КОНЦЕПТ
Жолтикова Н. В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14052. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
49965Р^:Ги/2№2304412502<И1т' ~ ^ ^ ЭЛ № ФС 7?"
АШ 14052 УДК 372.881.111.1
Жолтикова Надежда Вениаминовна,
учитель английского языка МОАУ «Лицей № 21», г. Киров [email protected]
Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации работы учащихся в рамках активного творческого восприятия знаний. Приведены основные принципы обучения в сотрудничестве, и выявлена главная его идея. Представлен опыт работы с применением данной технологии на уроках английского языка в средней школе. Ключевые слова: сотрудничество, обучение, взаимозависимость, взаимопомощь, коммуникативная компетенция.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Обучение в сотрудничестве - это одна из разновидностей личностно-ориентиро-ванного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.
Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях [1-3].
Основные принципы обучения в сотрудничестве заключаются в следующем:
1) взаимозависимость членов группы;
2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;
3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;
4) социализация деятельности учащихся в группах;
5) общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах), которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.
В классе все дети разные: одни схватывают на лету, другим требуется значительное время для осмысления, им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются вообще выключенными из учебного процесса. Если же объединить ребят в небольшие группы по 3-4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но и всей группы в целом. Формирование групп осуществляется таким образом, чтобы в каждой присутствовали как «сильные» учащиеся, так и «слабые». «Слабые» стараются выяснить у «сильных» непонятные им вопросы, а «сильные» заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Кроме того, в процессе работы учащихся в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение - в ходе обмена усвоенной информацией. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что групповая работа способствует формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества.
f\j ■Л f\j
научно-методический электронный журнал
Жолтикова Н. В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14052. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14052.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14052
УДК 372.881.111.1
Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Известно изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Но совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель может уделить значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом.
Задания, предполагающие обучение в сотрудничестве, могут быть различного характера: задания на проверку домашнего задания, работа над текстом для чтения, подготовка к тексту или контрольной работе, совместная работа по проекту, по отработке орфографических навыков, работа с лексикой.
Обозначив учебные задачи урока, важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах. Это должно быть понятно учащимся, и они сами определяют, кто какую роль способен выполнить.
Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха дают возможность ориентироваться на каждого ученика. Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы, один из возможных способов его реализации [4].
Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений. При этом в отличие от других технологий обучения учитель является полноправным участником процесса обучения.
Этот метод обучения уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над вопросом, подлежащим обучению.
Таким образом, задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленного перед ними вопроса. Индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого её члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить за помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы.
Наша работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает дело-
«vi О nj
научно-методический электронный журнал
Жолтикова Н. В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14052. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14052.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14052
УДК 372.881.111.1
вой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если им не дается такое задание. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, необходимо целенаправленно обучать школьников технологии общения, четко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве. Педагогическое общение, психология и культура общения - все это составляющие грамотной педагогики. Нельзя не согласиться с психологом А. А. Леонтьевым в том, что «педагогическое общение - это многоэтажная конструкция, которая предполагает: деятельность - взаимодействие - общение - контакт» [5]. Ведущим критерием включения учащихся в ту или иную группу являются их учебные возможности, отражающие представления учителя и самих учащихся об уровне обучаемости [6, с. 22]. Организация группового общения начинается с формирования речевых групп с учетом психологической совместимости детей. Оптимальный состав группы - три-четыре человека. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно. Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.
Группы не соревнуются друг с другом, так как главная цель - это успешное выполнение поставленных задач и высокая степень усвоение материала. На таких уроках оцениваются не столько знания, сколько старания и усилия учеников. Очень часто результаты труда каждого члена группы оценивают сами её участники. Как правило, всем учащимся раздаются оценочные листы, где они выставляют баллы друг другу. Очень важным в данной работе является способность учеников оценить свой собственный труд, поэтому одним из пунктов в оценочном листе является самооценка. На наш взгляд этот завершающий этап урока позволяет каждому ученику проанализировать не только работу своих товарищей, но и свою собственную. Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и чтобы уделять внимание обучению культуре общения необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников:
- взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
- работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
- вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
- испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
- полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд.
В заключении отметим: опыт работы и наблюдения по данному вопросу показали, что технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.
Важно и другое. В современном образовании все больше акцент делается на работу с информацией. Ученикам становится все более важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами,
ru Q м
научно-методический электронный журнал
Жолтикова Н. В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14052. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14052.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14052
УДК 372.881.111.1
решать возникающие проблемы. Работа с информацией на уроках иностранного языка, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной. Это общеучебные интеллектуальные умения, которые приобретаются не только на уроках иностранного языка. И здесь помощь учителя будет заключаться в отборе и использовании в своей практике методов, которые ориентированы именно на такие виды деятельности.
