9. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2013. - 432 с.
10. Тронева Л.Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. -2013. - № 10. - 183 с.
Педагогика
УДК 373.1
кандидат педагогических наук, доцент Аксёнов Сергей Иванович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); аспирант Лабутин Андрей Сергеевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Лабутина Нина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ И ВУЗА: ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Цель исследования: определить цели, основные направления и перспективы проекта по развитию профильных 10-х и 11-х классов психолого-педагогической направленности в Нижегородской области. В статье раскрыты этапы допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся профильных психолого-педагогических классов, уровни методического сопровождения и перспективы проекта развития профильных классов психолого-педагогической направленности.
Ключевые слова: профильный класс психолого-педагогической направленности, методическое сопровождение.
Annotation. The purpose of the research is to determine the goals, main directions and prospects of the project for the development of specialized 10th and 11th grades of psychological and pedagogical orientation in the Nizhny Novgorod region. The article reveals the stages of pre-professional pedagogical training of students of specialized psychological and pedagogical classes, the levels of methodological support and the prospects of the project for the development of specialized classes of psychological and pedagogical orientation.
Keywords: profile class of psychological and pedagogical orientation, methodological support.
Введение. Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед Российской Федерацией, согласно национальным целям развития - войти в десятку стран по качеству общего образования. Организовать и поддержать эффективность системы выявления и привлечения в педагогическую профессию мотивированной, интеллектуально и духовно развитой молодежи, занимающей активную гражданскую и жизненную позицию. Действенным механизмом реализации этого направления является профильная работа с обучающимися на этапе общего среднего образования. Решению этой задачи будет способствовать и создание со следующего учебного года 5 тысяч профильных педагогических классов на базе школ [5].
Исследование Байбородовой Л.В., Груздева М.В., Ходырева А.М., Чернявской А.П., Головиной И.В., Папутковой Г.А. показало, что в целом по стране в 4% образовательных организаций реализуются программы допрофессиональной педагогической подготовки в различных формах: педагогические или психолого-педагогические классы на базе одной общеобразовательной организации, «сетевые» или «распределенные» на базе нескольких образовательных организаций общего образования, онлайн-классы. Также реализуются программы дополнительного образования детей, направленные на допрофессиональную педагогическую подготовку, в рамках одной или нескольких образовательных организаций как общего, так и дополнительного образования [2, С. 4-5].
Изложение основного материала статьи. Разработанные Министерством просвещения Российской Федерации методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» (от 29 октября 2020 г. №Р-118) представляют более 10 вариантов их создания [7].
Развитие сети профильных классов психолого-педагогической направленности в Нижегородском регионе осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежной политики от 31.08.2021 № 316-01-63-2104/21, в соответствии с которым в качестве региональных координаторов определены следующие: НГПУ им. К. Минина (Мининский университет) - осуществляет методическое сопровождение функционирования психолого-педагогических классов в общеобразовательных организациях на уровне среднего общего образования (10-11-е классы); ГБОУ ДПО НИРО - осуществляет методическое сопровождение деятельности по профессиональной ориентации обучающихся на педагогические профессии в общеобразовательных организациях на уровне основного общего образования (8-9 классы). Также в качестве организаций-кураторов, осуществляющих профориентационное сопровождение функционирования психолого-педагогических классов на уровне основного общего образования определены следующие: ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького». В данном приказе указано около 30 общеобразовательных организаций Нижнего Новгорода и Нижегородской области в которых функционируют или будут открыты профильные классы психолого-педагогической направленности. По сути, данный приказ определил региональную систему развития сети психолого-педагогических классов.
Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся профильных психолого-педагогических классов включает два этапа. На первом, пропедевтическом этапе (8-9 классы) осуществляется подготовка детей к осознанному выбору психолого-педагогического профиля, создание организационно-педагогических условий для их успешной адаптации к специфике обучения в соответствии с моделью профильного класса психолого-педагогической направленности, формирование устойчивого позитивного отношения к педагогической профессии. Важное значение на данном этапе имеет психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление интереса, мотивации, способностей к педагогической профессии и профессиональное сопровождение всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).
На втором, основном этапе профильной психолого-педагогической подготовки. (10-11 классы) необходимо создать условия для профессионального самоопределения обучающихся и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии, развития устойчивой мотивации к педагогической деятельности, потребности в самопознании, а также для развития определенных умений и навыков, необходимых для будущей профессионально-педагогической деятельности посредством профессиональных проб. Данный этап сопровождается психолого-педагогической диагностикой в контексте выявления и сопровождения педагогической одаренности, профессиональной поддержкой всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) [1, С. 267].
