Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ У ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ'

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ У ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЛАССЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьменкова Ольга Валентиновна

Показано, что в документах, определяющих предназначение профильного обучения, ожидаемый эффект от внедрения данного образовательного формата в практику связывается с осуществлением личностью профессионального выбора без акцента на его содержательное наполнение. Методологическим основанием выступил субъектно-деятельностный подход, трактующий профессиональный выбор как итог процесса профессионального самоопределения личности, принявшей осознанное и самостоятельно решение относительно своих профессиональных предпочтений. В контексте выбранного подхода смысловое содержание профессионального выбора предполагает наличие ориентиров, на основе которых личность выбирает свою будущую профессиональную деятельность. Основное содержание статьи представлено описанием эмпирического исследования, направленного на выявление ценностно-смыслового содержания профессиональных выборов у старшеклассников, обучающихся в классах психолого-педагогической направленности. Методическими инструментами выбраны проективный метод («Методика предельных смыслов» Д.А. Леонтьева), структурный анализ, контент-анализ. Процедура сбора данных включала структурированную серию вопросов, сформулированных под цель исследования. По результатам анализа полученных данных составлено содержательное описание профессиональных выборов старшеклассников из классов психолого-педагогической направленности: 1) ценностно-смысловое содержание профессиональных выборов является обширным, осознанным и имеет высокую смысловую наполненность; 2) большинство смыслов профессиональных выборов приводят к конечным предельным смыслам совершаемого ими профессионального выбора; 3) профессиональные выборы совершаются не только в аспекте практического действия, но и имеют психическое отражение в интеллектуально-рефлексивном и непосредственно-чувственном планах; 4) для профессиональных выборов характерно негативно окрашенное содержание смыслов выбора профессии, связанное с избеганием различных неприятных переживаний, взаимодействий, последствий тех или иных вариантов выбора; 5) в профессиональном выборе присутствуют смыслы получения материальных благ, достатка, выгоды, а также престижности, социального одобрения, социально значимых связей и отношений. По итогу анализа определены возможности применения полученных результатов для разработки элективных курсов профильного обучения психолого-педагогической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьменкова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF A PROFESSIONAL CHOICE AMONG THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES PUPILS

It is demonstrated that in the documents defining the specialized education purposes the expected effect from the implementing of this educational format into practice is associated with the making a professional choice by a person without focusing on its content. The methodological basis was the subject-activity approach which interprets a professional choice as the professional self-determination process result of a person who has made a conscious and independent decision regarding his professional preferences. In the chosen approach context, the professional choice semantic content implies the guidelines presence on the basis of which a person chooses his future professional activity. The article's main content is presented by an empirical study description aimed at identifying the professional choice value-semantic content among high school students studying in the psychological and pedagogical classes. The projective method (“Methodology of Ultimate Meanings” by D.A. Leontiev), structural and content analysis were chosen as the methodological tools. The data accumulation process included a structured series of questions formulated for the research purposes. Based on the data obtained analysis results, a professional choice of the high school students from the psychological and pedagogical classes content description was compiled: 1) the value-semantic content of a professional choice is extensive, conscious and has a high level of meaningfulness; 2) most of the professional choice meanings lead to the ultimate meanings of the professional choice they make; 3) professional choices are made not only in the aspect of a practical activity, but also have a mental reflection in the intellectual-reflexive and directly-sensory meanings; 4) the professional choice aims are negatively charged due to the avoidance of various unpleasant experiences, interactions, consequences of certain choices; 5) in the professional choice there are aims of obtaining material goods, prosperity, benefits, as well as prestige, social approval, socially significant connections and relationships. As the analysis result the opportunities of applying the obtained outcome in purpose of the elective psychological and pedagogical orientation courses developing were determined.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ У ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ»

военнослужащих.

2. Провести текстуальный разбор заключения психологической комиссии по профессиональной пригодности солдата.

3. Выписать для себя в отдельный список преобладающий темперамент у военнослужащих.

4. Провести индивидуальную беседу с каждым военнослужащим и выявить склонность к одному из четырех темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Следует использовать предложенные вопросы: - какое у вас сейчас настроение? - что необходимо вам для удовлетворения своей потребности? - какие эмоции вызывают у вас длительные работы на полигонах? и т.д.

