Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «WORK-LIFE-BALANCE» В НЕМЕЦКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ'

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «WORK-LIFE-BALANCE» В НЕМЕЦКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / АССОЦИАТИВНЫЕ ПОЛЯ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / НЕМЕЦКАЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРА / БАЛАНС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хлопова А. И.

Целью статьи является установление содержания понятия «Work-Life-Balance» в немецкой лингвокультуре. Исследование строится на сопоставлении определений, данных социологами, и результатов ассоциативного эксперимента, проведенного автором в 2021 г. в форме Google-анкет, а также на сопоставлении ассоциативных полей ценностей Leben (жизнь) и Arbeit (работа). Полученные результаты показали, что в сознании носителей немецкого языка нет однозначных интегративных признаков, соответственно, нет и четкого представления об исследуемом понятии. «Work-Life-Balance» как ценность находится в процессе своего формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF THE CONCEPT OF "WORK-LIFE-BALANCE" IN GERMAN LINGUOCULTURE

The purpose of the article is to establish the content of the concept of Work-Life-Balance in German linguistic culture. The study is based on a comparison of definitions given by sociologists and data from an associative experiment conducted by the author in 2021 in the form of google questionnaires, as well as on a comparison of the associative fields of values Leben (life) and Arbeit (work). The results obtained showed that in the minds of German speakers there are no clear integrative features, and, accordingly, a clear idea of the concept under study. Work-Life-Balance is in the process of its formation as a value.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «WORK-LIFE-BALANCE» В НЕМЕЦКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ»

Научная статья

УДК 008 + 81.139

DOI 10.52070/2542-2197_2022_11_866_157

Содержание понятия «Work-Life-Balance» в немецкой лингвокультуре

А. И. Хлопова

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

chlopova_anna@mail.ru

Аннотация. Целью статьи является установление содержания понятия «Work-Life-Balance» в немецкой

лингвокультуре. Исследование строится на сопоставлении определений, данных социологами, и результатов ассоциативного эксперимента, проведенного автором в 2021 г. в форме Google-анкет, а также на сопоставлении ассоциативных полей ценностей Leben (жизнь) и Arbeit (работа). Полученные результаты показали, что в сознании носителей немецкого языка нет однозначных интегративных признаков, соответственно, нет и четкого представления об исследуемом понятии. «Work-Life-Balance» как ценность находится в процессе своего формирования.

Ключевые слова: ценность, ассоциативные поля, ассоциативный эксперимент, немецкая лингвокультура, баланс

Для цитирования: Хлопова А. И. Содержание понятия «Work-Life-Balance» в немецкой лингвокультуре // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. Вып. 11 (866). С. 157-164. DOI 10.52070/2542-2197_2022_11_866_157

Original article

Content of the Concept of "Work-Life-Balance" in German Linguoculture

Anna. I. Khlopova

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia chlopova_anna@mail.ru

Abstract.

Keywords:

For citation:

The purpose of the article is to establish the content of the concept of Work-Life-Balance in German linguistic culture. The study is based on a comparison of definitions given by sociologists and data from an associative experiment conducted by the author in 2021 in the form of google questionnaires, as well as on a comparison of the associative fields of values Leben (life) and Arbeit (work).The results obtained showed that in the minds of German speakers there are no clear integrative features, and, accordingly, a clear idea of the concept under study. Work-Life-Balance is in the process of its formation as a value.

value, associative fields, associative experiment, German linguistic culture, balance

Khlopova, A. I. (2022). Content of the concept of "Work-Life-Balance" in German linguoculture. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 11(866), 157-164. 10.52070/2542-2197_2022_11_866_157

