УДК 37.02
Содержательно-методические аспекты реализации технологии смешанного обучения в профильных психолого-педагогических классах
Content and methodological aspects of the implementation of mixed learning technology in specialized psychological and pedagogical classes
Ворожейкина А.В., ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», [email protected]
Салаватулина Л.Р., ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», [email protected]
Ярославова Г.ЮЮ., ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», [email protected]
Vorozheikina A., South Ural State Humanitarian Pedagogical University, [email protected] Salavatulina L., South Ural State Humanitarian Pedagogical University, [email protected] Yaroslavova G., South Ural State Humanitarian Pedagogical University, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.018
Ключевые слова: технология смешанного обучения, психолого-педагогические классы, непрерывное педагогическое образование, модели смешанного обучения, допрофессиональная подготовка педагога.
Keywords: technology of blended learning, psychological and pedagogical classes, continuing pedagogical education, models of blended learning, pre-professional teacher training.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена потребностью государства в ранней профессиональной ориентации старшеклассников на педагогическую деятельность и необходимостью разработки содержательно-методических основ организации образовательного процесса в классах психолого -педагогической направленности. Авторами проанализирован дидактический потенциал и образовательные возможности технологии смешанного обучения, рассмотрены модели смешанного обучения, такие как: «перевернутый класс», «ротация станций», «смешанный проект» и «смешанное консультирование». Цель исследования - представить особенности организации технологии смешанного обучения, выявить условия реализации ее моделей в профильных классах психолого-педагогической направленности. В статье систематизирован и представлен собственный практический опыт работы с классами психолого-педагогической направленности на базе ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по апробации моделей организации смешанного обучения, предложены содержательно-методические аспекты организации образовательного процесса в формате смешанного обучения со школьниками, проявляющими интерес к педагогической профессии. Статья предназначена для педагогов системы общего и профессионального образования осуществляющих профильное обучение и психолого-педагогическое сопровождение допрофессиональной подготовки старшеклассников.
Abstract. The relevance of the article is caused due to the need of the state in the early professional orientation of high school students to pedagogical activity and the need to develop the content and methodological foundations of the organization of the educational process in the classes of psychological and pedagogical orientation. The authors analyzed the didactic potential and educational opportunities of mixed learning technology, considered models of mixed learning, such as "inverted classroom", "station rotation", "mixed research" and "consulting model". The purpose of the article is to consider the features of the organization of mixed learning technology, to identify the conditions for the implementation of mixed learning models in specialized classes of psychological and pedagogical orientation. The authors systematized and presented their own practical experience of working with classes of psychological and pedagogical orientation on the basis of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University on testing models of organization of mixed learning, proposed content and methodological aspects of the organization of the educational process in the format of mixed learning with schoolchildren showing interest in the teaching profession. The article is
intended for teachers of the system of general and vocational education who carry out specialized training and psychological and pedagogical support ofpre-professional training of high school students.
Введение. В современных условиях цифровой трансформации образования, перехода на информационно-коммуникационные технологии всех уровней образовательной системы, актуализируется значение поиска наиболее эффективных форм и методов организации обучения школьников, ориентированных на педагогическую профессию. Своеобразным стимулом к внедрению инновационных форм организации обучения в практическую деятельность педагогов послужил период пандемии, который выявил существенные недостатки дистанционного обучения в таких аспектах, как отсутствие межличностного контакта с педагогом, пассивность и снижение степени вовлеченности ученика в занятие, снижение качества обучения.
Проблеме активизации познавательной деятельности обучающихся уделяли внимание такие педагоги-психологи как: Леонтьев А.Н., Скаткин М.Н. и многие другие [8]. Обучение и общение посредством информационно-коммуникационных технологий является своеобразной потребностью современных старшеклассников, которые легко ориентируются в цифровой среде, следовательно, стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность необходимо при помощи интеграции в традиционный образовательный процесс технологий онлайн обучения [6].
В большинстве психолого-педагогических исследований, посвященным методам организации обучения современных школьников, отмечается, что наиболее перспективной технологией является смешанное обучение, под которым понимают организацию
образовательного процесса сконструированную на основе синтеза традиционной классно-урочной системы и дидактического потенциала информационно-коммуникационных технологий, продуктивное взаимодействие педагога и обучающихся в цифровом образовательном пространстве [1;4;5]. Рассматриваемая технология, по мнению многих авторов, способствует активизации самостоятельной деятельности обучающихся, повышению мотивации, созданию положительного настроя на учебную деятельность [9; 11].
