Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 апреля 2021 г. №297).
2. Панков Н.А. Тезисы доклада круглый стол, посвящённый военному образованию // Международный военно-технический форум «Армия-2020». Электронный ресурс: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12309587@egNews (дата обращения 05.12.2021)
3. Авуза А.А. Повышение качества обучения слушателей и курсантов на основе внедрения информационно-дидактических технологий (по результатам проведения педагогического эксперимента) // Военный академический журнал. - 2019. - № 2 (22).
4. Алехин И.А., Айнутдинова И.Н., Трегубова Т.М. и др. ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность как ключевые индикаторы профессионального развития и роста преподавателя // Мир образования и образование в мире. - 2019. - №2.
5. Бурмакина В.Ф. ИКТ-компетентность учащихся: тезисы доклада / В.Ф. Бурмакина, И.И. Фалина // Международная научно-практическая конференция RELARN. - 2006.
6. Горбунова, Л.Н. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система / JI.H. Горбунова, А.М. Семибратов // Педагогическая информатика. - 2004. - №3.
7. Елизаров, А.А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада // Международная научно-практическая конференция REPARN. - 2004.
8. Картукова, А.А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога / А.А. Картукова // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сборник материалов участников конференции. - Санкт-Петербург: Международные образовательные проекты. - 2019.
9. Лебедева, М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее сформировать / М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова // Информатика и образование. - 2004. - №3.
10. Урсова О.В. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников [Текст]: автореф. дис... канд.пед. наук. - Великий Новгород. - 2006.
11. Федак Е.И. Саморазвитие личностно-профессиональной компетентности у обучающихся в учебных военных центрах / И.А. Алехин, Е.И. Федак, А.Е. Денисов // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. - 2018. - №2.
12. Howe, Neil; Strauss, William, Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. - New York: William Morrow and Company. - 1991.
13. UNESCO. ICT competency framework for teachers / France, Paris. - 2019. Электронный ресурс: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2019/05/ICT-CFT-Version-3-Russian-1.pdf (дата обращения 05.12.2021)
Педагогика
УДК 378
кандидат биологических наук, доцент Агеева Елена Львовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат биологических наук, доцент Губарева Марина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат биологических наук, доцент Егорова Юлия Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки» (г. Нижний Новгород)
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРИЕМА
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассмотрены методические аспекты изучения здорового образа жизни в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». Обоснованы методические и методологические основы применения технологии проблемного обучения при изучении данной темы. Представлена разработанная авторами методическая модель использования приемов проблематизации на уроках основы безопасности жизнедеятельности. Модель имеет системный характер и образована сочетанием целевого, содержательного, процессуального и диагностического компонентов.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, здоровый образ жизни, технология проблемного обучения, методическая модель.
Annotation. The article deals with the methodological aspects of the study of healthy lifestyles in the school course of the basics of life safety. The methodological and methodological basis for the use of problem-based learning technology in the study of this topic is substantiated. The methodical model of using problematization techniques at the lessons of the basics of life safety developed by the authors is presented. The model has a systemic nature and is formed by a combination of target, content, procedural and diagnostic components.
Keywords: life safety, healthy lifestyle, technology of problem-based learning, methodological model.
Введение. Здоровье человека как биологическое явление и социальный феномен с древнейших времен являлось центральным объектом исследований сначала в медицинской и биологической науках, а в последствии в исторической, социальной, экологической науках и других областях знаний. Еще в далекие древние времена люди осознали ценность здоровья, для каждого человека и не случайно появилась поговорка о том, что «здоровый нищий счастливее больного короля». Именно здоровье в большей мере определяет качество жизни каждого из нас.
Тема влияния образа жизни на здоровье, в настоящее время является очень популярной, телевидение предлагает целые каналы с программами о здоровом образе жизни, многочисленные блогеры ведут трансляции через социальные сети. Нам предлагают различные авторские ультраэффективные методики оздоровления, которые чаще всего не имеют никаких научных подтверждений, а их бесконтрольное применение может быть опасным для жизни и здоровья. Фундаментальные знания о строении и функционирование организма человека, а так же об опасностях и факторах риска, позволяют критически оценивать различные оздоровительные рекомендации, обещающие быстрый результат в достижении хорошей
физической формы и психологического благополучия. Безграмотное и стихийное применение оздоровительных методик может привести к серьезным проблемам в здоровье, особенно это касается детей и подростков, организм которых находится в стадии физического и психологического формирования.
