Научная статья на тему 'ОБРАЗНО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБРАЗНО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНО СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-КУРС / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиридонова Светлана Борисовна, Карпушова Ольга Александровна

Актуальность проблемы данного исследования обусловлена важностью определения научно обоснованных подходов к профессиональной подготовке и развитию личности школьников на этапе довузовского образования. В статье проанализированы теоретические и практические основы реализации обучения старшеклассников в психолого-педагогических классах. Целью исследования является построение образно-смысловой модели профессионального становления и развития личности школьников на этапе довузовского образования. Методологическую основу исследования составляет системно-деятельностный подход в образовании. Исследование включало два этапа: теоретический и эмпирический. На первом этапе были проанализированы психолого-педагогические и методические источники, обобщен передовой педагогический опыт реализации предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников в психолого-педагогических классах. На эмпирическом этапе был применен проблемно-поисковый метод - педагогическая мастерская. В ходе теоретического анализа было определено, что в настоящее время достаточно хорошо проработаны содержательные и организационные аспекты реализации психолого-педагогических классов, но отсутствует общее для высшей и общеобразовательной школы понимание сущностных и смысловых аспектов этого процесса. Анализ эмпирических данных позволил выявить ключевые феномены, определяющие эффективность профессионального становления и развития личности школьников на этапе довузовского образования; формирование универсальных педагогических компетенций, гармоничное сочетание предметной и психолого-педагогической подготовки, системное осуществление профессионально-педагогических проб и наличие квалифицированного и мотивированного педагога-наставника. В статье транслируются результаты, обеспечивающие базу для новых исследований и разработки целевой и структурно-динамической моделей психолого-педагогических классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спиридонова Светлана Борисовна, Карпушова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL AND SEMANTIC MODEL OF PROFESSIONAL BECOMING AND DEVELOPING THE PERSONALITY OF SCHOOLCHILDREN AT THE STAGE OF THE PRE-UNIVERSITY EDUCATION

The urgency of the problem of the study is determined by the significance of defining the scientifically based approaches to the professional training and development of the personality of the schoolchildren at the stage of the pre-university education. The article deals with the analysis of the theoretical and practical basis of the realization of the education of the senior high school students in the psychological and pedagogical classes. The aim of the study is the formation of the visual and semantic model of the professional becoming and developing the personality of the school students at the stage of the pre-university education. The methodological basis of the study is the system and activity approach in education. The study included two stages: theoretical and empirical. At the first stage there were analyzed the psychological-pedagogical and methodological sources, and the authors generalized the leading educational experience of the implementation of the pre-profile and profile training of the senior high school students in the psychological and pedagogical classes. At the empirical stage of the method of the study there was used the problem and search method - the pedagogical workshop. In the process of the theoretical analysis it was defined that nowadays the substantial and organizational aspects of the implementation of the psychological and pedagogical classes were well worked out, but there is not the common comprehension of the essential and semantic aspects of the process for the higher and comprehensive school. The analysis of the empirical data allowed us to reveal the key phenomena, defining the efficiency of the professional becoming and developing the personality of the school children at the stage of the pre-university education; the formation of the universal pedagogical competencies, the harmony of the subject and psychological-pedagogical training, the system realization of the professional and pedagogical tests and the presence of the motivated mentor teacher. The article demonstrates the results, providing the basis for the new research and the development of the target and structural-dynamical models of the psychological and pedagogical classes.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗНО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья УДК 373.66

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-4-127-42-52 EDN: LSUQQH

Светлана Борисовна Спиридонова1^, Ольга Александровна Карпушова2

1 Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». 400005, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, д. 27

2Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». 400005, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, д. 27

1sbspir@mail.mн, https://orcid.org/0000-0002-6985-9046 2okarpushova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8876-1597

Образно-смысловая модель профессионального становления и развития личности школьников на этапе довузовского образования

Аннотация. Актуальность проблемы данного исследования обусловлена важностью определения научно обоснованных подходов к профессиональной подготовке и развитию личности школьников на этапе довузовского образования. В статье проанализированы теоретические и практические основы реализации обучения старшеклассников в психолого-педагогических классах. Целью исследования является построение образно-смысловой модели профессионального становления и развития личности школьников на этапе довузовского образования.

Методологическую основу исследования составляет системно-деятельностный подход в образовании. Исследование включало два этапа: теоретический и эмпирический. На первом этапе были проанализированы психолого-педагогические и методические источники, обобщен передовой педагогический опыт реализации предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников в психолого-педагогических классах. На эмпирическом этапе был применен проблемно-поисковый метод — педагогическая мастерская.

В ходе теоретического анализа было определено, что в настоящее время достаточно хорошо проработаны содержательные и организационные аспекты реализации психолого-педагогических классов, но отсутствует общее для высшей и общеобразовательной школы понимание сущностных и смысловых аспектов этого процесса.

Анализ эмпирических данных позволил выявить ключевые феномены, определяющие эффективность профессионального становления и развития личности школьников на этапе довузовского образования; формирование универсальных педагогических компетенций, гармоничное сочетание предметной и психолого-педагогической подготовки, системное осуществление профессионально-педагогических проб и наличие квалифицированного и мотивированного педагога-наставника.

В статье транслируются результаты, обеспечивающие базу для новых исследований и разработки целевой и структурно-динамической моделей психолого-педагогических классов.

