УДК 341.2+341.222(571.52)
ПРАВОВАЯ ОСНОВА В ОБЛАСТИ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ОПЫТЕ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Хайманов В.Г.
Тувинский государственный университет, Кызыл
LEGAL FRAMEWORK FOR CROSS BORDER COOPERATION BASED ON EXPERIENCE
OF THE REPUBLIC OF TYVA
Khaimanov V. G.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье представлен теоретико-правовой анализ общих систем правовых официально принятых в государстве и обществе взглядов на приграничное сотрудничество, государственную и национальную безопасность, а также приоритеты Российской Федерации по охране государственных границ.
Ключевые слова: безопасность государства, правовая система, вооруженные силы, нормы международного права, стратегическое планирование, государственное управление, государственная граница.
The paper presents a theoretical and legal analysis of views of the common law legal systems officially adopted in the state and society on cross-border cooperation, state and national security, and the priorities of the Russian Federation for the protection of state borders.
Key words: security of the state, the legal system, the armed power, standards of international law, strategic planning, state management, state border.
В условиях глобализации и мировой интеграции особое значение приобретают такие факторы, как геополитическое положение государства, протяженность его государственных границ и возможности для развития приграничного сотрудничества. Приграничное положение становится одним из наиболее мощных и эффективных факторов социально-экономического развития приграничных территорий, существенного улучшения качества жизни населения.
Пограничная безопасность России это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве, которое зависит, с одной стороны, от характера и масштаба угроз, присутствующих в нем, с другой стороны, от возможностей государства противодействовать им и создавать органы надежной защиты государственной границы и приграничной территории [1].
Российская Федерация, имеющая самую протяженную в мире государственную границу -более 61 тыс. км, а также наибольшее количество стран-соседей - 16, обладает уникальным потенциалом для развития приграничного сотрудничества с сопредельными государствами. Приграничное или прибрежное положение занимают 48 ее субъектов, а 37 из них имеют сухопутную границу с 14 странами. Однако эти уникальные возможности остаются практически незадействованными, российское приграничье, как отмечают специалисты, в экономическом смысле пока выполняет скорее барьерные, чем контактные функции.
Наиболее характерная черта приграничных территорий - относительно более низкий уровень социально-экономического развития по сравнению с другими регионами Российской Федерации [2].
В настоящее время нет закона регулирующего данную область правоотношений [3]. Вместе с тем, распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2001 года № 196-р утверждена Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации [4].
Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (далее - Концепция) [5] определяет цели, принципы и приоритеты в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере приграничного сотрудничества. Концепция
учитывает накопленный опыт приграничного сотрудничества и исходит из единства и целостности территории и внутреннего рынка России и согласования общегосударственных интересов и интересов населения приграничной территории Российской Федерации.
Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.
Территория, на которой осуществляется приграничное сотрудничество, может определяться в международных договорах Российской Федерации, соглашениях субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами, заключаемых в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Участниками приграничного сотрудничества в Российской Федерации в пределах своей компетенции могут являться федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится следующее:
ведение в пределах их полномочий переговоров с органами власти административно -территориальных образований сопредельных государств, а в отдельных случаях, с согласия Правительства Российской Федерации, - с органами государственной власти сопредельных государств и заключение в установленном порядке соглашений по приграничному сотрудничеству;
подготовка предложений по установлению порядка осуществления хозяйственной деятельности на приграничной территории.
Стимулирование развития приграничной территории осуществляется с учетом интересов населения этой территории и всего населения Российской Федерации, а также интересов населения приграничных территорий сопредельных государств путем [6]:
укрепления нормативной правовой базы приграничного сотрудничества; последовательного завершения международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации;
формирования нормативной правовой базы по вопросам развития приграничного сотрудничества;
достижения совместимости законодательства Российской Федерации и сопредельных государств по вопросам приграничного сотрудничества;
укрепления экономических, социальных, культурных, административных и иных связей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с сопредельными государствами; определения порядка применения железнодорожного тарифа Российской Федерации; регулирования ставок местных налогов, и т.д.
Контроль за реализацией и деятельностью участников приграничного сотрудничества осуществляется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции [7].
Таким образом, документом были определены: понятие приграничного сотрудничества в Российской Федерации, под которым стали понимать согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий
Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами [2].
В рамках реализации данного направления, Правительством Республики Тыва принято Постановление Правительства Республики Тыва от 12.09.2007 года № 867 (ред. от 09.11.2012) «Об утверждении Положения о Координационном совете по международным, внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству при Правительстве Республики Тыва»[8], в котором утверждено Положение, а также состав Координационного совета по международным, внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству при Правительстве Республики Тыва. При этом контроль за исполнением постановления возложен на Министерство экономики Республики Тыва.
