ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 1. С. 9-27. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (1): 9-27.
Научная статья УДК 378.4
DOI 10.21510/18173292_2022_95_9_27
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ: ОТ ИСТОКОВ К ПЕРСПЕКТИВАМ
Салават Талгатович Сагитов1, Тахир Мажитович Аминов2,
1 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия,
[email protected], ORCID ID 0000-0002-7211-1104
2 [email protected], ORCID ID 0000-0001-5269-2406
Аннотация. В статье раскрываются основные этапы становления, развития, современного состояния и перспективы развития Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 55-летняя история одного из ведущих педагогических вузов России включает в себя множество познавательных и интересных страниц, являющихся во многом отражением развития всей отечественной системы образования. Концептуальные изменения в роли и функциях высшей школы от регионального центра образования до концепции, представляющей университет как триединство науки, образования и технологических инновации, не могли не сказаться и на развитии Акмуллинского университета. В работе анализируются предпосылки становления вуза и его дальнейшей эволюции: от вуза второй категории до университета, входящего в число лидеров отечественного педагогического образования, направленного на подготовку не только учителей, но и специалистов других сфер жизнедеятельности.
Следуя логике историко-педагогической работы, в статье раскрываются особенности всех этапов развития университета. С первых этапов развития, тогда акцент был на формирование новых традиций, при которых рост педагогической культуры и этики стал предметом особого внимания. До этапа современного, когда университет становится одним из немногих педагогических вузов страны, где наряду с педагогической наукой получили развитие и поддержку фундаментальные научные исследования в области математики, нанотехнологий, генетики, альгологии и др.
Перспективы вуза определены в принятой Стратегии развития университета. В данном документе учтены современные мировые образовательные тренды, такие как цифровизация образования и изменение потребностей рынка труда, возникновение нового мира и изменение ценностных ориентаций молодого поколения, нарастание конкуренции в сфере образования. В Стратегии выделены шесть ведущих инициатив, реализация которых призвана достичь определенных целей.
© Сагитов С. Т., Аминов Т. М., 2022
Ключевые слова: образование, высшая школа, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, история, достижения, перспективы
Для цитирования: Сагитов С.Т., Аминов Т.М. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы: от истоков в перспективам // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №1(95). С. 9-27.
PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY
Original article
BASHKIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER M. AKMULLA: FROM ORIGINS TO PROSPECTS
1 2 Salavat T. Sagitov , Tahir M. Aminov
1. Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia, [email protected],
ORCID ID 0000-0002-7211-1104 2 [email protected], ORCID ID 0000-0001-5269-2406
Abstract. The article reveals the main stages of formation, development, current state and development prospects of the Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla. The 55-year history of one of the leading pedagogical universities in Russia includes many informative and interesting pages, which are, in many respects, a reflection of the development of the entire domestic education system. Conceptual changes in the role and functions of higher education from a regional center of education to a concept representing the university as a trinity of science, education and technological innovation could not but affect the development of Akmulla University. The paper analyzes the prerequisites for the formation of a university and its further evolution from a university of the second category to a university that is among the leaders of domestic pedagogical education, aimed at training not only teachers, but also specialists in other spheres of life.
Following the logic of historical and pedagogical work, the article reveals the features of all stages of the development of the university. Where in the early stages of development, the emphasis was the formation of new traditions, in which the growth of pedagogical culture and ethics became the subject of special attention. Until the modern stage, when the university becomes one of the few pedagogical universities in the country, where, along with pedagogical science, fundamental scientific research in the field of mathematics, nanotechnology, genetics, algology, etc. has been developed and supported.
The prospects of the university are defined in the adopted University Development Strategy, which takes into account modern world educational trends. Such as the digitalization of education and the changing needs of the labor market, the emergence of a new world and the change in the value orientations of the younger generation, the growing competition in the field of education. This Strategy highlights six flagship initiatives that aim to achieve certain promises.
Keywords: education, higher school, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, history, achievements, prospects
For citing: Sagitov S.T., Aminov T.M. Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla: from the origins to the prospects. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana= Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 95(1) : 9-27 (In Russ).
Введение. Пятьдесят пять лет - много это или мало? Если судить в планетарных масштабах или в масштабах всемирной истории, то, конечно, названные пять с половиной десятилетия - песчинка, которую сложно выделить
в огромной, не имеющей берегов пустыне. Если же переложить этот период на жизнь конкретого человека или, как в нашем случае, на жизнедеятельность одного университета, то возникает совершенно иная картина: 55 лет - это конкретные люди, вернее конкретные десятки тысяч судеб, получивших жизненную закалку и нашедших ответ на вечный вопрос о смысле жизни, это миллионы событий и поступков, которые так или иначе повлияли и продолжают влиять на то, что происходило и происходит не только в пределах нашей республики, но и страны в целом.
Методология исследования. Методологическими основаниями работы стали системный и цивилизационный подходы [1], а также две концепции. В первой из них педагогический процесс представляется как целостная, детерминированная конкретно-историческими условиями система. В основе другой положена логика и структура педагогического процесса в современном его осмыслении. Эти концепции позволяют адекватно анализировать, а также экстраполировать историко-педагогический опыт в современную образовательную теорию и практику [2, с.30-32]. Основными источниками статьи стали работы, раскрывающие отдельные стороны функционирования университета и (или) деятельности представителей вуза [3; 4; 5; 6]. Использованы историко-типологический и сравнительно-сопоставительный методы.
Результаты исследования. 18 января 1967 года в соответствии с приказом Министерства просвещения РСФСР был организован Башкирский государственный педагогический институт. Вместе с тем история просветительства и становления государственного образования в регионе охватывает гораздо больший временной период.
