Научная статья на тему 'ПОЧЕМУ АБИТУРИЕНТЫ ВЫБИРАЮТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ'

ПОЧЕМУ АБИТУРИЕНТЫ ВЫБИРАЮТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / БУДУЩЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / EDUCATIONAL SYSTEMS / PEDAGOGICAL UNIVERSITIES / REFORM / THE FUTURE OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагитов С.Т.

В статье рассматривается роль системы образования в современных условиях, основные направления реформирования педагогических вузов. Показана проблема взаимодействия вуза с экономикой региона и определены пути ее решения, в том числе: учет социально-экономических реалий и мониторинг потребностей социальной среды региона, применение новых социометрических методов. Делается вывод о новой миссии педагогических вузов и необходимости формирования новой управленческой модели, о важной роли генератора инноваций и модератора образовательных реформ для сохранения значимой позиции в формировании человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHY APPLICANTS CHOOSE A PEDAGOGICAL UNIVERSITY: RESULTS OF A SOCIOLOGICAL STUDY OF STUDENTS

The article discusses the role of the education system in modern conditions, the main directions of reforming pedagogical universities. The problem of the university’s interaction with the region’s economy is shown and ways to solve it are identified, including: taking into account the socio-economic realities and monitoring the needs of the region’s social environment, the use of new sociometric methods. The conclusion is drawn about the new mission of pedagogical universities and the need to form a new managerial model, the important role of the generator of innovations and the moderator of educational reforms to maintain a significant position in the formation of human capital.

Текст научной работы на тему «ПОЧЕМУ АБИТУРИЕНТЫ ВЫБИРАЮТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

С.Т. Сагитов

ПОЧЕМУ АБИТУРИЕНТЫ ВЫБИРАЮТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: образование, педагогические вузы, реформирование, будущее педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматривается роль системы образования в современных условиях, основные направления реформирования педагогических вузов. Показана проблема взаимодействия вуза с экономикой региона и определены пути ее решения, в том числе: учет социально-экономических реалий и мониторинг потребностей социальной среды региона, применение новых социометрических методов. Делается вывод о новой миссии педагогических вузов и необходимости формирования новой управленческой модели, о важной роли генератора инноваций и модератора образовательных реформ для сохранения значимой позиции в формировании человеческого капитала.

Модернизация системы высшего образования в России и глобальная конкуренция в сфере высшего образования являются факторами, обуславливающими необходимость трансформации университетов страны. Концепция «Университет 3.0» ставит вузы перед определенным выбором: внедрение инноваций в систему образования или сохранение накопленного богатого опыта. Причем не частичных инноваций, как то расширение направлений обучения или, например, активность использования элементов цифрового образования, а именно таких масштабных новаций, как целенаправленные изменения, вносящие новые важные компоненты, вызывающие переход системы из одного состояния в другое [1, 744-746].

В таких условиях педагогические университеты оказались наиболее уязвимыми, так как сама система образования является достаточно консервативной и внедрение не только новаций, но даже инноваций в образовательный процесс в школах требует серьезных усилий. Тем более что образование, наряду с другими социальными институтами, оказалось в позиции «младшего брата» в отношении с государством. Зачастую тенденции и законы саморазвития социальных институтов, в частности и образования, не учитываются при принятии решений на государственном уровне. Кроме того, те требования, которые ставятся перед университетами страны в большей степени ориентированы на технические и экономические вузы, поскольку в целом развитие России оценивается в показателях, которые можно посчитать в рублях, километрах и процентах, нежели в социальном самочувствии населения, оцениваемое в процессе более глубоких и длительных исследований.

