Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №4, Том 6 / 2018, No 4, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-4-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN418.pdf
Статья поступила в редакцию 15.06.2018; опубликована 03.08.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Рогов Е.И. Профессиональные представления - ведущий фактор формирования самосознания профессионала // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Rogov E.I. (2018). Professional views is a leading factor in the formation of self-consciousness of the professional. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN418.pdf (in Russian)
УДК 159.9.07 ГРНТИ 15.81.21
Рогов Евгений Иванович
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доктор педагогических наук, профессор E-mail: profrogov@yandex.ru
Профессиональные представления - ведущий фактор формирования самосознания профессионала
Аннотация. В статье поднимаются вопросы содержания профессионального самосознания студентов, а также особенностей его становления в процессе вузовского обучения. Автором рассмотрены современные концепции, касающиеся структуры, содержания и особенностям формирования профессионального самосознания. В статье показано сходство воззрений большинства ученых на сущность самосознания, содержание которого обычно сконцентрировано в профессиональных представлениях развивающегося субъекта в отношении себя, своей профессии и окружающего мира. Образы профессионального самосознания, дискутируемые представителями различных психологических и педагогических концепций, могут быть классифицированы на три группы, каждая из которых связана с одним из направлений профессионального развития. В соответствии с авторской концепцией, профессионализация личности предполагает, во-первых, развитие профессионально-важных качеств и отношение к ним субъекта; во-вторых, представление о своих способностях и умениях непосредственно в самой профессиональной деятельности; в-третьих, представления о своем вхождении и занимаемом статусе в профессиональной среде, включая построение профессиональных взаимоотношений. Анализ образного содержания профессионального самосознания и предлагаемых в научной литературе способов его формирования, а также критериев готовности обнаружило наличие существенных противоречий между имеющимися подходами. Выявленные противоречия касаются, в первую очередь, взаимоотношений между элементами системы: «содержание профессионального самосознания» - «приемы формирования профессионального самосознания» - «оценка сформированности профессионального самосознания». В статье доказывается, что не согласованность данных элементов не позволяет эффективно контролировать становление профессионализма в вузе. В заключении предлагается свое видение возможности решения данной проблемы. Полученные результаты позволяют наметить индивидуальные траектории обучения.
https://mir-nauki.com
Ключевые слова: профессиональное самосознание; профессионализация; профессиогенез; образ; профессиональные представления; содержание представлений; концептуальная модель деятельности; качество профессионального образования; эффективность деятельности
Профессионализация самосознания субъекта связана с формированием и трансформацией его представлений о себе, как профессионале, о реализуемой профессиональной деятельности и о месте профессии в окружающем мире. Формируемые профессиональные представления, и имеющийся субъективный опыт, хранимый также в форме психических образов, являются существенной основой, детерминирующей управление осознанной и направленной деятельностью, регуляцию поведения субъекта, организовывают наилучшую обстановку для возникновения и развития самосознания профессионала. В связи с этим, каждый субъект, создавая свой взгляд на окружающий мир и статус профессии в этом мире, действует и испытывает себя, как отметил Э. Берн, опираясь на эти представления, а не на реальные факты [1]. В диссертации В.Н. Обносова аргументировано доказано, что главным условием для перехода на очередной уровень становления профессионализма является обращение, переход частного, малодиффференцированного представления о профессии в ее субъектную личностно принимаемую модель [2].
К сожалению, вопросы о том, что происходит в сознании субъекта при его вхождении и освоении профессии, как возникает внутренняя структура, благодаря которой человек трансформируется в профессионала, как осуществляется перевоплощение качеств личности субъекта, его трудовых навыков и компетенций, возникает отношение к будущей профессии, мало беспокоят исследователей данного процесса. Как и ранее, подробно не изучаются внутренние обстоятельства и психические новообразования, которые, зарождаясь в ходе освоения профессии и получения опыта деятельности, сами начинают обусловливать ее развитие. «Наполняясь» в процессе обучения, воспитания и накопления опыта профессиональной деятельности надлежащим профессиональным контентом, сознание, как предполагает Г.В. Суходольский, постепенно становится профессиональным [3].
