Научная статья на тему 'Профессиональная идентичность как предмет психологических исследований'

Профессиональная идентичность как предмет психологических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
837
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL IDENTITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА / PROFESSIONAL SELF-ESTEEM / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / MOTIVATION FOR TEACHING / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ / STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочнева Елена Михайловна, Блохина Мария Александровна, Лебедева Елена Геннадьевна

Статья посвящена рассмотрению феномена «профессиональная идентичность» как психолого-педагогической категории. В статье соотнесено содержание понятия «профессиональная идентичность» в работах отечественных и зарубежных авторов; приведены данные в соответствии, с которыми в работах зарубежных авторов профессиональная идентичность связывается с личностным самосовершенствованием и профессиональным развитием; рассматривается как элемент личностной идентичности, который обеспечивает более успешную адаптацию личности к внешнему контексту, профессиональной среде; выделяется как доминирующий фактор профессиональной деятельности, обусловливающий интерес к работе, компетентность сотрудников и их профессиональную пригодность. На формирование профессиональной идентичности оказывают влияние социальные стороны жизни и факторы становления профессионала. Авторы делают акцент на том, что отечественные ученые обозначают профессиональная идентичность: как продукт профессионального и личностного развития; как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющиеся в осознании человека представителем определенной профессии, профессионального сообщества; как неотъемлемую часть личностной идентичности, способствующую развитию личности в целом и выступающую в качестве критерии профессионального развития; как основной элемент профессионального воспитания и считают, что профессиональная идентичность неотъемлемая часть личностной идентичности, обусловливающая развитие личности в целом и выступающая в качестве критерия профессионального развития. В статье приведены данные эмпирического исследования особенностей развития профессиональной идентичности студентов педагогического вуза на этапе вузовского обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочнева Елена Михайловна, Блохина Мария Александровна, Лебедева Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional identity as a subject of psychological research

The article is devoted to the phenomenon of "professional identity" as a psychological-pedagogical category. The article deals with the content of the concept of "professional identity" in the works of domestic and foreign authors; data are given in accordance with which, in the works of foreign authors, professional identity is associated with personal self-improvement and professional development; is considered as an element of personal identity, which provides a more successful adaptation of the individual to the external context, professional environment; stands out as the dominant factor of professional activity, which determines the interest in the work, the competence of employees and their professional suitability. The formation of professional identity is influenced by the social aspects of life and the factors of becoming a professional. The authors emphasize that domestic scientists designate a professional identity: as a product of professional and personal development; as a result of the processes of professional self-determination, personalization and selforganization, manifested in the awareness of a person as a representative of a particular profession, professional community; as an integral part of personal identity, contributing to the development of the individual as a whole and acting as a criterion for professional development; as a basic element of professional education and believe that professional identity is an integral part of personal identity, which determines the development of the personality as a whole and acts as a criterion for professional development. The article presents data of empirical research of the peculiarities of the development of professional identity of students of a pedagogical university at the stage of higher education.

Текст научной работы на тему «Профессиональная идентичность как предмет психологических исследований»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №3, Том 6 / 2018, No 3, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-3-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/49PSMN318.pdf

Статья поступила в редакцию 09.06.2018; опубликована 31.07.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Кочнева Е.М., Блохина М.А., Лебедева Е.Г. Профессиональная идентичность как предмет психологических исследований // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/49PSMN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kochneva E.M., Blokhina M.A., Lebedeva E.G. (2018). Professional identity as a subject of psychological research. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/49PSMN318.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 06.81.23

Кочнева Елена Михайловна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия

Доцент кафедры «Практической психологии» Кандидат психологических наук E-mail: e.m.kochneva@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=3 54785

Блохина Мария Александровна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия

Студент

E-mail: maria03.21.96@mail.ru

Лебедева Елена Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия

Студент

E-mail: elenalebedeva96@mail.ru

Профессиональная идентичность как предмет психологических исследований

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена «профессиональная идентичность» как психолого-педагогической категории. В статье соотнесено содержание понятия «профессиональная идентичность» в работах отечественных и зарубежных авторов; приведены данные в соответствии, с которыми в работах зарубежных авторов профессиональная идентичность связывается с личностным самосовершенствованием и профессиональным развитием; рассматривается как элемент личностной идентичности, который обеспечивает более успешную адаптацию личности к внешнему контексту, профессиональной среде; выделяется как доминирующий фактор профессиональной деятельности, обусловливающий интерес к работе, компетентность сотрудников и их профессиональную пригодность. На формирование профессиональной идентичности оказывают влияние социальные стороны жизни и факторы становления профессионала. Авторы делают акцент на том, что отечественные ученые обозначают профессиональная идентичность: как продукт профессионального и личностного развития; как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющиеся в осознании человека представителем определенной профессии,

профессионального сообщества; как неотъемлемую часть личностной идентичности, способствующую развитию личности в целом и выступающую в качестве критерии профессионального развития; как основной элемент профессионального воспитания и считают, что профессиональная идентичность - неотъемлемая часть личностной идентичности, обусловливающая развитие личности в целом и выступающая в качестве критерия профессионального развития. В статье приведены данные эмпирического исследования особенностей развития профессиональной идентичности студентов педагогического вуза на этапе вузовского обучения.

Ключевые слова: профессиональная идентичность; профессиональная самооценка; мотивация обучения; студенты педагогических вузов

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

В современном мире происходят резкие изменения в перечне и структуре профессий, особенно в образовательной сфере. По окончанию вуза от человека требуется включение в новую, непривычную для него организационную и культурную среду. Это требует эмоционального принятия человеком новых ролей, ценностей и целей, а именно осознания своей профессиональной идентичности. Многие учёные (Е.П. Ермолаева, Д.И. Зевалишена, Е.М. Кочнева, Л.М. Федотова, Т.И. Чиркова, Л.Б. Шнейдер, Э. Эриксон и др.) считают, что решение многих профессиональных проблем возможно посредством детального изучения феномена профессиональной идентичности и выстраивание работы, направленной на ее развитие в процессе вузовского обучения [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].

Формирование целей статьи

Целью настоящей статьи явился анализ психолого-педагогических литературных источников, в которых приводятся данные изучения феномена профессиональной идентичности и описание результатов пилотажного исследования особенностей развития профессиональной идентичности студентов педагогического вуза на этапе обучения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы

Феномен профессиональной идентичности в психологии целенаправленно начали изучать в конце XIX - нач. XX в. в рамках психотехнического движения. Основоположником научно-психологического подхода к проблеме становления и формирования профессиональной идентичности считают Ф. Парсонса, так как именно он сформулировал основы практической работы по подготовке молодёжи к выбору профессии. В начале XX века проводились отечественные исследования, указывающие на существование прямой связи между особенностями представлений (адекватные, неадекватные) и характером выбора профессии (сознательный, случайный) [7].

В исследовании профессиональной идентичности зарубежные учёные придерживаются нескольких точек зрения:

а) профессиональная идентичность связана с личностным

самосовершенствованием и профессиональным развитием (Дж. Сонефелд, Р. Фичман и др.);

б) на формирование профессиональной идентичности оказывают влияние социальные стороны жизни и факторы становления профессионала (С. Джошел, Т. Лоид, А. Мишел, П. Муллен и др.);

в) профессиональная идентичность как элемент личностной идентичности обеспечивает более успешную адаптацию личности к внешнему контексту, профессиональной среде и как доминирующий фактор профессиональной деятельности, обусловливает интерес к работе, компетентность сотрудников и их профессиональную пригодность (Ф. Мирвис, Д. Холл, Д. Холланд и др.) [9].