ВВЕДЕНИЕ

Гармоничное распределение между работой и жизнью является одной из животрепещущих проблем, которые интересуют социологов, психологов и других ученых, занимающихся исследованием общества. Рассмотрение этого вопроса становится особенно актуальным в последнее время, когда рынок труда модернизируется, появляются фрилансе-ры, самозанятые, когда популярным стал формат дистанционной работы. С одной стороны, это дает возможность распределять время в соответствии со своей социальной ролью и социальной активностью. С другой стороны, люди не удовлетворены распределением собственного времени, соотношением затрат времени на работу и оплаты занятости, отсутствием свободного времени в целом. Привычной стала доступность сотрудника 24/7, что может свидетельствовать о его полной вовлеченности в работу, профессиональном совершенствовании и в то же время о размывании границ между работой и личной жизнью, что приводит к недовольству членов семьи, провоцирует конфликты и непосредственным образом приводит, по мнению психологов, к депрессиям, профессиональному выгоранию и другим отрицательным последствиям в социально-профессиональном и личном пространстве. Соотношение потраченного времени на работу и личную жизнь ставит человека перед выбором, подталкивает его к расстановке приоритетов. Поэтому стремление к оптимальному балансу между работой и личной жизнью является одним из ключевых вопросов современного общества.

Рассмотрением баланса между работой и личной жизнью - Work-l.ife-bal.ance - стали заниматься в 70-80-х годах ХХ века в США. «Могк-1^е-Ьа1апсе» как понятие впервые было использовано для обозначения проблемы совмещения женщиной нескольких ролей. Однако и сегодня соотношение работы и личной жизни интересует отечественных и зарубежных ученых. И. А. Монахова рассматривает проблему дисбаланса среди фрилансеров в возрасте от 24 до 35 лет. Она приходит к выводу, что высокий заработок компенсирует неудовлетворенность от чрезмерной нагрузки работника [Монахова, 2016]. Исследования компании «HeadHunter» также свидетельствуют о дисбалансе между работой и личной жизнью у 50 % опрошенных респондентов. Респонденты в возрасте от 18 до 35 лет отмечают, что работа занимает время, которое можно было бы уделить семье, друзьям и любимому занятию.

Португальский социолог П. Афонсо анализирует баланс личного и рабочего времени среди врачей [Afonso, 2019]. 40 % опрошенных отмечают

неудовлетворенность и дисбаланс. Э. Кокемер обращается к рассмотрению Work-Life-Balance с точки зрения влияния ИКТ. Опрошенные им респонденты в возрасте от 20 до 30 лет указывают на стирание границ между рабочим и нерабочим пространством, что приводит к конфликту между работой и личной жизнью [Koekemoer, 2016].

Целью настоящего исследования является установление содержания понятия «Work-Life-Balance» лингвистическими методами. Для достижения цели сопоставляются данные социологов, лексикографические данные и результаты свободного ассоциативного эксперимента.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве материала исследования мы обращаемся к данным толковых словарей немецкого языка, а также к данным свободного ассоциативного эксперимента, проведенного с носителями немецкой лингвокультуры в 2021-2022 годах. Свободный ассоциативный эксперимент проводился в электронном формате. От респондентов требовалось дать первую пришедшую в голову реакцию на слова-стимулы, означающие одноименные базовые ценности. Респонденты получали анкету, в которой были представлены 28 слов-стимулов, репрезентирующих одноименные базовые ценности. Среди слов-стимулов также было представлено слово-стимул Work-Life-Balance. В эксперименте приняли участие 200 респондентов в возрасте от 17 до 23 лет. Вслед за Ю. Н. Карауловым, мы считаем, что, во-первых, к этому периоду завершается становление «языковой личности» и «в ассоциациях находит отражение сформировавшаяся языковая способность участника эксперимента» [Караулов, 1981, с. 230]. Во-вторых, анализ такой группы испытуемых может служить «основой для характеристики массового сознания в обществе на ближайшие 20-30 лет, т.е. на период, когда нынешние испытуемые будут составлять активное ядро общества» [там же].