Согласно Положению о Координационном совете по международным, внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству при Правительстве Республики Тыва, Координационный совет по международным, внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству при Правительстве Республики Тыва (далее - Совет) создается с целью повышения эффективности международных, внешнеэкономических связей, социально-экономического развития Республики Тыва, определения приоритетных направлений в сфере международного сотрудничества и координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления республики со специализированными структурами, предприятиями и организациями всех форм собственности в этой сфере.
Основными задачами и функциями которого являются:
- Оценка состояния и динамики развития международных, внешнеэкономических и приграничных связей республики.
- Определение приоритетных для Республики Тыва направлений, стран и регионов в сфере внешнеэкономического и приграничного сотрудничества.
- Выработка мероприятий по развитию приграничных территорий, в том числе приграничной инфраструктуры и торговли.
- Разработка рекомендаций к программам развития международных, внешнеэкономических, приграничных связей Республики Тыва.
- Разработка мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в экономику и формирование благоприятного инвестиционного климата республики для иностранных инвесторов.
- Разработка предложений по созданию и совершенствованию законодательной и нормативной базы в сфере международных, внешнеэкономических связей, а также приграничного сотрудничества.
- Разработка предложений по взаимодействию государственных органов исполнительной власти республики с федеральными органами власти, их подразделениями на территории республики, а также с межрегиональными организациями и представительствами, организациями зарубежных стран по важнейшим направлениям осуществления международных, внешнеэкономических связей и приграничного сотрудничества.
- Разработка комплекса мер по установлению на долгосрочной основе международных, внешнеэкономических связей в социальной, торговой, научной, образовательной, культурной, спортивной, гуманитарной и других сферах деятельности, в том числе и с учетом приграничной специфики региона (развитие приграничной инфраструктуры).
- Поиск способов повышения эффективности внешнеэкономической и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов республики.
- Рассмотрение предложений хозяйствующих субъектов республики по развитию международных, внешнеэкономических связей и приграничного сотрудничества.
- Содействие разработке мероприятий по продвижению на внешний рынок новых технологий и товаропроизводителей республики.
- Содействие в реализации международных региональных проектов и программ, в расширении контактов с регионами, организациями и фирмами зарубежных стран (в первую очередь стран АТР и Монголии).
- Содействие в проведении международных выставок-ярмарок в республике.
- Разработка предложений по обучению и подготовке для хозяйствующих субъектов республики квалифицированных кадров в сфере международных, внешнеэкономических связей и приграничного сотрудничества [8].
Приграничное сотрудничество имеет особенное значение в современных международных условиях, именно на границе непосредственно пересекаются многие важные проблемы государства в целом так и субъектов Российской Федерации, включая внешнеполитические, экономические, гуманитарные контакты. При помощи механизмов, отраженных в правовых актах по Приграничному сотрудничеству решаются отдельные вопросы межгосударственных отношений [9].
Важную роль проблематика приграничных районов играет для России, имеющей большой пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д. характеристикам территории [10].
Субъекты Российской Федерации играют исключительно важную роль в процессе приграничного межрегионального сотрудничества, содействуя при этом, сближению проживающих на приграничных территориях людей и созданию максимально возможных условий для торговли, экономического процветания субъекта.
Библиографический список
1. Минаев, А.В. Актуальные проблемы безопасности Российской Федерации в пограничной сфере. // Сборник статей 6 Международная научно-практической конференции «Федерализм. Гражданское общество. Государство: политические и правовые аспекты», 2010. - С. 32-35.
2. Абухба, И.Л. Приграничное сотрудничество как фактор развития муниципальных образований // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 4. С. 17-20.
3. Minaev, A.V. RULES OF THE RUSSIAN FEDERATION BORDER REGIME. // «Law and modern states». 2013. № 3. С. 7376.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.02.2001 года № 196-р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества», Собрание законодательства Российской Федерации, 19.02.2001, № 8, С. 764.
5. Минаев, А.В. Влияние и роль Концепций на охрану Государственной границы Российской Федерации в конце XX века.(статья). Москва: // «Государственная власть и местное самоуправление». Издательская группа «Юрист», 2012, № 4. - С. 17-20.
6. Минаев, А.В.; Эртине, К.К. Государственная политика России в области национальной безопасности (статья). Королёв: // «Право и государство: теория и практика». Издательский дом «Право и государство», 2013, № 9 (105). - С.129- 133
7. Минаев, А.В. Государственная граница Российской Федерации в современных условиях (статья). Москва: // «Право и безопасность». Издательство ООО «Сам полиграфист» 2014, № 1 (46). - С.37- 40.
8. Постановление Правительства Республики Тыва от 12.09.2007 года № 867 «Об утверждении Положения о Координационном совете по международным, внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству при Правительстве Республики Тыва», «Тувинская правда», № 16, 2008 г., 14 февраля.
9. Минаев, А.В. Приграничное сотрудничество муниципальных образований (статья). Кызыл: //«Вестник ТывГУ» Изд-во РИО ТывГУ, выпуск 1, , 2011.- С.63-69.