В качестве примера приведем конспект урока английского в 6-ом классе по учебно-методическому комплекту В. П. Кузовлева, Н. М. Лапы, Э. Ш. Перегудовой и других, с применением данной технологии.
Цикл 5. Does your health depend on you?
Основные цели урока - обучение говорению в диалогической форме:
- обмен информацией,
- обсуждения идей в группах,
- участие в социологическом опросе.
Основная задача урока - закрепление лексики предыдущего урока в новых речевых ситуациях; введение и отработка новых слов и выражений.
Общеобразовательный компонент целей обучения - знакомство с культурой страны изучаемого языка: чтение аутентичных текстов о здоровом образе жизни в России и за рубежом.
Воспитательный компонент целей обучения: нравственное воспитание; развитие таких качеств личности, как сила воли, упорство, целеустремленность, трудолюбие.
Развивающий компонент целей обучения: развитие внимания, памяти, мышления, восприятия и воображения в ходе работы над лексикой, при обучении говорению, чтению и обсуждению прочитанных текстов.
Развитие общесредних и специальных учебных умений: развитие умения работать с книгой, рабочей тетрадью, работа в группах, приемов умственного труда: выделения главного, обобщение информации, сравнение.
Оснащение урока: учебник английского языка для 6-го класса (авторы: Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш.); рабочая тетрадь к учебнику [7, 8].
I. Начало урока. Организационный момент.
Учитель: Good morning, boys and girls!
Ученики: Good afternoon!
Учитель: I'm glad to see you today. Sit down, please. Today at the lesson we'll continue speaking about health. We'll get acquainted with new words and expressions on this topic, make up a questionare about health, discuss the questions about it. Let's begin working!
II. Речевая зарядка.
Учитель: First of all, let's revise lexis of the previous lesson, please. Answer the question, please. What does it mean to keep healthy?
Ученики работают в группах и записывают ответы: Drink milk, do sport, eat fruits and vegetables, don't smoke, don't watch too much TV, clean teeth twice a day, do morning exercises, ignore the lift, train your body.
III. Основная часть урока.
Учитель: We continue our lesson. Let's make up a questionare about your health.
Вопросы могут быть следующего характера:
1. Do you do morning exercises?
2. How often do you eat fresh fruits?
3. How often do you go to the gym?
4. Do you drink tea with sugar or without sugar?
5. Do you eat sweets?
6. What is the heaviest meal with your classmates?
Now form pairs and ask each other questions about your health. What do you think students should do to keep healthy?
IV. На этом этапе - этапе обучения общению - перед группами ставится цель: принять участие в социологическом опросе. Ученики подходят друг к другу, задают вопросы, фиксируют ответы и готовят сообщения на тему: "What should you do to keep healthy?", "Who has a healthy way of life in our form?"
V. Окончание урока.
Учитель: Indeed, we don't have much time, so let's sum up you have worked quite well at the lesson: you've got acquainted with new words and expressions related to the healthy way of life, you made up a
rv /j ru
КОНЦЕПТ
Жолтикова Н. В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Концепт. - 2014. -№ 02 (февраль). - ART 14052. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14052.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14052 УДК 372.881.111.1
questionare and discussed it in groups, you made a report about healthy way of life. I can say that you've copied with work in groups very well. That's right. Now listen to your marks for the lesson. Now open your record books and write down your homework: ex. 3, p. 68.
Ученики слушают комментарии учителя и оценки за урок, записывают домашнее задание в свои дневники.
Учитель: The lesson is over. You may be free. Good bay.
Ученики: Good bay!
Подведем итоги по использованию обучения в сотрудничестве. Эта технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы. Содержание деятельности учителя как субъекта управления качеством образования при этом будут следующими:
1) организует актуализацию знаний и определяет параметры деятельности ученика;
2) создает условия для целеполагания школьников;
3) оказывает помощь учащимся для достижения результат деятельности;
4) консультирует учащегося;
5) оценивает результат деятельности учащегося;
6) осуществляет координацию деятельности и рефлексию учащегося.
Ссылки на источники
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 192 с.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 275 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. По-лат. - М.,2002. - 272 с.
4. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000. - 667 с.
5. Леонтьев А. А. Психология общения - М., 1999. - 365 с.
6. Куклина С. С. Учебная деятельность школьников по овладению иноязычным общением. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. С. 65-72.
7. Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. Учебник английского языка для 6 класса общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2005.
8. Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 6 класса общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2005.
», w ISSN 2304-120Х
Nadezhda Zholtikova,
English teacher Lyceum № 21, Kirov
Cooperative learning in the classroom of English as a means of formation of communicative competence
Abstract. The article deals with the organization of the students within the active creative perception of knowledge. The basic principles of collaborative learning, and revealed his main idea. The experience of using this technology in English lessons in high school. Key words: collaboration, learning, interdependence, mutual, communicative competence. References: 1-8 - Russian Sources.
772304
120142
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В В., кандидатом педагогических наук
PU г м
977230412014202