ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИИ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА Н.С. Гнитиева, ассистент
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
Рассмотрены условия становления предприятий ремонтно-обслуживающего производства. На основе анализа состояния рынка ремонтных работ и обслуживания промышленного оборудования выделены основные тенденции функционирования исследуемых предприятий
В современных условиях становления инновационной экономики развитие рынка ремонтного обслуживания производства является одним из факторов роста эффективности и повышения производительности отечественных промышленных предприятий. Использование гарантийного и постгарантийного обслуживания, выполняемого силами специализированных предприятий, позволяет повысить качество и надежность работы оборудования промышленного предприятия - потребителя, персонифицировать ответственность за проведение ремонтных работ, сконцентрировать ресурсы на выполнении основных производственных процессов.
Развитие предприятий, специализирующихся на ремонтных работах и обслуживании промышленного оборудования, связано с общесистемными тенденциями и специфическими условиями перестройки материального производства. Современная теория и практика управления характеризуется повышенным вниманием к сервисной составляющей материального продукта и трансформацией представлений о товаре. Как отмечает Ф. Котлер: «В конечном итоге все должно сводиться к сфере услуг... клиент, приобретающий товар, на самом деле покупает услуги, которые этот товар ему предлагает».[1] В настоящее время любое промышленное оборудование, особенно
высокотехнологичное, создает потребности в его обслуживании.
В период индустриализации промышленные предприятия и в России, и за рубежом проектировались по принципу «натурального хозяйства», т.е. включали весь комплекс обслуживающих хозяйств. В 80-е годы структурно -технологическая перестройка материального производства в странах Запада стимулировала рост спроса на деловые услуги, а также коснулась и непрофильных подразделений организаций, которые в результате выделялись в самостоятельные организации.
В настоящее время происходит активизация специализации и кооперации промышленных предприятий по двум взаимосвязанным направлениям:
1) экстернализация - выделение в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства;
2) аутсорсинг - «перевод внутреннего подразделения предприятия и всех, связанных с ним активов в организацию поставщика услуг в течение определенного времени по оговоренной цене»[2].
Экстернализацию услуг характеризуют как явление качественного порядка, которое не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Последние годы характеризовались резким увеличением экстернализации функции научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. По мнению автора, экстернализация является частным видом аутсорсинга.
В настоящее время исследователи выделяют аутсорсинг бизнес-процессов, функций, IT-аутсорсинг, промышленный и производственный аутсорсинг. Предметом аутсорсинга могут быть все бизнес-процессы. Однако согласно традиционному подходу, при котором бизнес-процессы разделяются на «основные» и «вспомогательные», подрядчикам в основном передаются нестратегические или незначимые процессы.
Зарубежные компании уже успели оценить выгоды от использования аутсорсинга: экономия затрат, повышение оперативности и
производительности, рост ответственности за качество работ. Согласно материалам ежегодного исследования журнала «Industry Week» - IW Census on Manufacturing , в котором участвует 3000 американских производственных компаний, в США наиболее активно используется аутсорсинг перевозок - 44,7% компаний, а также на аутсорсинг отдается производство, обслуживание оборудования и обслуживание информационных систем (таблица).[3]
Использование производственного аутсорсинга в американских компаниях
Вид процесса, передаваемого на аутсорсинг Нет аутсорсинга Частичный аутсорсинг Активный аутсорсинг
Снабжение 83,3% 14,3% 2,5%
Содержание оборудования 53,6% 43,8% 2,6%
Производство 41,2% 54,9% 3,8%
Складирование и распределение 69,5% 26,3% 4,1%
Информационные технологии 55,4% 39,5% 5,1%
Перевозки 28,3% 27,0% 44,7%
Отечественные промышленные предприятия только начинают идти по пути усиления специализации и кооперации, выделения на аутсорсинг непрофильных видов деятельности, в связи с этим производственная инфраструктура остается недостаточно развитой.
Между тем, значимость развития обслуживающих производств подчеркивалась исследователями еще в период административно-командной экономики. По мнению О.Г. Туровца, выполнение работ по техническому обслуживанию силами самих машиностроительных предприятий приводит к большим нерациональным расходам: распыленности средств, рабочей силы и оборудования.[4] Стоимость изготовления запасных частей в ремонтных цехах машиностроительных заводов в два-три раза дороже, чем на заводах станкоинструментальной промышленности, а затраты на капитальный ремонт нередко превышают стоимость нового оборудования.
Автор считает, что недооценка роли вспомогательных служб на отечественных предприятиях проявляется в следующих проблемах их организации:
- применение малоэффективного оборудования и технологий;
- низкий уровень механизации работ;
- выполнение работ основного и экспериментального производств;
- отсутствие необходимых площадей;
- недостаточная квалификация рабочего персонала;
- неэффективная система оплаты труда (отсутствие стимулирования).
В итоге такая политика приводит к росту количества персонала вспомогательных служб (в ряде случаев более 50% от общего количества рабочих), дезорганизации деятельности вспомогательных служб.
Анализ статистических данных свидетельствует об изношенности оборудования предприятий промышленности, следовательно, спрос на ремонтные работы есть, но как показывает практика, не всегда имеются в наличии необходимые финансовые средства и желание собственников, управленцев направить их на модернизацию технологического оборудования.
Значительное отставание в инновациях, развитии технологий, недостаточном использовании имеющегося потенциала приводит к захвату рынка зарубежными производителями машин и оборудования. Отечественные потребители промышленного оборудования в силу неудовлетворительного качества российских станков и превосходства зарубежных аналогов по потребительским и техническим параметрам все чаще инвестируют средства в оборудование иностранных производителей. Иностранные производители
усиливают свое влияние на рынке РФ открывая собственные подразделения и путем установления долгосрочных партнерских отношений со специализированными ремонтными компаниями, которые зачастую выполняют функции дилера и обеспечивают гарантийное обслуживание.