В связи с этим, изучение вопроса как образ жизни влияет на здоровье, для школьников разного возраста является очень актуальным.
Тема сохранения здоровья и повышение качества жизни занимает важное место в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности. В современных учебниках и учебно-методической литературе подробно рассматриваются составляющие здорового образа жизни, даются практические рекомендации по сохранению и укреплению здоровья с учетом возраста обучающихся.
Проведенный нами анализ образовательной практики в области безопасности жизнедеятельности, показал, что существуют противоречия между основополагающей ролью здорового образа жизни, как ключевой содержательной линией курса основ безопасности жизнедеятельности и между актуальностью применения приема проблематизации.
Изложение основного материала статьи. Обеспечение безопасности жизнедеятельности является важной проблемой для каждого человека независимо от возраста. Принимая во внимание ценность для каждого из нас жизни, здоровья и окружающей среды как среды нашей жизни, нам постоянно приходится выбирать стратегии собственного безопасного поведения, чтобы не навредить себе, другим людям и природе.
Учитывая, как правило, неоднозначность принимаемых решений, наличие альтернативных вариантов для наших действий и поступков, технология проблемного обучения изначально выступает ключевой методологической и методической основой образования в области безопасности жизнедеятельности.
Обратим внимание, что в данной образовательной области накоплен определенный педагогический опыт использования технологии проблемного обучения в освоении вопросов, касающихся основ безопасности жизнедеятельности (Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Алексеев, С.Н. Вангородский, Н.Ф. Виноградова, С.П. Данченко, С.Л. Ермоленко, Г.С. Камерилова, М.А. Картавых, Г.А. Костецкая, М.И. Кузнецов, Э.М. Кузнецова, В.Н. Латчук, М.В. Маслов, А.А. Михайлов, Л.А. Михайлов, О.Н. Пономарева, А.Т. Смирнов, В.Н. Суслов, О.М. Филатова, Б.О. Хренников и другие) [4, 5, 6].
Анализ психолого-педагогических исследований по проблемному обучению показал многообразие подходов к определению данного феномена.
Существующие мнения дают возможность рассматривать проблемное обучение, как проблемный метод (И.Я. Лернер, В. Оконь), как проблемный подход (Т.А. Ильина, М.Н. Скаткин) и как технологию проблемного обучения (Г.К. Селевко) [7, 9].
В основе проблемного обучения, по мнению большинства педагогов и психологов, выступает проблемная ситуация (Т.А. Ильина, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин). Проблемная ситуация вызывает у обучающихся интеллектуальное затруднение, когда они не могут найти объяснения какому-либо факту, явлению или процессу, а субъектного опыта недостаточно для решения проблемы. В сложившейся ситуации возникает потребность поиска новой информации и способов действий.
В исследованиях А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, «проблемная ситуация представляет собой особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, характеризуется таким психологическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия» [8]. По мнению авторов, основными компонентами проблемной ситуации являются:
- возникшая потребность новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;
- противоречие, вызванное недостатком прошлого опыта для выхода из сложившейся ситуации;
- познавательные потребности в виде внутренних условий, побуждающих обучающегося к действиям;
В педагогике сформулированы различные способы создания проблемных ситуаций, чаще всего это представление проблемной ситуации и подведение обучающихся к противоречию, предусматривая самостоятельный поиск его разрешения. В поисках путей решения, обучающиеся рассматривают различные позиции в системе противоречивых взаимоотношений, сравнивают, обобщают и делают выводы. Различают два типа проблемных ситуаций, одни предполагают решение учебных (научных) проблем, другие, подразумевают решение реальных (практических) проблем. Процесс их решения характеризуется поиском практического решения, в виде способа применения полученной информации в измененной, незнакомой ситуации. Основу этого вида проблемной ситуации, составляет решение ситуационных задач, содержание которых отражает реальные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются или могут столкнуть обучающиеся или их близкие. Именно такого типа, проблемные ситуации целесообразно применять при изучении раздела «здоровый образ жизни».
