2. Minaev, A.V. Gosudarstvennaya granitsa v prigranichnom subyekte Rossiyskoy Federatsii: istoriya i sovremennost issledovaniya opyita Respubliki Tyiva (1921-2009gg.). (monografiya). Krasnoyarsk: Izd-vo «Luna Reka», 2009, - 200s..
3. Federalnyiy zakon ot 06.10.2003 g. № 131-FZ «Ob obschih printsipah organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii» // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 2003. № 40. St. 3822.
4. SCHepachev, V. A. Stanovlenie i razvitie mestnogo samoupravleniya v
subyekte Rossiyskoy Federatsii: Na primere Orenburgskoy oblasti: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2004.
5. Alehicheva, A.V. Pravovoe regulirovanie instituta otzyiva deputata, doljnostnogo litsa // Jurnal rossiyskogo prava. 2006. № 8.
6. Kuzko, A. V. Otzyiv deputata predstavitelnogo organa mestnogo samoupravleniya kak mera distsiplinarnoy otvetstvennosti // Jurnal Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. 2007. № 21.
7. Federalnyiy zakon ot 08.11.2007 № 260-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii v svyazi s organizatsiey i vedeniem registra munitsipalnyih normativnyih pravovyih aktov»// RG. 2007. 14 noyabrya.
8. O registre munitsipalnyih normativnyih pravovyih aktov v Respubliki Tyiva: zakon Respubliki Tyiva ot 07 iyulya 2008 g. № 683 VH-2: // Tuv. pravda. 2008. 21 avgusta.
9. Minaev, A.V., Dubrovskiy, O.N. Osobennosti osuschestvleniya mestnogo samoupravleniya v prigranichnyih munitsipalnyih obrazovaniyah, na primere Respubliki Tyiva (monografiya). Kyizyil: Izd-vo RIO TuvGU, 2012. -291 s.
Дубровский Олег Николаевич - к.ю.н., заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Dubrovsky Oleg - candidate of Juridical Studies, Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of the State University of Tuva, Kyzyl, E-mail: [email protected]
УДК 342.15
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «РЕГИОН»: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Кузнецова С.Д.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
THE CONCEPT OF «REGION»: THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS
Kuznetsova S.D.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Moscow, Russia
В статье рассматривается многоаспектность содержания понятия «регион» с точки зрения различных областей знания. Приведена попытка к разграничению понятий «регион», «субъект», «федеральный округ». Анализируется конституционно-правовой смысл понятия «регион», а также его назначение при проведении региональной политики в Российской Федерации.
Ключевые слова: Регион, региональная политика, субъект, федеральный округ.
The article discusses the multidimensional nature of the concept of «region» in terms of the d ifferent areas of knowledge. Shows an attempt to distinguish the concepts of «region», «subject», «federal district».
The article analyzes the constitutional and legal meaning of the term «region» as well as his appointment during a regional policy in the Russian Federation.
Key words: Region, regional policy, the subject, Federal District.
Приступая к анализу содержания понятия «регион» изначально необходимо отметить, что в настоящее время не существует единых определений, а наоборот, указанный термин характеризуются разбросом трактовок. Как представляется, сложность решения данной задачи связана с достаточно небольшой историей развития такого идейного течения как регионализм, появившегося в Европе лишь в XIX веке. Кроме того, среди причин терминологического хаоса можно назвать многообразие проявлений регионализма и процессов регионализации, а также рассмотрение указанных явлений с точки зрения различных областей знания (юриспруденции, политологии, культурологии, социологии, географии, экономики, истории, философии и др.). Нас же интересует исключительно юридическая природа заявленного понятия, а именно его конституционно-правовой аспект. Однако всё же представляется целесообразным провести небольшой междисциплинарный дискурс, рассмотрев некоторые подходы к определению понятия «регион» в географическом, экономическом, социально-культурном и политическом аспектах с целью более глубокого уяснения.
Термин «регион» (лат. regio - «страна», «область», «место», «окружение») является сложносоставным. Он включает в себя не только географическое положение, но и особенности инфраструктуры.
С точки зрения географии, регион - это часть земной поверхности (суши), определенная географическими границами (рубежами) местность или область. Географы выделяют следующие виды регионов [1]: простые (регионы с единичным признаком) (пр., местность с определенной крутизной склона); сложные (регионы сочетают в себе различные факторы, пр., климатические, почвенные, гидрографические); компажи (сочетают в себе всю совокупность проявлений человеческой деятельности в пределах определенной местности, пр., культурно-исторические регионы).