Еще 300 лет назад в 20-х годах ХУШ в. в Уфе - административном центре края - начала работу цифирная школа, созданная согласно указу Петра I [6, с.21]. До нее образовательные процессы велись в мектебах и медресе, которые по большей части давали религиозное образование. Реформы системы образования, закрепленные в ряде законов 60-70 гг. XIX века определили начало нового этапа в развитии педагогического образования в Башкирии. Начальные школы в эти годы стали в своем большинстве трех- четырехлетние, расширился круг учебных предметов. Наряду с этими учебными заведениями возникает новый тип повышенной начальной школы - городское училище.
Уже в ХХ веке, 4 октября 1909 года, в городе Уфе открывается Учительский институт. Хотя учительские институты и не являлись формально высшим учебным заведением, тем не менее они заслуживают внимания четкостью и эффективностью подготовки учителей, полностью отвечающих задачам своего времени. В конце 1919 года Учительский институт был преобразован в Институт народного образования. При этом подготовка студентов стала приобретать более практический, прикладной характер, что соответствовало нуждам молодой власти Советов по преодолению безграмотности населения. С 1923 года институт получил название «Практический» и стал дополнительно готовить специалистов сельского
хозяйства. Поворотным моментом в развитии системы педагогического образования в республике стал 1929 год, когда на базе этого института был создан Башкирский государственный педагогический институт имени К.А. Тимирязева. В следующем году в ходе внутренней реорганизации его отделения были переименованы в факультеты, как этого требовали стандарты уже советской образовательной системы. Также открылись заочное, а потом и вечернее отделения, чтобы сделать высшее педагогическое образование доступным для трудящихся людей. Институт стал готовить кадры педагогов не только для города, но и для школ сельской местности, удаленных национальных окраин Башкирии. Вечернее отделение было очень востребованным для работающих граждан, и оно даже одно время функционировало как Вечерний институт со своими отделениями (химико-биологическое, географическое, историческое, физическое, языка и литературы с башкирским и русским подотделами).
Интересным и новым направлением работы в этот период становится для института научная деятельность, выполнявшаяся по заданиям Госплана СССР, нашедшая отражение в «Справочнике Академии наук СССР». Здесь работали довольно известные языковеды Башкирии (З.Ш. Шакиров, Г.Я. Давлетшин), экономисты (Ш.С. Абзанов, П.С. Белоруссов) и другие специалисты. Они занимались разработкой новых учебных программ, выпускали учебники, справочники, терминологические словари и пособия, педагогические обзоры, в том числе на русском, башкирском и татарском языках. Это позволило активнее вовлекать в образовательную среду национальные кадры региона. Как результат такой целенаправленной работы в этот период даже начал действовать Научно-исследовательский институт педагогики, открытый при Педагогическом институте.
Серьезные испытания для преподавателей и студентов института выпали в период репрессий и в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что контингент студентов уменьшился в несколько раз, сократились сроки обучения, однако даже в военный период институт смог выпустить 580 специалистов-педагогов.
В послевоенный период в ходе восстановления экономики и промышленности, перехода к модернизации всей жизни страны потребовались новые кадры специалистов и ученых, способных выполнять не только практическую, но и исследовательскую работу. Вследствие чего педагогический институт был преобразован в классический вуз - Башкирский государственный университет.
Данное обстоятельство обусловило формирование отдельного педагогического высшего учебного заведения в Башкирии, что было продиктовано необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров образования и общей логикой социально-экономического развития региона. Напомним, еще в 1930 году в СССР вводится система всеобщего обязательного начального образования; в 1958 году - всеобщее восьмилетнее обязательное обучение; в 1961 году был взят курс на введение всеобщего бесплатного
обязательного среднего образования. Все это требовало наличие достаточного количества учителей. Так, по воспоминаниям Ф. Х. Мустафиной, служившей министром просвещения республики, в середине 1960-х годов по количеству учителей общеобразовательных школ на количество учеников Башкирская АССР занимала предпоследнее место в стране. При этом обеспеченность городских школ учителями с высшим образованием составляла чуть более 41 %, а в сельской местности эти показатели были еще ниже.
Именно настойчивость, доводы, аргументация Фатимы Хадимовны Мустафиной при поддержке председателя Совета министров Башкирской АССР З.Ш. Акназарова позволили открыть в 1967 году в Уфе Башкирский государственный педагогический институт и заложить основу его материально-технической базы. Академик Борис Васильевич Петровский, возглавлявший Министерство здравоохранения СССР с 1965 по 1980 годы, дал очень емкую и точную оценку Ф.Х. Мустафиной: «...У вас министр боевая! Как настойчиво ставит она вопрос о подготовке учителей. Побольше бы нам таких министров!»
[7].
Во вновь открытом вузе было 3 факультета (филологический, физико-математический и иностранных языков) и шесть кафедр (марксизма-ленинизма, педагогики и психологии, русского языка и литературы, иностранных языков, физики и математики, физического воспитания). Первым ректором был назначен кандидат исторических наук, доцент Марван Янгирович Янгиров, проработавший в этой должности до 1971 года. Как он позже вспоминал, самой главной задачей этого времени был набор педагогических кадров. С целью решения этой проблемы руководство вуза и администрация республики проводили последовательную работу по привлечению квалифицированных кадров (к примеру, в эти годы педагогам выделяли в достаточном количестве квартиры), преподаватели направлялись в аспирантуру и докторантуру ведущих вузов страны, что вскоре дало зримые результаты.
В сентябре 1967 года первые 280 студентов перешагнули порог Башкирского государственного педагогического института, а уже в 1971 году филологический факультет делает свой первый выпуск. Башкирия получила педагогов-словесников, руководителей в сфере образования, писателей и журналистов, подготовленных молодым вузом. Диплом № 1, да еще и с отличием получила Насима Алмаева, впоследствии всю свою профессиональную жизнь посвятившая alma mater.