Пошаговый характер технологии проблемного обучения подробно рассмотрен в работах И.Я. Лернера, которым определены следующие этапы проблемного обучения: постановка проблемы, осознание противоречий и формулировка неизвестного, поиск решения и выдвижение гипотез, появление новых знаний, доказательство или опровержение гипотез, принятие решений [7]. Опыт использования проблемных ситуаций при изучении раздела здоровый образ жизни в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» мы отразили в методической модели: применение приёма проблематизации при изучении основ здорового образа жизни. Модель выполняет несколько функций: мотивационную, информационн-деятельностную, рефлексивно-оценочную, которые сопряжены с этапами приема проблематизации. Мотивационно-ценностная функция модели заключается в убеждение обучающихся важности сохранения здоровья и повышение качества жизни через здоровый образ жизни. Информационно-деятельностная функция связана с изучением большого объема информации о здоровом образе жизни, обучающиеся критически анализируют, оценивают, прогнозирую и проектируют в контексте применения приема проблематизации. Рефлексивно-оценочная функция заключается в организации рефлексии и оценки обучающимися собственной деятельности по освоению составляющих здорового образа жизни.
Методическая модель включает в себя следующие компоненты:
- целевой компонент, ориентирующий обучающихся на освоение основ здорового образа жизни;
- содержательный компонент, объединяющий систему знаний (опыт познавательной деятельности) о здоровье, здоровом образе жизни, его составляющих, профилактике неинфекционных заболеваний и вредных привычек. Объединяющий систему умений (опыт осуществления известных способов деятельности) ведения здорового образа жизни, соблюдения правил личной гигиены, опыт творческой деятельности в разработке мер профилактики неинфекцинных заболеваний, вредных привычек, опыт эмоционально-ценностного отношения к здоровью и жизни человека;
- процессуальный компонент, предусматривающий прохождение образовательного процесса через этапы приема проблематизации;
- диагностический компонент, подразумевающий определение уровня освоения содержания по здоровому образу жизни как: оптимальный, допустимый, пороговый.
Рассмотрим варианты применения приема проблематизации при изучении основ здорового образа жизни. Реализация данного приёма предусмотрена в виде решения обучающимися проблемных задач и осуществляется в несколько этапов.
Считаем, что значительное внимание на уроках основ безопасности жизнедеятельности при рассмотрении вопросов, касающихся основ здорового образа жизни следует обратить на многочисленные формы зависимого поведения (аддикции), которые получили в настоящее время практически повсеместное распространение. Коснемся некоторых из них: «Профилактика зависимых состояний. Игромания (гемблинг, лудомания)», «Зависимость от компьютерных игр».
«Профилактика зависимых состояний. Игромания (гемблинг, лудомания)»: первый этап - проблемная ситуация и постановка проблемы. Исторически игра является одной из первых форм деятельности человека в процессе его индивидуального развития. Именно в игре дети начинают познавать наш мир. Со временем к игровой деятельности у человека с его взрослением присоединяются и другие виды деятельности, вытесняя игру на второстепенные позиции. Однако, некоторые люди так увлекаются процессом игры, что она становится для них смыслом жизни в ущерб другим формам занятий. В этой связи в психологии и психотерапии выделяют одну из видов поведенческих зависимостей -гемблинг или лудомания. Этот вид аддикции связан с приверженностью к азартным играм на деньги. Этот вид зависимости в исторической ретроспективе является довольно древним и ведет свою историю еще из средневековья. Однако широкое распространение в нашей стране он получил в 90-е годы XX века в период массового распространения казино и игровых автоматов. Пристрастившиеся к этому виду развлечений люди проигрывали свою зарплату, недвижимость в надежде отыграться и сорвать большой куш, веря в то, что в этот раз им обязательно повезет. И остановиться люди уже не могли, их жизнь превращалась в замкнутый круг. Эти ситуации повторялись день ото дня, из месяца в месяц, из года в год. Разрушались семьи, игрок нищал, убивал в себе личность. Некоторые для того, чтобы найти деньги на новую игру шли на преступления. Человек был бы и рад остановиться, но это было уже не в его силах, зависимость превращалась в болезнь. Какие бы вы предположили причины развития игромании и какие пути ее избегания?