Ключевые слова: образно смысловая модель; профессиональное становление личности; онлайн-обучение; онлайн-курс; психолого-педагогический класс; универсальные педагогические компетенции; педагог-наставник; профессиональная проба

Исследование выполнено в рамках двух проектов, которые реализуются при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания: «Разработка целевой модели интеграции педагогических вузов с региональной системой образования (предлагается реализация в сетевом формате)», (дополнительное соглашение от 11.04.2022 г. № 073-03-2022-132/3 к соглашению от 13.01.2022 № 073-03-2022-132

Для цитирования: Спиридонова С. Б., Карпушова О. А. Образно-смысловая модель профессионального становления и развития личности школьников на этапе довузовского образования // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 4 (127). С. 42-52. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-42-52. https://elibrary.ru/lsuqqh

© Спиридонова С. Б., Карпушова О. А., 2022

Original article

Svetlana B. Spiridonova13, Olga A. Karpushova2

Candidate of psychological sciences, associate professor of department of pedagogy and psychology of primary education, FSBEI HE «Volgograd state social and pedagogical university». 400005, Volgograd, V. I. Lenin avenue, 27 2Candidate of psychological sciences, associate professor, department of psychology of professional activities, FSBEI HE «Volgograd state social and pedagogical university». 400005, Volgograd, V. I. Lenin avenue, 27 1 sbspir@mail.ru3, https://orcid.org/0000-0002-6985-9046 2okarpushova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8876-1597

Visual and semantic model of professional becoming and developing the personality of schoolchildren at the stage of the pre-university education

Abstract. The urgency of the problem of the study is determined by the significance of defining the scientifically based approaches to the professional training and development of the personality of the schoolchildren at the stage of the pre-university education. The article deals with the analysis of the theoretical and practical basis of the realization of the education of the senior high school students in the psychological and pedagogical classes. The aim of the study is the formation of the visual and semantic model of the professional becoming and developing the personality of the school students at the stage of the pre-university education.

The methodological basis of the study is the system and activity approach in education.

The study included two stages: theoretical and empirical. At the first stage there were analyzed the psychological-pedagogical and methodological sources, and the authors generalized the leading educational experience of the implementation of the pre-profile and profile training of the senior high school students in the psychological and pedagogical classes. At the empirical stage of the method of the study there was used the problem and search method — the pedagogical workshop.

In the process of the theoretical analysis it was defined that nowadays the substantial and organizational aspects of the implementation of the psychological and pedagogical classes were well worked out, but there is not the common comprehension of the essential and semantic aspects of the process for the higher and comprehensive school.

The analysis of the empirical data allowed us to reveal the key phenomena, defining the efficiency of the professional becoming and developing the personality of the school children at the stage of the pre-university education; the formation of the universal pedagogical competencies, the harmony of the subject and psychological-pedagogical training, the system realization of the professional and pedagogical tests and the presence of the motivated mentor teacher.

The article demonstrates the results, providing the basis for the new research and the development of the target and structural-dynamical models of the psychological and pedagogical classes.

Keywords: visual and semantic model; professional becoming of personality; e-learning; online course; psychological and pedagogical class; universal pedagogical competencies; mentor teacher; professional test

The study was carried out as part of two projects that are being implemented with the financial support of the Ministry of Education of the Russian Federation as part of the state task: «Development of a target model for the integration of pedagogical universities with the regional education system (implementation in a network format is proposed)», (additional agreement dated April 11, 2022 № 073-03-2022-132/3 to agreement dated 13.01.2022 № 073-03-2022-132

For citation: Spiridonova S. B., Karpushova O. A. Visual and semantic model of professional becoming and developing the personality of schoolchildren at the stage of the pre-university education. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(4): 42-52. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-42-52. https://elibrary.ru/lsuqqh

Введение

Взаимодействие педагогических университетов с системой общего образования по вопросу профессиональной ориентации детей на педагогическую профессию очень актуально на современном этапе — в преддверии объявленного Президентом Российской Федерации Года педагога и наставника. Для вузов это решение проблемы качественной подготовки абитуриентов, привлечение мотивированных студентов, которые ориентированы на профессию учителя не из романтических юношеских побуждений, а с уче-

том понимания предметного содержания деятельности педагога и осуществленных профессиональных проб. Для общеобразовательных организаций психолого-педагогические классы являются «кузницей» новых педагогических кадров, которые с большей вероятностью вернутся в свои школы [Байбородова, 2015; Байбородова, 2022; Папуткова, 2021]. Л. В. Байбородова подчеркивает, что допрофессиональная подготовка школьников решает проблему не только выбора учащимися педагогической профессии, но и формирования социально и личностно значимых

43"

Образно-смысловая модель профессионального становления и развития личности школьников на этапе довузовского образования

качеств [Байбородова, 2022]. Поэтому высшая школа все активнее включается в реализацию психолого-педагогических классов (далее ППК). И сейчас крайне важно обратиться к вопросу о том, одинаково ли преподаватели вузов и учители воспринимают данный феномен.

В статье представлен опыт научно-методического и организационного сопровождения классов психолого-педагогической направленности, полученный учеными, преподавателями и сотрудниками Волгоградского государственного социально-педагогического университета и Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского.

Методы исследования

В качестве методов исследования применялись анализ психолого-педагогических и методических источников; передового педагогического опыта; проблемно-поисковый метод — педагогическая мастерская. Всероссийская педагогическая мастерская для педагогов-кураторов педагогических классов «Учитель будущего подрастает в школе» состоялась 3-15 декабря 2021 г. в г. Ярославле. В ней приняли участие 103 педагогических и руководящих работника образовательных организаций общего, дополнительного и среднего профессионального педагогического образования из 30 регионов Российской Федерации, а также сотрудники 17 высших учебных заведений, реализующих образовательные программы по педагогическим направлениям подготовки.

