Научная статья на тему 'Идеомоторная тренировка в игре дартс в контексте взаимосвязи качества представлений с эффективностью овладения техникой броска дротика'

Идеомоторная тренировка в игре дартс в контексте взаимосвязи качества представлений с эффективностью овладения техникой броска дротика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАРТС / DARTS / EDUCATIONAL / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ / TRAINING EXERCISE / КАЧЕСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / QUALITY OF IDEAS / ТЕХНИКА БРОСКА ДРОТИКА / DART THROWING TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Изотов Е.А.

Ideomotor training is a conscious representation of the technique of movement. The ideomotor training is commonly divided into three main functions of representations including: programming, training and regulatory. The first of them is based on the conception of an ideal movement, the second on the concepts facilitating skill development, the third on the ideas of possible correction, movement control and relationships of single elements. Ideomotor training is most effective for improvement of the speed of movement and accuracy. The purpose of the present study was to determine the relationship of the quality of ideas and efficiency of mastering the dart throwing technique in the game of darts. The quality of the concepts of the dart throwing technique during the ideomotor training was carried out using a survey. The experiment was carried out in 2013 on the faculty of physical education of National Mineral Resources University «Mining». The questionnaire represented a bipolar form of the scale type. Dart throwing skills during training exercises were examined using three methods: pedagogical observation (using a video record), expert evaluation (by a trainer) and athlete's self-report. The exercises for the representation of the technique of dart throwing to the target revealed that it is especially hard to represent them vividly, since their vividness is the least expressed. When working to improve the quality of the ideas on the dart throwing technique, one can expect its real improvement in these elements. Herewith, one is to take into account and use the reserves for enhancement of a large number of elements of the dart throwing technique in a game of darts by improving the quality of their ideas in general and integrity of these representations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеомоторная тренировка в игре дартс в контексте взаимосвязи качества представлений с эффективностью овладения техникой броска дротика»

УДК: 796.015.1

идеомоторная

тренировка в игре дартс в контексте взаимосвязи качества представлений с эффективностью овладения техникой броска дротика

Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Изотов

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

IDEOMOTOR TRAINING IN DARTS IN CONTEXT OF CORRELATION OF QUALITY OF IDEAS AND EFFICIENCY OF LEARNING DART THROWING TECHNIQUE

E.A. Izotov, associate professor, Ph.D.

National Mineral Resources University «Mining», St.Petersburg Key words: darts, educational, training exercise, quality of ideas, dart throwing technique. Ideomotor training is a conscious representation of the technique of movement. The ideomotor training is commonly divided into three main functions of representations including: programming, training and regulatory. The first of them is based on the conception of an ideal movement, the second - on the concepts facilitating skill development, the third - on the ideas of possible correction, movement control and relationships of single elements. Ideomotor training is most effective for improvement of the speed of movement and accuracy. The purpose of the present study was to determine the relationship of the quality of ideas and efficiency of mastering the dart throwing technique in the game of darts. The quality of the concepts of the dart throwing technique during the ideomotor training was carried out using a survey. The experiment was carried out in 2013 on the faculty of physical education of National Mineral Resources University "Mining". The questionnaire represented a bipolar form of the scale type. Dart throwing skills during training exercises were examined using three methods: pedagogical observation (using a video record), expert evaluation (by a trainer) and athlete's self-report.

The exercises for the representation of the technique of dart throwing to the target revealed that it is especially hard to represent them vividly, since their vividness is the least expressed.

When working to improve the quality of the ideas on the dart throwing technique, one can expect its real improvement in these elements. Herewith, one is to take into account and use the reserves for enhancement of a large number of elements of the dart throwing technique in a game of darts by improving the quality of their ideas in general and integrity of these representations.

Ключевые слова: дартс, учебно-тренировочное занятие, качество представлений, техника броска дротика.

Идеомоторная тренировка состоит в сознательном представлении техники движений. В идеомоторной тренировке принято выделять три основные функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную. Первая из них базируется на представлении идеального движения, вторая - на представлениях, облегчающих освоение навыка, третья - на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов. Идеомоторная тренировка более всего эффектна для повышения скорости движений, точности.

Цель исследования - определить взаимосвязи качества представлений с эффективностью овладения техникой броска дротика при игре в дартс.

Методика и организация исследования. Качество представлений техники броска дротика в процессе идеомоторной тренировки осуществлялось посредством опроса (п=102). Эксперимент проводился в 2013 г. на кафедре физического воспитания Национального минерально-сырьевого университета «Горный». Опросник представляет собой биполярную анкету шкального типа. Применялась 7-балльная размерность шкал. Экспериментальной датой считалось отдельное представление на отдельном учебно-тренировочном занятии. Было получено более 300 измерений (102 спортсмена х 7 занятий). Для повышения точности показателей качества представлений в сводную таблицу вписывались усредненные показатели качества.