Кроме того, позиции педагогических вузов серьезно пошатнулись по причине невысокого социального статуса учителя в российском социуме, поэтому о конкурентоспособности педагогического образования в современных условиях приходится говорить весьма условно. Так, например, по направлению «Педагогическое образование» стоимость обучения в 2019 году в Башкирском государственном педагогическом университете составила 130 тысяч рублей в год, что сопоставимо с направлениями «Нефтегазовое дело» и «Теплоэнергетика и теплотехника» в нефтяном университете. При этом по информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан за третий квартал 2019 года средняя зарплата в системе образования чуть меньше 30 тысяч рублей в месяц, при общереспубликанской 35 659,7 тысяч рублей. Самые же большие заработки - у работников предприятий, занятых

пепп готический журнал апшнортостпнп м 6(85). яо19 эвДаааз

производством нефтепродуктов и кокса - по 74 тысячи рублей; вторую строчку сверху занимают те, кто добывает полезные ископаемые - 62,3 тысячи рублей; на третьей строчке с 53,5 тысячами рублей работники химической промышленности Башкирии [2].

Вместе с тем данные мониторинга качества приема в российские университеты 2019 года, проводимого Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в партнерстве с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и компанией «Яндекс», показали, что из 37 педагогических вузов страны 19 демонстрируют положительную динамику. При этом максимальный прирост показал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (+6,6 баллов), что позволило ему занять третье место среди вузов Башкортостана, пропустив вперед лишь нефтяной и медицинский университеты (за последние пять лет рост баллов бюджетных абитуриентов составил более 10 баллов).

Очевидно, что педагогическим вузам в силу узкой гуманитарной направленности сложно соперничать с техническими вузами даже на региональном уровне. В то же время повышение субъектности университетов по отношению к собственному развитию, обусловленное нормативным усилением автономии вузов и возможностью получения внебюджетных доходов, выражается в разработке и реализации собственной стратегии развития в новых условиях. Поэтому главной задачей педвузов становится их трансформация в социальные и инновационно-технологические центры, работа которых будет строиться на партнерских отношениях с работодателями - общеобразовательными организациями, учреждениями среднего профессионального образования, учебными центрами и так далее.

Время, когда университеты идентифицировали себя лишь как образовательные структуры прошло. Современный вуз - это проводник инновационных технологий, драйвер экономики, а также структура, задающая новые ориентиры развития общества и государства. При этом педагогический вуз - это еще и механизм, позволяющий адаптировать существующую систему профессионального образования к новым требованиям производства. Благодаря масштабному распространению онлайн-образования формируется качественно иное пространство современного педагогического образования - интегративное, организуемое одновременно внутри кампуса и за его пределами. В таком случае университет может рассматриваться как некий региональный интегратор, предлагающий портфель услуг и продуктов, востребованных в процессе решения задач регионального социально-экономического развития, формирующий новое многополярное пространство деятельности вуза [3, 12]. Также ключевым фактором трансформации педагогических университетов может стать качественная внутренняя диверсификация, следствием которой станет увеличение нетрадиционных для вузов такого типа направлений и повышение их конкурентоспособности.

Для получения обратной связи в Акмуллинском университете в 2019 году был проведен социологический опрос, одной из целей которого было выяснение причин поступления студентов в педагогический вуз Башкортостана. Для получения информации была выбрана количественная методика социологического исследования. В качестве основного метода сбора данных использовано анкетирование методом самозаполнения по месту учебы. Выборочная совокупность исследования построена с учетом методических требований, специфики объекта и предмета исследования. Построение выборки при опросе студентов осуществлено с использованием метода квотирования, в качестве квотируемых признаков выступили пол, курс, факультет.

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и педагогики

На первом этапе с учетом структуры генеральной совокупности были выбраны единицы отбора (факультеты). Из единиц отбора выбирались единицы наблюдения (респонденты). Респонденты отбирались по квотируемым признаками «пол» и «курс обучения». Выборка построена с учетом соответствия структуре генеральной совокупности по квотируемым признакам. Объем выборки составил 296 студентов. Большинство из попавших в выборку студентов БГПУ им. М. Акмуллы составили женщины - 76,3%, а 23,7% - мужчины. С учетом специфики объекта исследования диспропорция опрошенных по половому признаку не является аномальной, продиктована приближением структуры выборочной совокупности к структуре генеральной. Это подтверждается тем, что анализ распределения опрошенных внутри выборочной совокупности по факультетам и курсам обучения соответствует как законам нормального распределения, так и структуре генеральной совокупности.

