ры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р.
ЛИТЕРАТУРА
1. Загуменнов, В.О. Педагогические условия эффективности использования дифференцированного подхода на уроках физической культуры / В.О. Загуменнов // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - № 29. - С. 164-167.
2. Информационно-научный WEB центр «Физическая культура, здоровье и спорт» [Электронный ресурс] // URL : https://rosinwebc.ru/. - Дата обращения 01.09.2017.
3. Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания : учеб. пособие / И.В. Манжелей. - Москва : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2005. - 185 с.
4. Синявский, Н.И Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности / Н.И. Синявский, Р.И. Садыков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 137-141.
5. Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. №1101-р [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96059/. - Дата обращения 01.09.2017.
REFERENCES
1. Zagumennov, V.O. (2016), "Pedagogical conditions for the effectiveness of using a differentiated approach in physical education lessons", Education and training: methods and practice, No. 29, pp. 164-167.
2. Information and Scientific WEB Center "Physical Culture, Health and Sport", available at: https://rosinwebc.ru/.
3. Manzheley, I.V. (2005), Pedagogical models of physical education, textbook, Scientific and Publishing Center "Theory and Practice of Physical Culture", Moscow.
4. Sinyavskiy, N.I and Sadykov, R.I. (2012), "Content of physical education lessons of educational and training orientation", Uchenye zapiski universiteta imeni PF. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 137141.
5. Strategies for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020. Order of the Government of the Russian Federation on the strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020 of 07.08.2009. No. 1101-p, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96059/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.10.2017
УДК 796.077.4
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Светлана Ивановна Изаак, доктор педагогических наук, доцент, Ирина Сергеевна Щадилова, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Анатольевна Миронова, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва
Аннотация
В статье показано, что выполнение целевых индикаторов Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года предполагает совершенствование кадрового обеспечения и, следовательно, рост численности квалифицированных кадров. Представлено обоснование роста потребности в управленческих кадрах. Разработана образовательная модель на базе технического вуза готовности к управлению в индустрии спорта.
Ключевые слова: индустрия спорта, спортивный менеджмент, кадровое обеспечение, образовательная модель.
SOME HUMAN RESOURCES ISSUES FOR DEVELOPMENT OF PHYSICAL
CULTURE AND SPORTS
Svetlana Ivanovna Izaak, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Sergeevna Shchadilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina Anatolievna Mironova, the senior teacher, Russian University of Transport (MUT), Moscow
Annotation
The article shows that the implementation of the target indicators of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2020 presupposes the improvement of staffing and, consequently, the growth of the number of qualified personnel. The rationale for the growth of the need for managerial staff is presented. The educational model on the basis of the technical university for the readiness for management in the sports industry has been developed.
Keywords: sports industry, sports management, personnel support, educational model.
ВВЕДЕНИЕ
Реализация Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Стратегия), достижение ее целевых показателей, эффективно при проведении грамотной кадровой политики, особенно применительно к управленческому звену. Эффективное функционирование органов государственной власти и местного самоуправления напрямую зависит от последовательной деятельности государства и органов местного самоуправления по формированию требований к государственным и муниципальным служащим, по их подготовке и переподготовке, подбору, рациональному привлечению к трудовой деятельности для реализации уставных целей и задач развития [1]. Это касается каждой физкультурно-спортивной организации, в процессе функционирования которой ее сотрудники взаимодействуют друг с другом. Физическую культуру и спорт (ФКиС) с позиции социального управления не только правомерно, но и необходимо рассматривать как определенное множество физкультурно-спортивных организаций - спортивных школ, спортивных клубов, федераций по видам спорта (плаванию, футболу, баскетболу, волейболу и др.), спортивно-оздоровительных центров и т.п. [4].
В связи с этим все чаще звучат слова о важности грамотного спортивного менеджмента, так как только профессионалы в данном вопросе способны эффективно управлять физкультурно-спортивными организациями. По этой причине актуальным является формирование у обучающихся по данному направлению деятельности состояния готовности к приобретению специфических знаний управленца в сфере физической культуры и спорта.
Цель исследования - провести анализ обеспеченности индустрии спорта управленческими кадрами и вопросов их подготовки.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ обеспеченности управленческими кадрами на территориях показал следующее. В целом в период с 2011 по 2016 годы на фоне увеличения численности штатных работников в спортивной отрасли наблюдается рост работников органов управления ФКиС до 7342 человек в 2016 г., а также работников аппаратов физкультурно-спортивных организаций (ФСО) всех уровней до 5984 человек в 2016 г. (рисунок 1).