Отсюда можно сделать вывод о том, что, с точки зрения географии, основным аспектом понятия «регион» является территория, характеризующаяся определенным набором природно-климатических признаков.
Экономика рассматривает «регион» как определенную территорию, заключающую в себе совокупность связей между хозяйствующими субъектами (организациями, предприятиями, учреждениями), характеризующуюся определенной хозяйственной целостностью и обладающей четко выраженной специализацией производства [1]. По мнению экономистов, регионы являются составными частями пространственной экономической системы, представляют собой сложный территориально-экономический комплекс, имеющий ограниченные внутренние ресурсы, собственную структуру производства, а также определенные потребности в связи с внешней средой [2].
Социально-культурный аспект рассматриваемого понятия проявляется в социальной сплоченности этнических, национальных, расовых и языковых групп, совместно проживающих на определенной территории, обладающих общими ценностями, связанными с историей, религией, культурой, традициями. По мнению Плотниковой О.В., регионализм является естественным принципом территориальной организации политических,
экономических, социальных и культурных аспектов жизнедеятельности человеческих сообществ [3].
В свою очередь, отечественные политологи используют термин «регион» в целях рассмотрения проблем субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий на предмет их взаимных прав и обязанностей, а также по отношению к федеральному центру [4].
Туровский Р.Ф. говорит о «политическом регионе», который либо совпадает с регионом согласно административно-территориальному делению страны, либо представляет собой группу территорий, обладающих общими чертами политического процесса, находящихся в сфере влияния одного политического центра [5]. Таким образом, «регион» рассматривается как субъект политики, где внимание уделяется его управленческо-властны м аспектам.
Также стоит отметить комплексные подходы к понятию «регион». Регион представляет собой определенную территорию конкретной страны, либо нескольких стран, характеризующуюся однородными природно-климатическими условиями, определенной сложившейся производственной, материально технической и социальной инфраструктурой и направленностью развития производительных сил [6]. Бусыгина И.М. трактует «регион» как географическую общность территории, где быт населения характеризуется преемственностью, стремлением к сохранению и развитию своих традиций [7].
Интересен подход Артюх Е.В., заключающий в себе следующую структуру понятия «регион». Во-первых, регион является образованием, обладающим географическими признаками (пр., Центральная Россия, Северный Кавказ, Западная Сибирь в России; Холодно-альпийский Цинхай-Тибетский район в Китае; Канарские острова и Страна Басков в Испании; Сицилия и Сардиния в Италии), экономическими (особые экономические зоны), геополитическими (Север, Юг, Запад, Восток) и административно-политическими признаками (субъекты в Российской Федерации, штаты в Индии, кантоны в Швейцарии, земли в Германии).
Во-вторых, исходя из названных признаков, в составе региона можно выделить следующие подсистемы: географическую среду, экономику региона, национально -этнические сообщества населения. Таким образом, складывается процесс взаимоотношений системы «экономика - природные ресурсы - население», который требует урегулирования посредством правовых норм, реализация которых осуществляется властными органами.
И, в-третьих, регион, как целостное образование, являет собой элемент государства [8].
В соответствии с «Основными положениями региональной политики в Российской Федерации» под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Исходя из приведенной трактовки, можно сделать вывод о том, что регионом может являться как отдельный субъект Российской Федерации, согласно административно-территориальному делению страны (пр., Ямало-Ненецкий автономный округ, республика Башкортостан, Ставропольский край), так и группа субъектов внутри одного или нескольких
федеральных округов (пр., субъекты Центрального федерального округа, Уральского федерального округа). Таким образом, в данном случае понятие «регион» обозначает одну единицу административно-территориального деления страны, либо группу единиц.
В свою очередь, «федеральный округ» не является субъектом или единицей административно-территориального деления России. Данный термин служит для обозначения укрупнённой территории, состоящей из группы субъектов Российской Федерации, в пределах которой конституционные полномочия главы государства осуществляет его полномочный представитель (полпред). Федеральные округа были образованы Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» [9]. Данным документом был преобразован институт полномочных представителей Президента РФ в регионах Российской Федерации в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Исходя из существующего многообразия подходов к понятию «регион» представляется целесообразным сделать следующий вывод. Многоаспектная природа понятия «регион» и существующий в науке разброс трактовок не затрудняет научного понимания, а, в свою очередь, позволяет всесторонне изучить его. Совокупность определений из различных областей знания дает совокупность признаков, позволяющих дать целостное всестороннее определение термина. Таким образом, регион - это относительно автономное пространство (территория), элемент государства, наделенный властными полномочиями, а также обладающий таким набором географических, социально-экономических, политических, национально-культурных признаков, который позволяет отличить его от других частей страны, отграничить территорию или группу территорий от остальных конституционных частей (единиц) административно-территориального деления России с целью проведения региональной политики. В свою очередь, конституционно-правовой аспект содержания рассматриваемого понятия заключается в том, что регионы, являясь относительно обособленным элементом государства, наделены государственно-властными полномочиями, осуществляемыми региональными органами публичной власти.