Необходимо отметить, что размер выборочной совокупности налагает серьезные ограничения на интерпретацию полученных результатов в разрезе отдельных групп (например, отдельных курсов или факультетов), поскольку ошибка выборки при таком подходе значительно превышает стандартную величину и, следовательно, становится невозможно говорить о валидности полученных данных. Однократный характер исследования не позволяет говорить о выявлении протяженных во времени трендов, полученная информация имеет «статичный» характер, то есть репрезентирует мнение студентов в отдельно взятый момент времени. Вместе с тем эти ограничения позволяют говорить об обзорном характере исследования, в рамках которого могут быть сделаны выводы об общих чертах изучаемого объекта.

Благополучие современного общества в существенной степени определяется тем, может ли это общество предложить товары и услуги (а также институты и механизмы их развития), отвечающие международным стандартам, требованиям и ожиданиям. В условиях экономики, основанной на знаниях, высшее образование становится важнейшим фактором национальной конкурентоспособности. Именно там формируется самый высокопроизводительный человеческий капитал, производятся знания и инновации. Оставаясь открытой системой, университет чувствителен к происходящим вокруг него переменам и вынужден к ним адаптироваться, меняясь и в поведенческом плане, и в плане своей внутренней организации [3, 6].

Одним из факторов, сдерживающих успешную интеграцию современных педагогических университетов в меняющуюся систему высшего образования, являются особенности предшествующего развития: направление, «куда мы движемся, зависит не только от того, где мы сейчас, но и от того, где мы были до этого» [4, 13]. Характерный для большинства российских организаций высшего образования механизм предшествующего развития проявляется, с одной стороны, в устойчивости дисциплинарной организации вуза и, с другой стороны, в негативной общественной оценке позиции педагогических университетов и педагогического образования в вузовской системе.

По данным проведенного исследования, в качестве основных мотивов выбора БГПУ им. М. Акмуллы при поступлении выступили: наличие бюджетных мест - 49,0%; желание овладеть профессией, по которой осуществляется подготовка - 42,2%; желание получить диплом о высшем образовании - 40,5%. Влияние других факторов на выбор студентов оказалось значительно меньше. Подробные долевые распределения представлены на диаграмме.

пепп готический журнал апшнортостпнп м 6(85). яо19 эвДаааз

Диаграмма

Мотивы выбора студентами БГПУ им. М. Акмуллы для продолжения учебы после школы (в % от общего числа ответов)

Наличие бюджетных мест

Желание овладеть профессией, по которой осуществляется подготовка

Желание получить диплом о высшем образовании Государственный статус вуза

Другого выбора не было

Высокое качество преподавания, о котором я узнал от родственников и друзей

Интересная студенческая жизнь

Возможность успешного трудоустройства после окончания вуза

Низкий конкурс на направление подготовки, на котором я учусь

Удобное расположение и транспортная доступность

Стремление получить определенный социальный статус после окончания вуза

Известность и престиж вуза Решение родителей

Выбор друзей, одноклассников. Принцип "куда все - туда и я!"

Другое

Наличие дистанционных форм обучения

1,0

13,9

13,9

11,1

11,1

10,8

8,4

7,4

7,1

1,4

1,4

49,0

42,2

40,5

24,3

При этом значительной разницы в мотивах выбора БГПУ им. М. Акмуллы в качестве места учебы обучавшимися в городских и сельских школах в ходе исследования обнаружено не было. Некоторое отличие обнаруживается в мотивации выпускников обычных и специализированных школ: так, окончившие специальные школы статистически значительно чаще в качестве мотивации указывали желание овладеть профессией, по которой осуществляется подготовка. Для обучавшихся в обычных школах (по сравнению со студентами из специализированных школ) более значимы такие факторы, как государственный статус вуза и желание получить диплом о высшем образовании.

