УДК 658.64
СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛУГ
Н.С. Гнитиева
В статье выделены основные характеристики производственных услуг и отличительные особенности. Представлена авторская модель содержания механизма управления предприятием в сфере производственных услуг и описание основных элементов механизма
Ключевые слова: производственная услуга, предприятие, механизм управления
Постиндустриальный период развития мировой экономики характеризуется
переориентацией производства с создания материальных продуктов на предоставление услуг в широком смысле. В настоящее время общепризнанным является значение сервисных сопровождающих продукты услуг, таких как ремонт и обслуживание, консультирование.
Влияние общемировых тенденций на отечественную промышленность приводит к расширению сферы производственных услуг путем создания сервисных центров, выделения ремонтных подразделений в самостоятельные предприятия. Значимость развития данного инфраструктурного сектора проявляется в увеличении возможностей промышленных предприятий для модернизации оборудования, обновления станочного парка, концентрации на основных видах деятельности, снижения уровня общепроизводственных расходов.
Однако проведенный автором анализ свидетельствует о недостаточной разработанности вопросов управления предприятием в сфере производственных услуг, необходимости адаптации зарубежного опыта к российской действительности. Предприятия, оказывающие производственные услуги, нуждаются в разработке соответствующего теоретического и методического аппарата управления, применении научно-обоснованной системы и механизма управления.
Рассмотрение сущности механизма управления предприятием в сфере производственных услуг требует уточнения содержащихся в данном понятии категорий.
В научной литературе понятие услуги до сих пор остается дискуссионным, что связано не только с широким разнообразием имеющихся на рынке услуг, но и с изменением концепции взглядов на товар. Еще менее определенным является термин «производственная услуга».
Неоднозначное представление видовой структуры производственных услуг в работах, посвященных исследованию производственной инфраструктуры, промышленного аутсорсинга и маркетинга товаров промышленного назначения, затрудняет понимание их сущности. На основе синтеза различных взглядов на производственные
Гнитиева Нина Сергеевна - ВГТУ, аспирант, ассистент, e-mail: [email protected]
услуги автором сформировано собственное представление об исследуемом понятии и выделены основные характеристики:
- производственные услуги относятся к материальным услугам и направлены на физические объекты (промышленное оборудование);
- потребителями являются промышленные предприятия;
- спрос на производственные услуги является вторичным и обусловлен спросом на промышленное оборудование;
- цель данных услуг заключается в сохранении
и восстановлении свойств средств труда, используемых в производственном процессе
потребителя;
- капиталоемкость и наукоемкость услуг
предъявляет требования соответствующего
высокого уровня квалификации исполнителей.
Оказание производственных услуг, таким
образом, относится к воспроизводству и обеспечивает непрерывность и эффективность производства продукции, сохранение и развитие технологического потенциала промышленного предприятия.
В качестве основных видов производственных услуг автором выделены ремонт и обслуживание оборудования, монтаж, пуско-наладочные работы, инжиниринг и консультационные услуги (обучение персонала потребителя). Сопутствующими услугами являются продажа оборудования и запасных частей, лизинг как форма кредитования потребителей при продаже оборудования.
Особенности функционирования и управления предприятиями в сфере производственных услуг обусловлены спецификой конечного продукта (производственной услуги), потребностями потребителей (промышленных организаций) и воздействием факторов внешней среды (политикоправовых, финансово-экономических, научнотехнических и интеллектуально-инновационных).
Специфика управления данными
предприятиями также проявляется в содержании механизма управления. До настоящего времени однозначное видение механизма еще не сформировано. В широком понимании механизм -это система, состоящая из множества элементов, выполняющих определенные функции в результате его действия и реализации. [1]
В экономической литературе часто используются понятия хозяйственного,
организационного, экономического,
мотивационного механизма. По мнению В. Р. Веснина, в каждой системе существует механизм, посредством которого элементы взаимодействуют между собой (граничат, порождают друг друга, воздействуют), а также с ней самой. [2]
Рассматривая механизм управления, необходимо отметить неоднозначность и многовариантность представлений об управлении
как процессе, функции, виде деятельности.
Категория механизма применительно к управлению, по мнению автора, представляет собой регулятор, должным образом упорядочивающий данный процесс и призванный обеспечить эффективность деятельности предприятия.
Авторская модель содержания механизма управления предприятием по оказанию производственных услуг, основанная на системном подходе, представлена на рисунке.
