УДК 658.64
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕМОНТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Э.Ю. Околелова, Н.С. Гнитиева
В статье представлены авторская модель содержания механизма управления ремонтным предприятием, описание основных элементов данного механизма
Ключевые слова: обслуживание, ремонт, механизм управления, предприятие
В современных условиях становления инновационной экономики развитие рынка ремонта и обслуживания промышленного оборудования является одним из факторов роста эффективности и повышения производительности отечественных промышленных предприятий. Использование гарантийного и постгарантийного обслуживания, выполняемого силами специализированных предприятий, позволяет повысить качество и надежность работы станочного парка предприятия - потребителя, персонифицировать ответственность за проведение ремонтных работ, сконцентрировать ресурсы на выполнении основных производственных процессов.
Развитие предприятий, специализирующихся на ремонтных работах и обслуживании промышленного оборудования, связано с общесистемными тенденциями и специфическими условиями перестройки материального производства. Современная теория и практика управления характеризуется повышенным вниманием к сервисной составляющей материального продукта и трансформацией представлений о товаре. Как отмечает Ф. Котлер: «В конечном итоге все должно сводиться к сфере услуг... клиент, приобретающий товар, на самом деле покупает услуги, которые этот товар ему предлага-ет»[3].В настоящее время любое промышленное оборудование, особенно высокотехнологичное, создает потребности в его обслуживании.
В период индустриализации промышленные предприятия и в России, и за рубежом проектировались по принципу «натурального хозяйства», то есть включали весь комплекс обслуживающих хозяйств. В 80-е годы структурно-технологическая перестройка материального производства в странах Запада стимулировала рост спроса на деловые услуги, а также коснулась непрофильных подразделений организаций, которые в результате выделились в самостоятельные организации.
В настоящее время происходит активная специализация и кооперация промышленных предприятий по двум взаимосвязанным направлениям:
1) экстернализация - выделение в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций,
Околелова Элла Юрьевна - ВГАСУ, д-р экон. наук, доцент, тел. (473) 243-76-67
Гнитиева Нина Сергеевна - ВГТУ, ст. преподаватель, е-таП: nsgnitieva@gmail.com
которые ранее были составной частью производства;
2) аутсорсинг - «перевод внутреннего подразделения предприятия и всех, связанных с ним активов в организацию поставщика услуг в течение определенного времени по оговоренной цене»[7].
Экстернализацию услуг характеризуют как явление качественного порядка, которое не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Последние годы характеризовались резким увеличением экстернализации функции научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. По мнению авторов, экстернализация является частным видом аутсорсинга.
Отечественные промышленные предприятия начинают идти по пути усиления специализации и кооперации, выделения на аутсорсинг непрофильных видов деятельности, в связи с этим производственная инфраструктура остается недостаточно развитой.
Между тем, значимость развития обслуживающих производств подчеркивалась исследователями еще в период административно-командной экономики. По мнению О.Г. Туровца, выполнение работ по техническому обслуживанию силами самих машиностроительных предприятий приводит к большим нерациональным расходам, распыленности средств, рабочей силы и оборудования[4]. Стоимость изготовления запасных частей в ремонтных цехах машиностроительных заводов в два-три раза дороже, чем на заводах станкоинструментальной промышленности, а затраты на капитальный ремонт нередко превышают стоимость нового оборудования.
В условиях рыночной экономикив России развитие ремонтных предприятий осуществляется путем выделения обслуживающих хозяйств из структуры предприятий и путем расширения сервисных центров предприятий - производителей промышленного оборудования.
Вывод ремонтных подразделений сопровождается изменением организационных и правовых отношений с основным производственным предприятием. Первоначально такие структуры оформляются как дочерние предприятия. На практике выделение обслуживающего подразделения в отдельную фирму при оказании ею услуг исключительно головной компании приводит к конфликтам менеджмента предприятий. Менеджеры головного пред-
приятия стремятся снизить стоимость ремонтных работ, что в конечном итоге приводит к убыточности ремонтного предприятия. В данном случае необходим поиск дополнительных клиентов.
Осознание руководством предприятий - производителей отечественного оборудования роли сервиса проявляется в создании сервисных центров, оказывающих гарантийное и послепродажное обслуживание (монтаж, пуско-наладочные работы). Место размещения сервисных центров определяется нахождением крупных клиентов - потребителей оборудования. Их создание требует значительных капиталовложений и поиска квалифицированного ремонтного персонала.
В настоящее время значительное отставание в инновациях, развитии технологий, недостаточном использовании имеющегося потенциала приводит к захвату рынка зарубежными производителями машин и оборудования. Отечественные потребители в силу неудовлетворительного качества российских станков и превосходства зарубежных аналогов по техническим параметрам все чаще инвестируют средства в оборудование иностранных производителей. Зарубежные компании усиливают свое влияние на рынке РФ открывая собственные подразделения и устанавливая долгосрочные партнерские отношения со специализированными ремонтными компаниями, которые зачастую выполняют функции дилера и обеспечивают гарантийное обслуживание.