В работах зарубежных исследователей существенное значение познания профессионального самосознания для постижения сути процесса профессионализации в целом указывалась Д. Бемом, У. Джемсом, Ч. Кули, Т. Липпсом, А. Маслоу, Дж. Мидом, А. Пфендером, Д. Хебб, К. Хорни, Л. Фестингером, З. Фрейдом, Г. Олпортом, К. Роджерсом, Д. Чадсоном, Э. Эриксоном и др. Данную точку зрения поддерживали и отечественные психологи, среди которых Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, М.Л. Басов, А.А. Вербицкий, Л.А. Головей, С.Б. Елканов, А.И. Зеличенко, Е.А. Климов, В.Н. Козиев, А.Н. Леонтьев, Е.А. Лямина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, К.К. Платонов, А.Г. Спиркин, Г.И. Степанова, В.В. Столин, Д.И. Фельдштейн, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова и др.
Значение профессионального самосознания, по мнению Е.А. Климова, связано с тем, что, являющийся его составляющей, образ субъекта труда выступает одним из главных психических регуляторов деятельности, который обеспечивает становление профессионала. В то же время, сформированное профессиональное самосознание остается одним из важных условий выработки индивидуального стиля деятельности, обусловливающего оптимальную реализацию субъектом своего внутреннего и внешнего потенциала. Соответственно, в рамки актуальных задач психологии включается изучение структуры и динамики профессионального самосознания в качестве основного регулятора, как труда, так и построения профессионального жизненного пути [4].
Профессиональное самосознание способствует скорейшему осознанию субъектом своего социального статуса, своих потребностей, он определяет формирование профессиональной активности, ответственности и самостоятельности личности, влечение к самотрансформациям, саморазвитию, что, в результате преобразуется в поиск значения реализуемой деятельности, смысла жизни вообще. Нельзя не согласиться с Э.Ф. Зеером и Г.М. Романцевым, отметившими, что профессиональное самосознание - это и результат, и предпосылка профессионального становления субъекта [5].
Несмотря на разнообразие подходов к данному феномену, большинство исследователей (Л.П. Борисова, В.Д. Брагина, М.В. Зотова, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Е.В. Соловьёва, О.С. Фисенко и др.) едины в понимании образов и представлений, как формы существования профессионального самосознания, видя их дальнейший путь в постепенной схематизации и переходе в стереотипы и установки. Так, А.В. Прудило, фактически нивелирует различия между профессиональным самосознанием и «Образом Я», выделяя в профессиональном самосознании «Образ Я», «Образ профессии», «Образ Я в профессии» [6].
Рассмотрение, входящих в структуру профессионального самосознания представлений, показало возможность их соотнесения с ведущими направлениями профессионального становления субъекта, охватывая развитие профессионально важных личностных качеств на всех этапах их формирования, овладение профессиональной деятельностью, вступление в профессиональную среду и приобретение связей с другими профессионалами [7; 8; 9 и др.]. Сообразно этому большинство образов профессионального самосознания связано с представлениями специалиста о том, какими профессионально важных качествами, какими способностями, умениями он обладает, насколько готов в целом к профессиональной деятельности, каков его статус среди профессионалов. Можно отметить, популярность сведения профессионального самосознания к профессионально-важным качествам субъекта, и создание на этой основе профессиональных Я-образов, достаточно популярна в психолого-педагогической литературе [10; 11; 12; 13 и др.]. Так, В.Д. Брагина прямо указывает на уровень самопознания, самооценку профессиональных качеств и отношение к ним, как основу профессионального самосознания [10]. А.К. Маркова приравнивает, профессиональное самосознание к овладению субъектом нормами, правилами, моделями своей профессии, как эталонов для формирования своих качеств [14].
Деятельность, реализуемая субъектом, достаточно часто рассматривается в качестве ведущей детерминанты профессионального самосознания у исследователей придерживающихся деятельностного принципа [12; 14; 15; 16; 17; 18 и др.]. В данном случае представления субъекта связаны с профессиональными умениями, профессиональными функциями и другими образами себя, как непосредственного исполнителя деятельности. По мнению Е.В. Соловьёвой и Л.П. Борисовой, структура профессионального самосознания содержит следующие компоненты: способность к осознанию целей, задач своей деятельности, способность предвидеть и купировать причины неудач, корректировать деятельность и себя как субъекта этой деятельности, повышая, тем самым, уровень профессиональной культуры [12].
