УДК 342.15
ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
(РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
Дубровский О.Н.
Тувинский государственный университет, Кызыл Очур С.А.
Конституционный суд Республики Тыва
LEGAL PROTECTION AND PROTECTION OF PROPERTY RIGHTS THROUGH CONSTITUTIONAL PROCEEDINGS: HISTORY, THEORY, PRACTICE (REGIONAL ASPECT)
Dubrovsky O. N.
Tuvan State University, Kyzyl Ochur S. A.
Constitutional Court of the Republic of Tuva
Защита права собственности является важнейшей социально-ориентированной функцией в Российской Федерации, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционное судопроизводство наряду с другими видами судопроизводства является одним из важных и действенных механизмов обеспечения защиты охраны собственности в государстве.
Ключевые слова: собственность, право собственности, защита собственности, частная, государственная, муниципальная собственность, значение судебной защиты собственности, конституционное судопроизводство.
Protection of property rights is the most important socially-oriented function in the Russian Federation, which is exercised through constitutional, civil, administrative and criminal proceedings. Constitutional proceedings along with other types of proceedings is one of the important and effective mechanisms to ensure the protection of protection of property in the state.
Keywords: property, ownership, protection of ownership, private, state, municipal property, the value of judicial protection of ownership, the constitutional proceedings.
Понятие «собственность» является одним из важнейших для современной организации и индивидуальной жизни. Без него не обходится ни бытовая лексика, ни экономическая, философская, или правовая наука, равно как и иные сферы человеческого знания.
Вопрос о том, что такое собственность, несомненно, принадлежит к числу фундаментальных и в российской правовой деятельности. Понятие «собственность» в юридической науке восходит к использовавшемуся в римском праве термину «доминиум» (dominium - владение, лат.). С правовой позиции, наиболее всеобъемлющим определением собственности является ее понимание как максимально полного права (осуществление власти) на свое имущество.
Г. Гегель считал, что лишь в собственности лицо выступает как разум. В том, что лицо помещает свою волю в вещь, состоит понятие собственности, все остальное - лишь его реализация [1].
Собственность «без права на нее» теряет какой-либо смысл, основы его существования. Это значит, что при общей характеристике определяющее значение приобретает ее правовая составляющая, которая является основой того, что две близкие и вместе с тем, казалось бы, качественно различные категории -«собственность» и «право собственности» - по своей сути и основным чертам являются тождественными, совпадающими, перекрывающими [2].
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, развитие правового регулирования отношений собственности отличалось чрезвычайным динамизмом. За непродолжительный период была восстановлена традиция правового регулирования, прерванная большевистской революцией 1917 г., но и вобрала в свою правовую систему многие новые институты и методы правового регулирования [3].
В основах конституционного строя, а именно в пункте 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации [4] закреплен перечень видов собственности (частная, государственная, муниципальная и иная), обладающих равным признанием и защитой со стороны государства.
Таким образом, вышеназванная конституционная формула о признании, о защите со стороны государства, по сути, позволяет сделать вывод о присутствии в российской Конституции доктрины естественного права и признании права собственности [5].
Конституционный Суд Российской Федерации в совокупности своих решений истолковал право собственности как одно из основных прав человека, прирожденных и неотчуждаемых по своему характеру. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать право собственности согласно общепризнанным принципам, нормам международного права и в соответствии с Конституцией. В этом качестве право собственности, согласно статье 17 Конституции, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Право собственности относится к числу основных прав и свобод, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Право собственности реализуется гражданами и их объединениями на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора, исключающих произвольное вмешательство государства в осуществление этих прав.
Как отмечает председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин: «Законодатель не может определять произвольно содержание регулирования права собственности. Отношения собственности в Российской Федерации должны регламентироваться в соответствии с принципами правового регулирования на основе юридического равенства и справедливости" [3].
Примечательно, что первое место в конституционном перечне - в статье 8 Конституции Российской Федерации заняла именно частная собственность, недвусмысленно подчеркивая либеральный характер российского государства [6].
Термин «частный» (private - англ., privee - фр., privat - нем.) появился в сер. XVI века как характеристика экономической (хозяйственной) деятельности индивида, в отличие от деятельности публичных структур.
Право частной собственности характеризуется в Конституции Российской Федерации как естественное, неотчуждаемое право человека, неограниченно распространяющееся на наиболее ценные имущественные объекты (прямо указанные в Конституции Российской Федерации): землю и природные ресурсы, - и подлежащее особой охране со стороны государства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.