Л.В. Байбородова в определении концептуальных положений допрофессиональной педагогической подготовки школьников выделяет ряд принципов, среди которых ключевым, на наш взгляд, является принцип мотивационного обеспечения психолого-педагогической подготовки школьников. Данный принцип представляет собой последовательное развитие мотивационных состояний обучающихся, побуждающих их к активной деятельности и способствующий осознанному профессиональному самоопределению с помощью привлекательных перспектив, позволяющих удовлетворять интересы и потребности обучающихся; включение их в посильную деятельность, позволяющую испытать радость от своих достижений; создание ситуаций успеха, поддержку достижений каждого ребенка; формирование ценностных ориентаций, идеалов, связанных с психолого-педагогической деятельностью; осознание своих возможностей и склонностей к психолого-педагогической деятельности; использование положительных образцов педагогической деятельности своих наставников, примеры талантливых педагогов и т.д. [3, С. 287].
Развитие системы непрерывного педагогического образование на уровне допрофессиональной психолого-педагогической подготовки обучающихся как важнейшего стартового структурного элемента необходимо осуществлять в сетевом взаимодействии школы и педагогического вуза, что позволяет обеспечить эффективное функционирование сети профильных классов психолого-педагогической направленности в регионе [8].
Следует отметить, что работа по открытию профильных классов психолого-педагогической направленности в Нижегородской области на этапе новейшей истории началась до ее официального старта на федеральном уровне. Мининский университет во взаимодействии с общеобразовательными организациями Нижегородской области в рамках сетевого сотрудничества и на инициативной основе стали открывать пилотные психолого-педагогические классы. 1 сентября 2017 года был открыт первый психолого-педагогический класс на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя школа № 3 г.о.г. Бор.
В профильный психолого-педагогический класс принимаются обучающиеся школ г.о.г. Бор независимо от места их проживания, на основании прохождения индивидуального отбора.
Реализация программы проекта осуществляется через учебные уроки по предметам: «Педагогика» и «Психология», которые включены в учебный план общеобразовательной организации. Учебный план предусматривает двухлетний срок профильного обучения. Форма обучения в психолого-педагогических классах - очная. Занятия проходят 2 раза в неделю по 4 часа: 2 часа «Педагогика» и 2 часа «Психология». Занятия проводят научно-педагогические работники Мининского университета.
В 2018 году проект "Психолого-педагогический класс" начала реализовать клиническая база практики Мининского университета МБОУ "Школа №169" (директор Столярова Светлана Николаевна, преподаватели: Базарнова Н.Д., Ханова Т.Г., Бичева И.Б., Аксенов С.И., Быстрицкая Е.В. и др.). Реализация программы проекта осуществляется через факультативные занятия по предметам: «Педагогика» и «Психология». Предусмотрен двухлетний срок профильного обучения. Форма обучения в психолого-педагогических классах - очная. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа: 1 час «Педагогика» и 2 часа «Психология».
В 2019 году психолого-педагогический класс создан на базе участника УМО Мининского университета МБОУ №97 Ленинского района г. Н.Новгорода (директор Регалова Татьяна Владимировна, преподаватели: Иванова И.А., Федосеева Т.Е., Никитина А.А.). Организационная форма реализации проекта - элективный курс, компонент учебного плана, который реализован через индивидуально-групповые занятия (часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений).
Программа рассчитана на 2 года обучения (10-11 классы), построена по модульному принципу. Учащиеся изучают следующие модули: «Человек в мире и мир в человеке», «Психология самопознания», «Психология профессий». 2 часа в неделю «психология», 2 часа в неделю «педагогика» (проектная деятельность).
За время реализации проекта количество обучающихся нарастало с 23 человек в 2017-2018 году до 80 человек в 2018-2019 и 104 человек в 2019-2020. К 2020-2021 году их количество уменьшилось до 54 человек.
С 2017 года в Мининский университет поступило 39 выпускников психолого-педагогических классов, при этом, в 2017-2018 году их было 5 чел., в 2018-2019 году 18 чел., в 2019-2020 году 11 чел., а в 2019-2020 году 5 чел.
С сентября 2021 года в Нижегородской области функционирует 29 профильных 10-11-х классов психолого-педагогической направленности в 27 общеобразовательных организациях.
Проект предполагает реализацию следующих направлений взаимодействия Мининского университета и общеобразовательных организаций Нижегородской области:
1. Разработка концепции профильных классов психолого-педагогических Нижегородского региона и методического обеспечение их функционирования. В настоящий момент осуществляется общественно-профессиональное обсуждение концепции профильных психолого-педагогических классов Нижегородского региона.
Методическое сопровождение включает несколько уровней.
