуры слова позволяет играть с ним.
Формы работы: придумывание новых игр и сказок при помощи анализа слов.
4. Объекты.
Основная мысль: при исследовании нужно использовать признаки и действия объектов и метод фокальных объектов.
Формы работы: сочинять загадки, придумывая действие объекта, описывая его признаки.
5. Приемы фантазирования.
Основная мысль: исследовательской
работе помогает знакомство с приемами фантазирования.
Формы работы: игры «Круги по воде», «Произвольная приставка », «Что потом? », «Творческая ошибка», «Оживление», «Увеличение-уменьшение», «Ускорение-замедление ». Метод Робинзона.
6. Подведение итогов первого года обучения.
В программе предлагаемого вузовского курса по выбору планируется ознакомление студентов с работой факультатива не только в 1-м классе, но и во 2-4-м классах. В соответствии с требованиями ФГОС НОО мы считаем весьма важным именно практическое знакомство младших школьников с особенностями исследовательской работы, когда работа на уроке всех детей в рамках исследовательскихзаданий и проектов дополняется внеурочной работой на факультативе, предназначенном для развития креативности мотивированной части детей. Наши наблюдения показывают, что недостаточное внимание к подобной работе с учащимися (начиная с начальной школы) в дальнейшем приводит к тому, что выпускники школ, сталкиваясь в вузе с необходимостью собственной исследовательской работы, испытывают колоссальные затруднения. В результате страдает качество рефератов, курсовых работ, научных докладов и выпускных квалификационных работ. Только раннее начало подобной работы, буквально с первого класса школы, поможет устранить в дальнейшем эту студенческую беспомощность, а в перспективе будет способствовать развитию вузовской науки.
Литература
1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболе-това М.3. и др. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010. 120 с.; Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 152 с.; Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя / Под ред. А.Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2011. 176 с.
160 Высшее образование в России • № 11, 2011
VERSHININA N. THE ELECTIVE COURSE “RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE”
Nowadays, the organization of research activities of children is considered as a powerful innovative educational technology to enhance the effectiveness of teacher’s and learner’s work in the classroom, as well as during out-of-school activities. The program of the elective course for students of pedagogical faculty aims at development of a circle of intellectual and creative abilities of primary school children in the process of research and project activities, development of creative, critical, logical thinking, as well as problem-solving skills.
Key words: elective course, research and project activities, universal learning activities, creativity. _____________
Е.В. КУЛИКОВА, ст. преподаватель
МГУП им. Ивана Федорова
Практики повышения мотивации при изучении английского языка
Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации студентов технических вузов к изучению английского языка. Рассматриваются различные методы, средства и способы повышения мотивации к данному предмету: создание языковой среды на занятии, использование в учебном процессе видеосюжетов, песен на английском языке, аутентичных текстов, применение Интернет-ресурсов, организация самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: английский язык, мотивация, иностранный язык, обучение.
В настоящее время российское образование претерпевает качественные изменения: модернизируется концепция образования, вводится двухуровневая система подготовки специалистов, внедряются новые технологии и инновационные методики. Однако основа образовательной деятельности: субъектность педагогического взаимодействия, мотивация учащегося на процесс учения и его результат - остается неизменной. И.А. Зимняя не случайно называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности, будь то труд, общение или познание, и определяет следующие факторы, способствующие развитию мотивации к овладению, в частности, иностранным языком [1]:
1) формирование познавательно-коммуникативной потребности;
2) конструирование содержания учебного предмета, имеющего воспитательное, развивающее и общеобразовательное значение для учащихся;
3) применение личностно-деятельностного подхода.
Первое предполагает, что иностранный язык, как и родной, - это средство общения, для осуществления которого необходима потребность, и ее надо формировать. Второе указывает на необходимость предметносмыслового содержания, которое удовлетворяло бы данную потребность. Третье означает, что в центре обучения стоит обучаемый с его индивидуально-психологическими особенностями: цель и смысл обучения определяются именно с позиции обучаемого.
Следует отметить, что иностранный язык в плане мотивированности студентов находится в привилегированном положении по сравнению с другими предметами общеобразовательного цикла. В современном обществе востребованы специалисты со знанием английского языка, да и само владение английским языком считается престижным. Знание иностранного языка в настоящее время приобретает прежде всего социальный смысл, определяемый зака-