5. Записать к каждому военнослужащему свою функцию исходя из темперамента, а именно: - холерик - функция организатора; - сангвиник - функция творчества и координации работы; - флегматик - функция монотонности; -меланхолик - функция анализа.

6. Создать новую организационно-штатную структура, где: - командную должность разделять между функциями организатора и творчества; - рядовой личный состав балансировать равными количествами функций; - назначать на новые должности, исходя из схожести деятельности и функции военнослужащего.

7. Стимулировать личный состав, как групповым, так и индивидуальным методом, обращая внимание при этом на некоторые правила: - военнослужащие холерики хорошо справляются с организацией и координацией в работе; -военнослужащие сангвиники оригинальны и творчески в решении задач, хорошо справляются на должностях командира; -военнослужащие флегматики нуждаются в равномерном и спокойном труде; - военнослужащие меланхолики умеют хорошо анализировать, давать правильные оценки деятельности подразделению и т.д.

8. Уметь правильно стимулировать функции в воинском коллективе в нужный момент в нужное время. Назначать на выполнение определенных задач определенных людей.

9. Самостоятельно отдавать себе отчет о проделанной работе, успехах и недостатков в управление взводом. Использовать в своей практике новые подходы к стимулированию.

Стремление соблюдать данный алгоритм не только повысит эффективность работы командира взвода, но и даст возможность повысить эффективность управленческой деятельности за счет повышения исполнительности личного состава.

Для доказательства того, что данный алгоритм несет в себе практическую значимость, было проведено наблюдение за действием взвода. Командир взвода стремился соблюдать указанный алгоритм в работе с личным составом.

Результаты анализа двух недель показали высокую эффективность на подведении итогов подразделения. На еженедельных подведениях итогов экспериментальный 1-ый взвод показал преимущество по сравнению с соседними взводами данной роты солдат. В подведении итогов всей роты по взводам делились места по внутреннему порядку, дисциплине, успеваемости, службы в нарядах, происшествиях, получения выговоров, случаев обращения в госпиталь и т.д. Исследуемый взвод на протяжении двух недель показывал достойный результат по сравнению со своими соседними взводами.

Подведения итогов в подразделении за неделю показали, что первый взвод на протяжении второй и третей недели держал лидирующую позицию. В результате исследуемый взвод занял на итоговом подведении первое место, набрав минимальную сумму мест.

Выводы. Таким образом, предложенный алгоритм показал повышение эффективности процесса стимулирования личного состава, следовательно, цель работы достигнута в полном объеме.

Цель исследования по созданию алгоритма работы для офицера достигнута выполнением ранее поставленных задач. Изучив потребности военнослужащих исходя из их темпераментов, появилась возможность разделять воинский коллектив на условные группы по функциям военнослужащих. Удовлетворяя эти функции, военнослужащий способен быть более продуктивным и внутренне мотивированным. Проанализировав и обобщив накопленный материал исследования, был предложен алгоритм для командира взвода, благодаря которому появилась возможность снизить управленческие затраты и повысить исполнительность личного состава путем стимулирования различных функций внутри коллектива. А это в свою очередь повышает эффективность работы командира-взвода.

Литература:

1. Балахонова, В.А. Основные виды и функции стимулирования деятельности персонала / В.А. Балахонова // Вестник современных исследований. - 2018. - № 10.2. - С. 25-27

2. Волкогонова, О.Д. Управленческая психология / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - Москва: учебник ИД «Форум» НИЦ «Инфра-М», 2019. - 352 с.

3. Кязимов, К.Г. Управление персоналом. Профессиональное обучение и развитие / К.Г. Кязимов. - Москва: Юрайт. 2019. - 202 с.

4. Лепешинский, И.Ю. Управление подразделениями в мирное время / И.Ю. Лепешинский, В.В. Глебов, В.Б. Листков. - Москва: Учебное пособие Инфра-М, 2019. - 279 с.

5. Лукашевич, В.В. Психология и педагогика / В.В. Лукашевич, Е.Н. Пронина. - Москва: Учебник Юрайт, 2019. - 296 с.

