Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com
2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN119.pdf
Статья поступила в редакцию 14.01.2019; опубликована 02.03.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Накохова Р.Р., Макоева А.Ю. Социально-психологическое сопровождение профессиональной идентичности будущих специалистов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Nakokhova R.R., Makoeva A.Yu. (2019). Social-psychological support of professional identity of experts. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN119.pdf (in Russian)
УДК 159,9, 316,6 ГРНТИ 15.41.21
Накохова Рида Рашидовна
РГБУ ДПО «Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования», Черкесск, Россия
Проректор НИР Доктор психологических наук, профессор E-mail: rid.r_nakoh@list.ru
Макоева Аида Юрьевна
ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Нальчик, Россия
Старший преподаватель E-mail: rid.r_nakoh@list.ru
Социально-психологическое сопровождение профессиональной идентичности будущих специалистов
Аннотация. В статье рассматривается проблема психологического сопровождения профессионального становления студентов в условиях медицинского учебного заведения. Проводится анализ трудов отечественных ученых, определяющие методы, технологии и формы социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения и формирования профессиональной идентичности (Е.А. Климов, Л.М. Митина, Р.Р. Накохова, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.).
Раскрываются основные механизмы психологического сопровождения, технологии и методы. Стержневым механизмом самоопределения, отмечается рефлексивность, которая обеспечивает построение личностью смысловой реальности в процессе формирования профессиональной идентичности. Выделяются основные концептуальные положения психологического сопровождения профессионального становления личности. Определяются различные виды психотехнологий в процессе психологического сопровождения профессиональной идентичности. Раскрывается важность личностно-ориентированного подхода, нацеленного на наиболее полное развитие личности в процессе психологического сопровождения, подчеркивается, что в основе концепции личностно ориентированного образования находится методологический принцип единства двух методов воздействия -внешнего (процессуального) и внутреннего (психологического). Определяются основные направления психологического сопровождения профессионального становления студентов в условиях медицинского учебного заведения. Рассматриваются виды психотехнологий по
https://mir-nauki.com
реализации видов профессионального становления, профессиональной идентичности с помощью использования развивающихся психотехнологий как: профессиональное консультирование, психодиагностика, психотренинги, деловые игры, дебаты, включение будущих медицинских работников в профессиональную среду (практики, стажировки). Отмечается, что главным условием психологического сопровождения является приоритет на внутренний потенциал личности, стало быть, на его право самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность, а результатом психологического сопровождения определяется формирование профессиональной идентичности является профессионализм, саморазвитие и реализация профессионального потенциала, сформированного профессионального самосознания, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная идентичность; психотехнологии; психологическое сопровождение; технологии; механизмы; рефлексия; самопознание; саморазвитие; рефлексивность; концептуальные положения; самоопределения; профессиональная деятельность
Система психологического сопровождения профессионального становления студентов в условиях медицинского учебного заведения может обеспечить профессионально-личностное развитие будущих медицинских работников, которые будут способны к дальнейшему «самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен...» [8, с. 43]. Итогом психологического сопровождения будет выступать сформированная у студентов внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному построению, реализации и корректированию перспектив своего профессионального и личностного развития, т. е. сформированная субъектная профессиональная позиция и профессиональная идентичность. При этом самоопределение понимается как процесс формирования жизненной перспективы, профессиональной компетентности и образа жизни в соответствии со своей индивидуальностью, определения человеком предначертания, своего отношения к миру и обществу.
Стержневым механизмом самоопределения представляется рефлексивность, которая обеспечивает построение личностью смысловой реальности. В частности, в работах Д.А. Леонтьева показано, как в жизненных отношениях человека и окружающего его мира возникает особая смысловая реальность. Данная смысловая реальность формируется в межличностных взаимоотношениях, совместной деятельности субъектов [5, с. 126].
Основываясь на выводах Д.А. Леонтьева, другой исследователь - Е.Ю. Артемьева -изучает природу перестроек личностных смыслов в ходе освоения личностью профессии и утверждает, что обучение профессии можно рассматривать как направленную перестройку субъективного опыта, включающую не только трансляцию смыслов и особенностей профессиональной категоризации объектов, связанных с профессиональными действиями, но и формирование мировосприятия в целом. Учебный процесс в среднем образовательном учреждении в подобном контексте выступает как перестройка субъективных образов мира студентов [1, с. 26].