Анализируя специфику профессионального самосознания, П.Л. Шавир сосредоточивает внимание на такой характеристике, как избирательность [18]. В определении Е.Ю. Пряжниковой профессиональное самосознание - это разновидность самосознания человека с особым отношением к конкретной трудовой деятельности. В данном случае деятельность обеспечивает возможность утвердить чувство собственного достоинства как сложившейся личности [19].
Особое место отводится представлениям, содержащимся в профессиональном самосознании личности, которые можно обозначить как «Я и социум». В данную категорию относятся представления о своем статусе, позиции, отношении к себе, как профессионалу в
профессиональной среде, а также со стороны потребителей предоставляемых услуг. Указывая на широкую представленность в сознании данного социального аспекта, выступающего регулирующим механизмом деятельности, определяющим социальные рамки и социальные взаимоотношения субъекта, Б.Г. Парыгин ставит на первое место среди образов профессионального самосознания, представление человека о своей принадлежности к некоторой профессиональной группе [20].
Т.Л. Миронова относит профессиональное самосознание к разновидности социально-специфического самосознания, выделяя в качестве главного фактора его становления, воздействие профессиональной среды [16]. Тесные взаимосвязи профессионального и общественного сознания описывает О.С. Фисенко, рассматривая вектор его реализации, как социальную ценность, комплекс устойчивых убеждений, отражающих установки личности и общества, накладываемые культурой [13].
Немало исследователей профессионального самосознания пытаются интегрировать факторы, образовывающие профессиональные представления субъекта. Так, А.К. Маркова, включает в образы профессионального самосознания профессионального мировоззрение и субъективную концепцию профессионального труда [14]. По мнению С.Д. Джанерьян, выступая интегральной характеристикой личности, профессиональное самосознание, связывает все многообразие человеческих образов в единое целое [21].
Многосторонний анализ содержания и структуры представлений профессионального самосознания как бы санкционирует распределение его образов по внутренним уровням. Так, Л.М. Митина предлагает дифференцировать всю совокупность представлений профессионального самосознания в соответствии с локализацией на следующих уровнях: когнитивном, аффективном и поведенческом [22]. Однако, на каждом из выделенных Л.М. Митиной уровней, не трудно идентифицировать, обсуждавшиеся ранее, детерминанты профессионализации. Так, когнитивная структура предполагает постижение себя и за границами своего внутреннего мира, в рамках систем профессиональной деятельности и коммуникации. Аффективный уровень также обусловливается надлежащими отношениями, среди которых отношение к имеющимся отдельным профессиональным качествам и целостной личности профессионала. Сюда же относится взгляд на всю систему своих профессиональных умений и навыков, а также эмоциональное отношение к вырабатывающейся системе профессионального общения, в которую вовлекается любой субъект профессиональной деятельности. Поведенческий уровень профессионального самосознания проявляется в потенциальных поведенческих реакциях, демонстрирующих, как регуляцию, так и саморегуляцию всей целостной структуры личности, управление ее профессиональной деятельностью и определяющим взаимодействие в профессиональной среде в рамках профессиональных нормам и стандартов [22].
Профессиональное самосознание, являясь сложным внутренним образованием личности, имеет длительную динамику формирования в процессе взаимодействия с профессиональной средой и активного участия субъекта в реальной профессиональной деятельности. Профессионалы, отличающиеся высоким уровнем профессионального самосознания, демонстрируют эффективность деятельности, удовлетворенность своей профессией, растущим стремлением к самореализации, уверенностью в себе [22]. Трансформация и становление профессионального самосознания основывается на проявлениях рефлексивных процессов, сопровождаясь психологическим преобразованием личности [12].
Исследователи относят начало становления профессионального самосознания к юношескому возрасту, но ближе, к студенческому периоду. В генетическом плане формирование профессионального самосознания взаимосвязано с созреванием и последующим «овладением» субъектом его компонентами. По предположению Е.Г. Ефремова, становление
https://mir-nauki.com
профессионального самосознания в ходе обучения в вузе соответствует осваиваемым этапам профессионализма [23]. Первоначально студенты осознают свои профессиональные способности, потенции и перспективы. Однако представления о специфике профессиональной деятельности еще «размыты», а профессиональная самооценка сопровождается тенденцией к завышению.
