Научная статья на тему 'Особенности аксиологического компонента спортивной культуры у студентов'

Особенности аксиологического компонента спортивной культуры у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ / SPORTS CULTURE / AXIOLOGICAL COMPONENT OF THE PERSONALITY SPORTS CULTURE / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE PERSONALITY SPORTS CULTURE DEVELOPMENT IN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылов В.М., Крылова А.В., Пономарева Т.А

Наиболее ресурсным видом деятельности, позволяющим достичь реализации государственных задач в области физической культуры и спорта в части увеличения степени вовлеченности населения в физкультурно-спортивную деятельность, является массовый спорт. Учитывая особенности психофизических кондиций студентов, показатель вовлеченности данного контингента должен быть максимальным, и достижение его представляется возможным только в процессе спортивной деятельности. В связи с этим актуализируется вопрос формирования и развития у студентов спортивной культуры, интенциональным основанием которой является аксиологический компонент. Материалы. Специфика аксиологического компонента спортивной культуры заключается в дуализме, единстве ее интегративного и конфликтного характера. В статье исследован аксиологический компонент спортивной культуры у студентов нефизкультурного профиля подготовки с целью определения детерминант формирования и развития у них данного вида культуры и увеличения степени вовлеченности исследуемого контингента в физкультурно-спортивную деятельность. Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, авторская диагностическая методика выявления ведущего мотива деятельности. Результаты. В результате исследования было установлено, что среди студентов, не занимающихся массовым спортом, преобладал утилитарно-прагматический тип спортивной культуры (67%), причем среди юношей и девушек результат различен. Девушкам в большей степени присущи гуманистические ценности (р≤0,05). Различия статистически достоверны по критерию углового распределения Фишера. Среди студентов-спортсменов (занимающихся в спортивной секции на базе вуза) преобладает гуманистический тип спортивной культуры. Существенных различий между юношами и девушками нет. Заключение. Структура аксиологического компонента спортивной культуры представлена мотивационно-ценностными модулями. Данные модули в укрупненном варианте позволяют выделить два типа спортивной культуры: утилитарно-прагматическую и гуманистическую. В ходе эмпирического исследования мы установили, что ценности, принадлежащие к группе гуманистических, либо являются основными детерминантами высокой степени вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность, либо формируются посредством этой вовлеченности. В качестве педагогического условия увеличения степени вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность студентов выступает формирование образа массового спорта как среды повышения и реализации собственного потенциала, достижения успеха. Реализация данного условия возможна в контексте лекционных занятий, при условии увеличения доли теоретического модуля, раскрывающего основные аспекты олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр. В свою очередь, педагогическим средством развития гуманистической спортивной культуры студентов будет непосредственно процесс занятий массовым спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылов В.М., Крылова А.В., Пономарева Т.А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the axiological component of sports culture at students

The most resource type of activity that allows to achieve the implementation of state objectives in the field of physical culture and sports in terms of increasing the degree of the population involvement in sports activities is mass sports. Taking into account features of psycho-physical conditions of students, the indicator of this contingent involvement should be the maximum and its achievement is possible only in the course of sports activity. In this connection, the question of formation and development of sports culture in students which intentional basis is an axiological component is actualized. Materials. The specificity of the axiological component of sports culture lies in dualism, the unity of its integrative and conflict nature. The article investigates the axiological component of sports culture in students of non-physical training profile in order to define the determinants of formation and development of this type of culture and increase the degree of the studied contingent involvement in sports activities. Research methods. Analysis and generalization of scientific and methodological literature, the author's diagnostic method of identifying the leading motive of activity. Results. As a result of the study, it was found that among students who do not engage in mass sports, the utilitarian-pragmatic type of sports culture prevailed (67%), and among boys and girls the result is different. Humanistic values are more peculiar to girls (p≤0.05). The differences are statistically significant by Fisher's angular distribution criterion. Among students-athletes (engaged in sports section on the basis of the University), the humanistic type of sports culture prevails. There are no significant differences between boys and girls. Conclusion. The Structure of the axiological component of sports culture is represented by motivational-value modules. These modules, in an enlarged version, allow us to distinguish two types of sports culture: utilitarian-pragmatic and humanistic. In the course of empirical research, we have established that the values belonging to the humanistic group are either the main determinants of a high degree of involvement in physical culture and sports activities, or are formed through this involvement. As pedagogical conditions to increase the degree of involvement in physical culture and sports activity of students will be the following ones: formation of mass sports image as the environment for increase and realization of own potential, achievement of success. The realization of this condition is possible in the context of lectures, subject to an increase in the share of the theoretical module, revealing the main aspects of Olympism, the Olympic movement and the Olympic Games. In turn, pedagogical means of students humanistic sports culture development will be directly process of occupations by mass sports.

