Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК СТАДИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ'

ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК СТАДИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шамшина Ирина Геннадьевна

В статье рассматривается понятие профессионализма, дается характеристика его составляющих и этапов формирования, рассматриваются особенности становления профессионализации в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS STAGES OF THE PROFESSIONALIZATION

The concept of professionalism, the characteristic of its components and stages of formation, the features of the formation of professionalization in adolescence discuss in this article.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК СТАДИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ»

Литература

1. Бальсевич,В.К., Лубышева, Л.И. Физическая культура: Молодежь и современность/В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4 - С. 4-7.

2. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой - М.: ИНФРА-М, 2001. - 238 с.

3. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984

4. Томич М. Основы менеджмента в спорте / Милан Томич. - М.: МАФСИ, 2005. - 351 с.

5. Щадилова И.С. Методические условия формирования готовности студентов к усвоению специальных

знаний в области физической культуры: Авто-реф.дис. к. п. н.: 13.00.04: Тула, 2004, 15 с.

6. Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 №30 «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020годы» Официальный интернет-портал правовой информации http/ /pravo.gov.ru. 28.01.2015

7. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 № 540 "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" Официальный интернет-портал правовой информации http//pravo.gov.ru. 26.01.2015

ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК СТАДИЯ

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Шамшина Ирина Геннадьевна

кандидат пед. наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS STAGES OF THE PROFESSIONALIZATION Shamshina Irina, Candidate of Science, docent of Far East Federal University, Vladivostok АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие профессионализма, дается характеристика его составляющих и этапов формирования, рассматриваются особенности становления профессионализации в юношеском возрасте. ABSTRACT

The concept of professionalism, the characteristic of its components and stages of formation, the features of the formation of professionalization in adolescence discuss in this article. Ключевые слова: профессионализм, профессионализация. Keywords: professionalism, professionalization.

Слово «профессионализм» используется в разных смыслах. Когда говорят «эта работа требует профессионализма», имеются ввиду нормативные требования профессии к личности человека. Здесь профессионализм - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда, т.е. «нормативный профессионализм» [6, с. 31].

В другом смысле употребляется это слово, когда говорят «этому человеку присущ профессионализм». Здесь речь идет о том, что человек обладает этим необходимым нормативным набором психических качеств, и профессионализм становится внутренней характеристикой человека. Такое понимание означает «реальный профессионализм» конкретного человека [6, с. 31].

Следовательно, профессионализм человека - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов - внутреннего отношения человека к труду, состояния его психических качеств. При анализе профессиональной стороны жизни человека необходимо преодоление технологических и технократических мифов, когда профессионализм рассматривается как овладение, прежде всего, новыми технологиями, средствами, и когда в тени остаются мотивы поведения человека. На самом деле при рассмотрении оценки профессионализма человека большое зна-

чение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд.

Выделяют две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет) [8].

Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много больших и малых этапов. Более того, в профессиональной жизни каждого отдельного человека возможны повторы и возвращения («откаты»), на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы. Траектории пути к профессионализму у разных людей могут очень отличаться друг от друга.

Тем не менее, выделяют следующие уровни профессионализма которые, так или иначе, проходит всякий

в течение профессиональной жизни: допрофессиона-лизм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм, послепрофессионализм [4].

Период обучения в высшем учебном заведении, согласно М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, которые предлагают понимать под профессиональным становлением процесс, идущей от выбора профессии, через профессиональное обучение к практической работе [2], можно назвать вехой профессионализма. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала, усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд. Далее по мере развития мотивационной сферы, целеполага-ния человек все более сознательно выбирает свои цели в труде, превращая свою работу в свободный самостоятельный труд. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней достаточно высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться в профессии, развивать себя средствами профессии. На уровне профессионализма человек превращается из деятеля, специалиста в субъекта труда, в профессионала. Понятно, что столь сложные метаморфозы в человеке труда могут проходить длительно и постепенно, а также в разных вариациях у различных людей [4].

Переход от одних уровней профессионализма к другим и движение внутри уровней протекает у большинства людей как последовательное овладение этапами.

