Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Студеникина Светлана Александровна, Шишкина Татьяна Иосифовна, Зауэр Наталья Геннадиевна

Современное изменение парадигмы образования, развитие методологии спортивной науки, требуют пересмотра подходов к организации процесса физического воспитания. Сейчас необходимо ставить более высокие цели, стремиться к решению более глобальных задач, чем это было раньше. Сейчас необходимо разрабатывать спортивную культуру личности студентов, а точнее её профессиональную направленность, для достижения более высоких показателей в профессиональной деятельности. В данной статье предлагается модель формирования спортивной культуры личности студентов обучающихся на педагогическом профиле обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Студеникина Светлана Александровна, Шишкина Татьяна Иосифовна, Зауэр Наталья Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPORTS CULTURE OF THE PERSONALITY OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL PROFILE OF EDUCATION

The modern change in the paradigm of education, the development of the methodology of sports science, requires a revision of approaches to the organization of the process of physical education. Now it is necessary to set higher goals, to strive to solve more global problems than it was before. Now it is necessary to develop the sports culture of the personality of students, or rather its professional orientation, in order to achieve higher indicators in professional activity. This article proposes a model of the formation of the sports culture of the personality of students studying on the pedagogical profile of education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ»

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.01.2021

УДК 37.011.33

ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Новокузнецк; Светлана Александровна Студеникина, старший преподаватель, Татьяна Иосифовна

Шишкина, старший преподаватель, Наталья Геннадиевна Зауэр, старший преподаватель, Новокузнецкий филиал институт Кемеровского государственного университета

Аннотация

Современное изменение парадигмы образования, развитие методологии спортивной науки, требуют пересмотра подходов к организации процесса физического воспитания. Сейчас необходимо ставить более высокие цели, стремиться к решению более глобальных задач, чем это было раньше. Сейчас необходимо разрабатывать спортивную культуру личности студентов, а точнее её профессиональную направленность, для достижения более высоких показателей в профессиональной деятельности. В данной статье предлагается модель формирования спортивной культуры личности студентов обучающихся на педагогическом профиле обучения.

Ключевые слова: профессиональная спортивная культура личности, спортивная культура личности, развитие личности, профессиональное образование, профессиональное развитие, формирование профессиональных навыков.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p92-96

FORMATION OF SPORTS CULTURE OF THE PERSONALITY OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL PROFILE OF EDUCATION

Maxim Valerievich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service ofRussia, Novokuznetsk; Svetlana Ale-ksandrovna Studenikina, the senior teacher, Tatyana Iosifovna Shishkina, the senior teacher, Natalya Gennadievna Zauer, the senior teacher, Novokuznetsk Branch Institute of Kemerovo

State University

Abstract

The modern change in the paradigm of education, the development of the methodology of sports science, requires a revision of approaches to the organization of the process of physical education. Now it is necessary to set higher goals, to strive to solve more global problems than it was before. Now it is necessary to develop the sports culture of the personality of students, or rather its professional orientation, in order to achieve higher indicators in professional activity. This article proposes a model of the formation of the sports culture of the personality of students studying on the pedagogical profile of education.

Keyword: professional sports culture of the individual, sports culture of the individual, personality development, professional education, professional development, formation of professional skills.

ВВЕДЕНИЕ

Компетентностный подход в современном образовании помогает сделать процесс образования более точным, т.к. детализирует через компетенции его наполнение. Современные образовательные стандарты содержат в себе общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и универсальные компетенции. Каждая компетенция наполнена содержанием: знать, уметь, владеть и это позволяет предельно детализировать процесс подготовки, что весьма упрощает оценку успешности реализации образователь-

ной программы. Однако сформированная компетенция, оценённая через составляющие, не всегда может применяться в практической деятельности из-за особенностей личностного развития. Мы сейчас говорим о компетенции ОК-8 которая сформирована как «Го -товность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность». Работая на факультете физической культуры, естествознания и природопользования и готовя педагогов по физической культуре, естествознанию, географии, биологии, ОБЖ на элективных дисциплинах по физической культуре и спорту мы формируем у студентов именно эту компетенцию. Как показывают результаты контроля, уровень сформированное™ у данной компетенции достаточно высок. Однако, подавляющее большинство студентов окончив институт и вступив в профессиональную жизнь перестают регулярно заниматься физической культурой и тем более спортом. Мотивируя это тем, что не хватает времени из-за работы, семейной жизни и т.д. По нашему мнению это происходит из-за того, что занятия физической культурой и спортом не стали насущной необходимостью, не стали элементом культуры человека.

