Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС КАК МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС КАК МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФАКТИВАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЗАКРЕПЛЕНИЕ В ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митяшов Петр Викторович

Освещаются вопросы деятельности педагогических классов в контексте кадровых проблем в образовательных организациях и в свете инициатив и законопроектов в области образования РФ. Рассмотрены этапы организации работы педагогического класса, сопровождения его выпускников во время их обучения в профильном вузе и закрепления молодых педагогов в профессии на основе опыта сельского муниципального района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CLASS AS A MODEL OF PROFESSIONAL ORIENTATION AND PRE-PROFESSIONAL EDUCATION OF SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

The article deals with the issues of the activities of the pedagogical classes in the context of the personnel problems in the educational institutions and in the light of education in the Russian Federation. There are considered the stages of the organization of the work of the pedagogical class, the support of its graduates during the education in the profile university and the fixation of young teachers in the profession based on the experience of the rural municipal district.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС КАК МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

П.В. митяшов

(Новониколаевский, Волгоградская обл.)

педагогический класс

как модель

профессиональной

ориентации

и допрофессиональной

подготовки

старшеклассников

Освещаются вопросы деятельности педагогических классов в контексте кадровых проблем в образовательных организациях и в свете инициатив и законопроектов в области образования РФ. Рассмотрены этапы организации работы педагогического класса, сопровождения его выпускников во время их обучения в профильном вузе и закрепления молодых педагогов в профессии на основе опыта сельского муниципального района.

Ключевые слова: педагогический класс, профессиональная ориентация, допрофессиональ-ная подготовка, профактивация, непрерывное образование, кадровые проблемы, закрепление в профессии.

Педагогические классы в их современном понимании появились в конце 70-х гг. XX в. Нормативно-правовым документом, регламентирующим деятельность педагогических классов, стало инструктивно-методическое письмо Министерства просвещения СССР 1979 г. «Об усилении работы общеобразовательных школ, органов народного образования, институтов усовершенствования учителей по ориентации учащихся на педагогические профессии». Первые педагогические классы в эти годы были созданы в московских школах № 145, 588, 825 и ленинградской школе №2 307. Несколько позже педагогические классы были организованы в Ярославской области, первый из них - в ярославской школе № 15 в 1985 г.

С середины 1980-х гг. начинается своеобразный бум создания педагогических классов, а в начале 1990-х гг. в России их насчитывалось более 500 [2, с. 140]. Важной чертой в деятельности значительной части педагогических классов являлось включение в их учебный план практических курсов по основам педагогики и психологии, содержание которых было направлено на развитие педагогических умений и навыков обучающихся.

кие науки -

Впоследствии отношение к такой практике стало существенно меняться. Все чаще стали появляться статьи и выступления с критикой ранней профилизации. Напрямую это затронуло и педагогические классы, количество которых стало заметно сокращаться. В числе причин были и прагматические аргументы:

- обучение в педагогическом классе не дает преимуществ при поступлении в педагогические вузы;

- обучение в педклассах проходит без учета потребностей рынка труда (вплоть до утверждений, что имеет место «перепроизводство» педагогических кадров, не учитываются тенденции развития сферы образования).

Дальнейшая ориентация общества, особенно его молодого поколения, на юридические и экономические профессии, по сути, остановила системную работу по организации и развитию педагогических классов.

Начало XXI в. отмечено тенденцией к реанимации и модернизации педагогических классов. Главную причину этого назвала экс-министр образования РФ О.Ю. Васильева на III Международной конференции «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании» в 2019 г. «На сегодняшний день число педагогов в возрасте 22-25 лет составляет 5,5% в масштабах страны. Эта цифра не изменится к2024 году. К2029 году в общей системе образования РФ нехватка педагогов-предметников составит 188 тыс. 700 человек», -цитирует ее ТАСС (ТАСС. 2019. 5 февр. URL: https://tass.ru/obschestvo/6079938).

К возвращению педагогических классов как модели профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки обязывают инициативы и законопроекты в образовании РФ последнего десятилетия.

