Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ИДЕОМОТОРНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДАРТСМЕНОВ'

МОТИВАЦИЯ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ИДЕОМОТОРНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДАРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАРТС / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДАРТСМЕН / МОТИВАЦИЯ / ИДЕОМОТОРНЫЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садеков Рустем Рафекович, Левченко Владимир Владимирович

В статье рассматриваются особенности постановки цели, мотивации и применения идеомоторного метода тренером в процессе психологической подготовки дартсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION, GOAL SETTING AND IDEOMOTOR METHOD IN PSYCHOLOGICAL PREPARATION DARTERS

This article discusses the features of goal setting, motivation and application method ideomotor coach in the process of psychological preparation darters.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ИДЕОМОТОРНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДАРТСМЕНОВ»

ников есть главное мерило, критерий доброкачественности урока» [2, с.14]. В этом тоже проявляется мастерство учителя.

Нужно отметить, что качество обучения, как считал Н.А.Бобровников, зависит также от того, насколько учитель владеет мастерством организации самостоятельной работы на уроке. Развивая мысль, он рекомендовал регулярно вводить в обучение «такую работу», при которой ученики должны или самостоятельно видоизменять усвоенный материл, либо комбинировать его с прежде изученным. Таковая работа вносит в урок собственное творчество учеников и чрезвычайно способствует осмысленному и сознательному усвоению преподанного [2, с.15].

Таким образом, Н.А.Бобровников рекомендовал перенести центр тяжести с домашних заданий на активную самостоятельную работу во время занятия, учитывая при этом индивидуальные возможности ребенка.

В целях повышения качества образования и повышения уровня педагогического мастерства учителей Н.А.Бобровников предложил новую систему проведения уроков, когда в начале занятия задаются «беглые вопросы всем ученикам», что вынуждает их слушать ответ вызванного товарища, а при промедлении или неверном ответе вызывается следующий, и весь класс держится в бодром, внимательном настроении [2, с.35]. Речь идет тем самым об использовании современного способа фронтального опроса.

Анализируя педагогическое мастерство учителя и умение проводить интересные, результативные уроки, Н.А. Бобровников пришел к следующему выводу: «Если учитель хоть изредка умеет говорить с учениками так, что у них от умиления или радости навертываются слезы на глазах, то ему не нужно прибегать ни к наказаниям, ни к отметкам, - и без них дети будут работать» [2, с.20]. Он утверждал, что преподавание требует от учителя особых способностей, относя к ним, в первую очередь, сердечную доброту, поскольку «добрый учитель всегда ищет способ облегчить работу детей». Это справедливо и для наших дней, когда последние социологические опросы обучающихся показывают, что на первые места в рейтинге значимых качеств учителей они ставят их нравственные качества: порядочность, эмпатию, совестливость, отзывчивость.

Как и другие передовые педагоги, Н.А.Бобровников отмечал неразделимость воспитания и обучения: «Всякий учитель есть вместе с тем и воспитатель, и всякий урок преследует не только учебные, но и воспитательные

цели» [3, c.5], ибо «всякое научное занятие воздействует на многие стороны души человека» [2, с.7]. Н.А. Бобровников различал две стороны воспитания: одна прививает навыки культурного поведения, другая - воспитание умственных и сердечных навыков.

Подводя итог, считаем важным выделить основные педагогические взгляды Н.А.Бобровникова: 1). Каждый урок - это логически завершенный целостный отрезок времени учебного процесса, который должен иметь главную мысль, определяющую основную цель урока; 2). Цель урока диктует определенное содержание учебного материала и выбор методов и приемов обучения; 3). Связь каждого урока с предыдущим; 4). Опора на познавательные интересы и опыт учащихся; 5). Привлечение и вовлечение учеников в самостоятельную работу и развитие на этой основе творческих способностей; 6). Учет индивидуальных способностей ученика; 7). Применение проблемного подхода к обучению; 8). Применение фронтального опроса; 9). Активация творческих способностей учащихся; 10). Применение педагогики сотрудничества; 11). Использование творческих заданий; 12). Пробуждение интереса к знаниям и др. К тому же, отметим важность высоких моральных качеств педагогов, ценимых Н.А.Бобровнико-вым.

Казанский университет ставил своей целью подготовку квалифицированных педагогических кадров, и ее достижению во многом способствовала деятельность известных ученых и педагогов (Н.А.Бобровников, В.Н.Ивановский, А.А.Красновский и др.) Им принадлежали передовые идеи усовершенствования учебно-воспитательного процесса, ценность которых не потеряла своей актуальности.

Литература

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX- начала XX вв./ Под ред. В.Д. Шадри-кова.-М.: Педагогика, 1990.-608с.

2. Бобровников Н.А. Что такое хороший урок? Из бесед с учителями.-Казань: Маркелов и Шаронов, 1911.-136с.

3. Бобровников Н.А. Школьная сеть Казанской губернии: проект.-Казань: Типография А.М.Петрова, 1905.-112с.

4. Ратнер Ф.Л. Иностранные языки в дореволюционной высшей школе.-Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1983.-167с.