Результаты исследования

Анализ научно-методических источников и существующих практик формирования начальных профессионально значимых компетенций будущих педагогов показал, что, как правило, авторы рассматривают организационно-методические и содержательные аспекты реализации психолого-педагогических классов. Достаточно популярна практика организации психолого-педагогических классов в аудиториях университета под руководством преподавателей вуза. Это так называемые университетские классы препрофильной и ранней профильной, в том числе педагогической, подготовки. Разновидность такой практики — вынесенные на базы школ психолого-педагогические классы, занятия в которых в очном формате ведут преподаватели вуза либо учителя, прошедшие курсы повышения квалификации [Адольф, 2021; Аксенов, 2021;

Амирова, 2009; Вейдт, 2019; Грачев, 2019; Мин-юрова, 2020; Мычко, 2021]. В. П. Вейдт описывает модель распределенного, то есть рассредоточенного по территории региона педагогического класса, который организуется на базе школ под руководством педагога-куратора в очно-заочной форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий [Вейдт, 2019].

Программа такого педкласса включает обязательную часть, реализуемую университетом (образовательные модули по профессиональной ориентации школьников, педагогической культуре, обучению основам профессии учителя, формированию универсальных педагогических компетенций) и вариативную часть, сформированную с учетом предложений образовательных учреждений, участвующих в проекте (различные виды практико-ориентированной деятельности педклассовцев) [Вейдт, 2019]. Л. С. Амирова в качестве основного компонента допрофессио-нальной подготовки в профильных педагогических классах общеобразовательных учреждений предлагает элективные курсы, интегрирующие область предметных знаний (русского языка, математики или физики и пр.) с областью их педагогической интерпретации в школе [Амирова, 2009]. Е. И. Мычко рассматривает эффективность организации педагогического класса в формате регионального сетевого взаимодействия университета и образовательных организаций [Мычко, 2021]. В. А. Адольф, Е. А. Цзян, описывая опыт реализации специализированного (то-есть предметного) класса психолого-педагогической направленности, в качестве обязательного структурного компонента выделяют педагогическую практику старшеклассников, цель которой, по мнению авторов, — формирование навыков проведения событийных мероприятий со школьниками разных возрастных групп [Адольф, 2021]. Коллектив авторов Уральского государственного педагогического университета под руководством С. А. Минюровой в структуре организационно-методического сопровождения педагогических классов, наряду с образовательными психолого-педагогическими модулями, выделяет модули практической направленности [Организационно-методическое сопровождение ... , 2020].

Обобщение массового опыта практической реализации педагогических классов России и Республики Беларусь было проведено в Ярославском государственном педагогическом универси-

тете им. К. Д. Ушинского и отражено в коллективной монографии [Допрофессиональная педагогическая подготовка ... , 2021]. Описание разнообразных практик, представленных авторами в различных форматах, приводит к выводу о важной роли педагогических вузов в определении содержания и организационно-методическом сопровождении психолого-педагогических классов.

Смысловые аспекты допрофессиональной подготовки в психолого-педагогических и методических источниках затрагиваются фрагментарно в виде отдельных профессионально важных личностных качеств, формируемых у будущих педагогов, или влияющих на этот процесс социально-психологических факторов.

Таким образом, не случайно предметом обсуждения на дискуссионных площадках Педагогической мастерской стало, в числе других тем, проектирование образа психолого-

педагогического класса будущего. В качестве визуального образа используется динамический тетраэдр «Тетра-образование» (Рис. 1), который отражает единство четырех образовательных феноменов, лежащих в основе деятельности психолого-педагогических классов, а также указывает на их взаимосвязь. Нужно сказать, что взаимная связанность всех вершин тетраэдра является динамической, то есть связи в различных образовательных ситуациях могут быть разными по силе и длительности, а ориентация тетраэдра в пространстве может указывать, какие феномены выводятся в «верхнюю вершину», а какие выступают основаниями.

Моделирование осуществлялось на основе системно-деятельностного подхода, обосновывающего направленность профессионального образования на развитие ученика: формирование мотивации профессиональных действий, системы знаний, которые помогут действовать, и конкретных способов выполнения действия.

Рис. 1. Образно-смысловая модель психолого-педагогического класса

«Верхней вершиной» участники нашей дискуссионной площадки на педагогической мастерской определили группу компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся психолого-педагогических классов. Универсальные педагогические компетенции И. Ю. Тарханова определяет как компетенции, общие для всех представителей педагогической профессии. По мнению автора, они не зависят от учебных предметов и обеспечивают эффективность именно педагогической деятельности [Тарханова, 2019; Тарханова, 2021]. Этот термин интегрирует понятия универсальных и общепрофессиональных компетенций из ФГОС ВО и ме-тапредметных компетенций из ФГОС ОО. К тому же введение этого термина позволяет охватить перечень так называемых Soft Skills, что является современным трендом в реализации любого уровня профессионального образования, в том числе профильного педагогического. Все участники педагогической мастерской указывали на необходимость формирования и развития у педагогов вообще и у школьников, выбравших педагогическую профессию, цифровых компетенций, способностей к тайм-менеджменту, открытости к опыту и обучению, сформированность критического и метамышления.

И все-таки, в первую очередь, компетенции, формируемые у старшеклассников, ориентированных на профессию учителя, коррелируют с компетенциями, лежащими в основе профессиональной подготовки, которую осуществляют педагогические вузы. Поэтому именно педагогические университеты должны стать ключевыми партнерами психолого-педагогических классов, взять на себя ответственность за научно-методическое наполнение работы по формированию универсальных педагогических компетенций. В нашем опыте [Земляков, 2021] мы ориентировались на следующие компетенции из стандарта по Ядру педагогического образования: способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовать свою роль в команде; способность организовать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; способность осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей; способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

Пирамида (рис. 1) основана на трех важных образовательных феноменах (психолого-педагогическое и предметное содержание), которое в психолого-педагогических классах должно обязательно осваиваться через профессиональные пробы под руководством педагога-наставника. С научной точки зрения эти феномены слишком разноплановые, чтобы через них можно было подвести основание для формирования компетенций. Но, по мнению практиков, именно такая разноплановость складывается в реальной учебной ситуации, и ее каждый день необходимо превращать в систему учебных условий. Рассмотрим, как каждый из этих феноменов работает на формирование у обучающихся психолого-педагогических классов универсальных педагогических компетенций.