В отечественной психологии также существуют некоторые различия в понимании сущности феномена «профессиональная идентичность», в частности описаны следующие позиции:

а) профессиональная идентичность как продукт профессионального и личностного развития, которое длится достаточно продолжительное время в системе «Человек-Профессия-Общество»; как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющиеся в осознании человека представителем определенной профессии, профессионального сообщества (Е.П. Ермолаева, Д.Н. Завалишена, Т.В. Мищенко, Л.Б. Шнейдер и др.) [1; 2; 8; 9];

б) профессиональная идентичность - неотъемлемая часть личностной идентичности, способствующая развитию личности в целом и выступающая в качестве критерия профессионального развития (Н.Л. Иванова, Е.В. Конева, В.А. Пранов, Н.С. Пряжников и др.) [11; 12; 13];

в) профессиональная идентичность - принятие личностью профессиональных ценностных позиций, санкционированных в данном профессиональном пространстве, на социальном и психологическом уровнях в определенных согласованных условиях (Т. Березина, О.Г. Ворошень, О.Я. Емельянова, Ю.П. Поваренков, А.А. Яшина и др.) [14; 15; 16; 17; 18];

г) профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания (Ю.В. Красникова) [19].

Мы, вслед за Л.Б. Шнейдер, понимаем профессиональную идентичность как один из позитивных результатов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации личности, который проявляется в осознании человеком себя как представителя определённой профессии и профессионального сообщества, отображающийся в когнитивных, эмоциональных и поведенческих самоописаниях.

Следует заметить, что изучение профессиональной идентичности у современных педагогов и студентов педагогических вузов проводилось в контексте исследования:

а) условий развития профессиональной идентичности у студентов (И.Н. Кулезнёва, Л.М. Федотова) [5; 20];

б) характеристик культурно-профессиональной идентичности современного учителя в процессе разработки модели ее развития (Е.В. Пискунова) [21];

в) структуры самосознания учителя на разных этапах его педагогической деятельности и профессиональной Я-концепции (Е.В. Прокопьева, Н.Л. Регуш) [22; 23];

г) профессиональной идентичности как механизма регуляции процесса формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогических вузов (А.С. Назыров) [24].

Проблемное поле нашего исследования определили противоречия между:

а) потребностью школы в новых кадрах с осознаваемой профессиональной идентичностью и нацеленностью на дальнейшее профессиональное развитие и достаточно высоким процентом выпускников, которые не желают связывать свою профессиональную карьеру с учительской профессией;

б) необходимостью развивать профессиональную идентичность студентов и отсутствием системы целенаправленной объективации развития профессиональной идентичности на этапе вузовского обучения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

В рамках данной статьи мы представляем результаты эмпирического изучения особенностей профессиональной идентичности студентов педагогического вуза и верификации гипотезы о том, что выраженность профессиональной идентичности как личностного образования обучающихся обусловлена определённым уровнем мотивации студентов и уровнем их самооценки. Для решения поставленных задач мы использовали:

а) методику изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования (А.А. Реан);

б) методику изучения мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина);

в) опросник «Профессиональная идентичность студентов» (У.С. Родыгина) [25]. В исследовании приняли участие 117 человек, студенты 1 -4 курсов педагогического вуза.

Анализ срезовых измерений исследуемых данных и их взаимосвязи показал, что наблюдается динамика изменений показателей, характеризующих профессиональную самооценку студентов, так:

а) у большинства студентов первого курса (73 %) обнаружена низкая профессиональная самооценка и каждый третий студент (27 %) имеет адекватную профессиональную самооценку;

б) 67 % студентов второго курса имеют низкую профессиональную самооценку, 12 % - адекватную и 21 % - высокую;

в) на третьем курсе число студентов, имеющих низкую профессиональную самооценку, снижается (53 %), число студентов, имеющих адекватную профессиональную самооценку, увеличивается (34 %), а высокую - снижается

(13 %);

г) на 4 курсе низкую самооценку демонстрируют 26 % студентов, адекватная самооценка наблюдается у 67 % студентов и у 13 % студентов самооценка по-прежнему остаётся высокой.

