УДК 373.66
DOI: 10.24412/2308-7196-2023-1-91-97
Галимова Халида Халитовна
директор института филологического образования и межкультурных коммуникаций
Чернышова Марина Владимировна
студентка института филологического образования и межкультурных коммуникаций
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа, Башкортостан, Россия 450008, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3а, e-mail: [email protected]; [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Khalida K. Galimova
Director of the Institute of Philological Education and Intercultural Communications
Marina V. Chernyshova
student of the Institute of Philological Education and Intercultural Communications
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education 'Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla', Ufa, Russia 450008, Ufa, Russia, October Revolution str., 3a, e-mail: [email protected]; [email protected]
PEDAGOGICAL UNIVERSITY AND SPECIALIZED CLASSES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION: FROM WORK EXPERIENCE
Аннотация: представлен опыт взаимодействия Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы со школами Республики Башкортостан, на базе которых открыты профильные классы психолого-педагогической направленности. Определены основные направления работы с обучающимися и педагогами базовых школ. Анализируются
© Галимова Х.Х., Чернышова М.В., 2023
перспективы организации успешного старта в профессию выпускников профильных классов.
Ключевые слова: взаимодействие вуза и школы, профильные классы, дорожные карты, учебно-тренировочные сборы.
Abstract: the experience of interaction of Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla with schools of the Republic of Bashkortostan, on the basis of which specialized classes of psychological and pedagogical orientation are opened, is presented. The main directions of work with students and teachers of basic schools are defined. The prospects of organizing a successful start in the profession of graduates of specialized classes are analyzed.
Key words: interaction of the university and the school, specialized classes, road maps, training camps.
Сегодня все большую актуальность набирает поиск ресурса предполагаемых абитуриентов через взаимодействие с базовыми школами учреждений высшего образования. Одна из эффективных стратегий ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» заключается в тесном взаимодействии со школами, в которых созданы профильные классы психолого-педагогической направленности. По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», направление «Педагогическое образование» в 2021 г. вошло в тройку лидирующих направлений, которые выбирают абитуриенты. Впервые количество потенциальных педагогов превысило число тех, кто поступал на юридические направления подготовки.
Программа развития педагогических образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021-2024 гг. нацеливает на создание условий для сопровождения педагогически одаренной молодежи [5]. Как справедливо отмечается Н.В. Корепановой и Е.А. Стародубовой, «организация профильных педагогических классов позволяет эффективно решать задачи профориентации, дает возможность узнать о разнообразии и особенностях педагогической профессии, окунуться на практике в креативную деятельность педагога» [2, с. 100]. Задачи, решение которых предполагается в рамках функционирования профильных классов психолого-педагогической направленности, заключаются в изучении мотивационной картины современных школьников. Мотивированный абитуриент - это мотивированный студент, заинтересованный в результатах своего обучения, в освоении профессиональных компетенций, коммуникативный лидер, делающий педагогические пробы на 1-2-м курсах. Для вузов это - сохранность
контингента обучающихся, успешный вход выпускников в профессию, решение проблемы кадрового обеспечения региональной системы образования; создание базы будущих абитуриентов и точечная индивидуальная работа с ними, формирование на ее основе программы по изучению педагогических технологий взаимодействия с обучающимися, освоению профильных предметов с полным психолого-педагогическим сопровождением и элементами консультирования по выбору профессии, а как основной предполагаемый результат - последующее поступление в университет [3]. Также неотъемлемой частью является подготовка к олимпиадам и конкурсам с нацеленностью на высокий результат и ориентирование педагогов средних общеобразовательных организаций, на базе которых открыты профильные классы, к поступлению в магистратуру университета [4].
Анализ современных педагогических исследований показывает, что в рамках деятельности профильных классов ведется допрофессиональная педагогическая подготовка - важное звено в системе непрерывного педагогического образования для согласованности целевого, содержательного и организационного компонентов в системе подготовки кадров для сферы образования. Допрофессиональная педагогическая подготовка состоит из множества различных аспектов, которые связаны с особенностями базы ее организации, модели взаимодействия вуза и средней общеобразовательной организации, совокупностью актуальных задач и перспективных направлений деятельности и т. п.