Ключевой статьей Конституции Российской Федерации является статья 35: «Право частной собственности охраняется законом» [4]. Таким образом, в ней содержится развернутая характеристика данного права как субъективного, то есть определяющего меру возможного поведения управомоченного лица.
Согласно части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Таким образом, провозглашается не только частная собственность как одна из основ конституционного строя Российской Федерации, но и включается возможность обладания ею в числе основных прав и свобод человека.
По мнению судьи Конституционного Суда Российской Федерации Г.А. Гаджиева, конституционное право частной собственности, по существу, обеспечивает существование целого ряда других конституционных прав, создавая условия для их реализации [7].
Однако в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20 - П, Конституционный Суд указал, что право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии со статьей 56 (часть 3) Конституции не подлежат ограничению ни при каких условиях. Таким образом, предпринимая ограничения частной собственности, государственные органы обязаны предусматривать разумную компенсацию собственнику, что прямо предусмотрено в Конституции Российской Федерации (части 3 статьи 55) [8].
Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., согласно которой при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ч. 2 ст. 29) [9].
Далее, Конституционный Суд Российской Федерации в отношении имущества, принадлежащего субъектам публичной власти, стал применять категорию «публичная собственность».
В особом мнении к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 12 - П судья Г.А. Гаджиев указывал, что «конституционно-правовая концепция регулирования публичной собственности
отвергла существовавшую во времена социализма доктрину единого фонда государственной собственности. В настоящее время, публичная собственность в России многосубъектна: это федеральный собственник - Российская Федерация, это области, края, республики, автономные округа, города федерального значения, это муниципальные образования» [10].
Одной из основных функций, согласно Конституции Российской Федерации, является охрана форм собственности. Ее содержание меняется в зависимости от того, какой характер имеет экономическая система.
Например, в Советский период приоритетной конституционной ценностью являлся общественный тип собственности, в связи с чем, общенародная собственность защищалась государством в приоритетном порядке. Действующая Конституция Российской Федерации не рассматривает какую-либо форму собственности в качестве основной и, как следствие, признает и равным образом защищает различные формы собственности.
Традиционной гарантией защиты права собственности в Российской Федерации является судебная защита, определяемая как совокупность процессуальных действий, предпринимаемых в рамках процедуры судопроизводства. Важно отметить, что судебная защита, как определено в ст. 118 Конституции Российской Федерации, осуществляется посредством конституционного,гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Целый ряд ученых считает, что конституционное право на судебную защиту должно непосредственно согласовываться и увязываться с принципами и нормами конституционного права.
В решениях Конституционного Суда Российской Федерации сформулированы некоторые правовые позиции, которые раскрывают конституционный смысл права собственности. Например, в Постановлении от 14 мая 2012 года № 11 - П поясняется, что право собственности и иные имущественные права подлежат защите на основе соразмерности и пропорциональности с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников [11].
Как уже отмечалось, к конституционно-правовым гарантиям защиты права собственности относятся деятельность Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по проверке конституционности нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 27 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. № 1 - ФКЗ: «Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, конституции (уставу) субъекта, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации» [12]. Таким образом, рассматривается и вопрос соответствия актов, регламентирующих вопросы права собственности в Республике Тыва.
Правовое регулирование права собственности в Республике Тыва регламентируется положениями, закрепленными в Конституции Республики Тыва [13].
Конституционные нормы Республики Тыва, регулирующие данный институт идентичны нормам, закрепленным в Конституции Российской Федерации: «В Республике Тыва подлежат равной защите частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». По мнению Конституционного суда Республики Тыва: «Данная основа конституционного строя Республики Тыва является фундаментом экономической стабильности республики. Наличие различных форм связано с другими основами государства, такими как приоритетом прав человека, народовластие, они находятся во взаимосвязи» [14].
Вопросы защиты права собственности рассматривались и в решениях Конституционного суда Республики Тыва.
Так например, в Постановлении Конституционного суда Республики Тыва от 8 апреля 2016 года № 1 - П «По делу о толковании части 1 статьи 80 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Главы Председателя Правительства Республики Тыва» [15]. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Главы - Председателя Правительства Республики Тыва. Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании конституционного положения в части наличия права у Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в соответствии с переданными ему полномочиями, самостоятельно принимать решения по ликвидации государственных унитарных предприятий Республики Тыва, без вынесения отдельного решения Правительством Республики Тыва.