Очередной этап овладения профессией обеспечивает значительную коррекцию преставлений о профессиональной деятельности, что видоизменяет как целостный профессиональный Я-образ, так и профессиональную самооценку. На последующих стадиях профессиональное самосознание характеризуется углублением образов, выработкой адекватных критериев профессионализма, ростом самооценки с отслеживанием развития своих профессионально-важных качеств [23].
Ю.В. Лазарева связывает повышение уровня профессионального самосознания студентов с прохождением ими производственной практики. Начальные этапы практики автор уподобляет наивному реализму, после чего приходит критический реализм и критический анализ, а завершается все ценностно-смысловым этапом. Подобная цепочка условного погружения в практическую жизнь, как предполагает Ю.В. Лазарева, в конце концов, формирует у выпускника вуза определенный уровень профессионализма [24].
И.В. Вачков подходит к формированию профессионального самосознания через трансформацию внутренней сущности его подструктур, выделяя регулятивно-прагматический, эгоцентрический, стереотипно-зависимый, субъективно-универсальный уровни профессионального самосознания [25].
Е.В. Соловьёва, Л.П. Борисова понимают сформированность профессионального самосознания как осознанную оценку студентом своих профессиональных знаний, интересов, идеалов, ценностей и мотивов [12]. О.С. Фисенко в качестве критериев сформированности профессионального самосознания выделяет мотивационно-ценностные и когнитивно-операциональные показатели, выступающие «регулятивами ценностного духовного и практического освоения мира» [13]. О.Н. Большакова предлагает использовать для определения уровня развития профессионального самосознания студентов специальные критерии, среди которых когнитивный, потребностно-мотивационный и деятельностно-практический критерии [26].
Среди показателей и детерминант профессионального самосознания обычно указывают на уровень профессиональной подготовки [23; 27]; рост профессионального мастерства [24]; регуляцию текущей деятельности [4; 28]; самопомощь и благополучие [29]; успешность руководства [30]; социальные потребности, особенности мышления, умения взаимодействовать [31] и проч.
Проведенный анализ свидетельствует о наличии определенного диссонанса между согласованностью имеющихся определений содержания профессионального самосознания, векторами его дальнейшей профессионализации и критериями «готовности», оценки сформированности профессионального самосознания. Во втором случае, имеющиеся в различных работах взгляды терминологически и содержательно довольно противоречивы, не связаны, обусловлены авторской позицией.
Вариативность феноменологии, сложность строения профессионального самосознания, с одной стороны, и выработавшиеся подходы к его формированию в вузовской реальности, с другой, обнаруживают явное несоответствие. Образность содержания самосознания требует развития у обучаемого субъекта представлений, соответствующих основным векторам профессионализации личности. Так, например, сформировать представления об имеющихся у него профессионально-важных качествах студент способен, лишь реализуя их в практической
деятельности, сравнивая свои способности с демонстрируемыми умениями других профессионалов. Очевидно, что модификации аудиторных занятий вряд ли будут соответствовать реальному процессу, хотя проведение профессиональных конкурсов, олимпиад, выставок вполне может помочь в подобном отборе.
Кроме того, если исходить из положения, что содержание профессионального самосознания представлено образами, то критерии его развития должны быть взаимосвязаны с трансформациями основных характеристик этих образов, такими, например, как точность, четкость, яркость и проч. В результате субъект получает лучшее внутреннее «видение» образных параметров деятельности: целей, задач, средств, методов, результатов. Доминирование знаниевой парадигмы, замаскированной под новомодное понятие компетенций, транслирует основную информацию о требованиях деятельности, специфике ее объекта, трансформация которых в субъективные образы не всегда успешна. К сожалению, формированию представлений, относящихся к остальным направлениям профессионализации сознания, касающихся развитию профессионально важных качеств или своего статуса в профессиональной среде, время в вузе не уделяется. Возможно лишь предположение, что подобные представления смогут сформироваться в ходе производственных практик.
Преодоление сложившегося противоречия предполагает разработку особых технологий, направленных на выработку образов основных направлений развития профессионального самосознания в процесс вузовского обучения. Определенные действия в этом направлении уже ведутся продвинутыми вузовскими преподавателями. Так, Е.А. Семенова предложила специальную форму тренинга, создающего представления, образующие основание профессионального самосознания будущих специалистов. В результате у студентов были выработаны образы профессионально важных качеств личности профессионала, а также представление о себе как профессионале [27].