Реализация кадрового потенциала спортивной отрасли нацелена на выполнение приоритетных задач развития ФКиС. Погодовое увеличение целевых показателей Стратегии предполагает также и увеличение работников спортивной индустрии в силу высокой взаимообусловленности этих показателей. Этот факт особенно заметен при анализе потребности кадров в целом (рисунок 1). Так, тренд развития количества занимающихся ФКиС в зависимости от численности штатных работников (в целом), представленный в разработанной регрессионной модели, имеет положительную тенденцию и высокую про-
гнозную значимость (И2 =0,943) [2].
Кадры
8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000
□ Органы управления ФКиС
Аппараты ФСО
О ^ Ф # # # # # #
Кадры (общая численность)
380 000 370 000 360 000 350 000 340 000 330 000 320 000 310 000 300 000 290 000
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Общая численность
в а я
и ^
н о *
2,1? 2 I
л Ч
и 2
н ^
40000
30000
20000
10000
У1 = 0,008Х1-64,982 Я2 = 0,9435
500000 1000000 1500000 2000000 2500000 3000000 3500000 4000000 4500000 Численность занимающихся ФКиС (человек) (Х1)
0
0
0
Рисунок 1 - Динамика кадрового обеспечения ФКиС [всего штатных работников ФКиС; органов управления, аппаратов физкультурно-спортивных организаций (ФСО) всех уровней] и модель потребности в кадрах
То же самое характерно и для управленческих кадров. Таким образом, развитие ФКиС по прогнозу будет обеспечиваться ростом штатной численности работников спортивной индустрии и увеличением численности квалифицированных управленческих кадров, которые необходимо будет готовить, в частности, по образовательным программам бакалавриата и магистратуры.
Следует отметить, что на фоне стремления к повышению качества высшего образования возникает потребность в развитии инновационной образовательной системы, в связи, с чем актуальным является создание усовершенствованной системы управленческого образования, в том числе спортивного управленческого образования, нацеленной на инновационные преобразования в подготовке менеджеров [3]. Для подготовки управленческих кадров существуют различные образовательные модели с учетом специализации высшего учебного заведения. Так, для технического ВУЗа характерна следующая образовательная модель, реализуемая в течение тринадцати лет на базе Российского университета транспорта (МИИТ) кафедрой «Менеджмент в спорте» (до 2010 г. по программе специалитета, с 2011 г. по программам бакалавриата и магистратуры).
Образовательная модель основывается на положении о том, что квалифицированный спортивный менеджер должен обладать знаниями структурной основы физической культуры личности, знаниями о направлениях, средствах и методах физического совершенствования и самосовершенствования человека, практического применения сформированных двигательные умений и навыков, что, по сути, составляет физкультурную образованность индивидуума. Мотивационно-ценностные ориентиры личности должны быть направлены на деятельностное отношение к управлению в сфере ФКиС.
Уровень развития психологических и физических способностей личности к активной управленческой деятельности определяет ее высокоразвитый интеллектуальный и
нравственный потенциал [6].
Представив компетенции в этой группе знаний студента - будущего профессионала в сфере спортивного менеджмента в качестве интегрального критерия, рассмотрим его составные части:
1) уровень теоретических знаний (определяет интеллектуальную способность студента осваивать, реализовывать и развивать ценности ФКиС в управляемой им среде);
2) уровень развития управленческого потенциала (характеризует работоспособность студента, развитие его психофизических качеств);
3) уровень сформированное™ мотивационной готовности к получению новых знаний в управлении физкультурно-спортивной организацией;
4) реальная включенность в физкультурно-спортивную управленческую практику, полноценная реализация знаний, умений и навыков в здоровом стиле жизни (характеризуется как ведущий признак сформированности личности и способности управлять её структурами);
5) способность студента к самоорганизации управленческой физкультурно-спортивной деятельности, построение собственных программ (является качественным показателем сформированности управленческих компетенций) [5, 7].
Состояние готовности к приобретению специфических знаний управленца в сфере ФКиС у студентов технических вузов неоднородно и имеет многоуровневую характеристику.
