Майны Шенне Борисовна - кандидат культурологии, доцент кафедры технологии и предпринимательства Тувинского государственного университета, г. Кызыл, e-mail: [email protected]
Mayny Shenne Borisovna - candidate of cultural studies, associate professor of the Department of Technology and Entrepreneurship, Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: [email protected]
УДК 94 (57) (1-925.17/ 19)
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТА «ЭВОЛЮЦИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ»
Минаев А.В.
Тувинский государственный университет, Кызыл
Мусин Ф.С.
Национальный институт бизнеса, Москва
PROBLEMS OF THE STUDY OF THE CONCEPT «EVOLUTION OF BORDER POLICY»
Minaev A.V.
Tuvan State University, Kyzyl Musin F.S.
National Business Institute, Moscow
В статье освещаются вопросы, связанные с рассмотрением феномена пограничной политики Российского государства. Проанализированы подходы к формированию концепта «эволюция пограничной политики».
Ключевые слова: пограничная политика; концепт, граница, внешние рубежи, Российское государство; безопасность, охрана границы.
The article highlights the issues related to the consideration of the phenomenon of the border policy of the Russian state. Analyzed ap-dy to the formation of «the evolution of border policy» concept.
Keywords: border policy; concept, border, external borders, the Russian state; security, guarding the border.
На современном этапе развития российской государственности стали формироваться основные приоритетные направления научного познания в области пограничной политики. Вопросы пограничной политики, ее понятийный аппарат, история и сущность стали предметом пристального изучения. В проведенных исследованиях сделаны попытки не только дать определение пограничной политики, но и рассмотреть ее место в государстве и влияние на обеспечение национальной безопасности или ее составной части - безопасности в пограничной сфере [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9].
Сравнительный анализ определений пограничной политики в этих работах дает основание сделать вывод о глубоком научном подходе к интерпретации термина «пограничная политика». Однако, вникая в сущность этих понятий, следует отметить недостаточное, на наш взгляд, определение ее содержания. Спорным, на наш взгляд, является положение о том, что пограничная политика - составная часть внутренней и
внешней политики. Определенно, что пограничная политика тесно связана с государственной политикой. Вместе с тем, она охватывает такие сферы своей деятельности, которые не могут решаться другими негосударственными структурами.
Пограничная политика затрагивает крупные проблемы, тесно связанные с военными, экономическими, политическими и социальными факторами, с национальной безопасностью государства. Реализация пограничной политики, в каждом конкретном случае отражая интересы государства, исходит из материальных и финансов ресурсов государства.
На содержание пограничной политики оказывают влияние геополитические тенденции: они определяют необходимость учитывать национальные интересы в пограничной политике, гибко реагировать на защиту региональных угроз безопасности, продуманно осуществлять пограничную деятельность.
Опираясь на различные трактовки, пограничную политику можно рассматривать в качестве универсального механизма реализации интересов государства на любом из участков государственной границы (в любом приграничном регионе). Исходя из этого, есть все основания полагать, что пограничная политика носит избирательный характер в зависимости от складывающейся обстановки в пограничном пространстве. Это предположение подтвердилось при анализе пограничной политики СССР с социалистическими и капиталистическими странами.
Разработанный различными научными отраслями понятийный аппарат пограничной политики позволяет отметить некоторые положительные стороны в этом направлении. Сформулированные понятия лаконично и четко отражают наиболее существенные характеристики пограничной политики, учитывают опыт формирования понятия в других отраслях политики и подчеркивают, что пограничная политика - это государственная политика в интересах защиты жизненно важных интересов страны и обеспечению безопасности в пограничной сфере. Однозначным является понимание того, что пограничная политика направляется высшими должностными лицами государства исходя из имеющихся ресурсов и в русле реализации государственных интересов. В то же время, в определении пограничной политики нельзя ограничиваться указанием на то, что деятельность государства основывается только на официально принятых взглядах политического руководства. Необходимо обозначить и установки руководства, возможности изменения вектора направленности политики, то есть не риторические, а обязательные и обязывающие государственные требования. Поэтому пограничная политика должна формироваться на основе не только официально принятых взглядов, но и установок политического руководства страны на характер межгосударственных отношений в зависимости от складывающейся обстановки.