Мотивация поступления в БГПУ им. М. Акмуллы различна среди студентов разных курсов. Так, вариант ответа «высокое качество преподавания, о котором я узнал от родственников и друзей» почти в два раза выше у студентов первого курса, в сравнении с нынешними пятикурсниками (23,9% против 12,8% соответственно). Также среди первокурсников в два раза выше мотивация овладеть профессией, по которой осуществляется подготовка (41,8% против 20,5% у студентов последнего курса). Пятикурсники также чаще поступали в вуз по «решению родителей», ориентируясь на такой фактор, как наличие бюджетных мест (64,1% против 37,3% у первокурсников).

Рассматривая гендерную составляющую, стоит отметить, что серьезных различий в ответах юношей и девушек не наблюдается, выделим лишь, что стремление девушек овладеть профессией выше (47,3% против 27,1), в то время как для юношей весомое значение сыграло наличие бюджетных мест (55,7% против 46,4%).

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и пеапгогики

В ходе исследования студентам были заданы, в том числе и открытые вопросы об основных сильных и слабых сторонах образовательной программы, по которой они обучаются. Для целей анализа, полученные ответы были разбиты на несколько смысловых категорий (Таблица). Говоря о сильных сторонах обучения в БГПУ им. М. Акмуллы, студенты отмечают в первую очередь интересные занятия, хорошую подачу даваемого материала и грамотную методику обучения. Логичным в этом свете выглядит вторая по частоте упоминания категория ответов - сильный преподавательский состав, профессионализм педагогов. С небольшим отставанием идут еще две категории - хорошая подготовка специалистов с возможностью дальнейшего трудоустройства, а также то, что в университете студентов обучают по актуальным и важным дисциплинам.

Таблица

Наиболее сильные стороны образовательной программы глазами студентов (в %, к общему числу опрошенных)

Сильные стороны %

Интересные занятия, грамотная подача материала и методика обучения 33,6

Сильный преподавательский состав, хорошо преподаются предметы, профессионализм преподавателей 24,0

Хорошая подготовка специалистов, возможность дальнейшего трудоустройства, будущая профессия 20,3

Важные, актуальные предметы, хороший набор предметов, учебная программа 18,9

Сильная и полезная практика, много практики 11,5

Наличие отдельных предметов и дисциплин 11,1

Другое (размер стипендии, хорошая материально-техническая база, выбранная специальность, посещение культурно-досуговых мероприятий и др.) 10,1

Возможность выбора второго профиля (второй специальности), возможность обучения на двух языках 9,2

Имеется определенная зависимость выделения сильных сторон программы от курса, на котором обучается респондент. Так, будущие выпускники, в сравнении с недавними абитуриентами, значительно чаще в качестве сильной стороны выделяют возможность выбора второго профиля. В свою очередь студенты ранних курсов значительно чаще говорят об интересных занятиях, грамотной подаче материала и методике обучения» как сильной стороне педуниверситета.

В соответствии с новыми требованиями к профессиональному образованию меняется система оценки деятельности университетов - от формализованных показателей мониторинга эффективности деятельности вузов к анализу реального вклада высшей школы в экономическое развитие региона. Формирование новых отношений с производством происходит вследствие системной работы образовательной организации, его готовности к трансформации образовательного процесса, пересмотра содержания и технологий подготовки специалистов, а также инструментов оценки качества образования [5,8]. Эти изменения необходимо начинать с утверждения новой целевой модели компетенций выпускников, включающей в себя когнитивные, социально-поведенческие и

пепп готический журнал апшнортостпнп м 6(85). яо19 эвДаааз

цифровые навыки будущего специалиста. При этом необходимо учитывать, что будущие учителя должны уметь формировать у школьников универсальные компетенции.