Для выявления этого состояния и управления им за основу были взяты высокий (отличные), средний (хороший), удовлетворительный и низкий (неудовлетворительный) уровни развития каждого модельного компонента. С этой целью были разработаны соответствующие показатели.
Так, модельные компоненты характеризовались показателями:
• информационный - наличием у студентов антропологических знаний, знаний основ теории физической культуры, спортивного менеджмента и маркетинга;
• мотивационный - характером потребностей и мотивов управленческой деятельности, развитием эмоционально-волевых качеств, установкой на совершенствования имеющихся и вновь приобретенных знаний умений и навыков;
• операциональный - комплексным владением имеющимся фондом управленческих навыков и умений, развитием компетенций, владением методами и средствами научного анализа и полноценной реализацией их в конкретной деятельности;
• творческий - умением творчески пользоваться приобретенными знаниями, навыками и умениями.
Для целостного представления критериальных оценок была разработана таблица, в которой представлены в общем виде показатели, критерии и уровни готовности студентов к усвоению знаний в среде спортивного менеджмента. Каждый из модельных компонентов имеет свои показатели и возможное их критериальное оценивание, которое позволяет выявить уровень развития каждого из них (высокий, средний, удовлетворительный и низкий).
Состояние показателей готовности, являющихся входными характеристиками образовательной модели, выражается количественной оценкой (таблица 1) [8].
При соотнесении уровней информационной, мотивационной, операциональной и творческой готовности рассчитывается общий уровень готовности к управлению в сфере ФКиС, являющийся выходным параметром образовательной модели.
При этом процесс формирования готовности студентов к усвоению знаний приобретает образ многофункционального явления, призванного расширить общую культуру студента и улучшить его подготовленность к управленческой деятельности.
Таблица 1 - Показатели, критерии и уровни готовности студентов к усвоению знаний в сфере спортивного менеджмента_
Компоненты Показатели готовности Критерии оценки готовности Уровни Баллы
Информационный 1.Наличие естественнонаучных знаний о человеке (анатомия, физиология и психология). 2.Знание основ теории физической культуры, спортивного менеджмента и маркетинга. Знания конкретные, явно выраженные, успешно применяются на практике. высокий (отл.) 5
Наличие общих основ знаний с недостаточным использованием на практике. средний (хор.) 4
Наличие пробелов в знаниях с недостаточным применением на практике. удовлетворительный 3
Явные пробелы в знаниях. низкий (неуд.) 2
Мотивационный 1.Наличие мотива, потребности в управленческой деятельности. 2.Достаточное развитие эмоционально-волевых качеств. 3.Наличие установки на реализацию поставленной цели. Ярко выраженная убежденность в значимости управленческой деятельности, явно выраженное наличие волевых качеств личности, высокая активность, высокий уровень притязаний. высокий (отл.) 5
Достаточно выраженная убежденность в значимости управленческой деятельности, избирательная способность к волевому усилию, средний уровень притязаний. средний (хор.) 4
Мотив физического совершенствования, потребность управленческой деятельности не выражены, слабое развитие эмоционально-волевой сферы, средний или низкий уровень притязаний. удовлетворительный 3
Полное отсутствие убежденности в необходимости физического совершенствования, отсутствие потребности в управленческой деятельности, активности; не развита способность к длительным волевым усилиям. низкий (неуд.) 2
Операциональный 1.Комплексное владение методами и средствами управления в сфере ФКиС, совершенствования личности и их реализация на практике. Использование на практике комплексного владения средствами и методами управления, решения конфликтных ситуаций. высокий (отл.) 5
Частичное использование на практике комплексного владения средствами и методами управления, затруднения в диагностике конфликтных ситуаций. средний (хор.) 4
Ситуативное использование на практике комплексного владения средствами и методами управления коллективами. удовлетворительный 3
Отсутствие использования на практике управленческих навыков. низкий (неуд.) 2
Творческий 1.Умение творчески пользоваться приобретенными знаниями умениями и навыками. 2.Наличие творческого воображения. Наличие умения творчески пользоваться приобретенными знаниями и умениями, низкая ригидность. высокий (отл.) 5
Наличие умения пользоваться знаниями в ситуациях, аналогичных учебным ситуациям, средняя или низкая ригидность. средний (хор.) 4
Наличие ситуативного использования знаний и умений на практике, средняя или высокая ригидность. удовлетворительный 3
Отсутствие умений использования знания на практике, высокая ригидность. низкий (неуд.) 2
ВЫВОДЫ
1. Выполнение целевых индикаторов Стратегии предполагает совершенствование кадрового обеспечения ФКиС на количественном и качественном уровнях и, следовательно, рост численности квалифицированных кадров. Тенденция увеличения численности работников характерна и для управленческого звена, в связи с чем возникает потребность в обеспечении физкультурно-спортивных организаций дипломированными специалистами с опытом управления и ведения бизнеса.
