Научная статья на тему 'Поддержка граждан и их объединений, задействованных в охране общественного порядка на примере городского округа "Город Кызыл Республики Тыва"'

Поддержка граждан и их объединений, задействованных в охране общественного порядка на примере городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТЫВА / REPUBLIC OF TYVA / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ПРАВОПОРЯДОК / LAW ENFORCEMENT / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CRIME PREVENTION / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SECURITY / ЗАКОН / LAW / COMMUNITY ORGANIZING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хайманов Владимир Геннадьевич

Статья посвящена развитию системы поддержки муниципальных образований граждан и их объединений, задействованных в охране общественного порядка на примере городского округа "город Кызыл Республики Тыва". Данное направление имеет особое значение в нынешних условиях, поскольку правовое урегулирование данной области на муниципальном уровне позволит материально и морально стимулировать деятельность народных дружинников добровольных народных дружин, а также усилить работу в направлении профилактики и предупреждению правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хайманов Владимир Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF CITIZENS AND THEIR ASSOCIATIONS INVOLVED IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER BY THE EXAMPLE OF THE URBAN DISTRICT "KYZYL TOWN OF THE REPUBLIC OF TYVA"

The article is devoted to the development of the system of municipal support for the education of citizens and their associations involved in the protection of public order on the example of city district "Kyzyl town of Republic of Tyva". This is especially important in the current environment, since the legal settlement of this region at the municipal level, will enable financially and morally stimulating the activity of neighbourhood watch members of voluntary national teams, as well as to strengthen work in the direction of prevention and the prevention of crime.

Текст научной работы на тему «Поддержка граждан и их объединений, задействованных в охране общественного порядка на примере городского округа "Город Кызыл Республики Тыва"»

11. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 14 maya 2012 g. № 11 -P «Po delu o proverke konstitutsionnosti polojeniya abzatsa vtorogo chasti pervoy stati 446 Grajdanskogo protsessualnogo kodeksa RF v svyazi s jalobami grajdan F.H.Gumerovoy i Yu.A.SHikunova».

12. Federalnyiy konstitutsionnyiy zakon Rossiyskoy Federatsii «O sudebnoy sisteme Rossiyskoy Federatsii» ot 31 dekabrya 1996 g. № 1 - FKZ.

13. Minaev A.V. Istoriya stanovleniya i razvitiya ugolovno-ispolnitelnoy sistemyi na territorii sovremennoy Respubliki Tyiva (1921-2017 gg.)/ A.V. Minaev, K.K. Seren-CHimit, D.I. Kechil. -Kyizyil: Izd-vo TuvGU, 2017. - 119 s.

14. Nauchno - prakticheskiy kommentariy k Konstitutsii Respubliki Tyiva. 2014. S. 92 - 93.

15. Postanovlenie Konstitutsionnogo suda Respubliki Tyiva ot 8 aprelya 2016 goda № 1 - P «Po delu o tolkovanii chasti 1 stati 80 Konstitutsii Respubliki Tyiva v svyazi s zaprosom Glavyi Predsedatelya Pravitelstva Respubliki Tyiva».

Дубровский Олег Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

Очур Севил Антоновна - консультант судьи Конституционного суда Республики Тыва, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

Dubrovskiy Oleg Nikolaevich - candidate of Law, associate Professor, head of constitutional and municipal law Department of the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]

Ochur Sevil Antonovna - consultant, judges of the constitutional court of the Republic of Tuva, Kyzyl, E-mail: [email protected]

УДК 351.743 (571.52)

ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КЫЗЫЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА"

Хайманов В.Г. Тувинский государственный университет, Кызыл

SUPPORT OF CITIZENS AND THEIR ASSOCIATIONS INVOLVED IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER BY THE EXAMPLE OF THE URBAN DISTRICT "KYZYL TOWN OF THE REPUBLIC OF TYVA"

Khaimanov V. G.

Tuvan State University, Kyzyl

Статья посвящена развитию системы поддержки муниципальных образований граждан и их объединений, задействованных в охране общественного порядка на примере городского округа "город Кызыл Республики Тыва". Данное направление имеет особое значение в нынешних условиях, поскольку правовое урегулирование данной области на муниципальном уровне позволит материально и морально стимулировать деятельность народных дружинников добровольных народных дружин, а также усилить работу в направлении профилактики и предупреждению правонарушений.

Ключевые слова: Республика Тыва, правоохранительные органы, правопорядок, профилактика преступлений, общественная организация, Закон, общественная безопасность.

