Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА В СПОРТИВНОЙ ИНДУТРИИ'

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА В СПОРТИВНОЙ ИНДУТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щадилова Ирина Сергеевна

Физическая культура и спорт является частью современной российской экономики. При управление спортивной индустрией возникают значительные трудности, что предполагает высокую востребованность специалистов данного направления на рынке труда. Подготовка квалифицированных спортивных менеджеров требует высокого уровня формирования компетенций, полученных студентами в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щадилова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A MANAGER IN THE SPORTS INDUSTRIE

Physical culture and sport is part of the modern Russian economy. In the sports management industry have significant difficulties that implies a high demand for specialists of this trend on the labour market. The training of qualified sports managers requires a high level of formation of competences acquired by students in the learning process at the University.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА В СПОРТИВНОЙ ИНДУТРИИ»

Большое значение играет формирование у спортсмена самостоятельности - нацеливание его на самовоспитание, когда методом проб и ошибок осуществляется поиск оптимального решения, поскольку на соревнованиях прибегнуть к помощи тренера возможно лишь в перерывах, а значительную часть времени человек остаётся один на один с психологическими трудностями, от успешности преодоления, которых во многом зависит и результат соревнования. Самостоятельности может способствовать также идеомоторный метод - взаимосвязь представления о движении с его выполнением на практике. Данный метод возможно применять во многих видах спорта - пулевой стрельбе, метании копья, борьбе [4] и др. Сущность идеомоторного метода заключается в комбинации многократного представления, «проговаривания» и мысленного выполнения определённой схемы действий. Руководитель московского клуба спортивного метания ножей «Твёрдая рука» Владимир Сергеевич Ковров [3] практикует идеомоторный метод с учениками при отработке навыка метания со стула: «Представь, что ты дистрофик -говорит он на занятиях, - здесь не нужна сила при броске: рука чуть расслаблена и вместе с её движением ты мысленно несколько раз должен представить воспроизводимое действие от начала и до конца, чувствуя, как лезвие ножа плавно сходит с пальцев в наивысшей точке движения руки». Так и при броске дротика: дартсмену необходимо представлять процесс движения руки поэтапно, вспоминая возникающие при этом ощущения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тренеру необходимо быть не только психологом для обучаемых, но и исследователем, помогающим дартсме-нам анализировать сделанные броски, обобщать свои наблюдения и периодически перестраивать тренировочные условия.

Список используемой литературы:

1) Введенский И. Школьный дартс-клуб // Спорт в школе. ИД «Первое сентября» - сентябрь, 2009.

2) Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии - 1967 -№7.

3) Левченко В.В. История, теория и практика метания ножей. - М.: «Эдитус», 2013.

4) Сизяев С.В. Идеомоторный метод в методике регуляции предстартовых состояний спортсменов-единоборцев / Сизяев С.В., Дементьев В.Л. // Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных борцов в государственных образовательных учреждениях физической культуры: материалы всерос. науч. конф. / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2004.

5) Шилин Ю.Н., Каневская А. В. Теория и методика тренировки в дартс: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: СпортАкадем-Пресс, 2003;

6) Chaplin P. History of darts. [Электронный ресурс] -http://www.harrows-darts.com/harrows-world/history-darts/

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА

В СПОРТИВНОЙ ИНДУТРИИ

Щадилова Ирина Сергеевна,

кандидат пед. наук, доцент, Московский государственный университет путей сообщения(МИИТ), Москва. THE CONTENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A MANAGER IN THE SPORTS INDUSTRIE

Irina Sergeevna Sadilova, candidate sciences, associate Professor, Moscow state University of railway transport, Moscow АННОТАЦИЯ

Физическая культура и спорт является частью современной российской экономики. При управление спортивной индустрией возникают значительные трудности, что предполагает высокую востребованность специалистов данного направления на рынке труда. Подготовка квалифицированных спортивных менеджеров требует высокого уровня формирования компетенций, полученных студентами в процессе обучения в вузе. ABSTRACT

Physical culture and sport is part of the modern Russian economy. In the sports management industry have significant difficulties that implies a high demand for specialists of this trend on the labour market. The training of qualified sports managers requires a high level of formation of competences acquired by students in the learning process at the University.