1. одной из задач, обозначенных в профессиональном стандарте «Педагог», является создание системы подготовки будущих педагогов, а одной из проблем - проблема входа в профессию и отсутствие возможности отбора лучших выпускников педагогическими вузами.

2. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГоС, ориентирован на конструирование социальной среды развития в системе образования, в том числе он должен обеспечить формирование у участников образовательного процесса готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

О Митяшов П.В., 2021

3. Национальный проект «Образование», федеральный проект «Учитель будущего», программа «Земский учитель» направлены на укрепление мотивации работы с детьми, создание современных условий обучения и воспитания в каждом образовательном учреждении, а также трудоустройство молодых учителей в сельские школы и закрепление их в профессии.

Цели и задачи этих программ, проектов и стандартов не могут быть эффективно достигнуты и решены без грамотного, «растущего» профессионально и мировоззренчески учителя, без возможности муниципалитета участвовать в решении кадровых вопросов в образовательных учреждениях (организациях).

Тем не менее создание педагогических классов не стало характерным явлением на педагогическом поле России. Осенью 2020 г. доктором педагогических наук, профессором А.П. Чернявской, доктором педагогических наук, профессором, академиком РАЕН Л.В. Байбородовой и их коллегами была разработана анкета мониторинга состояния до-профессиональной педагогической подготовки старшеклассников, который был проведен в 87 регионах Российской Федерации. Его результаты таковы: в целом по стране только в 4% образовательных организаций реализуются программы допрофессиональной педагогической подготовки. В регионах по-прежнему доминирует ретроспективное (компенсаторное) профильное обучение: в учебных центрах службы занятости от 50 до 60% переобучаемых на другие специальности слушателей составляет молодежь в возрасте 16-29 лет [1, с. 5].

В апреле 2021 г. в российские регионы поступило письмо Министерства просвещения РФ № ВБ-511/08 от 30 марта 2021 г. с методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию классов психолого-педагогической направленности. Практически следом при ФГАОУ ДПО «Академия Министерства просвещения России» была создана рабочая группа по созданию нормативного и методического обеспечения деятельности психолого-педагогических классов. В ее состав вошли ректоры педагогических вузов России и институтов повышения квалификации работников образования, преподаватели и научные сотрудники этих вузов, руководители органов управления образованием муниципального уровня, руководители муниципальных образовательных организаций. Утвержден план работы рабочей груп-

пы, согласно которому должны быть разработаны концепция профильного психолого-педагогического класса, локальная нормативная документация по определению статуса профильного психолого-педагогического класса (включая внесение изменений в действующий ФГОС среднего общего образования), проведены обучающие семинары для педагогов школ по организации и содержанию работы в данном профиле.

Данная работа стала своевременной и возможной благодаря тому, что образовательные организации, в которых осваивались программы допрофессиональной педагогической подготовки до названных инициатив сверху, обрели опыт, смогли презентовать его на региональном и всероссийском уровнях и в настоящее время располагают хорошей практической базой реализации подобных проектов.

Социально-педагогический класс Новониколаевского муниципального района Волгоградской области был открыт в 2013 г. в результате совместного решения муниципалитета и Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ). Открытию предшествовала предварительная работа, в том числе разработка дорожной карты, в которой были определены этапы создания педкласса и организации его работы.

Первый этап - мониторинг потребности в педагогических кадрах в образовательных учреждениях Новониколаевского района на ближайшие семь лет.

Второй этап - выявление среди учеников 8-9-х классов склонных к педагогической деятельности.

Третий этап - зачисление и двухгодичное обучение выпускников 9-х классов в классе социально-педагогического профиля.

Четвертый этап - заключение целевых контрактов, предусматривающих меры социальной поддержки, с выпускниками социально-педагогического класса.