Известно, что никакое определение не может исчерпать всех признаков предмета, однако оно должно отражать самые основные, существенные признаки, в этом случае преследуется цель выделить данное явление из класса ему подобных [10]. Исходя из анализа сформулированных определений пограничной политики в различных трудах, можно сделать следующие выводы, характеризующие содержание и наиболее существенные черты данного понятия:
во-первых, пограничная политика - это определенная деятельность, форма
целенаправленной практической активности субъектов (главным образом -государства и его исполнительных органов). Любая политика, в том числе пограничная, относится к практической сфере общественного бытия, выступая ее динамическим, функционирующим элементом;
во-вторых, пограничная политика - это деятельность, связанная с отношениями, складывающимися в ходе межгосударственных отношений в пограничном пространстве, предназначением которой является обеспечение безопасности страны в пограничной сфере. Пограничная политика призвана управлять и координировать процессами, связанными с реализацией интересов государства на внешних рубежах, с целью обеспечения должной степени безопасности страны;
в-третьих, пограничная политика - это стратегически осмысленная деятельность, так как в ее основе всегда лежит определенная система целей и концептуальных идей, отражающих наиболее узловые моменты гарантированного обеспечения нерушимости государственной границы, суверенитета и целостности территории, создания благоприятных условий для реализации и защиты интересов в пограничном пространстве и в сфере международных пограничных отношений;
в-четвертых, пограничная политика - это деятельность, регулируемая системой специализированных нормативных правовых актов, составляющих ее правовую основу.
Пограничная политика с точки зрения ее содержания и направленности имеет достаточно сложную структуру. Она призвана регулировать функционирование в целом пограничной сферы, которая представляет сложное образование, включающее в себя пограничное пространство, систему социальных субъектов, связанных с решением пограничных проблем, и, собственно, социальные отношения в пограничном пространстве [11]. В связи с этим представляется правомерным рассмотрение пограничной политики в широком и узком смысле слова.
Помимо обычного круга вопросов, которые встают перед странами в процессе международного общения, сопредельные государства сталкиваются в своих взаимоотношениях с целым рядом специфических проблем, возникающих в связи с наличием общей границы. Позиция государства по этим проблемам, их пути и методы решения и являются его пограничной политикой в узком смысле. Именно в этом смысле данный термин, чаще всего, употребляется в научных трудах.
Однако такое толкование термина «пограничная политика» не исчерпывает его содержания. Формирование территории государства, оформление его государственной границы - процесс длительный и сложный, связанный как с приобретением, так и с потерей земель. История России является наглядным подтверждением этому. Со временем, исторические изменения территориальных пределов государства могут явиться причиной возникновения серьезных трудностей во взаимоотношениях сопредельных стран, разногласий, споров, пограничных конфликтов и даже войн между ними. Это связано с тем, что вопросы приобретения государством новых территорий и, особенно, их потерь, часто подвержены тенденции к переосмыслению и переоценке их общественностью. Естественно, переоценка эта
ведется с позиций современности, без должного учета исторических условий того периода, когда проходило становление и оформление границ.
В этом плане показательно, как к этим вопросам относится руководство страны. Оно может рассматривать ныне существующие политико-территориальные реальности как объективный итог исторического развития и, исходя из этого, строить свою политику и свои взаимоотношения с сопредельными странами на принципах нерушимости и неприкосновенности существующих границ и взаимного уважения территориальной целостности и суверенитета. На практике такую политику характеризует осуществление мер, направленных на развитие всестороннего приграничного сотрудничества, проведение военного строительства в пограничном пространстве, ограниченного строгими рамками обеспечения безопасности и разумной достаточности, конструктивное решение пограничными властями сопредельных стран вопросов, связанных с общей границей.
Но может быть и так, что руководство страны рассматривает существующие политико-территориальные реальности не как итог объективного исторического процесса формирования территории и границ государства, а исключительно как результат перманентно враждебной политики сопредельных стран, сознательно направлявшейся в прошлом на ущемление ее прав и интересов, на нарушение ее территориальной целостности. В этом случае, одной из приоритетных задач политики такого государства становится стремление пересмотреть сложившиеся политико-территориальные реальности под предлогом необходимости исправления допущенных в прошлом несправедливостей. И, в этом случае, руководство государства стремится осуществить целый ряд мер, которые обеспечивали бы ему безоговорочную поддержку общественности, отсутствие недовольства его действиями в приграничных районах, по-возможности поддержку мирового сообщества, и т. д. Таким образом, пограничная политика в широком смысле - это совокупность акций внутри- и внешнеполитического, экономического, информационного и военного характера, связанных с погранично-территориальными вопросами и созданием условий для их взаимно сбалансированного решения [12].
Однако сегодня на смену данному представлению о пограничной политике все чаще приходит ее расширительная трактовка - как государственного управления пограничными регионами и в целом как формы центрально-периферической организации государства [13].
Вместе с тем, неоднозначность подходов к определению понятия «пограничная политика» свидетельствует о существовании определенного теоретико-методологического плюрализма. Большинство авторов, с одной стороны подразумевают ее как «систему мер, правил», причем порой в узком смысле слова. С другой стороны пограничная политика понимается как «функция, механизм регулирования», с третьей - как «комплекс направлений, стратегическая линия». Перечисленные понятия не исчерпывают все многообразие мнений по этому вопросу. Исходя из этого, к разрешению данной проблемы следует подходить с системных позиций.