ПРОВЕДЕННЫЙ АНАЛИЗ

Понятие «Work-Life-Balance» означает баланс между работой и жизнью вне работы. В немецкой лингвокультуре существует идентичное понятие «Vereinbarkeit von Familie und Beruf», а в американской культуре - «quality time», то есть время, которое следует посвятить партнеру, семье, друзьям. На наш взгляд, Work-Life-Balance представляет собой не конкретную ценность, а

скорее гармоничную связь между двумя базовыми ценностями: работой и жизнью. Следует также отметить, что это понятие не является окончательно сформированным в лингвокультуре, а также недостаточно логичным, так как работа является частью жизни и не должна отграничиваться от нее. Подтверждение этой гипотезы можно найти в сжатом виде в толковом словаре немецкого языка DUDEN1, в котором понятие «Work-Life-Balance» определяется как «ausgewogenes Verhältnis zwischen beruflichen Anforderungen und privaten Bedürfnissen einer Person» (сбалансированное соотношение между профессиональными требованиями и личными потребностями человека). Стоит обратить внимание на то, что работа связана в данном определении с требованиями,а жизнь, напротив, с потребностями, желаниями. Современные социологи по-разному трактуют понятие «Work-Life-Balance», однако во всех определениях можно выделить сходные черты. С. М. Хитфилд определяет Work-Life-Balance как ежедневную работу, после которой остается время на друзей, семью, общественную, духовную жизнь, личный рост и др. [Heathfield, 2022]. Дж. Кофодимос понимает под Work-Life-Balance результат осознанного структурирования собственной жизни личностью с учетом своих потребностей, ценностей и внешних требований [Kofodimos, 1993]. В. А. Штроо и А. А. Козяк представляют исследуемое понятие как соотношение ценностей работа и жизнь, удовлетворенность этими сферами и представление об их идеальном соотношении, задаваемое в том числе и социальными нормами [Штроо, Козяк, 2015]. По мнению И. А. Монаховой, Work-Life-Balance - это глобальная оценка того, являются ли имеющиеся ресурсы достаточными для удовлетворения рабочих и семейных обязанностей, т. е. является ли участие человека в обеих сферах эффективным [Монахова, 2016]. Из определения Е. А. Кольцовой следует, что Work-Life-Balance - это возможность найти оптимальное решение, при котором человек будет удовлетворен своей работой и текущей жизнью [Кольцова, 2014]. Важным является также определение П. Блайтона: Work-Life-Balance - это выполнение нескольких ролей при сохранении высокого качества жизни [Blyton, Bacon, 2006]. Таким образом, понятие «Work-Life-Balance» указывает не просто на взаимосвязь между работой и личной жизнью, а на удовлетворение собственных потребностей в обеих сферах, на комфорт, гармонию, сосуществование работы и жизни. При этом под личной жизнью ученые понимают пре-

1 DUDEN. Universalwörterbuch. 2022, April 19. URL: https://www.duden. de/rechtschreibung

жде всего семью, собственные интересы, саморазвитие и т. д. Понятие «Work-Life-Balance» объединяет в себе не только ценности работа и жизнь, но и такие моральные ценности, как гармония, удовлетворение, семья, счастье и т. д. При этом гармоничное сочетание всех ценностей приводит к высокому качеству жизни в целом.

На основе приведенных выше определений можно выделить следующие ядерные признаки исследуемого понятия:

- потребности;

- удовлетворение;

- семья;

- эффективность;

- высокое качество жизни.

Для решения поставленных задач ядерные признаки исследуемого понятия необходимо сопоставить с данными свободного ассоциативного эксперимента. Полученные в результате ассоциативного эксперимента реакции были распределены в соответствии с моделью ассоциативного значения В. А. Пищальниковой, а также были выделены признаки ассоциирования [Пищальникова, 2007].