Пятый этап - сопровождение выпускников социально-педагогического класса в период их обучения в ВГСПУ. Здесь важно видеть не только меры социальной поддержки, но и прохождение студентами практики в тех образовательных организациях, с которыми заключен целевой контракт; участие выпускников педкласса в реализации муниципальных сетевых проектов в составе студенческих экспедиций и творческих групп; ежегодный прием студентов главой муниципалитета и председателем районной думы и др.

Шестой этап - трудоустройство выпускников университета, сопровождение их работы в образовательных учреждениях района. Это предполагает неукоснительное исполнение условий целевого контракта со стороны работодателя, включение педагогической молодежи в работу «Школы молодого учителя» и Совета молодых педагогов; закрепление за молодым учителем педагога-наставника; разработку молодым педагогом вместе с наставником дорожной карты по повышению педагогического мастерства и гуманитарной культуры сроком на три года.

Седьмой этап - работа по закреплению молодых педагогов в профессии, формированию устойчивой мотивации их к работе в системе образования муниципалитета. Это достигается через различные меры:

- грантовые выплаты педагогам возраста до 30 лет;

- включение педагогов в систему стажировок в школах и вузах Москвы и Санкт-Петербурга;

- иные.

Например, на уровне муниципалитета разработан и реализуется проект «Строительство жилья для молодых работников социальной сферы в 2020-2025 годах», который направлен на решение одой из актуальнейших проблем для молодого специалиста - жилищной.

Совместно с кафедрой педагогики ВГСПУ разработаны образовательные модули «основы педагогического мастерства и педагогической психологии», «организация работы детского исследовательского коллектива», «Психология восприятия искусства». особый акцент необходимо сделать на том, что в пед-классе Новониколаевского района не готовят целенаправленно студента филологического или иного факультета. Авторы проекта ушли от ориентации на учебный предмет, для этого есть классы с углубленным изучением предметов, иные профильные классы. Это создает дополнительную привлекательность профилю, т. к. не только вуз, но и факультет многие из старшеклассников выбирают не сразу. Как показывает практика, старшеклассники в этом направлении могут не раз изменить решение.

Академик РАо, доктор педагогических наук, профессор Н.К. Сергеев указывает на то, что одна из главных идей допрофессиональ-ной подготовки - «помочь учащимся сориентироваться в педагогической профессии, соразмерить с ней свои интересы, устремления, склонности» [3, с. 119]. Доктор психологиче-

кие науки -

ских наук, профессор Т.В. Черникова пишет о том, что «вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника есть вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности <...> Целью профориентацион-ной работы в старших классах средней общеобразовательной школы всегда было просвещение молодых людей в вопросах познания своих особенностей (интеллектуальных, коммуникативных, личностных) и путей усиления тех своих качеств, которые будут способствовать успешному вхождению в современную социально-экономическую ситуацию» [5, с. 3, 8]. А потому при освоении образовательных модулей большое внимание уделяется профактивации, развитию коммуникативных компетенций, эрудиции, вовлечению воспитанников в практическую деятельность. В рамках сетевого образовательного сообщества старшеклассники:

- получают опыт по организации исследовательских коллективов школьников в возрасте 10-13 лет и закрепляют его участием во всероссийских или международных конкурсах творческих работ, в том числе организованных на сайте ВГСПУ «Мирознай»;

- работают в составе жюри на конкурсах детских исследовательских и проектных работ;

- выступают на родительских собраниях;

- организуют работу подросткового диспут-клуба «Иду на Вы!» и школьное движение волонтеров;

- работают в качестве помощников в пришкольных лагерях кратковременного пребывания и др.

Каждый год в рамках проведения дня ВГСПУ в Новониколаевском районе с педклас-сом встречаются ректор университета, преподавательский состав вуза. Ежегодно для воспитанников педагогического класса также организуется экскурсионная поездка в ВГСПУ, во время которой старшеклассники посещают кафедры выбранных специальностей, встречаются с ректором, ректоратом, студентами.