Все это требует от системы высшего образования на выходе обретения выпускниками не только знаний по специальности, но и определенных компетенций. Респондентам был задан вопрос о тех личностных качествах и навыках, которые они планировали получить, поступая в вуз педагогической направленности. По мнению опрошенных студентов, можно выделить три категории. Первая категория, в которую вошли два варианта ответа, набравшие от 35% до 40% , - это гибкость мышления и умение быстро ориентироваться в сложной обстановке. Во второй категории - от 27% до 29% -респондентами были отмечены трудолюбие, организаторские способности, чувство личной ответственности смелость, решительность и уверенность себе. В третью категорию - от 12% до 15% - вошли инициативность, умение видеть новое и умение прислушиваться к людям.

Стоит отметить, что важность таких качеств, как «гибкость мышления» и «умение быстро ориентироваться в сложной обстановке» оценивается студентами последнего курса ниже (в целом присутствует колебательный тренд снижения ценности этих качеств в ходе обучения). Противоположную тенденцию к росту демонстрируют «чувство личной ответственности», «инициативность», «организаторские способности». Примерно на одном уровне сохраняются следующие качества: «честность», «уверенность в себе», «лидерские качества». Юноши и девушки несколько по-разному видят для себя набор необходимых для работы личностных качеств: если девушки выше оценивают важность чувства личной ответственности и организаторских способностей, то юноши большее значение придают гибкости мышления и честности.

В условиях постоянного обновления образовательных технологий и роста информации учитель должен уметь адаптироваться к складывающимся обстоятельствам, поэтому педагогическое образование становится форсайт образованием, обеспечивающим опережающее развитие выпускников.

Университет, генерирующий новации, способен предвидеть направление трансформации существующего производства, а это значит, что и формировать у выпускников навыки специалистов XXI века. Очевидно, что подготовка учителей должна осуществляться с учетом особенностей региональной системы образования. При этом акцент в разработке современного программного и методического обеспечения подготовки педагогов должен опираться на содержание образовательных программ, востребованных на рынке, что указывает на необходимость изменения кадровой политики, внедрения новых принципов подбора персонала с учетом перспективных направлений развития образовательной сферы региона.

Учитывая новые требования к организации пространства профессионального образования в республике, университет должен решить следующие ключевые задачи:

1) организация и обеспечение практико- и проектно-ориентированного образовательного процесса;

2) разработка и внедрение системы персонифицированного обучения с предоставлением студентам возможности построения индивидуальной образовательной траектории с учетом их будущего трудоустройства;

3) совершенствование общекультурных, научных и профессионально педагогических компетенций профессорско-преподавательского состава университетов.

Первая задача может быть решена посредством обновления фонда оценочных средств и методик оценивания сформированности компетенций: кейсов, демонстрационных экзаменов, применения методик WorldSkills. Вторая задача ориентирует вузы на

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и педагогики

индивидуализацию высшего образования, обеспечивающую студенту автономную траекторию профессионального роста, развития способности принимать решение в условиях неопределенности, формирование опыта решения нестандартных задач. При этом университет должен двигаться от модели массового образовательного «конвейера» к подготовке качественного, «штучного выпускника», востребованного на рынке труда. Такая работа должна быть организована в центрах развития компетенций, симуляционных центрах, предприятиях и образовательных организациях. В таком случае трансляция готового знания переходит в онлайн-среду.

Приоритетным направлением деятельности педагогического вуза должно также стать обеспечение доступности и качества образовательных услуг, внедрение онлайн- и смарт-технологий в образовании. Создание и продвижение качественных и актуальных массовых открытых онлайн курсов (МООК) с уникальным медиаконтентом на ведущих российских и зарубежных электронных платформах предоставляет широкие возможности позиционирования университета на национальном и мировом уровне. Стоит отметить, что пилотное внедрение МООК в образовательный процесс БГПУ им. М. Акмуллы показало необходимость существенного пересмотра всей управленческой цепочки, начиная с изменения локальной нормативной документации, структуры и качества электронных курсов, продолжительности видеолекций. Кроме того, значительная нагрузка на профессорско-преподавательский корпус при проверке большого количества заданий студентов (индивидуальность!) выявила необходимость модернизации системы оценки формируемых компетенций в автоматизированном режиме. Можно надеяться, что дальнейшее развитие цифровых технологий позволит выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого студента.