На наш взгляд, в прошлом году состоялось всеобъемлющее изучение различных вариантов содержания в классах психолого-педагогической направленности. Результатом этого стала публикация учебно-методического пособия [Организация деятельности ... , 2021], освещающего возможности гармоничного сочетания в учебных планах психолого-педагогических классов как предметных дисциплин, так и содержания педагогики и психологии.

Но мы понимаем, что оставлять практиков наедине с таким, даже очень полноценным пособием, вузы не имеют права. В большинстве случаев школы сами успешно справляются с углубленным преподаванием учебных дисциплин. Несколько другая картина с преподаванием педагогики и психологии.

На педмастерской мы видели примеры успешного преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла. В основном это отдельные талантливые учителя или реализация программ непосредственно в стенах университетов вузовскими преподавателями. Массовой практики все еще недостаточно. Просто учителей школ не учили преподавать психологию и педагогику — они осваивали практическую педагогику и психологию. И даже курсы повышения квалификации не решают всех проблем. «Учитель основной школы» и «преподаватель вуза» — две разные квалификации.

Очевидно, что педагогические вузы должны взять на себя обеспечение деятельности педагогов психолого-педагогических классов в части создания и верификации контента.

В нашем опыте [Земляков, 2021] этому способствовал сетевой формат реализации

ППК. Термин «сетевой формат класса», в нашем понимании, несколько шире, чем сетевая форма реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций [Федеральный закон ... , 2012]. При реализации ППК задействованы и сеть телекоммуникационная, и сеть образовательных организаций, и сеть учащихся вместе с их педагогами-наставниками, а также преподаватели вуза. Стержневым элементом образовательного процесса в ППК является разработанный ведущими преподавателями педагогического вуза онлайн-курс. Он обеспечивает единое верифицированное содержание образовательной программы, стандарт этого содержания и качество его преподавания. При этом именно педагогический вуз, обеспечивающий организационно-методическое сопровождение образовательного процесса, становится системообразующим элементом сети организаций.

Онлайн-курс, в котором коллектив авторов из университета дает теоретическое знание, иллюстрирует психолого-педагогические феномены и предлагает фонд оценочных средств, позволяет учителю основной школы с помощью преподавателей вуза реализовать научно обоснованное содержание педагогики и психологии. Таким образом, обучающиеся оказываются в учебной ситуации, которую одновременно сопровождают школьные педагоги-наставники и преподаватели педагогического университета.

Такая учебная ситуация, на наш взгляд, определяет требования к психолого-педагогическому содержанию обучения. Во-первых, оно должно иметь научно-популярную и просветительскую направленность контента, то есть выбор тем должен основываться на их актуальности для старшеклассников и не дублировать академический бакалавриат в упрощенной форме. Содержание деятельности обучающихся должно включать освоение научных основ педагогики и психологии, предполагать осуществление на их основе профессиональных проб с «проживанием» ситуаций педагогического взаимодействия с более младшими детьми, освоение элементов исследовательской и проектной деятельности. Именно это позволит мягко формировать у педклассовцев универсальные педагогические компетенции.

Поскольку природа компетенций деятель-ностная, а не знаниевая, мы считаем, что на первое место в образовательном процессе выходит не информирование обучающегося, а формирование умений разрешать проблемы, возникаю-

щие в ситуациях познания, умений объяснять явления действительности, включение в ситуации профессионального взаимодействия [Земляков, 2021].

Результаты исследований ценностно-смысловых ориентаций обучающихся психолого-педагогических классов говорят о том, что у школьников хорошо выражена профессиональная направленность на педагогическую профессию. Вместе с тем эта направленность в психолого-педагогических классах недостаточно реализована в практической работе с детьми [Груздев, 2021].

Именно профпробы были выделены практиками педагогической мастерской как особый феномен, как вершина нашего тетраэдра. В научно-педагогической литературе профпробам учащихся профильных классов посвящен ряд исследований. Чаще всего в них описывается широкий круг практико-ориентированных видов деятельности обучающихся педклассов: педагогические фестивали, волонтерские акции, вожатская практика при летнем школьном лагере [Вейдт, 2019]; педагогическая практика в качестве помощника классного руководителя, учителя-предметника, педагога-организатора с целью формирования у них навыков работы со школьниками разных возрастов [Адольф, 2021]; организация научно-просветительских, социальных или культурно-просветительских проектов (школьных мероприятий, научно-популярных лекций, концертов, выставок и т. п.) с обучающимися своей школе и других образовательных организаций [Организационно-методическое сопровождение ... , 2020].

Нужно отметить, что организация профессионально-педагогических проб, в отличие от преподавания педагогики и психологии, имеет ограничения в стенах университетов и в рамках занятий с вузовскими преподавателями. Только учитель основной школы способен полноценно организовать все необходимые условия для первого педагогического опыта, проконсультировать будущих «коллег», в конце концов стать примером для подражания.

Содержание профессиональных проб теснейшим образом увязано с реальной жизнью школы, с ее учебно-воспитательным процессом. Р. У. Арифулина, Т. К. Беляева, Л. В. Белогорская, В. Ф. Габдулхаков, С. В. Фролова, А. К. Шленев обосновывают эффективность становления педагогического класса как субъекта воспитательной системы школы. Авторы делают упор на необходимости формировать у учащихся мотивацию на

общественно-педагогическую деятельность в школе и организацию педагогически целесообразного взаимодействия класса с иными структурами школы и даже внешкольной среды [Арифулина, 2020; Габдулхаков, 2019; Фролова, 2021; Шленев, 2000].