Формирование личностного опыта как одной из составляющих обучения при компетентностном подходе объединяет его в некоторой степени с личностно ориентированным подходом, исходящем из представлений об абсолютной ценности личности. Ее основной идеей является воссоздание в образовательном пространстве личности обучаемого системы таких жизненно-ориентированных учебных ситуаций, которые, помещая обучаемого в позицию субъекта активной деятельности, дают ему возможность реализовать свои личностные
https://mir-nauki.com
функции, т. е. проявить и осознать себя как личность. При этом происходит формирование качеств, черт личности. Обучаемый переживает соответствующее определенной черте психическое состояние, оно закрепляется, становится устойчивой характеристикой его личности.
Важность личностно-ориентированного подхода, нацеленного на наиболее полное развитие личности в процессе психологического сопровождения, определяет двусторонний характер взаимодействия (личность психолога и личность обучаемого). Личностно ориентированный подход предполагает направление процесса психологического сопровождения на потребности и возможности личности. Главными характеристиками этого подхода являются самопознание (рефлексия), саморазвитие как формы самопроявления личности [9].
В основе концепции личностно ориентированного образования находится методологический принцип единства двух методов воздействия - внешнего (процессуального) и внутреннего (психологического). Такое образование направлено на формирование личностного опыта, «являющегося в форме переживания, саморазвития [1].
Одним из важных вопросов при конструировании процесса психологического сопровождения формирования профессиональной идентичности успешной личности является вопрос о том, что же является основой и движущим механизмом развития способностей студентов. В современной психологии господствует точка зрения на природу развития (становления) способностей личности, которая связывает развитие способностей с необходимостью удовлетворения возникающих под влиянием объективных факторов потребностей человека. Согласно данной точке зрения, индивидуальные особенности строения мозга, составляющие природную основу способностей - задатки, влияют на динамику развития способностей, но не гарантируют ее. Для того чтобы задатки развились в соответствующую способность, необходимо включение в соответствующую деятельность, причем важна не столько деятельность сама по себе, сколько отношение к ней, мотивы-побуждения, заставляющие в нее включаться.
Для эффективной реализации психологического сопровождения целесообразно использовать не отдельные приемы и методы, а ситуации в целом, в которых все детерминанты представлены во взаимодействии, единстве. Необходимо учитывать выраженность когнитивных, эмоционально-оценочных и поведенческих, коммуникативных, креативных, мотивационно-волевых характеристик личности студента. Необходимо учитывать выраженность рефлексии у будущего медицинского работника среднего звена.
Весьма ценным развивающим средством представляется дискуссия, играющая большую роль в раскрепощении потенциальных возможностей студентов, снижении психологических барьеров. М.В. Кларин рассматривает дискуссию как форму деятельности, ориентированную на специальное обучение поисковым процедурам, стимулирующую инициативность студентов, развитие коммуникативных способностей за счет обмена информацией, возможности критиковать и даже отвергать любое мнение [4].
Мы полагаем целесообразным введение в процесс психологического сопровождения такого перспективного социально-ценностного развивающего средства, как социально-ролевая игра, тренинги. Игры приближают с помощью воображаемых ситуаций деятельность обучаемого к действительности, делают понятными цели учения. Исследователи игры видят много положительного в применении ее в процессе психологического сопровождения. Игра психологически комфортна, в игре мобилизуются потенциальные способности студента, облегчается выполнение задания [6]. Несмотря на то, что в игре поддерживается высокое эмоциональное напряжение, играющий свободен, в игре снимается такое важное ограничение
свободы, как материальная и моральная ответственность за совершенную ошибку, каждый студент получает объективную возможность экспериментировать со своим поведением, исследовать альтернативные возможности решений.
Психологическое сопровождение, в первую очередь, направлено на реализацию профессионально-психологического потенциала личности студентов и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Главной задачей профессионального становления в процессе психологического сопровождения успешной личности - не только оказывать необходимую помощь и психологическую поддержку будущим специалистам , но и подготовить самостоятельно справляться с трудностями данного процесса, становления и развития профессиональной идентичности, способствовать раскрытию своего потенциала, помочь студентам, будущим специалистам стать полноценными субъектами своей профессиональной деятельности [10].