В структуре общей модели взаимодействия вуза и школы, на базе которой создан профильный педагогический класс, Л.В. Байбородова и В.В. Белкина выделяют концептуально-целевой, содержательный, организационный и аналитико-результативный компоненты, важнейшим из которых, определяющим ценностные ориентиры и научные основы деятельности, является концептуально-целевой компонент [1, с. 71]. Основными взаимосвязанными целями допрофессиональной педагогической подготовки школьников являются:
- формирование ценностно-смысловых ориентиров, социальной компетентности у молодого поколения, способного проявлять лидерские качества в преобразовании окружающего мира;
- формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на социально-педагогические профессии;
- развитие у обучающихся потребности в саморазвитии, способности к самопознанию, самооцениванию, самообразованию и самовоспитанию.
По мнению Г.Н. Скударевой, независимо от модели взаимодействия вуза и школы, выбора образовательной организации для создания психолого-педагогического класса такой класс является важным элементом образовательного пространства школы, где осуществляется формирование допрофессионально-педагогической компетентности школьников [6, с. 25].
В Акмуллинском университете создано 16 классов, организация деятельности которых закреплена за институтами и факультетами, разработаны концептуальные основы организации деятельности учителей и школьников, ресурсное обеспечение, обоснованы перспективные пути развития допрофессиональной психолого-педагогической подготовки.
Три средние общеобразовательные организации (далее - СОО) Республики Башкортостан являются профильными для института филологического образования и межкультурных коммуникаций: МБОУ СОШ с. Субханкулово Туймазинского района, МБОУ СОШ № 2 г. Ишимбай и МАОУ «Башкирская гимназия» г. Агидель.
Для определения содержания работы в базовых школах были разработаны информационные таблицы для обучающихся, куда вносятся результаты успеваемости, участия в предметных олимпиадах (участник, призер, победитель) (отдельный раздел - по Всероссийской олимпиаде школьников с результатами каждого этапа), научных конкурсах, иные достижения. Было проведено анкетирование школьников с целью определения предметов, по которым обучающиеся хотели бы принять участие в предметных олимпиадах. Было выявлено, что наибольший интерес для школьников представляют следующие предметы: русский язык, математика, английский язык, башкирский язык, обществознание, химия. Анализ представленных данных свидетельствует о достаточно высокой успеваемости обучающихся, которые участвуют в Акмуллинской олимпиаде, Гагаринской олимпиаде, Всероссийской олимпиаде школьников по разным предметам. Для педагогов составлена таблица с информацией о базовом образовании, курсах и сроках повышения квалификации, профессиональной переподготовке, достижениях воспитанников. Полученные данные были проанализированы и учтены при составлении плана совместных действий университета и базовых школ.
В утвержденных дорожных картах сотрудничества на 2021-2023 гг. содержатся следующие разделы: организационные мероприятия; мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов; мероприятия, направленные на работу с обучающимися; мероприятия, направленные на реализацию целевой подготовки кадров. Содержание работы обсуждалось
в ходе выездных семинаров-совещаний с педагогическими коллективами базовых школ. В дорожной карте также отражены общеуниверситетские и институтские мероприятия. Основными направлениями работы в профильных классах являются образовательная, научно-исследовательская, культурно-просветительская деятельность, информационно-консультативная помощь.
В начале учебного года в ходе рабочих совещаний-семинаров по вопросам сотрудничества БГПУ им. М. Акмуллы и СОО с участием руководителей образовательных организаций, задействованных в проекте, представителей институтов и факультетов, института непрерывного профессионального образования «Вектор развития», управления рекрутинга и карьерного роста обсуждаются вопросы выбора модели взаимодействия образовательных организаций с Акмуллинским университетом, текущие организационные вопросы, согласуются действия участников проекта по открытию и деятельности профильных классов, определяется периодичность организационных встреч, методических семинаров, научных, образовательных и культурно-просветительских мероприятий. Особое внимание уделяется обсуждению содержания персонифицированных программ повышения квалификации для учителей-предметников и программы сопровождения обучающихся по улучшению образовательных результатов.
Сотрудничество с базовыми школами предполагает проведение выездных семинаров на базе СОШ с участием преподавателей, которые анализируют занятия педагогов, определяют содержание курсов повышения квалификации, организуемых по модульному принципу с применением накопительной системы. Поскольку работа в профильных классах предполагает психолого-педагогическое сопровождение (далее - ППС) как обучающихся, так и педагогов, в программу семинаров включаются коммуникативные тренинги для учителей и обучающихся 9-11-го классов. Педагоги базовых школ отмечают важность проведения выездных семинаров и оказания консультационной помощи учителям-предметникам. Для университета это возможность презентации магистерских программ в рамках проекта института филологического образования и межкультурных коммуникаций «Карьерная лестница», целевого набора на основные профессиональные образовательные программы уровня бакалавриата и магистратуры. Для школьников важен эмоциональный старт, в связи с чем проводится торжественное открытие профильного класса с посвящением в учащиеся педагогического класса, в нем участвуют преподаватели и студенты вуза, представители общественных организаций.
