Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорошилова Татьяна Борисовна

Актуальность статьи заключается в необходимости ориентации обучающихся на осознанный выбор профессии и совершенствование допрофессиональной подготовки педагогической направленности. Целью исследования является определение возможностей педагогического класса в образовательном процессе как средства профессионального самоопределения старшеклассников. В статье рассматриваются вопросы возникновения педагогических классов в народном просвещении, научные исследования, посвященные деятельности педагогических классов в современной ситуации и вопросам профессионального самоопределения, определены образовательные задачи, которые призван решать профильный педагогический класс в современном образовании. Представлен опыт работы Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского по организации педагогических классов в школах г. Липецка и Липецкой области и привлечению выпускников к педагогической профессии. Определено содержание психолого-педагогической подготовки старшеклассников в рамках дисциплин «Педагогика», «Основы психологии», «Проектная деятельность», «Основы вожатской деятельности» и формы педагогического взаимодействия. Подведены предварительные итоги организации деятельности в педагогических классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хорошилова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CLASS AS A MEANS OF HIGH SCHOOL STUDENTS’ PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

The relevance of the article lies in the necessity of guiding students to conscious choice of profession and improvement of pre-professional training of pedagogical orientation. The study aims to identify the possibilities of pedagogical classes in the educational process as a means of high school students’ professional selfdetermination. The article deals with the emergence of pedagogical classes in public education, scientific research into the activities of pedagogical classes in the modern situation and issues of professional self-determination, identifies the educational tasks that are designed to solve the profile pedagogical class in modern education. The article presents the experience of P.P. Semenov-Tyan-Shansky Lipetsk State Pedagogical University in organizing pedagogical classes in schools in Lipetsk and Lipetsk region and attracting graduates to the profession of teacher. The article also defines the content of psychological and pedagogical training of high school students in the disciplines “Pedagogy”, “Fundamentals of Psychology”, “Project activity”, “Fundamentals of leadership activity” and forms of pedagogical interaction. Preliminary results of the organization of activities in pedagogical classes are summarized.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 373.5 ББК 74.4

DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-174-184

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

I Т.Б. Хорошилова

174

Аннотация. Актуальность статьи заключается в необходимости ориентации обучающихся на осознанный выбор профессии и совершенствование допрофесси-ональной подготовки педагогической направленности. Целью исследования является определение возможностей педагогического класса в образовательном процессе как средства профессионального самоопределения старшеклассников. В статье рассматриваются вопросы возникновения педагогических классов в народном просвещении, научные исследования, посвященные деятельности педагогических классов в современной ситуации и вопросам профессионального самоопределения, определены образовательные задачи, которые призван решать профильный педагогический класс в современном образовании. Представлен опыт работы Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского по организации педагогических классов в школах г. Липецка и Липецкой области и привлечению выпускников к педагогической профессии. Определено содержание психолого-педагогической подготовки старшеклассников в рамках дисциплин «Педагогика», «Основы психологии», «Проектная деятельность», «Основы вожатской деятельности» и формы педагогического взаимодействия. Подведены предварительные итоги организации деятельности в педагогических классах.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, допрофессиональная педагогическая подготовка, педагогический класс, профессиональное самоопределение.

Для цитирования: Хорошилова Т.Б. Педагогический класс как средство профессионального самоопределения старшеклассников // Преподаватель XXI век. 2022. № 2. Часть 1. С. 174-184. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-174-184

© Хорошилова Т.Б., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

PEDAGOGICAL CLASS AS A MEANS OF HIGH SCHOOL STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

I T.B. Khoroshilova

Abstract. The relevance of the article lies in the necessity of guiding students to conscious choice of profession and improvement of pre-professional training of pedagogical orientation. The study aims to identify the possibilities of pedagogical classes in the educational process as a means of high school students' professional self-determination. The article deals with the emergence of pedagogical classes in public education, scientific research into the activities of pedagogical classes in the modern situation and issues of professional self-determination, identifies the educational tasks that are designed to solve the profile pedagogical class in modern education. The article presents the experience of P.P. Semenov-Tyan-Shansky Lipetsk State Pedagogical Universitty in organizing pedagogical classes in schools in Lipetsk and Lipetsk region and attracting graduates to the profession of teacher. The article also defines the content of psychological and pedagogical training of high school students in the disciplines "Pedagogy", "Fundamentals of Psychology", "Project activity", "Fundamentals of leadership activity" and forms of pedagogical interaction. Preliminary results of the organization of activities in pedagogical classes are summarized.