В современной педагогической практике уже есть исследования посвящённые изучению процесса формирования культуры личности, в том числе и профессиональной культуры личности. Не обошёл этот процесс вниманием и сферу физической культуры и спорта. В спортивной науке есть даже такое понятие спортивная культура личности.

Цель работы - разработать систему формирования спортивной культуры личности студентов, педагогического профиля обучающихся в НФИ КемГУ.

Задачи:

1. Провести анализ работ ведущих исследователей спортивной культуры личности с целью определения компонентов её содержания;

2. Определить смысловое наполнение компонентов этого понятия;

3. Разработать модель формирования спортивной культуры личности студентов, педагогического профиля обучения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для решения первой задачи, нами был проведён анализ работ ведущих исследователей, понятия спортивной культуры личности. С.Ю. Баринов определяет спортивную культуру личности как: «Спортивная культура личности - позитивное ценностное отношение социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к спорту, социальная деятельность и её результаты по усвоению, сохранению, реализации и развитию связанных со спортом ценностей» [1]. В.А. Бурцев, Г.Л. Драндров, С.Г. Боровик формулируют спортивную культуру личности следующим образом: «Спортивная культура личности - целостная, системно организованная и личностно обусловленная характеристика человека, как субъекта спортивной деятельности, адекватную её целям и содержанию и обеспечивающую её практическую реализацию на личностно и социально приемлемом уровне» [2]. Л.И. Лубышева определяет спортивную культуру личности: «Спортивная культура - специфический результат человеческой деятельности, средства и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путём освоения ценностей тренировочной и соревновательной деятельности, целью которой является высокое спортивное достижение»[4]. В дальнейшем Л.И. Лубышева и А.И. Загревская уточняют это понятие: «Спортивная культура личности - интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов физкультурно-спортивной деятельности, направленную на восприятие, воспроизведение, создание и распространение физкультурно-спортивных ценностей и технологий» [5]. Большой вклад в теорию спортивной культуры личности внёс В.И. Столяров, он даёт следующее определение: «Спортивная культура личности - исторически изменяющиеся позитивное ценностное отношение индивида к спорту: деятельность, её средства и результаты по осмыслению, сохранению и развитию тех разновидностей, функций, компонентов спорта, которые оце-

ниваются как важные, значимые, т.е. как ценности, и тем самым в качестве идеалов, символов, смыслов, социальных норм, эталонов, образцов поведения и т.п. выступают как регулятивное основание спортивной деятельности» [6]. Анализируя приведённые определения можно сделать вывод о том, что спортивная культура личности это сложное личностное образование включающие в себя позитивное отношение к спортивной деятельности, участие в спортивной деятельности, раскрытие потенциала человека через участие в спортивной деятельности, участие в спортивной деятельности для поддержания здоровья, улучшение профессиональной деятельности и т.д. Основным компонентом определений является участие в спортивной деятельности, которое может быть разным.

Стоит отметить, что спортивная культура личности является личностным образованием, но если мы будем проецировать её на профессиональную деятельность, то следует говорить о профессиональной спортивной культуре личности. Ранее было сформировано понятие «Профессиональной спортивной культуры личности». Профессиональная спортивная культура личности - сложно-структурированное личностное образование, направленное на содействие процессу формирования профессиональных компетенций, росту профессионализма, повышению качества выполнения профессиональных обязанностей, развитию личности, укреплению здоровья, формированию активной жизненной позиции посредством использования средств спортивной деятельности [3].

