Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОФИЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОФИЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ / МОТИВЫ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Наталья Владимировна, Кузьменкова Ольга Валентиновна

Статья посвящена рассмотрению проблемы профессиональных выборов старшеклассников профильных психолого-педагогических и общеобразовательных классов. Освящена актуальность проблемы поиска особенностей содержания профессиональных выборов старшеклассников. Обозначены трудности перехода на профильное обучение. Проанализированы условия для реализации профильного обучения. Целью данной статьи является проведение сравнительного анализа особенностей содержания профессиональных выборов обучающихся профильных психолого-педагогических классов и общеобразовательных классов. Обоснованы методики исследования особенностей содержания профессиональных выборов обучающихся. Определены особенности направленности профессиональных выборов у старшеклассников в психолого-педагогических и общеобразовательных классах. Охарактеризованы преобладающие контент-аналитические индикаторы ценностно-смыслового содержания профессиональных выборов у старшеклассников в психолого-педагогических и общеобразовательных классах. Описана направленность и ценностно-смысловое содержание профессиональных выборов старшеклассников. Представлены результаты сравнительного анализа и выявлены различия содержания профессиональных выборов у старшеклассников в профильных психолого-педагогических и общеобразовательных классах. Выделены особенности содержания профессиональных выборов у старшеклассников в профильных психолого-педагогических. Представлено описание особенностей содержания профессиональных выборов у старшеклассников в профильных психолого-педагогических.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дроздова Наталья Владимировна, Кузьменкова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CONTENT OF PROFESSIONAL CHOICES AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS IN SPECIALIZED PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND GENERAL EDUCATION CLASSES

The article is devoted to the problem of professional elections of high school students of specialized psychological, pedagogical and general education classes. The relevance of the problem of finding the features of the content of professional elections of high school students is consecrated. Difficulties of transition to specialized training are indicated. The conditions for the implementation of specialized training are analyzed. The purpose of this article is to conduct a comparative analysis of the features of the content of professional choices of students of specialized psychological and pedagogical classes and general education classes. The methods of studying the features of the content of professional choices of students are substantiated. The features of the orientation of professional choices among high school students in psychological, pedagogical and general education classes are determined. The prevailing content-analytical indicators of the value-semantic content of professional choices among high school students in psychological, pedagogical and general education classes are characterized. The orientation and value-semantic content of professional choices of high school students are described. The results of a comparative analysis are presented and differences in the content of professional choices among high school students in specialized psychological and pedagogical and general education classes are revealed. The features of the content of professional choices among high school students in specialized psychological and pedagogical are highlighted. The description of the features of the content of professional choices among high school students in specialized psychological and pedagogical ones is presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОФИЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Психология

УДК 158 п (07)

кандидат психологических наук, доцент Дроздова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат психологических наук, доцент Кузьменкова Ольга Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОФИЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы профессиональных выборов старшеклассников профильных психолого-педагогических и общеобразовательных классов. Освящена актуальность проблемы поиска особенностей содержания профессиональных выборов старшеклассников. Обозначены трудности перехода на профильное обучение. Проанализированы условия для реализации профильного обучения. Целью данной статьи является проведение сравнительного анализа особенностей содержания профессиональных выборов обучающихся профильных психолого-педагогических классов и общеобразовательных классов. Обоснованы методики исследования особенностей содержания профессиональных выборов обучающихся. Определены особенности направленности профессиональных выборов у старшеклассников в психолого-педагогических и общеобразовательных классах. Охарактеризованы преобладающие контент-аналитические индикаторы ценностно-смыслового содержания профессиональных выборов у старшеклассников в психолого-педагогических и общеобразовательных классах. Описана направленность и ценностно-смысловое содержание профессиональных выборов старшеклассников. Представлены результаты сравнительного анализа и выявлены различия содержания профессиональных выборов у старшеклассников в профильных психолого-педагогических и общеобразовательных классах. Выделены особенности содержания профессиональных выборов у старшеклассников в профильных психолого-педагогических. Представлено описание особенностей содержания профессиональных выборов у старшеклассников в профильных психолого-педагогических.

Ключевые слова: профессиональный выбор, направленность профессиональных выборов, мотивы, ценностно-смысловое содержание профессионального выбора.