Ключевые слова: Cпортивный менеджмент, формирование профессиональных компетенций, формирования профессиональной готовности студентов к практической деятельности.

Keywords: Sports management, the formation of professional competence, formation of professional readiness of students for practice.

Российское современное общество на государственном уровне признаёт социальную значимость возросшей потребности оздоровления нации. Так 21 января 2015 №30 Правительством Российской Федерации принято постановление «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020годы». В перечне мероприятий

данной программы указано строительство новых и реконструкция уже имеющихся малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности, а также плоскостных сооружений, на которые планируется выделить около 560млн.рублей [6]. 25 марта 2015года Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении в России физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» («Новые известия» от 26.03.2015) [7].

Эти решения подразумевают необходимость подготовки квалифицированных управленческих кадров в отрасли физической культуры, спорта и становится актуальным политико-стратегическим курсом государства в области здравоохранения и образования. Объект отраслевого управления - физическая культура и спорт представляет собой сложную совокупность государственных, общественных и коммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности, основной целевой функцией которых является удовлетворение потребностей россиян в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом.

Модернизация современной системы образования в России, является основной особенностью реформирования, требующее пристального внимания к поиску и реализации путей инновационного совершенствования. Определяющее значение реинжиниринга, несомненно, принадлежат социальным, политическим и педагогическим технологиям, представляющих собой один из основных механизмов воздействия на все процессы, протекающие в области научного познания и сфере высшего профессионального образования (Оголева Л. Н., Луков В. А., Ковалёва А. И., Миневич Я. В., Тощенко Ж. Т.). [2]

Будучи частью кадровой структуры организации, спортивные менеджеры прежде всего, отвечают за работу людей в данной организации, управляя процессом целенаправленного воздействия на управляемый объект, для обеспечения перевода объекта в новое качественное состояние и направляют свои знания и умения на развитие инфраструктуры объекта управления, обусловленное необходимостью и потребностью получения заданного результата. (Томич М., Маслов В. И., Магура М. И., Курбатова М. Б., Кибанов А. Я. Капустин А. Я., Федоссев В. Н. и др.) [4].

Проявляются противоречия между требованиями общества к знаниям, положению и роли менеджера в области физической культуры и спорта, и реальными функционированием этого процесса (как правило спортивные управленцы не имеют специального образования); между социальным спросом на специалистов данного профиля и фактическим состоянием вопроса; между содержанием существующих технологий обучения в российском высшем профессиональном образовании и имеющимися интересами студентов, будущих спортивных менеджеров; между старыми формами и средствами подготовки менеджеров в социальной сфере и новыми требованиями, предъявляемыми к профессиональным компетенциям студентов.

Решение этой проблемы составляет целевую установку: разработать основные теоретико - методологические основы реинжиниринга технологии управления процессами профессиональной подготовки менеджера спортивной индустрии.

По мнению Талызиной Н.Ф. обучение как деятельность включает в себя несколько видов действий, которые можно распределить по функционалу в деятельности. В таком случае одни займут место предмета усвоения другие окажутся средствами усвоения. При этом автор отмечает, что, что действия, входящие в группу средств усвоения, ранее должны были быть предметами усвоения. Определяя действенный подход к обучению со стороны их содержания, то их разделяют на две группы:

1) Общие (планирование, контроль, действия, составляющие приемы логического мышления и др.). Эти действия не зависимы от особенностей того или иного предмета.

2) Специфические; они отражают особенности изучаемого предмета, их применение ограничено его спецификой (звуковой анализ слова, действия, необходимые для геометрических преобразований и др.) [3].

Обобщая представления, изложенные в работах В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой [1], становится очевидным, что компетентный специалист физкультурно-спор-тивной практики должен обладать знаниями об основных составляющих физической культуры личности, которыми являются:

- знания о путях и средствах физического совершенствования человека, двигательные умения и навыки их практического применения, что, по сути, составляет физкультурную образованность индивидуума;

- ценностно-мотивационные ориентации личности на деятельное отношение к освоению физической культуры, использование ее в основных сферах жизнедеятельности, сформированную жизненную потребность в занятиях физическими упражнениями;

- включенность личности в реальную физкультурно-спортивную практику по творческому освоению ценностей физической культуры, ее активного использования во всестороннем развитии человека [5].