Во-первых, осуществляется разработка и апробация примерных образовательных программ по курсам «Педагогика/Основы педагогики/Введение в педагогику», «Психология/Основы психологии/Введение в психологию», «Педагогическая практика» проходят экспертизу. В соответствии с этими программами разрабатываются учебные пособия.
Во-вторых, Миниский университет реализует Инновационный образовательный проект: «Профильный интерактивный онлайн курс для психолого-педагогических классов как инструмент выявления, сопровождения педагогической одаренности и профессионального самоопределения старшеклассников» (2021-2023 гг.) в рамках Федеральной инновационной площадки в соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.12.2020 г. № 1580 «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования», вступает в силу с 15.02.2021 г. [6].
В-третьих, для учащихся классов психолого-педагогической направленности организуются каникулярные школы, конкурсы и пр. Например, в первом семестре 2021 кафедры общей и социальной педагогики и практической психологии проводят онлайн уроки для обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности.
Таблица 1
Тематика онлайн-уроков для психоло-педагогических классов Нижегородской области на первое полугодие
2021-2022 учебного года
Дата Тема урока Аннотация:
30.09.21 ШОУ-ПЕДАГОГИКА: начало нового Событие-погружение, в котором участники станут действующими лицами образовательного процесса. Участникам предстоит прохождение он-лайн-квеста в смешанных группах обучающихся разных школ. Шоу-программа включает в себя путешествие по педагогической карте мира, участие в "Своей игре", ворк-шоп и многое другое.
28.10.21 Дискуссия - Психология как наука. Мифы о психологах и психологии. Само слово «психология» притягивает людей давно. Многие себя считают психологами по жизни. Чем «бытовая» психология отличается от научной? Какие ложные представления о себе и представителях психологических профессий накопила эта наука? Мифы о психологах и психологии и их развенчивание на нашей дискуссии.
25.11.21 Проектный перформанс: педагогические профессии будущего. Участники онлайн урока откроют для себя педагогические профессии будущего, разработают и представят творческие проекты в смешанных командах. В ходе занятия будет предоставлена уникальная возможность выявить педагогические способности с помощью цифрового диагностического инструментария.
23.12.21 Мотивы выбора профессии. Как избежать ошибок в выборе профессии. Профессиональный навигатор Мининского университета. Участники онлайн урока смогут осознать мотивы выбора профессии; узнают как избежать ошибок при выборе профессии; познакомятся с профессиональным навигатором Мининского университета, работа с которым поможет выбрать направление профессионального маршрута.
В-четвертых, организуется повышение квалификации педагогов общеобразовательных организаций, реализующих программы профильных классов психолого-педагогической направленности. С 2021 года Мининским университетом разработана и реализуется программа курсов повышения квалификации для преподавателей «Профессиональное сопровождение психолого-педагогических классов: специфика и инструменты», рассчитанная на 72 часа. Программа реализуется в форме онлайн-курса с использованием технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на портале открытого образования Мининского университета.
Целью данной программы является создание условий для овладения педагогическими работниками знаниями и умениями, связанными с организацией допрофессиональной подготовки учащихся профильных классов психолого-педагогической направленности, организацией и содержанием учебно-воспитательного процесса в этих классах с применением современных цифровых инструментов и инновационных образовательных технологий.
Выводы. Авторский коллектив определил следующие задачи программы:
- сформировать представления о прогностическом и вариативном характере событийного подхода в работе с детьми в психолого-педагогического классе;
- обеспечить овладение основами планирования контекста деятельности и организации урока в психолого-педагогическом классе;
- создать условия для систематизации и расширения банка образовательных технологий для работы на уроке в психолого-педагогическом классе;
- способствовать формированию представлений о содержании, структуре, новых форматах, специфике и подходах к проектированию современных воспитательных практик в условиях психолого-педагогических классов;
- содействовать развитию готовности вовлекать обучающихся психолого-педагогических классов в проектирование и организацию различных воспитательных практик, осуществление их дифференцированного отбора и использования;
- способствовать формированию готовности использовать возможности детско-взрослой общности, детских движений и организаций, а также других внутренних и внешних ресурсов образовательной организации для проектирования и реализации современных воспитательных практик в психолого-педагогических классах;
- познакомить педагогических работников с содержанием понятий: «психодидактика», «когнитивное развитие личности», «образовательная среда»;
- способствовать осознанию педагогическими работниками специфики изложения психологических знаний;
- сформировать навыки организации учебно-исследовательской деятельности учащихся психолого-педагогического класса;
- отработать навыки использования техник конструктивного взаимодействия с обучающимися.
На данной программе ДПО обучается около 40 педагогов профильных классов психолого-педагогической направленности Нижегородской области. В дальнейшем планируется реализация данной программы в других субъектах Российской Федерации.