Keywords: professional orientation, pre-professional pedagogical training, pedagogical class, professional self-determination.

Cite as: Khoroshilova T.B. Pedagogical Class as a Means of High School Students' Professional Self-Determination. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2022, No. 2, part 1, pp. 174-184. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-174-184

175

Важной задачей школьного образования является профессиональная ориентация обучающихся, и в первую очередь, старшеклассников к осознанному выбору профессии. В современной ситуации особую роль играет педагогическая направленность профессионального выбора: потребность школы в хороших учителях возрастает с каждым годом. В связи с этим довузовское образование обучающихся, направленное на подготовку педагогических кадров, и его совершенствование становится актуальной задачей.

Необходимость допрофессиональной подготовки обучающихся педагогической

направленности находит отражение в работах отечественных исследователей Л.В. Байбородовой, С.В. Паниной и др., которые рассматривают эту проблему с точки зрения субъектно-деятельностного и практико-ориентированного подходов [1; 2].

Привлечение учащихся к педагогической профессии, в частности, к профессии учителя, обосновано реалиями нашего времени: к сожалению, для многих выпускников школа не является привлекательным и престижным местом трудоустройства и реализации потенциала творческой личности. Поэтому наборы в

176

региональные педагогические учебные заведения нередко осуществляются по остаточному принципу: не поступил, куда мечтал — пойду в пед. Вот почему в современном образовании осуществляется поиск форм, методов, технологий эффективного решения проблемы довузовской педагогической подготовки.

Одним из средств создания специальных условий для профессиональной ориентации старшеклассников могут стать педагогические классы, опыт работы которых показывает достаточно успешное решение образовательных задач. Целью исследования является определение возможностей педагогического класса в образовательном процессе как средства профессионального самоопределения старшеклассников.

Возникновение педагогических классов связывают с утверждением в 1874 г. «положения о 8-м классе» при женских гимназиях. Так, в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона отмечается, что педагогические классы существовали «при женских гимназиях ведомства министерства народного просвещения. Восьмой класс этих гимназий предназначался для практического ознакомления учащихся с педагогической деятельностью. Ученицам нередко поручался надзор за низшими классами, а в некоторых, особенно в частных гимназиях — даже ведение ежедневных уроков. По окончании педагогического класса девицы получали звание домашней учительницы или наставницы». [3].

Согласно сведениям из Большой советской энциклопедии, педагогические классы — это «дополнительные (8-е) классы, учрежденные в женских средних учебных заведениях дореволюционной России по Положению 1870 г. о женских гимназиях. С 1892 г. в некоторых гимназиях педагогические классы были преобразованы в

2-годичные. С 1900 г. педагогические классы создавались также при епархиальных училищах. Учебный план включал курс педагогики (с особым разделом дидактики), методики преподавания предметов начального обучения, а также педагогическую практику в приготовительном и 1-3 классах гимназии. Окончившие получали звание домашней учительницы или домашней наставницы с правом преподавания в начальной школе и младших классах женских гимназий. В 1915 г. в педагогических классах обучалось свыше 20 тыс. чел. В СССР в 1940-50-е гг. педагогические классы (11-е) имелись при некоторых средних школах для подготовки учителей начальных классов (выпускники приравнивались в правах к окончившим педагогические училища)» [4]. Широкое распространение педагогические классы получили в 80-90-е гг. XX века. Они осуществляли первоначальную подготовку к педагогической профессии.

Создание педагогических классов в современной ситуации — это не попытка их реанимации, а, скорее, возрождение, но уже на новой прогрессивной основе с учетом задач времени, опираясь на предшествующий опыт их развития и лучшие традиции жизнедеятельности.