Системный целостный подход в исследовании эволюции пограничной политики Российского государства дает возможность осветить вопросы, определяющие
развитие объекта исследования. Интерес к системному подходу в процессе исследования пограничной политики обусловлен тем, что проблемы государства в пограничной сфере претерпели значительные изменения: они укрупнились и усложнились. Назрела необходимость в объединении знаний в области национальной безопасности, истории, политологии, лимологии, границеведения, погранологии, внешнеполитической деятельности и в других сопряженных с ними научных отраслях.
Общая цель пограничной политики состоит в реализации и защите национальных (государственных) интересов страны, обеспечении безопасности личности, общества и государства в пограничном пространстве от внешних и внутренних угроз, соблюдении государственных и международных правовых норм по пограничным вопросам, создании условий по развитию отношений сотрудничества с сопредельными государствами [3].
Пограничная политика рассматривается как важнейшая функция государства, ее деятельность в пограничной сфере по обеспечению национальных интересов, которая охватывает весь спектр отношений на государственной границе и в отношении границы. Следует отметить, что пограничная политика обусловлена территориально-межгосударственным размежеванием, что определяет ее специфику. Само существование границы как формы территориального разделения государств определяет, что на ней отражается вся совокупность государственных и общественных интересов. Это вызывает необходимость особого рода деятельности государства по их реализации и конкретизации в общей государственной политике применительно к границе и приграничным пространствам. Вследствие этого, по своей функции пограничная политика представляет собой основу, которая обеспечивает целостный характер деятельности государства и его органов в пограничном пространстве.
Место, роль и содержание пограничной политики определяются многими составляющими, привносимыми в нее из других видов политики. Она оказывается тесно связанной с ними и находится в отношении прямого или косвенного подчинения им. Эта подчиненность обусловлена также тем, что на ее формирование и реализацию оказывает влияние целое поле сил, источником которого являются не только политики, но и различные государственные и общественные институты как внутри страны, так и на международном уровне. Одни из них являются субъектами, другие - объектами пограничной политики.
Содержание пограничной политики каждого суверенного государства постоянно корректируется, дополняется и конкретизируется его политическим руководством в зависимости от изменений характера и особенностей внешних и внутренних угроз безопасности на конкретном направлении государственной границы. Так, принятые в 1996 г. «Основы пограничной политики Российской Федерации» в настоящее подвергаются пересмотру и обновлению. Содержание пограничной политики обусловливается также и тем, какой степенью обладают и субъект политики, и его союзники, и субъекты пограничной политики сопредельных государств.
Цели, задачи, направления пограничной политики обусловливаются конкретным историческим временем, как и само ее определение. Вместе с тем,
недостаточно освещенной остается проблема генезиса и эволюции пограничной политики.
По мере развития государства эволюционировало и само понятие «пограничная политика». Процессы приращения территории Российского государства, формирования отношений с сопредельными государствами, появления противоречий в межгосударственных отношениях, приграничные конфликты и, наоборот, дружественные отношения, сопровождались развитием пограничной политики, которая решала широкий спектр задач по защите жизненно важных задач на внешних рубежах.
Таким образом, многовариантность подходов к определению понятия «пограничная политика» и использование комплексного междисциплинарного подхода позволяет выйти на новый уровень научного обобщения - формированию концепта [14]. Исходя из этого, пограничная политика на современном этапе - это направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер по всестороннему регулированию деятельности уполномоченных органов государственной власти и управления, направленную на реализацию их функций в пограничной сфере с целью обеспечения суверенитета, территориальной целостности, предотвращения угроз безопасности, защиты национальных интересов, а также создания благоприятных условий для устойчивого поступательного развития.
Библиографический список
1. Кудияров В.А. Пограничная политика России // Информационный бюллетень МАИ. 1996. №
1. С. 25-31.
2. Нэх В.Ф. Исторический опыт выработки и реализации пограничной политики Советского государства (1917-1941 гг.). М. : Книга и бизнес, 2009.
3. Родачин В.М. Национальные интересы и пограничная политика России // Вестник границы России. 2002. № 4. С. 99-102.
4. Рыбалкин Н.Н. Пограничная политика. В 2 ч. М., 1995.
5. Савощенко Н. Пограничная политика России: региональный ракурс // Власть. 2001. № 5. С. 48-52.
6. Хвощев В.Е., Муллаянов Р.Ш. Пограничная политика и безопасность. Опыт регионального анализа. Челябинск, 2001.