Следует также отметить, что многие студенты, размышляя о своих планах после окончания вуза, планируют продолжить обучение (52,7%), поступление в магистратуру планирует почти каждый второй опрошенный (45,6%). Второй по популярности вариант -пойти работать, суммарно получил почти четверть всех ответов (29,6%), при этом почти половина - 14,3% - намерены устроиться по специальности, а 14% респондентов пока не определились со своими планами.

Решение перечисленных важных задач требует полномасштабной и разносторонней работы, прежде всего повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава. В настоящее время в России практически во всех областях деятельности реализуется проектный подход как наиболее эффективный метод прогнозирования и получения результатов. В высшей школе такая форма работы позволяет качественно увеличить объем предоставляемых услуг и сервиса, повысить эффективность научной и инновационной деятельности. Кроме того, существует объективная проблема взаимодействия вуза с экономикой региона, для решения которой необходимы новые подходы: поисковые мероприятия, активный мониторинг потребностей социальной среды региона, новые социометрические методы, учет социально-экономических реалий Республики Башкортостан. Причем, вуз и заказчик/потребитель могут в определенных обстоятельствах меняться ролями в инициировании ресурсного обмена, когда именно вуз генерирует проблему и способы ее решения, отбирая при этом потенциальных потребителей.

Подводя итог, можно утверждать, что система педагогического образования -важнейший инструмент социально-экономического развития региона. Педагогические вузы способны не только готовить профессиональные кадры для образовательной сферы, но и адаптировать проводимые в данной сфере реформы к особенностям региональной экономики, прогнозировать и удовлетворять потребности региона в кадрах будущего. Для этого необходимо предложить свою новую миссию, обеспечить качественную внутреннюю диверсификацию, сформировать новую управленческую модель. Сегодня профильность

пепп готический журнал апшнортостпнп м 6(85). яо19 эвДаааз

вуза уступает место более значимому фактору - качеству подготовки в области как общесоциальных, так и собственно профессиональных компетенций [4, 56].

В условиях очевидной тенденции повышения уникальности вузов, обладающих научно-образовательным потенциалом мирового уровня и обеспечивающих национальную конкурентоспособность России, педагогические университеты должны обрести статус генератора инноваций и модератора образовательных реформ, что позволит им не только сохранить свои позиции в формировании человеческого капитала, но и успешно конкурировать с ведущими университетами любого профиля, привлекая в свои ряды студентов, ориентированных на высокое качество образования, перспективность профессии и возможность обретения универсальных компетенций, необходимых в столь динамично меняющемся мире.

1. Байбаева, М.Х., Маркаева, Д., Исмаилова, ХПонятие об инновациях в образовании, их классификация // Молодой ученый. - 2016. - № 4. - С. 744-746.

2. Среднемесячная начисленная заработная платаработниковорганизаций в Республике башкортостан по видам экономической деятельности [Электронный ресурс]. - URL : https://bashstat.gks.ru/storage/mediabank/wtrud-zp%2011_19.pdf.

3. Князев, Е.А., Дрантусова, Н.В. Институциональная динамика в российском высшем образовании: механизмы и траектории // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 3 (83). - С. 6.

4. Кузьминов, Я.И., Семенов, Д.С., Фрумин, И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. - 2013. - № 4. - С. 13, 56.

5. Асадуллин, Р.М. Педагогический вуз - модератор инновационных процессов в образовательном пространстве региона // Педагогический журнал Башкортостана. - 2018. - № 4. - С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.