для работы с педклассом привлекаются известные ученые, деятели науки и культуры. так, в разное время с воспитанниками педклас-са работали академик РАо, доктор педагогических наук, профессор М.М. Поташник; профессор Московского литературного института им. Горького, писатель О.А. Николаева; заслуженный художник РФ С.М. Домусчи; академик РАо, доктор педагогических наук, директор Центра образования № 109 Е.А. Ямбург;

руководитель театра школы 1241 г. Москвы Л.В. Макмак; доктор педагогических наук, профессор Кубанского ГУ A.A. Остапенко, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования T.A. Роки-тянская и др. В основе их семинаров, открытых уроков и лекций лежит осознание необходимости совместного действия, совместности, о которой написал доктор психологических наук, профессор В.И. Слободчиков: «Совместность - это "все-в-одном-месте"; конечно же, не в едином физическом пространстве или одной организации, но в едином смысловом пространстве, границы которого очерчивает и задает проектная идея (замысел)» [4, с. 29]. такие встречи вносят в жизнь воспитанников педагогического класса событийный мотив, осознание «выхода за территорию школьного двора», «рассекречивание стереотипов и скрытых установок» в педагогической деятельности, формируют «волевой ресурс, без которого всякий проект остается «бумажным» [Там же, с. 29].

По итогам поступления выпускников одиннадцатых классов Новониколаевского района в 2018 г., 18 юношей и девушек выбрали профессию педагога, поступив в педагогические вузы и колледжи. В 2019 г. 22 выпускника выбрали профессию педагога. В 2020 г. таких старшеклассников - 21. К сожалению, условия пандемии и соответствующих ограничений внесли коррективы в работу педклас-са как сетевого проекта, количество выпускников педагогического класса уменьшилось до 18 человек, из которых в 2021 г. 15 продолжили обучение в педагогических вузах и колледжах.

За последние пять лет в Новониколаевский район для работы в образовательных организациях прибыло 45 молодых педагогов. Всего в муниципалитете педагогов возрасте до 35 лет 73 человека, что составляет 24% от общего количества.

опыт работы социально-педагогического класса был дважды представлен на всероссийских съездах участников апробации и освоения профессионального стандарта «Педагог» в Москве, на Международной научно-практической конференции «Технологии систем-но-деятельностного подхода» в 2016 г., на августовских совещаниях работников образования Волгоградской области в 2017-2018 гг., на Международном форуме «Непрерывное образование: проблемы и перспективы» в 2018 г. В 2019 г. проект «Социально-педагогический

класс как эффективная модель решения кадровых проблем в образовательных организациях» стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса социальных практик и инициатив в номинации «Образование» и в этот же год стал обладателем гранта ПАО «ЛУКОЙЛ» в Волгоградской области. В 2020 г. воспитанники Новониколаевского педагогического класса получили диплом I степени на Международном фестивале педагогических классов, организованном Гродненским педагогическим университетом.

Важно понимать, что при должной организации работы педкласса он не только решает профориентационные задачи, но и влияет на развитие воспитательной системы школы. Это определяется его активной позицией в ней как ее субъекта.

Педагогический класс - это еще и воспитательная система. Его принципиальное отличие от педагогических классов 1980-х гг. состоит в том, что в изменяющихся социально-экономических условиях общества он стал более мобильным. Сегодня педкласс - полифункциональное явление и реализует функции не только по отношению к ученикам, но и по отношению к школе, к учителям и родителям, он - в контексте взаимодействия разных школ и внешкольной среды.

Список литературы

1. Байбородова Л.В., Головина И.В., Груздев М.В. [и др.]. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в современных условиях // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2021. № 6(159). С. 4-10.

2. Диких Э.Р., Чукина Е.В. Деятельность педагогических классов: опыт Омского государственного педагогического университета // Гуманитарные исследования. 2019. № 3(24). С. 139-142.

3. Сергеев Н.К. Избранные труды по педагогике: сб. ст. / отв. ред. Н.М. Борытко. Волгоград, 2011.