Психологическое сопровождение понимается как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.
Система психологического сопровождения личности есть концепция свободного выбора как ситуация развития. Главным для формирования теоретических основ психологического сопровождения является личностно ориентированный подход, в котором развитие понимается как предпочтение и овладение субъектом тех или иных инноваций, в процессе профессионального становления.
Определенная ситуация выбора вызывает множественность вариантов решений, опосредованных социально-экономическими условиями. Сопровождение трактуется так же как содействие субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за деяния в котором несет он сам.
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов -комплексное обеспечение процесса самопознания, самопонимания личности, в процессе изучения требований профессии к человеку, его особенностей, интересов, склонностей, способностей, т. е. возможности сделать правильный профессиональный выбор, используя собственные ресурсы [7 с. 15].
Главным условием психологического сопровождения является приоритет на внутренний потенциал личности, стало быть, на его право самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность.
Для реализации права свободного выбора потенциала профессионального становления необходимо будущего медицинского работника научить выбирать, разбираться в сути проблемной ситуации, сформировать умения решать и делать первые шаги в профессиональной деятельности.
Целью психологического сопровождения является реализация профессионально-психологического потенциала личности.
Основными концептуальными положениями психологического сопровождения профессионального становления являются:
• социально-психологическое обеспечение для полноценного профессионального становления, помощь и поддержка со стороны психологической службы медицинского колледжа;
• возможность студенту самостоятельно выбрать способы реализации своих социально-профессиональных функций;
• ответственность будущего медицинского работника за качество профессионального становления и реализации своего профессионально-психологического потенциала;
• комфортное внутренне психическое развитие личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.
Функции психологического сопровождения:
• информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов профессионального становления (начального этапа - адаптационного-профадаптации, этапа интенсификации, этапа идентичности -профессионализации и т. д.);
• проектирование разных этапов профессионального развития;
• оказание психологической поддержки и помощи будущему медицинскому работнику в процессе профессионального становления, при изменении социально-профессиональной среды;
• психологические тренинги, деловые игры, дебаты, корректирующие социально-профессиональный и профиль будущего медицинского работника.
Основными направлениями психологического сопровождения профессионального становления являются:
• изучение условий и факторов, влияющих на продуктивность подготовки и эмоционально-психологическое состояние будущих медицинских работников;
• проектирование профессиограмм, отражающих динамику профессионального становления личности и альтернативные варианты профессионального развития;
• формирование операциональной структуры будущей деятельности, а также целенаправленная подготовка к устойчивой и безопасной реализации профессиональной карьеры;
• формирование и развитие Я-профессиональное, его потребности в самореализации и способности к оптимальной деятельности, профессиональной и индивидуальной компетенции, коммуникации;
• формирование профессионально-психологического ресурса будущих медицинских работников;
• психологическая помощь, коррекция, тренинги в процессе решения проблем профессионального становления будущего медицинского работника на всех его стадиях [10].
Реализация функций психологического сопровождения возможна при использовании личностно- ориентированных технологий профессионального развития:
а) диагностический инструментарий;
б) тренинги личностного и профессионального развития и саморазвития;
в) мониторинг социально-профессионального развития;
г) аутокомпетентность и психологические технологии его формирования;
д) психологическое консультирование по социально-профессиональному развитию будущего медицинского работника;
ж) деловые игры, дебаты, тренинги альтернативных сценариев творческой профессиональной жизни;
з) тренинги личностно-ориентированные, повышающие социально-профессиональную и психолого-педагогическую компетентность;
к) метод психобиографии, как ретроспекция профессиональной жизни;
л) тренинги самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы в процессе формирования профессиональной идентичности.
Главной задачей психологического сопровождения профессионального становления -научить будущих медицинских работников уверенно одолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к профессиональному становлению, сформировать профессиональную идентичность, помочь стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни.
При психологическом сопровождении формирования профессиональной идентичности создается ориентационное поле профессионального развития будущего специалиста, укрепляется профессиональное «Я», формируется адекватная самооценка, поддержка саморегуляции и освоение технологий профессионального самосохранения.