В существующих условиях высокой конкуренции отечественные ремонтные предприятия нуждаются в разработке соответствующего теоретического и методического аппарата управления, применении научно-обоснованной системы и механизма управления, адаптации зарубежного опыта к российской экономической ситуации.
Деятельность ремонтного предприятия относится к воспроизводственным процессам и обеспечивает непрерывность и эффективность производства, сохранение и развитие технологического потенциала промышленного предприятия-потребителя.
К основным видамдеятельности ремонтного предприятия авторыотносят ремонт и обслуживание оборудования, монтаж, пуско-наладочные работы, инжиниринг и консультационные услуги (обучение персонала потребителя), изготовление запасных частей. Сопутствующими направлениями являются продажа оборудования и запасных частей, лизинг как форма кредитования потребителей при продаже оборудования.
Особенности функционирования и управления ремонтным предприятием обусловлены спецификой конечного продукта (ремонтные работы и сервис), потребностями потребителей (промышленных организаций) и воздействием факторов внешней сре-ды(политико-правовых, финансово-экономических, научно-технических и интеллектуально-
инновационных).
Специфика управления данными предприятиями также проявляется в содержании механизма управления. До настоящего времени однозначное видение механизма еще не сформировано. В широком понимании механизм - это система, состоящая из множества элементов, выполняющих определенные функции в результате его действия и реализа-ции[1].
В экономической литературе часто используются понятия хозяйственного, организационного, экономического, мотивационного механизма. По мнению В. Р. Веснина, в каждой системе существует механизм, посредством которого элементы взаимодействуют между собой (граничат, порождают друг друга, воздействуют), а также с ней самой[2].
Согласно Ю. М. Осипову, «природа и все природное организованно... Механизм - система организации системы, носитель и реализатор организации, ее процесс»[5].
Рассматривая механизм управления, необходимо отметить неоднозначность и многовариантность представлений об управлении как процессе, функции, виде деятельности.
Авторами на основе анализа теоретических источников выделены два основных подхода к определению механизма управления:
1) процессный - подчеркивается характер воздействия на объект управления;
2) системно-статичный - механизм предстает в виде совокупности средств, методов, инструментов.
По мнению авторов, целевое назначение системы управления ремонтным предприятиемзаклю-чается в обеспечении эффективного функционирования и развития предприятия при помощи соответствующим образом сформированного механизма управления.
Категория механизма применительно к управлению представляет собой регулятор, должным образом упорядочивающий данный процесс и призванный обеспечить эффективность деятельности предприятия.
Под механизмом управления ремонтным пред-приятиемавторы понимают совокупность элементов, реализующих функции управления посредством применения адекватных объекту методов управления при помощи материально-технического, кадрового, финансового, информационного, нормативноправового обеспечения, направленных на достижение целей предприятия.
Содержание механизма управления предприятием определяется его структурными элементами, в числе которых цели, функции и методы управления, обеспечивающая подсистема.
Авторская модель содержания механизма управления ремонтным предприятием, основанная на системном подходе, представлена на рисунке.
1. Стратегический уровень
2. Тактический уровень
3. Операционный уро-
ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РЕМОНТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОЙСТВ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СИСТЕМЫ
1.1 САМООРГАНИЗАЦИЯ
1.2 АДАПТИВНОСТЬ
1.3 УСТОЙЧИВОСТЬ
2. СИСТЕМНЫЕ ЦЕЛИ
2.1 СОХРАНЕНИЕ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 РАЗВИТИЕ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3.ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
3.2 СОЦИАЛЬНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
щ
МЕХАНИЗМ МЕХАНИЗМ МЕХАНИЗМ МЕХАНИЗМ МЕХАНИЗМ
ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ КООРДИНАЦИИ КОНТРОЛЯ У
2
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ
1. ПО ХАРАКТЕРУ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Методы
прямого
воздействия
о
Методы
косвенного
воздействия
2. ПО ВИДУ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕГУЛИРУЮЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ
Экономические р
.РА
3. ПО ОБЪЕКТАМ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
- методы управления персоналом
- методы управления качеством ремонтных работ
- методы управления отношениями с потребителями
- методы управления процессом выполнения ремонтных работ и обслуживания
- прочие
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЕ
П
НОРМАТИВНО-
ПРАВОВОЕ
КАДРОВОЕ
ФИНАНСОВОЕ
МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОЕ
О Б Ъ Е К Т У П Р А В Л Е Н И Я
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1
ПРОИЗВОДСТВО
'ОБСЛУЖИВАНИЕ
) ІУІАРКЕТІІНГ )У НИОКР ~^>> ФИНАНСьГ^>
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ФРОНТ-ОФИС
БЭК-ОФИС
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
КАЧЕСТВО РЕМОНТНЫХ РАБОТ И ОБСЛУЖИВАНИЯ
РАЗВИТИЕ >1 П Г IV
ПЕРСОНАЛА С! ИННОВАЦ
ОТНОШЕНИЯ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
Содержание механизма управления ремонтным предприятием
В качестве основных структурных элементов выделены целевая, функциональная, методическая и обеспечивающая подсистемы.