Заметим, что повсеместно
распространившееся в начале XXI века мультимедийное сопровождение учебных занятий на уроках, а также дистанционные лекции в онлайн - режиме к технологии
смешанного обучения не относятся, поскольку они выступают лишь вспомогательным средством наглядных методов трансляции изучаемого материала. При организации смешанного обучения, на первый план выходит активизация познавательной деятельности обучающегося, непосредственное субъект-субъектное взаимодействие с педагогом в том числе посредством цифровой образовательной среды.
Ориентация педагогического образования на непрерывность в течение всей жизни и усиленное внимание Министерства просвещения Российской Федерации к созданию в регионах профильных классов психолого-педагогической направленности, допрофессиональной подготовке будущих учителей уже со школьной скамьи, актуализирует проблему поиска наиболее эффективных образовательных технологий, форм и методов работы со старшеклассниками проявляющих интерес к педагогической профессии.
На наш взгляд, применение технологии смешанного обучения в процессе организации деятельности психолого-педагогических классов, способствует включению будущих педагогов в творческую, современную цифровую образовательно-воспитательную среду,
содействует качественной подготовке мотивированных абитуриентов для
педагогических вузов.
Материалы и методы исследования. В качестве методов исследования использованы: 1) теоретический анализ и синтез предмета исследования - технологии организации смешанного обучения для школьников в условиях ранней профориентации на педагогические профессии; 2) систематизация и обобщение собственного практического опыта работы по исследованию дидактического потенциала моделей организации смешанного обучения в профильных психолого-педагогических классах.
Результаты исследования. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований, посвященных осмыслению дидактического потенциала технологии смешанного обучения показал, что многие ученые видят в нем перспективную альтернативу устаревающей классно-урочной системе и дистанционному образованию в его классическом понимании. В целом, под смешанным обучением понимают инновационную педагогическую технологию,
которая предполагает комбинацию цифровых образовательных ресурсов с очным обучением в аудитории. Сочетание интерактивного и живого взаимодействия (online + life) является существенным признаком смешанного обучения, отличающим данную технологию от дистанционного обучения [2;5;10].
Смешанное обучение сегодня
рассматривается как продуктивная технология, обладающая мощным дидактическим потенциалом, как средство реализации перехода с традиционной модели обучения на интегрированную с привлечением цифровой среды и электронных ресурсов [7]. Отличительной особенностью технологии смешанного обучения является разноплановость форм и методов организации занятий по различным учебным предметам с применением цифровых образовательных ресурсов [4]. При таком обучении происходит непосредственное адресное взаимодействие с каждым обучающимся, стимуляция его познавательной активности, формирование универсальных учебных действий и гибких навыков [10].
Преимуществами смешанного обучения, являются формируемые в ходе
непосредственного общения на уроках личные субъект-субъектные связи, внезапные образовательные прорывы, дающие возможность более быстрого усвоения новых знаний, и формируемые в информационно-образовательной среде индивидуализация, гибкость и глубина рефлексии [9]. При этом, реализация смешанного обучения требует от педагога трансформации собственного стиля профессиональной деятельности: готовности к применению цифровых технологий в образовательном процессе, к интерактивному творческому взаимодействию с обучающимся, к непрерывному сопровождению каждого обучающегося, к системному планированию, контролю и оцениванию образовательных результатов.
В настоящее время в педагогической практике сложилось множество вариантов организации смешанного обучения, которые реализуются на уровнях учебного плана, учебной программы или предмета, конкретного раздела или темы, отдельного учебного проекта и занятия [2].
Смешанное обучение для классов психолого-педагогической направленности на базе ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» осуществляется на уровне дополнительной общеразвивающей программы «Педагогика и психология».