В научных работах, посвященных деятельности педагогических классов, исследователи рассматривают «суть и пути решения проблем профилизации содержания обучения педагогической направленности», принципы организации профессиональной ориентации старшеклассников на довузовском этапе, содержание «гуманитарных и психолого-педагогических знаний, глубоко и всесторонне раскрывающее вопросы будущего социально-профессионального статуса», формы приобщения к педагогическим знаниям и др. [5, с. 104; 6, с. 184-186; 7].

В современной ситуации профильный педагогический класс призван решать ряд образовательных задач:

• обеспечение качественного педагогического образования за счет привлечения талантливых учащихся, мотивированных на педагогическую профессию;

• актуализацию процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, своих способностях, умениях, интересах, ограничениях и преимуществах (самопознание);

• расширение знаний о педагогической профессии, в том числе требованиях, которые она предъявляет к человеку, и их соотнесение в процессе профессиональных проб;

• повышение престижа педагогической профессии;

• развитие сетевого взаимодействия школа — вуз в области организации довузовского педагогического образования;

• решение проблемы педагогических кадров.

Одной из приоритетных задач довузовской подготовки, как отмечалось выше, является профессиональное самоопределение обучающихся, поскольку ее решение снижает трудности в выборе профессии, формировании личностных и профессиональных качеств, необходимых выпускнику для ее освоения. В психолого-педагогической литературе теоретические основы профессионального само-

определения анализируются в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, О.А. Казанского, Е.А. Климова, С.Л. Рубинштейна и др.

Так, О.А. Казанский под самоопределением понимает «прикрепление к одному из видов деятельности. Профессиональное самоопределение — это определение содержания будущей деятельности школьника» [8, с. 24-25]. С.Л. Рубинштейн рассматривает проблему самоопределения во взаимосвязи с отношением человека к самому себе и в зависимости от взаимоотношений человека с окружающим миром [9, с. 115-119]. По мнению Е.А. Климова, профессиональное самоопределение является важным проявлением психического развития человека, включающим активный поиск возможностей своего развития как субъекта [10]. В работах Л.И. Божович проблема профессионального самоопределения (как личностного, так и профессионального) изучается в контексте психологических закономерностей формирования старшеклассника, который при выборе профессии пытается соотнести свои интересы и склонности со своими возможностями

что нередко приводит его к рационально му выбору [11].

В рамках решения выше обозначенных задач (создание условий для профессионального самоопределения учащихся-старшеклассников, привлечение выпускников к педагогической профессии) в Липецкой области в 2019-2020 учебном

1 177

Таблица

Педклассы на базе школ г. Липецка и Липецкой области

Количество 2019-2020 учебный год 2020-2021 учебный год 2021-2022 учебный год

Количество педагогических классов 2 5 10

Количество обучающихся в педагогических классах 33 102 196

178

году по инициативе и при содействии Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского (далее ЛГПУ) на базе школ г. Липецка и Липецкой области были созданы педагогические классы, количество которых с каждым годом увеличивается (см. таблицу).

Предполагается, что к 2022-2023 учебному году количество педагогических классов вырастет до 20, а к 2024 году — до 37, соответственно возрастет и количество обучающихся в них.

Курирует работу педагогических классов проректор по учебной работе ЛГПУ, а организацию деятельности в них (выполнение учебной программы, проведение занятий) осуществляют преподаватели психолого-педагогических дисциплин факультета психологии, педагогики и специального образования (кандидаты наук, доценты).

Содержание образовательных программ педагогических классов встраивается в образовательную программу школы по гуманитарному профилю (согласно ФГОС СОО) и осуществляется за счет предметов психолого-педагогического цикла.

Программа работы в педагогических классах включает психолого-педагогическую подготовку, содержанием которой является освоение дисциплин «Педагогика», «Основы психологии», «Проектная деятельность», «Основы вожатской деятельности» с учебной нагрузкой 1 час в неделю по каждой дисциплине.