МОТИВАЦИЯ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ИДЕОМОТОРНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДАРТСМЕНОВ

Садеков Рустем Рафекович

кандидат педагогических наук, доцент, Всероссийский институт повышения квалификации, сотрудников МВД России, г.Домодедово Левченко Владимир Владимирович

курсант факультета подготовки психологов, Московский универ. МВД России имени В.Я. Кикотя, Г.Москва

MOTIVATION, GOAL SETTING AND IDEOMOTOR METHOD IN PSYCHOLOGICAL PREPARATION DARTERS Sadekov Rustem Rafekovich, Ph.D., Associate Professor, All-Russian Institute for Advanced Studies, MUP Russia, Domodedovo Levchenko Vladimir Vladimirovich, student of the Faculty training of psychologists, Moscow University Russian Interior Ministry named VY Kikot, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности постановки цели, мотивации и применения идеомоторного метода тренером в процессе психологической подготовки дартсменов.

ABSTRACT

This article discusses the features of goal setting, motivation and application method ideomotor coach in the process of psychological preparation darters.

Ключевые слова: дартс, психологическая подготовка, спортивная психология, тренер, дартсмен, мотивация, идеомоторный метод.

Keywords: darts, psychological training, sports psychology coach, dartsmen, motivation, ideomotor method.

Спортивные достижения спортсменов можно сопоставить со спиралью истории: победы чередуются с поражениями, статичная успешная стабильность считается крайне редким исключением. Данное явление обусловлено рядом эндогенных и экзогенных факторов, в числе которых на одном из первых мест стоит психологическое состояние спортсмена вне зависимости от уровня его техники и профессионального опыта - от Ш-го разряда до МС. В настоящее время система психологической подготовки российских дартсменов1 ещё не сложилась, а иногда и вовсе отсутствует, поскольку большинство спортсменов, получив несколько уроков от более опытных коллег, тренируются самостоятельно в отсутствии тренера-наставника. В школах за отсутствием профессионалов в большинстве случаев дартс-кружки организуют учителя физкультуры2, для которых это всего лишь источник дополнительной нагрузки, т.к. невысокая зарплата учителей в регионах вытесняет мужчин из педагогической сферы деятельности. Этому способствует пока ещё недостаточная популярность данного вида спорта в Российской Федерации в сравнении, например, с Англией, Австралией или США.

Мотив побуждает человека к деятельности, направленной на достижение поставленной цели. Заинтересованность отдельным видом спорта формирует в человеке желание активно им заниматься и в последствии постоянно самосовершенствоваться от одного спортивного разряда к другому. На первоначальном этапе задача тренера - заинтересовать ученика. Именно для этого и существуют истории и легенды возникновения того или иного вида спорта, если точная дата его появления неизвестна3.

Но отсутствие постановки перед дартсменом конкретных целей его спортивной деятельности способствует снижению мотивации. Постановка цели тренером должна проходить в согласовании со спортсменом и зависеть от различных факторов подготовленности последнего. В качестве подобных целей могут выступать призовые места, чемпионские титулы, выполнение разрядных нормативов. Однако из-за переоценки своих возможностей дартсмен способен поставить перед собой сверхцель, которая, естественно, не будет достигнута в те сроки, в которые он планирует уложиться. Результат - провал, состояние обманутых ожиданий - фрустрация4. Для того, чтобы избежать подобных последствий, цели необходимо разделять на стратегические и тактические. Первые направлены на достижение спортивных результатов в соревнованиях, а вторые - на выбор средств и методов решения вопросов технической и психологической подготовки, например, на начальном этапе начинающий дартсмен стремится попасть в булл или в D20 (в зависимости от отработки цели) во что бы то ни стало, жертвуя порой техникой выполнения броска. В данной ситуации тренер должен указать, что сперва необходимо отработать технику броска, не зацикливаясь на кучности и меткости попадания.

Исходя из этого, у тактической цели можно выделить ряд критериев:

- индивидуальность;

- техническая направленность;

- психологическая направленность;

- посильность.

1 Именно так с точки зрения правил русского языка корректно называть человека, занимающегося игрой в дартс, поскольку это прямое заимствование из английского языка (англ. «dartsman» заимствовано как и другие подобные слова: спортсмен, джентльмен). На страницах интернет-форумов и даже в учебно-методическом пособии с грифом УМО [5] встречается неологизм, а точнее калька с английского - «дартсист», что неблагозвучно. Тем более, на практике суффиксом -ист переводятся слова, оканчивающиеся на -ег (например, footbaИer-футболист, Шег-штангист и т.п.).

2 Так, например, И. Введенский, планируя работу дартс-кружка [1], предлагает давать детям сведения о гигиене, закаливании и режиме питания (под предлогом дартс-кружка происходит фактическое увеличение урочных часов физкультуры), а также теоретические сведения о физкультуре в России. Затем предлага-

ется строевая подготовка и 15-километровый лыжный кросс, что

окажет отрицательное воздействие на мышцы обучаемого перед тренировкой. Гораздо лучше прорабатывать выносливость статическую. Первоначально необходимо поставить правильную

технику броска, затем научить отработке простейших упражнений. Когда все бросковые элементы отработаются до автоматизма - переходить к более сложному, но явно не так как показано в программе: отдельно стойка, отдельно бросок с большими временными промежутками.

