Научная статья на тему 'Учебно-методические разработки по изучению национальных видов рукоделия как средство совершенствования качества технологического образования учащихся'

Учебно-методические разработки по изучению национальных видов рукоделия как средство совершенствования качества технологического образования учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ТЕХНОЛОГИЯ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калюшина Алина Ивановна

Статья посвящена рассмотрению проблемы организации и контроля качества технологического образования учащихся общеобразовательных школ. Представлены результаты апробации созданных автором учебно-методических разработок по программе «Рукоделие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методические разработки по изучению национальных видов рукоделия как средство совершенствования качества технологического образования учащихся»

УДК [371.016:85.12]:371.26

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ РУКОДЕЛИЯ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

TEACHING COURSE BOOKS IN NEEDLEWORK AS MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF TECHNOLOGICAL EDUCATION

А. И. Калюшина A. I. Kalyushina

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы организации и контроля качества технологического образования учащихся общеобразовательных школ. Представлены результаты апробации созданных автором учебно-методических разработок по программе «Рукоделие».

Abstract. The article is devoted to the problem of organizing and control of technological education quality. The results of the experimental approbation of the author's course books on the program «Needlework» are presented.

Ключевые слова: технологическое образование, контроль качества, учебно-методические разработки, образовательная область «Технология».

Keywords: technological education, control of quality, teaching course books, educational module «Technology».

Актуальность исследуемой проблемы. Общеобразовательная школа XXI века призвана создавать условия для развития у учащихся способностей и познавательных интересов, способствовать их профессиональному самоопределению и социальной адаптации. С внедрением новых технологий во все сферы политической, экономической, социальной, трудовой и культурной жизни человечества учебные заведения нашей страны должны готовить учащихся к быстро меняющимся условиям жизни, полноценной самореализации в будущей учебной и трудовой деятельности.

Важная роль в решении этой задачи принадлежит технологическому образованию, которое направлено на преобразовательную деятельность человека и способствует реализации богатого человеческого потенциала. Технологическая подготовка должна пронизывать все стороны и виды деятельности школьников и быть нацелена на овладение школьниками общими способами преобразующей деятельности. В конечном итоге она является основой формирования неординарной, творчески мыслящей личности, способной ориентироваться в социуме, непринужденно войти в современный мир труда и профессий, «включаться в свободное технологическое пространство» [2, 22].

Необходимым компонентом учебного процесса как целостной системы технологического образования является контроль качества технологической подготовки учащихся и результатов их учебной деятельности. Контроль - это своего рода инструмент, с помощью которого учитель определяет состояние системы усвоения знаний, узнает о ходе и эффективности ее функционирования; без него не может быть реализовано управление учебным процессом [3].

Проблема контроля является одной из самых актуальных, несмотря на кажущуюся очевидность и простоту. Контроль качества технологического образования учащихся подразумевает применение нестандартных, в некоторой степени творческих видов контроля знаний, умений и навыков учащихся на разных этапах работы. В современной школе система контроля и оценки действий учащихся остается традиционной, ориентированной прежде всего на сформированность знаний, умений и навыков, не направленной на продвижение учащихся в их развитии, в том числе и в учебно-познавательной деятельности. В научной литературе вопросы контроля качества технологического образования продолжают оставаться неразработанными. Вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы выявления педагогических условий совершенствования контроля качества технологического образования, разработки систем качественного оценивания, поиска способов их сочетания с другими системами. При этом качественная оценка должна фиксировать успешность выполнения учеником той или иной работы, эффективность затраченных учеником усилий, степень его продвижения. На определенном этапе в оценку должны включаться сравнительные характеристики, позволяющие учащемуся оценить себя и свое продвижение в сравнении с продвижением одноклассников.

Материал и методика исследований. В процессе изучения проблемы нами были использованы метод проектирования содержания и контроля технологического образования, изучение опыта организации технологического образования в школах Чувашской Республики, педагогический эксперимент, анкетирование учителей и учащихся. Исследование проводилось на базе Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева и ряда средних общеобразовательных школ г. Чебоксары.

Результаты исследований и их обсуждение. Идея технологического образования заложена в образовательной области «Технология». Она предусматривает расширение общекультурного кругозора учащихся, овладение огромной суммой научных знаний и формирование у них технологического творческого мышления, осознание техникотехнологической и информационной картины мира, овладение технологической и информационной культурой.

Одной из особенностей образования в России является необходимость соблюдать требования федеральных государственных стандартов и учитывать национальнорегиональные компоненты данных стандартов, а также специфику самих образовательных учреждений. В обосновании роли национально-регионального компонента в технологическом образовании учащихся важное значение имеют труды, посвященные изучению традиций материальной и духовной культуры чувашского народа, чувашского народного искусства (Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова, Н. Б. Смирнова, С. Г. Соколова и др.). Возрождением и популяризацией традиционных народных ремесел занимаются мастера Г. А. Антонова, Е. И. Ефремова, А. И. Ильбекова, В. А. Минеева, Т. В. Шаркова и др.