Так, в курсе «Педагогика» учащиеся 10 класса изучают зарождение и общую характеристику педагогической профессии, особенности и перспективы ее развития и гуманистическую природу, знакомятся с разнообразием педагогических специальностей, профессиограммой личности учителя, функциями и индивидуальным стилем его деятельности, педагогическими

способностями и мастерством. Учащиеся 11 класса, осваивая разделы «Педагогика как наука и искусство», «Обучение и воспитание как процесс», «Образование как процесс и результат», изучают происхождение и развитие педагогики как науки, задачи педагогической науки и практики, особенности творческой педагогической деятельности, обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе, цели современного образования и др.

В рамках дисциплины «Основы психологии» изучаются индивидуально-психические свойства личности, акцентуации характера, темперамент и его свойства, вопросы восприятия, ощущения, внимания в структуре личности. Учащиеся, осваивая разнообразные психологические методы (тестирование, рисуночные методики, анкетирование и др.), анализируют профессиональные типы личности, изучают психологический портрет учителя, выявляют персональные склонности, профессиональные предпочтения, определяют собственные индивидуально-психологические свойства, сопоставляют выявленные личностные особенности с требованиями к профессии педагога, занимаются построением личной профессиональной перспективы и др.

Основными задачами дисциплины «Основы вожатской деятельности» является развитие лидерских, коммуникативно-организаторских, творческих способностей учащихся, подготовка старшеклассников к работе вожатыми в детском пришкольном лагере, организация досу-говой деятельности учащихся младших классов, развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми. Тематика данного блока достаточно разнообразна. Вожатый как лидер и организатор, этапы развития коллектива, психологическая совместимость людей, особенности

работы с различными категориями детей, стили работы вожатого, организация воспитательной работы с детьми в период летнего отдыха, игровая копилка, — вот далеко не полный перечень осваиваемых обучающимися тем. Полученные теоретические знания старшеклассники применяют в практической деятельности, умело организуя игровую деятельность учащихся начальных классов на переменах (как помощники классных руководителей) и работая в качестве вожатых в детском пришкольном лагере в рамках школьной практики в летний период и в каникулярное время (осенью и весной).

В курсе «Проектная деятельность» учащиеся работают над проектом, который выполняется в рамках дисциплины «Педагогика» с целью продемонстрировать свои умения в самостоятельном освоении содержания, форм и методов данной области знаний и видов деятельности.

Задачи выполнения проекта включают:

• обучение планированию (уметь четко определить цель, описать действия по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

• формирование навыков сбора и обработки информации, подготовки материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать);

• развитие умения анализировать, развивать критическое мышление и творческие способности;

• формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом);

• развитие навыков публичного выступления

• определение личностного смысла в педагогической деятельности.

Основными направлениями работы над проектом были следующие:

• учебно-практическая деятельность: разработка плана (сценария) урока и его проведение;

• организация летнего отдыха детей (вожатская деятельность);

• внеклассная деятельность (разработка сценария творческого дела, организация и проведение внеклассного мероприятия).

Тематика проектов, которые подготовили учащиеся, была достаточно разнообразной: урок французского языка «Путешествие во Францию», театральная постановка «В гостях у кукольного театра», программа «Я — вожатый», тематические исследования «Электромобили: за и против», «Жизненные планы и профессиональная карьера». Проектная деятельность учащихся имела практическую направленность, так как ее результатом стали профессиональные пробы: проведение старшеклассниками урока или внеклассного мероприятия в младшем или среднем звене, организация работы кукольного театра у малышей, работа вожатыми в детском пришкольном лагере в период школьных каникул.

В работе с педагогическим классом преподавателями большое внимание уделяется самостоятельной деятельности учащихся. Задания для самостоятельной работы способствуют развитию творческого потенциала старшеклассников, например:

• написать педагогическое эссе на одну из тем: «Мой идеал учителя», «Учитель, у которого я не хотел(а) бы учиться», «Учиться — это разгребать мусор незнания», «Я — учитель»;

• проанализировать высказывания великих педагогов и высказать свое мнение: аргументы «за» или «против»;

• составить собственный кодекс учителя;

179

180

• разработать карту социальных ролей ученика и др.

