Научная статья на тему 'Интеграция общего и дополнительного образования как ресурс развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в гимназии'

Интеграция общего и дополнительного образования как ресурс развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
766
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция общего и дополнительного образования как ресурс развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в гимназии»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАЗИИ

В статье раскрываются особенности интеграции основного и дополнительного образования как ресурса организации предпрофильной подготовки и профильного обучения; представлен эффективный опыт работы московской гимназии. А.Г. Юрова

Ключевые слова: интеграция, предпрофильная подгоовка, профильное обучение, дополнительное образование.

Модернизация системы образования предполагает целостное развитие образовательных учреждений. Педагогические системы являются целостными, если сконструированы из взаимосвязанных элементов и направлены на достижение поставленной цели [3].

Интеграция (от лат.integrum - целое; лат.integratio - восстановление, восполнение) в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей [5].

Интеграция как управленческая проблема указывает на факторы интеграции управления: цели, функции и технологии управления для формирования образовательного пространства гимназии, интегрированных программ и интегрированных занятий, позволяющих найти подходы к созданию систем нового уровня.

Интеграция общего и дополнительного образования способствует оптимизации образовательного процесса, формированию эффективного образовательного пространства, направленного на развитие предпрофильной подготовки и профильного обучения с целью социально-профессионального самоопределения обучающихся и удовлетворения индивидуальных образовательных интересов. При этом образовательное пространство является эффективным, если в нем организуется целенаправленная образовательная деятельность, механизмом которой является организация взаимодействия учреждений, коллективов, педагогов, руководствующихся едиными педагогическими задачами, принципами и подходами к образованию.

Интеграция общего и дополнительного образования в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников приоритетно

нацелена на создание следующих условий:

- реализация личностно ориентированного образовательного процесса;

- выстраивание индивидуального образовательного плана обучающегося;

- социально-профессионального самоопределение обучающихся [4].

Таким образом, интеграция общего и дополнительного образования

успешно реализует современную образовательную парадигму, основным содержанием которой является индивидуализация и личностно-ориенти-рованное образование, увеличение возможности творческой самореализации в образовательном процессе, сотрудничество учителей и обучающихся.

Подход, предполагающий реализацию предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе взаимодействия общего и дополнительного образования, позволяет поставить в центр работы индивидуальное развитие ребенка и успешно осуществлять подготовку учащихся к выбору любого типа и уровня дальнейшего образования [2].

Основная цель интеграции общего и дополнительного образования - это создание целостного образовательного пространства гимназии как среды развития личности ребенка и его социально-профессионального самоопределения.

Опыт работы гимназии показал, что реализация задач дополнительного образования позволяет разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой, создавать условия для свободного развития личности - формирования интересов, раскрытия талантов и творческого потенциала, саморазвития ребенка.

На основе интеграции основного и дополнительного образования в гимназии созданы условия для реализации задач предпрофильной подготовки и профильного обучения:

- непрерывность и преемственность образовательных программ основного и дополнительного образования;

- углубление профильных общеобразовательных предметов с помощью элективных курсов ресурса дополнительного образования;

- обеспечение достаточной вариативности профильных направлений в старшей школе за счет гибкой системы курсов по выбору в дополнительном образовании;

- осуществление эффективной предпрофильной подготовки обучающихся на основе разнообразных курсов, развивающих познавательные интересы обучающихся;

- реализация практико-ориентированной деятельности и профессиональных проб обучающихся на основе прикладных элективных курсов дополнительного образования, использующих методы применения знаний на практике;

- развитие творческого потенциала и саморазвитие обучающихся методом их включения в творческую проектную и учебно-исследовательскую деятельность за счет ресурса дополнительного образования;

- обеспечение психолого-педагогического сопровождения по социально-профессиональному самоопределению обучающихся с использованием потенциала дополнительного образования;

- расширение образовательного пространства гимназии на основе социального партнерства с высшими и средними специальными учебными заведениями, а также социальными и культурными учреждениями;

- полноценное методическое, финансовое, кадровое и материально-техническое обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения за счет использования ресурса дополнительного образования.

Таким образом, формирование нового образовательного пространства гимназии на основе интегративного подхода, идей открытости, доступности, многообразия и вариативности позволяет создавать условия для реализации содержательного, технологического и организационного компонентов учебно-воспитательного процесса, дающего возможность успешной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, направленного на развитие социально-профессионального самоопределения обучающихся.

В гимназии организованы и успешно реализуются социально-гуманитарный, социально-экономический, физико-математический, технологический (в рамках инженерного класса) и химико-биологический профили обучения.

Образовательное пространство гимназии рассматривается как совокупность многоуровневых программ общего и дополнительного образования, реализующих предпрофильную подготовку и профильное обучение на основе индивидуальных образовательных интересов, склонностей и способностей обучающихся. В рамках реализации профильного обучения в гимназии разработан комплекс образовательных программ дополнительного образования, углубляющих и расширяющих содержание профильных общеобразовательных предметов по каждому направлению.