При ведущей роли педагогического вуза в обеспечении содержательного и компетентност-ного аспектов реализации психолого-педагогических классов полноценное участие педагога-наставника в этом процессе возможно только в условиях смешанного обучения, при сочетании онлайн-форм и очного обучения.

В нашем опыте [Земляков, 2021а; Земляков, 2021б] такая интеграция выражена в структуре занятия, которое состоит из онлайн-недели и очной встречи «лицом к лицу» с педагогом-наставником и сверстниками. В течение онлайн-недели школьники осваивают содержание темы в рамках онлайн-курса, созданного преподавателями педагогического вуза. Школьники самостоятельно планируют и контролируют собственную образовательную траекторию, место, время и темп освоения материала. В онлайн-формате учащиеся ППК обмениваются мнениями с однокурсниками по изучаемым вопросам, проверяют свои знания в автоматизированном режиме с комментариями преподавателей вуза и готовятся к очной встрече, являющейся органичным продолжением онлайн-недели.

На очном занятии школьники с помощью педагога-наставника отрабатывают педагогические навыки, опираясь на знания, полученные при прохождении онлайн-курса, обмениваются жизненным опытом, впечатлениями, предоставляют друг другу обратную связь в режиме «здесь и сейчас». На очном занятии усиливается совместность деятельности обучающихся. Педагог-наставник сам выбирает методы и техники обучения, исходя из своего опыта и профессиональных предпочтений. Главное, что на очном занятии происходит отработка педагогических навыков через совместную деятельность со сверстниками. Для этого могут использоваться фронтальные (совместное обсуждение общих для всего класса вопросов, свободное высказывание мнений) и групповые формы работы (дискуссия, дебаты, групповой анализ видеоматериалов или кейсов, мозговой штурм, деловые и дидактические игры).

Рассмотрим опыт реализации профпроб в формате смешанного обучения на примере организации педклассовцами экологического волон-

терского проекта, где они пробуют себя в качестве педагогов, организующих волонтерскую деятельность более младших школьников.

В начале работы над проектами в рамках профпробы педагогу-наставнику в качестве методических рекомендаций предлагается познакомить старшеклассников с утвержденной в образовательной организации Программой воспитания на текущий учебный год и на ее основе помочь сформулировать темы волонтерских проектов.

На онлайн-занятиях старшеклассники сначала осваивают знания об организации волонтерских проектов, создании сценария проекта, приемах мотивирования детей, постановки задач, коман-дообразования, организации их деятельности. Также они знакомятся с основными понятиями («экологическая культура», «экочеловек», «экологическое воспитание»), методами, приемами экологического воспитания детей, находящихся на разных возрастных этапах. Далее будущие педагоги анализируют, отрабатывают полученные знания и навыки на очной встрече с одноклассниками и педагогом-наставником.

Онлайн-сопровождение самой педагогической пробы представляет собой подробную пошаговую инструкцию для старшеклассников по организации проекта с детьми более младшего возраста. Онлайн-занятие начинается с описания плана деятельности, из которого педклассовцы узнают, что им предстоит подготовить сценарий волонтерского проекта, презентовать его в выбранном классе, сформировать группу детей, желающих принять участие в этом проекте, организовать и презентовать работу волонтеров по реализации этого проекта, проанализировать полученный опыт руководства деятельностью волонтерской группы, подготовить материалы для участия во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют» и оформить свой опыт педагогического волонтерства на сайте Добро. ру.

Следующим шагом педклассовцам предлагается создать сценарий экологического волонтерского проекта по следующей схеме: название проекта, основная идея (замысел), цель и задачи, актуальность темы для детей выбранного возраста (почему тема важна и требует решения в рамках волонтерского проекта), этапы реализации проекта, ожидаемый результат, оформление в виде текстового файла и размещение здесь же на образовательной платформе в задании на взаимное оценивание. Уже на том этапе обучающиеся имеют возможность в сети анализировать и оце-

нивать друг у друга наброски проектов с целью их дальнейшей корректировки, подготовки к обсуждению на очной встрече и оформлению материалов для конкурса.

Далее авторы курса в онлайн-инструкции ориентируют педклассовцев на планирование и проведение презентации сценария волонтерского проекта в выбранном для работы классе. С этой целью им предлагается продумать структуру мотивирующей беседы со школьниками с учетом возраста детей, их интересов, традиций образовательной организации, населенного пункта и оформить компьютерную презентацию, обеспечивающую наглядность и структурированность беседы. Компьютерные презентации обучающиеся также размещают, выполняя задание на взаимное оценивание с целью сетевого обмена опытом, подготовки к обсуждению на очной встрече и оформления материалов на конкурс «Педагогический дебют».

На очной встрече вместе с педагогом-наставником и сверстниками педклассовцы анализируют и корректируют содержание беседы и иллюстрирующие ее презентации. Педагог-наставник помогает старшеклассникам определить и согласовать с классным руководителем выбранного класса дату, время и место проведения презентации волонтерского проекта, необходимое техническое оснащение, выполнить фото-и видеофиксацию выступления.

Дальнейшее сопровождение педагогической пробы старшеклассников также имеет формат, в котором переплетаются онлайн-инструкции и очная поддержка педагога-наставника: описание порядка формирования группы волонтеров из заинтересовавшихся проектом детей и организации работы по реализации с ними волонтерского проекта, знакомство с участниками группы, ее сплочение, в том числе с помощью изученных ранее приемов и техник, согласование способов связи и графика встреч, контроль своевременного выполнения распределенных обязанностей между всеми членами команды, поддержание мотивации к работе, помощь отдельным участникам.

