Тувинский государственный университет _
УДК 342.15
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМ ПРАВА, В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, КАК ОДНОГО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Хайманов В.Г. Тувинский государственный университет, Кызыл
IMPROVEMENT OF LAWS IN COMBATING CORRUPTION AS ONE OF THE AREAS TO
STRENGTHEN PUBLIC SAFETY ON AN EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TUVA
Шimanov V.G.
Tuvan State University, Kyzyl
Статья посвящена правовым нормам, регулирующие правоотношения в области противодействия коррупции, с учетом развития в 2015 году в Республике Тыва.
Ключевые слова: Государственная безопасность, субъект Российской Федерации, Республика Тыва, коррупция, предупреждение, пресечение, борьба, угроза, безопасность.
The article is devoted to the legal rules governing relations in the field of combating corruption, taking into account the development in 2015 in the Republic of Tyva.
Key words: national security, the subject of the Russian Federation, the Republic of Tyva, corruption, prevention, suppression, fight, threat, security.
Борьба с коррупцией является одной из самых острых проблем Российского государства и общества. Коррупция, несмотря на все принимаемые государством усилия, начинает приобретать характер реальной угрозы национальной безопасности страны, поскольку угрожает стабильности и безопасности общества, нанося ощутимый урон его социально-экономическому и политическому развитию.
«Национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [1].
Готовность к эффективной борьбе с коррупцией является важнейшим показателем цивилизованности государства, его приверженности к демократическим принципам и ценностям. Снизить ее уровень можно, лишь реализуя целостную систему последовательных мер на ключевых направлениях. Нужен только комплексный подход в решении проблем, острота которых не спадает, а, напротив, в последнее время многократно возрастает.
Выработка целостной государственной стратегии противодействия коррупции и осуществление последовательной и скоординированной политики в этой сфере являются одними из насущных задач правовых преобразований на современном этапе. От их решения
зависит реалиизация национальных интересов России практически во всех сферах общественных отношений [2].
Пунктом 37 Стратегии национальной безопасности российской федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 определено, что в качестве одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности указано, сохраняющийся рост преступных посягательств против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанной с коррупцией, т.е. коррупциогенный фактор, присутствующий в системе государственной власти, как в органах Российской Федерации, так и на уровнях субъектов Российской Федерации, является угрожающим для национальной безопасности России в целом [3].
В настоящее время приняты ряд нормативных актов по противодействию коррупции.
Так, основным нормативным актом, является Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором установили основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений [4].
В основу законодатель вложил деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений [5].
Перспективным направлением реализации Федерального закона № 273-ФЗ является введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области. Полагаем, что такие стандарты не должны сводиться к простой констатации наличия тех или иных запретов, ограничений и дозволений в отдельных сферах (например, государственные закупки, государственная гражданская служба и т.д.) и их перечислению. В них необходимо учесть различные аспекты поведения субъектов права по реализации соответствующего стандарта. Иными словами, следует ввести положения, предусматривающие поведение, которое исключало бы саму возможность коррупции. Указанные стандарты должны разрабатываться для отдельных сфер деятельности (государственная служба, государственные закупки, распоряжение объектами государственной собственности, контрольно-надзорная деятельность) [3].
Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», в целях обеспечения единой государственной политики в области противодействия коррупции утверждены: типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации; типовое положение о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; типовое положение об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений [6].
Тувинский государственный университет _
В рамках реализации вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, Указом Главы Республики Тыва от 14 октября 2015 года № 192 «Об образовании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Тыва», образована комиссия по координации работы по противодействию коррупции в республике, а также утверждены: положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Тыва и положение о порядке рассмотрения комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Республике Тыва вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва, и урегулирования конфликта интересов.
Одновременно с данным Указом, Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 2 октября 2008 года № 221 «О Комиссии по противодействию коррупции в Республике Тыва», признан утратившим силу [7].
Комиссия выполняет функции по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, и рассматривает соответствующие вопросы в порядке, определенном Положением о порядке рассмотрения комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Республике Тыва вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва, и урегулирования конфликта интересов.