В целях подготовки к различным олимпиадам проводятся учебно-тренировочные сборы: преподаватели университета ведут практические занятия, решают с обучающимися олимпиадные задания. Особенностью учебно-тренировочных сборов является одновременное присутствие на занятиях, которые проходят в онлайн-формате, как обучающихся, так и учителей-предметников базовых школ. Учителя, для которых важен методический аспект, имеют возможность ознакомиться с методами работы преподавателей вуза с одаренными школьниками, инновационными технологиями по улучшению образовательных достижений обучающихся. Все преподаватели отмечают высокий уровень мотивированности школьников, заинтересованность в достижении высоких индивидуальных образовательных результатов. Учителя-предметники отмечают, что преподаватели вуза обеспечивают системный и качественный уровень подготовки обучающихся к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников, опережающее изучение программного материала с использованием заданий повышенной сложности, развивающие творческие способности обучающихся, логическое мышление.
Для обучающихся проводится большая работа по популяризации педагогической профессии, развитию творческих способностей, интеллектуального потенциала. Школьники принимают участие в научно-практических конференциях, форумах и фестивалях, творческих состязаниях. Среди наиболее популярных следует отметить Республиканскую научно-практическую конференцию «Родные и иностранные языки в поликультурном пространстве Республики Башкортостан: аспекты межкультурной коммуникации», Фестиваль молодежных культурно-просветительских проектов, региональный музыкальный фестиваль на родных и иностранных языках «Веселая мозаика», республиканский фестиваль на иностранных языках для обучающихся в СОО «Вместе мы мир», Республиканский конкурс выразительного чтения «Тукаевские напевы», Республиканский литературный фестиваль «КоРифеи» и др. В преддверии Года педагога и наставника объявлен открытый конкурс на лучшее сочинение «Если бы я был учителем...» для обучающихся профильных классов.
Вместе с тем следует отметить, что для эффективной работы университета и базовых школ необходимо создание координационного совета, курирующего работу по психолого-педагогическим классам; проведение объединяющих мероприятий для всех обучающихся профильных классов; публикации в «Педагогическом журнале Башкортостана» для освещения
результатов работы ППС университета по данному направлению, применению педагогических техник по ознакомлению с введением в педагогическую профессию, формированию мотивации, составлению портфолио.
Эффективной представляется реализация программы погружения в студенческую среду обучающихся психолого-педагогических классов в рамках однодневного пребывания в технопарке университета (экскурсии, посещение лабораторий, участие в творческих фестивалях и мероприятиях, обмен опытом и т. д.). Также необходимо спроецировать модель выпускника психолого-педагогического класса с выдачей сертификата об окончании с указанием уровня сформированных навыков в виде паспорта компетенций, предложить к обсуждению формат выпускных испытаний по окончании психолого-педагогических классов в виде защиты проектов с использованием технологий World-Skills, SkyEng.
Список литературы
1. Байбородова Л.В., Белкина В.В. Модели допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся // Ярославский педагогический вестник. 2021. №. 6 (123). С. 69-80.
2. Корепанова Н.В., Стародубова Е.А. Педагогический класс в российской школе как форма профильного образования // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2021. Vol. 6. Is. III. October. C. 99-108.
3. Организация деятельности психолого-педагогических классов : учебно-методическое пособие. М. : АПР, 2021. 392 с.
4. Педагогические классы: опыт и перспективы: Материалы III Международной научно-практической конференции / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; под. ред. А.И. Жука. Минск, 2019. 232 с.
5. Распоряжение Минпросвещения России от 29.10.2020 № Р-118 «Об утверждении Программы развития педагогических образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021-2024 годы». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=802438#vcX7 BOTAFEBhiMOq1 (дата обращения: 01.09.2022).
6. Скударева Г.Н. Профессионально-педагогическая компетентность старшеклассника: понятийно-сущностный аспект // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 1. С. 23-29.