Текст научной работы на тему «Особенности аксиологического компонента спортивной культуры у студентов»

УДК 316.728 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-51-54

Особенности аксиологического компонента спортивной культуры у

студентов

Крълов В.М., Крълова А.В. *, Пономарева ТА.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

г. Стерлитамак, Россия ORCID: 0000-0001-7514-2861, Klrylova.s.v@inbox.ru ORCID: 0000-0003-0058-2947, Sifk nayka@mail.ru* ORCID: 0000-0001-7237-4691, Reklamaso@yandex.ru

Аннотация: Наиболее ресурсным видом деятельности, позволяющим достичь реализации государственных задач в области физической культуры и спорта в части увеличения степени вовлеченности населения в физкультурно-спортивную деятельность, является массовый спорт. Учитывая особенности психофизических кондиций студентов, показатель вовлеченности данного контингента должен быть максимальным, и достижение его представляется возможным только в процессе спортивной деятельности. В связи с этим актуализируется вопрос формирования и развития у студентов спортивной культуры, интенциональным основанием которой является аксиологический компонент. Материалы. Специфика аксиологического компонента спортивнойкультуры з аключается в дуализме, единстве ее интегративного и конфликтного характера. В статье исследован аксиологический компонент спортивной культуры у студентов нефизкультурного профиля подготовки с целью определения детерминант формирования и развития у них данного вида культуры и увеличения степени вовлеченности исследуемого контингента в физкультурно-спортивную деятельность. Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, авторская диагностическая методика выявления ведущего мотива деятельности. Результаты. В результате исследования былоустановлено, что среди студентов, не занимающихся массовым спортом, преобладал утилитарно-прагматический тип спортивной культуры (67%), причем среди юношей и девушек результат различен. Девушкам в большей степени присущи гуманистические ценности (р<0,05). Различия статистически достоверны по критерию углового распределения Фишера. Среди студентов-спортсменов (занимающихся в спортивной секции на базе вуза) преобладает гуманистический тип спортивной культуры. Существенных различий между юношами и девушками нет. Заключение. Структура аксиологического компонента спортивной культуры представлена мотивационно-ценностными модулями. Данные модули в укрупненном варианте позволяют выделить два типа спортивной культуры: утилитарно-прагматическую и гуманистическую. В ходе эмпирического исследования мы установили, что ценности, принадлежащие к группе гуманистических, либо являются основными детерминантами высокой степени вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность, либо формируются посредством этой вовлеченности. В качестве педагогического условия увеличения степени вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность студентов выступает формирование образа массового спорта как среды повышения и реализации собственного потенциала, достижения успеха. Реализация данного условия возможна в контексте лекционных занятий, при условии увеличения доли теоретического модуля, раскрывающего основные аспекты олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр. В свою очередь, педагогическим средством развития гуманистической спортивной культуры студентов будет непосредственно процесс занятий массовым спортом.

Ключевые слова: спортивная культура, аксиологический компонент спортивной культуры личности, педагогические условия развития спортивной культуры личности у студентов.

Для цитирования: Крылов В.М., Крылова А.В.*, Пономарева Т.А. Особенности аксиологического компонента спортивной культуры у студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(3): 62-67. DOI: 10.14526/20704798-2019-51-54

Peculiarities of the axiological component of sports culture at students

Vladimir M. Krylov, Anastasiya V. Krylova*, Tatiana A. Ponomareva

Sterlitamak branch of Bashkir State University Sterlitamak, Russia ORCID: 0000-0001-7514-2861, Klrylova.s.v@inbox.ru ORCID: 0000-0003-0058-2947, Sifk nayka@mail.ru* ORCID: 0000-0001-7237-4691, Reklamaso@yandex.ru

