Научная статья на тему 'Предпрофильная практико-ориентированная подготовка школьников'

Предпрофильная практико-ориентированная подготовка школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпрофильная практико-ориентированная подготовка школьников»

Л.Н. Серебренников, С.И. Мелехина

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА

ШКОЛЬНИКОВ

Переход к профильному обучению выступает одним из важных разделов модернизации системы образования. Среди специалистов и практиков в первую очередь возникает вопрос о системообразующем начале профильной и предпрофильной подготовки школьников и определении ее базовой структуры, обеспечивающей реализацию потребностей и интересов всех участников педагогического процесса. В этой связи нами были рассмотрены и сформулированы некоторые позиции, которые могли бы способствовать реализации положений концепции профильного обучения с позиции перехода к гуманитарной парадигме образования, что определяет необходимость обеспечения индивидуальных образовательных потребностей учащихся на основе самоактуализации и самореализации личности. В решении данной проблемы ведущую роль призваны играть разделы учебной деятельности, обеспечивающие процесс социально-профессионального самоопределения школьников и мотивации их последующей образовательной деятельности. На основе этих факторов формируется механизм самообразования учащихся, регулирующий и направляющий личностно-ориентированную систему их социально-профессионального развития.

Определение структуры учебной деятельности на основе комплекса позна-

вательной, коммуникативной, преобразовательной, эмоциональной и организационно-целевой учебной деятельности показывает, что ведущим компонентом обучения выступает его преобразовательная составляющая, обеспечивающая присвоение учебной информации, формирование отношения к ней и последующего саморегулирования учебного процесса. Таким образом, создание условий становления и развития самообразования предполагает осуществление прак-тико-ориентированного обучения. При этом задача обеспечения различных образовательных интересов и потребностей широкого круга учащихся выдвигает необходимость построения комплексной системы практико-ориентированного обучения в соответствии с разнообразием предметов труда.

Создание системы практико-ориентированного обучения в различных сферах деятельности в соответствии с типологией предметов труда (природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ) позволяет сформировать целостную структуру данного раздела обучения на единой концептуальной основе. Процесс практико-ориентированного обучения призван осуществляться с учетом образовательных потребностей учащихся в различных областях комплексной системы сфер практической деятельности (Рис. 1).

Компоненты предметов труда Профессиональные сферы

Техника Природа Худож. образ Знаковая система Человек

Техника Т-Т Пр-Т ХО-Т Зн-Т Ч-Т

Природа Т-Пр Пр-Пр ХО-Пр Зн-Пр Ч-Пр

Худ. образ Т-ХО Пр-ХО ХО-ХО Зн-ХО Ч-ХО

Знаковая система Т-Зн Пр-Зн ХО-Зн Зн-Зн Ч-Зн

Человек Т-Ч Пр-Ч ХО-Ч Зн-Ч Ч-Ч

Рис. 1. Области профессиональной деятельности

Реализация концептуальных положений профильного обучения старшеклассников предполагает предпрофиль-ную подготовку на завершающем этапе основной школы (8-9 кл.). В рамках существующих положений на нее отводятся 3 и более часов в неделю на базе школьного компонента учебного плана.

Существующий опыт отечественной и зарубежной школы, а также наши экспериментальные данные по работе с экспериментальными учебными заведениями страны позволили сформировать структуру предпрофильной подготовки, обеспечивающую условия перехода выпускников основной школы либо в систему профессионального образования, либо в систему профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Одним из компонентов предпро-фильной подготовки выступает обеспечение профессиональной информации и консультации школьников (в соответствии с имеющимися программами), на что отводится один час в неделю (34 часа в год).

Решение задач профессиональной диагностики, самоопределения и актуализации учащихся осуществляется на основе профессиональных проб в процессе практико-ориентированного обучения в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год). Оно включает разделы репродуктивного и креативного обучения, связанные с

подготовкой и реализацией творческих проектов в различных сферах деятельности. Проектное обучение позволяет осуществлять практико-ориентированное обучение по широкому спектру видов практической деятельности, обеспечивая создание целостной системы профессиональных проб.