В современной психолого-педагогической литературе встречается множество моделей организации смешанного обучения, однако, по мнению большинства исследователей, наибольшим дидактическим потенциалом для старшеклассников обладают такие модели как: «перевернутый класс», «ротация станций», «смешанный проект» и «смешанное консультирование», поскольку они содержат практикоориентированые и при этом персонализированые элементы [1;3;6]. Рассмотрим варианты реализации
вышеназванных моделей на примере дополнительной общеобразовательной
программы: «Педагогика и психология».
«Перевернутый класс» - предусматривает перенос лекционных аудиторных часов в онлайн-формат, а домашних заданий наоборот, в режим классной работы, выполняемой в непосредственном контакте с педагогом и обучающимися [7; 11].
Реализация модели «перевёрнутого класса» требует особой организационно-методической подготовки. В первую очередь, преподаватель разрабатывает содержательно-методическое наполнение изучаемой темы: план работы облучающегося с теоретическим материалом, проблемные вопросы, и задания для самоконтроля. Мини-лекции по каждой из тем программы предварительно записываются в аудио-или видео - формате, формируется банк ссылок на дополнительные источники информации, задания для самоконтроля [1]. Завершается работа с теорией онлайн -самостоятельным составлением вопросов обучающихся по изученному материалу.
Если онлайн - раздел программы предусматривает возможность выбора времени, места и темпа обучения, материалов и заданий для самостоятельного ознакомления и разнообразные формы контроля, то очные занятия по программе, «лицом к лицу» организуются совместно с профессорско-преподавательским составом на базе вуза в режиме интерактивного (диалогового) взаимодействия.
Традиционно, каждая встреча с преподавателем начинается с обсуждения вопросов по теории, которые школьники разработали самостоятельно. При этом, старшеклассники поочередно выступают в роли учителя, адресуя вопросы по изученной теме всей группе обучающихся в психолого-педагогических классах, а преподаватель выполняет роль консультанта, стороннего наблюдателя. Сам опрос по изученному материалу обучающиеся
могут спроектировать в творческой форме: это могут быть кроссворды, викторины, игры, проблемные дискуссии и др. Данный этап контактного взаимодействия, содействует не только обсуждению предварительно изученного материала непосредственно в аудитории, но и формирует профессиональные качества будущих педагогов, при этом активизирует обучающихся на предстоящую практическую работу по теме.
На следующем этапе занятия, преподаватель формирует микрогруппы из участников и раздает заранее спроектированные кейсы по изученной теме. В течение заданного времени, группа обучающихся находит психолого-педагогическую проблему, обсуждают варианты ее решения с опорой на знания теории, изученной самостоятельно в онлайн - формате.
Завершается очное занятие рефлексией и коллективной разработкой рекомендаций будущему педагогу по развитию и совершенствованию знаний по изученному вопросу.
На наш взгляд, реализация модели «перевернутого класса» в работе с профильными психолого-педагогическими классами, является наиболее эффективной, поскольку учитывает индивидуальные образовательные запросы, позволяет включить обучающихся в педагогическое творчество, развивает профессионально-значимые качества у будущих абитуриентов педагогических вузов, формирует устойчивую мотивацию на педагогическую профессию.
Следующей важной содержательно-методической составляющей при организации смешанного обучения в работе с педагогическими классами, являются занятия на базе «Технопарка универсальных педагогических компетенций» - инновационной площадке, функционирующей в ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет» на которой реализуется еще одна модель смешанного обучения - «ротация станций». Применение данной модели в образовательном процессе формирует самостоятельность, гибкость мышления, ответственность за результат собственных действий, способность к адекватной оценке себя и своих знаний [7].
Реализация модели «ротация станций» в практической деятельности преподавателя, требует тщательной организационно-
методической подготовки: разработку маршрутных листов, подбор материала и содержания заданий, а также обязательное обеспечение занятия специальным
оборудованием: планшетами, компьютерами с электронными образовательными ресурсами [5].
В ходе занятия, обучающиеся в микрогруппах посещают каждую станцию, организованную по различным видам деятельности: станция консультации с преподавателем, станция работы с цифровыми образовательными ресурсами и станция проектной работы. При этом, преподаватель следит за тем, чтобы каждая группа побывала на всех станциях: группы перемещаются по заранее выданному маршрутному листу с четким регламентом посещения станции. В начале занятия обучающимся сообщается о навыках, которые должны сформироваться к концу изучения данной темы, критериях оценки, а также предлагается набор заданий для тренировки каждого навыка с учётом уровня сложности [3].