Психология

УДК 37. 018. 54

кандидат психологических наук, доцент Кузьменкова Ольга Валентиновна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ У ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ

Аннотация. Показано, что в документах, определяющих предназначение профильного обучения, ожидаемый эффект от внедрения данного образовательного формата в практику связывается с осуществлением личностью профессионального выбора без акцента на его содержательное наполнение. Методологическим основанием выступил субъектно-деятельностный подход, трактующий профессиональный выбор как итог процесса профессионального самоопределения личности, принявшей осознанное и самостоятельно решение относительно своих профессиональных предпочтений. В контексте выбранного подхода смысловое содержание профессионального выбора предполагает наличие ориентиров, на основе которых личность выбирает свою будущую профессиональную деятельность. Основное содержание статьи представлено описанием эмпирического исследования, направленного на выявление ценностно-смыслового содержания профессиональных выборов у старшеклассников, обучающихся в классах психолого-педагогической направленности.

Методическими инструментами выбраны проективный метод («Методика предельных смыслов» Д.А. Леонтьева), структурный анализ, контент-анализ. Процедура сбора данных включала структурированную серию вопросов, сформулированных под цель исследования. По результатам анализа полученных данных составлено содержательное описание профессиональных выборов старшеклассников из классов психолого-педагогической направленности: 1) ценностно-смысловое содержание профессиональных выборов является обширным, осознанным и имеет высокую смысловую наполненность; 2) большинство смыслов профессиональных выборов приводят к конечным предельным смыслам совершаемого ими профессионального выбора; 3) профессиональные выборы совершаются не только в аспекте практического действия, но и имеют психическое отражение в интеллектуально-рефлексивном и непосредственно-чувственном планах; 4) для профессиональных выборов характерно негативно окрашенное содержание смыслов выбора профессии, связанное с избеганием различных неприятных переживаний, взаимодействий, последствий тех или иных вариантов выбора; 5) в профессиональном выборе присутствуют смыслы получения материальных благ, достатка, выгоды, а также престижности, социального одобрения, социально значимых связей и отношений. По итогу анализа определены возможности применения полученных результатов для разработки элективных курсов профильного обучения психолого-педагогической направленности.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, смысловое содержание профессионального выбора, профильное обучение, классы психолого-педагогической направленности.

Annotation. It is demonstrated that in the documents defining the specialized education purposes the expected effect from the implementing of this educational format into practice is associated with the making a professional choice by a person without focusing on its content. The methodological basis was the subject-activity approach which interprets a professional choice as the professional self-determination process result of a person who has made a conscious and independent decision regarding his professional preferences. In the chosen approach context, the professional choice semantic content implies the guidelines presence on the basis of which a person chooses his future professional activity. The article's main content is presented by an empirical study description aimed at identifying the professional choice value-semantic content among high school students studying in the psychological and pedagogical classes. The projective method ("Methodology of Ultimate Meanings" by D.A. Leontiev), structural and content analysis were chosen as the methodological tools. The data accumulation process included a structured series of questions formulated for the research purposes. Based on the data obtained analysis results, a professional choice of the high school students from the psychological and pedagogical classes content description was compiled: 1) the value-semantic content of a professional choice is extensive, conscious and has a high level of meaningfulness; 2) most of the professional choice meanings lead to the ultimate meanings of the professional choice they make; 3) professional choices are made not only in the aspect of a practical activity, but also have a mental reflection in the intellectual-reflexive and directly-sensory meanings; 4) the professional choice aims are negatively charged due to the avoidance of various unpleasant experiences, interactions, consequences of certain choices; 5) in the professional choice there are aims of obtaining material goods, prosperity, benefits, as well as prestige, social approval, socially significant connections and relationships. As the analysis result the opportunities of applying the obtained outcome in purpose of the elective psychological and pedagogical orientation courses developing were determined.

Key words: professional self-determination, professional choice, the professional choice semantic content, specialized training, classes of the psychological and pedagogical orientation.

Введение. Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного образования на старшей ступени общего образования» задаёт для развития общего образования новые государственные ориентиры, предполагающие организацию профильного обучения, обеспечивающего индивидуализацию и социализацию школьников и учитывающего реальные дефициты рынка труда [11. В документе определяется основное предназначение профильного обучения, заключающееся в создании оптимальных условий, способствующих актуализации индивидуальных возможностей обучающихся с учётом их профессиональных предпочтений. Ожидаемый эффект от внедрения профильного обучения в практику общего образования связывается с достаточной информированностью самого старшеклассника о мире профессий и возможностях самореализации в этом миру, а также с личностной готовностью к осуществлению профессионального выбора [21. На наш взгляд, целевые ориентиры профильного обучения должны предполагать не столько сам факт осуществления старшеклассником профессионального выбора, сколько акцентировать его содержательную наполненность в результате применения психолого-педагогических средств.

