Научная статья на тему 'Современное законодательство по реализация уголовно-исполнительной политики в области исполнения домашнего ареста в Республике Тыва'

Современное законодательство по реализация уголовно-исполнительной политики в области исполнения домашнего ареста в Республике Тыва Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО АРЕСТА / EXECUTION OF HOUSE ARREST / ФКУ УИИ УФСИН ПО РТ / ФИЛИАЛЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ / BRANCHES OF THE PENITENTIARY INSPECTION / УЧЕТ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ / REGISTRATION OF SUSPECTS AND ACCUSED / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ / TECHNICAL CONTROLS / FSI CEIOFSEP OF RT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серен-Чимит Кежик Кирович

Анализируется практическое исполнение меры пресечения в виде домашнего ареста Федеральным казенным учреждением «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» в нынешних правовых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Серен-Чимит Кежик Кирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LEGISLATION ON IMPLEMENTATION OF THE CRIMINAL-EXECUTIVE POLICY IN THE FIELD OF EXECUTION OF HOUSE ARREST IN THE REPUBLIC OF TYVA

The practical implementation of the preventive measure in the form of house arrest by the Federal Public Agency "Criminal Executive Inspection of the Office of the Federal Service for the Execution of Punishments in the Republic of Tyva" under the current legal conditions is analyzed.

Текст научной работы на тему «Современное законодательство по реализация уголовно-исполнительной политики в области исполнения домашнего ареста в Республике Тыва»

УДК 343.01

СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО АРЕСТА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Серен-Чимит К.К.

Тувинский государственный университет, Кызыл

MODERN LEGISLATION ON IMPLEMENTATION OF THE CRIMINAL-EXECUTIVE POLICY IN THE FIELD OF EXECUTION OF HOUSE ARREST IN THE REPUBLIC OF TYVA

Seren-Chimit K.K.

Tuvan State University, Kyzyl

Анализируется практическое исполнение меры пресечения в виде домашнего ареста Федеральным казенным учреждением «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» в нынешних правовых условиях.

Ключевые слова: исполнение домашнего ареста, Федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва», филиалы уголовно-исполнительной инспекции, учет подозреваемых и обвиняемых, технические средства контроля.

The practical implementation of the preventive measure in the form of house arrest by the Federal Public Agency "Criminal Executive Inspection of the Office of the Federal Service for the Execution of Punishments in the Republic of Tyva" under the current legal conditions is analyzed.

Keywords: execution of house arrest, Federal state institution "Criminal and executive inspection of the Office of the Federal Service for the Execution of Punishments in the Republic of Tyva", branches of the penitentiary inspection, registration of suspects and accused, technical controls.

В последнее время реформа российской пенитенциарной системы ориентирована на более широкое исполнение домашнего ареста, применяемого в качестве меры пресечения в уголовном судопроизводстве.

Согласно статистическим сведениям о деятельности Кызылского городского суда Республики Тыва, в 2016 году суд рассмотрел 17 ходатайств органов предварительного расследования об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении подозреваемых, обвиняемых (в 2015 году - 15 ходатайств), из них удовлетворено 15 ходатайств (в 2015 году - 13), отказано в удовлетворении 2 ходатайств (в 2015 году - 2). Из всех 17 ходатайств 11 ходатайств внесено в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений; 4 ходатайства - в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за тяжкие преступления, 2 ходатайства - в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести. За первое полугодие 2017 года названным судом рассмотрено уже 9 ходатайств об избрании данной меры пресечения, которые были удовлетворены. Из 9 ходатайств

одно ходатайство внесено в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления; 7 ходатайств - в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за тяжкие преступления, одно ходатайство - в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести. Судебные постановления, вынесенные в рамках разрешения указанных ходатайств, в апелляционном порядке не обжалованы [1].

В г. Кызыле - столице Республики Тыва - проживает более половины населения Тувы и на его территории расположено множество организаций, предприятий и учреждений, поэтому Кызылский городской суд Республики Тыва является судом общей юрисдикции с наиболее высокой нагрузкой деятельности. Как видно из статистических данных, домашний арест в сфере уголовного судопроизводства находит широкое применение в отношении лиц, привлекаемых в большинстве случаев к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. При этом участники уголовного производства всегда соглашались с избранием такой меры пресечения, ограничивающей конституционные права подозреваемых, обвиняемых в период предварительного расследования и судебного разбирательства.

Исполнение домашнего ареста осуществляется Федеральным казенным учреждением «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» (далее - Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН по РТ).

По состоянию на 1 июля 2017 года средняя республиканская нагрузка на одного сотрудника инспекции составляет 115 осужденных без изоляции от общества, подозреваемых, обвиняемых, что значительно выше установленной Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 года № 360 «О некоторых вопросах деятельности уголовно-исполнительных инспекций» нормы нагрузки на одного сотрудника уголовно-исполнительной инспекции составляет 65 осужденных, подозреваемых или обвиняемых [2].

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 года № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений» для обеспечения надзора и контроля за выполнением подозреваемыми или обвиняемыми предписанных судом ограничений инспекцией применяется к ним технические средства надзора и контроля (электронный браслет и контрольное устройство), которые для передачи данных на сервер системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее - СЭМПЛ) используются только в сети оператора сотовой связи ПАО «Мегафон». В настоящее время решается возможность применения услуг других операторов связи.

Для обеспечения деятельности Уголовно-исполнительной инспекции УФСИН по РТ выделено 112 единиц оборудования СЭМПЛ, из них 35 мобильных контрольных устройств, 77 стационарных контрольных устройств, а также 78 модифицированных электронных браслетов [2].