Для технологического профиля образовательные программы (10-й класс): «Современные Web-технологии»; «Техническое черчение»; «Избранные вопросы физики»; практикум «Экспериментальная физика»; «Проектно-исследовательская деятельность при изучении физики».

Для химико-биологического профиля (10-11-й класс): практикум «Расчётные задачи по химии»; практикум «Упражнения и задачи по биологии».

Для социально-гуманитарного профиля (10-й класс): «Пишем сочинение-рассуждение».

Для социально-экономического (11-й): «Основы права».

Для физико-математического (11-й): «Углубленная физика».

С целью максимальной вариативности и развития познавательных интересов школьников разработаны образовательные курсы для всех профилей по выбору: практикум «Методы и приемы решения задач по физике» (10-й класс); «В мире художественной культуры» (10-й класс); «Углубленное изучение отдельных тем по математике» (10-й класс); «Пишем сочинение-рассуждение» (11-й класс), «Культура России в контексте мировой художественной культуры» (5-11-й классы).

Особенность дополнительного образования, востребованная в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения - это, в первую очередь, высокая степень индивидуализации образовательного процесса. Обучающиеся имеют возможность свободного выбора курсов и практикумов дополнительного образования в соответствии со своими интересами, способностями и склонностями. В области дополнительного образования, где нет жесткой регламентации учебного процесса, шире возможности построения индивидуального учебного плана[1].

Таким образом, использование возможностей дополнительного образования в развитии профильного обучения не только значительно увеличивает число элективных курсов, профессиональных проб, социальных практик, но и позволяет шире использовать формы организации образовательного процесса, максимально реализовать потенциал внеклассного и внешкольного образовательного контекста.

В рамках дополнительного образования для предпрофильной подготовки и профильного обучения разработаны следующие практико-ориен-тированные образовательные программы: «Методы решения тестовых и экспериментальных задач по физике» (9-11-й классы); «Биология в опытах и экспериментах» (7-11-й классы); «Введение в черчение» (10-й класс); практикум «Решение задач повышенного уровня по математике» (10-11-й классы); «Избранные вопросы по математике» (9-й класс); «Практическое краеведение» (5-7-й классы).

Использование в образовательном процессе практических работ и лабораторных заданий формирует у школьников необходимые компетенции, дает возможность применить полученные знания в выбранном направлении дальнейшего обучения.

Важной составляющей при реализации профильного обучения в инженерных классах является организация практикумов на современном технологическом оборудовании. На таких занятиях учащиеся могут ознакомиться практически с современным технологическим оборудованием и освоить его: станок лазерной резки, станок фрезерно-гравировальный, станок

токарный по металлу, станок токарный винторезный, режущий плоттер, струйный принтер для твердых поверхностей, ЗД-сканер и ЗД-принтер. В результате обучающиеся получают навыки: фрезеровки в плоскости и объемных деталей, лазерной резки, гравировки, макетирования, выращивания ЗД-деталей и компонентов.

Включение школьников в творческую проектную и учебно-исследовательскую работу помогает им осознать структуру и функции творческой деятельности и нацеливает их на самосовершенствование и саморазвитие. В рамках дополнительного образования для школьников организованы следующие курсы: «Основы проектной деятельности» (7-11-й классы); «Проектно-исследовательская деятельность при изучении физики» (10-й класс).

Проектная и учебно-исследовательская деятельность позволяет учащимся успешно осваивать социальный опыт, развивать наблюдательность, поисковую активность, удовлетворять присущую возрасту любознательность, формирует исследовательское поведение, создает условия для их профессионального самоопределения. В летний период на базе гимназии организован городской профильный лагерь для учащихся основной и старшей школы, на базе которого старшеклассники имеют возможность заниматься проектной и учебно-исследовательской деятельностью в выбранном ими направлении профильного обучения. В рамках конкурса «Школа новых технологий» команда гимназии в составе учеников 9-х и 10-х классов стала победителем в конкурсе проектов «Школа Реальных Дел» кейса дидактические системы.

Интеграция основного и дополнительного образования создает необходимые условия для социального проектирования. Участие старшеклассников в социальных проектах направлено на формирование социальных компетенций, инициативности, стремления заниматься общественно полезной деятельностью, способствует социализации и адаптации их в обществе. Совет гимназии проводит благотворительные концерты в Центре социальной защиты Управы Ярославского района и мастер-классы для несовершеннолетних детей из социально-реабилитационного центра «Возрождение».

Эффективность предпрофильной подготовки во многом определяется организацией психолого-педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения учащихся. Психолого-педагогическое сопровождение делает процесс социально-профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным, направленным на самопознание, на выявление истинных мотивов выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей обучающихся.

