Павлова Альбина Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Покровский филиал, г. Покров
E-mail: [email protected]
Pavlova Albina Borisovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department humanitarian and psychological-pedagogical disciplines FGBOU VO "Moscow Pedagogical State University"
Pokrovsky branch, Pokrov E-mail : [email protected]
ПРОФИЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК КОМПОНЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
PROFILE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS as a Component of Lifelong Education
Аннотация. Показано, что организация профильных психолого-педагогических классов в общеобразовательных организациях способствует профессиональному самоопределению старшеклассников. Выбор данного класса обеспечивает обучающихся подготовкой к поступлению в образовательные организации педагогической направленности. В статье представлены результаты первого года работы профильного психолого-педагогического класса гимназии.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; старшеклассники; профессия; психолого-педагогический класс; образовательные организации.
Abstract. It is shown that the organization of specialized psychological and pedagogical classes in educational institutions contributes to the professional self-determination of high school students. The choice of this class provides students with preparation for admission to educational organizations of a pedagogical orientation. The article presents the results of the first year of work of the specialized psychological and pedagogical class of the gymnasium.
Key words: professional self-determination; high school students; profession; psychological and pedagogical class; educational organizations.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года показано, что обновление учебно-воспитательного процесса должно содействовать профессиональному самоопределению, приобщению
детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии [3].
Выбор профессии - это очень важный шаг, к которому подростки должны подойти еще во время учебы в общеобразовательной организации. От правильности этого шага будет зависеть и вся дальнейшая жизнь человека.
«Куда пойти учиться?», «Кем стать?», «Где работать?», «Какая профессия принесет удовлетворение?» - эти и многие другие вопросы волнуют как самих обучающихся, так и их родителей.
Помочь в профессиональном самоопределении обучающихся призвана школа, образовательная организация. Именно в ней закладываются основы будущей профессиональной деятельности, именно школа способствует выбору профессии своих учеников.
Процесс профессионального самоопределения учащихся начинается уже с начальной школы, когда педагоги формируют у обучающихся становление профессионального интереса, способствуют развитию личностных потребностей, овладению системой жизненных ценностей в отношении профессионального пути. В процессе обучения и воспитания происходит овладение системой знаний, умений, навыков, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности.
Интерес к определенным профессиям развивается и на уроках, и во внеурочной деятельности, где обучающиеся могут выбрать кружки, факультативы, элективные курсы и другие виды занятий, способствующих профессиональному самоопределению.
В старших классах общеобразовательных организаций профессиональному самоопределению обучающихся уделяется больше времени, учебная деятельность заменяется учебно-профессиональной. Педагоги формируют у обучающихся мотивы профессиональной деятельности, изучают склонности, способности учеников, способствуют становлению системы ценностей профессионального выбора.
Механизмом, призванным помочь старшеклассникам в профессиональном самоопределении, является профильное обучение. Реализация этого механизма соответствует дидактическим принципам непрерывности, последовательности, системности и научности образования.
Профильное обучение способствует индивидуализации и дифференциации обучения, позволяет учесть интересы и способности обучающихся, помогает подготовиться к самостоятельной жизни, определяет личные перспективы в достижении поставленных целей.
Однако педагогическая практика показывает, что старшеклассники к моменту окончания школы не имеют четких предпочтений в выборе профессии. Их выбор связан, в большей степени, с прагматическими, меркантильными детерминантами, а не с социально-личностными факторами, востребованными сферами деятельности.
Профессиональная подготовка будущего специалиста в образовательной организации требует пересмотра содержания и технологий обучения, создания новой системы дополнительного образования.
Ответом на возрастающую потребность в выпускниках школ и других образовательных организаций сформированности профессиональных компетенций, необходимых для выбора профессии, является профильное обучение.
Задачей образования на современном этапе выступает повышение качества знаний выпускников, направленных на осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.
Одним из решений поставленной задачи является организация профильных психолого-педагогических классов в общеобразовательных учреждениях.
Профильный психолого-педагогический класс (ПППК) - это объединение обучающихся школы, которые наряду с общеобразовательными предметами выбирают и предметы психолого-педагогической направленности. Обучение в ПППК способствует повышению интереса к педагогической деятельности, осознанному выбору профессии педагога [2].
Деятельность профильных психолого-педагогических классов регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 28 декабря 2012 года № 273-Ф3; Приказом Минобразования РФ от 18 июля 2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»; Концепцией развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года и другими основополагающими документами.
Концепция непрерывного образования обеспечивает взаимосвязь учебных программ общеобразовательных организаций и учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования [1]. Непрерывное образование осуществляется через просвещение, индивидуальную познавательную деятельность, реализацию различных программ подготовки специалистов определенного профиля.