Изложение основного материала статьи. В психологической науке профессиональный выбор старшеклассника представлен как итог профессионального самоопределения, в котором раскрываются индивидуальные особенности, интересы и потребности личности в ранней юности. В контексте субъектно-деятельностного подхода особое значение придаётся осознанному и самостоятельному принятию решения личностью относительно своих профессиональных предпочтений [3; 4; 6; 7; 10; 11; 12; 14]. Ведущей содержательной характеристикой профессионального выбора выступает смысловая наполненность, включающая в себя ориентиры, опираясь на которые человек сначала выбирает для себя профессию, а затем осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность [8; 13; 15].

Эмпирическое исследование, представленное в данной статье, отражает описание результатов по выявлению смыслового содержания профессиональных выборов у старшеклассников, обучающихся в классах психолого-педагогической направленности. Выборку составила группа старшеклассников (10-11 классы) в возрасте 16-17 лет, обучающиеся в профильных психолого-педагогических классах - 63 человека.

Для сбора данных в исследовании применялись проективный метод, который сопровождался структурным анализом и контент-аналитической обработкой. В качестве диагностического инструмента была выбрана «Методика предельных смыслов» (МПС), разработанная Д.А. Леонтьевым и не требующая специального оборудования [9]. Процедура сбора данных включала серию вопросов, структурированных и сформулированных под цель исследования. Для выявления смыслового содержания профессиональных выборов у старшеклассников первичным был вопрос о факте профессионального выбора («Какую профессию вы планируете освоить?»). Далее задавался собственно вопрос о смыслах: «Зачем люди осваивают профессию...?» (называлась конкретная профессия, обозначенная старшеклассником). Следующий за этим ответ сопровождался новым вопросом: «А зачем людям ...?» (называется ответ, данный испытуемым на предыдущий вопрос). Серия вопросов продолжается до тех пор, пока не будет достигнут предельный смысл на вопрос «Зачем?», т.е. пока ответы не придут либо к тавтологии (например, «Работать, чтобы работать»), либо к рассуждениям о природе человека, об устройстве мира или общества, и т.п.

Собранные эмпирические данные обрабатывались и анализировались в логике применяемой методики. Сначала был проведён структурный анализ, результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты структурного анализа смыслового содержания профессиональных выборов у школьников из классов психолого-педагогической направленности

Единицы структурного анализа Минимальные значения Максимальные значения Среднее

ЩПК) 1 6 3,2

ЩУК) 1 7 4,7

ИСв 0 5 1,5

Щ(Аб) 4 14 10,3

СДЦ 5,2 11,7 7,5

Пр 1,4 5,2 3,4

Структурные индикаторы, выделяемые Д.А. Леонтьевым, в совокупности отражают степень зрелости и развитости индивидуального мировоззрения [9]. Полученные по итогам структурного анализа результаты указывают на то, что профессиональные выборы старшеклассников из профильных классов психолого-педагогической направленности совершаются на основании множества связных и осознаваемых смыслов. Об этом можно судить по количеству узловых категорий (Щ(УК)), а также по средней длины цепей (СДЦ). Данные параметры указывают на то, что, в среднем, старшеклассники закладывают в совершаемый профессиональный выбор 4-5 значимых, основных смыслов и «ответвляемых» от них второстепенных смыслов. Индекс связности (ИСв) показывает, что у большинства старшеклассников смыслы связаны, образуя древовидную структуру и приводя к конечным предельным смыслам совершаемого выбора. При этом количество предельных смыслов варьируется от 1 до 6 (в среднем - 3,2), что также свидетельствует об осознанности и высокой значимости профессиональных выборов для испытуемых. Продуктивность (Пр) смыслообразования, характеризуемая через отношение общего абсолютного числа неповторяющихся категорий, названных испытуемым, к числу исходных категорий, является достаточно высокой (3,4) и указывает на смысловую наполненность профессиональных выборов.

