Научная статья на тему 'Предпрофильная и профильная подготовка как механизм реализации компетентностного подхода'

Предпрофильная и профильная подготовка как механизм реализации компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФИЛЬНАЯ И ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЩЕУЧЕБНАЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETITIVE APPROACH / PROFILE AND PREPROFILE TRAINING / GENERAL EDUCATIONAL / GENERAL CULTURAL AND METHODOLOGICAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонова Татьяна Борисовна, Коничева Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются новые основания введения в практику средней школы аспектов профильной и предпрофиль-ной подготовки с учетом трех компетенций: общеучебной, общекультурной и методологической. Актуальность такого рассмотрения связана с требованиями инновационной технологии в целостном педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парамонова Татьяна Борисовна, Коничева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-PROFILE AND PROFILE TRAINING AS A MECHANISM OF IMPLEMENTING COMPETENCE APPROACH

The paper considers new reasons of introducing some aspects of profile and preprofile training in secondary school on the basis of three competences: general educational, general cultural, and methodological competences. The urgency of such considerations is conditioned by the requirements of innovative technologies in the consistent pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Предпрофильная и профильная подготовка как механизм реализации компетентностного подхода»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 342

Т.Е. Парамонова, Т. В. Колычева

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ И ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Т.В. Paramonova, T.V. Konisheva

PRE-PROFILE AND PROFILE TRAINING AS A MECHANISM OF IMPLEMENTING

COMPETENCE APPROACH

В статье рассматриваются новые основания введения в практику средней школы аспектов профильной и предпрофиль-ной подготовки с учетом трех компетенций: общеучебной, общекультурной и методологической.

Актуальность такого рассмотрения связана с требованиями инновационной технологии в целостном педагогическом процессе.

Компетентностный подход, профильная и предпрофильная подготовка, общеучебная, общекультурная и методологическая компетентность.

The paper considers new reasons of introducing some aspects of profile and preprofile training in secondary school on the basis of three competences: general educational, general cultural, and methodological competences.

The urgency of such considerations is conditioned by the requirements of innovative technologies in the consistent pedagogical process.

Competitive approach; profile and preprofile training; general educational, general cultural and methodological competences.

Взаимосвязь и взаимовлияние компетентност-иого подхода и организации профильной и пред-профильной подготовки в средней школе представляют собой наиболее сложный механизм управления образовательным процессом. Выявление особенностей реализации этого взаимодействия стало актуальной проблемой, которую решают учителя и менеджеры образовательной структуры в рамках экспериментальной деятельности на базе средней школы № 1 п. Суда Череповецкого района.

Систему анализа деятельности школы по организации предпрофильной подготовки учащихся можно рассматривать именно из совокупности тех основных компетенций, которые определены как ключевые, так как именно эти критерии определяют сущность деятельности учителя в школе.

Каждый педагог реализует в своей деятельности три перечисленные компетенции: как преподаватель определенного предмета он формирует общеучебную компетентность средствами дидактики; как воспитатель и классный руководитель, как член педагогического коллектива он реализует общекультурную компетентность, при этом на-

правленность такой компетентности может характеризоваться как разнонаправленная и многовекторная; результирующей может считаться общеметодологическая компетентность, которая дает возможность рассматривать субъектов педагогического процесса как относительно равноправных, что является основной задачей в организации профильной и предпрофильной подготовки современных учащихся школы.

Работа по реализации системы предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников нуждается прежде всего в особой форме организации. Распределение действий, которые следует предпринять для достижения поставленных целей между отдельными работниками и группами с одновременной фиксацией связей между ними составляет содержание организационной деятельности руководителей современной школы. Способом фиксации такого распределения служит организационная структура и организационные механизмы.

Организационная структура обеспечивает согласованность работы участников совместной дея-

тельности. Прежде чем разработать организационную структуру управления профильным обучением школы, нужно знать, какие функции выполняет структура и какие требования в связи с этим предъявляются к ее качеству.

Задачи организации как управленческой функции состоят в определении наиболее рациональных способов разделения труда (в данном случае работы по управлению системой профильного и предпрофильного обучения) между руководителями и исполнителями с его последующей координацией и интеграцией, а также осуществлением контроля качества выполняемой работы. Структура эффективна, если:

- между органами управления распределены все управленческие функции, нуждающиеся в исполнении;

- исключено дублирование в исполнении этих функций;

- нет перегрузок и неравномерности распределения управленческих функций между различными органами управления школой;

- достигнуто максимально возможное соответствие содержания управленческих функций квалификации исполнителей;

- обеспечивается согласование всех необходимых видов работы и при этом работа по согласованию деятельности не мешает выполнению основных производственных задач;

- работа всех органов и исполнителей находится под контролем;

- создана среда, в которой осуществляется эффективное для достижения целей введения профильного обучения развитие педагогических кадров.