Смешанное обучение в этом случае обеспечивается сетевым взаимодействием всех участников образовательного процесса: педклассовцев, их педагогов-наставников, учителей и обучающихся классов, в которых реализуются волонтерские проекты, преподавателей педагогического вуза. Это создает условия, в которых педклассов-цы эффективно осваивают компетенции социального взаимодействия, работы в команде; ор-

ганизации совместной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.

Третий феномен в основании нашего тетра-образования — педагог-наставник. Рассматривая вопросы новой дидактики педагогического образования, М. В. Груздев и И. Ю. Тарханова отмечают, что необходимы изменения в понимании роли преподавателя: от выполнения обучающимся готовых заданий к самоорганизованной деятельности по освоению учебного содержания. Преподаватель должен стать именно педагогом-наставником: направлять дискуссии, пояснять отдельные вопросы, создавать условия для выражения собственной точки зрения [Груздев, 2019; Тарханова, 2019; Тарханова, 2020].

На наш взгляд, педагог-наставник — это интегрированный, коллективный субъект, хотя и в лице конкретного педагога школы. Для выполнения новых дидактических функций педагог должен сочетать в себе одновременно компетенции учителя основной школы и преподавателя вуза. Можно рассматривать его роль и шире, включая сюда представителей администрации образовательных организаций, научные кадры вуза и различных специалистов. Этого интегрированного коллективного субъекта члены нашей рабочей группы на педагогической мастерской назвали профессиональным сообществом. Предметом интеграции этих субъектов является 1) содержание психолого-педагогических дисциплин, 2) процесс создания и реализации единого верифицированного контента в форме онлайн-курса, который обеспечивает стандарт качества преподавания, 3) организация занятий по единому контенту на базе образовательных организаций.

Педагог-наставник, в первую очередь, выступает как носитель универсальных педагогических компетенций, которые он же должен формировать у обучающихся психолого-педагогического класса. Во-вторых, он, в отличие от других педагогов общеобразовательных организаций, должен отвечать требованиям к психолого-педагогической компетентности для реализации конструктивного компонента педагогической деятельности, связанного с разработкой содержания учебных занятий на основе научного психологического и педагогического знания; планирования специально организованного образовательного процесса для группы обучающихся с выдающимися способностями на основе имеющихся типовых программ профильного психолого-педагогического класса и собственных раз-

работок с учетом специфики состава обучающихся.

В современных условиях педагог-наставник должен также иметь компетенции в сфере ИКТ для выполнения профессиональной деятельности в сетевом формате как на общепользовательном уровне, так и в части педагогических задач. Например, при подготовке и проведении выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде; организации и проведении групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде; оценивании качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

Как показывает практика, такое сочетание компетенций должно подкрепляться личностными качествами педагога, сильной и устойчивой мотивационной направленностью на наставничество. Наставники в вузе и в школе должны рассматривать процесс формирования универсальных педагогических компетенций обучающихся в одном ключе, ориентируясь на единые смыслы. Чтобы наставничество в школе имело существенный эффект, педагогический вуз должен обеспечить преемственность допрофессиональ-ного и профессионального образования будущих педагогов. Старшеклассники, выбравшие педагогическую профессию, должны постоянно чувствовать применимость формируемых компетенций, видеть их важность как в процессе обучения, так и в будущей профессии.

Заключение

Образно-смысловая модель тетраобразования вполне укладывается в практику реализации психолого-педагогических классов в настоящее время. Единое понимание преподавателями педагогических вузов и педагогами-практиками взаимной связанности четырех образовательных феноменов, лежащих в основе деятельности психолого-педагогических классов, на наш взгляд, позволит объединить профессионально-педагогическое сообщество в решении задач повышения качества педагогического образования не только на уровне допрофессиональной подготовки, но и в вузе, и в системе ДПО.

Связанность процесса формирования у обучающихся универсальных педагогических компетенций, освоения ими психолого-педагогического и предметного содержания, осуществление профессиональных проб под ру-

ководством педагога-наставника возможно при условии эффективного сетевого взаимодействия, организованного педагогическим вузом.

Специалисты педвуза профессионально ориентированы на педагогические компетенции учителя, способны компетентно разрабатывать как предметное, так и психолого-педагогическое содержание подготовки будущего учителя. Это содержание в форме единого верифицированного контента онлайн-курса позволяет эффективно сопровождать обучающихся психолого-педагогических классов и их педагогов-наставников при освоении теоретического материала и прохождении профессионально-педагогических проб.

Библиографический список

1. Адольф В. А. Создание специализированного класса психолого-педагогического направления с профильным обучением в общеобразовательной школе / В. А. Адольф, Е. А. Цзян // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 6. С. 57-63.

2. Аксенов С. И. Потенциал развития профильных классов психолого-педагогической направленности во взаимодействии школы и вуза: опыт, перспективы / С. И. Аксенов, А. С. Лабутин, Н. М. Лабутина // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 10-13.

3. Амирова Л. С. Допрофессиональная подготовка в профильных педагогических классах общеобразовательных учреждений // Казанский педагогический журнал. 2009. № 7-8. С. 185-187.

4. Арифулина Р. У Воспитательный потенциал педагогического кванториума в системе допрофессио-нальной подготовки обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности / Р. У Арифулина, Т. К. Беляева, Л. В. Белогорская // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 2 (52). С. 48-50.

5. Байбородова Л. В. Воспитание старшеклассников в процессе допрофессиональной педагогической подготовки // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (164). С. 33-39.

6. Байбородова Л. В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. 2015. № 5. С. 92-99.

7. Вейдт В. П. Распределенный педагогический класс как элемент непрерывного педагогического образования (региональный проект Калининградской области «Учитель будущего») // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 4. С. 60-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Габдулхаков В. Ф. О механизмах повышения эффективности педагогического образования // Выс-

шая школа педагогики для образования будущего : коллективная монография / Г. Н. Скударева, О. А. Милькевич и др. ; под общ. ред. Г. Н. Скударевой, О. А. Милькевич. Орехово-Зуево : ГГТУ, 2019. С. 10-17.