Технология формирования групп
осуществляется стихийным (жребий, цвет и формы жетонов) или целевым способом (подготовленность обучающихся к конкретному виду работы, характер межличностных отношений, возрастные и личностные особенности, профессиональные интересы и планы обучающихся) [1].
На станции работы с педагогом «офлайн», осуществляется консультационный пункт по проблемным вопросам изучаемой темы, индивидуальная работа с продвинутыми и имеющими затруднения обучающимися, совместное обсуждение и обратная связь с каждым участником.
На станции работы с цифровыми ресурсами «онлайн», обучающиеся могут посмотреть видеоматериалы, ознакомиться с дополнительной информацией по теме в сети интернет, пройти онлайн - тестирование и выполнить контрольные задания с учетом самостоятельно выбранного уровня сложности.
На станции проектной работы - обучающиеся психолого-педагогических классов отрабатывают знания, в ходе практической работы над групповым мини-проектом (например, фрагмент урока с применением изученного на занятии метода обучения, рекомендации педагогам и родителям по профилактике тех или иных психолого-педагогических проблем школьников, иное практическое задание на лабораторном оборудовании Технопарка), развивают навыки сотрудничества и взаимодействия [8].
На наш взгляд, применение модели «ротации станций» с обучающимися психолого-педагогических классов, имеет больше возможностей по сравнению с традиционным обучением: во-первых, стимулирует
самостоятельность и ответственность за собственный образовательный результат, побуждает к осознанному поиску необходимой информации, формирует профессионально-педагогическую мотивацию и интерес к изучаемой теме, за счет смены видов деятельности; во-вторых, содействует реализации принципа индивидуализации обучения, поскольку предоставляет возможность педагогу выстраивать индивидуальные маршруты для каждого обучающегося, с учетом его возможностей и способностей; в третьих, погружает будущих педагогов в интерактивную образовательную среду, готовит их к реализации моделей смешанного обучения в собственной практической деятельности.
В части реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся психолого-педагогических классов, нами используется модель «смешанных проектов», которая предполагает комплексное сочетание онлайн и очных практических исследований по выбранной теме.
Обычно, в формате онлайн осуществляется поиск, систематизация и анализ информации по проблеме, групповое обсуждение в чате промежуточных результатов психолого-педагогического проекта с преподавателем-консультантом от школы, с учеными -экспертами из числа профессорско-преподавательского состава вуза. В онлайн-работе над исследовательским проектом могут принимать участие обучающиеся психолого-педагогических классов из разных территорий, проводящие аналогичное исследование в собственной школе, с дальнейшим обсуждением в сети полученных результатов [9].
Для формата офлайн - работы лучше всего подходят этапы запуска проектов старшеклассников на базе исследования в формате педагогических проб, а также презентация полученных результатов на научно-практических мероприятиях, например, в 2022 году учащиеся психолого-педагогических классов принимали участие в региональной научно-практической конференции «Инновационное образование глазами молодежи» организованной на базе ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ».
Эффективность реализации модели «смешанных проектов» зависит от следующих моментов:
- грамотного распределения ролей и функций участников проекта;
- предварительного закрепления ведущего консультанта по теме проекта из числа профессорско-преподавательского состава
университета и ответственного куратора проекта от школы;
- определения графика онлайн-консультаций и групповых обсуждений промежуточных результатов проекта в чате;
- наличия четкого плана и программы работы над исследованием;
- включенности каждого члена команды в решение задач проекта, соблюдение обратной связи внутри проектной группы на всех этапах работы и сроков выполнения заданий.
На наш взгляд, внедрение модели «смешанных проектов» в практическую работу с обучающимися психолого-педагогических
классов, содействует формированию проектно-исследовательских и цифровых навыков будущих педагогов, развивает самостоятельность и инициативность, совершенствует навыки коллективного сотрудничества в процессе совместного научного исследования, формирует первый опыт взаимодействия в профессионально-педагогическом сообществе.