Однако в трех труднодоступных инспекциях по Монгун-Тайгинскому, Тере-Хольскому и Тоджинскому районам СЭМПЛ не установлена по причине отсутствия линии электропередач в данных населенных пунктах. При этом исключены факты избрания меры пресечения в отношении подозреваемых или обвиняемых по месту их жительства, где отсутствует сотовая связь ПАО «Мегафон».

За первое полугодие 2017 года по учетам лиц, находившихся в условиях домашнего ареста, прошло 121 человек, снято с учета 73 человека, по состоянию на 1 июля 2017 года состояло 48 человек, в том числе 7 несовершеннолетних, что выше на 29,7 % по сравнению с такими же показателями аналогичного периода прошлого года (37 человек, из них 4 несовершеннолетних) [2].

В целях эффективного взаимодействия заинтересованных служб и ведомств 11 февраля 2016 издан Приказ Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел России, Следственного комитета РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков № 26/67/13/105/56 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений».

В процессе исполнения домашнего ареста сотрудники Уголовно-исполнительной инспекции УФСИН по РТ сталкиваются с определенными трудностями, вызванными тем, что в некоторых случаях указанная мера пресечения избирается по адресу жилого помещения, не расположенного по месту осуществления предварительного расследования и судебного разбирательства, соответственно, доставка подозреваемых или обвиняемых из одного населенного пункта в другой для их участия в следственных и судебных действиях влечет за собой трату служебного и личного времени сотрудника инспекции и расходование значительных материальных затрат, в том числе на горюче-смазочного материала [3].

Как показывает судебная практика, в подавляющем большинстве случаев следователь или дознаватель, вырабатывающий тактику предварительного расследования преступления, является инициатором избрания домашнего ареста по определенному месту жительства (нахождения) подозреваемого или обвиняемого, предоставляя в судебном заседании правоустанавливающие документы на жилье [4]. В таких условиях суд не вправе выйти за пределы ходатайства органа предварительного расследования, если даже жилое помещение находится не по месту расследования преступления или проведения судебного разбирательства [5].

Резюмируя изложенное, следует отметить, что, несмотря на имеющиеся некоторые трудности исполнения домашнего ареста, Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН по РТ принимает меры по проведению совместных мероприятий с заинтересованными должностными лицами, следственными и судебными органами для исключения проблемных вопросов в практической деятельности. В настоящий период государством создаются соответствующие условия для нормального обеспечения исполнения востребованной меры пресечения в виде домашнего ареста, что направлено на выполнение Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года и на достижение задач и целей уголовно-исполнительного

законодательства Российской Федерации, а также на модернизацию пенитенциарной системы страны в целом.

Библиографический список

1. Результаты обобщения практики применения Кызылским городским судом Республики Тыва меры пресечения в виде домашнего ареста за 2016 год и 1 полугодие 2017 года. Архив Кызылского городского суда Республики Тыва.

2. Информационная справка начальника Федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» полковника внутренней службы Монгуша Ш.К. от 8 августа 2017 года. Архив Федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва».

3. Минаев А.В. История становления и развития уголовно-исполнительной системы на территории современной Республики Тыва (1921-2017 гг.): монография / А.В. Минаев, К.К. Серен-Чимит, Д.И. Кечил. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2017. 119 с.

4. Минаев А.В.; Дубровский О.Н.; Ондар Л.Ш. Криминология (учебное пособие). Кызыл: Редакционно-издательский отдел ТувГУ, 2014, 302 стр.

5. Чепунов О.И.; Минаев А.В.. Правовое регулирование и становление уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Москва: // «Закон и право». Издательство «Юнити-Дана», 2014, № 9, С. 17-23

Bibliograficheskiy spisok

1. Rezultatyi obobscheniya praktiki primeneniya Kyizyilskim gorodskim sudom Respubliki Tyiva meryi presecheniya v vide domashnego aresta za 2016 god i 1 polugodie 2017 goda. Arhiv Kyizyilskogo gorodskogo suda Respubliki Tyiva.

2. Informatsionnaya spravka nachalnika Federalnogo kazennogo uchrejdeniya «Ugolovno-ispolnitelnaya inspektsiya Upravleniya Federalnoy slujbyi ispolneniya nakazaniy po Respublike Tyiva» polkovnika vnutrenney slujbyi Mongusha SH.K. ot 8 avgusta 2017 goda. Arhiv Federalnogo kazennogo uchrejdeniya «Ugolovno-ispolnitelnaya inspektsiya Upravleniya Federalnoy slujbyi ispolneniya nakazaniy po Respublike Tyiva».

3. Minaev A.V. Istoriya stanovleniya i razvitiya ugolovno-ispolnitelnoy sistemyi na territorii sovremennoy Respubliki Tyiva (1921-2017 gg.): monografiya / A.V. Minaev, K.K. Seren-CHimit, D.I. Kechil. Kyizyil: Izd-vo TuvGU, 2017. 119 s.

4. Minaev A.V.; Dubrovskiy O.N.; Ondar L.SH. Kriminologiya (uchebnoe posobie). Kyizyil: Redaktsionno-izdatelskiy otdel TuvGU, 2014, 302 str.

5. CHepunov O.I.; Minaev A.V.. Pravovoe regulirovanie i stanovlenie ugolovno-ispolnitelnoy sistemyi Rossiyskoy Federatsii. Moskva: // «Zakon i pravo». Izdatelstvo «YUniti-Dana», 2014, № 9, S. 17-23

Серен-Чимит Кежик Кирович - аспирант юридического факультета Тувинскогого сударственного университета, г. Кызыл, E-mail: k.serenchimit@mail.ru

Seren-Chimit Kezhik Kirovich - post-graduate student of the Faculty of Law of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: k.serenchimit@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.