Следует выделить компоненты понятия «Спортивная культура личности». Л.И. Лубышева и А.И. Загревская выделяют следующие компоненты: когнитивный, рефлек-сивно-деятельностный, социально-коммуникативный, эмоционально-волевой, аксиологический [4]. В. А. Столяров в качестве компонентов спортивной культуры личности выделяет: ценностный, эмоциональный, формы участия, качества человека его стиль жизни, социальные институты, социальные отношения [6]. Мы также ранее определили компоненты и их наполнение: когнитивно-философский, мотивационно-ценностный, деятель-ностно-результативный, рефлексивный [3]. Когнитивно-философский компонент включает: знания в области физической культуры и спорта и влияние этих знаний на исполнение профессиональных обязанностей. Мотивационно-ценностный компонент содержит: понимание необходимости формирования профессиональной спортивной культуры личности для полноценного развития человека. Деятельностно-результативный: участие в спортивных соревнованиях, их результативность, умение общаться, умение получать положительные эмоции от спортивной деятельности. Рефлексивный компонент: позволяет анализировать свою деятельность, соотносить её с эталоном поведения, координировать свои действия для достижения необходимого эффекта. Определив компоненты и их содержание можно приступить к разработке педагогической модели, формирования спортивной культуры личности студентов, педагогического профиля обучения (таблица 1).

Таблица 1 - Педагогическая модель формирования спортивной культуры личности студентов педагогического профиля обучения_

Компонент модели Ожидаемый результат от выполнения компонента модели

Цель: Формирование спортивной культуры личности студентов, педагогического профиля обучения. Разработка модели поможет в формировании культуры студентов, что позволит осознанно относиться к занятиям спортом и физической культурой, и будет использована сформированная компетенция ОК-8.

Основные направления деятельности: 1. Выявление уровня сформированности спортивной культуры личности студентов. 2. Выделение компонентов спортивной культуры личности и подбор средств для их формирования. 3. Организация занятий по формированию компонентов спортивной культуры личности. Введение занятий в разные учебные дисциплины. Определение уровня сформированности спортивной культуры личности. Разработка средств формирования компонентов компетенции ОК-8. Сформированность компонентов спортивной культуры личности, личная заинтересованность в осуществлении занятий спортом, и собственно осуществление спортивной деятельности.

Компонент модели Ожидаемый результат от выполнения компонента модели

4. Оценка эффективности разработанных нами средств формирования компонентов спортивной культуры личности. Заключение об эффективности разработанных нами средств формирования спортивной культуры личности.

Факторы педагогической модели: постоянство; постепенность; последовательность; адекватность методики обучения и тренировки; соотношение целей и возможностей студентов; удовлетворение от занятий; Систематическое формирование спортивной культуры личности студентов на различных образовательных дисциплинах; Формированию спортивной культуры личности будет способствовать различный учебный материал реализуемый на различных учебных дисциплинах; Формирование спортивной культуры личности необходимо осуществлять целенаправленно, выверено, каждый компонент должен быть строго структурирован; Использование различных педагогических технологий для обучения, тренировки, соревновательной деятельности, что необходимо учитывать в зависимости от уровня обученности студентов; Необходимо постоянно формировать у студентов мотивацию на занятия спортивной деятельностью согласно их возможностям и способностям; Удовлетворение от занятий является мощным стимулом к самим занятиям, поэтому после каждого занятия студент должны получать удовлетворение от проделанной работы на занятии.

Формы: учебные; внеучебные; научно-исследовательская деятельность; Учебные занятия по различным учебным предметам; Организация и проведение спортивных праздников, спартакиад, дней здоровья и др.; Научная работа студентов;

Методы: диагностические; содействия формированию спортивной культуры личности студентов; организация деятельности; контроля; Методы изучения сформированности спортивной культуры личности студентов; Создание образовательных траекторий студентов для успешного формирования спортивной культуры личности; Разработка различных образовательных мероприятий для формирования спортивной культуры личности; Тестирование в целях изучения динамики изменений уровня сформированности спортивной культуры личности.