The article is devoted to the development of the system of municipal support for the education of citizens and their associations involved in the protection of public order on the example of city district "Kyzyl town of Republic of Tyva". This is especially important in the current environment, since the legal settlement of this region at the municipal level, will enable financially and morally stimulating the activity of neighbourhood watch members of voluntary national teams, as well as to strengthen work in the direction of prevention and the prevention of crime.

Keywords: Republic of Tyva, law enforcement agencies, law enforcement, crime prevention, community organizing, Law, public security.

Одной из самой распространенной формой участия граждан в обеспечении правопорядка является членство в добровольных народных дружинах, в общественных пунктах охраны общественного порядка.

Законодательство России до 2014 года не давало в полной мере правовой возможности участия общественным объединениям в обеспечении общественной безопасности. Данное право отражалось, как правило в положениях федеральных законов, не связанными друг с другом логически. Правовую основу выполняли федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов России. Вместе с тем, согласно положения Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с чем, разрешение данного пробела требовало принятия соответствующего акта на федеральном уровне и не могло регламентироваться только законодательством субъектов. Исходя из этого, принятие Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" положительно сказалось на правовом регулировании такой деятельности [1].

Этим же законом определены основные формы участия граждан в охране общественного порядка:

1) информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;

2) участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов;

3) участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов;

4) участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органах, по их приглашению [2].

Как показывает история, развитие гражданского общества неразрывно связано со стабильно функционирующими, работающими общественными объединениями, деятельность которых направлена на реализацию разных задач в таких сферах, как социальная, гуманитарная и правозащитная. Задача таких организаций заключается в объединении разных групп людей, отстаивающих профессиональные, либо

социальные интересы в определенной сфере. Их задача четко проявляется именно тогда, когда необходимо разрешать сложные вопросы в социальном направлении, решать и поддерживать граждан там, где сегодня государственные институты, возможно, недоработают.

Общественные объединения правоохранительной направленности - одна из форм таких объединений, направленная на охрану правопорядка.

Такие объединения согласно действующему законодательству, создаются в форме общественной организации. При этом законодательство не подразумевает деятельность народных дружин в иных организационно-правовых формах, а отдельные нормы запрещают создавать народные дружины при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах.

Новеллой в названном законе можно определить - общественные объединения правоохранительной направленности. Однако следует учесть, что ранее такого рода организации существовали, население вправе участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, создаваемых ими по месту постоянного жительства, нахождения собственности, работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности без образования юридического лица.

Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об общественных объединениях" органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом. Соответственно, обязательной регистрации от такого объединения не требуется. Органы общественной самодеятельности не имеют членов, в них есть только учредители и участники [3].

Общественные объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после внесения в региональный реестр, что нуждается в более тщательном контроле со стороны правоохранительных органов.

Региональный реестр дружин и общественных организаций по направлению правоохранительной деятельности ведется Министерством внутренних дел по Республике Тыва на основании приказа МВД России от 21 июля 2014 года № 599 "О

Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности" [4].

Учитывая это, обращаем внимание на то, что данные добровольные формирования граждан в настоящее время призваны осуществлять помощь в обеспечении работы системы профилактики правонарушений, осуществления помощи правоохранительным органам, в поставленных перед ними задачами по охране общественной безопасности, пропаганде правовых знаний и правовому воспитанию граждан и т.д. [5].

Среди прочего к вопросам муниципального значения (городского поселения) относится поддержка населения, граждан и их объединений, задействованных в охране общественного порядка, организация надлежащих условий для их деятельности в форме народных дружин [6].

К основным полномочиям мэра г. Кызыла относится организация охраны общественного порядка и прав граждан [7].

Исходя из этого, а также руководствуясь действующим законодательством, Уставом городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", в целях осуществления полномочий возложенных на местный уровень - городской округ, в части создания условий, направленных на оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в обеспечении общественной безопасности на территории г. Кызыла принимается постановление мэрии г. Кызыла от 1 ноября 2016 года № 1136 "О реализации полномочий городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, созданию условий для деятельности народных дружин"

Данным постановлением утвердили порядок стимулирования граждан, задействованных в деятельность по охране общественного порядка на территории городского округа г. Кызыла, включая, как материальное, так и моральное стимулирование.

Моральное стимулирование:

- награждение благодарственным письмом;

- награждение почетной грамотой;

- награждение дипломом.

Моральное стимулирование применяется в установленном порядке и приурочено ко Дню сотрудников внутренних дел, учитывая при этом юбилейные даты.

Из мер материального стимулирования - ежемесячное денежное поощрение.