Второй этап - выдвижение гипотез. Обучающиеся выдвигают следующие причины погружения в зависимость от азартных игр:
- слабая занятость человека, большое количество свободного времени;
- отсутствие хобби;
- наличие изначально свободных денежных средств;
- желание самовыразиться и почувствовать себя успешным человеком.
Среди мер преодоления зависимости от азартных игр учащиеся предлагают:
- принудительное привлечение человека к трудовой деятельности;
- помощь родных и близких в поиске любимого занятия.
Третий этап - доказательство / опровержение гипотез. Каждая гипотеза и меры по преодолению зависимости рассматриваются обучающимися с разных позиций, с приведением конкретных примеров из жизни или истории.
На четвертом этапе - принятия решений, обучающимся предстоит сделать для себя определенный вывод о возможности / невозможности погружения в такое зависимое состояние. Естественно, результаты этого процесса скрыты и являются внутренними. Поскольку каждый ученик открыто будет отрицать возможность втягивания себя в игроманию. Это решение каждый принимает для себя сам и ставит для себя определенную систему табу.
Пример «Зависимость от компьютерных игр»: первый этап - проблемная ситуация и постановка проблемы. С развитием информационных технологий и производства компьютеров игра перешла в цифровой формат, в том числе онлайн. Многочисленные шарики, бродилки, стрелялки и другие игры завоевали популярность у людей разных возрастов и профессий. В целом, они помогают «убить» свободное время, когда у человека нет других занятий. Но постепенно они могут не только заполнять свободное время, но и нанести ущерб основным видам деятельности. Человек может полностью погрузится в виртуальную реальность. Какие бы вы предложили варианты предотвращения развития зависимости от компьютерных игр?
Второй этап - выдвижение гипотез.
Третий этап - доказательство / опровержение гипотез.
Четвертый этап - принятия решений - обучающимся предстоит сделать для себя определенный вывод о возможности / невозможности погружения в такое зависимое состояние.
Выводы. Рассмотрены и обоснованы теоретические основания использования приема проблематизации при обучении здорового образа жизни. В качестве теоретических оснований определены теория здорового образа жизни и психолого-педагогические основы технологии проблемного обучения, которые послужили фундаментом для конструирования системы изучения раздела «Здоровый образ жизни» в школьном курсе основы безопасности жизнедеятельности. Сконструирована модель освоения обучающимися вопросов здорового образа жизни на основе приема проблематизации. Модель выполняет несколько функций: мотивационную, информационн-деятельностную, рефлексивно-оценочную, которые сопряжены с этапами приема проблематизации, имеет системный характер и образована сочетанием целевого, содержательного, процессуального и диагностического компонентов.
Литература:
1. Агеева Е.Л., Жидкова Х.В. Методические аспекты изучения вопросов здорового образа жизни // Научный альманах. - 2015. - № 12-1 (14). - С. 431-434.
2. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - № 3. - 293 с.
3. Губарева М.А., Губарев А.В., Веряскин М.А. Освоение обучающимися основ здорового образа жизни на основе кластерного анализа // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70(4). - С. 118-121.
4. Камерилова Г.С., Козаренкова Е.С. Проблематизация образования в области безопасности жизнедеятельности как важнейший фактор его развития // Экспериментальные и теоретические исследования в XXI веке: проблемы и перспективы развития: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции». - Ростов на Дону. - 2018. - С. 107-111.
5. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В. Образование в области безопасности жизнедеятельности и устойчивое развитие // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 1-1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/141/142 (дата обращения 02.11.2021)
6. Костецкая Г.А. Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни»: к вопросу о методике обучения // Педагогика высшей школы. - 2015. - №3.1. - С. 94-97.
7. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? - М.: Знание, 1978. - 47 с.
8. Махмутов М.И. Избранные труды: В 7 т. / М.И. Махмутов. - Казань: Магариф-Вакыт, 2016. Т. 1: Проблемное обучение: Основные вопросы теории / Сост. Д.М. Шакирова. - 423 с.
9. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2013. - 432 с.
10. Тронева Л.Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. -2013. - № 10. - 183 с.
Педагогика
УДК 373.1
кандидат педагогических наук, доцент Аксёнов Сергей Иванович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); аспирант Лабутин Андрей Сергеевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Лабутина Нина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ И ВУЗА: ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Цель исследования: определить цели, основные направления и перспективы проекта по развитию профильных 10-х и 11-х классов психолого-педагогической направленности в Нижегородской области. В статье раскрыты этапы допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся профильных психолого-педагогических классов, уровни методического сопровождения и перспективы проекта развития профильных классов психолого-педагогической направленности.
Ключевые слова: профильный класс психолого-педагогической направленности, методическое сопровождение.
Annotation. The purpose of the research is to determine the goals, main directions and prospects of the project for the development of specialized 10th and 11th grades of psychological and pedagogical orientation in the Nizhny Novgorod region. The article reveals the stages of pre-professional pedagogical training of students of specialized psychological and pedagogical classes, the levels of methodological support and the prospects of the project for the development of specialized classes of psychological and pedagogical orientation.
Keywords: profile class of psychological and pedagogical orientation, methodological support.
Введение. Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед Российской Федерацией, согласно национальным целям развития - войти в десятку стран по качеству общего образования. Организовать и поддержать эффективность системы выявления и привлечения в педагогическую профессию мотивированной, интеллектуально и духовно развитой молодежи, занимающей активную гражданскую и жизненную позицию. Действенным механизмом реализации этого направления является профильная работа с обучающимися на этапе общего среднего образования. Решению этой задачи будет способствовать и создание со следующего учебного года 5 тысяч профильных педагогических классов на базе школ [5].
Исследование Байбородовой Л.В., Груздева М.В., Ходырева А.М., Чернявской А.П., Головиной И.В., Папутковой Г.А. показало, что в целом по стране в 4% образовательных организаций реализуются программы допрофессиональной педагогической подготовки в различных формах: педагогические или психолого-педагогические классы на базе одной общеобразовательной организации, «сетевые» или «распределенные» на базе нескольких образовательных организаций общего образования, онлайн-классы. Также реализуются программы дополнительного образования детей, направленные на допрофессиональную педагогическую подготовку, в рамках одной или нескольких образовательных организаций как общего, так и дополнительного образования [2, С. 4-5].
Изложение основного материала статьи. Разработанные Министерством просвещения Российской Федерации методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» (от 29 октября 2020 г. №Р-118) представляют более 10 вариантов их создания [7].
Развитие сети профильных классов психолого-педагогической направленности в Нижегородском регионе осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежной политики от 31.08.2021 № 316-01-63-2104/21, в соответствии с которым в качестве региональных координаторов определены следующие: НГПУ им. К. Минина (Мининский университет) - осуществляет методическое сопровождение функционирования психолого-педагогических классов в общеобразовательных организациях на уровне среднего общего образования (10-11-е классы); ГБОУ ДПО НИРО - осуществляет методическое сопровождение деятельности по профессиональной ориентации обучающихся на педагогические профессии в общеобразовательных организациях на уровне основного общего образования (8-9 классы). Также в качестве организаций-кураторов, осуществляющих профориентационное сопровождение функционирования психолого-педагогических классов на уровне основного общего образования определены следующие: ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького». В данном приказе указано около 30 общеобразовательных организаций Нижнего Новгорода и Нижегородской области в которых функционируют или будут открыты профильные классы психолого-педагогической направленности. По сути, данный приказ определил региональную систему развития сети психолого-педагогических классов.
Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся профильных психолого-педагогических классов включает два этапа. На первом, пропедевтическом этапе (8-9 классы) осуществляется подготовка детей к осознанному выбору психолого-педагогического профиля, создание организационно-педагогических условий для их успешной адаптации к специфике обучения в соответствии с моделью профильного класса психолого-педагогической направленности, формирование устойчивого позитивного отношения к педагогической профессии. Важное значение на данном этапе имеет психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление интереса, мотивации, способностей к педагогической профессии и профессиональное сопровождение всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).