В 1968 году в институте был открыт факультет общественных профессий, в котором было организовано множество творческих кружков, студий и объединений. Факультет стал важной дополнительной формой подготовки будущих учителей к педагогической работе. В рамках этого подразделения студенты, с одной стороны, развивали творческие способности и удовлетворяли внеучебные интересы, а с другой - у обучающихся формировались навыки организатора внеклассной воспитательной работы в школе.
В 1971 году происходит смена руководства, ректором вуза становится фронтовик, доктор исторических наук (с 1972 г.), профессор, известный
исследователь Рустем Гумерович Кузеев. Он возглавлял вуз до 1983 года. Позже в своей книге Рустем Гумерович напишет следующее: «У меня за плечами был уже вузовский опыт работы, мне казалось, что в общих чертах я представляю, какой объем работы я беру на себя при согласии стать ректором молодого института. Позднее мне стало ясно, что я тогда не представлял себе даже десятой доли объема той работы и ответственности, которые я принимал на себя» [8, а11]. Можно говорить о том, что начало 70-х гг. - время формирования новых традиций, при которых рост педагогической культуры и этики стал предметом особого внимания. В своих воспоминаниях Р.Г. Кузеев пишет: «мы стали внедрять свой стиль руководства и свое понимание того сложного комплекса проблем, которые связаны с повышением всего уровня подготовки учительских кадров. При этом инициатива, развитое чувство нового, высокая компетентность, профессионализм, общая культура, творческий подход во всем становились главными в кадровой политике, в оценке деятельности каждого... Нам ничего нельзя было откладывать на завтра, каждый шаг был связан с внедрением нового, с реализацией новых мыслей, новых подходов. Мы были обязаны успевать, делать все - и успевали!» [6]. Вместе с Р.Г. Кузеевым у истоков становления БГПИ стояли А.Х. Хайбрахманов (проректор по учебной работе), А.И. Грекова; (проректор по научной работе), деканы А.И. Фролова (факультет иностранных языков), К.Г. Малов (физико-математический факультет), Р.Н. Порман (филологический факультет), первые заведующие кафедрами М.Г. Сагдетдинова, Ф.Х. Гумеров, К. Б. Ишемгулова, В.Б. Смирнов, Я.И. Гельблу, Э.Ш. Хамитов, Х.А. Мустафин, Е.И. Огинская, председатель месткома Н.В. Гильмиярова и секретарь комитета комсомола С. Шароварова [4].
Словно соревнуясь со временем, в вузе разворачивается работа по всем направлениям, поощряются и поддерживаются все новаторские начинания. В эти годы завязались дружеские связи с коллегами из педагогического института имени Н.К. Крупской г. Галле ГДР (Германская демократическая республика). Сотрудничество постепенно расширялось, стали организовываться поездки преподавателей для обмена педагогическим опытом и студенческих групп с целью прохождения учебных практик [9; 10]. Позже формируются интернациональные строительные отряды.
В 1972 г. состоялся первый выпуск еще на двух факультетах - физико-математическом и иностранных языков. Школы республики получили высококвалифицированных учителей физики, математики, немецкого, английского и французского языков. Такие результаты работы коллектива института, старания сотен людей не могли не радовать общественность. Уже первые выпуски значительно облегчили решение важнейшей задачи обеспечения школ, особенно сельских, учителями с высшим образованием.
В 1973 году в эксплуатацию был введен новый восьмиэтажный корпус института, в котором разместились физико-математический, естественно-географический и историко-английский факультеты. Последние два факультета, наряду с художественно-графическим, были открыты именно в эти
годы. В 1974 году было открыто подготовительное отделение, в народе по старинке называемое «рабфаком». С этого же года начала издаваться институтская газета «Учитель» (позже «Аудитория»), которая сплотила вокруг себя творческий актив вуза [4].
Одним из новых направлений деятельности становится сотрудничество с учителями-новаторами, известными педагогами, такими как В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.А. Сластенин. Это сотрудничество, которое постоянно развивалось и крепло, позволяло ориентироваться на самые передовые теории, на все лучшее и действенное, тем самым повышая уровень научно-педагогической квалификации педагогов и подготовки студентов.
В 1976 году БГПИ был переведен в первую категорию вузов, став девятнадцатым по счету институтом первой категории среди 94 педагогических вузов РСФСР. Иллюстрацией огромной работы, проделанной коллективом вуза за эти годы, служит и оценка министра просвещения РСФСР Александра Данилова, посетившего институт. В своем выступлении он отметил: «...вы очень много делаете в плане создания материальной базы, строите новые учебные здания, лаборатории, общежития, улучшаете условия для организации учебы и быта студентов и преподавателей, <...> но вашу работу будут ценить, исходя только из анализа уровня и качества профессиональной подготовки новых педагогических кадров.» [8, а 6].
Институт быстро развивался, в нем ежегодно открывались новые подразделения: в 1977 году создаются социологическая лаборатория, лаборатория технических средств обучения, лаборатории по формированию творческого мышления учащихся, научно-исследовательский сектор для развития научного потенциала; в 1978 г. открываются зооморфологический музей и студенческий тир; в 1979 году начал свою работу факультет повышения квалификации для руководящих работников школ Башкирской АССР, в учебном процессе стали использоваться новые технологии и телевидение; в 1981 году институт получил право самостоятельно издавать печатную продукцию, что способствовало повышению уровня научно -исследовательской деятельности, а также обеспечению образовательного процесса авторскими учебниками и пособиями; в 1982 году был открыт новый, седьмой по счету, факультет педагогики и методики начального обучения.