7. Minaev A.V. RULES OF THE RUSSIAN FEDERATION BORDER REGIME. // «Law and modern states». 2013, № 3. С. 73-76.
8. Минаев А.В. Влияние и роль Концепций на охрану Государственной границы Российской Федерации в конце XX века. Москва: // «Государственная власть и местное самоуправление». Издательская группа «Юрист», 2012, № 4. С. 17-20.
9. Минаев А.В. Процесс правового закрепления объявленных государственных границ Российской Федерации. Краснодар: // «Общество и право», Изд-во: Краснодарский университет МВД России, № 4(31), 2010. С.34-40.
10. Мешкова О.Е. Роль функций государства в формировании предметного и функционального критериев выделения отраслей в системе права // Вестник Омского университета. 1998. Вып. 3. С. 82-85.
11. Пограничная политика Российской Федерации. М.: Граница, 1998. С. 335.
12. Степанов Е.Д. Политика начинается с границы : Некоторые вопросы пограничной политики КНР второй половины XX в. М. : РАН, ИДВ, 2007. С. 23-24.
13. Кравчук С.А. Пограничная безопасность СССР на Дальнем Востоке в послевоенный
период (1945-1991 гг.). Анапа, 2011. С. 84.
14. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения. М.: БДЦ-пресс, 2001. С. 12.
Bibliograficheskiy spisok
1. Kudiyarov V.A. Pogranichnaya politika Rossii // Informatsionnyiy byulleten MAI. 1996. № 1. S. 25-31.
2. Neh V.F. Istoricheskiy opyit vyirabotki i realizatsii pogranichnoy politiki Sovetskogo gosudarstva (1917-1941 gg.). M. : Kniga i biznes, 2009.
3. Rodachin V.M. Natsionalnyie interesyi i pogranichnaya politika Rossii // Vestnik granitsyi Rossii. 2002. № 4. S. 99-102.
4. Ryibalkin N.N. Pogranichnaya politika. V 2 ch. M., 1995.
5. Savoschenko N. Pogranichnaya politika Rossii: regionalnyiy rakurs // Vlast. 2001. № 5. S. 48-52.
6. Hvoschev V.E., Mullayanov R.SH. Pogranichnaya politika i bezopasnost. Opyit regionalnogo analiza. CHelyabinsk, 2001.
7. Minaev A.V. RULES OF THE RUSSIAN FEDERATION BORDER REGIME. // «Law and modern states». 2013, № 3. S. 73-76.
8. Minaev A.V. Vliyanie i rol Kontseptsiy na ohranu Gosudarst-vennoy granitsyi Rossiyskoy Federatsii v kontse XX veka. Moskva: // «Gosu-darstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie». Izdatelskaya gruppa «Yurist», 2012, № 4. S. 17-20.
9. Minaev A.V. Protsess pravovogo zakrepleniya obyyavlennyih gosudarstvennyih granits Rossiyskoy Federatsii. Krasnodar: // «Obschestvo i pravo», Izd-vo: Krasnodarskiy universitet MVD Rossii, № 4(31), 2010. S.34-40.
10. Meshkova O.E. Rol funktsiy gosudarstva v formirovanii predmetnogo i funktsionalnogo kriteriev vyideleniya otrasley v sisteme prava // Vestnik Omskogo universiteta. 1998. Vyip. 3. S. 82-85.
11. Pogranichnaya politika Rossiyskoy Federatsii. M.: Granitsa, 1998. S. 335.
12. Stepanov E.D. Politika nachinaetsya s granitsyi : Nekotoryie vo-prosyi pogranichnoy politiki KNR vtoroy polovinyi XX v. M. : RAN, IDV, 2007. S. 23-24.
13. Kravchuk S.A. Pogranichnaya bezopasnost SSSR na Dalnem Vostoke v poslevoennyiy period (1945-1991 gg.). Anapa, 2011. S. 84.
14. Problemyi pogranichnoy politiki gosudarstva i puti ih resheniya. M.: BDTS-press, 2001. S. 12
Минаев Александр Викторович - декан юридического факультета Тувинского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, докторант РАНХиГС при Президенте РФ, член Ассоциации юристов России, член Российской Академии Юридических Наук, профессор Академии военных наук, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Мусин Фрид Саитович - кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры гуманитарных дисциплин Национального института бизнеса, г. Москва, e-mail: [email protected].
Minaev Alexander - Dean of the Faculty of Law of the Tuvan State University, Assistent Professor, doctoral RANHiGS under the President of the Russian Federation, member of the Association of Lawyers of Russia, member of the Russian Academy of Legal Sciences, Professor of the Academy of Military Sciences, Kyzyl, E-mail: aleksan-mina @ mail.ru
Musin Frid Saitovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, PhD, Chair of Humanities, Institute of national business, Moscow, e-mail: [email protected].