Таким образом, перспективами развития проекта Мининского университета по развитию сети профильных классов психолого-педагогической направленности являются:
- создание региональной ассоциации педагогов профильных классов психолого-педагогической направленности;
- проведение предметных олимпиад по педагогике и психологии для обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности;
- организация научно-методических конференций, вебинаров, круглых столов по обобщению, тиражированию передового опыта функционирования психолого-педагогических классов;
- создание Регионального психолого-педагогического ресурсного Центра сопровождения психолого-педагогических классов Нижегородского региона и др.;
- создание информационно-коммуникативного портала как эффективного инструмента трансляции опыта и управления, а также фактор сетевой интеграции на основе взаимодействия с исследователями и образовательными организациями как своего региона, так и других регионов РФ в решении проблемы создания и функционирования
психолого-педагогических классов в контексте устойчивого воспроизводства педагогических кадров в Нижегородском регионе.
Литература:
1. Аксёнов С.И., Базарнова Н.Д. Риски и перспективы развития системы психолого-педагогических классов / Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума / под ред. И.В. Лободы, А.В. Золотаревой. -Электрон. текстовые дан. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. - С. 265-269.
2. Байбородова Л.В., Груздев М.В., Ходырев А.М., Чернявская А.П., Головина И.В., Папуткова Г.А. Перспективы допрофессиональной педагогической подготовки школьников в современных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2021. - Т.7. - №3. - С. 3-13.
3. Байбородова Л.В. Концептуальные положения допрофессиональной педагогической подготовки школьников / Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума / под ред. И.В. Лободы, А.В. Золотаревой. -Электрон. текстовые дан. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. - С. 284-289.
4. Зайцева С.А., Беляева Т.К., Аникина Т.Н. Особенности построения профильного интерактивного онлайн курса для психолого-педагогических классов // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72 (1). - С. 101-103.
5. Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16))
6. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 25 декабря 2020 г. № 1580 "Об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования"
7. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования от 30 марта 2021 г. N ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций».
8. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных основах / Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 2 (35).
Педагогика
УДК 378.046.4
доктор педагогических наук,
профессор Александрова Наталья Сергеевна
Вятский социально-экономический институт (г. Киров); аспирант частного образовательного учреждения высшего образования Кропачева Ольга Владимировна
Вятский социально-экономический институт (г. Киров)
ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ
Аннотация. В данной статье рассматриваются преимущества и недостатки, возникающие при реализации программ повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы с применением дистанционных образовательных технологий. Авторами приводятся методические рекомендации о порядке организации образовательной деятельности в образовательных организациях, находящихся в ведении ФСИН России.
Ключевые слова: повышение квалификации, уголовно-исполнительная система, дополнительное профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии.
An^tatton. This article discusses the advantages and disadvantages arising from the implementation of professional development programs for employees of the penitentiary system using distance learning technologies. The authors provide methodological recommendations on the organization of educational activities in educational organizations under the jurisdiction of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Keywords: professional development, penal enforcement system, additional professional education, distance educational technologies.
Введение. В условиях современного состояния экономики Российской Федераций, основным направлением которой становится интеграция в мировое хозяйственное общество, ведущая роль отводится качественной подготовке специалистов в различных областях экономики и общества в целом.
Уголовно-исполнительная система Российской Федерации осуществляет подготовку кадров путем:
1. обучения по основным образовательным программам профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительной системе, программам среднего профессионального и высшего образования;
2. обучения по дополнительным профессиональным программам;
3. профессиональной служебной и физической подготовки.
Федеральная служба исполнения наказаний (далее по тексту - ФСИН России) отводит особую роль подготовке кадров в рамках дополнительного профессионального образования сотрудников по программам повышения квалификации, профессиональной подготовки, подчеркивая важность получения сотрудниками новых знаний, умений и навыков или совершенствования имеющихся компетенций для качественного выполнения возложенных служебных задач. При этом обучение сотрудников может реализовываться с определенной периодичностью, а также непрерывно в связи с постоянным совершенствованием профессиональных стандартов.
Изложение основного материала статьи. Впервые о непрерывном образовании заговорили еще во времена древних философов. Принято считать, что данное понятие официально было употреблено в 1968 г. в рамках генеральной конференции ЮНЕСКО.
С середины 1970-х годов идея непрерывного образования положена как основополагающая всех реформ в образовании. Как правило, непрерывное образование осуществляется по следующим направлениям:
1. образование на протяжении всей жизни;
2. образование взрослых;
3. непрерывное профессиональное образование.
На наш взгляд, понятие непрерывное профессиональное образование» должно обеспечивать постоянное совершенствование уже имеющихся навыков и знаний, а также приобретение новых.