В свою очередь, при проведении региональной политики понятие «регион» используется в целях отграничения определенной территории страны от остальных ее частей ввиду неоднородности пространства российского государства в природно-географическом, политическом, социально-экономическом аспектах. Региональная политика была законодательно закреплена Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» [10] и призвана способствовать укреплению государственности, в частности, упорядочению национального пространства, совершенствованию федерализма, созданию благоприятных условий для эффективного развития регионов России, обеспечению благосостояния населения.
Кроме того, региональная политика представляет собой систему норм, определяющую характер взаимодействия власти центральных органов с органами власти в регионах, и призванных обеспечить государственное регулирование территориального развития.
Библиографический список
1. Гладкий, Ю.Н. Теоретические вопросы регионологии. Регион как научная категория: реальный конструкт или «мусорный ящик»? Псковский регионологический журнал. Выпуск № 8. - 2009. С. 5.
2. Долятовский, В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов // Регионология. - 1994. - № 2-3. С. 31-34.
3. Плотникова, О.В. Регионализм: некоторые подходы к определению. Журнал «Власть». Выпуск № 3. -2012. С. 133.
4. Минаев, А.В.; Дубровский, О.Н. Криминология (учебное пособие). Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина»», 2011, - 244 стр.
5. Туровский, Р.Ф. Основы и перспективы региональных политических исследований // Полис. — 2001. — № 1. — С.145.
6. Политическая энциклопедия. Т.2. М. 1998. С. 331-332.
7. Бусыгина, И. М. Концептуальные основы европейского регионализма / Регионы и регионализм в странах Запада и России. М., 2001. С. 45.
8. Артюх, Е.В. Регион как объект политологического анализа. Журнал «Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса». Выпуск № 4 (8). - 2010. С. 151.
9. Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2756.
10. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 20.10.2015) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.
Bibliograficheskiy spisok
1. Gladkiy, YU.N. Teoreticheskie voprosyi regionologii. Region kak nauchnaya kategoriya: realnyiy konstrukt ili «musornyiy yaschik»? Pskovskiy regionologicheskiy jurnal. Vyipusk № 8. - 2009. S. 5.
2. Dolyatovskiy, V.A. Zarubejnyiy opyit kompleksnogo razvitiya regionov // Regionologiya. - 1994. - № 2-3. S.
31- 34.
3. Plotnikova, O.V. Regionalizm: nekotoryie podhodyi k opredeleniyu. Jurnal «Vlast». Vyipusk № 3. - 2012. S.
133.
4. Minaev, A.V.; Dubrovskiy, O.N. Kriminologiya (uchebnoe posobie). Abakan: OOO «Knijnoe izdatelstvo «Brigantina»», 2011, - 244 str.
5. Turovskiy, R.F. Osnovyi i perspektivyi regionalnyih politicheskih issledovaniy // Polis. — 2001. — № 1. —
S.145.
6. Politicheskaya entsiklopediya. T.2. M. 1998. S. 331-332.
7. Busyigina I. M. Kontseptualnyie osnovyi evropeyskogo regionalizma / Regionyi i regionalizm v stranah Zapada i Rossii. M., 2001. S. 45.
8. Artyuh, E.V. Region kak obyekt politologicheskogo analiza. Jurnal «Territoriya novyih vozmojnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa». Vyipusk № 4 (8). - 2010. S. 151.
9. Ukaz Prezidenta RF ot 03.06.1996 № 803 «Ob Osnovnyih polojeniyah regionalnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 1996. № 23. St. 2756.
10. Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2000 № 849 (red. ot 20.10.2015) «O polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossiyskoy Federatsii v federalnom okruge» // SZ RF. 2000. № 20. St. 2112.
Кузнецова Стелла Джафаровна - аспирант кафедры конституционного права Юридического факультета им. М.М.Сперанского ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, E-mail: [email protected]
Kuznetsova Stella - post graduate student of the Department of Constitutional Law, Faculty Law named after Speranskiy M.M. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, E-mail: [email protected]