Внутри уровней профессионализма выделяют следующие этапы:

- этап адаптации человека к профессии, первичное усвоение человеком норм, менталитетов, необходимых приемов, техник, технологий профессии; этот этап может завершиться быстро за первые 1-2 года начала работы или растянуться на годы, проходить болезненно;

- этап самоактуализации человека в профессии: осознание человеком своих возможностей выполнения профессиональных норм, начало саморазвития себя средствами профессии, осознание человеком своих индивидуальных возможностей выполнение профессиональной деятельности, осознанное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля, максимальная самореализация своих возможностей в профессиональной деятельности;

- этап свободного владения человеком профессией, проявляющегося в форме мастерства, гармонизации человека с профессией; здесь происходит усвоение высоких стандартов, воспроизведение на хорошем уровне кем-то ранее созданных методических рекомендаций, разработок, инструкций [6]. Касаемо студентов высших учебных заведений,

можно предположить, что они находятся на переходном этапе между адаптацией и самоактуаулизацией.

Возраст 17-22 года относится к юношескому и, согласно теории Э. Эриксона, характеризуется как период жизненного самоопределения, планирования ближайшего будущего, активного поиска себя, становления мировоззрения. Именно в этом возрасте усиливается процесс самоактуализации личности (т.е. использование и

развитие у человека задатков и превращение их в способности), возрастает роль самооценки, изменяются взаимоотношения с другими людьми [11].

Данный возраст относится к числу тех признаков, которые в той или иной степени оказывают воздействие на все характеристики человека. Он в среднем характеризует жизненную силу человека, его здоровье, работоспособность; его личные качества и свойства - восприимчивость к новым условиям труда и его организации, степень внимания, память и другие умственные и психологические способности к труду.

В этот период особая роль принадлежит профессионально важным качествам (ПВК) - индивидуальным качествам субъекта деятельности, влияющим на эффективность деятельности и успешность ее освоения [10]. При всем своеобразии комплексов ПВК в различных видах профессиональной деятельности можно, однако, назвать ряд личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любого вида профессиональной деятельности. Это, прежде всего мотивация и способности (в том числе способность к саморазвитию).

Избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом деятельности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. Такие мотивы неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией: одни делают близкими и нужными человеку наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит ее объективное назначение, другие кристаллизуют потребность не столько в своей деятельности, сколько в различных, связанных с нею обстоятельствах. Несомненно, что указанные группы мотивов неравноценны по значению для развития личности в условиях данной деятельности. Как отмечает П.А. Шавир: «Мотив, органически связанный с содержанием или процессом деятельности, обеспечивает то неустанное внимание к ней, ту увлеченность, которая приводит к развитию существующих способностей. Этот мотив побуждает человека оценивать себя, свои знания, свое умение и нравственные качества в свете требований данной деятельности. Тем самым этот мотив является важнейшей психологической предпосылкой самовоспитания» [9, с. 29].

Деятельностно-личностный подход, рассматриваемый в концепции профессионального становления Т.В. Кудрявцева, позволяет рассматривать процесс профессионального обучения в единстве его оперционально-тех-нических и мотивационно-потребностных звеньев. Мотивация при этом выступает тем связующим звеном, как в учебном, так и в собственно профессиональной деятельности, которое обуславливает целенаправленный, сознательный характер действий человека. Она определяет организацию социального взаимодействия личности в профессиональной среде, совершенствование ее как специалиста, существенно влияет на выбор и успешность обучения будущей профессии [7].

Мотив деятельности студентов, в процессе которой и формируются профессиональные умения, - это побуждения, связанные с ее осуществлением: то ли это внутренняя потребность работать в области данного предмета; то ли потребность работать с людьми, основанная на самосознании своих способностей, характера, призвания; то ли

необходимость, связанная с выполнением роли, обусловленной выбором профессии, вынужденным решением задач, предлагаемых профессией.