Конституционный суд Республики Тыва отметил, управление и распоряжение объектами государственной собственности имеют важную многофункциональную роль, значимость для общества и государства в целом, обеспечивает сбалансированное развитие экономики в интересах Российской Федерации и ее субъектов. Собственность Республики Тыва представляет собой публичное достояние народа Республики Тыва. Управление государственной собственностью осуществляется органами государственной власти Республики Тыва, посредством реализации полномочий по владению, пользованию, распоряжению государственной собственностью Республики Тыва.
В части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации закреплена норма о разграничении государственной собственности, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Республики Тыва разграничение полномочий по управлению объектами государственной собственности, расположенных на территории Республики Тыва, устанавливается федеральным законом или заключаемыми договорами между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Тыва.
Таким образом, Республика Тыва осуществляет собственное правовое регулирование общественных отношений возникающих в сфере управления и распоряжения государственной собственностью.
Согласно часть 2 статьи 3 Закона Республики Тыва «Об управлении государственной собственностью Республики Тыва» предусматривает
опосредованное право управления государственной собственностью в данном случае, в силу многообразия объектов управления, их специфики таковым органом выступает Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Конституционный суд Республики Тыва постановил, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва как уполномоченный государственный орган обладает правом реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий Республики Тыва как самостоятельно, так и по поручению Правительства Республики Тыва, либо по решению Правительства Республики Тыва в случае внесения представления соответствующим министерством или ведомством.
Таким образом, мы можем говорить о месте конституционного контроля в защите права собственности в Российской Федерации и в её субъектах. Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
- принятие Конституции Российской Федерации - одно из главных достижений постсоветской эпохи, была совершена действительно историческая революция. Именно в Конституции 1993 года мы получили правовой фундамент для признания многообразия форм собственности, перечень которых является открытым: частной, государственной,, муниципальной и иных форм собственности. Примечательно, что данные формы обладают равным признанием и защитой со стороны государства;
- одной из основных гарантий защиты права собственности в Российской Федерации является судебная защита, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводств;
- конституционное судопроизводство наряду с другими видами судопроизводства является одним из важных механизмов обеспечения защиты охраны собственности. Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации имеют фундаментальное значение, распространяется на неопределенный круг лиц, обладают прецедентным характером. Деятельность органов конституционной юстиции способствует определению направлений развития законодательства по вопросам права собственности в субъектах Российской Федерации, а также соответствию международным стандартам защиты права собственности.
Библиографический список
1. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 60, 101.
2. Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. М., 2010. С. 25-26.
3. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. М.2007. С. 153.
4. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (С учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2 - ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 - ФКЗ) // Российская газета. 2014. № 6435 (163).
5. Саурин А.А. Право собственности в Российской Федерации: конституционно - правовые пределы реализации и ограничения: Дис... докт.юрид.наук. - М., 2014. С. 27.
6. Саурин А.А. Право частной собственности: конституционные характеристики // Теория и практика общественного развития. № 4. 2013.
7. Гаджиев Г.А. Конституционные основы современного права собственности // Журнал российского права. 2006. № 12.
8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12 .1996 г. № 20 - П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года « О федеральных органах налоговой полиции»/
9. Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 г. №12 - П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия"
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2012 г. № 11 -П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с жалобами граждан Ф.Х.Гумеровой и Ю.А.Шикунова».
12. Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1 - ФКЗ.
13. Минаев А.В. История становления и развития уголовно-исполнительной системы на территории современной Республики Тыва (1921-2017 гг.) / А.В. Минаев, К.К. Серен-Чимит, Д.И. Кечил. - Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2017. - 119 с.
14. Научно - практический комментарий к Конституции Республики Тыва. 2014. С. 92 - 93.
15. Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 8 апреля 2016 года № 1 - П «По делу о толковании части 1 статьи 80 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Главы Председателя Правительства Республики Тыва».
Bibliograficheskiy spisok
1. Gegel G.V.F. Filosofiya prava. M., 1990. S. 60, 101.
2. Alekseev S.S. Pravo sobstvennosti. Problemyi teorii. M., 2010. S. 25-26.
3. Zorkin V.D. Rossiya i Konstitutsiya v XXI veke. M.2007. S. 153.
4. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii, prinyataya vsenarodnyim golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. (S uchetom popravok, vnesennyih Zakonami Rossiyskoy Federatsii o popravkah k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii ot 05.02.2014 № 2 - FKZ, ot 21.07.2014 № 11 - FKZ) // Rossiyskaya gazeta. 2014. № 6435 (163).