Первая половина года (и половина указанного учебного времени) учащихся (8-9 кл) направлена на введение учащихся в различные сферы практической деятельности и связана с освоением ими приемов и операций для выполнения предполагаемых проектов по всему комплексу сфер практической деятельности (Рис. 2).

Вторая часть курса осуществляется на основе выбора, выполнения и защиты проекта в одной из предпочтительных для каждого из учащихся сфер практической деятельности. Формы проектной деятельности могут быть различными, включая индивидуальную, групповую и коллективную.

Для решения поставленных задач предпрофильная подготовка предполагает реализацию системы проектного обучения в различных областях единого комплекса сфер практической деятельности.

Проектную деятельность можно назвать основой предпрофильной практико-ориентированной подготовки учащихся,

Сферы Учебные четверти

I II III IV

Природа О

О

О

Техника О 1 1

О 1--1

1-1-1

О 1

Человек О .-1-

О .-1-

О 1

1

Худ. образ О

1--1

О 1-1-1

1

О 1 1

Знак. система ООО

О - вводные 2-часовые практикумы - творческие проекты

Рис. 2. Структура предпрофильного обучения

так как она предполагает получение учащимися практического опыта, представлений о своих возможностях и приобретение ими определенного уровня компетентности в конкретной сфере деятельности через систему межпредметного взаимодействия на основе прикладных инте-гративных дисциплин, включая постановки задач, разработки путей и средств их достижения, получения и анализа результатов.

При выборе проблем для организации проектной деятельности на заключительном этапе основной школы необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт учащихся в этом вопросе, избегая дублирования с предыдущей ступенью обучения. Проблемы должны быть достаточно современными и актуальными, охватывать широкое поле деятельности, чтобы гарантировать отражение различных интересов учащихся. Необходимо обеспечить расширение содержания практической деятельности школьников от комплекса отраслей материальных технологий к системе сфер профессиональной деятельности. Это важно потому, что по мере взросления происходит изменение структуры ценностей молодежи. Содержание и организация проектной деятельности должны приводиться в соответствие с приоритетами учащихся конкретного периода обучения, когда на ведущие позиции выходят потребности социально-профес-

сионального самоопределения и самоутверждения растущей личности. Проекты разбиваются на составляющие (модули в определенной сфере деятельности) с конкретными задачами, при решении которых реализуется общая цель деятельности. Важно определить приоритетные направления работы в проектах для всех участников в соответствии с их способностями, интересами и склонностями. Школьники могут пробовать себя в 2-х -3-х областях деятельности внутри одного проекта, что помогает им определить соотношение социально-профессиональных притязаний и уровня личностных характеристик.

В качестве примеров можно привести краткое описание ряда отмеченных на конкурсах и олимпиадах проектов, выполненных учащимися школ г.Кирова и области, которые позволяют осуществлять комплексные социально-профессиональные пробы в различных сферах, областях и видах деятельности.

Сфера деятельности «Знаковая система» Тема проекта «Реклама школы»

Цель проекта: создание РЯ (рекламной) продукции о деятельности школы.

Направления работы по областям деятельности:

(ЗН+Ч). Сбор и анализ информации о школе (история, достижения, образовательные и культурные связи и т.д.).

(ЗН+Т). Сбор информации о требованиях к рекламным материалам, экскурсии в мини-типографию, знакомство с издательской деятельностью. Программное обеспечение процесса сбора и обработки информации, компьютерная обработка результатов исследований.

(Ч). Исследование потребностей и проблем в рекламной деятельности, характеристик рекламы, которую хотят получить организаторы и участники мероприятия. Профессиональная подготовка в сфере рекламы.