Содержательный анализ позволил выделить наличие следующих индикаторов ценностно-смыслового содержания профессиональных выборов у старшеклассников из классов психолого-педагогической направленности (табл. 2).

Таблица 2

Преобладающие контент-аналитические индикаторы ценностно-смыслового содержания профессиональных выборов у старшеклассников, обучающихся в классах психолого-педагогической направленности

Контент-аналитические индикаторы Количество (в %)

Индекс децентрации (ИД) 69,8%

Индекс рефлексивности (ИР) 69,8%

Индекс негативности (ИН) 14,3%

Материальные блага (дополнительный индикатор) 25,4%

Социальный статус (дополнительный индикатор) 31,7%

Индекс децентрации (ИД) показывает удельный вес в индивидуальном протоколе категорий, субъектом действия в которых выступают другие люди [9]. У 69,8% старшеклассников в профильных психолого-педагогических классах выявляются показатели по индексу децентрации от 10% до 40% от общего числа смысловых категорий. Субъектами действия, влияющими на профессиональный выбор, у старшеклассников являются значимые представители ближайшего окружения (родители, друзья, педагоги). Включение других людей в смыслы выбора профессии показывает, что самосознание старшеклассников в аспекте совершаемого выбора выходит за границы своего Я и происходит соотнесение выбора с интересами, предпочтениями, ценностями других людей, что, в свою очередь, свидетельствует о зрелости профессиональных выборов.

У 69,8% старшеклассников в профильных психолого-педагогических классах выявлены показатели по индексу рефлексивности (ИР), удельный вес которых в индивидуальных протоколах варьируется от 10% до 25%. Индекс рефлексивности показывает, что профессиональные выборы совершаются старшеклассниками не только в аспекте практического действия, но и отражаются в интеллектуально-рефлексивном (знать, понимать, осознавать) и в непосредственно-чувственном (ощущать, переживать) планах. Присутствие подобных категорий у большинства участников выборки указывает на развитие внутриличностного мира, самосознания, на осознание собственного ментального функционирования, в том числе и относительно профессиональных выборов.

Индекс негативности (ИН) выявляется у 14,3% старшеклассников в профильных психолого-педагогических классах. Данный индекс складывается из категорий с прямым отрицанием и выявляется как 5-10% от общего числа всех обнаруженных категорий по персональным результатм. В данном случае речь идет об отрицаниях, грамматически конструируемых с частицей «не», указывающих на гомеостатические личностные ориентации в выборе профессии, ограничивающие ту или иную активность определенными рамками.

Дополнительно нами выделялись контент-аналитические индикаторы материальных благ и престижа (социального статуса), достаточно часто проявляемые в описании смыслов профессионального выбора.

Контент-аналитические индикаторы материальных благ выявляются у 25,4% старшеклассников в профильных психолого-педагогических классах. Удельный вес таких индикаторов в индивидуальных протоколах варьируется в диапазоне 10-30%. Данные индикаторы указывают на существование в смыслах профессиональных выборов узловых категорий, связанных с достатком, богатством, материальными выгодами.

Контент-аналитические индикаторы социального статуса выявляются у 31,7% старшеклассников в профильных психолого-педагогических классах. Такие индикаторы занимают 5-35% общего числа категорий в индивидуальных протоколах и указывают на наличие значимости для испытуемых смыслов выбора профессии, связанных с ее

престижностью, социальным одобрением, социально значимыми связями и отношениями.

Так, можно видеть, что ценностно-смысловое содержание профессиональных выборов у старшеклассников в психолого-педагогических классах достаточно объемно и включает в себя множество смысловых категорий. Рассмотрим содержательное наполнение описанных выше контент-аналитических индикаторов (табл. 3).

Таблица 3

Содержательное наполнение контент-аналитических индикаторов ценностно-смыслового содержания профессиональных выборов у старшеклассников в психолого-педагогических классах

Контент-аналитические индикаторы Содержание (основные категории)

Индекс децентрации (ИД) Чтобы родители гордились / были довольны; чтобы друзья завидовали; чтобы помогать родителям / людям; чтобы оправдать ожидания взрослых (чаще - родителей, реже -учителей, бабушек и дедушек и т.д.); чтобы быть полезным людям; чтобы доказать всем, что я смог и т.д.