Организационные формы работы в педагогическом классе достаточно разнообразны и имеют практико-ориентированный характер. Это лекционные занятия и семинары, уроки творчества, дискуссии, уроки-практикумы, игры (ролевые, имитационные), анализ педагогических ситуаций, психолого-педагогическая диагностика, причем занятия проводятся как в очном, так и в онлайн-формате. Для этого в ЛГПУ созданы и оборудованы специальные аудитории, отвечающие самым высоким требованиям современного образования.

По мере освоения содержания дисциплин старшеклассники глубже проникают в особенности педагогической профессии, вырабатывают собственный взгляд на профессию учителя, собственную позицию в вопросе осознанного профессионального выбора, учатся принимать решения и нести за них ответственность.

В результате освоения программы обучения в педагогическом классе учащиеся имеют возможность научиться:

• понимать сущность, специфику и структуру профессиональной педагогической детальности, важность педагогической профессии для развития страны, требования к личности педагога и его профессиональной компетентности;

• овладеть знаниями об особенностях педагогики как науки, ее задачах, функциях, связи с другими науками;

• анализировать свою деятельность, устанавливать контакты и поддерживать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

• соотносить профессиональные намерения и собственные возможности; осуществлять осмысленный выбор педагогической профессии;

• необходимым педагогическим навыкам:

- практического опыта подготовки и проведения уроков, внеурочных мероприятий;

- вожатской деятельности в рамках пришкольного лагеря;

- общения с детьми разного возраста, учащимися педагогических классов других школ, студентами и преподавателями педагогического вуза.

Решению проблемы педагогической профессионализации и самоопределения школьников в немалой степени способствуют разнообразные формы организации деятельности ЛГПУ для старшеклассников общеобразовательных школ.

Так, наряду с учебными занятиями в школе, старшеклассники педагогических классов участвуют в университетских мероприятиях: олимпиадах, педагогических играх, днях открытых дверей, квестах, вожатских сборах на базе ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского. Например, в декабре 2019 года на базе ЛГПУ проводились Всероссийские педагогические игры. Основными задачами Игр были: стимулирование у студентов педагогических направлений творчества, развитие творческого мышления; формирование системных действий в профессиональной ситуации, анализ и проектирование своей деятельности; развитие профессионального сотрудничества между студентами для решения педагогических задач. В программе педагогических игр были оригинальные презентации, педагогический киносеанс, конкурс капитанов, мастер-классы и др. В Играх, наряду со студентами, приняли участие и старшеклассники педагогических классов.

К работе в педагогических классах привлекаются студенты 2-4 курсов ЛГПУ, что позволяет решать ряд таких задач, как:

• организация взаимодействия студентов и учащихся школ (своеобразная форма наставничества «студент-ученик»),

что способствует формированию устойчивого сообщества студентов и старшеклассников;

• возможность студентам теоретические знания, полученные в вузе, перевести в профессионально-педагогические умения, а учащимся проявлять активность в ситуациях взаимодействия, организуемых практически их ровесниками;

• формирование у школьников представлений о следующем уровне образования (вузовском);

• расширение круга общения и студентов, и, в первую очередь, школьников (преодоление узости общения);

• создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации учащихся профильных педагогических классов;

• укрепление связи школа-вуз.

Формы данного взаимодействия (среди

них дебаты, квесты, игры, конкурсы, командные состязания и др.) имеют разную направленность: гражданско-патриотиче-скую, этическую, эстетическую, коммуникативную, личностную. В 2021-2022 учебном году особый интерес старшеклассников вызвали такие формы, проведенные студентами ЛГПУ как практикум «Погружение в гражданскую активность», командное состязание «Команда и Я», профориентационная игра «Персонажи и профессии», тренинг стрессоус-тойчивости «Готовимся к экзамену», квест «Знаменитые сыщики».

