УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО
ПРОИЗВОДСТВА Н.С. Гнитиева, старший преподаватель
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
Предложена совокупность принципов формирования механизма управления предприятием ремонто-обслуживающего производства, учитывающих специфические особенности функционирования и управления исследуемых предприятий
В современных условиях развитие рынка ремонтного обслуживания производства является одним из факторов роста эффективности и повышения производительности отечественных промышленных предприятий. Значимость развития инфраструктурного сектора ремонтно-
обслуживающего производства проявляется в увеличении возможностей промышленных предприятий по модернизации оборудования, обновления станочного парка, концентрации на основных видах деятельности, снижения уровня общепроизводственных расходов.
Результаты исследований теоретических и практических аспектов деятельности свидетельствуют о недостаточной разработанности вопросов управления ремонтным предприятием,
необходимости адаптации зарубежного опыта к российской экономическим условиям. Предприятия ремонтно-обслуживающего производства нуждаются в разработке соответствующего теоретического и методического аппарата управления, применении научно-обоснованной системы и механизма управления.
Целевое назначение системы управления предприятием ремонтно-обслуживающего
производства заключается в обеспечении эффективного функционирования и развития предприятия при помощи соответствующим образом сформированного механизма управления.
Категория механизма применительно к управлению, по мнению автора, представляет собой регулятор, должным образом упорядочивающий данный процесс и призванный обеспечить эффективность деятельности предприятия.
Под механизмом управления предприятием ремонтно-обслуживающего производства автор понимает совокупность элементов, реализующих функции управления посредством применения адекватных объекту методов управления при помощи материально-технического, кадрового, финансового, информационного, нормативно-правового
обеспечения, направленных на достижение целей предприятия. Содержание механизма управления предприятием определяется его структурными
элементами, в числе которых цели, функции и методы управления, обеспечивающая подсистема.
Актуальность формирования механизма управления обусловлена рядом причин. Выделившиеся в процессе структурной перестройки производства ремонтные подразделения оказались неприспособленны к самостоятельным условиям ведения хозяйственной деятельности. Руководство не готово к ведению конкурентной борьбы, практически отсутствует применение маркетинговых
инструментов, работа по удержанию клиентов. Появившиеся в последнее десятилетие малые предприятия данной сферы ориентированы, прежде всего, на получение прибыли от торговли оборудованием, сервис рассматривается как дополнительная нагрузка. Однако в условиях финансовой нестабильности руководство
предприятий начинает осознавать преимущества от развития сервисного направления деятельности.
По мнению автора, формирование механизма управления предприятием ремонтно-обслуживающего производства должно происходить в соответствии с определенными принципами (рисунок),
регламентирующими его общую структуру и действия.
Совокупность рекомендуемых принципов формирования механизма управления следует разделить на общие принципы, которые являются обязательными при формировании механизма управления любой экономической системой, и специфические принципы, отражающие сущность и особенности управления предприятием ремонтно-обслуживающего производства.
К числу важнейших общих принципов, по мнению автора, следует отнести: целенаправленность, системность, комплексность, научность,
эффективность, развитие и совершенствование.
Принцип целенаправленности означает, что механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей и задач организации. Механизм управления призван в общесистемном плане обеспечивать свойства предприятия как экономической системы, такие как адаптивность, устойчивость, гибкость. Необходимо формирование научно обоснованного целевого блока, разработка и
обоснование целей развития предприятия. С позиций системного подхода механизм управления, представляющий собой совокупность частных механизмов и элементов, обладает свойством эмерджентности, которое означает, что «векторы целевых функций отдельных подсистем, как правило, не совпадают по направлению с целевой функцией самой большой системы». [2]
К числу общепризнанных принципов управления относится принцип системности, который означает,
что все элементы и процессы находятся в некоторой системной связи, отражающей основные свойства и характеристики системы. [2] Использование принципа системности при формировании механизма управления предприятием ремонтно-обслуживающего производства предполагает применение
инструментария теории управления и общей теории систем. Элементы, входящие в состав механизма управления, во взаимодействии должны образовывать целостную систему с новыми свойствами.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА
м \—/
ЧАСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ИННОВАЦИОНОСТЬ
ПРИОРИТЕТНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Управление качеством ремонтных работ
Управление отношениями с потребителями
Управление развитием персонала
с ИНФОРМАЦИОННОСТЬ N
V У
Совокупность принципов формирования механизма управления предприятием ремонтно-обслуживающего
производства
Следование принципу комплексности означает необходимость рассмотрения и учета всех элементов механизма управления и исследования всех факторов, оказывающих влияние на изменение состояния объекта и субъекта управления и отдельных их составляющих.
