Научная статья на тему 'Принципы формирования механизма управления предприятием ремонтно-обслуживающего производства'

Принципы формирования механизма управления предприятием ремонтно-обслуживающего производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВО / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИП / SERVICE-REPAIR’S PRODUCTION / THE MANAGEMENT MECHANISM / PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гнитиева Н. С.

Предложена совокупность принципов формирования механизма управления предприятием ремонто-обслуживающего производства, учитывающих специфические особенности функционирования и управления исследуемых предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMATION OF THE MANAGEMENT MECHANISM TO SERVICE-REPAIR’S PRODUCTION ENTERPRISE

Set of principles for formation of the management mechanism to service-repair’s production enterprise is proposed, the specific features of the operation and management of the enterprises included

Текст научной работы на тему «Принципы формирования механизма управления предприятием ремонтно-обслуживающего производства»

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО

ПРОИЗВОДСТВА Н.С. Гнитиева, старший преподаватель

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Предложена совокупность принципов формирования механизма управления предприятием ремонто-обслуживающего производства, учитывающих специфические особенности функционирования и управления исследуемых предприятий

В современных условиях развитие рынка ремонтного обслуживания производства является одним из факторов роста эффективности и повышения производительности отечественных промышленных предприятий. Значимость развития инфраструктурного сектора ремонтно-

обслуживающего производства проявляется в увеличении возможностей промышленных предприятий по модернизации оборудования, обновления станочного парка, концентрации на основных видах деятельности, снижения уровня общепроизводственных расходов.

Результаты исследований теоретических и практических аспектов деятельности свидетельствуют о недостаточной разработанности вопросов управления ремонтным предприятием,

необходимости адаптации зарубежного опыта к российской экономическим условиям. Предприятия ремонтно-обслуживающего производства нуждаются в разработке соответствующего теоретического и методического аппарата управления, применении научно-обоснованной системы и механизма управления.

Целевое назначение системы управления предприятием ремонтно-обслуживающего

производства заключается в обеспечении эффективного функционирования и развития предприятия при помощи соответствующим образом сформированного механизма управления.

Категория механизма применительно к управлению, по мнению автора, представляет собой регулятор, должным образом упорядочивающий данный процесс и призванный обеспечить эффективность деятельности предприятия.

Под механизмом управления предприятием ремонтно-обслуживающего производства автор понимает совокупность элементов, реализующих функции управления посредством применения адекватных объекту методов управления при помощи материально-технического, кадрового, финансового, информационного, нормативно-правового

обеспечения, направленных на достижение целей предприятия. Содержание механизма управления предприятием определяется его структурными

элементами, в числе которых цели, функции и методы управления, обеспечивающая подсистема.

Актуальность формирования механизма управления обусловлена рядом причин. Выделившиеся в процессе структурной перестройки производства ремонтные подразделения оказались неприспособленны к самостоятельным условиям ведения хозяйственной деятельности. Руководство не готово к ведению конкурентной борьбы, практически отсутствует применение маркетинговых

инструментов, работа по удержанию клиентов. Появившиеся в последнее десятилетие малые предприятия данной сферы ориентированы, прежде всего, на получение прибыли от торговли оборудованием, сервис рассматривается как дополнительная нагрузка. Однако в условиях финансовой нестабильности руководство

предприятий начинает осознавать преимущества от развития сервисного направления деятельности.

По мнению автора, формирование механизма управления предприятием ремонтно-обслуживающего производства должно происходить в соответствии с определенными принципами (рисунок),

регламентирующими его общую структуру и действия.

Совокупность рекомендуемых принципов формирования механизма управления следует разделить на общие принципы, которые являются обязательными при формировании механизма управления любой экономической системой, и специфические принципы, отражающие сущность и особенности управления предприятием ремонтно-обслуживающего производства.

К числу важнейших общих принципов, по мнению автора, следует отнести: целенаправленность, системность, комплексность, научность,

эффективность, развитие и совершенствование.

Принцип целенаправленности означает, что механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей и задач организации. Механизм управления призван в общесистемном плане обеспечивать свойства предприятия как экономической системы, такие как адаптивность, устойчивость, гибкость. Необходимо формирование научно обоснованного целевого блока, разработка и

обоснование целей развития предприятия. С позиций системного подхода механизм управления, представляющий собой совокупность частных механизмов и элементов, обладает свойством эмерджентности, которое означает, что «векторы целевых функций отдельных подсистем, как правило, не совпадают по направлению с целевой функцией самой большой системы». [2]

К числу общепризнанных принципов управления относится принцип системности, который означает,