Такая «практика наставничества» оказывает заметное влияние на учащихся, помогает им в профессиональном и личностном самоопределении, способствует ценностному наполнению школьной жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начиная с 2020 г., школьники педагогических классов принимают участие в Российской психолого-педагогической олимпиаде им. К.Д. Ушинского,

организатором которой является департамент образования Ярославской области. С этой целью в педагогических классах школ проходит отборочный тур, а затем на базе ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского проводится региональный тур психолого-педагогической олимпиады, победители которого принимают участие в олимпиаде г. Ярославля. По итогам Российской психолого-педагогической олимпиады им. К.Д. Ушинского в марте 2021 две ученицы педагогического класса Липецкой области, победители регионального тура, получили дипломы призеров, а педагоги, подготовившие победителей, — благодарность департамента образования.

В связи с созданием педагогических классов в г. Липецке и Липецкой области в правила приема на обучение в ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского ученым советом университета были внесены изменения. Так, для учащихся педагогических классов определены преференции, которые направлены на выявление и поддержку учащихся, проявивших выдающиеся способности. Например, за участие или результаты участия обучающихся педагогических классов в олимпиадах, конференциях или других интеллектуальных и творческих конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых университетом на территории Липецкой области, начисляются баллы за индивидуальные достижения (максимально до 10 баллов).

Несмотря на скромный опыт работы в педагогических классах, можно подвести предварительные итоги педагогической деятельности в них и освоения обучающимися программ. Лучшим свидетельством эффективности работы преподавателей вуза в педагогических классах и профессионального самоопределения их выпускников являются результаты

181

приема в ЛГПУ К примеру, в 2020-2021 учебном году из 33 выпускников 11-х педагогических классов в ЛГПУ на разные специальности поступило 18 человек. Сегодня они, уже студенты разных факультетов, успешно обучаются и активно участвуют в студенческой жизни университета.

В апреле 2022 года с целью прогнозирования предварительного профессионального самоопределения учащихся выпускных педагогических классов было проведено анкетирование. Старшеклассникам предлагалось ответить на вопросы, связанные с их профессиональным самоопределением. В частности, анкета содержала вопросы: «Планируете ли Вы поступать в ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского?», «Если да, то на какую специальность?», «Если нет, какую сферу деятельности Вы планируете выбрать?».

Результаты анкетирования показали, что из 69 выпускников планируют связать свою жизнь с педагогической профессией

29 человек, из них все 29 человек решили поступать в ЛГПУ.

Подводя итоги, можно сказать, что перспективы обучения в педагогических классах достаточно разнообразны. Это возможность:

• развития и укрепления связи школа-вуз;

• познакомиться с особенностями работы педагога и осознанно подойти к выбору будущей профессии;

• попробовать себя в роли помощника классного руководителя или вожатого летнего школьного лагеря;

• пройти допрофессиональную педагогическую подготовку;

• поступления в ЛГПУ им. П.П. Се-менова-Тян-Шанского по рекомендации педагогического совета образовательного учреждения;

• профессионального и личностного самоопределения (поскольку учащиеся на уроках овладевают приемами пробле-матизации, личностного целеполагания, рефлексии).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

182

1. Байбородова, Л.В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-i-modeli-doprofessionalnoy-pedagogicheskoy-podgotovki-shkolnikov (дата обращения: 11.10.2021).

2. Панина, С.В. Региональный подход к допрофессиональной подготовке. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-podhod-k-doprofessionalnoy-podgotovke-pedagogov/ viewer (дата обращения: 16.12.2021).

3. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. URL: https://rus-brokgauz-efron. slovaronline.com/94467-Педагогические%20классы (дата обращения: 14.01.2022).

4. Большая советская энциклопедия. URL: http://bse.sci-lib.com/article087597.html (дата обращения: 21.02.2022).

5. Тюстина, Г.Г., Бауэр, Е.А. Педагогический класс в вузе как форма организации профессиональной ориентации обучающихся старших классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 10. С. 103-105.

6. Амирова, Л.С. Допрофессиональная подготовка в профильных педагогических классах общеобразовательных учреждений // Казанский педагогический журнал. № 7. 2009. С. 183187.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ 2 / 2022

ВЕК

7. Гущина, Т.И., Макарова, Л.Н., Курин, А.Ю. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 4 (174). С. 27-34.