Abstract: The most resource type of activity that allows to achieve the implementation of state objectives in the field of physical culture and sports in terms of increasing the degree of the population involvement in sports activities is mass sports. Taking into account features of psycho-physical conditions of students, the indicator of this contingent involvement should be the maximum and its achievement is possible only in the course of sports activity. In this connection, the question of formation and development of sports culture in students which intentional basis is an axiological component is actualized. Materials. The specificity of the axiological component of sports culture lies in dualism, the unity of its integrative and conflict nature. The article investigates the axiological component of sports culture in students of non-physical training profile in order to define the determinants of formation and development of this type of culture and increase the degree of the studied contingent involvement in sports activities. Research methods. Analysis and generalization of scientific and methodological literature, the author's diagnostic method of identifying the leading motive of activity. Results. As a result of the study, it was found that among students who do not engage in mass sports, the utilitarian-pragmatic type of sports culture prevailed (67%), and among boys and girls the result is different. Humanistic values are more peculiar to girls (p<0.05). The differences are statistically significant by Fisher's angular distribution criterion. Among students-athletes (engaged in sports section on the basis of the University), the humanistic type of sports culture prevails. There are no significant differences between boys and girls. Conclusion. The Structure of the axiological component of sports culture is represented by motivational-value modules. These modules, in an enlarged version, allow us to distinguish two types of sports culture: utilitarian-pragmatic and humanistic. In the course of empirical research, we have established that the values belonging to the humanistic group are either the main determinants of a high degree of involvement in physical culture and sports activities, or are formed through this involvement. As pedagogical conditions to increase the degree of involvement in physical culture and sports activity of students will be the following ones: formation of mass sports image as the environment for increase and realization of own potential, achievement of success. The realization of this condition is possible in the context of lectures, subject to an increase in the share of the theoretical module, revealing the main aspects of Olympism, the Olympic movement and the Olympic Games. In turn, pedagogical means of students humanistic sports culture development will be directly process of occupations by mass sports.

Keywords: sports culture, axiological component of the personality sports culture, pedagogical conditions of the personality sports culture development in students.

For citation: Vladimir M. Krylov, Anastasiya V. Krylova*, Tatiana A. Ponomareva. Peculiarities of the axiological component of sports culture at students. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(3): 62-67. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-51-54

АКТУАЛЬНОСТЬ

Последнее десятилетие одной из приоритетных задач государственной политики в области физической культуры и спорта является увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Среди студенческой молодежи этот показатель планируется увеличить на треть в сравнении с 2010 годом. Актуальность данной задачи детерминирована рядом проблем, среди которых высокий показатель заболеваемости и

низкий уровень физической подготовленности обучающихся школ и абитуриентов. Так, по данным, приведенным в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, указано, что только 14% выпускников школ считаются практически здоровыми, а среди допризывной молодежи более 40% юношей по показателям физической подготовленности не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой. Однако решение обозначенных проблем требует не столько массовости

физической культуры, сколько изменения степени вовлеченности субъекта в данный вид социальной деятельности. Так, в целевых ориентирах Стратегии объем недельной двигательной активности населения должен составлять 8-12 часов при не менее чем 3-4-разовых занятиях в зависимости от возрастных и других особенностей граждан. Учитывая особенности психофизических кондиций рассматриваемого нами контингента, данный показатель для студента (не имеющего ограничений по состоянию здоровья) должен быть максимальным. Становится очевидным, что наиболее ресурсным видом деятельности, позволяющим достичь реализации

поставленных задач, является массовый спорт, так как ему в отличие от физической культуры присущи такие специфические характеристики, как систематичность тренировок, высокая степень вовлеченности в тренировочный процесс при сохранении здоровьесберегающей направленности цели.

В связи с этим возникают два актуальных вопроса: вовлечение студентов в массовый спорт и повышение эффективности тренировочной деятельности по видам спорта на базе вуза. Решение данных вопросов представляется возможным посредством формирования и развития у студента спортивной культуры как системообразующей интенции в отношении образа жизни.

Для определения педагогических условий формирования и развития спортивной культуры у студентов необходимо выявить основные ее детерминанты. И если вопросам исследования содержания компонентов спортивной культуры у студентов физкультурных вузов посвящен ряд работ (Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Лубышева Л.И., Столяров В.И., Селиверстова И.Н., Сатемирова Ш.А., Тумарова К.Б., Шарипоф М.Ф. и др.), то в отношении студентов неспортивных профилей подготовки данный вопрос не рассматривался.

Руководствуясь моделью соотношения структурных компонентов спортивной культуры личности, предложенной Селиверстовой И.Н. с соавторами, интенциональным является именно аксиологический компонент, структура которого представлена мотивационно-ценностными модулями [7].

Таким образом, исследуя аксиологический компонент спортивной культуры у студентов нефизкультурных профилей подготовки, занимающихся массовым спортом, возможно определить основные детерминанты и педагогические условия развития данного вида культуры личности, что, в свою очередь, позволит повысить степень вовлеченности студентов в физкультурно-спортивную деятельность.

Целью работы является исследование

содержания аксиологического компонента спортивной культуры у студентов нефизкультурных профилей подготовки.

Задачи:

1. Проанализировать сущность феномена «спортивная культура».