3 Легенда появления дартса, приводимая Ю.Н. Шилиным и А.В. Каневской явно преподнесена в вольной авторской интерпретации, поскольку по исследованиям английского историка дартса Патрика Чаплина (Patrick Chaplin) [6], первое упоминание о дартс относится к 1314 году (что соответствует версии зарождения игры среди лучников), а упоминание о первом запрете дартса - к 1457 году (дате рождения Генриха VII). В исходном варианте легенды о короле и королеве их имена неизвестны.

4 Согласно определению американского психолога и терапевта Сола Розенцвейга (1907 - 2004), фрустрация «имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненных потребностей» [4].

Большое значение играет формирование у спортсмена самостоятельности - нацеливание его на самовоспитание, когда методом проб и ошибок осуществляется поиск оптимального решения, поскольку на соревнованиях прибегнуть к помощи тренера возможно лишь в перерывах, а значительную часть времени человек остаётся один на один с психологическими трудностями, от успешности преодоления, которых во многом зависит и результат соревнования. Самостоятельности может способствовать также идеомоторный метод - взаимосвязь представления о движении с его выполнением на практике. Данный метод возможно применять во многих видах спорта - пулевой стрельбе, метании копья, борьбе [4] и др. Сущность идеомоторного метода заключается в комбинации многократного представления, «проговаривания» и мысленного выполнения определённой схемы действий. Руководитель московского клуба спортивного метания ножей «Твёрдая рука» Владимир Сергеевич Ковров [3] практикует идеомоторный метод с учениками при отработке навыка метания со стула: «Представь, что ты дистрофик -говорит он на занятиях, - здесь не нужна сила при броске: рука чуть расслаблена и вместе с её движением ты мысленно несколько раз должен представить воспроизводимое действие от начала и до конца, чувствуя, как лезвие ножа плавно сходит с пальцев в наивысшей точке движения руки». Так и при броске дротика: дартсмену необходимо представлять процесс движения руки поэтапно, вспоминая возникающие при этом ощущения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тренеру необходимо быть не только психологом для обучаемых, но и исследователем, помогающим дартсме-нам анализировать сделанные броски, обобщать свои наблюдения и периодически перестраивать тренировочные условия.

Список используемой литературы:

1) Введенский И. Школьный дартс-клуб // Спорт в школе. ИД «Первое сентября» - сентябрь, 2009.

2) Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии - 1967 -№7.

3) Левченко В.В. История, теория и практика метания ножей. - М.: «Эдитус», 2013.

4) Сизяев С.В. Идеомоторный метод в методике регуляции предстартовых состояний спортсменов-единоборцев / Сизяев С.В., Дементьев В.Л. // Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных борцов в государственных образовательных учреждениях физической культуры: материалы всерос. науч. конф. / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2004.

5) Шилин Ю.Н., Каневская А. В. Теория и методика тренировки в дартс: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: СпортАкадем-Пресс, 2003;

6) Chaplin P. History of darts. [Электронный ресурс] -http://www.harrows-darts.com/harrows-world/history-darts/

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА

В СПОРТИВНОЙ ИНДУТРИИ

Щадилова Ирина Сергеевна,

кандидат пед. наук, доцент, Московский государственный университет путей сообщения(МИИТ), Москва. THE CONTENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A MANAGER IN THE SPORTS INDUSTRIE

Irina Sergeevna Sadilova, candidate sciences, associate Professor, Moscow state University of railway transport, Moscow АННОТАЦИЯ

Физическая культура и спорт является частью современной российской экономики. При управление спортивной индустрией возникают значительные трудности, что предполагает высокую востребованность специалистов данного направления на рынке труда. Подготовка квалифицированных спортивных менеджеров требует высокого уровня формирования компетенций, полученных студентами в процессе обучения в вузе. ABSTRACT

Physical culture and sport is part of the modern Russian economy. In the sports management industry have significant difficulties that implies a high demand for specialists of this trend on the labour market. The training of qualified sports managers requires a high level of formation of competences acquired by students in the learning process at the University.

Ключевые слова: Cпортивный менеджмент, формирование профессиональных компетенций, формирования профессиональной готовности студентов к практической деятельности.

Keywords: Sports management, the formation of professional competence, formation of professional readiness of students for practice.

Российское современное общество на государственном уровне признаёт социальную значимость возросшей потребности оздоровления нации. Так 21 января 2015 №30 Правительством Российской Федерации принято постановление «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020годы». В перечне мероприятий

данной программы указано строительство новых и реконструкция уже имеющихся малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности, а также плоскостных сооружений, на которые планируется выделить около 560млн.рублей [6]. 25 марта 2015года Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении в России физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» («Новые известия» от 26.03.2015) [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.