Научная статья на тему 'Методический подход к исследованию механизма управления предприятием в сфере производственных услуг'

Методический подход к исследованию механизма управления предприятием в сфере производственных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ УСЛУГА / ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ / INDUSTRIAL SERVICE / THE ENTERPRISE / THE MANAGEMENT MECHANISM / THE METHODICAL APPROACH / THE ANALYSIS OF A CONDITION AND AN ESTIMATION OF EFFICIENCY OF THE MANAGEMENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гнитиева Нина Сергеевна

Предложен методический подход к исследованию механизма управления предприятием в сфере производственных услуг, позволяющий диагностировать текущее состояние механизма управления и эффективность его функционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODICAL APPROACH TO RESEARCH OF THE MANAGEMENT MECHANISM TO INDUSTRIAL SERVICE'S ENTERPRISE

The methodical approach to research of the management mechanism to industrial service's enterprise is offered, allowing to estimate a current condition of the management mechanism and efficiency of its functioning

Текст научной работы на тему «Методический подход к исследованию механизма управления предприятием в сфере производственных услуг»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛУГ Н.С. Гнитиева, ассистент

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Предложен методический подход к исследованию механизма управления предприятием в сфере производственных услуг, позволяющий диагностировать текущее состояние механизма управления и эффективность его функционирования

Структурно-технологическая перестройка материального производства привела к появлению особого класса сервисных систем, созданных в процессе выделения непрофильных подразделений промышленных организаций, специализирующихся на услугах производственного назначения.

Формирование и развитие сферы производственных услуг способствует обновлению основных фондов, модернизации, сохранению и восстановлению технологического потенциала промышленных предприятий - потребителей.

В то же время российские организации данного сектора экономики сталкиваются с усилением конкуренции со стороны зарубежных компаний, появлением новых технологий ремонта и обслуживания оборудования.

В создавшихся условиях руководство отечественных предприятий нуждается в разработке теоретического и методического инструментария, а также применении научно-обоснованной системы и механизма управления.

Исследование механизма управления, представляющего собой «носитель и реализатор организации» [1], позволяет выявить проблемы управленческой деятельности и наметить пути их разрешения.

Разработанный автором методический подход к исследованию механизма управления предприятием в сфере производственных услуг представлен на рисунке.

Рассмотрим подробно содержание предложенных этапов.

Проведение исследования целесообразно начать со сбора информации и выбора методов исследования. В качестве источников информации рекомендуется использовать бухгалтерскую отчетность предприятий (форма №1 - №5), внутреннюю отчетность, документально оформленные планы, распоряжения, внутренние положения об оплате труда, данные информационных систем, используемых на предприятии. Обработка информации проводится с использованием методов системного, документального и организационного анализа; используются также экспертный анализ; статистическая группировка.

Следующим этапом является анализ состояния механизма управления предприятием в сфере производственных услуг.

По мнению автора, основными элементами, определяющими содержание механизма управления, являются цели, функции и методы управления, обеспечивающие подсистемы. Анализ данных элементов позволяет диагностировать текущее состояние механизма управления предприятием.

Выбор частных показателей, характеризующих состояние механизма управления по элементам, основан на всестороннем изучении научных трудов по теории и практике управления, а также проверке соответствия требованиям комплексности, универсальности и достоверности.

Исследование целевой подсистемы включает определение показателей наличия целей, их структурированности, комплексности по уровням управления (стратегический, тактический и оперативный) и по функциональным подсистемам предприятия (производство, маркетинг, финансы, сбыт). Особое значение имеет наличие и структурированность целей в области управления качеством, инновационных технологий, развития персонала и удовлетворенности клиентов.

Значения показателей варьируются в интервале [0;1]. Рекомендуется использование методов экспертного опроса руководства предприятия и документального анализа.

Состав частных показателей состояния функций управления, в числе которых планирование, организация, мотивация, координация, контроль, представлен в таблице.

Анализ методической подсистемы включает исследование применяемых в управленческой деятельности методов и инструментов. Основываясь на существующих классификациях [2, 3] и учитывая многообразие подходов и признаков группировки методов управления, автор считает необходимым и достаточным в рамках предлагаемого методического подхода в соответствии с поставленными целями, ограничиться анализом методов управления, объединенных в группы по объектам управленческих воздействий. Изучение специфических особенностей управления предприятием сферы производственных услуг и выделение ключевых компетенций данных организаций позволяет в числе наиболее значимых выделить методы управления качеством производственных услуг, методы управления

Источники информации:

бухгалтерская отчетность (форма №1 -№5), внутренняя отчетность, документально оформленные планы, распоряжения, внутренние положения об оплате труда, данные информационных систем

Методы исследования:

Системный анализ; направленный опрос; метод документального анализа; экспертный анализ; метод организационного анализа; статистическая сводка и группировка.