Вместе с вузом росла и квалификация профессорско-преподавательского состава: свыше 170 человек были подготовлены в аспирантурах Москвы, Ленинграда и других городов. К 1979 году количество преподавателей с учеными степенями составило уже 48%. Многие сотрудники прошли путь от лаборантов и ассистентов до профессоров, заведующих кафедрами и деканов.
В 1983 году ректором вуза был назначен Эдуард Шайхуллович Хамитов, впоследствии доктор педагогических наук, профессор, почётный академик Академии наук Республики Башкортостан, депутат Государственной Думы Федерального Собрания IV созыва. Э. Ш. Хамитов начал свой трудовой путь в БГПИ в 1968 году, проработав доцентом, заведующим кафедрой, деканом и
проректором по учебной работе института. Под его руководством была сформирована новая концепция развития института, стратегия которой определяла жизнедеятельность вуза вплоть до начала 2000-х годов. В ее основу были положены образовательные стандарты, ориентация на современные отечественные и зарубежные научные достижения, сохранение и приумножение национальных культур и традиций республики и России в целом. Созданная комплексная научно-практическая программа опережающего характера позволяла не только учитывать современные реалии, но и высвечивать перспективные стратегические направления развития высшего педагогического образования, обеспечивать последовательность в решении приоритетных задач формирования учителя нового типа. Позитивная деятельность педагогов, сотрудников и студентов не оставалась незамеченной органами управления и общественностью. Успехи вуза часто выражались в форме различных триумфов. Например, в 1987 году, БГПИ победил в соревновании педагогических вузов РСФСР, занял первое место среди высших учебных заведений г. Уфы, а газета «Учитель» стала победителем в городском конкурсе многотиражек города.
Вуз эффективно функционировал, оставаясь хранителем и продолжателем лучших традиций отечественного педагогического образования. Рос научный и инфраструктурный потенциал: в 1983 году было открыто заочное отделение дошкольной психологии и педагогики, а в 1986 году впервые в республике была начата подготовка учителей по специальности «Математика и информатика». В конце 80-х гг. на филологическом факультете было открыто башкирское отделение (впоследствии ставшим отдельным факультетом), на факультете педагогики и методики начального обучения -национальное отделение и очное отделение дошкольной педагогики и психологии, а также открыт факультет физической культуры, что способствовало появлению в институте спорта высших достижений.
Социально-экономические преобразования 1990-х годов не могли не сказаться и на деятельности института. Приведение сферы науки и образования в соответствие с запросами времени приобретало поистине стратегическое значение. Ректоратом института проводилась целенаправленная работа по открытию новых специальностей, востребованных временем, по укреплению рейтинговых позиций, по увеличению числа хоздоговорных работ. В системе работы стали широко практиковаться внутривузовские, межвузовские, региональные и всероссийские конференции, круглые столы, научные семинары, деловые игры по важнейшим проблемам теории и практики обучения и воспитания, выставки достижений, конкурсы, олимпиады.
К началу 1990-х гг. доля преподавателей с учеными степенями составляли уже 71 %, работали 19 докторов наук, профессоров. В их числе было 7 заслуженных деятелей науки РСФСР и БАССР, 11 заслуженных учителей БАССР, 78 отличников народного просвещения, четыре человека награждены орденами и медалями, более 100 преподавателей и сотрудников удостоены Почетных грамот вышестоящих органов народного образования.
Около ста студентов-активистов стали лауреатами премии института, учрежденной еще в 1977 году. Вместе с тем виделась необходимость дальнейшего развития сложившейся ранее эффективной системы исследовательской работы студентов и преподавателей.
Для решения данного вопроса, а также в целях формирования научных школ, увеличения «остепененности» профессорско-преподавательского состава при вузе в 1992 году, по инициативе члена-корреспондента РАО, профессора К.Ш. Ахиярова, был открыт первый в республике диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по педагогике. И результаты дали о себе знать уже даже в первые годы. Если за 1968-1992 годы в целевую аспирантуру поступили 190 преподавателей, защитили докторские диссертации 7 человек, кандидатские - 155 человек, то к концу 1990-х годов вуз вырастил 42 доктора наук, профессора, 221 кандидата наук. В целом на кафедрах работали 523 высококвалифицированных преподавателя, из них 26 докторов и 234 кандидата наук. Этому способствовало и открытие в 1997 года докторантуры по педагогике, в которой проходили обучение не только преподаватели БГПИ, но и представители учебных заведений республики и страны. В 1997 году вышел в свет первый номер научного журнала «Вестник Башкирского государственного педагогического института».
В целом, к своему 30-летнему юбилею институт подошел с впечатляющими результатами. Институту уже принадлежало шесть учебных корпусов, шесть зданий общежитий, 60 прекрасных кабинетов и лабораторий, оснащенных современным оборудованием, собственное издательство, агробиологическая станция, два спортивно-оздоровительных лагеря и многое другое. На 8 факультетах велась подготовка по 19 специальностям, число обучающихся очной и заочной форм обучения превышало восемь тысяч студентов. По рейтингу Госкомвуза России и Ассоциации российских вузов БГПИ занял 13 место из почти 200 педагогических вузов страны. На рубеже веков в структуре университета появляются социально-гуманитарный факультет, Институт педагогики, Институт профессионального образования и информационных технологий, а также Диссертационный совет по защите докторских диссертаций по двум педагогическим специальностям.