Образовательные организации реализуют функции непрерывного обучения за счет образовательных механизмов учебно-воспитательного процесса, обеспечивая удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей обучающихся.
Деятельность профильных психолого-педагогических классов организуется в соответствии с Уставом образовательной организации, положениями о ПППК, рабочими программами, календарными графиками и расписанием занятий.
Одной их форм организации деятельности профильных психо лого -педагогических классов является форма сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования. При такой форме организации сотрудничества в деятельности ПППК могут принимать участие различные организации-участники (научные, медицинские, спортивные организации, учреждения культуры), обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по выбранному профилю.
Задачами сетевого взаимодействия выступают: обеспечение непрерывности образования в системе «Школа-ВУЗ»; выявление
педагогически одаренных школьников; получение обучающимися школ первичных психолого-педагогических знаний, необходимых для дальнейшего обучения; развитие профессиональных компетенций, деловых и личностных качеств обучающихся; предоставление расширенного доступа к образовательным ресурсам организаций-участников; обеспечение прохождения профильных профессиональных проб в выбранной деятельности.
В профильный психолого-педагогический класс зачисляются обучающиеся 9-11 классов, проявившие стойкий интерес к педагогической деятельности, ориентированные на выбор профессии психолого-педагогических специальностей. Состав ПППК закрепляется приказом директора образовательной организации.
Представим опыт организации профильного психолого-педагогического класса при Покровском филиале Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет».
Педагогический класс при МПГУ был открыт в МБОУ «Гимназия №17» г. Петушки, Владимирской области в 2021 году. За 2021-2022 учебный год куратор ПППК, преподаватель университета проводила в гимназии занятия с обучающимися в различных формах: семинар, круглый стол, дискуссия, мастер-класс, обучающая лекция, тренинговые упражнения, ролевые игры и другие. Неотъемлемой частью встреч было проведение мониторинга с целью оценки личностных качеств и способностей, профессиональных намерений участников педагогического класса.
Ученики гимназии участвовали в междисциплинарных общеуниверситетских конкурсах проектных и исследовательских работ, акциях, квестах, конкурсах, в которых занимали призовые места.
Главным достижением работы профильного психолого-педагогического класса стало поступление выпускников гимназии в учебные заведения педагогической направленности. Из 14 обучающихся педагогического класса две ученицы поступили в ФГБОУ ВО ««Московский педагогический государственный университет», и две ученицы поступили в учреждения среднего профессионального образования на педагогические специальности (28,5% от общего количества обучающихся).
Этот результат свидетельствует о том, что организация профильных педагогических классов в общеобразовательных учреждениях способствует формированию психолого-педагогических компетенций у обучающихся школ и направляет к осознанному выбору профессии в педагогической сфере деятельности.
Непрерывное образование в системе «Школа-ВУЗ» повышает качество профильного обучения, развивает современные формы профориентационной работы и создает условия для выявления и развития способностей обучающихся.
Создание в общеобразовательных организациях профильных психолого-педагогических классов способствует интеграции педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе,
формирует позитивный имидж педагогической профессии, повышает мотивацию к образовательной деятельности обучающихся.
Список цитируемых источников:
1. Балыхин Г.А., Сафаралиев Г.К. Концепция непрерывного образования в Российской Федерации: цели, особенности правового регулирования и управления/Г.А. Балыхин, Г.К. Сафаралиев//Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2011. - №4 (66). - С. 9-28.
2. Купцова С.А. Психолого-педагогические классы как средство формирования единого образовательного пространства / С.А. Купцова // KANT. - 2021. - №3 (40). С. 239-244.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». - https://asou-mo.ru/strategiia-razvitiia-vospitaniia-v-rossiiskoi-federatsii-na-period-do-2025-goda
Пузырев Александр Владимирович
Покровский филиал Московского педагогического государственного университета, Покров, Российская Федерация профессор кафедры гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, кандидат психологических наук, доктор филологических наук, профессор e-mail: [email protected]
Puzyrev Alexandr Vladimirovich
Pokrovsky Branch of Moscow Pedagogical State University, Pokrov,
Russian Federation
Professor of the Department of Humanities and Psychological
and Pedagogical Disciplines Candidate of Psychological Sciences, Doctor of Philology, Professor
e-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ: К ПОСТАНОВКЕ
ВОПРОСА
PSYCHOLOGY OF LIFE SCENARIOS: TOWARDS THE FORMULATION
OF THE QUESTION
Аннотация. В статье ставится вопрос о психологии жизненных сценариев с точки зрения общенаучного диалектического метода восхождения от абстрактного к конкретному, метода - предложенного проф. А.А. Гагаевым. Выделяются пять ступеней сущности и пять аспектов этой сферы научного познания. Даётся понятие о «первоклеточке» научного познания психологии жизненных сценариев, предлагается общая методологическая схема рассмотрения психологии жизненных сценариев.