(ХО). Дизайн-анализ рекламных материалов (исследование цветовых сочетаний, графических шрифтов, художественного оформления и его эмоционального воздействия на человека). Проработка выбранного варианта по содержанию, стилю (лингвисты, корректоры), художественному оформлению (компьютерный дизайн), проба сил в растровой графике Photoshop, создание фотоколлажей из сканированных рисунков и фотографий.

(ПР). Исследование психологических аспектов рекламной деятельности. Материальное обеспечение выполнения проекта.

(Т). Техническое обеспечение проекта, изготовление рекламных проспектов и плакатов.

Сфера деятельности «Художественный образ»

Тема проекта «Триптих «Купола старой Вятки»

Цель проекта: изготовление художественных экспонатов для школьного музея. При реализации проекта осуществляется работа в следующих областях деятельности.

(Зн). Сбор и анализ информации. Исследование архивных материалов, составление сопроводительных текстов к

экспонатам. Составление, анализ и компьютерная обработка информации.

(Ч). Посещение действующих храмов, интервью со священниками и прихожанами, искусствоведами. Проведение экскурсий с использованием созданных экспонатов.

(ХО). Зарисовка храмов в разных ракурсах как с натуры, так и на основе визуальной информации. Анализ и описание конструкций храмов, создание их эскизов (картин).

(ПР). Анализ состояния храмов и окружающей их среды. Природоохранная деятельность. Материальное обеспечение проектной деятельности.

(Т). Разработка технико-технологической составляющей триптиха в различной (например лоскутной) технике и резных рам для картин. Изготовление триптиха.

Проект в сфере деятельности «Природа» Тема проекта «Зимний сад»

Цель проекта: расширение взаимодействия учащихся с окружающей средой, экологическое воспитание школьников.

На исследовательско-аналитичес-кой стадии работают четыре группы учащихся в сферах деятельности «П», «Ч», «ХО», «Зн». Запуск проекта осуществляется представлением результатов предварительно проведенных исследований на содержание углекислого газа в помещениях школы, формулируется проблема улучшения физико-химических показателей воздуха учащихся путем создания зимнего сада.

(П). Исследование состояния воздушной среды школы. Роль, место и виды декоративных растений в школе. Изучение показателей строительных и отделочных материалов (линолеум, обои и др.) на фитотоксичность. Определение ассортимента и подбор посадочного материала растений для зимнего сада. Экологическая оценка проекта.

(Ч). Исследование потребностей (анкетирование, интервьюирование) и вовлечение учащихся и учителей школы в разработку и осуществление проекта.

(ХО). Работа над художественной составляющей проекта зимнего сада: дизайн-анализ аналогов, выработка идей. Создание эскиза зимнего сада с учетом экологических и эстетических требований.

(Зн). Разработка экономического обоснования проекта. Определение себестоимости зимнего сада с учетом требований к объекту проектирования и реальных возможностей школы. Компьютерная обработка информации.

На операционно-технологической стадии осуществляется разработка кон-структорско-технологической документации (Т); изготовление макета зимнего сада, компьютерная обработка документации (ЗН), сотрудничество с группами (ХО), (П), (Ч) для достижения оптимального уровня функциональной, экологической, эргономической и художественной ценности проекта.

Сфера деятельности «Человек» Тема проекта «За здоровый образ жизни»

Цель проекта: разработка средств противодействия применению молодежью психотропных средств.

Работа имеет два направления: создание короткометражного фильма «Жизнь без наркотиков» и создание безалкогольного коктейль-бара. Проект запускается через организацию дискуссии по данной проблеме.

(Ч). Планирование работы и координация деятельности учащихся в разных сферах группой менеджеров из учащихся во главе с руководителем проекта. Обеспечение консультаций со стороны специалистов (врач-нарколог, врач-диетолог, экономисты, работники правоохранительных органов и др.). Формирование творческих групп. Определение направлений работы, разработка плана совмест-

ных действий. Организация практической деятельности и презентации проекта.