Расходы, связанные с поощрением граждан, участвующих в добровольных народных дружинах, образованных в форме общественной организации, деятельность которой направлена на охрану общественного порядка, осуществляется за счет собственных средств бюджета города. Финансирование осуществляется в финансовых пределах, выделенных на эти цели на текущий финансовый год, в виде программных расходов. Главным распорядителем финансов, предусмотренных на эти цели, является мэрия города Кызыла.

Решение о соответствующем стимулировании дружинников принимается мэром города Кызыла на основании письменного заявления командира такой

дружины, после положительного рассмотрения данного обращения выносится распоряжение мэрии, носящее индивидуальный характер, основывающееся на результате ежемесячной работы дружинника [8].

Немаловажные значениеимеет то, что Правительство Республики Тыва или уполномоченный им государственный орган республики из средств республиканского бюджета осуществляет страхование жизни и здоровья народных дружинников на время их участия в обеспечении общественной безопасности.

С дружинником заключается соответствующий договор страхования жизни и здоровья в порядке, установленном федеральным законодательством [9].

В целом, говоря о дополнительных гарантиях народным дружинникам, можно отметить то, что власти регионов и органы управления на местах, вправе устанавливать льготы и компенсациилицам, участвующим в охране общественного порядка,на основе принятых законов в субъектах Российской Федерации. Однако данная позиция требует особого подхода, поскольку те или иные гарантии могут за собой повлечь соответствующие расходы, что порой не под силу бюджету [2].

Участие населения в обеспечении общественной безопасности связано с реализацией полномочий на участие в управлении делами государства и исполнением гражданского долга перед отечеством. Это обстоятельство обязывает гражданина со всей ответственностью подходить к реализации своего права.

Деятельность граждан, задействованных в добровольные дружины по охране общественного порядка в Российской Федерации, имеет огромное социальное значение. Из года в год повышается уровень доверия населения к правоохранительным органам, что положительно сказывается на вовлеченности населения к процессу охраны общественного порядка. Действующее законодательство наделило участников данного процесса определенными властными полномочиями, что является обязательным условием, при использовании ими в период осуществления полномочий, направленных на обеспечение общественной безопасности, в том числе и осуществления содействия в установленных законом формах органам внутренних дел, органам государственной власти, органам местного самоуправления.

Говоря об эффективной, направленной на конкретный результат деятельности в области профилактики и предупреждения правонарушений необходимо отметить об обязательном наличии комплексного правового подхода, где основой служит принятие нормативных актов на разных уровнях, что может являться одним из действенных юридических средств, призванное обеспечить правопорядок на конкретно взятой территории.

Библиографический список

1. Лупов Д.В. Совершенствование правового обеспечения деятельности граждан по охране общественного порядка // Российский следователь. 2014 г.- № 21. С. 47 - 49.

2. Федеральный закон от 02.04.2014г. № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка"// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.04.2014г.

3. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // Справочно - правовая система «Консультантплюс» (документ в данном виде опубликован не был).

4. Приказ МВД России от 21.07.2014 г. № 599 "О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности" // "Российская газета", № 196, 2014г. 29 августа.

5. Минаев А.В., Кудинов В.В.. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы (на примере государств-участников Содружества Независимых Государств): монография / А.В. Минаев, В.В. Кудинов. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2016. 188 с.

6. Минаев А.В. Процесс правового закрепления объявленных государственных границ Российской Федерации. Краснодар: // «Общество и право», Изд-во: Краснодарский университет МВД России, № 4(31), 2010. С.34-40.

7. Решение Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 г. № 50 "О принятии Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" // Официальный интернет-сайт мэрии города Кызыла http://mkyzyl.ru. 11.03.2014г.

8. Постановление мэрии г. Кызыла от 01.11.2016г. № 1136 "О реализации полномочий городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, созданию условий для деятельности народных дружин" // Официальный интернет-сайт мэрии города Кызыла http://mkyzyl.ru. 03.11.2016г.

9. Минаев А.В. История становления и развития уголовно-исполнительной системы на территории современной Республики Тыва (1921-2017 гг.): монография / А.В. Минаев, К.К. Серен-Чимит, Д.И. Кечил. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2017. 119 с.

Bibliograficheskiy spisok

1. Lupov D.V. Sovershenstvovanie pravovogo obespecheniya deyatelnosti grajdan po ohrane obschestvennogo poryadka // Rossiyskiy sledovatel. 2014 g.- № 21. S. 47 - 49.

2. Federalnyiy zakon ot 02.04.2014g. № 44-FZ "Ob uchastii grajdan v ohrane obschestvennogo poryadka"// Ofitsialnyiy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru, 02.04.2014g.