На этапе основной школы работа по социально-профессиональному самоопределению обучающихся проводится в рамках предмета «Технология» путем интеграции профориентационной проблематики в содержание предмета, поскольку учебный предмет «Технология» имеет особо благоприятные условия для проведения систематической и целенаправленной работы по профессиональной ориентации школьников. В 8-м классе работа по социально-профессиональному самоопределению обучающихся организуется за счет часов по выбору в рамках предпрофильной подготовки в курсе «Моя профессиональная карьера» и курсе «Секреты выбора профессии». Интересы и склонности учащихся выявляются с помощью: карты интересов, методики «Мотивы выбора профессии» и т.д. В процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основе использования ресурса дополнительного образования осуществляется диагностика, консультирование, ведется активная развивающая и коррекционная работа. В гимназии сформирован банк данных по мониторинговым обследованиям обучающихся (сфера интересов, интеллектуальные способности, коммуникативные умения, навыки созидательной деятельности), проводятся индивидуальные и групповые консультации, тренинги как для учащихся, так и для их родителей.

Результатом такой работы становится готовность обучающихся к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных и жизненных путей развития. У подростков возникают профессиональные намерения, они постепенно осознают свои интересы, способности, общественные ценности, связанные с выбором профессии и своего места в обществе, приобретается опыт соотношения общественных целей выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями и реальными возможностями.

Большое значение при организации предпрофильной подготовки и профильного обучения имеет расширение образовательного пространства гимназии за счет ресурса дополнительного образования, способствующего созданию необходимых условий для воспитания и развития личности, ее социального становления. В рамках проекта «Школы новых технологий» активно развивается школьный «Виртуальный музей», в котором объединены традиции школьного музея и возможности современных информационных технологий. Созданный музей представляет новые возможности для организации интегрированных уроков и внеурочной деятельности, способствует повышению ИКТ-компетентности обучающихся. Создание виртуального музея даёт жизнь новым проектам и акциям. В рамках акции «Ветеран живёт рядом» учащиеся проводили виртуальную экскурсию для ветеранов войны.

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает расширение образовательного пространства гимназии за счет сотрудничества с социальными партнерами. Организация совместной деятельности направлена на развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству, на содействие личностному и профессиональному самоопределению каждого. На базе Дома Юного техника, который входит в состав гимназии, организованы курсы для обучающихся 7-18 лет: «Технические устройства, приборы и механизмы» ; «Авиамоделирование»; «Макетирование и моделирование технических объектов» .

На основе сотрудничества с Центром технической поддержки образования (ЦТПО) МГСУ учащиеся 7-го класса под руководством учителей технологии обучаются в лабораториях университета. Для реализации своего проекта «Создание модели малых форм для школьного участка» ребята освоили 3D моделирование в программе AutoCad (автокад) с дальнейшим изготовлением (печатью) объекта в формате 3D. Учащиеся стали призерами в номинации «Альтернативные источники энергии. Современные технологии» Московской региональной конференции проектов школьников исследовательской направленности «Учись строить будущее».

Развитие образовательного пространства гимназии как ресурса развития предпрофильной подготовки и профильного обучения невозможно без развития материальной базы. Гимназия дважды становилась победителем конкурса «Школа новых технологий», что позволило на основах софинан-сирования приобрести оборудование под реализацию проектов. В частности, под проект «Виртуальная языковая среда» - интерактивные доски «Прометей». Что создает дополнительные возможности для повышения эффективности образовательного процесса. Под проект «Лаборатория современных технологий» были закуплены цифровое пианино и цифровой синтезатор, ЗД - принтер, ЗД - сканер - все это обеспечивает проведение уроков информатики и ИКТ, черчения, музыки и культурологи и с применением современной компьютерной техники и программного обеспечения. Оборудование современной лаборатории предоставляет широкие возможности для получения материального результата творческой деятельности школьника.

Успешность развития предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе интеграции общего и дополнительного образования зависит от профессионализма педагогов. Педагоги гимназии, разрабатывающие новые образовательные направления «Авиамоделирование», «Стендовый моделизм», «Техническое макетирование», были направлены на курсы повышения квалификации по направлению «ЗД-моделирование». Учителя, работающие в профильных классах, посещают семинары в рамках проекта

«Инженерный класс», организованные ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана». Результатом такой переподготовки станет не только внедрение новых образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс гимназии, но и разработка самостоятельного курса по ЗД-моделированию.

Таким образом, дополнительное образование в гимназии является одной из самых динамичных и развивающихся систем, постоянно обновляются его содержание, методы и формы работы с детьми, происходит развитие творческой авторской позиции педагога, поэтому так важно максимально использовать потенциал дополнительного образования в организации предпрофильной подготовки и профильном обучении школьников.

Литература

1. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р; г. Москва; http://www.pravo.gov.ru, 08.09.2014.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Министра образования №2783 от 18.07.2002г.

3. Основы современной философии / Под ред. Ю. Н. Солонина и др. СПб.: 2001. С. 224.

4. Семенова Г.Ю. Социально-трудовое становление старшеклассников в профильном технологическом образовании // Школа и производство. 2011. №3. С.8-12.

5. Философский энциклопедический словарь/Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.