Было установлено, что среди мотивов обучения в вузе у достаточно большого количества студентов (1 курс - 50 %; 3 курс - 47 %; 4 курс - 48 %) преобладает мотив приобретения знаний. Мотив получения диплома наблюдается у каждого третьего студент (1 курс - 22 %; 3 курс - 40 %; 4 курс - 30 %). Обобщая приведенные выше данные, получаем,

что большинство студентов демонстрируют слабую заинтересованность в профессиональном совершенствовании, наработке профессионального опыта. Мотив овладения профессией обнаружен на 1 курсе у 31 % обучающихся, на 3 курсе - у 13 % и на 4 курсе - у 22 %. В этой связи «знаниевая парадигма» (А.Г. Маралов) [26], которая слабо ориентирует обучающихся на саморазвитие, выступает, как мы считаем, препятствием в развитии профессиональной идентичности студентов.

Анализ данных по методике У.С. Родыгиной «Профессиональная идентичность студентов» позволил охарактеризовать эмоциональное отношение и активность студентов относительно получаемой профессии, в частности было обнаружено, что:

а) у 28 % и 23 % студентов 1-4 курса преобладают нейтральные и положительные эмоции соответственно относительно будущей профессии и преимущественно активная позиция, т. е. 51 % студентов планируют связать свою жизнь с выбранной профессией, ставят цели относительно своего развития и настроены их достигать;

б) у 29 % и 20 % студентов 1-4 курса преобладают нейтральные и отрицательные эмоции соответственно относительно будущей профессии и пассивная позиция.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

Анализ известной психолого-педагогической литературы показал, что отечественные и зарубежные авторы не имеют единой точки зрения на содержание рассматриваемого понятия «профессиональная идентичность» и трактуют его по-разному. Среди научных исследований крайне мало работ, в которых бы детально изучалась профессиональная идентичность современных педагогов и пути ее становления. Сегодня требуется пересмотреть существующие в вузах программы, направленные на осознание студентами своей профессиональной идентичности и удержание выпускников вузов в педагогической профессии.

Полученные данные эмпирического исследования особенностей развития профессиональной идентичности студентов на этапе вузовского обучения подтвердили данные, полученные нами ранее [27; 28; 29; 30; 31] и показали, что у обучающихся существуют внутриличностные противоречия относительно своего профессионального будущего между «хочу/могу» или «хочу/надо», которые требуют дополнительного изучения. Слабые корреляционные связи между показателями профессиональной самооценки (по А.А. Реану), мотивации обучения в вузе (по Т.И. Ильиной) и профессиональной идентичности студентов (по У.С. Родыгиной), обнаруженные нами, свидетельствуют о необходимости расширении границ эмпирического исследования и дальнейшего изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. - М.: Институт психологии РАН, 2016.

2. Зевалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности. Москва; Ярославль, 2001. С. 104-128.

3. Кочнева Е.М., Морозова Л.Б., Костылева Е.А. Установка современной молодежи на успех: перспективы, риски и возможности // European Social Science Journal. 2016. №1. С. 367-371.

https://mir-nauki.com

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18. 19.

Кочнева Е.М., Морозова Л.Б. Профессиональная ответственность как предмет психологических исследований // Вестник Мининского университета. 2016. № 4(17) URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/311/312 (дата обращения: 25.05.2018).

Федотова Л.М. Формирование профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе: Дисс. ... к.п.н. Кемерово. 2011. 272 с.

Чиркова Т.И., Кочнева Е.М. Свобода выбора и профессиональная ответственность в структуре проектировочной деятельности будущих психологов // Вестник Мининского университета. 2014. №4(8). С. 21. URL: http://vestnik.mininuniver.ru (дата обращения 23.04.2018).

Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. - М.: Изд-во МПСИ, 2007. - 128 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 25.05.2018).

Мищенко Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза: Дисс. ... канд. пед. наук. Ярославль. 2005. с. 224.

Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. - Ярославль: МАПН, 2013.

Пранов В.А. Социально-психологические характеристики профессиональной идентичности // Интернет- журнал «Мир науки» 2017, Том 5, № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/46PSMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (Дата обращения 25.05.2018).

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2014.

Березина Т.С. Становление профессиональной идентичности педагога // Педагогическое образование и наука. - 2008. № 7. С. 24-27.

Ворошень, О.Г. Профессиональная идентичность аспирантов: эмоционально-оценочный аспект // Социологический альманах. 2015. №6. С. 396-404.