4. Слободчиков В.И. Антропологизация отечественного образования - императив его модернизации // Педагогические Рождественские встречи: православная культура в пространстве общеобразовательной школы: материалы межрегион. науч.-практ. конф.: р. п. Новониколаевский, 8 января 2011 г. / Ком. по образованию Администрации Новониколаевского р-на Волгоградской обл., Приход храма св. архангела Михаила Новониколаевского р-на Волгоградской епархии; науч. ред. и сост.: протоиерей К. Зелинский. М., 2011.

5. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка самоопределения старшеклассников: учеб.-метод. пособие. М., 2001.

педагогические науки

* * *

1. Bajborodova L.V., Golovina I.V., Gruzdev M.V. [i dr.]. Doprofessional'naya pedagogicheskaya pod-gotovka shkol'nikov v sovremennyh usloviyah // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2021. № 6(159). S. 4-10.

2. Dikih E.R., Chukina E.V. Deyatel'nost' peda-gogicheskih klassov: opyt Omskogo gosudarstvenno-go pedagogicheskogo universiteta // Gumanitarnye issledovaniya. 2019. № 3(24). S. 139-142.

3. Sergeev N.K. Izbrannye trudy po pedagogike: sb. st. / otv. red. N.M. Borytko. Volgograd, 2011.

4. Slobodchikov V.I. Antropologizaciya oteche-stvennogo obrazovaniya - imperativ ego moderniza-cii // Pedagogicheskie Rozhdestvenskie vstrechi: pra-voslavnaya kul'tura v prostranstve obshcheobrazo-vatel'noj shkoly: materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf.: r. p. Novonikolaevskij, 8 yanv. 2011 g. / Kom. po obrazovaniyu Administracii Novonikolaevskogo r-na Volgogradskoj obl., Prihod hrama sv. arhangela Mihaila Novonikolaevskogo r-na Volgogradskoj eparhii; nauch. red. i sost.: protoierej K. Zelinskij. M., 2011.

5. Chernikova T.V. Proforientacionnaya pod-derzhka samoopredeleniya starsheklassnikov: ucheb.-metod. posobie. M., 2001.

Pedagogical class as a model of professional orientation and pre-professional education of senior high school students

The article deals with the issues of the activities of the pedagogical classes in the context of the personnel problems in the educational institutions and in the light of education in the Russian Federation. There are considered the stages of the organization of the work of the pedagogical class, the support of its graduates during the education in the profile university and the fixation of young teachers in the profession based on the experience of the rural municipal district.

Key words: pedagogical class, professional orientation, pre-professional education, professional activation, continuous education, personnel problems, fixation in profession.

и.н. Емельянова, л.м. болтунова

(тюмень)

исследовательские пробы в профессиональной подготовке педагога*

Освещаются проблемы, которые приходится решать в ходе формирования исследовательских компетенций у студентов педагогической магистратуры. Представлен опыт Тюменского государственного университета по использованию исследовательских проб для формирования исследовательских компетенций. Описана система двойного вхождения студентов в научно-исследовательскую деятельность: через собственно исследовательскую деятельность и через учебные дисциплины.

Ключевые слова: исследовательские пробы, исследовательские действия, исследовательские компетенции, исследовательская деятельность, магистерская подготовка.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование» (уровень магистратуры), научно-исследовательская деятельность относится к основным видам деятельности, в которые включается студент в ходе профессиональной подготовки [9]. Обозначенные в федеральном государственном образовательном стандарте компетенции содержат трудовые действия, овладение которыми обеспечивают успешность вхождения в профессиональную деятельность.

Следуя теории деятельности А.Н. Леонтьева, включение студентов в исследовательскую деятельность предполагает овладение исследовательскими действиями: «человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий» [7].

Одним из эффективных способов овладения исследовательскими действиями на этапе профессиональной подготовки являются исследовательские пробы. Исследовательскую пробу мы определяем как фрагмент ис-

(Статья поступила в редакцию 20.07.2021)

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07134 «Социально-экономические гарантии реализации интеллектуального потенциала молодежи: сравнительное исследование опыта России и Скандинавских стран». Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 19-29-07134.

© Емельянова И.Н., Болтунова Л.М., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.