Целевая подсистема раскрывается через цели различного уровня. С позиций теории систем, авторы выделяют в качестве целей механизма высшего уровня - обеспечение свойств предприятия как динамической нелинейной системы, т.е. реализация управляющих воздействий должна быть направлена на поддержание самоорганизации, адаптивности и устойчивости предприятия.
Механизм управления как наиболее активный элемент системы управления призван обеспечить сохранение, эффективное функционирование и развитие ремонтного предприятия. Цели высшего уровня конкретизируются в экономических и социальных целях деятельности: получение прибыли, повышение рентабельности работ и услуг, рост конкурентоспособности предприятия, социальная защищенность персонала.
Механизм управления является частью системы управления, включающей в себя также объекты и субъекты управления. Несмотря на то, что механизм не содержит в себе объектов и субъектов, его содержание определяется спецификой всех структурных элементов системы управления предпри-
ятия, в том числе спецификой управляемой подсистемы.
В качестве объектов управления выступают функциональные подсистемы предприятия, структурные элементы и ключевые компетенции. Основными функциями являются производство (изготовление запасных частей), обслуживание оборудования, маркетинговая подсистема, научно-
исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансы.
Структурно ремонтное предприятие представляет собой «фронт-офис» и «бэк-офис», то есть процессы, функции и персонал, непосредственно взаимодействующий с потребителями, и внутренние процессы. В качестве объектов воздействия автором также выделены ключевые компетенции предприятия -инновации, развитиеперсонала, качество ремонтных работ и обслуживания и отношения с по-требителями.Под ключевыми компетенциями автор понимает специфические, трудно имитируемые конкурентами источники устойчивых конкурентных преимуществ предприятия. Концепция ключевых компетенций, предложенная Г. Хамелом и К.К. Прахаладом, является основой «интеллектуального лидерства» предприятия в отрасли[6].
В соответствии с моделью, разработанной автором, механизм управления реализуется посредством частных механизмов функций управления, а именно: механизм планирования, механизм организации, мотивации, координации и контроля.
Механизм планированиядолжным образом призван регулировать процесс разработки и практического осуществления планов, путей, способов и средств их достижения.
Механизмы организации и координации нацелены на объединение, обеспечение и согласование действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей. Одна из основных задач механизма координации заключается в установлении и поддержании работы коммуникационных каналов и связей между элементами, звеньями организации.
Механизм мотивации, как один из значимых элементов механизма управления, предписывает применение тех или иных рычагов воздействия в зависимости от ситуативных факторов и характеристик персонала. Управление персоналом ремонтного предприятия должно быть основано на раскрытии личных способностей каждого работника, что ведет к максимальнойсамореализации человека в трудовой деятельности и повышении его профессионализма.
Механизм контроля предписывает перечень и сроки мероприятий по выявлению результатов управленческих воздействий и проверке соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям.
Содержание функциональных частных механизмов определяется применением соответствующих методов и инструментов, рычагов воздействия, среди которых методы прямого и косвенного воздействия; административные, экономические и социально-психологические методы. Оптимальное сочетание данных методов и инструментов позволяет добиться желаемого результата.
Обеспечивающая подсистема включает совокупность необходимых ресурсов управления, посредством которых организуется управленческое
воздействие на состояние соответствующих факторов управления. Авторами выделены следующие виды обеспечения: нормативно-правовое, материально-техническое, кадровое, финансовое и информационное. Нормативное обеспечение означает расчет и введение нормативной базы управления по направлениям: общие и частные нормативы, нормативы оценки воздействия факторов внешней и внутренней среды и другие. Материально-техническое обеспечение включает наличие необходимых технических средств управления, средств коммуникации и использования специальной технической базы. Информационное обеспечение предполагает проведение работ в направлении накопления и обработки текущей информации, применение соответствующих информационных технологий.
Таким образом, представленная модель содержания механизма управления ремонтным предприятием основана на системном подходе и включает перечень необходимых подсистем и частных механизмов, согласованное взаимодействие которых позволит обеспечить эффективное функционирование и развитие системы управления и ремонтного предприятия в целом.
Литература
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь [Текст] / А.Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2003. — 895с.
2. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 504 с.
3. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: анализ, планирование и контроль [Текст] / Ф.Котлер. - СПб.: Питер, 2001.
4. Организация производства: Учеб.для вузов
[Текст] / О.Г. Туровец, В.Н. Попов, Б.Н. Родионов и др.; Под ред. О.Г. Туровца. - Воронеж, 1993. - 384 с.
5. Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма [Текст] / Ю.М. Осипов. - М.: МГУ, 1994. - 368с.
6. Хамел Г. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня [Текст] / Г.Хамел, К.К. Прахалад. Пер. с анг. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2002.
7. Хейвуд Ж.Д. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ [Текст] / Ж.Д. Хейвуд. - М.: Вильямс, 2002. - 224 с.
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Воронежский государственный технический университет
MECHANISMOFMANAGEMENTTOREPAIR ENTERPRISES IN MARKET ECONOMY
CONDITIONS
E.Yu. Okolelova, N.S. Gnitieva
In this article the author's model of maintenance of management mechanism to repair enterprises is presentedand basic elements of the mechanism are described
Key words: service, repair, mechanism of management, enterprise