2. Исследовать содержание аксиологического компонента спортивной культуры у студентов нефизкультурного профиля подготовки.

3. Определить детерминанты формирования спортивной культуры у студентов.

Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, авторская диагностическая методика выявления ведущего мотива деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Рассматривая категорию «спортивная культура», мы выделяем несколько ее аспектов по аналогии с культурой общества в целом и физической культурой в частности.

В социокультурном аспекте спортивная культура представлена как совокупность специфическихценностейизнаний,реализуемых в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. В этом отношении В.И. Столяров и С.Ю. Баринов определяют спортивную культуру как наработанные в обществе и передающиеся из поколения в поколение ценности, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним [1, 8].

В деятельностном аспекте спортивная культура рассматривается как вид физкультурно-спортивной деятельности. У В.И. Столярова и С.Ю. Баринова она представлена в форме социально-педагогических процессов и отношений, складывающихся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним [1,8]. В трудах Л.И. Лубышевой спортивная культура определяется как интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов физкультурно-спортивной деятельности, направленной на восприятие, воспроизведение, создание и распространение физкультурно-спортивных ценностей и технологий [4, 5]. По мнению К.Б. Тумарова и Бурцева В.А., спортивная культура является системно организованной и личностно обусловленной интегральной характеристикой человека как субъекта спортивной деятельности, адекватной ее целям и содержанию и обеспечивающей ее практическую реализацию на личностно и социально приемлемом уровне [2, 9]. Здесь также прослеживается рассмотрение спортивной культуры как критерия развития личности.

При анализе спортивной культуры как

социального феномена становится очевидным, что, являясь частью физической культуры как совокупности ценностей, она аккумулирует такие специфические ценности, которые, формируя потребности и мотивы, определяют направленность личности в области физкультурно-спортивной деятельности. При этом специфика ценностной составляющей спортивной культуры заключается в дуализме, единстве ее интегративного и конфликтного характера [8, 10]. Это связано с тем, что соревнование/состязание как основополагающая характеристика спорта само по себе является конфликтной системой и средой, позволяющей удовлетворять потребности во власти и реализации агрессивных побуждений [10]. При этом спортивная деятельность, именно в части массового спорта, представляется в форме деятельно-практического сравнения способностей одного человека со способностями другого человека (Н.Н. Визитей), что создает условия для эффективной коммуникации и всестороннего развития личности. Степень доминирования той или иной группы ценностей (гуманистической или антигуманной) зависит от внешних условий, то есть от характера культуры общества в целом, в которую встраивается спортивная культура как ее часть [8].

Исходя из этого, нами было проведено эмпирическое исследование аксиологического Таблица 1 - Содержание методики Я считаю, что массовый спорт дает/даст мне

компонента спортивной культуры студентов нефизкультурных вузов, с целью определения основных детерминант формирования и развития данного вида культуры личности. Исследование проводилось на базе СФ Баш ГУ в течение 3 лет (2016-2019 гг.). Испытуемыми выступили студенты первого курса как занимающиеся массовым спортом, так и посещающие учебные занятия по элективным курсам по физической культуре.

В качестве основного метода исследования применялась авторская диагностическая методика выявления ведущего мотива деятельности в области массового спорта. Методика представляет собой набор из 15 потребностей, выявленных в результате опроса 560 студентов, занимающихся массовым спортом. Все выявленные потребности сгруппированы в методике в соответствии с двумя группами ценностей спортивной культуры: достижение успеха (как диссоциативная ценность) и развитие личности (как ассоциативная/гуманистическая ценность).

Содержание методики. Студентам предлагалось произвести попарное сравнение приведенных ниже потребностей по степени их актуальности, выразив свое мнение на специальных матрицах регистрационного бланка.

следующие возможности:

Группа Потребности

Достижение успеха (утилитарно-прагматическая спортивная культура) Стать сильнее

Быть более конкурентоспособным

Быть в хорошей физической форме/иметь красивое тело/фигуру

Быть неуязвимым/чувствовать себя в безопасности

Испытывать радость победы, достижения успеха

ти я ра) нел ччу я к и инина Формировать характер/развивать волевую регуляцию

Поддерживать необходимый уровень физической подготовленности и физического развития

Сохранить здоровье

s S s Mpb Sho с Иметь возможность соревноваться для внутренней мотивации

Быть активным социально и физически

Таблица 2 - Результаты исследования

Группа Занимающиеся в спортивной секции (n=367) Посещающие элективные курсы по физической культуре (n=384)

Юноши Девушки Юноши Девушки

(n=205) (n=162) (n=187) (n=180)