что все элементы и процессы находятся в некоторой системной связи, отражающей основные свойства и характеристики системы. [2] Использование принципа системности при формировании механизма управления предприятием ремонтно-обслуживающего производства предполагает применение

инструментария теории управления и общей теории систем. Элементы, входящие в состав механизма управления, во взаимодействии должны образовывать целостную систему с новыми свойствами.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА

м \—/

ЧАСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ИННОВАЦИОНОСТЬ

ПРИОРИТЕТНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Управление качеством ремонтных работ

Управление отношениями с потребителями

Управление развитием персонала

с ИНФОРМАЦИОННОСТЬ N

V У

Совокупность принципов формирования механизма управления предприятием ремонтно-обслуживающего

производства

Следование принципу комплексности означает необходимость рассмотрения и учета всех элементов механизма управления и исследования всех факторов, оказывающих влияние на изменение состояния объекта и субъекта управления и отдельных их составляющих.

По мнению Кононенко П.И., «... комплексность означает учет в конкретных актах управления всего многообразия факторов, влияющих на результаты

принятого решения: организационных,

экономических, правовых, социальных и др. Соблюдение и учет принципа комплексности обеспечивает необходимую обоснованность решений и прогноз их возможных последствий». [1]

Положение о научной обоснованности применяемых форм, методов управления требует реализации принципа научности. Механизм управления должен быть основан на современных

знаниях и научных достижениях, должны учитываться действия познанных объективных законов развития природы и общества.

Принцип эффективности основан на исходном положении о результативной работе механизма, выражающейся в поддержании устойчивой работы предприятия, достижения целей и задач системы управления, с минимальными затратами (управленческие, накладные расходы). Соблюдение данного принципа предполагает эффективное использование ресурсов предприятия.

Принцип непрерывного развития и совершенствования учитывает объективную необходимость применения современных

инновационных форм и методов управления, а также обусловливает необходимость пересмотра применяемого на практике методического инструментария.

Необходимость выделения частных принципов формирования механизма управления связана с особенностями ремонтно-обслуживающего

производства, спецификой управления предприятием данного сектора экономики.

Выделение принципа инновационности необходимо для повышения конкурентоспособности и усиления рыночных позиций предприятий, выполняющих ремонтные работы и обслуживание промышленного оборудования. Использование данного принципа предполагает применение инновационных технологий ремонта и обслуживания оборудования, использование в практике управления современных инструментов, методов управления.

Формирование механизма управления должно основываться на выборе методов и инструментов управления различными объектами воздействия, приоритетными являются, по мнению автора, качество ремонтных работ, развитие персонала, отношения с потребителями. Выделенные направления должны стать ключевыми компетенциями предприятия ремонтно-

обслуживающего производства, так как именно в данных областях российские предприятия уступают зарубежным. Под ключевыми компетенциями автор понимает специфические, трудно имитируемые конкурентами источники устойчивых конкурентных преимуществ предприятия. Концепция ключевых компетенций, предложенная Г. Хамелом и К.К. Прахаладом, является основой "интеллектуального лидерства" предприятия в отрасли.

Важность информационного обеспечения процессов управления подчеркивается многими исследователями, в то же время на практике

руководство зачастую не осознает необходимость применения современных систем поддержки принятия управленческих решений, создания информационной базы предприятия.

Информационное обеспечение предполагает проведение работ в направлении накопления и обработки текущей информации, применение соответствующих информационных технологий.

Процесс формирования механизма управления ремонтным предприятием включает, с авторской точки зрения, последовательную реализацию следующих действий, а именно:

1) разработку совокупности целей механизма управления предприятием ремонтно-обслуживающего производства;

2) определение объектов управления (функциональные подсистемы предприятия, структурные элементы и ключевые компетенции) и целей трансформации их состояния;

3) выявление факторов управления, подвергающихся управленческому воздействию;

4) разработку элементов механизма - функций, методов и инструментов управленческого воздействия;

5) создание необходимого обеспечения функционирования механизма управления -нормативно-правового, материально-технического, кадрового, финансового и информационного.

Сформированный таким образом механизм управления позволит обеспечить эффективное функционирование и развитие системы управления и предприятия ремонтно-обслуживающего

производства в целом.

Литература

1. Кононенко П.И. Стратегическое программно-целевое управление производственно-хозяйственной системой. Обобщение и практические рекомендации / Под ред. В.А. Трайнева. М.: Изд.-торговая корп. «Дашков и К°», 2003. - 272 с.

2. Лебедев О.Т. Основы менеджмента: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. - с. 36.

3. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Пер. с анг. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2002.

^ 8- (960)-129-43-59

Ключевые слова: ремонтно-обслуживающее производство, механизм управления, принцип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.