Результатом психологического сопровождения формирование профессиональной идентичности является профессионализм, саморазвитие и реализация профессионального потенциала, сформированного профессионального самосознания, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.
В данное время в психологии накоплены труды, отечественных ученых, определяющие разные методы, технологии и формы социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения и формирования профессиональной идентичности (Е.А. Климов, Л.М. Митина, Р.Р. Накохова, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.).
Таким образом, социально-психологическое сопровождение профессиональной идентичности у будущих медицинских работников предусматривает участие психолога, психологической службы на этапах формирования профессиональных качеств, профессиональной подготовки, а также коррекции ориентации.
Реализация данных видов профессионального становления, профессиональной идентичности реализовывается с помощью использования развивающихся психотехнологий:
• профессионального консультирования;
• психодиагностики;
• психотренингов, деловых игр, дебатов;
• включение в профессиональную среду (практики, стажировки).
Данные психологические технологии устремлены к формированию личностных механизмов, регулирующих активность будущего профессионала, формирующие Я-концепцию, самооценку, готовность к изменениям и способность проектировать профессиональное становление, формирование профессиональной идентичности и ответственность за свое профессиональное будущее.
Комплексное сопровождение студентов в процессе обучения представляет:
• составление программ, адаптированных к данным специалистам (учитывая психологические особенности студентов);
• социально-психологические тренинговые технологии для развития коммуникативных, когнитивных, креативных, конативных навыков и умений;
• формирование у студентов приемы саморегуляции, эмпатии, рефлексии;
• психологическая помощь в рамках индивидуальных и групповых консультаций, специалистами сопровождения;
• создание всеобуча по практике по вопросам особенностей профессиональной деятельности в интегрированных группах;
• психодиагностические исследования студентов в процессе обучения с целью выявления динамики изменений сформированности профессиональной идентичности;
• организация психологической консультативной помощи в вопросах выбора стратегии и приемов профессиональной деятельности.
В рамках социально-психологического сопровождения разработана авторская модель и программа развития социальных, социально-эмоциональных навыков, личностного развития и самоопределения и профессиональной идентичности.
Благодаря занятиям теоретическим и практическим дисциплинам и социально-психологическому сопровождению находящимся в зоне актуальных интересов студента формируются профессиональные качества специалиста, способность к социальной адаптации, самореализации, формированию профессиональной идентичности.
Психологическое сопровождение в рамках образовательного процесса, осуществляет индивидуальное развитие, формирует Я-концепцию, коммуникативные способности с ближайшим окружением и профессионально-социальной средой. В систему сопровождения вовлекается сам обучающийся, его ближайшее окружение (группа, курс) и разнообразные виды сообществ и практик, позволяющих приобретать необходимые ресурсы для профессиональной самореализации.
В условиях психологического сопровождения профессиональная идентичность реализуется посредством:
• позитивного отношения к своей профессиональной деятельности, (успешная профессиональная ситуация);
• отождествления (идентификацией и интеграцией) себя с профессиональной группой, которая оценивается позитивно (успешные профессиональные отношения);
• саморегуляции, открытие для себя своего функционального потенциала, самоосуществления (позитивного образа профессионального "Я").
Высокий уровень развития саморегуляции, выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных интеллектуальных, эмоциональных, поведенческих реакций, поступков, коммуникативных проявлений и т. д., что дает основание предполагать и наличие достаточно зрелого состояния развития профессионального самосознания и профессиональной идентичности в целом. Эмпирическое исследование возможностей психологического сопровождения при формировании профессиональной идентичности мы решили провести у будущих медицинских работников среднего звена в медицинском колледже.
Данное исследование предполагало решение следующих задач:
1. Построить модель психологического сопровождения формирования профессиональной идентичности у будущих медицинских работников среднего звена.
2. Разработать программу психологического сопровождения формирования профессиональной идентичности у будущих медицинских работников среднего звена.
3. Определить и экспериментально обосновать условия формирования профессиональной идентичности в рамках психологического сопровождения.
4. Выявить динамику сформированности профессиональной идентичности.