Изучение степени овладения техникой броска дротика в процессе учебно-тренировочных занятий осуществлялось с помощью трех методик: педагогического наблюдения (с помощью видеозаписи), экспертной оценки (тренером) и самоотчета спортсмена. Во всех трех методиках использовалась единая шкала, так называемая карта оценки техники выполнения броска дротика в мишень (автор Е. А. Изотов). В свод-

ную таблицу вносились лишь обобщенные показатели техники.

Результаты исследования и их обсуждение.

Выраженность и вариативн ость показателей качества представлений отражены в табл. 1. В процессе выполнения упражнений на представление техники выполнения броска дротика в мишень установлено, что труднее всего добиться яркости этих представлений, поскольку именно их яркость наименее выражена. Более всего выражена полнота представлений о технике выполнения броска дротика. Однако именно по этому показателю зафиксировано очень высокое значение коэффициента вариации. Данное обстоятельство говорит о том, что хотя спортсмены-дартсмены в целом и добиваются высокой полноты представлений, не у всех из них это получается.

Среди 102 игроков в дартс, тренирующихся идео-моторно, есть как дартсмены, добивающиеся высокой степени полноты представлений, так и спортсмены, у которых это явно не получается. Обращает на себя внимание низкий коэффициент вариации у показателя качества представления в целом (4,98 %). Это можно

объяснить тем, что данный показатель получен путем нахождения средней арифметической, когда он имеет тенденцию к выравниванию.

Показатели выраженности техники выполнения броска дротика в дартсе незначительно различаются. Среднее же их значение равно 6,35 ± 0,35 балла (из 10 возможных), то есть выражено несколько выше среднего уровня (табл. 2).

Коэффициенты вариации по каждому из показателей достаточно велики, хотя большинство из них подчиняется закону нормального распределения (менее 33 %). Средняя же вариативность равна 23,5 %.

Показатели техники выполнения броска взаимосвязаны между собой следующим образом (табл. 3).

Наиболее тесно и большим числом связей с другими элементами техники взаимосвязан такой ее элемент, как устойчивость положения тела при броске (показатель 27). Это не случайно. При поэтапном выполнении техники этот ее показатель по своей сути не может быть не связан с теми элементами, которые ему предшествовали, и с теми, которые он предваряет.

Таблица 1. Качество представлений спортсменами техники выполнения броска дротика, п = 102

Качество представлений Х, баллы S, баллы V, %

Яркость 3,41 0,36 10,81

Четкость 3,78 0,31 7,99

Полнота 4,32 0,68 14,99

Качество в целом 3,76 0,21 4,98

Таблица 2. Показатели степени овладения техникой выполнения броска дротика в мишень для дартса, п = 102