Представив компетенции знаний студента - будущего профессионала в сфере спортивного менеджмента в качестве интегрального критерия, рассмотрим его составные части:

1. Уровень теоретических знаний определяет интеллектуальную способность студента осваивать, реа-лизовывать и развивать ценности физической культуры в управляемой среде обучения.

2. Комплексное владение методами и средствами управления в сфере физической культуры и спорте, совершенствования личности и их реализация на практике.

3. Уровень сформированности мотивационной готовности к получению новых знаний в управлении физкультурно-спортивной деятельностью, степень развития эмоционально-волевых качеств, а также наличие установки на реализацию поставленной цели.

4. Способность студента к самоорганизации управленческой физкультурно-спортивной деятельности, построение собственных программ - качественный показатель сформированности управленческих компетенций.

Состояние готовности к приобретения специфических знаний управленца в сфере физической культуры и спорта у студентов вузов неоднородно и имеет многоуровневую характеристику.

Процесс формирования готовности студентов к усвоению знаний приобретает, по нашему мнению, образ многофункционального явления, призванного расширить общую культуру студента и улучшить его подготовленность к практической деятельности.

Литература

1. Бальсевич,В.К., Лубышева, Л.И. Физическая культура: Молодежь и современность/В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4 - С. 4-7.

2. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой - М.: ИНФРА-М, 2001. - 238 с.

3. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984

4. Томич М. Основы менеджмента в спорте / Милан Томич. - М.: МАФСИ, 2005. - 351 с.

5. Щадилова И.С. Методические условия формирования готовности студентов к усвоению специальных

знаний в области физической культуры: Авто-реф.дис. к. п. н.: 13.00.04: Тула, 2004, 15 с.

6. Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 №30 «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020годы» Официальный интернет-портал правовой информации http/ /pravo.gov.ru. 28.01.2015

7. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 № 540 "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" Официальный интернет-портал правовой информации http//pravo.gov.ru. 26.01.2015

ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК СТАДИЯ

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Шамшина Ирина Геннадьевна

кандидат пед. наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS STAGES OF THE PROFESSIONALIZATION Shamshina Irina, Candidate of Science, docent of Far East Federal University, Vladivostok АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие профессионализма, дается характеристика его составляющих и этапов формирования, рассматриваются особенности становления профессионализации в юношеском возрасте. ABSTRACT

The concept of professionalism, the characteristic of its components and stages of formation, the features of the formation of professionalization in adolescence discuss in this article. Ключевые слова: профессионализм, профессионализация. Keywords: professionalism, professionalization.

Слово «профессионализм» используется в разных смыслах. Когда говорят «эта работа требует профессионализма», имеются ввиду нормативные требования профессии к личности человека. Здесь профессионализм - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда, т.е. «нормативный профессионализм» [6, с. 31].

В другом смысле употребляется это слово, когда говорят «этому человеку присущ профессионализм». Здесь речь идет о том, что человек обладает этим необходимым нормативным набором психических качеств, и профессионализм становится внутренней характеристикой человека. Такое понимание означает «реальный профессионализм» конкретного человека [6, с. 31].

Следовательно, профессионализм человека - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов - внутреннего отношения человека к труду, состояния его психических качеств. При анализе профессиональной стороны жизни человека необходимо преодоление технологических и технократических мифов, когда профессионализм рассматривается как овладение, прежде всего, новыми технологиями, средствами, и когда в тени остаются мотивы поведения человека. На самом деле при рассмотрении оценки профессионализма человека большое зна-

чение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд.

Выделяют две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет) [8].

Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много больших и малых этапов. Более того, в профессиональной жизни каждого отдельного человека возможны повторы и возвращения («откаты»), на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы. Траектории пути к профессионализму у разных людей могут очень отличаться друг от друга.

Тем не менее, выделяют следующие уровни профессионализма которые, так или иначе, проходит всякий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.