Перечисленные критерии были взяты за основу в организации предпрофильной подготовки на базе средней школы № 1 п. Суда Череповецкого района.

Для подготовки современного выпускника необходимы образовательные учреждения, способные выполнять следующие функции:

- обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития ученика через создание благоприятных педагогических условий для его творческой, личностно-ориентированной самореализации;

- развитие духовно-нравственной сферы личности ученика, способного самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, сознания, культурного уровня;

- социализацию личности выпускника, обучение самоопределению в окружающем мире (природе и обществе), в пространстве изменений

посредством овладения способами преобразования реальности, собственной деятельности, личностного развития через коммуникативную культуру, духовно-нравственные образцы, нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности;

- обеспечение и охрану здоровья учащихся.

Перечисленные критерии соответствуют современным системным подходам к требованиям, предъявляемым рыночной средой к выпускнику школы и педагогам, обеспечивающим процесс обучения и воспитания. Таким образом, компе-тентностный подход наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования. Компетентностный подход - это системообразующий элемент формирования ключевых компетенций учащихся с позиции субъекта деятельности, требующий понимания выдвигаемой цели, умения использовать средства, адекватные складывающейся ситуации. Педагог должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций учащихся, должен уметь усваивать необходимые для реализации компетентностного подхода знания и достигать значимых результатов в профессиональной деятельности. Успех реализации компетентностного подхода зависит от того, будут ли созданы условия, расширяющие круг заинтересованных и активных участников образовательного процесса: родителей, социальных партнеров, педагогов дополнительного образования.

По определению O.E. Лебедева, три основные компетенции (общеучебная, общекультурная и общеметодологическая [1]) должны определять суть деятельности педагога в целостном педагогическом процессе.

Общеучебная компетентность - это высокая информированность учащихся об основных идеях, понятиях, концепциях в предметных областях знаний; сформированность общеучебных (дидактических) умений и навыков, интеллектуальных способностей в самостоятельном приобретении новых знаний, средств и способов познавательной деятельности и т.д. Примером реализации такого типа компетентности может быть разработка модели элективного курса по математике «Функции и графики» как обобщение личного педагогического опыта в форме разработки и апробации программы курса по выбору учителя О.В. Тягиной. Сущность построения курса педагог определяет как реализацию потребности в создании ориента-ционной основы для осознанного выбора профиля обучения средствами факультативного курса, где каждый ученик любого уровня обученности может активно включаться в учебно-познавательный

процесс. Новизна представленной модели элективного курса на основе выявленной сущности состоит в следующем:

- определено место элективного курса в числе компетенций учащегося основной школы;

- доказана роль элективного курса в формировании базовой культуры выпускника;

- разработана и апробирована модель элективного курса для учащихся основной школы, включающая в себя четыре блока: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический.

Результативность курса прослеживается в развитии математического мышления, в углублении профессиональных интересов, в осмыслении направлений дальнейшего продолжения образования. Трудоемкость процесса характеризуется большой интенсивностью труда учителя и в то же время не создает учебных перегрузок учеников, так как углубление происходит в зоне «ближайшего развития».

Общекультурная компетентность - это готовность учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативная, эстетическая и этическая культура выпускника и т.д. Общекультурная компетентность реализуется в таком направлении пред-профильной подготовки, как проектная деятельность девятиклассников, представляющая собой творческую работу по решению практической задачи, цель и содержание которой определяются учащимися и реализуются ими в процессе теоретической проработки и практического исполнения при консультации учителя.

Во время работы над проектом реализуются следующие цели: практическая - получение модели желаемого конечного результата; педагогическая - раскрытие возможностей и способностей учащихся 9 класса в соответствии с их склонностями, интересами и выбором типа профессии, формирование готовности к выбору профессии. Для реализации проекта и достижения поставленных целей все участники распределяются по сферам деятельности «человек - человек», «человек -художественный образ», «человек - природа», «человек - техника», «человек - знаковая система» на основании диагностического исследования (профессиональных проб), проводимого в течение первого полугодия с учетом собственного желания учащихся и мнения педагогов. Практическое исполнение проекта требовало дополнительной предметной подготовки. Каждая группа представ-

ляла свои наработки, выходя на продукт подпро-екта. После реализации проекта подводились итоги и самоанализ деятельности как учениками, так и педагогами. Все материалы работы над проектом были оформлены в портфолио проекта.