По оценкам аналитиков, объем рынка работ по ремонту производственного оборудования через 2-3 года составит 500 млн. долларов.[5]
Анализ сферы ремонтно-обслуживающего производства, проведенный специалистами маркетинговых агентств, свидетельствует о стремительном развитии предприятий данного сектора в течение нескольких докризисных лет. Однако основная масса предприятий была сконцентирована на торговле оборудованием, сервис был необходимым условием продаж. Все усилия руководства компаний были направлены на захват как можно большей доли рынка, расширение филиальной сети. На обучение сотрудников и выстраивание системы управления внутри быстро растущей компании времени не было. И хотя компании объявляли об «индивидуальном подходе» к каждому клиенту, обещали «самый высокий уровень гарантийного обслуживания» оборудования, они просто не в состоянии были выполнить свои обещания.
Развитие рынка ремонта и обслуживания оборудования производственного назначения в России также происходит путем выделения обслуживающих производств из структуры предприятий, особенно данная тенденция проявляется в нефтегазовой отрасли.
Вывод ремонтных подразделений производится путем изменения организационных и правовых отношений с основным производственным предприятием. Первоначально такие структуры оформляются как дочерние предприятия. На практике выделение обслуживающего подразделения в отдельную фирму при оказании ей услуг исключительно головной компании приводит к конфликтам менеджмента предприятий. Менеджеры головного предприятия стремятся снизить стоимость сервисных услуг, что в конечном итоге приводит к убыточности ремонтного предприятия. В данном случае необходим поиск дополнительных клиентов.
Осознание руководством предприятий -производителей отечественного оборудования роли сервиса проявляется в создании сервисных центров, оказывающих гарантийное и послепродажное обслуживание (монтаж, пуско-наладочные работы). Место размещения сервисных центров определяется нахождением крупных клиентов - потребителей оборудования. Их создание требует значительных капиталовложений и поиска квалифицированного ремонтного персонала.
Развитие предприятий ремонтно-
обслуживающего производства, выделенных из
состава основного предприятия, и выполняющих функции сервисного центра, должно происходить по пути усиления хозяйственной самостоятельности и приобретения юридической независимости, что позволит строить отношения с клиентами на принципах стратегического партнерства и повысит эффективность обслуживания.
Результаты маркетинговых исследований показывают, что в России уже востребован сервис высокого уровня, который может быть предоставлен только сервисными компаниями нового типа. Отечественные предприятия активно копируют положительный опыт западных партнеров. Западные сервисные компании, оказывающие услуги по содержанию и ремонту оборудования и цехов, среди своих преимуществ указывают наличие собственного квалифицированного персонала, собственных ремонтных мастерских и развитой сети сервисных центров.
Развитие сферы услуг производственного назначения за рубежом базируется на следующих "истинах сервисного бизнеса":
- специализация и, как следствие, повышение качества и эффективности сервиса;
- разделение труда, а именно функций заказчика и подрядчика (сервисной компании), повышает эффективность работы и конкурентоспособность обеих сторон;
- инвестиции в новые технологии окупаются в том случае, если результаты используются не только внутри одной компании, а имеют практическое значение для отрасли в целом.
В условиях кризиса снижение потребления приводит к ужесточению борьбы за существующих клиентов, разработке комплекса услуг (от продажи оборудования до инжиниринга). Недостаток финансовых ресурсов приводит к развитию лизинговой деятельности.
Осознание необходимости изменений процессов обслуживания проявляется в следующих тенденциях функционирования отечественных предприятий ремонтно-обслуживающего производства:
1) индивидуальный подход к каждому клиенту, учет потребностей;
2) контроль качества обслуживания;
3) использование гибкой ценовой политики;
4) применение инструментов формирования лояльности клиентов;
5) использование инновационных технологий;
6) диверсификация и комплексность услуг;
7) обучение персонала.
Проявление выделенных автором тенденций функционирования предприятий,
специализирующихся на выполнении ремонтных работ и обслуживании промышленного оборудования, приводит к изменениям процессов управления. В системе управления происходит смещение акцентов с управления ростом на качественное развитие, повышение устойчивости и гибкости. Особое внимание уделяется методам управления персоналом и маркетинговой подсистеме предприятия. В качестве основного конкурентного преимущества
рассматривается качество услуг.
Таким образом, результаты проведенного автором исследования позволяют отнести рынок ремонтных работ и обслуживания промышленного оборудования в России к развивающимся, обладающим большим потенциалом роста.
Литература
1. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: анализ, планирование и контроль [Текст] / Ф.Котлер. - СПб.: Питер, 2001.
2. Хейвуд Ж.Д. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ [Текст] / Ж.Д. Хейвуд. -М.: Вильямс, 2002. - 224 с.
3. Критерии перехода на аутсорсинг промышленных предприятий [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.klubok.net.
4. Организация производства: Учеб. для вузов [Текст] / О.Г. Туровец, В.Н. Попов, Б.Н. Родионов и др.; Под ред. О.Г. Туровца. - Воронеж, 1993. - 384 с.
5. Коноплев А. Тенденции развития российского рынка промышленных услуг в нефтегазовой отрасли [Электронный ресурс] // Компас промышленной реструктуризации. - Режим доступа: http ://www. compass-r. ru/.
® 8- (960)-129-43-59
Ключевые слова: ремонт, обслуживание оборудования, предприятие.