Понятия (всего 34 реакции):

• ausgeglichen / сбалансированный (13)

• Gleichgewicht / равновесие, баланс (9)

• Gleichgewicht zwischen Arbeit und Privatleben / баланс между работой и личной жизнью (6)

• Ausgeglichenheit / баланс

• ausgewogen / сбалансированный

• Ausgewogenheit / баланс

• Ausgleich / выравнивание

• Hälfte / половина

• muss ausgewogen sein / должно быть сбалансировано

• Waage / весы

Понятийные реакции свидетельствуют о том, что респонденты имеют определенное представление об исследуемом понятии. Однако стоит отметить, что понятийные реакции не соответствуют ядерным признакам, выделенным на основе анализа определений, сформулированных учеными [Heathfield, 2022; Kofodimos, 1993; Штроо, Козяк, 2015; Монахова, 2016; Кольцова, 2014; Blyton, Bacon 2006], а следовательно, не связаны с сутью этого понятия. Респонденты не принимают понятие «Work-Life-Balance», не осознают его как ценность, не указывают на смысл и содержание этого понятия, не воспринимают его как средство на пути к высокому уровню жизни, удовлетворению, счастливой семье, что было отмечено в дефинициях. Респонденты скорее определяют само понятие

«баланса», нежели баланса между работой и личной жизнью. Понятийные реакции как таковые не связаны с определением, а значит, в сознании респондентов нет четких интегративных признаков исследуемого понятия.

Представления

• сложность, невозможность достижения баланса (36 реакций):

schwer / тяжело (13)

schwierig / сложно (9)

unrealistisch / нереалистично (7)

Augenauswischerei / очковтирательство

Deutsche haben keine / у немцев нет

habe ich nicht / у меня нет

Herausforderung / испытание

nicht leicht zu finden / нелегко найти

ungleich / неравный

unmöglich / невозможно

• важность Work-Life-Balance (29 реакций):

wichtig / важно (15) super wichtig / супер важно (5) Notwendigkeit / необходимость (4) immer wichtiger / всё важнее (3) absolut wichtig / абсолютно важно unbedingt / обязательно

• баланс как путь к здоровому состоянию (21 реакция):

Gesundheit / здоровье (9) gesund / здоровый (4) Psyche / психика Schlaf / сон schlafen / спать Selfcare / забота о себе Smoothie / смузи Sport / спорт stressfrei / без стресса Yoga / йога

• отрицание содержания ценности / искусственный характер ценности (18 реакций):

falsch / неверно (9)

Anglizismen / англицизмы

falscher Ansatz / неправильный подход

Forschungsfrage / вопрос для исследования

Instagram / инстаграм

Lüge / ложь

Modewort / модное слово

Was / что

Wissenschaft / наука

• дисбаланс (17 реакций):

Burn out / выгорание (14) Leben vorab / жизнь авансом Stress / стресс

verkehrt herum / вверх ногами

• баланс как средство достижения иных ценностей (15 реакций):

Arbeit / работа (8) Erfolg / успех (4) Harmonie / гармония Leben / жизнь

Zufriedenheit / удовлетворение

• баланс как желаемое (11 реакций):

erstrebenswert / желаемый (7)

wäre schön, wenn es alle haben / было бы

хорошо, если бы у всех был Wunsch / желание wünschenswert / желательно Ziel / цель

• отдых как достижение баланса (7 реакций):

3 Tage Wochenende / три дня выходных

Ausruhen / отдых

Auszeit / тайм-аут

Entspannung / расслабление

Freizeit / свободное время

Pausen / перемены, паузы

Urlaub / отпуск

• баланс как индивидуальное, как личный выбор (3 реакции):

Ansichtssache / спорный вопрос, вопрос личного восприятия Berufsauswahl / выбор профессии Eigenverantwortung / личная ответственность

• чувства, возникающие при достижении баланса (2 реакции):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

frei / свободный stabil / стабильный;

• возможность достижения баланса (1 реакция):

machbar / осуществимо

• культурные реакции (4 реакции):