Техника выполнения броска дротика Х S V

1. Исходное положение звеньев тела спортсмена 6,38 1,98 31

2. Постановка стоп опорной и свободной ноги 6,22 1,68 27

3. Устойчивое положение туловища в целом 6,37 1,78 28

4. Угол наклона туловища к мишени 6,55 1,24 19

5. Положение линии плеч четко на линии броска 6,61 1,45 22

6. Положение спортивных снарядов 6,71 0,60 09

7. Положение дротика в бросающей руке 6,61 0,72 11

8. Фиксирование руки с дротиком в исходном положении 6,60 0,85 13

9. Положение пальцев на дротике 6,84 0,41 06

10. Положение дротика в небросающей руке 6,83 1,16 17

11. Предварительные действия перед броском (замах) 6,69 1,40 21

12. Перемещение звеньев тела при замахе 6,44 2,12 33

13. Устойчивость туловища при замахе 6,58 1,84 28

14. Перпендикулярное положение локтя относительно пола 6,82 1,70 25

15. Устойчивое положение локтя при замахе 6,80 2,11 31

16. Перемещение руки с дротиком 6,52 1,30 20

17. Перемещение руки, не участвующей в броске 6,52 1,24 19

18. Согласованность движений 6,77 2,17 32

19. Положение звеньев тела и снаряда 5,98 1,55 26

20. Положение звеньев тела спортсмена 6,35 1,52 24

21. Расположение спортивного снаряда 6,53 1,37 21

22. Отсутствие придавливания дротика пальцем 6,59 2,04 31

23. Слитность перехода от замаха к броску 6,57 2,17 33

24. Замах по траектории линии броска 6,49 2,40 37

25. Оптимальность усилия при броске 5,77 1,85 32

26. Подкручивание дротика 6,09 1,45 24

27. Устойчивость положения тела при броске 6,05 1,81 30

28. Полное выпрямление локтевого сустава при броске 6,17 1,73 28

29. Сохранение прямолинейного выпуска дротика 5,71 1,08 19

30. Активное движение кистью при броске дротика 5,95 1,37 23

31. Своевременность выпуска спортивного снаряда 6,19 0,87 14

32. Предпочтительная скорость движения дротика 5,73 0,92 16

33. Отсутствие движения туловища при выпуске дротика 5,88 1,47 25

34. Расслабленное движение кистью при выпуске 6,10 2,07 34

35. Устойчивость тела после выпуска снаряда 5,53 0,91 13

Таблица 3. Достоверные взаимосвязи показателей техники выполнения броска дротика в мишень для дартса, п = 102

Показатели техники

3 14 18 19 22 23 24 25 27 28 29 31 34

3 X

14 + X

18 ++ X

19 + + ++ X

22 + + X

23 ++ X

Показатели техники 24 + + ++ + X

25 ++ ++ ++ + + X

27 + + + ++ + ++ ++ X

28 + ++ X

29 ++ ++ ++ ++ + X

31 + + + + + ++ X

34 + ++ X

к 7 6 5 7 7 4 7 7 10 4 5 7 2

Примечания:

1) к - число значимых взаимосвязей;

2) + - положительная корреляционная взаимосвязь при р < 0,05 (п = 102, р = 0,31);

Интересно, что тесно взаимосвязаны те элементы техники броска, которые наиболее сложны, являются основными и главное - подвержены влиянию идеомоторной тренировки. Таким образом, выделены основные элементы техники выполнения броска в игре дартс, исследование которых необходимо: положение звеньев тела и снаряда; оптимальность усилия при броске; устойчивость положения тела при броске; отсутствие придавливания дротика пальцем; сохранение прямолинейного выпуска дротика; своевременность выпуска снаряда; расслабленное движение кистью при выпуске дротика в мишень.

Качество представлений спортсменами техники выполнения броска дротика в дартсе детермини-

3) ++ - положительная корреляционная связь при р

< 0,01 (п = 102, р = 0,40).

рует качество 18 элементов техники броска дротика (табл. 4). Наибольший эффект оказывает полнота представлений о технике данного упражнения.

Наиболее ярко это проявляется по отношению к согласованности движений дартсмена (р = 0,54; р

< 0,001). Далее (по убывающей): активное движение кистью при выпуске дротика (р = 0,48); слитность перехода от замаха к броску (р = 0,45); оптимальность усилия при броске (р = 0,41; р < 0,01).

Показатель качества представлений в целом обуславливает качество выполнения следующих шести элементов техники (по убывающей): активное движение кистью при выпуске дротика (р = 0,52; р < 0,001); замах по траектории линии броска (р = 0,41; р < 0,01); исходное положение звеньев тела спорт-

Таблица 4. Достоверные взаимосвязи между показателями качества представлений о технике броска дротика в дартсе и качеством самой техники (п = 43; при р < 0,05 р = 0,31; при р < 0,01 р = 0,40; при р < 0,001 р = 0,50)

Элементы техники броска дротика в дартсе Качество представлений

яркость четкость полнота в целом

Согласованность движений 0,54 0,32

Устойчивость туловища 0,34 0,31

Замах по траектории линии броска 0,33 0,36 0,41

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перпендикулярное положение локтя к полу 0,37

Исходное положение звеньев тела 0,36 0,39 0,41

Устойчивое положение локтя при замахе 0,34

Положение туловища спортсмена в целом 0,31

Выпрямление локтевого сустава при броске 0,32 0,35

Расположение спортивного снаряда 0,42 0,39

Слитность перехода от замаха к броску 0,45 0,34

Положение звеньев тела и снаряда 0,38

Оптимальность усилия при броске 0,41 0,32

Устойчивость положения тела при замахе 0,32

Отсутствие придавливания дротика пальцем 0,38

Своевременность выпуска снаряда 0,33

Активное движение кистью при выпуске 0,44 0,35 0,48 0,52

к 5 5 13 6

смена (р = 0,41; р < 0,01); слитность перехода от замаха к броску (р = 0,34; р < 0,05); согласованность движений (р = 0,32; р < 0,05); оптимальность усилия при броске (р = 0,32; р < 0,05).