Индекс рефлексивности (ИР) Чтобы ощущать себя круто; чтобы увидеть мир с новых вершин; чтобы чувствовать себя счастливым / жить счастливую и беззаботную жизнь / умереть счастливым; чтобы чувствовать себя уверенно; чтобы потом сказать: «Я в этой жизни сделал все»; чтобы быть уверенным в завтрашнем дне; чтобы саморазвиваться; чтобы чувствовать удовлетворение; чтобы понимать, что делаешь что-то важное и т.д.

Индекс негативности (ИН) Чтобы не идти в армию; чтобы не остаться потом без работы; чтобы не заниматься тем, что не привлекает; чтобы не расстроить родителей; чтобы не думали, что я не могу и т.д.

Материальные блага (дополнительный индикатор) Чтобы получать большие деньги / хорошую зарплату; чтобы ни в чем не нуждаться; чтобы быть обеспеченным; чтобы создавать свою семью без мыслей о нехватке денег; просто чтобы были деньги; чтобы жить на хорошем уровне и т.д.

Социальный статус (дополнительный индикатор) Чтобы иметь положение в обществе; чтобы уважали; чтобы иметь полезные знакомства; чтобы было всеобщее признание; чтобы передо мной были открыты все двери; чтобы быть крутым и т.д.

В таблице 3 можно видеть, что каждая из категорий контент-анализа представлена различными индивидуально значимыми смыслами профессиональных выборов старшеклассников в психолого-педагогических классах. Содержание индексов децентрации и рефлексивности отражает внутренне значимые индивидуальные и социальные детерминанты выбора профессии, тогда как индексы негативности, индикаторы материальных благ и социального статуса по своему содержанию отражают внешне направленные смыслы, не связанные с личностью, ее особенностями, переживаниями.

Выводы. Проведенный анализ эмпирических данных позволяет сформулировать следующие выводы о смысловом содержательном наполнении профессиональных выборов у старшеклассников, обучающихся в профильных психолого-педагогических классах. Во-первых, смысловое содержание большинства профессиональных выборов старшеклассников из таких классов является обширным, осознанным и характеризуется высокой смысловой наполненностью. Во-вторых, большинство смыслов их профессиональных выборов приводят к конечным предельным смыслам совершаемого ими профессионального выбора. В-третьих, у старшеклассников выявлено, что профессиональные выборы совершаются не только в аспекте практического действия, но и имеют психическое отражение в интеллектуально-рефлексивном и непосредственно-чувственном планах. В-четвёртых, для профессиональных выборов старшеклассников из классов психолого-педагогической направленности характерно негативно окрашенное содержание смыслов выбора профессии, связанное с избеганием различных неприятных переживаний, взаимодействий, последствий тех или иных вариантов выбора. В-пятых, в профессиональном выборе старшеклассников присутствуют смыслы получения материальных благ, достатка, выгоды, а также престижности, социального одобрения, социально значимых связей и отношений.

Полученные результаты могут служить основанием для разработки элективных курсов профильного обучения психолого-педагогической направленности, а также стать основой для планирования последующих исследований содержания профессиональных выборов в классах различной профильной направленности и последующим их сравнением с целью определения общего и специфического.

Литература:

1. «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783 [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/184895/ (дата обращения: 05.01.2023).

2. «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования». Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 № 334 [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/185955/ (дата обращения: 02.11.2022).

3. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. - Киев: Наук. Думка. - 1988. - 142 с.

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2003. - 336 с.

5. Зеер, Э.Ф. Профессиология: психологический контент: учебное пособие / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - Москва: ИНФРА-М. - 2019. - 194 с.

6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия». - 2004. - 304 с.

7. Кон, И.С. Психология ранней юности : книга для учителя / И.С. Кон. - Москва: Просвещение. - 1989. - 254 с.

8. Леонтьев, Д.А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека / Д.А. Леонтьев // Философские науки. - 2009. -№10. - С. 5-10

9. Леонтьев, Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. - М.: Смысл. - 1999. - 36 с.

10. Митина, Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве / Л.М. Митина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2015. - №3 (15). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-lichnostnogo-i-professionalnogo-razvitiya-cheloveka-v-sovremennom-sotsiokulturnom-prostranstve (дата обращения: 24.01.2023).

11. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / под. ред. Л.М. Митиной. - М.: МПСИ. - 2003. -184 с.

12. Пряжников, Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК. - 2002. - 400 с.

13. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. - М.: МПСИ. - 2010. - 536 с.

14. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. - 1999. - 672 с.

15. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография / Л.Б. Шнейдер. - М.: МОСУ. - 2001. - 272 с.

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук Малютина Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск); кандидат медицинских наук Цыганкова Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск); кандидат педагогических наук Лонская Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. Проблема заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССЗ) относится к тем заболеваниям человека, которые определяют высокий показатель проявления заболевания и смертности в большинстве стран мира. Процесс формирования целостного представления о возникновении и течение заболевания и при этом учитывать не только соматическое здоровье, но факторы психосоциальные позволяет определить эффективную стратегию на этапе диагностики, этапе лечения и реабилитации патологических процессов и состояний.

Ключевые слова: социально-психологическая реабилитация, психологическое сопровождение, приверженность, пациент, соматическое заболевание.

Annotation. Cardiovascular diseases (CVD) are among the diseases that determine high rates of morbidity and mortality in many countries of the world. The process of forming a holistic view of the occurrence and course of the disease, and at the same time taking into account not only somatic health, but also psychosocial factors, allows us to determine an effective strategy at the stage of diagnosis, the stage of treatment and rehabilitation of pathological processes and conditions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: socio-psychological rehabilitation, psychological support, commitment, patient, somatic disease.

Введение. Проблема психологических особенностей пациента с сердечно-сосудистым заболеванием интересовала исследователей и подвергалась тщательному анализу не беспочвенно, это одна из задач клинической практики. Известно, что взаимосвязь между психологическими особенностями и клиническими характеристиками пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями помогают дать более детальную характеристику и выбрать более дифференциальный подход к социально-психологическому сопровождению лечебно-восстановительного процесса [1].

Ведущая идея исследования сконцентрирована на раскрытии сути технологии медико-психологическая реабилитации нарушений психоэмоционального состояния и формирование приверженности пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

В число основных вопросов этой темы включены:

1. работа психолога в реабилитационном отделении с пациентами;

2. содержание этапов психологического сопровождения;

3. описание индивидуальной и групповой работы с пациентами на этапе реабилитации;

4. анализ возможности проведения отдельных элементов психологического сопровождения пациентов с сердечнососудистым заболеванием.

Проблема психологических особенностей пациента с сердечно-сосудистым заболеванием интересовала исследователей и подвергалась тщательному анализу не беспочвенно, это одна из задач клинической практики. Известно, что взаимосвязь между психологическими особенностями и клиническими характеристиками пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями помогают дать более детальную характеристику и выбрать более дифференциальный подход к социально -психологическому сопровождению лечебно-восстановительного процесса.

Изучение проблемы психологического и эмоционального состояния пациентов с учетом индивидуальных характеристик его соматического здоровья, а также разработка и использование технологий сопровождения позволяют определить основные направления построения протокола психологической поддержки, которая включает в себя психологическую диагностику, психологическую коррекцию, и психологическую профилактику.

Цель статьи: провести диагностику пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, разработать технологию медико-психологической реабилитации нарушений психоэмоционального состояния и формирование приверженности пациентов кардиологического профиля.

Задачи статьи:

1. Провести диагностику пациентов, находящихся на амбулаторном этапе реабилитации.

2. Провести анализ полученных результатов диагностики и дать характеристику.

3. Разработать технологию комплексной медико-психологической реабилитации.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день накоплен доказательный материал значительного влияния острого, хронического стресса в формировании риска развития и обострения кардиологических заболеваний и дальнейшего ухудшения соматического здоровья при уже резвившейся сердечно-сосудистой патологии [2]. Также можно отметить, что всесторонне изучены механизмы влияние стресса на сердечно-сосудистую систему, психоэмоциональное состояние пациента, поведенческие изменениями на фоне нервно-психического напряжения.

Состояние стресса мобилизует внутренние ресурсы пациента, направленное на новые возможности для противостояние негативным факторам внешней среды. Первостепенной задачей этапа реабилитации является профилактика стрессовых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.