Ikea / ИКЕА

Kapitalismus / капитализм

Oslo / Осло

Sweden / Швеция

Наибольшее количество реакций (18 % от общего количества) объединены интегративным признаком «сложность, невозможность достижения баланса». Респонденты признают, что достижение баланса между двумя важными сферами: работой и остальными сферами жизни практически невозможно. Соответственно, одна из социальных ролей индивида ущемляется за счет другой. В результате происходит дисбаланс, о котором свидетельствуют 7,5 % от общего количества реакций. Дисбаланс проявляется в неудовлетворенности на работе и/ или в личной жизни. Такая неудовлетворенность может приводить, с одной стороны, к быстрому профессиональному выгоранию, потере интереса к работе в целом. Кроме того, дисбаланс может повлечь за собой психическое и физическое переутомление и проблемы со здоровьем. С другой стороны, дисбаланс может приводить к стрессу, отсутствию понимания со стороны близких людей, подмене работой личных интересов, сокращению времени, проведенному с семьей. Отметим, что ядерному признаку «сложность, невозможность достижения баланса» противопоставлен признак «возможность достижения баланса», который представлен единичной реакцией. Такой перекос свидетельствует о том, что в сознании опрошенных респондентов достижение баланса рассматривается как маловероятное и недостижимое.

О противоречивом характере понятия «Work-Life-Balance» свидетельствуют двоякие реакции респондентов. Они представляют баланс как нечто желаемое и поощряемое в обществе, но в то же время не полностью признанное индивидуумами. 5,5 % реакций свидетельствуют о Work-Life-Balance как об определенной цели, достижение которой приведет к удовлетворению респондентов, гармоничному состоянию. Однако Work-Life-Balance не представляет собой и не может представлять ценность, это может быть определенной жизненной стратегией, средством достижения других ценностей. 7,5 % указывают на частичное пересечение ассоциативного поля Work-Life-Balance с ассоциативными полями таких ценностей, как Arbeit / работа, Erfolg / успех, Harmonie / гармония, Leben / жизнь, Zufriedenheit / удовлетворение. Следует отметить, что согласно ранжированию, такие ценности, хотя и являются базовыми, однако, за исключением ценности Leben / жизнь, не занимают

первые позиции. Ассоциативные поля ценностей, занимающих первые позиции, и ассоциативного поля Work-Life-Balance не пересекаются. Попутно отметим, что в проведенном с теми же респондентами обратном ассоциативном эксперименте ценность Work-Life-Balance не проявилась, что может указывать как на отсутствие значимости этого концепта для респондентов, так и подтвердить идею о несформированности Work-Life-Balance как ценности в сознании опрошенных респондентов. Work-Life-Balance является средством на пути достижения человеком удовлетворенности своей жизнью благодаря идеальному соотношению разных сфер.

Постоянное включение в работу и отсутствие здорового отдыха приводит к психическим проблемам, стрессу, отсутствию сна. 10 % от общего количества реакций указывают на то, что Work-Life-Balance является средством на пути к здоровой в эмоциональном плане жизни.

13,5 % от общего количества реакций свидетельствуют об искусственном характере этой ценности, о навязывании ее обществу. Респонденты воспринимают Work-Life-Balance как нечто ложное, неестественное, называют исследуемое понятие модным словом, англицизмом, которое не принимается обществом и воспринимается только на уровне варваризма. Базовые ценности являются жизненными установками для общества, воспринимаются членами этноса в качестве характерных и важных и являются специфической базой существования индивида и этноса. Реакции респондентов показывают обратное: понятие «Work-Life-Balance» не сложилось в немецком обществе, а потому не может быть воспринято как ценность. О несформированности такой ценности свидетельствуют также реакции, относящиеся к признаку «баланс как индивидуальное, как личный выбор». Work-Life-Balance не воспринимается как коллективное, это понятие не встроено в типичную речевую деятельность носителей лингво-культуры. О несформированности и навязывании ценности Work-Life-Balance говорит также тот факт, что ядерные признаки, установленные на основе анализа определений,не проявляются в ассоциативном эксперименте. Work-Life-Balance не является сформированным понятием в сознании респондентов, а своеобразным симулякром.