2. Подготовка управленческих кадров осуществляется посредством реализации различных образовательных моделей, специфически различающихся в зависимости от
специализации ВУЗа, имеющихся в них кадрового потенциала и материально-технической базы. Представленная образовательная модель готовности к управлению в сфере ФКиС, построенная в результате критериального оценивания и сопоставления уровней информационной, мотивационной, операциональной и творческой готовности, реализована в техническом вузе на контингенте обучающихся по профилю подготовки «Менеджмент в спортивной индустрии». Анализ уровней модельных компонентов дает возможность определить слабые и сильные стороны готовности студентов к восприятию технологии реинжиниринга в процессе обучения спортивному менеджменту, что, в свою очередь, определяет подходы к организации учебного процесса в представленном направлении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Изаак, С.И. Анализ кадрового потенциала физической культуры и спорта в практике государственного и муниципального управления в России / С.И. Изаак // Эффективное государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического развития России : сборник статей Международной научно-практической конференции МИГСУ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. - М. : Проспект, 2014. - С. 234-238.
2. Изаак, С.И. Моделирование кадрового потенциала индустрии спорта / С.И. Изаак, А.И. Юдин // Theoretical & Applied Science. - 2017. - № 8 (52). - С. 95-101.
3. Изаак, С.И. Тенденции развития спортивного управленческого образования в Российской Федерации / С.И. Изаак // Спорт: экономика, право, управление. - 2017. - № 3. - С. 27-30.
4. Паршикова, Н.В. Менеджмент, право, нормативы / Н.В. Паршикова // Дошкольная и школьная физкультура. Физкультура и спорт. - М. : Советский Спорт, 2015. - С. 5-6.
5. Тихонова, Т.К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самосовершенствованию : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Тихонова Т.К. - М., 2000. -17 с.
6. Томич, М. Основы менеджмента в спорте / М. Томич. - М. : Изд-во Международной академии футбольной и спортивной индустрии (МАФСИ), 2005. - 351 с.
7. Щадилова, И.С. Методические условия формирования готовности студентов к усвоению специальных знаний в области физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Щадилова И.С. - Тула, 2004. - 15 с.
8. Щадилова, И. С. Содержание профессиональных компетенций менеджера в спортивной индустрии / И.С. Щадилова // Национальная ассоциация ученых. - 2015. - №3 (8). - С. 150-152.
REFERENCES
1. Izaak, S.I. (2014), "Analysis of the human resources potential of physical culture and sports in the practice of state and municipal government in Russia", Collected papers of the International Scientific and Practical Conference of the Moscow State University of Informatics and Communications under the President of the Russian Federation "Effective state and municipal management as a factor of Russia's social and economic development", M.: Prospekt, pp. 234-238.
2. Izaak, S.I. and Judin A.I. (2017), "Modeling of the personnel potential of the sports industry", Theoretical & Applied Science, No. 8 (52), pp. 95-101.
3. Izaak, S.I. (2017), "Trends in the development of sports management education in the Russian Federation", Sports: Economics, Law, Management, No. 3, pp. 27-30.
4. Parshikova, N.V. (2015), "Management, law, standards", Soviet Sport, Moscow, pp. 5-6.
5. Tikhonova, T.K. (2000), Formation of students' readiness for physical self-improvement, dissertation, Moscow.
6. Tomich, M. (2005), Fundamentals of Management in Sports, MAFSI, Moscow.
7. Shadilova, I.S. (2004), Methodical conditions for the formation of students' readiness for mastering of special knowledge in the field ofphysical culture, dissertation, Tula.
8. Shadilova, I.S. (2015) "Contents of the professional competences of the manager in the sports industry", The National Association of scholars, No. 3(8), pp. 150-152.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.10.2017