9. Грачев К. Ю. Педагогический класс в системе непрерывного педагогического образования: концептуальные основы и содержание курса «Педагогический старт» / К. Ю. Грачев, Е. Е. Чудина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (136). С. 11-15.

10. Груздев М. В. Анализ ценностно-смысловых ориентаций обучающихся психолого-педагогических классов / М. В. Груздев, И. Ю. Тарханова, И. Г Хари-сова // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 5 (122). С. 8-17.

11. Груздев М. В. Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации / М. В. Груздев, И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 47-53.

12. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: Опыт и традиции : коллективная монография / под научн. ред. Л. В. Байбородовой, А. М. Ходырева, А. П. Чернявской. Ярославль : РИО ЯГПУ 2021. 339 с.

13. Земляков Д. В. Особенности интеграции очных и онлайн-форм обучения в системе общего образования / Д. В. Земляков, О. А. Карпушова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2021. № 10 (163). С. 73-80.

14. Земляков Д. В. Сетевой формат психолого-педагогического класса: опыт интеграции очной и онлайн форм организации обучения / Д. В. Земляков, О. А. Карпушова // Грани познания. Педагогические науки. 2021. № 6 (77). С. 160-164.

15. Организационно-методическое сопровождение проекта «Педагогические классы» : учебно-методическое пособие / С. А. Минюрова, Н. М. Паэгле, Н. С. Белоусова и др. ; Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург : [б. и.], 2020. 220 с.

16. Организация деятельности психолого-педагогических классов : учебно-методическое пособие. Москва : Академия Минпросвещения России, 2021. 392 с.

17. Мычко Е. И. Педагогический класс как форма регионального школьно-университетского партнерства // Глобальный научный потенциал. 2021. № 3 (120). С. 23-26.

18. Папуткова Г. А. Психолого-педагогические классы как этап профессионального становления будущего учителя / Г. А. Папуткова, И. В. Головина, Т. Ю. Медведева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 4 (58). С. 44-47.

19. Тарханова И. Ю. Дидактические решения для высшего образования: презумпция нелинейности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67 (2). С. 234-238.

20. Тарханова И. Ю. Единое образовательное пространство подготовки педагогических кадров: ценностно-смысловой подход // Стратегические ориентиры развития Центральной Азии: история, тренды и перспективы : сборник научных статей международного научно-образовательного форума. Екатеринбург : УГПУ, 2021. С. 172-176.

21. Тарханова И. Ю. Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 45-52.

22. Тарханова И. Ю. Универсальные компетенции выпускников университета: взгляд работодателей // Педагогика и психология современного образования: теория и практика : материалы 73-й научно-практической конференции / под научной редакцией Л. В. Байбородовой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2019. С. 10-15.

23. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140 174/499cc91fbe852d6839d4de3b173bb4953a33419c/ (дата обращения: 11.04.2022).

24. Фролова С. В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 2. С. 4.

Reference list

1. Adol'f V A. Sozdanie specializirovannogo klassa psihologo-pedagogicheskogo napravlenija s profil'nym obucheniem v obshheobrazovatel'noj shkole = Creation of a specialized class of psychological and pedagogical orientation with specialized training in a comprehensive school / V A. Adol'f, E. A. Czjan // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2021. № 6. S. 57-63.

2. Aksenov S. I. Potencial razvitija profil'nyh klassov psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti vo vzai-modejstvii shkoly i vuza: opyt, perspektivy = Potential for the development of specialized classes of psychological and pedagogical orientation in the interaction of school and university: experience, prospects / S. I. Aksenov, A. S. Labutin, N. M. Labutina // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2021. № 72-4. S. 10-13.

3. Amirova L. S. Doprofessional'naja podgotovka v profil'nyh pedagogicheskih klassah obshheobrazovatel'n-yh uchrezhdenij = Pre-professional training in specialized pedagogical classes of educational institutions // Kazan-skij pedagogicheskij zhurnal. 2009. № 7-8. S. 185-187.

4. Arifulina R. U. Vospitatel'nyj potential pedagogicheskogo kvantoriuma v sisteme doprofessional'noj pod-gotovki obuchajushhihsja profil'nyh klassov psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti = Educational potential of the pedagogical quantorium in the system of pre-professional training of students in specialized classes of psychological and pedagogical orientation / R. U. Arifulina, T. K. Beljaeva, L. V. Belogorskaja // Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii ry-bopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2020. № 2 (52). S. 48-50.

5. Bajborodova L. V. Vospitanie starsheklassnikov v processe doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotov-ki = Education of high school students in the process of pre-professional pedagogical training // Izvestija Vol-gogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta. 2022. № 1 (164). S. 33-39.

6. Bajborodova L. V. Konceptual'nye osnovy i modeli doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki shkol'ni-kov = Conceptual foundations and models of pre-professional pedagogical training of schoolchildren // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015. № 5. S. 92-99.

7. Vejdt V. P. Raspredelennyj pedagogicheskij klass kak jelement nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovan-ija (regional'nyj proekt Kaliningradskoj oblasti «Uchitel' budushhego») = Distributed pedagogical class as an element of continious pedagogical education (regional project of the Kaliningrad region «Teacher of the Future») // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2019. № 4. S. 60-65.

8. Gabdulhakov V. F. O mehanizmah povyshenija jef-fektivnosti pedagogicheskogo obrazovanija = On mechanisms for improving the effectiveness of pedagogical education // Vysshaja shkola pedagogiki dlja obrazovanija budushhego : kollektivnaja monografija / G. N. Skudareva, O. A. Mil'kevich i dr. ; pod obshh. red. G. N. Skudarevoj, O. A. Mil'kevich. Orehovo-Zuevo : GGTU, 2019. S. 10-17.