Известный французский мыслитель Ж. Бод-рийяр говорил о том, что в современном обществе происходит унификация личности, информатизация и «театрализация» общественной жизни, из которой исчезает сама жизнь, а реальность подменяется симулятивной реальностью [Бод-рийяр, 2015]. Ж. Бодрийяр определяет социальную

реальность как симулятивную, современное общество как общество симуляции и спектакля, что связано с тем, что в нем отсутствует соотнесенность с действительностью - общество удовлетворяется искусственными системами знаков, заменой реальности знаниями о реальном. На наш взгляд Work-Life-Balance также выступает в качестве си-мулякра, желаемой ценности, которая на самом деле таковой не является. Несмотря на отторжение понятия обществом, ему навязывается ценностное содержание, которое имеет манипулятив-ный характер.

Культурные реакции, полученные в ходе эксперимента, связаны со скандинавскими странами. Жители Норвегии, Дании, Исландии, Швеции и Финляндии считаются самыми счастливыми в мире ввиду того, что умеют проживать жизнь на полную мощность, соблюдая баланс между работой и отдыхом. Представители скандинавских стран отличаются низким уровнем стресса, возможностью уделять большое количество времени любимым занятиям. Такого баланса позволяют добиться определенные жизненные принципы скандинавов: умеренность во всем (лагом), наслаждение, чувство, связанное с расслабленностью, счастьем, удовлетворением и гармонией с самим собой (хюгге), поиск собственного жизненного пути (люкке), постоянство и целеустремленность (сису). Скандинавы считают, что такие жизненные принципы помогают поддерживать гармоничное эмоциональное состояние, улучшить качество жизни, позволяют сделать жизнь приятнее и проще и прожить ее осмысленнее. Они полагают, что нельзя быть лучшим в работе, если у человека нет ничего кроме работы.

Отметим, что большинство реакций единичные, что свидетельствует о незначительной включенности понятия в культуру немецкого общества. В сознании носителей немецкого языка нет четких интегративных признаков, и, соответственно, четкого представления об исследуемой ценности. Ценность Work-Life-Balance находится в процессе ее формирования, так как стереотипное представление о ней отсутствует. Восприятие сходных реалий, поведения, смыслов в типичных ситуациях постепенно становится не только стереотипным, но и операциональным - неосознаваемым. И чем более стереотипно содержание мышления, тем более частотно оно репрезентируется сходными лексемами. А ввиду того, что базовые ценности -это, по сути, стереотипы, в основе формирования которых лежит эмоциональный компонент, то признание Work-Life-Balance в качестве ценности ставится под сомнение. Следует также отметить, что ценности всегда формируют положительную

основу для их восприятия, а потому должны иметь положительную коннотацию. В нашем эксперименте респонденты дали в двух случаях негативные реакции.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ввиду того, что понятие «Work-Life-Balance» сочетает в себе две важные ценности - работу и жизнь, мы полагаем, что ассоциативные поля ценностей будут пересекаться. Сопоставляя признаки ассоциирования, можно выделить совпадающие. Такие признаки должны соответствовать признакам ассоциирования, выделенным на основе анализа понятия «Work-Life-Balance».

В предыдущих исследованиях нами были выделены интегративные признаки в ассоциативных полях Leben (жизнь) и Arbeit (работа). Приведем их для сравнения в таблице (с. 163). Сопоставив признаки ассоциирования, отметим совпадающие:

- реализация иных ценностей;

- развитие, самореализация;

- увлечения;

- качество жизни, образ жизни.