С У Б Ъ Е К Т У П Р А В Л Е Н И Я
1. Стратегический уровень 2. Тактический уровень 3. Операционный
ЦЕЛИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПО ОКАЗАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛУГ
1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОЙСТВ ПСПУ 2. СИСТЕМНЫЕ ЦЕЛИ 3.ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСПУ
1.1 САМООРГАНИЗАЦИЯ 2.1 СОХРАНЕНИЕ ПСПУ 3.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
1.2 АДАПТИВНОСТЬ 2.2 ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПСПУ 3.2 СОЦИАЛЬНЫЕ
1.3 УСТОЙЧИВОСТЬ 2.3 РАЗВИТИЕ ПСПУ
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
МЕХАНИЗМ МЕХАНИЗМ МЕХАНИЗМ МЕХАНИЗМ МЕХАНИЗМ
Ч ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ КООРДИНАЦИИ КОНТРОЛЯ
Содержание механизма управления предприятием в сфере производственных услуг
В качестве основных структурных элементов выделены целевая, функциональная, методическая и обеспечивающая подсистемы.
Целевая подсистема раскрывается через цели различного уровня. С позиций теории систем, автор выделяет в качестве целей механизма высшего уровня - обеспечение свойств предприятия как динамической нелинейной системы, т.е. реализация управляющих воздействий должна быть направлена на поддержание самоорганизации, адаптивности и устойчивости предприятия.
Механизм управления как наиболее активный элемент системы управления призван обеспечить сохранение, эффективное функционирование и развитие предприятия в сфере производственных услуг (ПСПУ). Цели высшего уровня
конкретизируются в экономических и социальных целях деятельности: получение прибыли,
повышение рентабельности услуг, рост
конкурентоспособности предприятия, социальная защищенность персонала и пр.
Механизм управления является частью системы управления, включающей в себя также объекты и субъекты управления. Несмотря на то, что механизм не содержит в себе объектов и субъектов, его содержание определяется
спецификой всех структурных элементов системы управления предприятия, в том числе спецификой управляемой подсистемы.
В качестве объектов управления выступают функциональные подсистемы предприятия,
структурные элементы и ключевые компетенции.
Основными функциями являются производство (оказание) услуг, маркетинговая подсистема, научно-исследовательские и опытно-
конструкторские разработки, финансы. Структурно предприятие в сфере производственных услуг представляет собой фронт-офис и бэк-офис, т.е. процессы, функции и персонал, непосредственно взаимодействующий с потребителями, и внутренние процессы. В качестве объектов воздействия автором также выделены ключевые компетенции предприятия - инновационность, развитие персонала, качество производственных услуг и отношения с потребителями.
В соответствии с моделью механизма управления, разработанной автором, механизм управления реализуется посредством частных механизмов функций управления, а именно: механизм планирования, механизм организации, мотивации, координации и контроля.
Механизм планирования должным образом призван регулировать процесс разработки и практического осуществления планов, путей, способов и средств их достижения.
Механизмы организации и координации нацелены на объединение, обеспечение и согласование действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей. Одна из основных задач механизма координации заключается в установлении и поддержании работы коммуникационных каналов и связей между элементами, звеньями организации.
Механизм мотивации, как один из значимых элементов механизма управления, предписывает применение тех или иных рычагов воздействия в зависимости от ситуативных факторов и характеристик персонала. Управление персоналом предприятия сектора производственных услуг должно быть основано на раскрытии личных способностей каждого работника, что ведет к максимальной самореализации человека в трудовой деятельности и повышении его профессионализма.
Механизм контроля предписывает перечень и сроки мероприятий по выявлению результатов управленческих воздействий и проверке соответствия процесса функционирования
управляемого объекта принятым управленческим решениям.
Содержание функциональных частных
механизмов определяется применением
соответствующих методов и инструментов, рычагов воздействия, среди которых методы прямого и
косвенного воздействия; административные, экономические и социально-психологические
методы. Оптимальное сочетание данных методов и инструментов позволяет добиться желаемого
результата.
Обеспечивающая подсистема включает совокупность необходимых ресурсов управления, посредством которых организуется управленческое воздействие на состояние соответствующих факторов управления. Автором выделены следующие виды обеспечения: нормативноправовое, материально-техническое, кадровое,
финансовое и информационное. Нормативное
обеспечение означает расчет и введение нормативной базы управления по направлениям: общие и частные нормативы, нормативы оценки воздействия факторов внешней и внутренней среды и другие. Материально-техническое обеспечение включает наличие необходимых технических средств управления, средств коммуникации и использования специальной технической базы. Информационное обеспечение предполагает проведение работ в направлении накопления и обработки текущей информации, применение соответствующих информационных технологий.
Таким образом, представленная модель содержания механизма управления предприятием в сфере производственных услуг основана на системном подходе и включает перечень необходимых подсистем и частных механизмов, согласованное взаимодействие которых позволит обеспечить эффективное функционирование и развитие системы управления и предприятия в целом.
Литература
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
2. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 504 с.
Воронежский государственный технический университет
MAINTENANCE OF MANAGEMENT MECHANISM TO INDUSTRIAL SERVICE’S
ENTERPRISE
N. S. Gnitieva
In this article the basic characteristics and peculiarities of industrial services are considered. The author's model of maintenance of management mechanism to industrial service’s enterprise and description of its main elements are presented
Key words: industrial service, enterprise, mechanism of management