В своих экспериментальных исследованиях Дэвид Браун с коллегами доказал, что развитие самосознания предполагает снижение связей с эмоциями, а также требует децентрализации мета-механизма, управляющего четырьмя другими психологическими механизмами, определяющими психическое здоровье субъекта: когнитивной гибкостью, разъяснением значений, саморегуляцией и воздействием [32]. Проводя индивидуальное консультирование с помощью специального терапевтического интервью, имеющего целью развитие самосознания, исследователи добились осмысления навыков, направленных на достижение личностных и профессиональных успехов в деятельности и карьере, постигая законы саморазвития и осознавая свои ограничения [33].
Формированию представлений о профессии в самосознании обучающегося в вузе субъекта будет содействовать создание, ознакомление и освоение сознательно разработанных для этих целей «объективизированных» моделей, изображающих, как феноменологию профессии в целом, так и некоторые его константные и изменчивые составляющие. Существенно, подчеркивает С.А. Дружилов, чтобы в искомой модели были отражены как ведущие параметры субъекта, так и его отношения [34]. В своей модели профессионального развития Л.М. Митина описывает конструктивные видоизменения поведения, с освоением этапов подготовки, осознания, переоценки, действия. Модель интегрирует ведущие процессы трансформации в профессиональном развитии: мотивационные, когнитивные, аффективные, поведенческие. Очевидно, что указанная модель профессионального развития вполне может быть использована и при анализе процесса становления профессионального самосознания [35].
Таким образом, проведенный обзор, позволяет заключить, что структура профессионального самосознания основано, во-первых, представлениями субъекта о своих профессионально-важных качествах и о себе как целостной личности профессионала, во-вторых, представлениями о профессиональной деятельности, в-третьих, представлениями о
статусе субъекта в профессиональной среде, охватывая взаимоотношения с коллегами и клиентами. Целенаправленная подготовка профессионала должна опираться на воссоздание в сознании субъекта профессиональных представлений, что предполагает специфическую организацию образовательного процесса в вузе. К критериям сформированности профессионального самосознания следует относить трансформации, улучшающие профессиональные образы, отражающиеся повышении детальности, отчетливости, яркости и проч., т. е. лучшем внутреннем «видении» основных структурных компонентов профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных // Пер. с англ. А.И. Федорова. - СПб.: МФИН, 1992. - 495 с.
2. Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию // Вопросы психологии. 1986. - № 6. - С. 28-33.
3. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности / Суходольский Г.В. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. - 168 с.
4. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: МГУ, 1995. - 223 с.
5. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Педагогика. - 2002. № 2. - С. 16-21.
6. Прудило А.В. Психологическое консультирование в профессиональной ориентации: монография. - Минск, 1999. - 148 с.
7. Рогов Е.И. Особенности представления о деятельности в сознании субъекта. // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2014. - № 10. - С. 39-52.
8. Рогов Е.И. Психология становления профессионализма (В социономических профессиях). - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2016. - 340 с.
9. Рогов Е.И., Желдоченко Л.Д. Роль профессиональных представлений в формировании траектории профессионального развития // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2015. - № 12. - С. 107-113.
10. Брагина В.Д. представление о профессии и самооценке и профессионально значимых качеств у учащейся молодежи // Вопросы психологии. - 1976. - №2. -С. 146-150.
11. Зотова М.В. Формирование профессионального самосознания в процессе профессиональной подготовки как путь укрепления психологического здоровья специалиста социальных служб // В сб.: Актуальные вопросы социально-психологических исследований - М., 2015. - С. 119-125.
12. Соловьёва Е.В., Борисова Л.П. Развитие профессионального самосознания как условие формирования профессиональной культуры студентов // В сб.: Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности - Махачкала: ООО «Апробация», 2013. - С. 110-115.
13. Фисенко О.С. Общечеловеческие ценности как социокультурные концепты // Социокультурные концепты в социальной работе. Сборник научных и учебно-методических статей. - М.: Изд-во «Перо», 2015. - С. 3-32: с. 22: с. 21.
14. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
15. Борозинец Н.М. Дефиниция «профессиональное самосознание» в трудах отечественных и зарубежных учёных // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). - С. 16-18.