Вывод. При работе над повышением качества представлений о технике броска дротика в дартсе, можно ожидать ее реального улучшения именно по этим ее элементам. При этом необходимо учитывать и использовать резервы улучшения большого числа элементов техники броска в игре дартс посредством повышения качества их представлений в целом и полноты этих представлений.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

Использованная литература

1. БелкинА.А. Идеомоторная тренировка в спорте / А.А. Белкин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.

2. Ханин ЮЛ. Проблемы психомоторной тренировки в зарубежной психологии спорта / Ю.Л. Ханин, Н.Б. Стамбулова, П.М. Косьяник // Теория и практика физ. культуры. - 1989. - № 3. - С. 52-54.

References

1. Belkin, A.A. Ideomotor training in sport / A.A. Belkin. - Moscow: Fizkultura i sport, 1983. - 128 P. (In Russian)

2. Khanin, Yu.L. The problems of psychomotor training in the foreign sports psychology / Yu.L. Khanin, N.B. Stambulova, P.M. Kos'yanik // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1989. - № 3. - P. 52-54. (In Russian)

Информация для связи с автором:

Panfilio@spmi.ru

Поступила в редакцию 01.12.2013 г.

УДК: 796.01:378

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КОНТИНГЕНТА ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЁЖИ

Старший преподаватель Л.В. Кругликов Научный сотрудник Е.С. Ненашев Военная академия войсковой ПВО, Смоленск

Ключевые слова: молодежь, физическое развитие, физическая подготовленность, физкультурно-патриотическая готовность.

Сложившаяся в России система образования и воспитания не формирует у допризывной молодежи должной мотивации к здоровому образу жизни, не обеспечивает достаточного уровня физической подготовленности и оптимальных двигательных возможностей, не располагает средствами патриотической направленности. Динамизм и нестабильность общества, деформация многих правил и норм в отношениях людей усложнили процесс социализации личности, снизили физическую готовность допризывников к службе в армии.

Цель педагогического эксперимента - определить особенности физического развития и физической подготовленности контингента допризывной молодёжи.

Результаты исследования и их обсуждение. Основные критерии, характеризующие сформированность физкультурно-патриотической готовности к службе в армии у допризывной молодежи: отношение к физической культуре, участие в спортивно-массовых мероприятиях, общественная и спортивная направленность личности, уровень физической подготовленности, уровень сфор-мированности морально-волевых качеств, устойчивость нравственных принципов.

Только 15,2 % допризывников считают службу в Российской армии своим гражданским долгом, а 62,3 °% респондентов указали, что при возможности они не стали бы служить совсем. 63,6 °% опрошенных гордятся тем, что они являются гражданами России, но, к сожалению, почти треть допризывников (29,0 °%) не испытывают таких патриотических чувств к Родине, а отдельные юноши (7,4 °%) высказали даже отрицательное отношение по этому вопросу. Только 19,3 °% допризывников смогли полностью назвать символы Россий-

ского государства (герб, гимн, флаг, знамя Победы, штандарт Президента).

Большая часть (92,1 %) допризывников с низким и средним уровнями физкультурно-патриотической готовности к службе в армии безразлично и отрицательно относятся к общественной деятельности. Вместе с тем многих (72,2 %%) допризывников с высоким уровнем данной готовности такая деятельность привлекает. У допризывников с низким уровнем сформированности физкультурно-патриотической готовности к службе в армии здоровье (1,5 балла), любовь (2,6 балла), счастливая семейная жизнь (3,8 балла) и материальное обеспечение (4,6 балла) - приоритетные ценности здорового образа жизни. У будущих защитников Родины со средним уровнем данных качеств доминирующий компонент - здоровье (1,8 балла), счастливая семейная жизнь (2,5 балла), любовь (3,5 балла), развитие человека (4,5 балла), а с высоким уровнем - здоровье (1,7 балла), семейная жизнь (2,4 балла), образование (3,3 балла) и любовь (4,4 балла).

Выводы. В процессе педагогического эксперимента установлено, что систематические занятия физической культурой и спортом, проводимые по разработанной региональной программе, способствуют эффективному развитию физических качеств, необходимых для службы в армии.

Спортивная деятельность, воспитывая патриотизм и развивая нравственно-волевые качества, повышает у школьников чувство высокой ответственности за спортивную подготовку, формирует уважительное отношение к другим народам и выступает как эффективное средство физического, нравственного и патриотического воспитания.

Использованная литература

1. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования / Н.А. Савотина // Педагогика. - 2002. - № 4. - С. 39-44.

Информация для связи с автором:

тел.: 89156416749; е-mail: shamandjon@gmail.com

Поступила в редакцию 09.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.