Достижение успеха (утилитарно-прагматическая спортивная культура) 31% 26% 67% 42%

Достоверность по критерию углового распределения Фишера р>0,05 р<0,05

Развитие личности (гуманистическая спортивная культура) 69% 74% 33% 58%

Достоверность по критерию углового распределения Фишера р>0,05 р<0,05

В результате исследования было установлено следующее. Среди студентов, не занимающихся массовым спортом, преобладал утилитарно-прагматический тип спортивной культуры (67%), причем среди юношей и девушек результат различен. Девушкам в большей степени присущи гуманистические ценности (р<0,05). Различия статистически достоверны по критерию углового распределения Фишера. Среди студентов-спортсменов (занимающихся в спортивной секции на базе вуза) преобладает гуманистический тип спортивной культуры. Существенных различий между юношами и девушками нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аксиологический компонент спортивной культуры личности является интенциональным. Его структура представлена мотивационно-ценностными модулями, специфика которых заключается в дуализме, единстве ее интегративного и конфликтного характера. Данные модули в укрупненном варианте позволяют выделить два типа спортивной культуры: утилитарно-прагматическую и гуманистическую. В ходе эмпирического исследования детерминант формирования и развития спортивной культуры у студентов и увеличения степени их вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность мы установили, что ценности, принадлежащие к группе гуманистических, либо являются основными детерминантами высокой степени вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность, либо формируются посредством этой вовлеченности. Возникает необходимость проведения факторного анализа. При этом в качестве педагогического условия увеличения степени вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность студентов, не занимающихся спортом, универсальным как для

юношей, так и для девушек будет формирование образа массового спорта как среды повышения и реализации собственного потенциала, достижения успеха. Реализация данного условия возможна в контексте лекционных занятий, при условииувеличениядолитеоретическогомодуля, раскрывающего основные аспекты олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр. В свою очередь, педагогическим средством развития гуманистической спортивной культуры студентов будет непосредственно процесс занятий массовым спортом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баринов С.Ю. Критерии диагностики спортивной культуры личности. Спортивный психолог. 2012; 1: 15-17.

2. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности. Фундаментальные исследования. 2015; 2(17): 3816-3820.

3. Виленский М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования. Теория и практика физической культуры. 1991; 11: 2-7.

4. Лубышева Л.И. Феномен спортивной культуры личности в аспекте методологического анализа. Теория и практика физической культуры. 2009; 3: 10-13.

5. Лубышева Л.И., Загревская А.И. Структура и содержание спортивной культуры личности. Теория и практика физической культуры. 2013; 3: 3-15.

6. Пономарева Т.А. Интенционные ценности физической культуры студенческой молодежи. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(1): 74-81.

7. Селиверстова И.Н., Кузьмин А.М., Афанасьев А.А. Анализ феномена «спортивная культура личности студента». Интернет-

журнал «Мир науки». 2017; 5(2). URL: http:// mir-nauki.com/PDF/21PDMN217.pdf.

8. Столяров В.И. Актуальные проблемы философии и социологии спорта. Теория и практика физической культуры. 1980; 12: 7-10.

9. Тумаров К.Б. Содержание и организация личностно-ориентированного физического воспитания студентов на основе мини-футбола: дис. ... канд. пед. наук. Н. Челны. 2012: 191.

10. Luschen Gunter, Sage G. The System of Sport: Problem of Methodology, Conflict and Social Stratification. Handbook of Social Science of Sport.

Stipes, Champaign, Illinois. 1981: 197-213.

11. Baquet G., Van Praagh E., Berthoin S. Endurance training and aerobic fitness in young people. Sports Medicine. 2003; 15: 1127-1143.

12. Brunet J., Sabiston C.M. Social physique anxiety and physical activity: A self-determination theory perspective. Psychology of Sport and Exercise. 2009; 10: 329-335.

13. Department of Health. Be active, be healthy. London: TSO. 2009.

14. Phillips E., Davids K., Portus M. Expert performance in sport and the dynamics of talent development. Sports Medicine. 2010; 40: 271-283.

Статья поступила в редакцию: 12.08.2019

Крълов Владимир Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 453103, Россия, г. Стерлитамак, пр. Ленина, дом 49, e-mail: krylova.s.v@inbox.ru

Крълова Анастасия Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 453103, Россия, г. Стерлитамак, пр. Ленина, дом 49, e-mail: sifk nayka@mail.ru

Пономарева Татьяна Александровна - кандидат социологических наук, доцент, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 453103, Россия, г. Стерлитамак, пр. Ленина, дом 49, e-mail: Reklamaso@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.