9. Grachev K. Ju. Pedagogicheskij klass v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija: konceptual'nye osnovy i soderzhanie kursa «Pedagogicheskij start» = Pedagogical class in the system of continious pedagogical education: conceptual foundations and content of the course «Pedagogical start» / K. Ju. Grachev, E. E. Chudina // Izvestija Volgogradskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. № 3 (136). S. 11-15.

10. Gruzdev M. V. Analiz cennostno-smyslovyh ori-entacij obuchajushhihsja psihologo-pedagogicheskih klassov = Analysis of value-meaning orientations of students in psychological and pedagogical classes / M. V. Gruzdev, I. Ju. Tarhanova, I. G Harisova // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. 2021. № 5 (122). S. 8-17.

11. Gruzdev M. V. Stanovlenie «novoj didaktiki» pedagogicheskogo obrazovanija v uslovijah global'nogo tehnologicheskogo obnovlenija i cifrovizacii = The formation of «new didactics» of pedagogical education in the context of global technological renewal and digitaliza-tion / M. V. Gruzdev, I. Ju. Tarhanova // Jaroslavskij ped-agogicheskij vestnik. 2019. № 3 (108). S. 47-53.

12. Doprofessional'naja pedagogicheskaja podgotov-ka shkol'nikov: Opyt i tradicii = Pre-professional pedagogical training of schoolchildren: Experience and traditions : kollektivnaja monografija / pod nauchn. red. L. V Bajborodovoj, A. M. Hodyreva, A. P. Chernjavskoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2021. 339 s.

13. Zemljakov D. V. Osobennosti integracii ochnyh i onlajn-form obuchenija v sisteme obshhego obrazovani-ja = Features of integration of full-time and online forms of education in the general education system / D. V. Zemljakov, O. A. Karpushova // Izvestija Vol-gogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta. Serija: Pedagogicheskie nauki. 2021. № 10 (163). S. 73-80.

14. Zemljakov D. V Setevoj format psihologo-pedagogicheskogo klassa: opyt integracii ochnoj i onlajn form organizacii obuchenija = Network format of psychological and pedagogical class: experience in integrating full-time and online forms of training organization / D. V. Zemljakov, O. A. Karpushova // Grani poznanija. Pedagogicheskie nauki. 2021. № 6 (77). S. 160-164.

15. Organizacionno-metodicheskoe soprovozhdenie proekta «Pedagogicheskie klassy» = Organizational and methodological support of the project «Pedagogical classes» : uchebno-metodicheskoe posobie / S. A. Minjurova, N. M. Pajegle, N. S. Belousova i dr. ; Ural'skij gosudar-stvennyj pedagogicheskij universitet. Ekaterinburg : [b. i.], 2020. 220 s.

16. Organizacija dejatel'nosti psihologo-pedagogicheskih klassov = Organization of activities of psychological and pedagogical classes : uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva : Akademija Minpro-sveshhenija Rossii, 2021. 392 s.

17. Mychko E. I. Pedagogicheskij klass kak forma regional'nogo shkol'no-universitetskogo partnerstva = Teaching class as a form of regional school-university partnership // Global'nyj nauchnyj potencial. 2021. № 3 (120). S. 23-26.

18. Paputkova G. A. Psihologo-pedagogicheskie klassy kak jetap professional'nogo stanovlenija budush-hego uchitelja = Psychological and pedagogical classes as a stage of professional formation of the future teacher / G. A. Paputkova, I. V. Golovina, T. Ju. Medvedeva // Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii ry-bopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2021. № 4 (58). S. 44-47.

19. Tarhanova I. Ju. Didakticheskie reshenija dlja vysshego obrazovanija: prezumpcija nelinejnosti = Didactic solutions for higher education: the presumption of nonlinearity // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2020. № 67 (2). S. 234-238.

20. Tarhanova I. Ju. Edinoe obrazovatel'noe pros-transtvo podgotovki pedagogicheskih kadrov: cennostno-smyslovoj podhod = A single educational space for training teachers: a value-based approach // Strategicheskie orientiry razvitija Central'noj Azii: istorija, trendy i per-spektivy : sbornik nauchnyh statej mezhdunarodnogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma. Ekaterinburg : UGPU, 2021. S. 172-176.

21. Tarhanova I. Ju. Sovremennye reguljatory stanovlenija novoj didaktiki vysshego obrazovanija = Modern regulators of the formation of new higher education didactics // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2019. № 2 (107). S. 45-52.

22. Tarhanova I. Ju. Universal'nye kompetencii vypusknikov universiteta: vzgljad rabotodatelej = Universal competencies of university graduates: the view of employers // Pedagogika i psihologija sovremennogo obra-zovanija: teorija i praktika : materialy 73-j nauchno-prakticheskoj konferencii / pod nauchnoj redakciej L. V Bajborodovoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2019. S. 10-15.

23. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 11.06.2022) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (Stat'ja 15. Setevaja forma realizacii obrazovatel'nyh programm) = Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ (amended by 11.06.2022) «On Education in the Russian Federation» (Article 15. Online form of implementation of educational programs). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140 174/499cc91fbe852d6839d4de3b173bb4953a33419c/ (data obrashhenija: 11.04.2022).

24. Frolova S. V. Professional'noe vospitanie bu-dushhego uchitelja: diskussija o konceptual'nyh polozhen-ijah = Professional education of the future teacher: a discussion about conceptual provisions // Vestnik Mininskogo universiteta. 2021. T. 9. № 2. S. 4.

Статья поступила в редакцию 25.04.2022; одобрена после рецензирования 18.05.2022; принята к публикации 23.06.2022.

The article was submitted on 25.04.2022; approved after reviewing 18.05.2022; accepted for publication on 23.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.