8. Казанский, О.А. Как бы исповедь... (Избранное) / сост. Г.В. Головин. Липецк. ЛГТУ, 2006. 323 с.

9. Мальцева, Л.В. Теоретические подходы к изучению сущности профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 2 (12). С. 17-24.

10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2007. 304 с.

11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М., 1968. 464 с.

REFERENCES

1. Bajborodova, L.V. Konceptualnye osnovy i modeli doprofessionalnoj pedagogicheskoj podgotovki [Conceptual Foundations and Models of Pre-Professional Pedagogical Training]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-i-modeli-doprofessionalnoy-pedagogicheskoy-podgotovki-shkolnikov (accessed: 11.10.2021). (in Russ.)

2. Panina, S.V. Regionalnyj podhod k doprofessionalnoj podgotovke [Regional Approach to Pre-Professional Training]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-podhod-k-doprofessionalnoy-podgotovke-pedagogov/viewer (accessed: 16.12.2021). (in Russ.)

3. Enciklopedicheskij slovar F.A. Brokgauza i I.A. Efrona [Encyclopedic Dictionary of F.A. Brockhaus and I.A. Efron]. Available at: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/94467-Pedagogicheskie%20klassy (accessed: 14.01.2022). (in Russ.)

4. Bolshaya sovetskaya enciklopediya [The Great Soviet Encyclopedia]. Available at: http://bse.sci-lib.com/article087597.html (accessed: 21.02.2022). (in Russ.)

5. Tyustina, G.G., Bauer, E.A. Pedagogicheskij klass v vuze kak forma organizacii professionalnoj orientacii obuchayushchihsya starshih klassov [Pedagogical Class at the University as a Form of Organization of Professional Orientation of High School Students], Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 2016, No. 10, pp. 103-105. (in Russ.)

6. Amirova, L.S. Doprofessionalnaya podgotovka v profilnyh pedagogicheskih klassah obshcheobrazovatelnyh uchrezhdenij [Pre-Professional Training in Specialized Pedagogical Classes of Educational Institutions], Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, No. 7, 2009, pp. 183-187. (in Russ.)

7. Gushchina, T.I., Makarova, L.N., Kurin, A.Yu. Setevoj pedagogicheskij klass kak forma professionalnoj orientacii starsheklassnikov [Network Pedagogical Class as a Form of Professional Orientation of High School Students], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, 2018, No. 4 (174), pp. 27-34. (in Russ.)

8. Казанский, О.А. Как бы исповедь... (Избранное) [Like a Confession... (Favorites)], comp. G.V. Golovin. Lipetsk, Lipeckij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet, 2006, 323 p. (in Russ.)

9. Malceva, L.V. Teoreticheskie podhody k izucheniyu sushchnosti professionalnogo samoopredeleniya v otechestvennoj i zarubezhnoj psihologii [Theoretical Approaches to the Study of the Essence of Professional Self-Determination in Domestic and Foreign Psychology], Vestnik Kurganskogo

183

gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kurgan State University, 2018, No. 2 (12), pp. 17-24. (in Russ.)

10. Klimov, E.A. Psihologiya professionalnogo samoopredeleniya [Psychology of Professional Self-Determination]. Moscow, Akademiya, 2007, 304 p. (in Russ.)

11. Bozhovich, L.I. Lichnost i ee formirovanie v detskom vozraste: Psihologicheskoe issledovanie [Personality and Its Formation in Childhood: Psychological Research]. Moscow, 1968, 464 p. (in Russ.)

Хорошилова Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии, педагогики и специального образования, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, choroshiliva27@mail.ru

Tatiana B. Khoroshilova, PhD in Education, Associate Professor, Psychology, Pedagogy and Special Education Department, P.P. Semenov-Tyan-Shan, Lipetsk State Pedagogical University, choroshiliva27@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2022. Принята к публикации 15.04.2022 The paper was submitted 12.03.2022. Accepted for publication 15.04.2022

184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.