При работе над этим проектом происходит расширение системы технологической подготовки с выходом на взаимодействие с различными учебными дисциплинами, сферу дополнительного образования, самостоятельную работу в соответствии с интересами школьников.

В области деятельности (ХО) осуществляются социально-профессиональные пробы нескольких групп учащихся по следующим направлениям:

(ХО). Разработка оформления коктейлей, сервировки стола, интерьера коктейль-бара. Дизайнерская разработка костюмов героев фильма и барменов. Разработка художественного текста (сценария) фильма. Реализация театрального действия по сценарию фильма. Творческие мастерские съемочной группы: съемка, видеомонтаж, музыкальное сопровождение, озвучивание, реальный выход на аудиторию (демонстрация видеофильма).

(П) Изучение и анализ данных о влиянии психотропных веществ на организм ребенка. Подбор и разработка рецептов оригинальных безалкогольных коктейлей. Медицинские исследования.

(Зн). Маркетинговые исследования. Разработка экономического обоснования и бизнес-плана работы кафе. Компьютерная обработка и распространение информации.

(Т). Создание и обеспечение деятельности безалкогольного коктейль-бара.

(Ч). Изучение социальной составляющей проблемы. Реклама коктейлей, организация их дегустации, продажа рецептов безалкогольных коктейлей, организация дискуссии по проблеме. Правоохранительные консультации. Статистические исследования реализации целей проекта.

Сфера деятельности «Техника»

Тема проекта «Вторая жизнь материалов»

Цель проекта: совершенствование экологического воспитания в технической сфере деятельности.

Организация работы по сферам деятельности:

(Зн). Информационный поиск вариантов утилизации отслуживших предметов бытовой химии. Маркетинговые исследования. Компьютерное конструирование изделий из вторичного сырья. Информационное обеспечение проекта.

(П). Экологическая оценка процессов получения, изготовления и переработки отслуживших срок изделий из пластмассы.

(ХО). Дизайнерская разработка изделия. Разработка рекламных материалов (фирменного знака, видеоролика, экологических плакатов и др.).

(Т). Разработка и создание системы утилизации изделий из пластмассы. Разработка оригинальной концепции светильника и создание технических средств для его изготовления (на основе пластмассы, отслуживших зажигалок и шариковых ручек). В этом виде деятельности выделяются следующие направления: конструирование, разработка, технология и изготовление плафонов из вторичной пластмассы, обработка конструкционных материалов, электромонтажные работы. Изготовление и сборка готового изделия.

(Ч). Подготовка специалистов по переработке пластмасс, разработке и изготовлению изделий из вторичных материалов. Экологическое воспитание учащихся по утилизации второсортного сырья. Социальные исследования экологических аспектов проблемы. Маркетинговые разработки. Реализация продукции. Анализ проекта.

Работа по выполнению комплексных проектов осуществляется в условиях сотрудничества педагогов и учащихся с разделением персональных функций. К ней привлекаются учителя-предметники,

педагоги дополнительного образования, специалисты, которые выполняют роль консультантов или руководителей исследований учащихся, демонстрируют способы организации познавательной деятельности и возможности разнообразных технологических решений поставленной проблемы в той или иной сфере деятельности на определенных стадиях реализации проекта.

Очень важно продумать механизм осуществления проекта: запуск (мотивацию), постановку проблемы; определение основных задач для исследования, формирование творческих групп, определение индивидуальной работы с учетом приоритетов учащихся; планирование и организацию деятельности как в процессе занятий, так и во внеурочное время; обсуждение полученных результатов, планирование работы в соответствии с задачами конкретной стадии проекта (может иметь место перегруппировка учащихся); на стадии реализации проекта важно продумать взаимодействие участников проекта внутри групп и между ними, объект-субъектные формы и методы работы.

Комплексные творческие проекты позволяют создать условия, моделирующие реальную практическую деятельность для достижения учащимися объективного восприятия себя в определенной профессиональной роли, обеспечивая тем самым социально-профессиональные пробы школьников в различных сферах и областях деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.