Емельянова О.Я. Формирование профессиональной идентичности с целью адаптации работника к деятельности по специальности // Вестник ВГУ. 2005. № 2. С. 153-156.

Поварёнков, Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества / Ю.П. Поварёнков // Сборник научных трудов. - Ярославль: ЯГПУ, 2003. - С. 154-163.

Яшина А.А. Профессиональная идентичность молодого преподавателя вуза: Дисс. ... к.психол.н. Волгоград. 2007. 213 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красникова Ю.В. Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). С. 167-169.

20. Кулезнёва И.Н. Развитие профессиональной идентичности студентов в условиях среднего профессионального образования: Дисс. ... канд. пед. наук. Ярославль. 2008. с. 216.

21. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя: Дисс. . д.п.н. СПб. 2005. 337 с.

22. Прокопьева Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов (Начальные этапы профессионального становления): Автореферат дис. ... канд. психол. наук. Ростов на Дону. 2002. 22 с.

23. Регуш Н.Л. Профессиональная идентичность учителя на разных этапах педагогической деятельности: Дисс. ... к.психол.н. СПб. 2002. 167 с.

24. Назыров А.С. Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педвузов: Дисс. ... канд. пед. наук. М. 1999. 170 с.

25. Родыгина, У.С. Особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 39-48.

26. Маралов А.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 424 с. - Серия: Бакалавр и магистр.

27. Кочнева Е.М., Пахомова Л.Ю. Условия оптимизации развития мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. №3. С. 53-61.

28. Кочнева Е.М, Жарова Д.В., Костылева Е.А. Учебно-профессиональная деятельность студентов и ее специфика в контексте подготовки обучающихся вуза к проектированию своего профессионального будущего // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т.5 № 4(17). С. 362-368.

29. Serebryakova Т., Morozova L., Kochneva E., Zharova D., Kolarkova O., Kostina O. Emotional stability as a condition of students' adaptation to studying in a higher educational institution. international journal of environmental & science education. 2016, VOL.4, NO.4. pp. 7486-7494.

30. Serebryakova Т., Morozova L., Kochneva E., Zharova D., Skitnevskaya L., Kostina O. The problem of socio-psychological adjustment of personality in the scientists' studeies. international journal of environmental & science education. 2016, VOL.11, NO.11. pp. 4706-4715.

31. Serebryakova Т., Morozova L., Kochneva E., Zharova D., Kolarkova O., Kostina O. Social and psychological adaptation of higher school students: experimental study. Man in India. 2017. Vol. 97. No.9. pp. 151-162.

Kochneva Elena Mikhaylovna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: e.m.kochneva@yandex.ru

Blokhina Maria Alexandrovna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: maria03.21.96@mail.ru

Lebedeva Elena Gennadievna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: elenalebedeva96@mail.ru

Professional identity as a subject of psychological research

Abstract. The article is devoted to the phenomenon of "professional identity" as a psychological-pedagogical category. The article deals with the content of the concept of "professional identity" in the works of domestic and foreign authors; data are given in accordance with which, in the works of foreign authors, professional identity is associated with personal self-improvement and professional development; is considered as an element of personal identity, which provides a more successful adaptation of the individual to the external context, professional environment; stands out as the dominant factor of professional activity, which determines the interest in the work, the competence of employees and their professional suitability. The formation of professional identity is influenced by the social aspects of life and the factors of becoming a professional. The authors emphasize that domestic scientists designate a professional identity: as a product of professional and personal development; as a result of the processes of professional self-determination, personalization and self-organization, manifested in the awareness of a person as a representative of a particular profession, professional community; as an integral part of personal identity, contributing to the development of the individual as a whole and acting as a criterion for professional development; as a basic element of professional education and believe that professional identity is an integral part of personal identity, which determines the development of the personality as a whole and acts as a criterion for professional development. The article presents data of empirical research of the peculiarities of the development of professional identity of students of a pedagogical university at the stage of higher education.

Keywords: professional identity; professional self-esteem; motivation for teaching; students of pedagogical universities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.