Этап 2. Анализ состояния механизма управления предприятием в сфере производственных услуг

Э Л Е М Е Н Т Ы , Х А Р А К Т Е Р И З У Ю Щ И Е С О С Т О Я Н И Е М Е Х А Н И З М А У П Р А В Л Е Н

1. ЦЕЛИ 2. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕ- 3. МЕТОДЫ УПРАВ- 4. ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ПОД-

2.1 Определение и расчет частных показателей, характеризующих состояние механизма управления по выделенным элементам

2.2. Нормирование частных показателей, характеризующих механизм управления

Выбор исходной и нормированной шкал оценки и определение соответ- Переход от исходных показателей

ствующих им значений показателей оценки к нормированным

2.3. Определение и расчет комплексных показателей, характеризующих состояние механизма управления по элементам

2.4. Определение интегрального показателя оценки состояния механизма управления предприятием

Определение весовых коэффициентов значимости каж- Расчет интегрального показателя оценки состоя-

дого комплексного показателя ния механизма управления

Этап 3. Оценка эффективности механизма управления предприятием в сфере производственных услуг

С О С Т А В Л Я Ю Щ И Е О Ц Е Н К И Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т И М Е Х А Н И З М А У П Р А В Л Е Н И Я

1. ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 2. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КЛИЕНТОВ 2. СОСТОЯНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 4. ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

3.1. Определение и расчет частных показателей, характеризующих эффективность механизма управления предприятием

3.2 Нормирование частных показателей эффективности механизма управления предприятием

3.3. Определение и расчет комплексных показателей, характеризующих эффективность механизма управления по составляющим

3.4 Определение интегрального показателя эффективности механизма управления предприятием

Этап 4. Обобщение результатов исследования:

сопоставление результатов оценки состояния и эффективности механизма управления, уровень

достижения поставленных целей, выявление несоответствии применяемых методов управления

и полученных результатов

Методический подход к исследованию механизма управления предприятием в сфере

Показатели, характеризующие состояние функций управления

№ п/п Наименование показателя Расчетная формула Пояснения

1. Планирование

1.1 Коэффициент комплексности планирования к _ К п кп К К об Кп - количество подразделений, деятельность которых планируется; Коб - общее количество подразделений предприятия

1.2 Показатель гибкости планирования К _К пл к гп к кпо Кпл - количество пересматриваемых планов; Кпо -общее количество планов

1.3 Коэффициент напряженности планов Т к _ зр нп В пр Тзр - трудоемкость запланированных работ по подразделению; Впр - проектные возможности подразделения

1.4 Коэффициент оптимальности планов К _ К опт К Оп тг К по Копт - количество оптимизированных планов; Кпо - общее количество планов

2. Организация

2.1 Уровень исполнительности К Ы Р исп Моб ^ - количество реализованных решений; №>б -общее количество управленческих решений

2.2 Уровень централизации функций к Фц Кцф _ ф о Фц - централизованные функции управления; Фо -общее число функций управления

2.3 Коэффициент выполнения норм управляемости Ч К _ пф ен Ч норм Чпф - количество подчиненных работников менеджера; Чнорм - норма числа работников

2.4 Коэффициент соотношения фактической и нормативной численности управленческих работников Ч тг Уф Кур _Ч— упл Чуф - фактическая численности управленческих работников; Чупл - плановая численность управленческих работников

3. Мотивация

3.1 Показатель соотношения материальных и нематериальных методов мотивации к _мм мн Мн Мм - количество применяемых материальных методов мотивации; Мн - количество применяемых нематериальных методов мотивации персонала

3.2 Уровень удовлетворенности сотрудников условиями труда Ч К уд уд ч п Чуд - число сотрудников, удовлетворенных условиями труда; Чп - общее число сотрудников

3.3 Уровень материальной мотивированности персонала З К _ пе мот г) от Зпв - затраты на выплату премий, вознаграждений работникам; Зот - затраты на оплату труда