Все эти достижения позволили в 2000 году получить новый статус, 27 июня 2000 года Приказом № 1920 министра образования Российской Федерации БГПИ был переименован в Башкирский государственный педагогический университет. Как вспоминал ректор Э.Ш. Хамитов: «Стремление к качеству было в нашем вузе всегда. Я бы вспомнил времена перестройки. Приметой тех лет являлся парад университетов. Это иногда походило на моду: институты повсеместно получали университетский статус. И, видя, что его добились даже те, кто явно уступал БГПИ, мы начали «примерять» университетскую одежку. Посетивший в ту пору наш вуз министр образования страны был удивлен: до десяти защит только докторских диссертаций в год - такое могли себе позволить лишь самые крупные вузы страны. В ежегодных рейтингах, проводимых министерством, наш институт
вошел в десятку лучших педвузов страны. Последние три года были потрачены коллективом на наработку университетских показателей, зато никто сегодня не может сказать, что нас подтянули. Напротив, мода на вывески прошла, за последние десять месяцев большинству претендентов на университетские регалии было отказано, а мы прошли с большим запасом прочности. Мы добились достойного уровня работы, и это только начало» [11].
Заложенные первыми руководителями традиции вуза получили дальнейшее творческое воплощение в деятельности следующего ректора, доктора педагогических наук, профессора Раиля Мирваевича Асадуллина (с 2005 года). Необходимо отметить, что в этот период в системе образования страны происходили радикальные преобразования, обусловливающие всемерную мобилизацию научного, материального, технологического и, главное, человеческого потенциала университета. С этого времени и в тактическом, и в стратегическом отношении начинается не просто новый, а инновационный виток развития вуза. Одной из главных проблем становится идея сохранения не только нашего вуза, но и всего педагогического образования страны. Раз за разом надо было доказывать всему российскому сообществу актуальность не только сохранения системы педагогического образования, но и всемерного ее развития.
Кроме того, время ставило перед университетом новые задачи, связанные с ростом конкуренции среди вузов (в том числе частных), объективным включением в рыночные отношения, расширением самостоятельности высшей школы как субъекта финансово-хозяйственной деятельности, сохранением жестких бюджетных ограничений, интеграцией страны в мировое научно -образовательное пространство.
Развитие университета требовало не только обогащения содержательных, методических и технологических основ, менялась и его организационная и управленческая структура. Факультеты, набирая опыт, обрастая многочисленными научными связями, ускоряли процесс развития, преобразовывались в институты. Так, на базе исторического факультета был организован Институт исторического и правового образования, базе факультетов иностранных языков и филологического - Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций.
На базе Центра дополнительного профессионального образования и факультета повышения квалификации был открыт Институт дополнительного образования. Его целью являлось повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических кадров. На курсах повышения квалификации традиционно работали и работают ведущие специалисты университета в области психологии, педагогики, информационных технологий. Организация курсов повышения квалификации для преподавателей высшей школы, системы среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждений стала одной из визитных карточек вуза. В 2005 году была создана профессиональная педагогическая площадка «Педагогический журнал Башкортостана», который ныне включен
в реестр ВАК, что способствует активизации исследовательской деятельности ученых и педагогической науки в целом.
В 2006 году произошло очередное знаковое событие, которое отразило как верность вуза наследию отечественного просвещения и культуры, так и стремление к постоянному повышению уровня научно-педагогической, социально-культурной деятельности, - Башкирскому государственному педагогическому университету было присвоено имя выдающегося просветителя, поэта и педагога Мифтахетдина Акмуллы. Ежегодно университетом организуются научные форумы - Международные Акмуллинские чтения, «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века» и ряд других знаковых научно-практических конференций [12].
В 2015 году в городе Уфе было проведено событие мирового масштаба -саммит глав государств Шанхайской организации сотрудничества и глав правительств стран БРИКС. В преддверии данного события руководством Башкортостана была проведена большая подготовительная работа, в том числе и по линии высшей школы. Так, в 2013 году БГПУ им. М. Акмуллы был включен в состав сетевого Университета Шанхайской организации сотрудничества. Факт, с одной стороны, свидетельствующий о признании университета международной научной общественностью, с другой -способствующий приобщению вузов и научных организаций республики к мировому образовательному пространству. С 2016 года университет был определен базовым вузом по продвижению русского языка в страны ШОС.
В целях реализации преемственности всех уровней образования в разрезе «школа - колледж - университет», Правительством Республики Башкортостан были переданы университету два техникума, которые образовали Колледж БГПУ им. М. Акмуллы. Кроме того, с целью интеграции научно-образовательного потенциала и реализации совместных фундаментальных исследований и инновационных проектов в 2016 году был создан Башкирский научный центр Российской академии образования, задачами которого являются консолидация усилий исследований в сфере образования и экспертиза результатов научных разработок. Значительно изменилась инфраструктура университета: тринадцать учебных корпусов, семь студенческих общежитий, профилакторий, Спортивно-оздоровительный комплекс, бассейн «Буревестник», загородные социально-образовательные центры «Салихово» и «Айгир».
Стоит отметить, что БГПУ - один из немногих педагогических вузов страны, где наряду с педагогической наукой получили развитие и поддержку фундаментальные научные исследования в области математики, нанотехнологий, генетики, альгологии. Созданные кафедры позволили развить эти направления и достичь высоких научных результатов в, казалось бы, не присущих педвузам направлениях.
По инициативе Р.М. Асадуллина была начата разработка новой концепции содержания профессионального педагогического образования,
которая получила одобрение учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. Целью концепции явилось определение фундаментального ядра содержания профессионального педагогического образования, отражающего единство подходов к процессу становления педагога в образовательном пространстве вуза и являющегося нормативно-методической основой для разработки основных образовательных программ педагогических направлений и специальностей университета.