Несмотря на то, что работа является частью

жизни, и, согласно нашим исследованиям, становится скорее средством для достижения и реализации определенных целей, ассоциативные поля ценностей Leben (жизнь) и Arbeit (работа) пересекаются. Баланс между жизнью и работой способствует собственному развитию и реализации, появлению в жизни иных увлечений нежели работа, что в целом должно привести к улучшению качества жизни. Признак «высокое качество жизни» был отмечен на основе анализа определений исследуемого понятия, данных учеными. Однако признаки, по которым пересекаются ценности Leben (жизнь) и Arbeit (работа), не реализуются в ассоциативном поле Work-Life-Balance. Респонденты не признают Work-Life-Balance как ценность, не видят ее в одном ранге с общечеловеческими ценностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует отметить, что несмотря на важность понятия «Work-Life-Balance» в жизни респондентов, оно не осознается ими в качестве ценности и находится скорее в стадии становления. Work-Life-Balance воспринимается респондентами как нечто новое и навязанное в противовес ценностям Leben (жизнь) и Arbeit (работа), которые, напротив, являются ценностями базовыми, что также подтверждается пересечением ассоциативных полей базовых ценностей.

Таблица

СОПОСТАВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ПОЛЕЙ «LEBEN» («ЖИЗНЬ), «ARBEIT» («РАБОТА»), «WORK-LIFE-BALANCE» (БАЛАНС МЕЖДУ РАБОТОЙ И ЖИЗНЬЮ»)

Leben (жизнь)

реализация иных ценностей*

борьба за жизнь многообразие жизни продолжительность жизни Вселенная уникальность жизни новая жизнь, этапы жизни символы жизни развитие, самореализация ощущение жизни смысл жизни

абстрактность, нереальное существование любовь к жизни увлечения

качество жизни, образ жизни

Arbeit (работа)

поиск работы

реализация иных ценностей

перенос на какой-либо вид деятельности временная форма работы результат работы характер рабочей деятельности развитие, самореализация перенос на конкретный вид деятельности

увлечения

качество жизни, образ жизни

организация рабочего процесса

Work-Life-Balance

- сложность, невозможность достижения баланса

- важность Work-Life-Balance

- баланс как путь к здоровому состоянию

- отрицание содержания ценности / искусственный характер ценности

- дисбаланс

- баланс как средство достижения иных ценностей

- баланс как желаемое

- отдых как достижение баланса

- баланс как индивидуальное, как личный выбор

- чувства, возникающие при достижении баланса

- возможность достижения баланса

*Жирным шрифтом выделим совпадающие признаки.

В сознании респондентов, носителей немецкого языка, нет четких интегративных признаков, и, соответственно, четкого представления об исследуемой ценности. Респонденты осознают важность этого понятия, которое должно быть направлено на гармоничное сосуществование двух разных сфер: в дополнение к карьере необходимо уделять время семье, друзьям, увлечениям, своей реализации, духовному росту. Однако для

современных респондентов такое равномерное существование двух ценностей представляется невозможным, а сама ценность Work-Life-Balance размытой. Ценности Leben (жизнь) и Arbeit (работа) существуют равноправно, но не создают третью ценность. Однако тенденции мирового рынка направлены на формирование Work-Life-Balance в качестве ценности и на навязывание ее обществу.

СПИСОКИСТОЧНИКОВ

1. Монахова И. А. Факторы удовлетворенности балансом между работой и семейной жизнью: на примере фри-лансеров // Экономическая социология, 2016. С. 30-61.

2. Afonso P. ConciLiaçâo Trabalho-Familia na Profissio Médica: Um Estudo Exploratorio. Work-family balance within the medical profession: an exploratory study. Acta Med Port, 2019. P. 697-706.

3. Koekemoer E. The increased use of information and communication technology (ICT) among employees: implications for Work-life interaction // School of Human Resource Sciences. North-West University. Department of Human Resource Management. University of Pretoria, 2016. P. 264-281.

4. Караулов Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. М.: Наука, 1981.