10. Минаев, А.В.; Комбу, В.С. Государственная безопасность и приоритеты Российской Федерации по охране государственных границ. Королёв: // «Право и государство: теория и практика». Издательский дом «Право и государство», 2014, № 5 (113). - С.124- 129.
Bibliograficheskij spisok
1. Minaev, A.V. Aktualnyie problemyi bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii v pogranichnoy sfere. // Sbornik statey 6 Mejdunarodnaya nauchno-prakticheskoy konferentsii «Federalizm. Grajdanskoe obschestvo. Gosudarstvo: politicheskie i pravovyie aspektyi», 2010. - S. 32-35.
2. Abuhba, I.L. Prigranichnoe sotrudnichestvo kak faktor razvitiya munitsipalnyih obrazovaniy // Munitsipalnaya slujba: pravovyie voprosyi. 2010. № 4. S. 17-20.
3. Minaev, A.V. RULES OF THE RUSSIAN FEDERATION BORDER REGIME. // «Law and modern states». 2013. № 3. S. 7376.
4. Rasporyajenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 09.02.2001 goda № 196-r «Ob utverjdenii Kontseptsii prigranichnogo sotrudnichestva», Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii, 19.02.2001, № 8, S. 764.
5. Minaev, A.V. Vliyanie i rol Kontseptsiy na ohranu Gosudarstvennoy granitsyi Rossiyskoy Federatsii v kontse XX veka.(statya). Moskva: // «Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie». Izdatelskaya gruppa «YUrist», 2012, № 4. - S. 17-20.
6. Minaev, A.V.; Ertine, K.K. Gosudarstvennaya politika Rossii v oblasti natsionalnoy bezopasnosti (statya). Korotev: // «Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika». Izdatelskiy dom «Pravo i gosudarstvo», 2013, № 9 (105). - S.129- 133.
7. Minaev, A.V. Gosudarstvennaya granitsa Rossiyskoy Federatsii v sovremennyih usloviyah(statya). Moskva: // «Pravo i bezopasnost». Izdatelstvo OOO «Sam poligrafist» 2014, № 1 (46). - S.37- 40.
8. Postanovlenie Pravitelstva Respubliki Tyiva ot 12.09.2007 goda № 867 «Ob utverjdenii Polojeniya o Koordinatsionnom sovete po mejdunarodnyim, vneshneekonomicheskim svyazyam i prigranichnomu sotrudnichestvu pri Pravitelstve Respubliki Tyiva», «Tuvinskaya pravda», № 16, 2008 g., 14 fevralya.
9. Minaev, A.V. Prigranichnoe sotrudnichestvo munitsipalnyih obrazovaniy (statya). Kyizyil: //«Vestnik TyivGU» Izd-vo RIO TyivGU, vyipusk 1, , 2011.- S.63-69.
10. Minaev, A.V.; Kombu, V.S. Gosudarstvennaya bezopasnost i prioritetyi Rossiyskoy Federatsii po ohrane gosudarstvennyih granits. Korotev: // «Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika». Izdatelskiy dom «Pravo i gosudarstvo», 2014, № 5 (113). - S.124- 129.
Хайманов Владимир Геннадьевич - аспирант юридического факультета Тувинского государственного университета, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия г. Кызыл, Е-mail: [email protected]
Heimannov Vladimir - post graduate student of the law faculty of Tuvan State University, Kyzyl, Republic of Tuva, Russia, Kyzyl, E-mail: [email protected]
УДК 502:504; 349.6
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ
Цховребов Э.С., Монгуш А.Л.
Академия безопасности и специальных программ, Москва Тувинский государственный университет, Кызыл
THE LEGAL ASPECTS OF THE ECOLOGICALLY SAFE HANDLING OF BUILDING
MATERIALS AND PRODUCTS
Tskhovrebov E.S., Mongush A.L. Academy of safety and Special programms, Moscow Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматриваются правовые аспекты экологически безопасного обращения строительных материалов и изделий, рассматриваются предложения по совершенствованию правовой базы в данной сфере.
Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическая политика, охрана окружающей среды, обращение с отходами, безопасное использование строительных материалов, рациональное использование природных ресурсов, экологическое законодательство.
In this article the legal aspects of the ecologically safe handling of building materials and products, offers on perfection of legal base in the given sphere are considered.
Key words: ecological safety, the ecological policy, preservation of the environment, the reference with a waste, safe use of building materials, rational use of natural resources, the ecological legislation.
Обращение строительной продукции в процессе строительства, реконструкции, сноса, ремонта зданий, строений и сооружений создает значительную угрозу природным ресурсам и окружающей среде, является источником повышенной экологической опасности.
В строительном производстве обращение каждого строительного материала осуществляется в несколько этапов: добыча строительного сырья, производство самого материала, его использование в строительстве, включая транспортировку и складирование, а также этап эксплуатации.