В русле поставленных задач была разработана программа исследования на поиск путей формирования профессиональной идентичности будущих медицинских работников среднего звена была разработана модель психологического сопровождения формирования профессиональной идентичности.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в медицинском колледже в г. Нальчике 4 года. В качестве контингента испытуемых выступили студенты медицинского колледжа в количестве 185 человек, 92 человека в экспериментальной группе и 93 человек в контрольной группе.
Как видно, в рисунках 1 и 2 представлены статистические показатели результатов сравнительного анализа компонентов профессиональной идентичности будущих медицинских работников среднего звена.
Рисунок 1. Динамика высокого уровня компонентов профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации (экспериментальная группа)
1-й курс 2-й курс 3-й курс
Рисунок 2. Динамика высокого уровня компонентов профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации (контрольная группа)
На рисунках 1-2 показаны изменения, произошедшие в значениях высокого уровня компонентов профессиональной идентичности в экспериментальной и контрольной группах. Как видно, динамика есть в обеих группах, однако в экспериментальной она ярко выраженная, в то время как в контрольной - слабая. Наименьшие изменения в экспериментальной группе характерны для мотивационно-волевого компонента (размах - 4.4 ед.), наибольшие - для когнитивного (размах - 16.95 ед.) и коммуникативного (размах - 15.8 ед.). В контрольной группе наименьшие изменения у креативного компонента (размах - 1.6 ед.), наибольшие - у мотивационно-волевого (размах - 2.35 ед.).
В целом проведённое психодиагностическое обследование позволяет сделать следующие выводы.
Экспериментальная и контрольная группы по всем показателям не различаются между собой на первом курсе, что свидетельствует об эквивалентности обеих групп на начальном этапе эксперимента. Однако уже со второго этапа профессионализации различия обнаруживают себя на значимом уровне, а к третьему этапу эти различия становятся принципиальными.
В целом по когнитивному компоненту профессиональной идентичности, представленному установочным (условно - внешне заданным) и самооценочным (внутренне определённым) аспектами, можно сделать вывод о существенном превосходстве значений его показателей в экспериментальной группе будущих медицинских работников среднего звена над контрольной. Так, по диагностике установок: здесь как по отдельным параметрам социально-психологических установок от курса к курсу («процесс», «результат», «эгоизм», «труд», «свобода» и «деньги»), так и по их сочетанию («слабая выраженность»,
https://mir-nauki.com
«дисгармоничная представленность», «гармоничное сочетание» установок) в экспериментальной группе по сравнению с контрольной наблюдаются принципиальные изменения, которые связаны с экспериментальным воздействием. По самоэффективности показатели изменились в экспериментальной и контрольной группе в виде колоколообразной тенденции (от курса к курсу) - от увеличения к снижению, однако в контрольной группе эта кривая резко поднимается и опускается, в то время как в экспериментальной группе она более сглаженная. Это говорит о том, что переход испытуемых от низкого к высокому уровню в экспериментальной группе происходит быстрее и «масштабнее», без задержки на среднем уровне, тогда как контрольная группа характеризуется «массовостью» в центральных значениях параметра самоэффективности.
По результатам диагностики параметра эмпатических способностей как репрезентанта эмотивного компонента профессиональной идентичности можно говорить о том, что наше экспериментальное воздействие лишь к завершающему этапу профессионализации будущих медицинских работников среднего звена оказало значимое влияние на формирование у них этого компонента профессиональной идентичности. Причём принципиальные различия между экспериментальной и контрольной группами обнаруживаются по таким параметрам эмпатических способностей, как эмоциональная эмпатия и идентификация, а также отчасти -рациональная и интуитивная эмпатия.
Мотивационно-волевой компонент профессиональной идентичности, представленный через параметры мотивации к успеху и волевой саморегуляции, для будущих медицинских работников среднего звена показал значимую позитивную динамику для экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Так, по параметру мотивации к успеху экспериментальная и контрольная группы не различаются между собой на первом курсе, но различия обнаруживаются на втором этапе профессионализации, когда меняется структура представленности уровней параметра мотивации к успеху. На третьем курсе за счёт оформившихся и углубившихся структурных различий в значениях уровней мотивации к успеху различия между экспериментальной и контрольной группами усугубляются. По волевой саморегуляции обнаружено «традиционное» отсутствие различий между экспериментальной и контрольной группами на начальном этапе эксперимента с усугублением различий к третьему этапу. Сильно высоких или низких значений не получено, тем самым не нарушено требование о недопущении социальной желательности высоких показателей по шкалам волевой саморегуляции - настойчивости и самообладания.