5. Heathfield S. M. How to write a Cover Letter for a Job. 2022, April 19. URL: https://www.thebalancecareers.com/ get-your-cover-letter-noticed-2060153

6. Kofodimos J. R. Balancing act: How managers can integrate successful careers and fulfilling personal lives. San Francisco: Jossey-Bass, 1993.

7. Штроо В. А., Козяк А. А. Личностный смысл баланса между работой и личной жизнью // Мир психологии. 2015. № 3 (83). С. 253-267.

8. Кольцова Е. А. Представления работников российских организаций о балансе между работой и личной жизнью // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. С. 160-168.

9. Blyton P., Bacon N. The effects of co-operating or conflicting over work restructuring: evidence from employees // The Sociological Review. 2006. Vol. 54, № 1. P. 1-19.

10. Пищальникова В. А. История и теория психолингвистики: курс лекций: в 3 ч. М.: МГЛУ, 2007. Ч. 2. Этнопсихолигвистика.

11. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: ПОСТУМ, 2015.

REFERENCES

1. Monakhova, I. A. (2016). Faktory udovletvoryonnosti balansom mezhdu rabotoj i semejnoj zhizn'yu: na primere frilanserov = Factors of satisfaction with the balance between work and family life: the example of freelancers. In Economic sociology (pp. 30-61). (In Russ.)

2. Afonso, P. (2019). Conciliario Trabalho-Família na Profissio Médica: Um Estudo Exploratório. Work-family balance within the medical profession: an exploratory study (pp. 697-706). Acta Med Port.

3. Koekemoer, E. (2016). The increased use of information and communication technology (ICT) among employees: implications for Work-life interaction. In School of Human Resource Sciences (pp. 264-281). North-West University. Department of Human Resource Management. University of Pretoria.

4. Karaulov, Yu. N. (1981). Lingvisticheskoe konstruirovanie i tezaurus literaturnogo yazyka = Linguistic construction and textbook literature. Moscow: Nauka. (In Russ.)

5. Heathfield, S. M. (2022, April 19). How to write a Cover Letter for a Job. https://www.thebalancecareers.com/ get-your-cover-letter-noticed-2060153

6. Kofodimos, J. R. (1993). Balancing act: How managers can integrate successful careers and fulfilling personal lives. San Francisco: Jossey-Bass.

7. Shtroo, V. A., Kozyak, A. A. (2015). Lichnostnyj smysl balansa mezhdu rabotoj i lichnoj zhizn'yu = Personal sense of balance between work and pivate life. Mir psihologii, 3(83), 253-267. (In Russ.)

8. Koltsova, E. A. (2014). Predstavleniya rabotnikov rossijskih organizacij o balanse mezhdu rabotoj i lichnoj zhizn'yu = Representations of workers of Russian organizations on the balance between work and private life. In Psychology. Journal of the Higher School of Economics (pp. 160-168). (In Russ.)

9. Blyton, P., Bacon, N. (2006). The effects of co-operating or conflicting over work restructuring: evidence from employees. The Sociological Review, 54(1), 1-19.

10. Pishchal'nikova, V. A. (2007). Istoriya i teoriya psiholingvistiki: kurs lekcij = History and theory of psycholinguistics: a course of lectures (part 2. Etnopsiholigvistika): in 3 parts. Moscow: Moscow State Linguistic University. (In Russ.)

11. Bodrijyar, Zh. (2015). Simulyakry i simulyacii = Simulacra and simulations. Moscow: POSTUM. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Хлопова Анна Игоревна

кандидат филологических наук, доцент

доцент кафедры лексикологии и стилистики немецкого языка факультета немецкого языка

Московского государственного лингвистического университета

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Khlopova Anna Igorevna

PhD (Philology), Associate Professor

Associate Professor at the Department of German Lexicology and Stylistics,

Faculty of the German language, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 13.07.2022 The article was submitted 13.07.2022 одобрена после рецензирования 15.08.2022 approved after reviewing 15.08.2022 принята к публикации 14.09.2022 accepted for publication 14.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.