В рамках данного вектора развития стали создаваться новые кабинеты и лаборатории, симуляционные центры, способствующие практико-ориентированному обучению и формированию профессиональных компетенций студентов. Произошло действительное сближение образования с условиями реальной педагогической деятельности.
В 2018 году ректором университета стал Сагитов Салават Талгатович, занимавший до этого пост заместителя премьер-министра Правительства Башкортостана. На основе форсайт-анализа мировых трендов в образовании и науке, а также потенциальных возможностей и ресурсов университета была разработана новая стратегия развития БГПУ им. М. Акмуллы. Работа над данным документом осуществлялась методом проектов, содействующих эффективному обсуждению и выработке стратегических решений.
В Стратегии развития Акмуллинского университета учтены и современные мировые вызовы и тренды (цифровизация экономики и общества, глобализация образования и изменение потребностей рынка труда, возникновение нового мира и изменение ценностных ориентаций молодого поколения в профессиональной сфере, нарастание конкуренции в сфере образования), и государственная политика в сфере образования России, определенная в Национальном проекте «Образование», Указе Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В соответствии с данными документами к 2030 году необходимо обеспечить вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования; сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; создать условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Важно, что в этом процессе необходимо учитывать социально-экономические особенности региона, проблемы и задачи системы образования Башкортостана, накопленный потенциал и возможности самообновления Акмуллинского университета.
В качестве миссии БГПУ им. М. Акмуллы определена подготовка специалистов и разработка технологий для сопровождения непрерывного социального и профессионального роста личности. Перед вузом стоит задача уже ближайшее время стать открытым университетом, который будет обеспечивать непрерывное развитие человека, его профессиональную и личностную самореализацию и подготовку специалиста, учителя, владеющего
передовыми технологиями и востребованными профессиональными компетенциями.
В соответствии со Стратегией развития Акмуллинский университет выстраивает свою деятельность, руководствуясь принципами открытой образовательной среды, непрерывности образовательного процесса, интеграции образования, науки и производства в целях подготовки специалиста высокого профессионального уровня, динамичности, мобильности и человекоцентричности.
Ученым Советом БГПУ им. М. Акмуллы утверждены шесть стратегических инициатив, реализация которых призвана достичь указанных целей и задач:
1. Трансформация образовательного процесса с целью приведения в соответствие содержания образования реальным потребностям личности, социальным запросам и потребностям рынка труда.
2. Трансформация исследовательской деятельности в целях обеспечения большего количества прикладных психолого-педагогических исследований, ориентированных на потребности личности и системы образования.
3. Трансформация социально-воспитательной деятельности, направленной на профессиональную ориентированность социально-воспитательной среды вуза, приведение в соответствие социально-воспитательной деятельности университета реальным ценностным приоритетам и запросам современной молодежи.
4. Профориентация и управление карьерой, причем как школьников, так и студентов вуза, для удовлетворения личностных запросов и потребностей современной молодежи.
5. Трансформация управления ресурсами, направленная на внедрение в систему управления процессами вуза технологий бережливого производства, разработку корпоративной программы Акмуллинского университета для сотрудников и преподавателей, интеллектуальную автоматизацию процессов управления и обучения, повышение эффективности деятельности подразделений как центров финансовой ответственности.
6. Трансформация университетской среды, направленная на модернизацию механизмов взаимодействия университета и школы, развитие кампуса как открытого городского пространства.
Стоит отметить, что в эти годы на федеральном уровне произошли серьезные изменения, как в структуре управления, так и в подходах по развитию высшей школы и науки в России. Первое, что хотелось бы отметить, все педагогические вузы страны, которых осталось всего 33, перешли из ведения Минобрнауки РФ в ведение Министерства просвещения России. Это был логичный и давно ожидаемый шаг, позволяющий создать единую образовательную среду в вертикали «дошкольное образование - общее образование - среднее профессиональное образование - высшее педагогическое образование», включая специалитет, магистратуру и подготовку кадров высшей квалификации.
Заданный министерством просвещения Российской Федерации вектор развития педагогического образования, надежный фундамент, заложенный несколькими поколениями ведущих ученых и практиков, а также реализованные крупные проекты последних лет предоставляют прекрасные возможности развития Акмуллинского университета. В 2021 году университет прошел бессрочную государственную аккредитацию и получил подтверждение высокого уровня образования, которое дает вуз студентам и аспирантам. Кроме того, БГПУ им. М. Акмуллы в 2021 году был отнесен Министерством просвещения России в первую категорию педагогических вузов России, а таких университетов всего пять. В 2021 году университет стал 77-м вузом России, который был включен в Научно-образовательную теологическую ассоциацию, а также 14-м членом Всероссийской ассоциации Бережливых университетов. Этому способствовали многолетние наработки в области подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама и реализация проектов по бережливому производству в вузе и в системе образования Башкирии в целом.
Башкирский государственный педагогический университет является участником всех прорывных проектов в области науки и образования:
* резидент Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня, созданного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации;
* участник программы «Приоритет 2030» в рамках консорциума с одним из ведущих вузов России;
* участник движения «WorldSkills - Молодые профессионалы России»;
* участник федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»;
* оператор реализации международного проекта по строительству 9 русскоязычных школ в Кыргызстане с подготовкой преподавательского состава.
Кроме того, Министерство просвещения России определило БГПУ в качестве Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников, а Министерство науки и высшего образования России подтвердило статус федеральных инновационных площадок. Названное не только подчеркивает высокий уровень образования и науки нашей alma mater, но и обязывает коллектив Университета и дальше прилагать все силы и умения во благо прогрессивного развития, передавать все навыки и компетенции подрастающему поколению, пестовать и воспитывать настоящего Учителя, по своей подготовке соответствующего завтрашнему дню. Вообще тема повышения качества образования, причем на всех уровнях, выделена в качестве осевой темы научных исследований Акмуллинского университета.