An^tatton. The article is devoted to the problem of professional elections of high school students of specialized psychological, pedagogical and general education classes. The relevance of the problem of finding the features of the content of professional elections of high school students is consecrated. Difficulties of transition to specialized training are indicated. The conditions for the implementation of specialized training are analyzed. The purpose of this article is to conduct a comparative analysis of the features of the content of professional choices of students of specialized psychological and pedagogical classes and general education classes. The methods of studying the features of the content of professional choices of students are substantiated. The features of the orientation of professional choices among high school students in psychological, pedagogical and general education classes are determined. The prevailing content-analytical indicators of the value-semantic content of professional choices among high school students in psychological, pedagogical and general education classes are characterized. The orientation and value-semantic content of professional choices of high school students are described. The results of a comparative analysis are presented and differences in the content of professional choices among high school students in specialized psychological and pedagogical and general education classes are revealed. The features of the content of professional choices among high school students in specialized psychological and pedagogical are highlighted. The description of the features of the content of professional choices among high school students in specialized psychological and pedagogical ones is presented.

Key words: professional choice, orientation of professional choices, motives, value-semantic content of professional choice.

Введение. Активная фаза выбора профессии приходится на конец ранней юности. Именно данный период дает возможность обучающемуся выстроить свою будущую жизненную перспективу. Старшеклассник должен быть психологически готов к самостоятельному, ответственному и осознанному профессиональному выбору, который в дальнейшем определит его успешность в жизни и профессии. Именно поэтому обучающий должен и способен ответственно выстраивать траекторию своего профессионального и жизненного пути. В раннем юношеском возрасте формируются устойчивые интересы к тому или иному учебному предмету как основе выбора предстоящей профессиональной деятельности. Однако в период ранней юности планы весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты, а профессиональные предпочтения диффузны, неопределенны. Для успешного вхождения обучающихся в мир профессий и построения профессиональных планов для успешного прохождения начального профессионального становления и осознанного выбора будущей профессиональной деятельности в школьных учебных планах предусматривается реализация профильного обучения [1, 2, 3, 41.

В рамках профильного обучения образовательные организации создают оптимальные условия для профессионального самоопределения обучающихся, а именно обеспечивают углубленное изучение отдельных профильных предметов программы общего образования путем создания разнообразных факультативных занятий и курсов; создают условия для обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием за счет включения в воспитательную компоненту школы вузовских мероприятий разного уровня и профиля, что дает возможность для подготовки выпускников школы к выбору своего профессионального пути и основы для освоения программ высшего образования [1, 4].

Изложение основного материала статьи. Исследование направлено на проведение сравнительного анализа особенностей содержания профессиональных выборов обучающихся в психолого-педагогических классах и обучающихся в общеобразовательных классах.

На первом этапе исследования мы провели сравнительный анализ содержания профессиональных выборов у старшеклассников в психолого-педагогических и общеобразовательных классах. В двух группах старшеклассников показатели направленности профессиональных выборов (по ведущим мотивам) распределились следующим образом (рис. 1).

Внешние отрицательные мотивы

Внешние положительные мотивы

Внутренние социально значимые мотивы

Внутренние индивидуально значимые мотивы

_| 15%

25%

■ 22,2%

25"»

38.2%

О.ОЧ'о 5.0?» 09430.09435.0%40.0W45.0W

□ Общеобразовательные классы ■ Психолого-педагогические классы

Рисунок 1. Направленность профессиональных выборов у старшеклассников в психолого-педагогических и

общеобразовательных классах

По данным, представленным на рисунке 1, можно видеть, что в группе старшеклассников из профильных психолого-педагогических классов чаще выявляется направленность профессиональных выборов внутренними индивидуально значимыми мотивами (38,2%), в сравнении со сверстниками из общеобразовательных классов (25%). Это означает, что в профильных классах старшеклассники чаще ориентируются на особенности собственной личности, свои интересы, способности, предпочтения при выборе профессии, что может объясняться большим арсеналом средств самопознания, получаемых в рамках профильного обучения.

Направленность профессиональных выборов внутренними социально значимыми мотивами чаще встречается у старшеклассников из общеобразовательных классов (35%), в сравнении с профильными (26,9%). Это означает, что в профильных психолого-педагогических классах старшеклассники менее ориентированы на реализацию потребностей в престиже, признании, общественной полезности, специфику социально-профессионального взаимодействия при выборе профессии. Такие различия могут объясняться большим вниманием к своей личности, формируемым в рамках профильной психолого-педагогической подготовки.

Направленность профессиональных выборов внешними положительными (25%) и отрицательными мотивами (15%) также чаще выявляется у старшеклассников в общеобразовательных классах, в сравнении с профильными (22,2% и 12,7% соответственно). Такие мотивы являются деструктивными, так как выбор профессии совершается без учета особенностей личности, соотнесения их со спецификой профессии, в силу чего в последующем могут возникать различные трудности и негативные переживания. Различия в группах также могут быть обусловлены спецификой обучения в профильных психолого-педагогических классах, где создаются внешние и внутренние условия для понимания и осознания старшеклассниками значимости профессионального выбора и его содержательных аспектов.