Обучение учащихся на основе народных традиций обуславливается требованиями массовой практики школьного образования. Известно, что дети тяготеют к творческой деятельности. Такая деятельность характеризуется вариативностью, собственной интерпретацией известных образцов изделий народных мастеров. Даже если продукт деятельности ребенка не столь совершенен, чтобы считаться образцовым, то уже сам творческий подход является полезным и ценным для формирования личности ученика. В этом наибольшие потенциальные возможности имеют народные ремесла, в освоении которых дети проявляют большой интерес. В современной жизни сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство требует активного творческого труда. Знакомство с народным искусством в яркой и доступной для детей форме закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, то есть именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение [1, 24].

На данный момент существуют противоречия между тенденцией к возрождению народного искусства, внедрением его в современную систему технологического образования как средства сохранения этнической принадлежности личности и недостаточным знанием и умением его использования в образовательной практике; между имеющимися потенциальными воспитательными возможностями национальных видов рукоделия и недостаточной научно-методической разработанностью путей их внедрения в образовательный процесс на всех ступенях школьного образования.

В ходе исследования мы столкнулись с тем, что контроль качества технологического образования учащихся затрудняется, так как сама технологическая подготовка имеет много составляющих компонентов (в том числе национально-региональный компонент), каждый из которых должен оцениваться по разным критериям. На данный момент уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретенных в ходе изучения национально-регионального компонента на уроках технологии, трудно оценить традиционными видами контроля.

Для устранения выявленных недостатков нами была разработана модель организации контроля качества технологического образования учащихся. В качестве средств контроля в данной модели представлены созданные нами учебно-методические разработки с использованием национально-регионального компонента в предметной области «Технология». Апробация модели была осуществлена в школах Чувашской Республики.

В сентябре 2007 г. нами был заключен договор о сотрудничестве между кафедрой технологии и предпринимательства технолого-экономического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, НИИ этнопедагогики и Центром мониторинга и развития образования при управлении образования администрации г. Чебоксары, городской ассоциацией педагогического сообщества учителей технологии по теме «Формирование трудовых навыков и основ рукотворчества в ходе апробации учебно-методического комплекса "Рукоделие" по предмету "Технология"». На базе СОШ № 17 г. Чебоксары была создана экспериментальная площадка, в рамках которой проходили уроки технологии по новому учебно-методическому комплексу, а также организована лаборатория «Эксперимент», объединившая учителей технологии г. Чебоксары.

Программа «Рукоделие» направлена на адаптацию учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовку к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Программа разработана с учетом образовательных стандартов общеобразовательных школ России и учебных программ образовательной области «Технология». Однако в последних изучению рукоделия уделено недостаточно внимания и учебного времени, что определило необходимость разработки учебно-методического комплекса по данной программе.

Рукоделие - это вид декоративно-прикладного искусства, который является хранителем народной памяти, непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений, отражением народного опыта воспитания. Обращение к народному искусству - это возможность возрождения в человеке чувства своей земли, связи со своим народом.

Целью создания новой методической разработки является развитие умений и навыков, творческих способностей учащихся в различных видах рукоделия на примере традиций русского и чувашского народов. Важную часть пособия составляет национальнорегиональный компонент: здесь раскрываются секреты, особенности и общие черты различных видов рукоделий, национального костюма и кулинарии русского и чувашского народов. В соответствии с предложенными нами разработками учащиеся осваивали на уроках разные виды рукоделия (ткачество, лоскутная техника, русская и чувашская вышивка, народные куклы, народный костюм, вязание крючком, кулинария). Дети имели возможность сравнить и оценить особенности культуры чувашского и русского народов, выполнять творческие проекты. В процессе обучения использовались современные методы обучения и контроля знаний, умений и навыков: мультимедийные презентации по каждому разделу, демонстрация наглядных изделий, выставки готовых работ учащихся, выполнение заданий в рабочих тетрадях, тестирование, анкетирование, изготовление технологических карт, творческое проектирование и т. д.

За время деятельности творческой лаборатории «Эксперимент» проделана большая работа по проведению городских, республиканских семинаров для заместителей директоров и учителей школ, мастер-классов, региональных конференций, конкурсов, выставок творческих работ учителей и учащихся. С 2007 г. проводились следующие мероприятия: региональный конкурс молодых дарований среди учащейся и студенческой молодежи «Территория стиля», региональные научно-практические конференции «Научное творчество в образовательной области "Технология"», «Этнокультурные традиции детского рукотворчества и мир народной куклы», «Трансформация национальных видов рукоделия в предметную область "Технология": региональный аспект». По итогам этих мероприятий были изданы сборники научных статей.

В 2007-2008 гг. в работе семинаров принимали участие учителя технологии двадцати школ г. Чебоксары. На семинарах проводился опрос учителей и преподавателей о том, как они проверяют знания учащихся на уроках технологии, какие разделы из учебника уже изучили, что понравилось, а что нет. Обсуждались дальнейшие перспективы внедрения учебно-методического комплекса «Рукоделие», в который входит учебник и рабочая тетрадь для учащихся, методические рекомендации для учителя, разные виды и формы контроля качества технологической подготовки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о положительном отношении педагогов к комплексу. Учителя отметили, что он в инте-

ресной и познавательной форме приобщает детей к народным видам рукоделия, а также является хорошим помощником для учителей школ с недостаточным материальным обеспечением.