Впервые за долгие годы БГПУ им. М. Акмуллы получил на 2021-2023 годы государственное задание на проведение научных исследований на актуальные темы, сочетающие в себе и теоретические изыскания, и их практическое применение:
* разработка региональной системы оценки качества педагогического образования на основе профдефицитов;
* методология электронного образования в сельских и малокомплектных школах;
* сравнительный анализ практик внедрения полилингвальной модели поликультурного образования;
* разработка концепции развития компетенций в области современных генетических технологий на уровнях общего и высшего образования в условиях смешанного обучения.
Разработка последней темы стала возможна благодаря деятельности в вузе не присущей для большинства педвузов кафедры генетики, которая, переформатировав свою работу, занимается не только фундаментальными исследованиями, но и практической реализацией результатов генетических исследований уже на уровне средних школ. Еще одно направление, «несвойственное» для университетов педагогического профиля, которое в 2020 году получило новый виток своего развития, - нанотехнологии. Лаборатория «Наноэлектроники перспективных материалов» БГПУ им. М. Акмуллы стала победителем конкурса, объявленного НИУ ВШЭ, по созданию «зеркальных кафедр» и заключила долгосрочное соглашение с лабораторией Квантовой наноэлектроники Высшей школы экономики по разработке научно-технологических основ получения и изготовления новых наноструктурированных материалов и квантовых наноэлектронных систем и исследований наноэлектронных систем пониженной размерности при низких и сверхнизких температурах.
Все большую известность, и не только в Башкортостане, обретает Региональный научно-образовательный центр современных математических исследований и НИИ Стратегического развития образования, созданный в БГПУ в 2019 году. В 2021 году Колледж БГПУ занял 1-е место в рейтинге учреждений СПО республики Башкортостан, будучи еще в 2018 году на 14 месте из 96. С 2022 года открылись Научно-исследовательский центр башкирского фольклора, Центр спортивной психологии и федеральная Служба бесплатной психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Особо стоит отметить открытие в начале 2022 года в БГПУ им. М. Акмуллы Технопарка универсальных педагогических компетенций, который стал объединяющей площадкой как для профессорско-преподавательского состава университета, его студентов, так и для педагогов и учащихся школ республики. На базе одного из самых больших педагогических Технопарков России, Акмуллинского Технопарка, действует региональная площадка общества «Знание» и клуб «Учитель года Башкортостана». Данный Технопарк стал центральным звеном в разработке и реализации концепции в регионе по созданию психолого-педагогических классов.
В целом за 2018-2021 гг. на укрепление лабораторно-исследовательской и материально-технической базы БГПУ им. М. Акмуллы вложено более 500 миллионов рублей, что позволяет не только в комфортных условиях организовывать учебный процесс и заниматься серьезными научными разработками (за три года введено только 20 ставок научных сотрудников), но и продолжить развитие традиционно сильных в университете направлений по социально-воспитательной, спортивной, творческой и волонтерской деятельности.
Кроме того, по всем мониторинговым показателям наблюдается существенный рост. Так, образовательная деятельность (средний балл ЕГЭ) по итогам приема 2021 года составила 68,9 баллов (2015 год - 60,24, 2018 год -65,32). По научно-исследовательской деятельности рост с 2018 года в 2021 г. составил почти трехкратное значение - с 61,53 до 169,9. Если в 2018 году показатель международной деятельности (количество иностранных студентов) составлял 2.81, то по итогам 2021 он показал более чем двукратное увеличение и составляет 6,7. И значение контрольных цифр приема только за последний год выросло. Показатели финансово-экономической деятельности также показывают уверенный рост, а совокупный доход превышает 1,1 млрд рублей.
Выполняя свою миссию по подготовке педагогов и специалистов других сфер жизнедеятельности, Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмуллы уже подготовил более чем 60 тысяч профессионалов, которые прославляют имя нашего вуза, Башкортостана и России своими успехами в просвещении, науке, спорте и творчестве. Башгоспедуниверситет сегодня - это более 19 тысяч студентов, это шесть институтов, три факультета и колледж, это актуальные прикладные и фундаментальные исследования в самых различных областях науки, это современные лекционные залы и лаборатории, это партнерство с ведущими образовательными и научными организациями России и мира.
Вуз имеет мощный университетский кампус, в том числе, благоустроенные общежития с современными системами безопасности, сеть оздоровительных, досуговых и сервисно-бытовых центров. Студенты имеют возможность заниматься в специализированных многофункциональных спортивных комплексах с плавательными бассейнами.
Развивающаяся в университете модель организации дистанционного образования, показала свою жизнеспособность и актуальность в период пандемии коронавируса в 2020-2022 гг., когда общее количество пользователей возросло с 3700 человек 01.04.2020 до 13,5 тысяч к концу 2021 года; количество электронных площадок под дисциплины и практики с 1,5 тысяч, до 6,6 тысяч; количество сданных ГИА с 2 до 1450. Удаленное образование осуществляется с помощью веб-платформы, которая включает в себя весь арсенал содержательных, организационных и технических средств. Ее внедрение позволило всем студентам из любой точки ойкумены приобщиться к качественному дистанционному образованию.
На современном этапе развития педагогических вузов на первое место выходит решение вопросов научно-практической и методической работы, которая должна осуществляться на основе эффективного построения учебных планов образовательных программ, по формированию полноценного специалиста будущего. Сегодня учебный план образовательный программы -это не просто набор дисциплин с заданной трудоемкостью, а результат логистических исследований, выстраивающих необходимый минимум содержания образования (предопределенный требованиями профессионального стандарта) через управление работой студентов в различных формах. Это происходит посредством применения наиболее эффективных технологий освоения содержания и объективных методов контрольно-оценочной деятельности в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта и построения Единого педагогического ядра высшего образования.