Так, сравнительный анализ показывает, что направленность профессиональных выборов у старшеклассников в психолого-педагогических классах чаще определяется внутренними индивидуально значимыми мотивами, тогда как в общеобразовательных классах - внутренними социально значимыми и внешними мотивами.

На втором этапе исследования мы провели структурный анализ ценностно-смыслового содержания профессиональных выборов у старшеклассников в психолого-педагогических и общеобразовательных классах и определили, что очевидных различий нет.

Абсолютное число всех сформулированных испытуемым неповторяющихся категорий несколько ниже у учащихся общеобразовательных классов, в сравнении с профильными, что может свидетельствовать о более узких смысловых основаниях профессиональных выборов. Однако по прочим показателям у старшеклассников профильных и общеобразовательных классов отмечается сходство числовых показателей структурного анализа, свидетельствующее о том, что для всех испытуемых профессиональные выборы являются наполненными достаточно объемным смысловым содержанием и включают в себя множество смысловых категорий. Сходство данных в двух группах может объясняться тем, что для старшего школьного возраста профессиональный выбор - личностно значимый процесс, занимающий важное место в жизни и определяющий вектор дальнейшего развития, планы на ближайшую и отдаленную жизненную перспективу, в силу чего его ценностно-смысловое содержание является содержательно наполненным.

При этом содержание по результатам контент-анализа имеет различия по всем индикаторам (рис. 2). Индексы децентрации (ИД) и рефлексивности (ИР) чаще встречаются у старшеклассников в профильных психолого-педагогических классах, тогда как индекс негативности (ИН), индикаторы материальных благ (М) и социального статуса (С) чаще составляют содержательное наполнение смыслов профессионального выбора у старшеклассников в общеобразовательных классах.

Рисунок 2. Преобладающие контент-аналитические индикаторы ценностно-смыслового содержания профессиональных выборов у старшеклассников в психолого-педагогических и общеобразовательных классах

Так, ценностно-смысловое содержание профессиональных выборов у старшеклассников в профильных классах чаще связано включением других людей в смыслы выбора профессии, показывающим выход смыслов профессиональных выборов за границы своего Я и их соотнесение с интересами, предпочтениями, ценностями других людей (например, такие смыслы как «чтобы родители гордились / были довольны»,«чтобы оправдать ожидания взрослых» (чаще - родителей, реже - учителей, бабушек и дедушек и т.д.), «чтобы быть полезным людям» и т.д.), а также с психическим отражением в интеллектуально-рефлексивном планах (например, «чтобы увидеть мир с новых вершин», «чтобы разбираться в...», «чтобы больше понимать людей») и непосредственно-чувственном (например, «чтобы чувствовать себя счастливым / жить счастливую и беззаботную жизнь / умереть счастливым»,«чтобы чувствовать себя уверенно»,«чтобы потом сказать: «Я в этой жизни сделал все»»,«чтобы быть уверенным в завтрашнем дне»), что, в целом, свидетельствует о зрелости профессиональных выборов.

В общеобразовательных классах смыслы профессиональных выборов по своему содержанию чаще отражают стремление избежать каких-либо неприятностей (например, армии, недовольства родителей, безработности), а также получить материальные блага (например, «чтобы получать большие деньги / хорошую зарплату», «чтобы ни в чем не нуждаться»,«чтобы быть обеспеченным»,«чтобы создавать свою семью без мыслей о нехватке денег»), статус, признание в рамках будущей профессиональной деятельности (например, «чтобы иметь положение в обществе», «чтобы уважали»,«чтобы иметь полезные знакомства»,«чтобы было всеобщее признание»).

В целом, непосредственное содержание по отдельным контент-аналитическим индексам и индикаторам в двух группах сходное, однако удельный вес отдельных категорий и их встречаемость различны, что свидетельствует о наличии специфики ценностно-смыслового содержания профессиональных выборов у старшеклассников в психолого-педагогических и общеобразовательных классах: в профильных классах чаще проявляются децентрационные и рефлексивные смыслы профессионального выбора, свидетельствующие о зрелости и осознанности принимаемого решения, тогда как в общеобразовательных классах смыслы чаще сводятся к избеганию неприятностей и получению каких-либо благ (материальных, статусных), что указывает на недостаточную зрелость совершаемых выборов.