Общеметодологическая компетентность mío целеполагание и умение самостоятельно критически мыслить, навыки анализа ситуаций и умение видеть возникающие проблемы, проектировать и планировать пути рационального их преодоления, самостоятельно управлять собственным развитием и собственной деятельностью по достижению поставленных целей, рефлексивно оценивать свое поведение и события в окружающем мире. В рамках данного критерия реализуется тезис о том, что «востребованный» в обществе человек - это творческий человек. Поэтому, учитывая условия изменяющегося общества, особое внимание необходимо уделять развитию творческих способностей школьников. Современные условия развития школьной системы иначе рассматривают задачи социализации. При внедрении в учебный процесс проектного обучения в 10 классе на уроках обслуживающего труда реализуется критерий креативности в учебной деятельности. На первом этапе проекта были определены характерные особенности данного возраста: способность к различным видам обучения, склонность к экспериментированию, повышенная интеллектуальная активность, стремление к самообразованию, самостоятельность мышления. На основе психологических характеристик опора должна быть сделана на чувство новизны, на способность преобразовать структуру объекта, на творчество, критичность. Перед запуском проекта учащимся 10 класса предлагался тест «Уровень творческого потенциала». В результате определения творческого потенциала был подготовлен соответствующий банк примерных проектов. «Запуск проекта» обеспечивался добровольным и заинтересованным включением учащихся в проектную деятельность с помощью создания проблемных ситуаций, обсуждением практических задач, важных для детей, рассказом о привлекательной перспективе при участии их в решении социально важных задач.

Учащиеся 10 класса в качестве проекта выбрали заказ ДОУ «Лучик» на изготовление костюмов для театрального уголка. Работа над проектом была организована в три этапа: поисково-иссле-довательский, конструкторско-технологический, результирующий. В ходе реализации проекта учащиеся получили дополнительные навыки пре-

зентации результатов, полученных на различных этапах реализации проекта.

Результаты анкеты результативности участия в проекте позволяют говорить о том, что проектная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей учащихся, так как в них преобладают ответы, соответствующие высокому уровню развития творческих способностей.

В реализации проекта использовались такие исследовательские методы, как «дизайн-анализ» и «мозговой штурм». Особое внимание уделялось анализу деятельности и оформлению проектной документации. В работе использовался специальный прием «звездочка обдумывания», суть которого заключается в постановке вопроса, который, в свою очередь, разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся.

Продуктом проектной деятельности учащихся 10 класса стала коллекция костюмов для театрального уголка детского сада.

Проектная деятельность в рамках общепедагогической деятельности школьной системы имеет различные точки приложения. Особенным вариантом реализации проектной деятельности является воспитательный проект. Для систематизации имеющихся наработок в проведении культурно-массовых мероприятий была выбрана современная и достаточно эффективная форма обобщения деятельности - проектная. Целью проекта было раскрытие возможностей и способностей учащихся в соответствии с их склонностями и интересами. Так появилась форма реализации проекта - провести стилизованный бал при свечах. Бал проводится в школе один раз в год, ему предшествует длительная подготовка. Помощь в подготовке бала оказывает Дом культуры и музыкальная школа.

Таким образом, осуществляются интеграционные связи школы с другими организациями, оказывающими влияние на успешную социализацию школьников.

Бал - одна из форм литературно-музыкальных вечеров, проводимых творческой группой преподавателей школы. Основная его цель - способствовать формированию самых разнообразных качеств личности в её нравственном и эстетическом проявлениях. Цель проекта - привитие эстетического вкуса, расширение кругозора в области истории русской культуры.

Общение педагогов и учащихся в специально организованном воспитательном процессе создает атмосферу домашнего тепла и душевного равновесия, формирует чувство защищенности и ответственности в их совместной деятельности. Все это является благоприятными условиями для формирования у учащихся компетенций, связанных с решением коммуникативных, социальных, бытовых, практических проблем в их жизни. Ориентируясь на проектно-инновационную практику как эффективное средство в освоении и реализации практико-преобразующих компетенций, в овладении субъект-субъектными способами работы, учителя обнаружили успешность компетентностного подхода в процессе воспитания.

Список литературы

1. Лебедев, O.E. Компетентностный подход в образовании / O.E. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. -С. 3-12.

Парамонова Татьяна Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 31-24-26.

Коничева Татьяна Владимировна - директор МОУ «Судская средняя общеобразовательная школа № 1». Тел.: 8-921-256-81-34.

Paramonova Tatiana Borisovna - Candidate of Science (Pedagogy), Associate Professor, Department of General and Social Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology, Cherepovets State University. Tel.: 8 (8202) 31-24-26.

Konicheva Tatiana Vladimirovna - Director, MEI "Suda Secondary General Education School # 1". Tel.: 8-921-256-81-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.