В начале и в конце учебного года было проведено анкетирование учащихся. Результаты анкетирования показали, что большинство школьников довольно данным учебником, им нравится выполнять творческие проекты в группах. Многие учащиеся пожелали добавить в учебник раздел кулинарии и шитья.

В 2009 г. также были проведены городские семинары, мастер-классы, в которых приняло участие более тридцати школ г. Чебоксары и районов Чувашской Республики. Был проведен конкурс среди учителей технологии и педагогов дополнительного образования «Конкурс методических разработок в предметной области "Технология"». В конкурсе приняли участие 22 педагога, которые поделились своим педагогическим опытом и методическими наработками.

Также нами был проведен конкурс портфолио творческих достижений учащихся школ Чувашии по реконструкции и современной интерпретации национальных видов рукоделия. Мероприятие проводилось с целью получения результатов работы по внедрению учебно-методического комплекса «Технология: рукоделие и кулинария». В конкурсе приняли участие учителя технологии школ республики и их ученики, работающие по учебно-методическому комплексу с 2007 г., а также лица, подключившиеся к работе в 2008 и 2009 гг.

На последнем этапе были проведены региональные научно-практические конференции «Этнокультурные традиции детского рукотворчества и мир народной куклы» и «Трансформация национальных видов рукоделия в предметную область "Технология": региональный аспект». В данных конференциях приняли участие 56 педагогов школ г. Чебоксары, г. Шумерли, с. Моргауши Чувашской Республики, а также гости из городов Нижнего Новгорода, Волжска, Козьмодемьянска и др. Целью данных мероприятий был обмен опытом учителей, учащихся и студентов, организация мастер-классов, выступлений, выставок. Было проведено анкетирование учителей технологии и педагогов дополнительного образования по вопросу о качестве контроля технологической подготовки учащихся, методах его совершенствования, необходимости использования национальнорегионального компонента в предметной области «Технология».

Мы выявили, что большинство учителей, работающих в школе более 20 лет, на занятиях изучают разные виды рукоделия русского и чувашского народов. Общее мнение сводится к тому, что необходимо увеличить количество часов на данный предмет, так как национально-региональный компонент в предметной области «Технология» - один из способов заинтересовать учащихся. Было выяснено, что в своей деятельности большинство учителей применяют традиционные виды контроля знаний, умений и навыков учащихся. Это опросы, контрольные работы, оценка готовых изделий. Используя в работе материалы учебно-методического комплекса «Технология: рукоделие и кулинария», многие учителя стали применять и другие виды контроля качества технологической подготовки учащихся, позволяющие выявлять и развивать потенциал учащихся.

Также было проведено анкетирование учащихся с целью выявления интереса к национальным традициям русского и чувашского народов. На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы. На начальном этапе у учащихся было недостаточно знаний по народным видам рукоделия. Учителя не занимались комплексным

применением авторских методических разработок по национально-региональному компоненту. Это связано с тем, что в школах дается мало времени на предмет «Технология» в целом, в частности, на изучение национальных видов рукоделия. При недостаточном материальном обеспечении школьных мастерских предложенный учебно-методический комплекс «Технология: рукоделие и кулинария» для 5-8 классов является неотъемлемой частью технологической подготовки учащихся. После проведения ряда мероприятий у учащихся повысился уровень знаний по темам национально-регионального компонента. У них появился интерес, расширился кругозор, сформировались практические умения. Учителя принимали активное участие в конкурсах и конференциях, подготавливали учащихся к проектной деятельности, призеры конкурсов и конференций выбрали технологический профиль своей будущей профессии.

Резюме. Проведенный эксперимент по реализации модели организации контроля качества технологического образования учащихся подтвердил выдвинутую нами гипотезу о том, что использование национально-регионального компонента в образовательной области «Технология» дает всеобщее представление о культуре и традициях своего народа, расширяет у учащихся знания о видах декоративно-прикладного искусства Чувашского края, способствует лучшему усвоению нового программного материала, развитию рационального мышления учащихся, повышению их интереса к знаниям и труду. Нами также было выявлено, что необходимо совершенствовать систему контроля качества технологического образования учащихся в условиях общеобразовательной школы и их адаптации к дальнейшей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голованева, О. И. Педагогические условия преемственности технологической предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников (на примере элективного курса «Дизайн национальной одежды») / О. И. Голованева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 183 с.

2. Дидактика технологического образования : кн. для учителя : в 2 ч. Ч. 1 / П. Р. Атутов и др. - М. : ИОСО РАО, 1998.

3. Толстов, Н. С. Научно-педагогические основы управления школой (теория и практика совершенствования внутришкольного контроля) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. С. Толстов. - Чебоксары, 2000. - 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.