Соотнесение направленности профессиональных выборов и их ценностно-смыслового содержания у старшеклассников в психолого-педагогических и общеобразовательных классах сходное: при внутренних мотивах выбора профессии преобладающими являются децентрационные и рефлексивные категории в смыслах профессиональных выборов, тогда как при направленности внешними мотивами - негативные, материальные и статусные содержательные категории смыслов.

Так, проведенный анализ показывает, что направленность и смыслы профессиональных выборов у старшеклассников в профильных психолого-педагогических и в общеобразовательных классах различаются: в общеобразовательных классах направленность чаще характеризуется внешними мотивами выбора профессии и негативными, материальными и статусными смыслами, тогда как в профильных классах - внутренними индивидуально значимыми мотивами и децентрационными и рефлексивными смыслами.

Проведенный математико-статистический анализ позволил выявить следующие различия в направленности и ценностно-смысловом содержании профессиональных выборов у старшеклассников в психолого-педагогических и общеобразовательных классах:

- направленность профессиональных выборов внутренними индивидуально значимыми мотивами более выражена у старшеклассников в профильных психолого-педагогических классах, в сравнении со старшеклассниками в общеобразовательных классах (значимо при р<0,01);

- направленность профессиональных выборов внутренними социально значимыми и внешними положительными мотивами на уровне статистически значимой тенденции более выражена у старшеклассников в общеобразовательных классах, в сравнении со старшеклассниками в профильных психолого-педагогических классах (значимо при р<0,05);

- абсолютное число всех сформулированных смыслов профессиональных выборов (N(A6)) на уровне статистически значимой тенденции выше у старшеклассников в профильных психолого-педагогических классах, в сравнении со старшеклассниками в общеобразовательных классах (значимо при р<0,05);

- число индикаторов по индексу децентрации (ИД) на уровне статистически значимой тенденции выше у старшеклассников в профильных психолого-педагогических классах, в сравнении со старшеклассниками в общеобразовательных классах (значимо при р<0,05);

- число индикаторов по индексу рефлексивности (ИР) статистически значимо выше у старшеклассников в профильных психолого-педагогических классах, в сравнении со старшеклассниками в общеобразовательных классах (значимо при р<0,01);

- число индикаторов по индексу негативности (ИН) и материальных благ на уровне статистически значимой тенденции выше у старшеклассников в общеобразовательных классах, в сравнении со старшеклассниками в профильных психолого-педагогических классах (значимо при р<0,05);

- число индикаторов социального статуса статистически значимо выше у старшеклассников в общеобразовательных классах, в сравнении со старшеклассниками в профильных психолого-педагогических классах (значимо при р<0,01).

Выводы. Таким образом, проведенный сравнительный анализ показал, что существуют следующие особенности содержания профессиональных выборов у старшеклассников в профильных психолого-педагогических и общеобразовательных классах. В общеобразовательных классах у старшеклассников более выражена направленность профессиональных выборов внутренними социально значимыми и внешними положительными мотивами, а ценностно-смысловое содержание менее объемно и складывается преимущественно по смысловым категориям негативности (смысл профессионального выбора в том, чтобы избежать неприятностей), материальных благ и социального статуса, в сравнении со старшеклассниками в профильных психолого-педагогических классах. В профильных психолого-педагогических классах у старшеклассников более выражена направленность профессиональных выборов внутренними индивидуально значимыми мотивами, а ценностно-смысловое содержание является более объемным и складывается преимущественно по смысловым категориям децентрации (смыслы выбора профессии выходят за пределы своего Я и происходит соотнесение выбора с интересами, предпочтениями, ценностями других людей, что, в свою очередь, свидетельствует о достаточной зрелости профессиональных выборов) и рефлексивности (смыслы профессиональных выборов отражают развитие внутреннего мира, самосознания, осознания собственного ментального функционирования), в сравнении со старшеклассниками в общеобразовательных классах.

Литература:

1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2014. - 304 с.

2. Лепешева, Е.Н. Мой жизненный выбор: программа личностного и профессионального самоопределения учащихся / Е.Н. Лепешева // Школьный психолог. - 2006. - № 13. - С. 23-34

3. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / [Л.М. Митина и др.]; под ред. Л.М. Митиной. - Москва: Флинта, 1998. - 184 с.