A.А. Бодалев утверждает, что, имея дело с личностью человека, обычно выделяют в нем две группы психических образований: те, которые выступают как побудители его поведения, и те, которые составляют исполнительский компонент в психической регуляции этого поведения [1]. Если мотивы - это побудители поведения, то исполнительский компонент - его способности - те свойства в личности, которые являются условием успешного выполнения им разных видов деятельности.

Способности, появляющиеся у человека в виде простых и более сложных свойств личности, помогающих ему успешно участвовать в деятельности, в ней и формируются. Виды деятельности, в которые вовлекаются люди и в которых они начинают работать как профессионалы, приближенно могут быть разделены, как это делает Е.А. Климов, на пять групп. В одних группах главным объектом рассмотрения оказывается природа, в других - техника, в третьих - люди, в четвертых - знаковые системы (цифры, символы, формулы), в пятых - художественные образы. Чтобы успешно заниматься каждым из этих видов деятельности, помимо общих, у человека должны быть развиты специальные способности, соответствующие требованиям выполняемой деятельности [4].

B.Д. Шадриков считает, что «... освоение человеком его профессиональной деятельности прямо зависит от его врожденных способностей и одновременно помогает их развитию. Причем наиболее успешного развития индивидуальных способностей можно добиться только при условии точного выбора уровня сложности учебных заданий, формы их представления, средств выполнения и, что особенно важно, при условии оптимального стимулирования мотивации деятельности» [10, с. 48].

Н.В. Кузьмина подчеркивает, что «саморазвитие базируется на субъективной потребности в достижении более высоких результатов, чем имеющиеся, на субъективных представлениях образа-результата и самооценке результативности собственного труда» [5, с. 40]. Кроме того, общая успешность деятельности отрицательно коррелирует с неадекватностью самооценки и ее неустойчивостью. В несколько меньшей степени эта закономерность выражена у начинающих, особенно в период профессиональной подготовки. По мере роста профессионализма на первый план выходит умение профессионала на основе прошлого опыта оценить свои возможности в тех или иных условиях деятельности. В свою очередь И.А. Зимняя подчеркивает, что формирование самоконтроля и адекватной самооценки обучаемого обеспечивает не только деятельное, но и личностное совершенствование субъекта деятельности [3].

И еще одной характерной чертой саморазвития личности является умение самостоятельной работы - целенаправленный, управляемый самим студентом познавательный процесс, необходимый для совершенствования его личности и подготовки к профессиональной деятельности. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходят на ос-

нове знаний, приобретаемых при изучении образовательных и специальных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта [3].

Самостоятельную работу можно рассматривать как подсистему самовоспитания, являющуюся одной из форм учебной деятельности студентов. Для самостоятельного выполнения заданий студенты должны владеть умениями планировать работу, выбирать наиболее целесообразные способы выполнения каждого из ее этапов, систематически проводить самоконтроль за ходом и результатами работы.

Таким образом, ценность деятельности профессионала связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества. Механизмы же самооценки и самоконтроля, выделение принципа действия, принятие решения, постоянное стремление к самообразованию - эти моменты раскрывают системный характер активности субъекта в его целостном соотношении с требованиями деятельности.

Восхождение человека к профессионализму не есть линейный планомерный процесс, этот процесс может забегать вперед, оставляя необеспеченные участки, «белые пятна» в профессиональном портрете работника. Неравномерность разных этапов и ступеней внутри них возможна и у разных специалистов, и у одного человека на разных ступенях его профессионального роста. Каждый уровень, этап, ступень профессионализма предъявляет неодинаковые требования к психологическим качествам человека — к мотивации, к мышлению, к личности, к моторике.

Список литературы

1. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. - М.: Харвест, 2006.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2000.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. - М. - Воронеж, 1996.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1990.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996.

7. Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т.В. Кудрявцева, А.И. Сухаревой. - М.: Педагогика, 1988.

8. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. - М.: Высшая школа, 1990.

9. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: Педагогика, 1981.

10. Шадриков В.Д. Проблемы познавательных способностей в психологии труда и обучения // Системный подход в инженерной психологии и психологии труда / Отв. ред. В.А. Бодров, В.Ф. Венда. - М.: Наука, 1992.

11. Эриксон Э. Юность: Идентичность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.