Основными задачами комиссии являются: обеспечение исполнения решений Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и его президиума, подготовка предложений о реализации государственной политики в области противодействия коррупции Главе Республики Тыва, обеспечение координации деятельности Правительства Республики Тыва, органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва, а также их взаимодействия с территориальными органами федеральных государственных органов при реализации мер по противодействию коррупции в Республике Тыва, обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва с гражданами, институтами гражданского общества, средствами массовой информации, научными организациями по вопросам противодействия коррупции в Республике Тыва, информирование общественности о проводимой органами исполнительной власти Республики Тыва и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва работе по противодействию коррупции [8].
Таким образом, учитывая реалии действительности, нормативные акты, также совершенствуются. В 2015 году на федеральном уровне принят Указ Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» обязывающий на субъектовом уровне создавать соответствующие комиссии по антикоррупционной деятельности. Также, следует учитывать,
что совершенствование правовых норм, направленных на антикоррупционную деятельность, следует связывать с комплексным осуществлением организационных, политических, финансовых и технических мероприятий, обеспечивающих стабильное развитие соответствующих механизмов, применение которых позволит стабильно функционировать в направлении укрепления государственной безопасности.
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности российской федерации до 2020 года» II «Российские вести», № 88, 2009. 19 мая.
2. Минаев A.B.; Дубровский О.Н. Криминология (учебное пособие). Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина»», 2011, - 244 стр.
3. Хайманов B.H Нормативно - правовая база по антикоррупционной политики государства, направленной на укрепление национальной безопасности Российской Федерации на примере Республики Тыва. Королев: II «Право и государство: теория и практика». Издательский дом «Право и государство», 2014, № 8 (116 ). - Стр.87.
4. Комбу B£., Минаев A.B. Государственная безопасность и приоритеты Российской Федерации по охране государственных границ II Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство пресс, 2014, № 5 (113). - С. 124-129
б. Минаев A.B., Эртине К.К. Государственная политика России в области национальной безопасности II Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство пресс, 2013, № 9 (105). - С. 129-133
6. Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 г. №364, «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», «Собрание законодательства РФ», 2015. № 29 (часть II). Ст. 4477.
7. Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 02.10.2008 г. № 221 «О Комиссии по противодействию коррупции в Республике Тыва» II «Тувинская правда», № 123, 2008. 7 октября.
В. Указ Главы Республики Тыва от 14.10.2015 г. № 192 «Об образовании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Тыва». СПС КонсультантПлюс.
Bibliograficheskiy spisok
1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 12.05.2009 g. № 537 «O Strategii natsionalnoy bezopasnosti rossiyskoy federatsii do 2020 goda», Il «Rossiyskie vesti», № 88, 2009. 19 maya.
2. Minaev A.V.; Dubrovskiy O.N. Kriminologiya (uchebnoe posobie). Abakan: OOO «Knijnoe izdatelstvo «Brigantina»», 2011, - 244 str.
3. Haymanov V.G. Normativno - pravovaya baza po antikorruptsionnoy politiki gosudarstva, napravlennoy na ukreplenie natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na primere Respubliki Tyiva. Korolev: II «Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika». Izdatelskiy dom «Pravo i gosudarstvo», 2014, № 8 (116). - Str. В7.
4. Kombu V.S., Minaev A.V. Gosudarstvennaya bezopasnost i prioritetyi Rossiyskoy Federatsii po ohrane gosudarstvennyih granits // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - M.: Pravo i gosudarstvo press, 2014, № 5 (113). - S. 124-129
б. Minaev A.V., Ertine K.K. Gosudarstvennaya politika Rossii v oblasti natsionalnoy bezopasnosti // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - M.: Pravo i gosudarstvo press, 2013, № 9 (105). - S. 129-133
6. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 15.07.2015 g. №364, «O merah po sovershenstvovaniyu organizatsii deyatelnosti v oblasti protivodeystviya korruptsii», «Sobranie zakonodatelstva RF», 2015. № 29 (cha st II). St. 4477.
7. Ukaz Predsedatelya Pravitelstva Respubliki Tyiva ot 02.10.2008 g. № 221 «O Komissii po protivodeystviyu korruptsii v Respublike Tyiva», Il «Tuvinskaya pravda». № 123, 2008. 7 oktyabrya.
В. Ukaz Glavyi Respubliki Tyiva ot 14.10.2015 g. № 192 «Ob obrazovanii komissii po koordinatsii rabotyi po protivodeystviyu korruptsii v Respublike Tyiva». SPS KonsultantPlyus.
Хайманов Владимир Геннадьевич - аспирант юридического факультета Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Hаimanov Vladimir - post graduate student of faculty of law of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]