4. Фролова, С.В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников / С.В. Фролова // Акмеология. - 2007. - № 3. - С. 84-87

Психология

УДК 159

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и практической психологии и социальной работы Корлякова Светлана Георгиевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Францева Елена Николаевна ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); аспирант Агафонов Анатолий Владимирович

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

РАЗВИТИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОЗДЕЙСТВИЮ

СТРЕССОГЕННЫХ ФАКТОРОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития психоэмоциональной устойчивости будущих педагогов к воздействию стрессогенных факторов на этапе их профессиональной подготовки. Рассматривается с разных позиций понятие «психоэмоциональной устойчивости» педагогов в отечественных и зарубежных исследованиях. Обращается внимание на различные группы стрессогенных факторов, характерных для педагогической деятельности. Актуализируются вопросы развития психоэмоциональной устойчивости студентов в процессе вузовской подготовки как интегративного качества личности будущих педагогов, позволяющего противостоять стрессу в профессиональной деятельности. При этом экспериментальное исследование соответствующего процесса было проведено на базе Ставропольского государственного педагогического института. На основании его результатов делается заключение о ряде характерных особенностей развития психоэмоциональной устойчивости будущих педагогов и мерах, могущих быть принятыми на современном этапе развития системы российского ВО для коррекции их развития.

Ключевые слова: психоэмоциональная устойчивость, стрессогенные факторы, профессиональный стресс, будущие педагоги, подготовка педагогических кадров в вузе.

Annotation. The article is devoted to the actual problem - the development of future teachers psycho-emotional stability to the stress factors impact at their professional training stage. The «teacher's psycho-emotional stability» concept in Russian and foreign studies is considered from different positions. Attention is drawn to various stress factors groups that are characteristic of pedagogical activity. The issues of the the students psycho-emotional stability development in their university training process are being updated as an integrative quality of the future teachers personality, which makes it possible to withstand stress in professional activities. The corresponding process experimental study was conducted on the Stavropol State Pedagogical Institute basis. Based on its results, a conclusion is made about a number of the future teachers psycho-emotional stability development process characteristic features and measures that can be taken at the present stage of the Russian higher education system development to correct their formation.

Key words: psychoemotional stability, stress factors, professional stress, future teachers, training of teaching staff at the university.

Введение. Современный этап развития человеческого общества в основном характеризуется двумя тенденциями:

- непредсказуемая динамика большинства процессов, происходящих в экономической, социальной, политической и культурной сферах его жизни;

- практически ничем не ограниченные потоки информации с мгновенным доступом к ней (Н.А. Абулгафарова, М.И. Беркович, Р.А. Войко, Л.А. Хакимова).

Соответственно меняются и требования к его членам, успешно завершившим обучение по программам высшего образования (Ю.М. Давлетшина, А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова). Конечно, в структуре их компетентности по-прежнему важны профессиональные компетенции [9, С. 335-336]. Однако при этом фиксируется существенный рост значения знаний, умений и навыков, носящих универсальный или надпредметный характер [7, С. 359]. Такая ситуация имеет весьма значимые с точки зрения дальнейшего развития образования в нашей стране последствия.

Во-первых, администрации, педагогам и методистам отечественных вузов необходимо сосредоточить своё внимание на поиске наиболее эффективных путей развития надпредметных компетенций будущих специалистов. Это, в свою очередь, означает активизацию исследований в следующих областях:

- структура и содержание программ ВО;

методическое и инструментальное обеспечение процесса их реализации (М.И. Беркович, А.П. Бредихин, Р.А. Войко, А.И. Ивонина, А.С. Патлина, Е.Д. Попова, О.Л. Чуланова).

Во-вторых, необходимы существенные трансформации в области подготовки самих педагогов [3, С. 160]. Именно на них лежит наибольшая ответственность за успешность обучения представителей будущих поколений граждан нашей страны в столь сложных условиях [1, С. 218].

Таким образом, мы можем видеть, насколько важной сегодня является оптимизация процесса формирования надпредметных компетенций будущих учителей. Сказанное относится в том числе к развитию у них стрессоустойчивости в ходе обучения по программам вузовского образования [6, С. 11-12]. Её складыванию посвящено наше исследование.

Изложение основного материала статьи. По отмеченным во Введении причинам проблема формирования у будущих учителей психоэмоциональной устойчивости к стрессогенным факторам стоит в ряду самых актуальных в современной педагогической науке. При этом большинство авторов склонны считать её одним из важнейших профессионально значимых качеств современного педагога (Л.М. Аболин, М.В. Васильченко, Л.Д. Желдоченко, Е.И. Рассказова, Е.И. Рогов, Н.В. Самоукина).

Многие зарубежные педагоги считают этот термин синонимичным понятию «психоэмоциональная устойчивость» [12, С. 810]. Т. Восс же, например, понимает под этим термином личностное качество педагогического работника, которое позволяет тому избегать эмоционального истощения, а, значит, более успешно адаптироваться к эмоционально напряжённым ситуациям, регулярно возникающим в ходе реализации современным учителем различных форм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.