По мнению Кононенко П.И., «... комплексность означает учет в конкретных актах управления всего многообразия факторов, влияющих на результаты
принятого решения: организационных,
экономических, правовых, социальных и др. Соблюдение и учет принципа комплексности обеспечивает необходимую обоснованность решений и прогноз их возможных последствий». [1]
Положение о научной обоснованности применяемых форм, методов управления требует реализации принципа научности. Механизм управления должен быть основан на современных
знаниях и научных достижениях, должны учитываться действия познанных объективных законов развития природы и общества.
Принцип эффективности основан на исходном положении о результативной работе механизма, выражающейся в поддержании устойчивой работы предприятия, достижения целей и задач системы управления, с минимальными затратами (управленческие, накладные расходы). Соблюдение данного принципа предполагает эффективное использование ресурсов предприятия.
Принцип непрерывного развития и совершенствования учитывает объективную необходимость применения современных
инновационных форм и методов управления, а также обусловливает необходимость пересмотра применяемого на практике методического инструментария.
Необходимость выделения частных принципов формирования механизма управления связана с особенностями ремонтно-обслуживающего
производства, спецификой управления предприятием данного сектора экономики.
Выделение принципа инновационности необходимо для повышения конкурентоспособности и усиления рыночных позиций предприятий, выполняющих ремонтные работы и обслуживание промышленного оборудования. Использование данного принципа предполагает применение инновационных технологий ремонта и обслуживания оборудования, использование в практике управления современных инструментов, методов управления.
Формирование механизма управления должно основываться на выборе методов и инструментов управления различными объектами воздействия, приоритетными являются, по мнению автора, качество ремонтных работ, развитие персонала, отношения с потребителями. Выделенные направления должны стать ключевыми компетенциями предприятия ремонтно-
обслуживающего производства, так как именно в данных областях российские предприятия уступают зарубежным. Под ключевыми компетенциями автор понимает специфические, трудно имитируемые конкурентами источники устойчивых конкурентных преимуществ предприятия. Концепция ключевых компетенций, предложенная Г. Хамелом и К.К. Прахаладом, является основой "интеллектуального лидерства" предприятия в отрасли.
Важность информационного обеспечения процессов управления подчеркивается многими исследователями, в то же время на практике
руководство зачастую не осознает необходимость применения современных систем поддержки принятия управленческих решений, создания информационной базы предприятия.
Информационное обеспечение предполагает проведение работ в направлении накопления и обработки текущей информации, применение соответствующих информационных технологий.
Процесс формирования механизма управления ремонтным предприятием включает, с авторской точки зрения, последовательную реализацию следующих действий, а именно:
1) разработку совокупности целей механизма управления предприятием ремонтно-обслуживающего производства;
2) определение объектов управления (функциональные подсистемы предприятия, структурные элементы и ключевые компетенции) и целей трансформации их состояния;
3) выявление факторов управления, подвергающихся управленческому воздействию;
4) разработку элементов механизма - функций, методов и инструментов управленческого воздействия;
5) создание необходимого обеспечения функционирования механизма управления -нормативно-правового, материально-технического, кадрового, финансового и информационного.
Сформированный таким образом механизм управления позволит обеспечить эффективное функционирование и развитие системы управления и предприятия ремонтно-обслуживающего
производства в целом.
Литература
1. Кононенко П.И. Стратегическое программно-целевое управление производственно-хозяйственной системой. Обобщение и практические рекомендации / Под ред. В.А. Трайнева. М.: Изд.-торговая корп. «Дашков и К°», 2003. - 272 с.
2. Лебедев О.Т. Основы менеджмента: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. - с. 36.
3. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Пер. с анг. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2002.
^ 8- (960)-129-43-59
Ключевые слова: ремонтно-обслуживающее производство, механизм управления, принцип.