Ожидаемые результаты Сформированная спортивная культура личности студентов педагогического профиля обучения; Личность студента выпускника с высоким уровнем сформированности спортивной культуры личности, который будет использовать в своей жизни и профессиональной деятельности достижения физической культуры и спорта, использовать в повседневной деятельности компетенцию ОК-8.

ВЫВОДЫ

1. Спортивная культура личности понятие сложное и соотноситься с отношением к спорту, к использованию средств спорта в повседневной деятельности. В настоящее время следует уделять внимание профессиональной спортивной культуре личности т.к. именно она определяет эффективность использования средств физической культуры и спорта для достижения высоких показателей в работе.

2. Спортивная культура личности содержит в себе несколько компонентов, эти компоненты необходимо формировать на различных учебных дисциплинах, это повысит эффективность процесса формирования спортивной культуры личности студентов.

3. Предлагаемая нами модель весьма схематична, но позволяет определить цели, направления деятельности, факторы педагогической модели, формы реализации, методы и ожидаемые результаты. Данная модель позволяет на её основе, разработать технологию формирования спортивной культуры личности студентов.

4. Профессиональная спортивная культура личности является эволюционным развитием спортивной культуры личности, и позволяет формировать спортивную культуру личности исходя из требований будущей профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баринов С.Ю. Диагностика спортивной культуры личности / С.Ю. Баринов // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 5. - С. 35-38.

2. Бурцев В.А. Теоретическая модель спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Г.Л. Драндров, С.Г. Боровик // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2 (часть 17). - С. 38163820.

3. Звягинцев М.В. Профессиональная спортивная культура личности - новое понятие теории и практики физической культуры / М.В. Звягинцев // Научный симпозиум «Интеграция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в сфере физической культуры и спорта, по-свящённый 95-летию журнала «ТиПФК», 4 декабря 2020 г. Москва, 2020. - С. 59-64.

4. Лубышева Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте социально-педагогического анализа / Л.И. Лубышева // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 3 (39). - С. 5-11.

5. Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 3. -С. 7-16.

6. Столяров В.И. Система олимпийского образования, воспитания и обучения : монография. / В.И. Столяров - Бишкек : Максат, 2013. - 462 с.

REFERENCES

1. Barinov, S.Yu. (2010), "Diagnostics of the sports culture of personality", Sports Science Bulletin, No. 5, pp. 35-38.

2. Burtsev, V.A., Drandrov G.L. and Borovik S.G. (2015), "Theoretical model of persons sports culture", Journal Basic research, Vol. 2 part 17, pp. 3816-3820.

3. Zvyagintsev, M.V. (2020), "Professional sports culture of a personality - a new concept of the theory and practice of physical culture", Scientific symposium "Integration of natural science and social and humanitarian knowledge in the field of physical culture and sports, dedicated to the 95th anniversary of the journal "Theory and Practice of Physical Culture ", December 4, 2020, Moscow, pp. 59-64.

4. Lubysheva, L.I. (2012), "The phenomenon of sports culture in the aspect of social and pedagogical analysis", Physical culture and health, No. 3 (39), pp. 5-11.

5. Lubysheva, L.I. and Zagrevskaya, A.I. (2013), "The structure and content of the sports culture of the individual", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 7-16.

6. Stolyarov, V.I. (2013), The system Olympic education, upbringing and training: monograph, Maksat, Bishkek.

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.01.2021

УДК 796.06

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ

РАДИОПЕЛЕНГАЦИИ

Константин Григорьевич Зеленский, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер России, заслуженный мастер спорта, Союз радиолюбителей России, г. Ставрополь

Аннотация

Показано, что система спортивной подготовки в спортивной радиопеленгации представляет собой совокупность различных структурных компонентов и элементов, которые в соответствии с закономерностями становления высшего спортивного мастерства подчинены решению основной стратегической задачи - обеспечение необходимого уровня развития различных сторон подготовленности спортсмена, где каждый из структурных компонентов связан с достижением наивысших результатов в зоне оптимальных возможностей.

Ключевые слова: спортивная радиопеленгация, структура, система спортивной подготовки, компоненты и элементы системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.