3.4 Коэффициент инвестиций в обучение сотрудников з К оп ио Г) оф Зоп - затраты на обучение персонала плановые; Зоф - затраты на обучение персонала фактические

3.5 Коэффициент текучести кадров Ч І/' еыб тек ч Чвыб - число выбывших сотрудников; Ч - общее число сотрудников

4. Координация

4.1 Уровень взаимодействия подразделений к _ В-эф Кез _ В Воб Вэф - число эффективных взаимодействий; Воб -общее число взаимодействий

4.2 Показатель оперативности координирования К -_Р-^ Ра Рвып - число выполненных в срок работ; Ро - общее число работ

4.3 Уровень координации К Вк Кук _ ук Ву Вк - число координационных воздействий; Ву -общее число управленческих воздействий

5. Контроль

5.1 Комплексность контроля Р Кк_ — К Ро Рк - количество видов работ, подвергшихся контролю; Ро - общее количество работ

5.2 Уровень контрольных функций К _Чк кф_ Ч Чк - количество сотрудников, выполняющих контролирующие функции; Ч - общее количество сотрудников

5.3 Степень охвата контролем показателей II Кк - количество контролируемых показателей деятельности подразделений; Кп - количество представляемых показателей

5.4 Регулярность контроля К Оф Кр_оТ Оф - фактическое число операций контроля, выполненных за отчетный период; Опл - плановое число операций контроля

персоналом, отношениями с потребителями и методы управления процессом оказания услуг.

Анализ использования в практике предприятия соответствующих методов рекомендуется проводить методом экспертного опроса.

Состояние механизма управления характеризует также уровень обеспеченности реализации функций управления, а именно оценка информационного, нормативно-правового, финансового, кадрового, материально-технического обеспечения.

В целях универсальности предлагаемого подхода, для корректного сравнения различных по масштабу и организационным условиям деятельности предприятий сферы производственных услуг необходимо провести нормирование рассчитываемых частных показателей.

Нормирование частных показателей будет осуществляться по формуле:

1_1 шп +

х - х„

х„

— х„

х(і -1 . ),

\ тах шт / ’

(1)

где 1тт,тах - соответственно минимальное и максимальное показателя в нормированной шкале;

Хтш,тах - соответственно минимальное и максимальное значение показателя в исходной шкале.

Расчет комплексных показателей оценки состояния механизма управления К1, К2...Кп следует проводить по формуле преобразования частных коэффициентов в единый комплексный показатель с использованием следующей формулы:

К = 11,1,1' , (2)

п

где И - нормированное значение частных показателей оценки состояния;

п - количество частных показателей.

Определение интегрального показателя состояния механизма управления предприятием в сфере производственных услуг (См) осуществляется по формуле:

С„ _Т,. 1 К с * gm

(3)

ренность клиентов, состояние бизнес-процессов, отношения сотрудничества и развитие персонала. Оценка эффективности проводится аналогично анализу состояния механизма управления, т.е. путем обобщения совокупности нормированных значений частных показателей, характеризующих состояние каждого из составляющих, с учетом их значимости для объекта исследования.

Последним этапом исследования является обобщение полученных результатов, заключающееся в сопоставлении результатов оценки состояния и эффективности механизма управления, определении уровня достижения поставленных целей, выявлении несоответствий применяемых методов управления и полученных результатов.

Предлагаемый методический подход к исследованию механизма управления предприятием в сфере производственных услуг позволяет дать всестороннюю комплексную оценку состояния и эффективности действующего механизма управления. Результаты исследования могут служить основой для выработки управленческих решений по совершенствованию применяемых методов и инструментов управленческих воздействий.

Литература

1. Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. - М.: МГУ, 1994. - 368 с.

2. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.

3. Казарина Л. А., Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. - Иркутск, Изд-во ИГЭА, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

э 8 (4732) 43-76-67

Ключевые слова: производственная услуга,

предприятие, механизм управления, методический подход, анализ состояния и оценка эффективности механизма управления

где Кс - комплексные показатели оценки состояния соответственно целевой, функциональной, методической и обеспечивающей подсистем механизма управления;

gm - весовой коэффициент значимости каждой подсистемы.

Учет весовых коэффициентов необходим для отражения значимости подсистем, которая может отличаться для разных объектов исследования.

Следующим этапом исследования механизма управления является оценка эффективности его функционирования. Автор определил эффективность функционирования механизма управления как степень достижения поставленных целей по четырем составляющим: финансовый результат, удовлетво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.