Реализация технологии смешанного обучения с обучающимися психолого-педагогических классов не ограничивается тремя вышеперечисленными моделями, успешно применяемыми в процессе допрофессионального сопровождения будущих абитуриентов педагогических вузов. Наибольший интерес, представляет собой практическая апробация консультационной модели смешанного обучения - «смешанное консультирование», реализуемой в рамках работы консультационного центра «Шаги в педагогическую профессию»,
функционирующего на базе профильного университета.
Данный формат наиболее удобен для обучающихся в психолого - педагогических классов из областных территорий, которые занимаются по индивидуальным
образовательным маршрутам в дистанционном формате и приезжают в педагогический университет на очные сессии в период школьных каникул.
Специфика «смешанного консультирования» заключается в комплексном сочетании очных и дистанционных форматов педагогического взаимодействия и индивидуальном, адресном сопровождении ранних профессиональных интересов обучающихся психолого-
педагогических классов [7].
В процессе реализации рассматриваемой модели, обучающиеся психолого-педагогических классов из удаленных территорий, изъявившие желание углубленно изучать то или иное направление педагогической деятельности,
выбирают педагога-наставника от университета, с которым хотели бы составить и пройти образовательный маршрут. При этом, педагог -наставник выступает в роли тьютора: в индивидуальном порядке устанавливает расписание онлайн-консультаций и очных сессионных встреч в рамках работы консультационного центра, совместно со старшеклассником определяет сроки
сотрудничества, осваиваемые направления допрофессиональной подготовки, подбирает конкурсы и олимпиады по психолого-педагогическому профилю, оформляет договор о сотрудничестве, который носит не юридический характер, а является мотивационным элементом в образовательном процессе, организованном по консультационной модели.
Модель «смешанного консультирования» содержит все ключевые характеристики смешанного обучения: персонализацию, адресное взаимодействие посредствам интернет-технологий и цифровых ресурсов, непосредственную живую обратную связь с преподавателем в период очных консультационных сессий, при этом старшеклассникам предоставляется право самостоятельного планирования программы саморазвития профессиональных качеств, выбора режима и продолжительности занятий.
Заключение. Тенденции развития
непрерывного педагогического образования и подготовки педагога к профессиональным вызовам будущего, диктуют современным педагогическим вузам включаться в активную работу по сопровождению классов психолого-педагогической направленности на собственной базе, брать роль своеобразных ресурсных центров подготовки педагогических кадров начиная с этапа довузовского обучения, заканчивая послевузовским дополнительным
профессиональным образованием.
В рамках проведенного исследования, проанализированы образовательные возможности технологии смешанного обучения, реализуемой в
работе с классами психолого-педагогической направленности на базе педагогического университета. Авторами представлены содержательно-методические аспекты внедрения моделей смешанного обучения в практическую деятельность педагогов системы общего и профессионального образования,
осуществляющих профильное обучение и психолого-педагогическое сопровождение
допрофессиональной подготовки
старшеклассников. В результате применения технологии смешанного обучения в образовательном процессе, наилучшим образом сочетаются преимущества цифровых ресурсов для онлайн обучения и педагогических технологий очного взаимодействия с обучающимися.
Благодаря различным моделям организации смешанного обучения с обучающимися профильных классов психолого-педагогической направленности, в полной мере решаются задачи активизации самостоятельной деятельности, погружения старшеклассников в учебно-воспитательную среду педагогического университета, формирования устойчивого интереса и мотивации к педагогической профессии. Кроме этого, занятия в формате смешанного обучения способствуют
формированию необходимых профессиональных качеств будущих педагогов, таких как: способность к организации обучения, кооперации и коммуникации в онлайн и офлайн среде, умение индивидуализировать образовательный процесс, принимать оперативные решения в нестандартных педагогических ситуациях, организовать стабильное педагогическое взаимодействие вне зависимости от меняющихся внешних условий.
Результаты исследования вносят вклад в совершенствование процесса педагогического сопровождения профильных классов психолого-педагогической направленности, посредствам реализации технологии смешанного обучения.
Литература:
1. Байбородова Л.В., Данданова С.В. Этапы организации групповой работы в учебном коллективе / Л.В. Байбородова, С.В. Данданова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 6. - С. 74-82.
2. Блинов В.И., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации / В.И. Блинов, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 1. - С. 4-25.
3. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности / С.Б. Велединская, М.Ю. Дорофеева // Высшее образование сегодня. -2014. - № 8. - С. 8-13.