16. Миронова Т.Л. Самосознание профессионала. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. унта, 1999. - 200 с.
17. Нги Ф.Т. Развитие профессионального самосознания студентов технических вузов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1989. - 23 с.
18. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М., 1981. - 95 с.
19. Пряжникова Е.Ю. Организационно-методические основы деятельности профконсультанта службы занятости: уч.-метод. пособие. - М.: РГАТЗ, 2001. -201 с.
20. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971. - 351 с.
21. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный подход: дис. ... д-ра психол. наук - Ростов н/Д, 2005. - 442 с.
22. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. - С. 18-24.
23. Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения, на примере студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2000. - 22 с.
24. Лазарева Ю.В. Модель формирования профессионального самосознания студентов педагогов-психологов посредством системы педагогических практик // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 115-121.
25. Вачков И.В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии: автореф. дис. . д-ра психол. наук. - М., 2002. - 48 с.
26. Большакова О.Н. Исследование самостоятельной деятельности инновационной направленности студентов и возможности ее развития // Высшее образование в России, 2010. № 11. - С. 53-56.
27. Семенова Е.А. Формирование профессионального самосознания студентов // Сибирский психологический журнал. 2014. № 51. С. 40-52.
28. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Дисс. ... канд.психол. наук - Л., 1980. - 205 с.
29. Richards, Kelly C., Campenni, C. Estelle, Muse-Burke, Janet L. (2010) Self-care and well-being in mental health professionals: the mediating effects of self-awareness and mindfulness // Journal of Mental Health Counseling. Volume: 32 Source Issue: 3 http://www.biomedsearch.com/article/Self-care-well-being-in/233291361.html.
30. Ashley, Greg C.; Reiter-Palmon, Roni (2012) Self-Awareness and the Evolution of Leaders: The Need for a Better Measure of Self-Awareness // Journal of Behavioral and Applied Management - Vol. 14, No. 1, September, 2012.
31. Seitchik, Michael; Gresh, Bruce (2010) Fast-Cycling Self-Awareness to Develop Better Leaders // People & Strategy, Vol. 33, No. 3, September, 2010.
32. David B. Brown, Adrian J. Bravo, Corey R. Roos, Matthew R. Pearson Five Facets of Mindfulness and Psychological Health: Evaluating a Psychological Model of the Mechanisms of Mindfulness // Mindfulness. - October 2015, Volume 6, Issue 5, pp 1021-1032.
33. Mackey, R.A., & Mackey, E.F. (1994). Personal psychotherapy and the development of a professional self. Families in Society, 75, pp. 490-498.
34. Дружилов С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13. № 4. - С. 299-318.
35. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998. - 200 с.
https://mir-nauki.com
Rogov Evgeny Ivanovich
Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: profrogov@yandex.ru
Professional views is a leading factor in the formation of self-consciousness of the professional
Abstract. The author considers modern concepts concerning the structure, content and features of the formation of professional self-consciousness. The article shows the similarity of the views of most scientists on the essence of self-consciousness, the content of which is usually concentrated in the professional ideas of the developing subject towards himself, his profession and the surrounding world. The images of professional self-consciousness, discussed by the representatives of various psychological and pedagogical concepts, can be classified into three groups, each of which is associated with one of the areas of professional development. In accordance with the author's concept, the professionalization of the personality assumes, firstly, the development of professionally important qualities and attitude of the subject to them; secondly, the idea about his abilities and skills in the professional activity; thirdly, the ideas about his entry and status in the professional environment, including the establishment of professional relationships. The analysis of the figurative content of professional self-consciousness and the methods of its formation suggested in the scientific literature, as well as the criteria of readiness revealed the presence of significant contradictions between the existing approaches. The revealed contradictions concern, first of all, the relationship between the elements of the system: "the content of professional self - consciousness" - "methods of formation of professional self-consciousness" - "evaluation of formation of professional self-consciousness". The article proves that the inconsistency of these elements does not allow to control effectively the formation of professionalism in the university. In conclusion, the author suggests his own vision of the possibility of solving this problem. The obtained results allow to identify individual trajectories of training.
Keywords: professional self-awareness; professionalizatio; professional genesis; image; professional ideas; content of ideas; conceptual model of activity; quality of professional education; activity efficiency
G4PSMN418