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы создает все условия для качественного и востребованного высшего профессионального образования, широкого спектра направлений подготовки в области образования и педагогики, физико-математических, естественных, гуманитарных, социальных наук, культуры и искусства, сферы обслуживания, информатики и вычислительной техники, технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров, электронной техники, радиотехники и связи. Условия обеспечиваются высоким уровнем подготовки профессорско-преподавательского состава - занятия ведут кандидаты и доктора наук, в том числе зарубежные специалисты, лекторы, профессора ведущих университетов мира. Все это позволяет готовить конкурентоспособных бакалавров и магистров высшего профессионального образования.
В целом университет оказывает позитивное влияние на развитие многих сторон науки, образования и культуры Башкортостана и России: педагогику, историю, литературу, востоковедение, лингвистику, ономастику, краеведение, изобразительное искусство. Без его весомого вклада невозможно представить развитие высшей школы, общего, начального, среднего профессионального образования. Специалисты с дипломом Башкирского государственного педагогического университета успешно работают во всех сферах жизни республики и страны, удостаиваются государственных наград, побеждают в различных конкурсах. Именно сочетание традиции и новаторства, преемственность поколений определяет качество и эффективность университетского образования.
Список источников:
1. Корнетов, Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. - Москва: ИТПИМИО, 1994. - 265 с.
2. Аминов, Т.М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века - до 1917 года. - Москва : Наука, 2006. - 348 с.
3. Башкирский государственный педагогический институт / авторы-составители М Б. Ямалов, М.А. Маннанов. - Уфа : Изд-во БГПИ, 1996. - 32 с.
4. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы: 50 лет созидания. - Уфа: Лето, 2017. - 296 с.
5. Парад ветеранов БГПУ: сб. статей о преподавателях и сотрудниках БГПУ им. М. Акмуллы - ветеранах Великой Отечественной войны. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2015. - 46 с.
6. Фархшатов, М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-9G^ годы XIX в. - Москва: Наука, 1994. - 144 с.
7. Акназаров, З.Ш. Из воспоминаний на торжественном вечере, посвященном 80-летию Ф.Х. Мустафиной. - 1993 г.
8. Кузеев Р.Г. Испытание временем: Воспоминания профессора к юбилею института. -Уфа, 1992. - 138 с.
9. Кузеев, Р.Г. История - жизнь моя, судьба моя. - Уфа: Восточный университет, 1999.
- 196 с.
10. Наука жизни и жизнь в науке. Памяти профессора Рустема Гумеровича ^зеева. -Уфа : Информреклама, 2003. - 167 с.
11. Хамитов, Э.Ш. Внутри меня сидит педагог, и ему очень уютно / Республика Башкортостан. - 2G12. - 22 сентября (№ 185).
12. Научные школы ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы». - Уфа : Изд-во БГПУ, 2G12. - 4G с.
13. Ямалов, М. Б., Алмаев, Р.З. ^зеев, Р.Г. (1923 - 1998). - Уфа : Вагант, 2008. - 1G8 с.
References:
1. Kornetov G.B. Civilizacionnyj podhod k izucheniyu vsemirnogo istoriko-pedagogicheskogo processa. Moskwa: ITPIMIO, 1994. 265 s.
2. Aminov T.M. Istoriya professional'nogo obrazovaniya v Bashkirii. Nachalo XVII veka -do 1917 goda. Moskva : Nauka, 2GG6. 348 s.
3. Bashkirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut / Avtory-sostaviteli M.B. YAmalov, M.A. Mannanov. Ufa : Izd-vo BGPI, 1996. 32 s.
4. Bashkirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. M. Akmully: 5G let sozidaniya. Ufa : Leto, 2G17. 296 s.
5. Parad veteranov BGPU: sb. statej o prepodavatelyah i sotrudnikah BGPU im. M. Akmully
- veteranah Velikoj Otechestvennoj vojny. Ufa: Izd-vo BGPU, 2G15. 46 s.
6. FarhshatovM.N. Narodnoe obrazovanie v Bashkirii v poreformennyj period 6G-9G-e gody XIX v. Moskwa: Nauka, 1994. 144s.
7. Aknazarov Z.SH. Iz vospominanij na torzhestvennom vechere, posvyashchennom 8G-letiyu F.H. Mustafinoj. 1993 g.
8. KuzeevR.G. Ispytanie vremenem: Vospominaniya professora k yubileyu instituta. Ufa, 1992. 138 s.
9. KuzeevR.G. Istoriya - zhizn' moya, sud'ba moya. Ufa : Vostochnyj universitet, 1999. 196
s.
1G. Nauka zhizni i zhizn' v nauke. Pamyati professora Rustema Gumerovicha Kuzeeva. Ufa : Informreklama, 2GG3. 167 s.
11. Hamitov E.SH. Vnutri menya sidit pedagog, i emu ochen' uyutno. Respublika Bashkortostan= Republic of Bashkortostan. 2G12. September 22
12. Nauchnye shkoly FGBOU VPO «BGPU im. M. Akmully». Ufa : Izd-vo BGPU, 2G12.-
4G s.
13. YAmalovM.B., AlmaevR.Z. Kuzeev R.G. (1923 - 1998). Ufa: Vagant, 2GG8. 1G8 s.
Заявленный вклад авторов статьи:
Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи.
The declared contribution of the authors of the article:
The authors contributed equally to the preparation of the article.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 01.03.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 18.03.2022.
The article was submitted 01.03.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 18.03.2022.