4. Гончарук Н.П., Хромова Е.И. Проблемы интеграции педагогических технологий и цифровых ресурсов в образовательном процессе / Н.П. Гончарук, Е.И. Хромова // Казанский педагогический журнал. -2021. - № 6(149). - С. 75-83.
5. Григорьева И.В. Развитие и внедрение технологии смешанного обучения (Blended Learning) и онлайн-обучения, как важной составляющей цифровизации образования / И.В. Григорьева // Вестник Университета Российской академии образования. - 2021. - № 3. - С. 34-45.
6. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / Э. Гэйбл. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 108 с.
7. Денисова А.С. Развитие смешанного обучения в условиях цифровизации образовательного процесса Российской Федерации / А.С. Денисова, О.Н. Чернухина // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2021. - № 10-12(78). - С. 28-30.
8. Джайсвал П. Интеграция образовательных технологий для повышения академических достижений учащихся / П. Джайсвал //
Международный журнал новых технологий в обучении. - 2020. - № 15(2). - С. 145-159.
9. Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Хоченкова Т.Е. Смешанное обучение как механизм формирования навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся / Н.В. Любомирская, Е.Л. Рудик, Т.Е. Хоченкова // Исследователь/Researcher. - 2019. - № 3(27). - С. 165-180.
10. Нагаева И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности / И.А. Нагаева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 6. - С. 56-67.
11. Слободчикова Г.С. Эффективность технологии смешанного обучения в повышении качества образования / Г.С. Слободчикова // Народное образование Якутии. - 2021. - № 4(121). - С. 37-39.
References:
1. Baiborodova L.V., Dandanova S.V. Stages of organization of group work in the educational team / L.V. Baiborodova, S.V. Dandanova // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2016. - № 6. - P. 74-82.
2. Blinov V.I., Sergeev I.S. Models of blended learning in vocational education: typology, pedagogical effectiveness, implementation conditions / V.I. Blinov, I.S. Sergeev // Professional education and labor market. - 2021. - № 1. - P. 4-25.
3. Veledinskaya S.B., Dorofeeva M.Yu. Blended learning: secrets of efficiency / S.B. Veledinskaya, M.Yu. Dorofeeva // Higher education today. - 2014. - № 8. - P. 813.
4. Goncharuk N.P., Khromova E.I. Problems of integration of pedagogical technologies and digital resources in the educational process / N.P. Goncharuk, E.I. Khromova // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - № 6(149). - P. 75-83.
5. Grigorieva I.V. Development and implementation of blended learning technology and online learning as an important component of the digitalization of education / I.V. Grigorieva // Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. - 2021. - № 3. - P. 34-45.
6. Gable E. Digital transformation of school education. International experience, trends, global recommendations / E. Gable. - M.: NRU HSE, 2019. - 108 p.
7. Denisova A.S. Development of blended learning in the context of digitalization of the educational process in the Russian Federation / A.S. Denisova, O.N. Chernukhina // Actual scientific research in the modern world. - 2021. - № 10-12(78). - S. 28-30.
8. Jaiswal P. Integration of educational technologies to improve students' academic achievements / P. Jaiswal // International Journal of New Technologies in Education. -2020. - № 15(2). - P. 145-159.
9. Lyubomirskaya N.V., Rudik E.L., Khochenkova T.E. Blended learning as a mechanism for the formation of students' design and research skills / N.V. Lyubomirskaya, E.L. Rudik, T.E. Khochenkova // Researcher / Researcher. -2019. - № 3(27). - S. 165-180.
10. Nagaeva I.A. Blended learning in the modern educational process: the need and opportunities / I.A. Nagaeva // Russian and foreign pedagogy. - 2016. - № 6. -P. 56-67.
11. Slobodchikova G.S. The efficiency of blended learning technology in enhancing the quality of education / G.S. Slobodchikova // Public Education of Yakutia. - 2021. - № 4 (121). - P. 37-39.
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)
Сведения об авторах:
Ворожейкина Анфиса Вячеславовна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, директор Института непрерывного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», e-mail: [email protected]
Салаватулина Лия Рашитовна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии» ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», e-mail: [email protected]
Ярославова Галина Юрьевна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, e-mail: [email protected]