Креативный компонент профессиональной идентичности, показателем которого выступил параметр креативности, значимо изменился под воздействием специальных условий реализации программы психологического сопровождения формирования профессиональной идентичности. Так, обнаружена позитивная динамика в изменении значений показателя креативности на протяжении трёх этапов профессионализации у студентов-медиков как экспериментальной, так и контрольной группы. Эта динамика различий свидетельствует о том, что в экспериментальной группе за счёт введения специальной программы психологического сопровождения повышается параметр креативности как отражение уровня творческой направленности личности - одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.
Таким образом, как видно, эмпирическое исследование показало эффективность экспериментальной программы и авторской модели психологического сопровождения формирования профессиональной идентичности будущих медицинских работник среднего звена.
Эмпирически подтверждена эффективность психологического сопровождения как фактора, способствующего становлению профессиональной идентичности будущего медицинского работника среднего звена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева Е.Ю. Основы психология субъективной семантики. М., 1999.
2. Ермаков П.Н., Лабанская В.А., Терехин В.А. Комплексный подход к организации психологической службы в вузе // Психологическая наука и практика. Новосибирск, 1987.
3. Климов Е.А. Введение в психологию профессий. М., 2008.
4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. М. изд-во «ЛУЧ» 2016.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975, - 304 с.
6. Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве // Гуманитарные ведомости ТГПУ ИМ. Л.Н. Толстого. 2015, №3(15) С. 79-86.
7. Накохова Р.Р. Психологическое сопровождение выбора профессии у старшеклассников. М. Из-во Университетская книга, 2011.
8. Поддубная Т.К. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения. Дисс. канд. психол. наук. М., 1998.
9. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. 2006. N 24. С. 53-58.
10. Практикум по психологии профессии: учебное пособие / Под ред. Э.Ф. Зеера, А.М. Павлова, А.П. Зольникова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. - 140 с.
https://mir-nauki.com
Nakokhova Rida Rashidovna
Karachay-Cherkess republican institute for advanced training of educators, Cherkessk, Russia
E-mail: rid.r_nakoh@list.ru
Makoeva Aida Yur'evna
Kabardino-Balkarian state university H.M. Berbekova, Nalchik, Russia
E-mail: rid.r_nakoh@list.ru
Social-psychological support of professional identity of experts
Annotation. The article deals with the problem of psychological support for the professional development of students in a medical school. The analysis of the works of domestic scientists, defining methods, technologies and forms of socio-psychological support of professional self-determination and the formation of professional identity (E.A. Kimimov, L.M. Mitina, R.R. Nakokhova, N.S. Prjazhnikov, S.N. Chistyakova et al.). The basic mechanisms of psychological support, technology and methods are revealed. The core mechanism of self-determination is reflexivity, which ensures the construction of semantic reality by a person in the process of the formation of professional identity. The main conceptual provisions of psychological support for the professional development of the individual are highlighted. Different types of psychotechnologies are defined in the process of psychological support of professional identity. The importance of the personality-oriented approach, aimed at the most complete development of the personality in the process of psychological support, is revealed. It is emphasized that the concept of the personality-oriented education is based on the methodological principle of unity of two methods of influence - external (procedural) and internal (psychological). The main directions of psychological support for the professional development of students in a medical school are determined. The types of psychotechnologies for the implementation of types of professional development, professional identity through the use of developing psychotechnologies are considered as: professional counseling, psychodiagnostics, psycho trainings, business games, debates, inclusion of future medical professionals in the professional environment (internships). It is noted that the main condition for psychological support is priority to the inner potential of the individual, therefore, his right to independently make choices and take responsibility for it, and the result of psychological support is determined by the formation of professional identity is professionalism, self-development and realization of professional potential, formed professional self-awareness, job satisfaction and increased professional performance.
Keywords: professional identity; psychotechnologies; psychological support; technologies; mechanisms; reflection; self-knowledge; self-development; reflexivity; conceptual positions; self-determination; professional activity
11PSMN119