5. Saurin A.A. Pravo sobstvennosti v Rossiyskoy Federatsii: konstitutsionno - pravovyie predelyi realizatsii i ogranicheniya: Dis... dokt.yurid.nauk. - M., 2014. S. 27.
6. Saurin A.A. Pravo chastnoy sobstvennosti: konstitutsionnyie harakteristiki // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. № 4. 2013.
7. Gadjiev G.A. Konstitutsionnyie osnovyi sovremennogo prava sobstvennosti // Jurnal rossiyskogo prava. 2006. № 12.
8. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda Rossiyskoy Federatsii ot 17.12 .1996 g. № 20 - P «Po delu o proverke konstitutsionnosti punktov 2 i 3 chasti pervoy stati 11 Zakona Rossiyskoy Federatsii ot 24 iyunya 1993 goda « O federalnyih organah nalogovoy politsii»/
9. Vseobschaya deklaratsiya prav cheloveka (Prinyata Generalnoy Assambleey OON 10 dekabrya 1948 g.
10. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda Rossiyskoy Federatsii ot 17 iyunya 2004 g. №12 - P "Po delu o proverke konstitutsionnosti punkta 2 stati 155, punktov 2 i 3 stati 156 i abzatsa dvadtsat vtorogo stati 283 Byudjetnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v svyazi s zaprosami Administratsii Sankt-Peterburga, Zakonodatelnogo Sobraniya Krasnoyarskogo kraya, Krasnoyarskogo kraevogo suda i Arbitrajnogo suda Respubliki Hakasiya"
11. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 14 maya 2012 g. № 11 -P «Po delu o proverke konstitutsionnosti polojeniya abzatsa vtorogo chasti pervoy stati 446 Grajdanskogo protsessualnogo kodeksa RF v svyazi s jalobami grajdan F.H.Gumerovoy i Yu.A.SHikunova».
12. Federalnyiy konstitutsionnyiy zakon Rossiyskoy Federatsii «O sudebnoy sisteme Rossiyskoy Federatsii» ot 31 dekabrya 1996 g. № 1 - FKZ.
13. Minaev A.V. Istoriya stanovleniya i razvitiya ugolovno-ispolnitelnoy sistemyi na territorii sovremennoy Respubliki Tyiva (1921-2017 gg.)/ A.V. Minaev, K.K. Seren-CHimit, D.I. Kechil. -Kyizyil: Izd-vo TuvGU, 2017. - 119 s.
14. Nauchno - prakticheskiy kommentariy k Konstitutsii Respubliki Tyiva. 2014. S. 92 - 93.
15. Postanovlenie Konstitutsionnogo suda Respubliki Tyiva ot 8 aprelya 2016 goda № 1 - P «Po delu o tolkovanii chasti 1 stati 80 Konstitutsii Respubliki Tyiva v svyazi s zaprosom Glavyi Predsedatelya Pravitelstva Respubliki Tyiva».
Дубровский Олег Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Очур Севил Антоновна - консультант судьи Конституционного суда Республики Тыва, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Dubrovskiy Oleg Nikolaevich - candidate of Law, associate Professor, head of constitutional and municipal law Department of the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
Ochur Sevil Antonovna - consultant, judges of the constitutional court of the Republic of Tuva, Kyzyl, E-mail: [email protected]
УДК 351.743 (571.52)
ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КЫЗЫЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА"
Хайманов В.Г. Тувинский государственный университет, Кызыл
SUPPORT OF CITIZENS AND THEIR ASSOCIATIONS INVOLVED IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER BY THE EXAMPLE OF THE URBAN DISTRICT "KYZYL TOWN OF THE REPUBLIC OF TYVA"
Khaimanov V. G.
Tuvan State University, Kyzyl
Статья посвящена развитию системы поддержки муниципальных образований граждан и их объединений, задействованных в охране общественного порядка на примере городского округа "город Кызыл Республики Тыва". Данное направление имеет особое значение в нынешних условиях, поскольку правовое урегулирование данной области на муниципальном уровне позволит материально и морально стимулировать деятельность народных дружинников добровольных народных дружин, а также усилить работу в направлении профилактики и предупреждению правонарушений.
Ключевые слова: Республика Тыва, правоохранительные органы, правопорядок, профилактика преступлений, общественная организация, Закон, общественная безопасность.