3. Federalnyiy zakon ot 19.05.1995 g. № 82-FZ "Ob obschestvennyih obyedineniyah" // Spravochno - pravovaya sistema «Konsultantplyus» (dokument v dannom vide opublikovan ne byil).

4. Prikaz MVD Rossii ot 21.07.2014 g. № 599 "O Poryadke formirovaniya i vedeniya regionalnogo reestra narodnyih drujin i obschestvennyih obyedineniy pravoohranitelnoy napravlennosti" // "Rossiyskaya gazeta", № 196, 2014g. 29 avgusta.

5. Minaev A.V., Kudinov V.V.. Polnomochiya organov gosudarstvennoy vlasti i organov mestnogo samoupravleniya v sfere zaschityi i ohranyi gosudarstvennoy granitsyi (naprimere gosudarstv-uchastnikov Sodrujestva Nezavisimyih Gosudarstv): monografiya / A.V. Minaev, V.V. Kudinov. Kyizyil: Izd-vo TuvGU, 2016. 188 s.

6. Minaev A.V. Protsess pravovogo zakrepleniya obyyavlennyih gosudarstvennyih granits Rossiyskoy Federatsii. Krasnodar: // «Obschestvo i pravo», Izd-vo: Krasnodarskiy universitet MVD Rossii, № 4(31), 2010. S.34-40.

7. Reshenie Hurala predstaviteley g. Kyizyila ot 05.05.2005 g. № 50 "O prinyatii Ustava gorodskogo okruga "Gorod Kyizyil Respubliki Tyiva" // Ofitsialnyiy internet-sayt merii goroda Kyizyila http://mkyzyl.ru. 11.03.2014g.

8. Postanovlenie merii g. Kyizyila ot 01.11.2016g. № 1136 "O realizatsii polnomochiy gorodskogo okruga "Gorod Kyizyil Respubliki Tyiva" po okazaniyu podderjki grajdanam i ih obyedineniyam,

uchastvuyuschim v ohrane obschestvennogo poryadka, sozdaniyu usloviy dlya deyatelnosti narodnyih drujin" // Ofitsialnyiy internet-sayt merii goroda Kyizyila http://mkyzyl.ru. 03.11.2016g. 9. Minaev A.V. Istoriya stanovleniya i razvitiya ugolovno-ispolnitelnoy sistemyi na territorii sovremennoy Respubliki Tyiva (1921-2017 gg.): monografiya / A.V. Minaev, K.K. Seren-CHimit, D.I. Kechil. Kyizyil: Izd-voTuvGU, 2017. 119 s.

Хайманов Владимир Геннадьевич - заместитель министра Республики Тыва по делам юстиции, аспирант юридического факультета Тувинского государственного университета, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия E-mail: [email protected]

Khaimanov Vladimir Gennadevich - Vice-Minister of the Republic of Tuva for Justice, a graduate student of the law faculty of the Tuva State University, Kyzyl, Tuva Republic, Russia E-mail: [email protected]

УДК 343.3/.7

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ

УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В РФ И РТ ЗА 2016-2017 ГГ.

ОоржакА.О., Даштаар-оол В.О., ХертекБ.М.

Тувинский государственный университет, Кызыл

CRIMES AGAINST PROPERTY IN THE STRUCTURE OF THE SPECIAL PART OF CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION: STATISTICS ON ECONOMIC CRIMES IN RUSSIA AND REPUBLIC OF TYVA FOR 2016-2017

OorzhakA.O., Dashtaar-ool V.O., KhertekB.M.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье раскрывается понятие «Особенная часть УК РФ», его система и структура. Анализированы некоторые статьи на примере данных из Федеральной Статистики Российской Федерации. Составлена диаграмма по преступности за прошедший 2017 год, а также освещены данные по экономическим преступлениям в Республике Тыва.

Ключевые слова: преступные посягательства, система Особенной части УК РФ, преступления против собственности, преступления в сфере экономической деятельности, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, присвоение чужого имущества, растрата, азартные игры.

Concepts of the term "Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation", his system and structure is covered in article. The Statistics of the Russian Federation is analyzed some articles on an example from data Federal. The chart on crime for last 2017 is made. And also it is lit numerical data on economic crimes of the Republic of Tyva.

Keywords: criminal encroachments, the system of the Special part of the Criminal Code of the Russian Federation, crime against property, crimes in the sphere of economic activity, crime against the interests of service in commercial and other organizations, assignment of someone else's property, waste, gamblings.

«Особенная часть УК РФ» представляет собой совокупность уголовно-правовых норм и институтов, устанавливающих уголовную ответственность за конкретные виды преступных посягательств (убийство, хищения, бандитизм и др.) [1,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.